Научная статья на тему 'ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР НА ПРЕДВАРИТЕЛЬНОМ СЛЕДСТВИИ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ'

ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР НА ПРЕДВАРИТЕЛЬНОМ СЛЕДСТВИИ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
135
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС / ДОСУДЕБНОЕ ПРОИЗВОДСТВО / ПРОКУРОР / НАДЗОР ПРОКУРОРА / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / CRIMINAL PROCEDURE / PRE-TRIAL PROCEEDINGS / PROSECUTOR / PROSECUTOR'S SUPERVISION / DIGITAL TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кангезов Марат Русланович, Лобова Светлана Александровна

В статье освещаются вопросы цифровой трансформации органов прокуратуры России. Отмечается, что цифровая трансформация органов прокуратуры направлена на комплексную автоматизацию надзорных функций. Высказывается мнение о том, что развитие цифровых технологий должно привести к оптимизации надзора прокурора в досудебном производстве уголовного процесса и повысить доверие граждан к деятельности государственных органов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Кангезов Марат Русланович, Лобова Светлана Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSECUTOR'S SUPERVISION AT THE PRELIMINARY INVESTIGATION IN THE CONDITIONS OF DIGITAL TECHNOLOGIES DEVELOPMENT

The article highlights the issues of digital transformation of the Prosecutor's office of Russia. It is noted that the digital transformation of the Prosecutor's office is aimed at a comprehensive automation of Supervisory functions. The opinion is expressed that the development of digital technologies should lead to the optimization of the Prosecutor's supervision in pre-trial criminal proceedings and increase citizens' confidence in the activities of state bodies.

Текст научной работы на тему «ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР НА ПРЕДВАРИТЕЛЬНОМ СЛЕДСТВИИ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

УДК 343.13

DOI 10.23672/z9459-1935-8816-o

Кангезов Марат Русланович

кандидат юридических наук, начальник кафедры

уголовного процесса и криминалистики, Новороссийский филиал Краснодарского университета МВД России kangezovm@mail.ru

Лобова Светлана Александровна

кандидат юридических наук, доцент кафедры

уголовного процесса и криминалистики, Новороссийский филиал Краснодарского университета МВД России anaskirillova@yandex.ru

Marat R. Kangezov

Candidate of Law Sciences, Chief of Department

Criminal Procedure and Forensic Science, Novorossiysk branch Krasnodar Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation University kangezovm@mail.ru

Svetlana A. Lobova

Candidate of Law Sciences, Associate Professor

Criminal Procedure and Forensic Science, Novorossiysk branch Krasnodar Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation University anaskirillova@yandex.ru

Прокурорский надзор

на предварительном следствии в условиях развития цифровых технологий

Prosecutor's supervision

at the preliminary investigation in the conditions of digital technologies development

Аннотация. В статье освещаются вопросы цифровой трансформации органов прокуратуры России. Отмечается, что цифровая трансформация органов прокуратуры направлена на комплексную автоматизацию надзорных функций. Высказывается мнение о том, что развитие цифровых технологий должно привести к оптимизации надзора прокурора в досудебном производстве уголовного процесса и повысить доверие граждан к деятельности государственных органов.

Ключевые слова: уголовный процесс, досудебное производство, прокурор, надзор прокурора, цифровые технологии.

Annotation. The article highlights the issues of digital transformation of the Prosecutor's office of Russia. It is noted that the digital transformation of the Prosecutor's office is aimed at a comprehensive automation of Supervisory functions. The opinion is expressed that the development of digital technologies should lead to the optimization of the Prosecutor's supervision in pre-trial criminal proceedings and increase citizens' confidence in the activities of state bodies.

Keywords: criminal procedure, pre-trial proceedings, Prosecutor, Prosecutor's supervision, digital technologies.

1Л сентября 2017 года Генеральный проку-Н" рор Российской Федерации Юрий Яковлевич Чайка утвердил Концепцию цифровой трансформации органов и организаций прокуратуры Российской Федерации до 2025 годах [1].

Этот акт ознаменовал становление органов прокуратуры на путь трансформации.

Названная концепция призвана поддержать государственную политику в сфере развития цифровой экономики России. Анализ положений концепции дает основание заключить, что цифровая трансформация должна повысить эффективность деятельности органов прокуратуры, способствовать созданию условий для более быстрой реализации надзора прокурорами, обеспечивать развитие взаимоотношений с гражданами,

организациями и государственными органами, в связи с переходом государства к цифровой экономике.

В этой связи, одним из приоритетных направлений нам видится переход органов прокуратуры к надзору с использованием высоких технологий, которые предполагают создание единой цифровой платформы для электронного взаимодействия как внутри прокуратуры, так и с другими органами и ведомствами.

Высокотехнологичный надзор в качестве основных задач предполагает:

- усовершенствовать автоматизированную оценку качества деятельности органов прокуратуры;

- повысить эффективность надзора посредствам внедрения передовых технологий, обрабатывающих данные первичной информации;

- повысить результативность реагирования прокурора на жалобы, поступаемые, в том числе, в порядке ст. 124 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации [2] (далее - УПК РФ);

- обеспечить значительность полученной информации о состоянии законности и др.

Переходя к высокотехнологичному надзору, прокуроры рационализируют свою деятельность в стадии предварительного расследования.

Рассматриваемый вид надзора связан с установлением цифровой инфраструктуры, под которой следует понимать возникновение единой межведомственной цифровой онлайн - платформы, в которой могли бы взаимодействовать прокуроры, совместно с руководителями всех государственных органов, не исключением являются и органы предварительного расследования, с целью работы над электронным делом.

