ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 34.06
ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОКУРАТУРЫ В УСЛОВИЯХ ДАЛЬНЕЙШЕГО НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА
И ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА
© 2020 Е.А. Иванченко, М.А. Кистанова*
В статье обсуждаются некоторые вопросы обеспечения информационной безопасности в органах прокуратуры в свете принятой Концепции цифровой трансформации органов и организаций прокуратуры Российской Федерации до 2025 года. Авторы рассматривают актуальные проблемы организации прокурорской деятельности в условиях соблюдения минимальных требований к обеспечению информационной безопасности.
Ключевые слова: научно-технический прогресс, прокуратура РФ, информационная безопасность, цифровая среда, организация обеспечения безопасности.
Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 27 ноября 2019 г. N° 830 «Об утверждении Концепции безопасности органов и организаций прокуратуры Российской Федерации» [1] поставил перед руководителями органов прокуратуры новые организационные задачи, разрешение которых должно обеспечить в полном объеме информационную безопасность прокурорской деятельности.
Научно-технический прогресс (далее -НТП), концептуально являясь несомненным общественным благом, одновременно усложняет и совершенствует формы противоправной деятельности, обязывая сотрудников правоохранительных органов идти в ногу со временем и обладать знаниями и навыками, необходимыми для противодействия таким противоправным проявлениям.
Влияние НТП на право, а, следовательно, на деятельность правоохранительных структур широко изучается сейчас в работах многих ученых и практических работников: В.А. Оганян рассмотрел проблемы определения субъектов авторских прав в условиях стихийного НТП [2], А.Е. Власов [3], О.И. Петрашова, М.М. Гаджи-ева [4], О.Н. Пикуров [5] и другие авторы анализировали трансформацию уголовного права под влиянием НТП, А.Г. Ахвердян подверг исследованию аспект корреляции юридических обязанностей под влиянием НТП [6]. Особое
внимание заслуживают работы Н.Ш. Козаева, осуществившего в своих исследованиях фундаментальный и многоаспектный анализ влияния НТП на генезис российского права, а также отдельные публикации О.С. Капинус, содержащие изучение прикладных вопросов организации деятельности системы органов прокуратуры в условиях НТП[7].
Начиная с 2017 года Генеральная прокуратура РФ организовала поступательную масштабную деятельность по созданию на всех уровнях прокурорской вертикали высокотехнологичной среды, которая будет одновременно реализовы-вать и обеспечивать принцип гласности прокурорской деятельности, а также служить оперативному качественному взаимодействию органов прокуратуры с гражданами и организациями. Подобная оперативность обмена информацией служит необходимой платформой результативной надзорной деятельности, характеризующейся прежде всего быстрым прокурорским реагированием на нарушение права. Цифровая трансформация органов прокуратуры обеспечит также автоматическое соотнесение различных статистических и учетных данных по направлениям прокурорской работы, зачастую практически не связанных друг с другом, а значит до сих пор не имеющих системы налаженной связи обмена информацией. Капинус О.С. в своей публикации подробно освещает штатные и
* Иванченко Елена Анатольевна ([email protected]) - кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры правовой культуры и защиты прав человека Юридического института, Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь, РФ; Кистанова Мария Андреевна ([email protected]) - ст. оперуполномоченный Управления по контролю за оборотом наркотиков ГУ МВД России по Ставропольскому краю, майор полиции, преподаватель кафедры юридических и специальных дисциплин Ставропольского филиала РАНХиГС, г. Ставрополь, РФ.
t)0
Сновы экономики, управления и права 2 0 20
Economy, Governance and Law Basis
№ 1 (20)
структурные преобразования, вызванные утверждением Концепции цифровой трансформации органов и организаций прокуратуры Российской Федерации до 2025 года [7, с. 5].
Значение информатизации для прокурорского надзора сложно переоценить, прокурорские работники активно обращаются к информационным ресурсам, как общего пользования, так и предназначенным сугубо для осуществления прокурорского надзора: единая государственная информационная система «Единый реестр проверок», информационные программы нескольких видов узкого целевого назначения и т.д. Кроме того, осуществляя надзорную деятельность, прокуратурой систематически проверяется исполнение предписаний законодательства органами государственной власти и местного самоуправления в сфере предоставления услуг в электронной форме, данные проверки также осуществляются путем обращения к информационным ресурсам.
