Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
356
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР / ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПРОКУРОР / ПРОКУРАТУРА РФ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Коломоец Игорь Иванович, Степанов Олег Анатольевич

Цели и задачи. Целью настоящей статьи является рассмотрение сущности, правового регулирования, роли и значение информационно-аналитической деятельности органов прокуратуры в РФ в современных условиях, а также выявление существующих в данной области пробелов и проблем и направлений их решения. Методология. В статье использованы общетеоретические (анализ и синтез) и специализированные методы исследования, в том числе системный, эволюционный методы, структурный и проблемный анализ. Выводы и результаты. В качестве основной проблемы отмечается отсутствие методологического единства и гармонизации мероприятий, планируемых на федеральном, региональном и других уровнях, адекватности выбора, синхронизации применения соответствующего методического инструментария для разработки, реализации, оценки эффективности информационно-аналитической деятельности. Обоснована необходимость закрепления на законодательном федеральном уровне понятия и процедуры реализации информационно-аналитической деятельности с целью обеспечения ее унификации в субъектах федерации. Предложены возможности обеспечения открытости информационно-аналитической деятельности на базе ГАС ПС. Аргументирована целесообразность применения эволюционного подхода в модернизации информационно-аналитической деятельности в современных условиях на примере ряда выделенных проблем в субъектах федерации. Практическое значение. Результаты исследования могут быть использованы для совершенствования процессов организации, методического обеспечения информационно-аналитической деятельности органов прокуратуры в части уточнения терминологического аппарата, модернизации основ деятельности межведомственных групп, а также унификации порядка подготовки различных информационно-аналитических источников. Оригинальность и научная новизна. Статья представляет методический и практический интерес для работников органов прокуратуры, в том числе специалистов в информационно-аналитической области, ученых и практиков, занимающихся разработкой проблемы совершенствования информационно-аналитической деятельности в области прокурорского надзора. Новизна исследования заключается в обосновании применения эволюционного метода модернизации информационно-аналитической деятельности, использования потенциала субъектов федерации для совершенствования исследуемых процессов, предложении ряда современных подходов и средств повышения эффективности информационно-аналитической деятельности (инверсии, экспертного анализа и консультаций, технологий бизнес-интеллекта и др.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF INFORMATION AND ANALYTICAL ACTIVITY OF PROSECUTOR'S OFFICE OF THE RUSSIAN FEDERATION

Purposes and tasks. The purpose of the present article is consideration of an entity, legal regulation, a role and value of information and analytical activity of bodies of prosecutor's office in the Russian Federation in modern conditions and also identification of the spaces and problems existing in the field and the directions of their solution. Conclusions and results. As the main problem there is noted a lack of methodological unity and harmonization of the actions planned on federal, regional and other levels, adequacy of the choice, synchronization of use of the corresponding methodical tools for development, implementation, assessment of efficiency of information and analytical activity. There is proved the need of fixing at the legislative federal level of a concept and the procedure of implementation of information and analytical activity for the purpose of ensuring its unification in territorial subjects of the federation. Opportunities of ensuring openness of information and analytical activity on the basis of state automated system GAS PS are offered. The expediency of application of evolutionary approach in upgrade of information and analytical activity in modern conditions on the example of a number of the selected problems in territorial subjects of the federation is reasoned. Methodology. In the article there are used a general theoretical (the analysis and synthesis) method and specialized methods of a research, including system, evolutionary methods, the structural and problem analysis. Practical value. Results of a research can be used for improvement of processes of the organization, methodical ensuring information and analytical activity of bodies of prosecutor's office regarding specification of a terms framework, upgrade of bases of activity of interdepartmental groups and also unification of an order of preparation of different information and analytical sources. Originality and scientific novelty. Article is of methodical and practical interest to employees of bodies of prosecutor's office, including specialists in information and analytical area, the scientists and practicians who are engaged in development of a problem of improvement of information and analytical activity in the field of public prosecutor's supervision. The novelty of a research consists in justification of application of an evolutionary method of upgrade of information and analytical activity, use of capacity of territorial subjects of the federation for improvement of the studied processes, the sentence of a number of modern approaches and means of increase in efficiency of information and analytical activity (inversion, the expert analysis and consultations, technologies of business intelligence, etc.).

