Основные направления цифровизации деятельности прокуратуры Китая
Шитова Екатерина Анатольевна,
соискатель ученой степени кандидата наук, ФГКОУ ВО «Университет прокуратуры Российской Федерации» E-mail: [email protected]
Автором рассматриваются основные пути цифровой трансформации Китая и их действие на изменение и совершенствование прокурорского надзора. Обозначена проблема конкурентноспособности России и Китая в мировом рейтинге развития экономики, внедрения и использования цифровых технологий. На основе законодательства Китая исследуются ключевые этапы процесса масштабной концепции обновления государства по становлению цифровой экономики. Дается характеристика государственных реформ Китая по модернизации системы управления и усилении научно-технического прогресса и их влияние на прокуратуру. Систематизированы центральные моменты повышения эффективности деятельности прокуратуры Китая в эпоху всеобъемлющей цифровой трансформации экономики и общественных отношений. В статье освещены цели развития прокуратуры Китая в эпоху новой эры цифровых технологий. На основе опыта зарубежных стран, в том числе Китая сделан вывод о необходимости повышения профессиональных навыков сотрудников прокуратуры России для работы в цифровой среде.
Ключевые слова: цифровая экономика, технологический прогресс, инновации, цифровое общество, цифровая трансформация, промышленные преобразования, прокуратура, прокурорский надзор.
В мировом рейтинге цифровой конкурентноспособности 2021 года (World Digital Competitiveness Ranking), который составляется Международным институтом управленческого развития (International Institute for Management Development - IMD) Россия находится на 42 месте, на первом месте США, на пятнадцатом Китай.[1] Данный рейтинг дает оценку способности стран внедрять и использовать цифровые технологии в качестве ключевого фактора экономических преобразований в бизнесе, правительстве и обществе в целом.
Китай является одной из стран с самым быстрым развитием экономики. В связи с новым витком научно-технической революции и промышленных преобразований и с ускоряющейся трансформацией экономического развития Государственным советом Китая 8 мая 2015 года принят План по развитию экономики «Сделано в Китае 2025» (Made in China 2025, далее - План). Главной целью Плана является - промышленная трансформация и модернизация, продвижение и ускорение инноваций, и развитие информационных технологий, интеллектуального производства, повышение его качества и эффективности.[2]
В Китае 28 мая 2020 г. впервые принят Гражданский кодекс КНР, вступивший в законную в силу 1 января 2021 г., который стал основным документом, регулирующим рыночную экономику. [3]
Во время пятого пленума 19-го Центрального комитета, проходившего 26 по 29 октября 2020 года разработан 14-й пятилетний план развития Китайской народной Республики (далее - План). План утвержден 12 марта 2021 года и направлен на: ускоренное цифровое развитие и построение цифрового Китая, создание новых преимуществ цифровой экономики, ускорение построения цифрового общества, повышение уровня строительства цифрового правительства, создание хорошей цифровой экосистемы, улучшение национальной системы государственной службы, а также на укрепление национальных стратегических научно-технических сил, расширение возможностей предприятий в области технологических инноваций, увеличение научно-технического потенциала, развитие умных технологий, таких как робототехника, искусственный интеллект, большие данные, блокчейн, 5G, аэрокосмическая промышленность, электромобили и биотехнологии.
В целях продвижения реформ и открытости в новую эпоху развития экономики Верховной Народной прокуратурой Китая 24 октября 2020 года принято Указание «Об исполнении прокурорских функций по обеспечению соблюдения закона и обеспечению строительства пилотных зон сво-
5 -а
сз
<
CM
со
бодной торговли» (далее - Указание). [4] Основными целями Указания являются:
1) Проведение институциональных инноваций в таких областях, как либерализация и упрощение процедур торговли и инвестиций, финансовых услугах для экономики.
2) Разработка концепции равной защиты в соответствии с законом различных субъектов рынка.
3) Борьба с преступлениями в сфере баз данных, поддержка единого рынка и добросовестной конкуренции.