Однако, у данной прогрессивной формы организации деятельности российской прокуратуры есть один аспект, который не должен быть оставлен без внимания специалистами по информационной безопасности. Нам очень нравится высказывание гения польской сатиры Станислава Ежи Ленца «Техника техникой, но лифт ломается чаще, чем лестница», которое как никакое другое характеризует природу опасности, потенциально угрожающей создаваемой в прокурорской системе информационной среде. Именно противодействию данной угрозе посвящен Приказ № 830, с упоминания о котором мы начали статью.
Основная задача, сформулированная Генеральным прокурором РФ - обеспечить систему надлежащей охраны в органах прокуратуры объектов информационной безопасности: ресурсов с ограниченным доступом и ресурсов, содержащих общедоступную информацию в любых формах. Защита должна распространятся также на внутренние инфраструктурные системы, предназначенные для обобщения и анализа информации, работа которых обеспечивается специальным программным сопровождением, разработанным для органов прокуратуры. Для решения данной задачи в штат органов прокуратуры введены должностные единицы, основная обязанность которых состоит в пресечении случаев умышленного или неосторожного несанкционированного доступа к информационным системам и каналам связи.
Повышенной системой защиты должны быть обеспечены ресурсы, содержащие сведения, содержащие любую охраняемую законом тайну.
Концепцией информационной безопасности в органах прокуратуры охватывается широкий круг вопросов, сопутствующих обеспечению нормальной деятельности прокурорской системы: прогнозирование возможных угроз для работника прокуратуры и членов его семьи; создание эффективной пропускной системы; организация проверочной работы, связанной с подбором кадров; выявление фактов совершения работниками прокуратуры противоправных действий во внеслужебное время, а также ряд иных вопросов, комплексно обеспечивающих осуществление прокурорской деятельности на высоком профессиональном уровне.
Информационная безопасность должна обеспечиваться единой комплексной программой, техническая реализация которой возможна в актуальных условиях материально-технического обеспечения органов прокуратуры, и основными принципами которой выступают: простота, приоритетность мер предупредительного характера, персональная ответственность работника прокуратуры.
Процесс создания системы информационной безопасности затруднен целым рядом субъективных и объективных факторов, нуждающихся в устранении, среди которых можно назвать:
1. Сложность материального обеспечения такого фундаментального технического переоснащения, создаваемая система должна поддерживаться либо на самом высоком техническом уровне, либо не создаваться вообще, так как ее наличие в данном случае будет просто бессмысленным;
2. Недоверие к техническим новшествам, выражающееся в дублировании данных еще и на бумажных носителях, что только увеличивает объем ежедневной работы, вызывая тем самым естественную негативную реакцию работников органов прокуратуры;
3. Отсутствие необходимой информированности у работников о возможностях, открывающихся при использовании определенных информационных систем.
В принципе, можно сказать, что в прокурорской системе еще только начинается процесс широкого внедрения технических средств сбо-
8
© INO "Institution of Forensic Construction and Technological Expertise ", 2020
Юридические науки
ра и анализа данных, использование большинства программ, применяемых в прокурорской деятельности, носит экспериментальный, «пилотный» характер, только вводится в прокурорскую практику. Однако, данный этап закладывает фундамент организации работы органов прокуратуры на концептуально новом уровне, и его значение трудно переоценить.
Меняются, существенно усложняясь, общественные отношения, меняются задачи государственного механизма обеспечения национальной безопасности от внешних и внутренних угроз, приоритетной становится работа по противодействию высокотехнологической преступности, ключевая роль в которой принадлежит прокуратуре - субъекту общей координации работы правоохранительных органов государства. Для реализации указанной функции законодательство предоставило прокурорским работникам самые широкие полномочия, поэтому использовать сегодня возможности информационной среды, ограничиваясь только проведением межведомственных совещаний в режиме видео-конференцсвязи - также нерационально, как использовать ноутбук для забивания гвоздей. В рамках координационной работы должны активнее создаваться и использоваться способы оперативного обмена информацией с иными правоохранительными и другими государственными органами, программы нахождения в сети Интернет контента, содержащего сведения либо явно противоправного характера, либо составляющие потенциальную угрозу правам граждан, организаций, интересам общества.
Эффективность прокурорского реагирования напрямую зависит от достоверности и полноты статистических и иных сведений, которыми оперирует работник. Посягательства на информационные системы могут не носить ярко выраженный, демонстрационный характер, когда система просто выводится из строя с целью дезорганизации работы, гораздо опаснее возможность внедрения вредоносных программ, последствиями которого будут выступать качественные или количественные изменения содержащихся в системе сведений.