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

10. СУДЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; ПРОКУРОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; ПРАВОЗАЩИТНАЯ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.11)

10.1. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Коломоец Игорь Иванович, аспирант. Место учебы: Московский гуманитарный университет. E-mail: anna88san@mail.ru

Степанов Олег Анатольевич, д-р юрид. наук, профессор. Должность: главный научный сотрудник. Место работы: Институт Законодательства и Сравнительного Правоведения при Правительстве Российской Федерации. E-mail: o_stepanov@hotbox.ru

Аннотация

Цели и задачи. Целью настоящей статьи является рассмотрение сущности, правового регулирования, роли и значение информационно-аналитической деятельности органов прокуратуры в РФ в современных условиях, а также выявление существующих в данной области пробелов и проблем и направлений их решения.

Методология. В статье использованы общетеоретические (анализ и синтез) и специализированные методы исследования, в том числе системный, эволюционный методы, структурный и проблемный анализ.

Выводы и результаты. В качестве основной проблемы отмечается отсутствие методологического единства и гармонизации мероприятий, планируемых на федеральном, региональном и других уровнях, адекватности выбора, синхронизации применения соответствующего методического инструментария для разработки, реализации, оценки эффективности информационно-аналитической деятельности. Обоснована необходимость закрепления на законодательном федеральном уровне понятия и процедуры реализации информационно-аналитической деятельности с целью обеспечения ее унификации в субъектах федерации. Предложены возможности обеспечения открытости информационно-аналитической деятельности на базе ГАС ПС. Аргументирована целесообразность применения эволюционного подхода в модернизации информационно-аналитической деятельности в современных условиях на примере ряда выделенных проблем в субъектах федерации.

Практическое значение. Результаты исследования могут быть использованы для совершенствования процессов организации, методического обеспечения информационно-аналитической деятельности органов прокуратуры в части уточнения терминологического аппарата, модернизации основ деятельности межведомственных групп, а также унификации порядка подготовки различных информационно-аналитических источников.

Оригинальность и научная новизна. Статья представляет методический и практический интерес для работников органов прокуратуры, в том числе спе-

циалистов в информационно-аналитической области, ученых и практиков, занимающихся разработкой проблемы совершенствования информационно-аналитической деятельности в области прокурорского надзора. Новизна исследования заключается в обосновании применения эволюционного метода модернизации информационно-аналитической деятельности, использования потенциала субъектов федерации для совершенствования исследуемых процессов, предложении ряда современных подходов и средств повышения эффективности информационно-аналитической деятельности (инверсии, экспертного анализа и консультаций, технологий бизнес-интеллекта и др.).

Ключевые слова: прокурорский надзор, информационно-аналитическая деятельность, генеральный прокурор, прокуратура РФ.

IMPROVEMENT OF INFORMATION AND ANALYTICAL

ACTIVITY OF PROSECUTOR'S OFFICE OF THE RUSSIAN FEDERATION

Kolomoets Igor Ivanovich, postgraduate student. Place of study: Moscow University for the Humanities. E-mail: an-na88san@mail.ru

Stepanov Oleg Anatolevich, Dr of Law, Professor. Position: Principal Research Scientist. Place of employment: Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation. E-mail: o_stepanov@hotbox.ru

Annotation

Purposes and tasks. The purpose of the present article is consideration of an entity, legal regulation, a role and value of information and analytical activity of bodies of prosecutor's office in the Russian Federation in modern conditions and also identification of the spaces and problems existing in the field and the directions of their solution.

Conclusions and results. As the main problem there is noted a lack of methodological unity and harmonization of the actions planned on federal, regional and other levels, adequacy of the choice, synchronization of use of the corresponding methodical tools for development, implementation, assessment of efficiency of information and analytical activity. There is proved the need of fixing at the legislative federal level of a concept and the procedure of implementation of information and analytical activity for the purpose of ensuring its unification in territorial subjects of the federation. Opportunities of ensuring openness of information and analytical activity on the basis of state automated system GAS PS are offered. The expediency of application of evolutionary approach in upgrade of information and analytical activity in modern conditions on the example of a number of the selected problems in territorial subjects of the federation is reasoned.

Methodology. In the article there are used a general theoretical (the analysis and synthesis) method and specialized methods of a research, including system, evolutionary methods, the structural and problem analysis.

Practical value. Results of a research can be used for improvement of processes of the organization, methodical ensuring information and analytical activity of bodies of prosecutor's office regarding specification of a terms

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОКУРАТУРЫ РФ

Коломоец И.И. Степанов О.А.

framework, upgrade of bases of activity of interdepartmental groups and also unification of an order of preparation of different information and analytical sources.