4) Защита законных прав и интересов инвесторов и инвестиционных компаний, пресечение использования интернет-платформ для совершения мошенничества по сбору средств, незаконного использования государственных депозитов и других преступлений, угрожающих финансовой безопасности.
5) Усиление наказания за преступления, связанные с отмыванием денег.
6) Усиление судебной защиты корпоративных прав интеллектуальной собственности и способствовать созданию инновационной и открытой инвестиционной среды. Принятие мер в отношении нарушений прав на товарные знаки, патентные права, авторские права, коммерческую тайну и других преступлений в области прав интеллектуальной собственности и преступлений, связанных с производством и продажей поддельных и некачественных товаров.
7) Усиление правовой защиты социальных и общественных интересов в сфере безопасности пищевых продуктов и лекарств в трансграничной электронной торговле.
8) Укрепление кадров прокуратуры и инновационной поддержки обучения талантов, развитие целевого образования и обучения в области финансов, торговли, логистики, интеллектуальной собственности и других профессиональных сфер, развитие хорошего политического качества, знание международных конвенций и действующих правил, опыт в гражданских и коммерческих делах, связанных с иностранными государствами, а также в финансовом бизнесе, подбор прокуроров со знанием иностранных языков.
9) Создание более открытого механизма для привлечения талантов, укрепления кадрового обмена между органами прокуратуры и налоговым, финансовым, экологическим и другими ведомствами, а также поощрение местных органов власти создавать специальные учреждения и направлять прокуратуры и профессиональные группы по ведению дел в соответствии с местными условиями.
10) Использование мнений ученых из высших учебных заведений, научно-исследовательских институтов, коммерческих областей, юридических фирм, связанных с иностранными государствами для создания профессиональных аналитических центров прокурорской службы, а так-
же поощрение сотрудничества с юридическими колледжами и научно-исследовательскими учреждениями.
В целях всестороннего содействия созданию команды высококвалифицированных прокуроров Китай внедрил единую систему экзаменов на профессиональную юридическую квалификацию для получения профессиональной юридической квалификации для вновь назначенных прокуроров. [5] Центральным комитетом Коммунистической партии Китая (далее - Комитет) особо отмечено, что, вступая в новую стадию развития прокуратуре необходимо осуществить полную координацию и всестороннее развитие различной прокурорской работы, способствовать органической интеграции и взаимной координации органов прокуратуры, продвигать стандартизацию, специализацию и профессионализацию прокуратуры. [6]
Также Комитетом акцентировано внимание прокуроров на строгое и незамедлительное преследование за киберпреступления, а также за преступления, такие как отмывание денег, запугивание и доминирование на рынке, ложное заключение договоров между компаниями и предоставление кредитов малым и средним предприятия, мошенничество в телекоммуникационных сетях, создание схем сетевых пирамид.
Исходя из положительного опыта зарубежных стран, в том числе Китая, цифровую трансформацию прокурорского надзора России следует прежде всего основывать на повышении профессиональных навыков прокурорских работников по работе в цифровой среде.
Литература
1. Мировой рейтинг цифровой конкурентноспособности (World Digital Competitiveness Ranking) 2021 года Международного института управленческого развития (International Institute for Management Development - IMD) [Электронный ресурс]: URL: https://www.imd.org/ centers/world-competitiveness-center/rankings/ world-digital-competitiveness/#accordion-item-body-7240b6f2-0222-41c4-b3a2-e345281896a5 (дата обращения: 28.03.2022).
2. План по развитию экономики Китая (Made in China 2025) [Электронный ресурс]: URL: http://www.gov.cn/zhengce/content/2015-05/19/ content_9784.htm (дата обращения: 28.03.2022).
3. Ли Яо. Правовое обеспечение прав человека в гражданском кодексе КНР в условиях развития новых технологий // Научный юридический журнал ФГБОУ ВО «Московский государственный юридический университет им. О.Е. Кута-фина (МГЮА) «Lex russica». - 2021. - Т. 74. -№ 4 (173). - С. 130-141.
