Применение современных медиакоммуникационных технологий в деятельности органов общественной безопасности и народной прокуратуры КНР
В. К. ЗАХАРОВА,
инспектор по особым поручениям отдела развития учебно-материальной базы образовательных организаций в МВД России
Управления организации подготовки кадров, кандидат юридических наук (ДГСК МВД России) E-mail: [email protected]
Modern Media Communications Technologies' Using in Public Security Bodies' Activity and the People's Prosecutor's Office of the People's Republic of China
V. K. ZAKHAROVA,
Candidate of Law, Inspector for Special Assignments at the Department of the Educational and Material Base' Development of the Educational Organizations in the Interior Ministry of Russia at the Management Department of the Training Personnel Staff (Department of State Service and Human Resources of the Interior Ministry of Russia)
В статье затронуты некоторые аспекты осуществления уголовно-процессуальной и административной деятельности с использованием современных технологий должностными лицами органов общественной безопасности и народной прокуратуры КНР. В связи с тем, что особую роль в обеспечении деятельности правоохранительных органов Китая стал играть Интернет, определены основные направления развития законодательства КНР в данном аспекте. Особое место в работе посвящается анализу деятельности сайтов органов общественной безопасности КНР («киберполиция») и народной прокуратуры КНР, позволяющих принимать и регистрировать сообщения граждан о преступлениях через Интернет, обращено внимание на использование интернет-технологий на стадии возбуждения уголовного дела.
Уголовно-процессуальная деятельность, Китайская Народная Республика, сообщение о преступлении, прием и регистрация сообщений о преступлении, возбуждение уголовного дела, предварительное следствие, информационные технологии, интернет-платформа, мес-сенджер, микроблог, мобильная платформа, WeChat, Weibo, медиакоммуникации, киберпреступность.
УДК 004:94(510)
In the article involved some implementation's aspects of the criminal procedural and administrative activities with using the modern technologies by officials of the public security bodies and the people's prosecutor's office of the People's Republic of China. Due to the fact that the Internet started to play a special role in ensuring the activities of China's law enforcement bodies, the main directions of the development of the PRC legislation in this aspect have been determined. A special place in the work is devoted to the analysis of the sites' public security bodies activities of the PRC ("cyberpolice") and the people's prosecutor's office of the PRC, allowing to receive and register the citizens' messages about crimes through the Internet, attention is payed for using the Internet technologies at the stage of the criminal case.
Criminal procedural activities, People's Republic of China, message about crime, reception and registration of crime' messages, criminal case initiation, preliminary investigation, information technologies, Internet platform, messenger, microblog, mobile platform, WeChat, Weibo, media communications, cybercrime.
Активное развитие информационных технологий на протяжении многих лет служит чуть ли не основным толчком к развитию общества. В поседение годы ряд стран, в том числе и Китайская Народная Республика, демонстрируют последовательное и устойчивое продвижение к построению глобального информационного общества. В настоящее время широкое распространение сети Интернет оказывает воздействие на все сферы жизни общества, в том числе и на отношения в сфере обеспечения безопасности граждан. Процессы информатизации способствовали как появлению новых видов преступлений, так одновременно и способов их недопущения или скорейшего раскрытия и расследования. Таким образом, решая задачи по обеспечению безопасности государства от преступных посягательств, правоохранительные органы вынуждены также совершенствовать правовые основы их деятельности, в том числе применения новейших технологий.
Отечественными процессуалистами на протяжении десяти лет поднимаются вопросы целесообразности совершенствования подходов к применению информационных технологий в деятельности правоохранительных органов, в том числе и уголовно-процессуальной. В рамках дискуссий обсуждаются механизмы правового закрепления в законодательстве России и межотраслевые проблемы применения технических средств аудио- и видеофиксации информации.
Отметим, что в Китайской Народной Республике (далее — КНР, Китай) внедрение современных информационных технологий в деятельность правоохранительных органов является задачей государственного масштаба. Таким образом, изучение опыта Китая по применению интернет-технологий в учетно-реги-страционной, уголовно-процессуальной и административно-управленческой деятельности являются полезными для российского законодателя. В рамках статьи хотелось бы рассмотреть наиболее яркие примеры их использования.
Важной предпосылкой внедрения современных технологий в уголовно-процессуальную деятельность стало принятие 29 декабря 2015 г. Министерством общественной безопасности КНР Разъяснения «Об изменении и совершенствовании процедуры возбуждения уголовного дела». В нормативном акте указана необходимость совершенствования процесса принятия сообщений о преступлениях через сеть Интернет1. Обращается
1 В КНР деятельность должностных лиц правоохранительных органов по приему и регистрации сообщений о преступлениях регламентирована УПК КНР и ведомственными нормативными актами (ст. 108 УПК КНР, ст. 166 Приказа Министерства общественной безопасности КНР № 127 «О процессуальных требованиях
особое внимание на обработку, регистрацию поступившей информации, ведение информационных баз данных в онлайн-режиме, введение методов автоматического приема и контроля за аудиовизуальными материалами и электронными данными граждан. Согласно данному положению, при регистрации сообщения, заявления, жалобы гражданину выдается специальный номер, по которому он вправе самостоятельно отслеживать ход проведения проверки и принятых решений через компьютер, подключенный к Интернету [4]. По нашему мнению, китайский законодатель предпринял достаточно успешную попытку обеспечить реализацию права заявителя на доступ к информации о ходе рассмотрения принятого в органы общественной безопасности заявления, а также предоставил заявителю возможность отслеживать ход рассмотрения поданного им сообщения почти в режиме реального времени, в то же время и реагировать на действия или бездействие следователя.