Originality and scientific novelty. Article is of methodical and practical interest to employees of bodies of prosecutor's office, including specialists in information and analytical area, the scientists and practicians who are engaged in development of a problem of improvement of information and analytical activity in the field of public prosecutor's supervision. The novelty of a research consists in justification of application of an evolutionary method of upgrade of information and analytical activity, use of capacity of territorial subjects of the federation for improvement of the studied processes, the sentence of a number of modern approaches and means of increase in efficiency of information and analytical activity (inversion, the expert analysis and consultations, technologies of business intelligence, etc.).

Keywords: public prosecutor's supervision, information and analytical activity, Attorney-General, prosecutor's office of the Russian Federation.

В современной системе организации управления органов прокуратуры Российской Федерации в условиях модернизации и повышения качества деятельности данного органа, функционирующего в эпоху цифровой экономики, особое место занимает информационно-аналитическая работа, которая представляет собой комплексный, многосторонний и непрерывный процесс по сбору, учету и накоплению информации о нарушениях законодательства. Правильная организация информационно-аналитической работы находится в прямой корреляции с результатами прокурорской деятельности, а, соответственно, и вкладом прокуратуры в укрепление законности и правопорядка на всей территории государства [Ибрагимов, 2017: 25]. При этом сегодняшняя практика информационно-аналитической деятельности в исследуемой области не успевает воспринимать и апробировать стремительно появляющиеся инновации. Эта проблема характерная не только для российских органов прокуратуры, приобретая глобальный характер [Sviridov, 2017]. Ее разработка на национальном уровне выступает качественным резервом повышения эффективности деятельности органов прокуратуры на международном уровне, обеспечивая соблюдение законопорядка, судопроизводства и мониторинг актуальных способов и форм борьбы с превалирующими правонарушениями и преступлениями. Ввиду этого вопросы надлежащей информационно-аналитической работы имеют сегодня все большую актуальность, что обусловило выбор автором темы настоящей статьи.

Прежде чем перейти к исследуемому вопросу, обратимся к уточнению терминологического аппарата, сопровождающего функционирование изучаемого аспекта и обуславливающего проблемы организации информационно-аналитической деятельности как процесса, обеспечивающего эффективную работу современных органов прокуратуры на государственном уровне. В этой связи нужно отметить, что в юридической литературе неоднократно обосновывалась позиция о том, что прокуратура в РФ представляет собой иерархически сложную, системную организацию, обладающая комплексом властных полномочий. Подобная сложность, по мнению В.Д.Кошлевского обусловлена тем, что "в прокуратуре выражены интересы индивидуальных, групповых и государственных групп" [Кошлевский, 2008: 14]. Данная формулировка пред-

ставляется нам не совсем удачной, в особенности в части указания автором на "индивидуальные и групповые интересы". Следует отметить, что надзорная деятельность прокуратуры обуславливается такими первостепенными задачами, как обеспечение законных интересов и прав участников уголовного судопроизводства, соблюдение режима законности при рассмотрении органами дознания сообщений о преступлениях и расследовании преступлений. Таким образом, важность прокурорского надзора заключается в его исключительных функциях как системного государственного органа, способного обеспечить законность уголовного судопроизводства во всех его проявлениях и на любой стадии. В свою очередь последние из перечисленных элементов коррелируют с такими квалифицирующими характеристиками как результативность, высокое качество, инновационный потенциал и непрерывность информационно-аналитической деятельности в области прокурорского надзора.

Необходимо обратить внимание на тот факт, что, несмотря на то, что вопросы организации информационно-аналитической деятельности нашли свое отражение в значительном числе ведомственных документов нормативного характера, информационных письмах, методических рекомендациях и обзорах Генеральной прокуратуры РФ, прокуратур субъектов федерации, законодательного закрепления на федеральном уровне изучаемое явление до сих пор не получило. Переходя к понятию информационно-аналитического обеспечения деятельности прокуратуры, в настоящей статье мы полагаем целесообразным понимать под ним деятельность, направленную на построение, развитие и обеспечение функционирования систем, служащих эффективному достижению целей прокурорского надзора в общем, и надзора за следствием и дознанием, в частности. Суть такой деятельности сводится к определению информационных потребностей, к анализу имеющейся информации, направленным на выбор оптимальных путей решения задач, стоящих перед прокуратурой.