4. Указание Верховной Народной прокуратуры Китая от 24.10.2020 «Об исполнении прокурорских функций по обеспечению соблюдения закона и обеспечению строительства пилотных зон свободной торговли» [Электронный
ресурс]: URL: https://www.spp.gov.cn/spp/xwfbh/ wsfbt/202010/t20201028_483246.shtml#2 (дата обращения: 28.03.2022).
5. Закон Китайской Народной Республики о прокуратуре от 23.04.2019 [Электронный ресурс]: URL: https://www.spp.gov.cn/spp/fl/201904/ t20190423_415974.shtml (дата обращения: 28.03.2022).
6. Приказ Центрального комитета Китайской Народной Республики от 02.08.2021 «Об усилении правового надзора органами за прокуратуры в новую эпоху» [Электронный ресурс]: uRL: https://www.spp.gov.cn/spp/gfwj/202108/ t20210802_525630.shtml (дата обращения: 28.03.2022).
THE MAIN DIRECTIONS OF DIGITALIZATION OF THE ACTIVITIES OF THE PROSECUTOR'S OFFICE OF CHINA
Shitova E.A.
University of prosecutor's office of the Russian Federation
The author examines the main ways of China's digital transformation and their impact on changing and improving prosecutorial supervision. The problem of the competitiveness of Russia and China in the world ranking of economic development, the introduction and use of digital technologies is outlined. On the basis of Chinese legislation, the key stages of the process of a large-scale concept of state renewal for the development of a digital economy are explored. Characteristics of China's state reforms to modernize the management system and strengthen scientific and technological progress and their impact on the prosecutor's office are given. The central moments of increasing the efficiency of the activities of the Prosecutor's Office of China in the era of a comprehensive digital transformation of the economy and public relations are systematized. The
article highlights the development goals of the Chinese prosecutor's office in the era of the new era of digital technology. Based on the experience of China, it was concluded that it is necessary to improve the professional skills of Russian prosecutors to work in the digital environment.
Keywords: digital economy, technological progress, innovations, digital society, digital transformation, industrial transformations, prosecutor's office, prosecutor's supervision.
References
1. World Digital Competitiveness Ranking 2021 by the International Institute for Management Development (IMD) [Electronic resource]: URL: https://www.imd.org/centers/ world-competitiveness-center/rankings/world-digital-competitiveness/#accordion-item-body-7240b6f2-0222-41c4-b3a2-e345281896a5 (Accessed: 28.03.2022).
2. China Economic Development Plan (Made in China 2025) [Electronic resource]: URL: http://www.gov.cn/zhengce/con-tent/2015-05/19/content_9784.htm (Accessed: 28.03.2022).
3. Li Yao. Legal support of human rights in the Civil Code of the People's Republic of China in the context of the development of new technologies. O.E. Kutafin (Moscow State Law Academy) «Lex russica». - 2021. - T. 74. - № 4 (173). - P. 130-141.
4. Ordinance of the Supreme People's Procuratorate of China dated 24.10.2020 «On the performance of prosecutorial functions to enforce the law and ensure the construction of pilot free trade zones» [Electronic resource]: URL: https://www.spp.gov.cn/spp/ xwfbh/wsfbt/202010/t20201028_483246.shtml#2 (Accessed: 28.03.2022).
5. Law of the People's Republic of China on the Prosecutor's Office of April 23, 2019 [Electronic resource]: URL: https://www. spp.gov.cn/spp/fl/201904/t20190423_415974.shtml (Accessed: 28.03.2022).
6. Order of the Central Committee of the People's Republic of China dated 02.08.2021 «On strengthening the legal supervision of the prosecution authorities in the new era» [Electronic resource]: URL: https://www.spp.gov.cn/spp/gfwj/202108/ t20210802_525630.shtml (Accessed: 28.03.2022).