Примечательно, что аналогичный способ оповещения предусмотрен не только в Китае, но и в Испании, Италии и ФРГ, где при приеме заявления лицу выдается уникальный идентификационный номер, в который включено обозначение полицейского участка, имя ответственного за проверку (расследование) сотрудника полиции, код вида преступления и текущий год. Назвав этот номер по телефону или указав в специальной форме на сайте полиции, заявитель может получить информацию о ходе проверки (а в дальнейшем — о ходе расследования уголовного дела).
Идея приема и регистрации через Интернет сообщений граждан о нарушениях законности начала реализовываться организацией «Общество Интернета Китая» при поддержке Пресс-канцелярии Госсовета КНР еще в 2004 г. Тогда была создана группа приема сообщений о нарушениях закона и появления вредоносной информации. В 2016 г. органами общественной безопасности КНР была создана интернет-платформа по приему заявлений о нарушениях закона, получившая название «суЬегроИсе» (вебсайт: http://www.cyberpolice.cn/wfjb/). В качестве правовых оснований ее деятельности выступают Решения Постоянного комитета Всекитайского
расследования уголовного дела органами общественной безопасности», ст. 157-160 Правил применения норм УПК КНР народной прокуратурой). В соответствии со ст. 108 УПК КНР, сотрудники органов общественной безопасности, народной прокуратуры и народного суда обязаны принять информацию у лица, задержанного по подозрению в совершении преступления, заявителя, сообщившего о факте преступления, у осведомителя, сообщившего о личности подозреваемого, а также у лица, явившегося с явкой с повинной, а также незамедлительно расспросить указанных лиц об обстоятельствах дела, составить протокол, проверить наличие неточностей и подписать.
собрания народных представителей по обеспечению безопасности в сети Интернет, Уголовной кодекс КНР, законы КНР «О наказаниях (взысканиях) за нарушение общественного порядка» и «О методах регулирования информационного обслуживания сети Интернет». Сайт, не осуществляя функций по экстренному приему сообщений о преступлении, принимает к регистрации информацию о распространении порнографических материалов, вовлечении в занятие проституцией, распространении компьютерных вирусов, мошеннических действиях в сети Интернет, организации азартных игр, продаже оружия, боеприпасов к нему, а также торговле документами, фальшивыми деньгами, человеческими органами, распространении запрещенной информации о религиозных культах. В тоже время разработчики сайта поощряют передачу любой информации о деятельности организации Исламское движения Восточного Туркестана и иной информации о вооруженно-террористических организациях, целью которой является создание фундаменталистского исламского государства.
Результатами работы данного сайта в 2017 г. стало принятие 300 285 сообщений граждан КНР о нарушении закона, а также дача 88 488 ответов на обращения граждан с запросами. Также по информации на январь 2018 г. полицией была проведена проверка 2 749 сообщений о совершении преступлений против нравственности (что составило 38,9 % от общего количества всех принятых сообщений), об организации азартных игр в режиме онлайн — 2 677 сообщений (38,7 % от общего количества принятых сообщений), совершении мошеннических действий через сеть Интернет — 1 140 случаев (16,1 %) [1].
Современные технологии широко используются в уголовно-процессуальной деятельности в ходе процесса доказывания по уголовному делу. Так, с 2016 г. в качестве доказательств по уголовному делу (наравне с традиционными видами) могут служить электронные данные, включающие в себя веб-страницы, блоги (онлайн дневники), микроблоги Weibo, социальное приложение «Круг друзей» (в мессенджере WeChat), сведения, опубликованные посредством сети Интернет, 8М8-сообщения, переписка в мессенджерах, электронные письма (ст. 1 Определения о порядке собирания и проверке электронных доказательств по уголовным делам) [3].
Эти технологии, проникая во все сферы общественной жизни, применяются в целях реализации ряда правоохранительных функций органами общественной безопасности и народной прокуратурой. Китайский законодатель пред-
принял, на наш взгляд, революционную попытку организации работы с гражданами, закрепив в нормативных актах возможность использования мессенджеров правоприменительной деятельности. Так, в Разъяснении Министерства общественной безопасности КНР «Об изменении и совершенствовании процедуры возбуждения уголовного дела» обращается внимание на необходимость использования должностными лицами интернет-платформ, в том числе и популярных в Китае мессенджере WeChat и ми-кроблоге Weibo в рамках проведения разъяснительной работы с гражданами и превентивных мероприятий (абз. 2 ст. 3).