Регламент Генеральной прокуратуры РФ (п.3.1.) [6] включает в число приоритетных задач информационно-аналитической работы такие, как систематический сбор, накопление и анализ информации о состоянии законности и правопорядка по направлению своей деятельности с целью определения приоритетных направлений работы, формирования планов, подготовки организационно-распорядительных и информационно-справочных документов Генеральной прокуратуры.

В настоящее время можно дифференцировать два основных направления информационно-

аналитической работы в органах прокуратуры: внешнее и внутреннее. Первое охватывает работу по определению состояния законности и правопорядка на определенной территории или объекте, которые поднад-зорны конкретному органу прокуратуры. В свою очередь внутреннее направление информационно-аналитической работы в органах прокуратуры характеризуется сбором, изучением и оценкой информации с целью определения эффективности организации и деятельности органов прокуратуры.

Эффективность выполнения указанных задач и направлений зависит от качества базы данных и уровня ее организации и систематизации. В соответствии с упомянутым выше нормативным ведомственным документом источниковой базой информационно-аналитической деятельности в современных условиях

выступают статистические показатели, данные из материалов проверок, данные, получаемые из уголовных, гражданских и арбитражных дел, а также дел об административных правонарушениях, данные из обращений граждан, а также другие сведения. Важно отметить, что Приказом Генерального прокурора РФ от 7 декабря 2007 г. № 195 была введена «проверка исполнения законов на основании поступившей в органы прокуратуры информации. К такой информации относят: обращения граждан и должностных лиц, сообщения средств массовой информации и т.д., а также иных достоверных материалов о совершенных правонарушениях, если требуется использование прокурорских полномочий» [4]. Таким образом, практически любая информация о допущении нарушения закона выступает сегодня в качестве основания для надзорной проверки, что заметно усложняет и повышает объем и реализацию информационно-аналитической деятельности органов прокуратуры.

В контексте указанных источников еще одной важнейшей современной характеристикой информационно-аналитической деятельности прокуратуры РФ в условиях повышения ее эффективности выступает открытость. Так, при наличии указания прокурора на соответствующем уровне (например, региональном) информационно-аналитические материалы могут публиковаться в регулярно выходящем сборнике, позволяющим ознакомиться с ними всем заинтересованным лицам и использовать в своей работе органам прокуратуры не только региона, но и других субъектов федерации и их территориальных единиц [3]. Кроме того, в настоящее время на сайте Генеральной прокуратуры РФ регулярно размещаются ежегодные статистические данные об основных показателях деятельности органов прокуратуры по осуществлению надзора. Следует также отметить тот факт, что в целях обеспечения системного методического подхода к повышению качества информационно-аналитической деятельности, с 2015 г. в России была введена в действие в пилотном режиме Государственная автоматизированная система правовой статистики (ГАС ПС), которая в текущих условиях информационную поддержку деятельности Генеральной прокуратуры РФ, а также автоматизирует и упрощает процесс формирования и представления отчетности органов прокуратуры РФ. Автоматизация и обеспечение доступа к статистическим данным на федеральном уровне представляется, безусловно, важным шагом, однако с целью повышения эффективности использования этих данных, по нашему мнению, ГАС ПС следует дополнить созданием Единой базы данных, включающей в себя данные о причинах и условиях преступлений и совершающих их лицах, а также указанием на результативность профилактических и другого рода мер, которые были применены в их отношении. Решение данной задачи носит длительный характер, однако его перспективность с информационно-аналитической точки зрения в условиях, когда мировая цивилизация шагнула в эру лавинообразно нарастающего объема данных, с обработкой которых крайне трудно справиться не только человеческим ресурсам, но и традиционным информационным технологиям и средствам, очевидна.

Однако невзирая на тот факт, что в области совершенствования качества и развития информационно-аналитической деятельности как одного из определяющих элементов, обеспечивающих эффективность работы органов современной прокуратуры, в российских условиях предприняты значительные шаги, в этой

сфере сохраняются и многочисленные пробелы, прежде всего, обусловленных уже подчеркнутым нами ранее в статье комплексным, сложным иерархически строением системы органов Прокуратуры РФ, недостаточным уровнем внедрения системного методического подхода. В ходе информационно-аналитической деятельности аккумулируется весь объем имеющихся данных по отдельной проблеме, проявляется новый, в то же время высокопрофессиональный (при правильном выборе инструментария и специалистов) взгляд на проблему на основе высокой методической компетентности и практического опыта, проявляется методически детализированный подход к различным элементам аналитической деятельности и сбора информации, создаются предпосылки для выбора наиболее адекватных решений и механизмов реализации прокурорского надзора.