Следовательно, на первое место в обеспечении информационной безопасности выходит надлежащее проведение организационно-технических мероприятий по вопросам защиты уже имеющейся информации. Руководство органа прокуратуры должно взять на себя обязанность
систематически контролировать квалификационное соответствие кадрового состава, непосредственно обеспечивающего информационную безопасность органа; адекватное техническое оснащение зданий и помещений органа прокуратуры, при необходимости обращаясь к помощи специалистов из иных правоохранительных органов для проведения аудита системы безопасности; общую обстановку в коллективе и деятельность каждого работника в отдельности по вопросам соблюдения норм безопасности.
В частности, минимальные требования информационной безопасности обязывают руководителя должным образом организовать контроль за тем, чтобы с информационными системами работали лица, прошедшие соответствующую подготовку и ознакомленные с пользовательской документацией на программное обеспечение; в случае перевода на другую должность, увольнения или изменение функционала работника прокуратуры, имевшего доступ к ключевым элементам программного обеспечения, лицом, ответственным за информационную безопасность, была проведена необходимая работа; должностные инструкции по работе с информационными системами были составлены с четким распределением обязанностей между работниками, исключающим дублирование или двоякое толкование; структурное подразделение, отвечающее за обеспечение информационной безопасности, было оснащено необходимым не только общесистемным, но и специальным программным обеспечением.
Библиографический список
1. Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 27 ноября 2019 г. № 830 «Об утверждении Концепции безопасности органов и организаций прокуратуры Российской Федерации» // Законность. - № 1. - 2020.
2. Оганян В.А. Определение субъектов авторских прав в условиях научно-технического прогресса / В.А. Оганян В.А. // Сборник научных трудов «Новая наука и формирование культуры знаний современного человека». Под редакцией С.В. Кузьмина. -Казань.- 2018. - С. 275-278.
3. Власов А.Е. Влияние научно-технического прогресса на изменение права / А.Е. Власов // Сборник Материалов XX Международной научно-практической конференции молодых ученых «Норма. Закон. Законодательство. Право». В 2-х томах. Научный редактор О.А. Кузнецова. - 2018. - С. 8-10.
4. Петрашова О.И., Гаджиева М.М. Влияние научно-технического прогресса на уголовное право России / О.И. Петрашова, М.М. Гаджиева // Сбор-
t)0
сновы экономики, управления и права 2 0 20
Economy, Governance and Law Basis
№ 1 (20)
ник Материалов внутривузовской научно-практической конференции «Эволюция российского законодательства в XXI веке». Ответственный редактор Н.Н. Брякин. - 2017. - С. 110-114.
5. Пикуров О.Н. Научно-технический прогресс и уголовное право: «новые» старые угрозы / О.Н. Пикуров // Сборник научных трудов по итогам Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Оптимизация правовой основы противодействия преступности: к 25-летию Конституции Российской Федерации»: в 2 частях.
Под редакцией Л. В. Лобановой, С. М. Мкртчян. -
2018. - С. 221-224.
6. Ахвердян А.Г. Научно-технический прогресс и юридические обязанности субъектов права / А.Г. Ахвердян // Юрист Юга России и Закавказья. -
2019. - № 3(27). - С. 34-37.
7. Капинус О.С. Цифровизация деятельности органов прокуратуры: настоящее и будущее / Капинус О.С. // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. - 2018. - № 4(66). -С. 5-10.
Поступила в редакцию 20.02.2020 г.
ORGANIZATION OF THE PROSECUTOR'S OFFICE IN THE CONTEXT OF FURTHER SCIENTIFIC AND TECHNOLOGICAL PROGRESS AND DIGITALIZATION OF SOCIETY
© 2020 E.A. Ivanchenko, M.A. Kistanova*
The article discusses some issues of information security in the Prosecutor's office in the light of the adopted Concept of digital transformation of bodies and organizations of the Prosecutor's office of the Russian Federation until 2025. The authors consider the actual problems of the organization of Prosecutor's activity in the conditions of compliance with the minimum requirements for information security.
Keywords: scientific and technical progress, Prosecutor's office of the Russian Federation, information security, digital environment, security organization.
Received for publication on 20.02.2020
* Elena A. Ivanchenko ([email protected]) - PhD in law, associate Professor, associate Professor of the Department of legal culture and human rights protection Law Institute of the North Caucasus Federal University, Stavropol, Russia; Maria A. Kistanova ([email protected]) - senior operative of the drug control Department ofthe Ministry of internal Affairs of Russia in the Stavropol territory, major of the police; teacher of the Department of legal and special disciplines Stavropol branch of RANEPA, Stavropol, Russia.
10
© INO "Institution of Forensic Construction and Technological Expertise", 2020