В свою очередь, Верховная народная прокуратура в рамках проекта «Интернет» и народная прокуратура реализуют ряд надзорных функций посредством медиакоммуникаций. Так, помимо борьбы с киберпреступностью, на данной платформе происходит обобщение информации, имеющейся в базах данных прокуратур, ведется активная разъяснительная работа, правовое и новостное информирование, а также реализуется деятельность по приему и рассмотрению жалоб и заявлений граждан, информирование о ходе расследования уголовного дела участников уголовного процесса, их представителей и защитников [2].
Кроме того, с 1 января 2018 г. Верховная народная прокуратура запустила мобильную платформу для прокуроров для обработки и обмена несекретной информацией. Она представляет собой совокупность мобильных приложений для обработки документов, проведения опросов, направления руководителям подготовленных документов, запросов, рапортов (например, рапортов на отпуск, предложений для поездок в командировки) и проведения конференц-свя-зи с коллегами. Мобильная платформа может быть подстроена под потребности определенного отдела в зависимости от осуществляемых функциональных обязанностей. По мнению организаторов проекта, данные мобильные приложения повысят эффективность работы прокуратуры и оперативность реагирования на нарушение законности [6].
Отметим, еще в марте 2016 г. Верховный народный прокурор КНР Цао Цзяньмин ставил задачу активизации работы над 6 интернет-платформами, в число которых входит платформы по расследованию уголовных дел (обмену информацией по уголовным делам между прокуратурами) и осуществлению надзорной деятельности прокуроров [5].
Реализация уголовно-процессуальных принципов открытости и гласности не проходит без использования современных технологий. Так, по данным народной прокуратуры КНР (по состоя-
нию на 30 ноября 2017 г.), в сети Интернет размещена информация о расследовании 1 901 701 уголовного дела, из которых 128 759 — по уголовным делам о тяжких преступлениях, 817 841 процессуальных документов, 65 646 документов, представленных стороной защиты.
Более того, в последние два года проходит конкурс на самую активно представленную в медиа-пространстве прокуратуру Китая (в расчете брались публикации в мессенджере WeChat и микроблоге 8та Weibo). В рамках зачетного срока с 1 по 28 февраля 2018 г. было рассмотрено 3 196 прокурорских микроблогов (8та Weibo), 3 505 аккаунтов в WeChat и 3 576 новостных материалов.
Современные телекоммуникационные технологии неразрывно связаны с развитием и потребностями китайского общества. В правоохранительной сфере внедрение инфор-
мационных технологий позволяет не только ускорить процесс реализации прав участников уголовного процесса, но и сгладить некоторые пробелы китайского законодательства (например, оценочные формулировки сроков производства ряда процессуальных действий). В настоящее время в подзаконные нормативные акты КНР вносятся достаточно революционные поправки и принимаются новые законы. Этот факт позволяет констатировать, что внедрение современных технологий в уголовно-процессуальную и административную деятельность контролируется на правительственном уровне, а, следовательно, проходит более активно. Такими образом, опыт КНР в применении девайсов и интернет-программ в деятельности правоохранительных органов может быть полезен для изучения в России и других странах.
Список литературы:
1. Верховный народный суд КНР, Верховная народная прокуратура КНР, Министерство общественной безопасности КНР «О некоторых вопросах порядка собирания, проверки и оценки электронных данных в рамках расследования уголовных дел». URL: http://hgxy.hljcourt.gov.cn/public/detail. php?id=1039 (дата обращения: 14.06.2018).
2. Верховная народная прокуратура испытывает мобильное приложение. Официальный сайт Верховной народной прокуратуры КНР. URL: http://www.spp.gov.cn/spp/ zdgz/201802/t20180202_364092.shtml (дата обращения: 14.06.2018).
3. «Интернет и прокуратура» — исследование и результаты. URL: http://newspaper.jcrb.com/ html/2016-01/13/content_204512.htm (дата обращения: 14.06.2018).
4. Работа интернет-платформы по приему обращений граждан. URL: http://www. cyberpolice.cn/wfjb/html/xxgg/20180226/4278. shtml (дата обращения: 14.06.2018).
5. Разъяснение «Об изменении и совершенствовании процедуры возбуждения уголовного дела». Официальный сайт Министерства общественной безопасности КНР. URL: http://www.mps.gov.cn/n16/n1237/n1342/ n803715/4946200.html (дата обращения: 14.06.2018).
6. Цао Цзяньминь. Реализация научно-технической стратегии по внедрению электронно-цифровой платформы Верховной народной прокуратуры. Официальный сайт Верховной народной прокуратуры КНР. URL: www.spp. gov.cn/zdgz/201603/t20160313_114301 .shtml (дата обращения: 14.06.2018).