Основная проблема при этом в настоящее время, по нашему мнению, заключается в неспособности обеспечить методологическое единство и гармонизацию мероприятий, планируемых на федеральном, региональном и других уровнях, адекватность выбора, синхронизации применения соответствующего методического инструментария для разработки, реализации, оценки эффективности информационно-

аналитической деятельности. Модернизация информационно-аналитической деятельности в современных условиях, с методической точки зрения, преимущественно протекает так называемым революционным методом (т.е. «сверху-вниз»), тогда как в условиях сложной структуры органов прокуратуры, на наш взгляд, наиболее отвечающим требованиям оперативности внедрения инноваций (что в особенности важно для информационной сферы, а также сферы обеспечения порядка судопроизводства и соблюдения законности) в российских реалиях является эволюционный подход (т.е. подход «снизу-вверх»). Обратимся к иллюстрирующему данный тезис примеру.

Практика выездных проверок подразделений Генеральной прокуратуры России свидетельствует, что организация работы в прокуратурах субъектов по информационно-аналитическому обеспечению сегодня не свободна от недостатков, изобилует многочисленными нарушениями, определяющимися как недостатком временных, человеческих, технических ресурсов, методологического потенциала, налаженной процедуры обмена передовым опытом и нуждается в дальнейшем совершенствовании. Это, например, касается обеспечения функционирования такого важнейшего элемента, как межведомственные рабочие группы, значимость формирования и деятельности которых обусловлена не только выработкой и реализацией совместных мероприятий по разрешению отдельных актуальных проблем на территории отдельных субъектов страны, но и для решения вопросов совершенствования информационно-аналитического взаимодействия. Тем не менее, работа данных структур, несмотря на рекомендации Генеральной прокуратуры РФ и определенные сроки их проведения либо совсем не осуществляется, либо носит несистематический характер, реализуется со значительными перерывами между заседаниями, что полностью нивелирует ценность информационной и аналитической деятельности и ее результатов, приводит к получению недостоверных, устаревших данных как источниковой базы, нарушает неотъемлемые принципы организации информационно-аналитической работы, такие как систематичность предоставляемой информации и своевременность ее

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОКУРАТУРЫ РФ

Коломоец И.И. Степанов О.А.

получения, препятствуя системности сбора объективной информации о состоянии законности, процессу повышения эффективности деятельности органов прокуратуры на региональном и федеральном уровнях. По нашему мнению, решение данной проблемы может быть достигнуто за счет применения технологии он-лайн-конференц-связи с дальнейшей публикацией полной видеозаписи встреч межведомственных групп в ГАС ПС и категоризацией по тематическому рубрикатору, что обеспечит открытость доступа к данным информационно-аналитической деятельности со стороны органов других субъектов и территорий страны, позволит снизить уровень формализованного подхода к проведению подобных мероприятий, повысит их регулярность, системность и эффективность планирования в соответствии с актуальными проблемами в области обеспечения судопроизводства и правопорядка, модернизации информационно-аналитического компонента, позволит обеспечить диссеминацию передового опыта и обмен необходимой информацией на региональном и национальном уровнях (так как практика информационного взаимодействия прокуратур на уровне субъектов РФ пока еще остается крайне низкой). Методическими инструментарием реализации подобной деятельности могут выступить такие инновационные и в то же время относительно простые (что немаловажно) по ресурсным затратам методы и технологии, еще недостаточно активно используемые в исследуемой нами сфере, как «мозговой штурм», инверсия, морфологический анализ, экспертная оценка, экспертная коллективная консультация, метод ассоциаций, метод сравнений и т.д. Немаловажным является и внедрение передовых информационно-коммуникационных технологий для оперативной обработки массивов данных (в том числе «больших данных» - Big Data) и детализации аналитической деятельности и прогнозирования (технологий облачных вычислений, бизнес-интеллекта, бизнес-аналитики, решения в области которых уже перешли из разряда дорогостоящих и сложноуправляемых, требующих длительного обучения на уровень массового пользователя и предоставляются многими российскими разработчиками, например, компанией «Прогноз», позволяя осуществить их кастомизацию под необходимую специфику деятельности государственных органов).