Переход к единому электронному делу позволит прокурорам проводить проверку законности и обоснованности принятых процессуальных решений в режиме «реального времени», автоматически отслеживая ход производства.

Наравне с этим, лица, осуществляющие предварительное расследование, смогут автоматизировано выполнить требования прокурора о направлении копии процессуальных решений, которые призваны обеспечить доступ к правосудию. Среди таких решений можно назвать: постановление о возбуждении уголовного дела, постановление об отказе в возбуждении уголовного дела и т.д.), а также иные процессуальные документы, направление которых предусмотрено нормами УПК РФ.

Работая с единым электронным делом, у прокуроров не будет необходимости запрашивать материалы уголовного дела с целью проверки обоснованности принятия того или иного процессуального решения, что позволит сэкономить время как надзирающего прокурора, так и лица, ведущего предварительное расследование. На практике, запросы о предоставлении материалов уголовного дела или материалов проверки сообщения о преступлении приводят к длительной переписке прокурора и руководителей следственных органов, так как материалы могут находиться у руководителя в рамках процессуального контроля.

Считаем, что внедрение единого электронного дела упростит обмен информацией между прокурорами и органами расследования, а также, обеспечит разумный срок уголовного судопроизводства, проблемы осуществлений которого так часто обсуждаются в научной литературе.

Хотелось бы выделить основные преимущества введения электронного уголовного дела в «оборот» :

- случаи утери материалов дела или самого дела будут исключены;

- уйдет необходимость в восстановлении уголовного дела (ст. 158.1 УПК РФ);

- прокуроры смогут незамедлительно на основании п. 12 ч. 2 ст. 37 УПК РФ передавать уголовные дела или материалы проверки сообщения о преступлении от одного органа предварительного расследования другому в порядке ст. 151 УПК РФ;

- прокуроры смогут изымать любое уголовное дело или любые материалы проверки сообщения о преступлении у органа предварительного расследования федерального органа исполнительной власти и передавать его (их) следователю Следственного комитета РФ с обязательным указанием оснований такой передачи;

- прокурор будет незамедлительно получать от следователя (дознавателя) уголовное дело вместе с обвинительным заключением (обвинительным актом, обвинительным постановлением);

- в случае возвращения прокурором уголовного дела для пересоставления обвинительного заключения (п. 2 ч. 1 ст. 221 УПК РФ), обвинительного акта (п. 2 ч. 1 ст. 226 УПК РФ) или обвинительного постановления (п. 2 ч. 1 ст. 226.8 УПК РФ) следователю или дознавателю не понадобится перепечатывать данные документы, их можно будет пересоставить в электронном виде.

Указанные выше обстоятельства будут способствовать соблюдению законности на всех стадиях уголовного судопроизводства.

Создание единой межведомственной цифровой онлайн - платформы будет способствовать сотрудничеству прокуроров и органов предварительного расследования в ведении единой системы учета, которая не позволит дублировать межведомственные учеты.

Он также будет обеспечивать контроль за всеми процессуальными решениями от регистрации сообщения о преступлении до вынесения приговора суда.

Цифровая трансформация прокуратуры, также, направлена на создание среды доверия, которая направлена на защиту интересов граждан, организаций и интересов государства в электронном взаимодействии.

Единая межведомственная цифровая онлайн-платформа должна предоставлять услугу по обращению граждан и юридических лиц в следственные органы с сообщением о преступлении. Автоматизация процесса сообщения о преступлении позволит исключить незаконные отказы в получении и регистрации заявлений о преступлениях.

По результатам рассмотрения сообщений о преступлении заявитель будет немедленно уведомлен автоматически. Лица, права, свободы и интересы которых затрагиваются уголовным судопроизводством, должны находиться в аналогичном

положении. Они должны иметь право подать жалобу через единую межведомственную цифровую онлайн-платформу и иметь возможность получить немедленную информацию о результатах их обращения.

Цифровая трансформация прокуратуры направлена на комплексную автоматизацию надзорных функций, что должно привести к оптимизации

Литература:

1. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 03.07.2019) // Собрание законодательства РФ, 24.12.2001. № 52 (ч. I). Ст. 4921.

2. Приказ Генпрокуратуры России от 14.09.2017 № 627 «Об утверждении Концепции цифровой трансформации органов и организаций прокуратуры до 2025 года» (вместе с «Концепцией цифровой трансформации органов и организаций прокуратуры Российской Федерации до 2025 года»). URL : http://www.consultant.ru/document/ cons doc LAW 278651

прокурорского надзора в досудебном уголовном процессе. Внедрение единой межведомственной цифровой онлайн-платформы позволит следственным органам и прокурорам работать с единым электронным делом, а также должно повысить доверие граждан к деятельности государственных органов в сфере уголовного судопроизводства.

Literature:

1. The Code of Criminal Procedure of the Russian Federation dated December 18, 2001 № 174-ФЗ (as amended on July 3, 2019) // Meeting of the legislation of the Russian Federation, December 24, 2001. № 52 (part I). Art. 4921.

2. Order of the Prosecutor General of Russia dated September 14, 2017 № 627 «On approval of the Concept of digital transformation of bodies and organizations of the prosecutor's office until 2025» (together with the «Concept of digital transformation of bodies and organizations of the prosecutor's office of the Russian Federation until 2025»). URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW 278651

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.