Ведя речь о методологических пробелах, нельзя не остановиться на вопросе отсутствия единства в области легальной регламентации требований к ведению информационно-аналитической деятельности в исследуемой области. На уровне субъектов федерации эта проблема приобретает особую остроту, вызывая необходимость утверждения большого числа разнообразных ведомственных документов с требованиями к отдельным документам, содержащих материалы или результаты информационно-аналитического обеспечения деятельности прокуратуры. Если обратиться в качестве примера к такому распространенному в информационно-аналитической деятельности документу как докладная записка, то можно отметить, что, несмотря на определение его сущности Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 29.12.2011 г № 450 «О введении в действие инструкции по делопроизводству в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации» [5], порядок его подготовки и перечень отражаемых в нем вопросов остается незакрепленным на федеральном уровне. Попытки субъектов решить эту проблему [см., напри-

мер: 8], пока приводят к тому, что их содержание вызывает множество замечаний в связи со значительным объемом отражаемой информации недостаточно структурированного характера, часто произвольной, трудной для восприятия форме представления данных [Хатов, 2015: 33]. Но наиболее значимый пробел заключается в том, что в подобных докладных записках на уровне органов прокуратуры субъектов страны часто не осуществляется надлежащий анализ состояния законности, прокурорского надзора, не выделяются актуальные проблемы и пути их решения, отсутствует корреляция с задачами, поставленными в руководящих документах, в том числе документах федерального характера [Ибрагимов, 2017; Раскина, 2014]. Данный пример является не единственным и наглядно подтверждает необходимость обеспечения единообразия регламентации информационно-аналитической деятельности, что может быть достигнуто за счет разработки единых методических рекомендаций на федеральном уровне за счет привлечения потенциала деятельности тех же рассмотренных нами выше межведомственных групп и обмена положительным опытом, с его непрерывной аккумуляцией, обновлением, систематизацией и отбором для рекомендуемой апробации.

Таким образом, подводя итог вышесказанному, следует отметить, что данная статья не претендует на системный охват всех существующих пробелов в исследуемой области, что затруднительно ввиду ограниченности ее объема. Однако уже на ряде указанных противоречий и дилемм автором предпринята попытка определения возможностей совершенствования текущего состояния информационно-аналитической деятельности органов прокуратуры РФ, обеспечивающей повышение качества работы данного органа. Подчеркнем, что, ведя речь об эволюционном методическом подходе, мы в то же время хотим подчеркнуть важность единого подхода к модернизации и унификации той же методологии и требований к информационно-аналитической деятельности на федеральном уровне. В этой связи для решения указанных проблем представляется необходимым, прежде всего, разработать соответствующие указания на уровне Генерального прокурора Российской Федерации, делегируя в дальнейшем практический процесс реализации на уровень субъектов страны.

Список литературы:

1. Ибрагимов И.М. К вопросу об организации информационно-аналитической работы прокуратуры субъекта Российской Федерации// Политико-правовые аспекты в свете современных научных исследований: Сб. науч.трудов. по мат-лам I Международ. науч.-практ. конф. (МГЮУ им.О.Е.Кутафина, 2017). М.: Открытое знание, 2017. С.25-33

2. Кошлевский В.Д. Место и роль прокуратуры в механизме российского государства: автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.01. Саратов, 2008. 22 с.

3. Портал правовой статистики Генеральной прокуратуры РФ [Электронный ресурс]. URL: http://crimestat.ru/ (дата обращения: 17.05.2019).

4. Приказ Генпрокуратуры РФ от 09.09.2002 г. N 55 "О совершенствовании информационно-аналитической работы в Генеральной прокуратуре Российской Федерации" // Сборник основных организационно-распорядительных документов Генпрокуратуры РФ/

Сост. Киселев И.И., Кистаев И.В. и др. Тула: Автограф, 2009. Т. 1. С.95-101.

5. Приказ Генпрокуратуры РФ от 29.12.2011 г. N 450 (ред. от 11.12.2018) "О введении в действие Инструкции по делопроизводству в органах и организациях прокуратуры Российской Федерации» [Электронный источник]// СПС «Гарант». URL: https://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/70041330/#70041330 (дата обращения: 15.05.2019)

6. Приказ Генпрокуратуры России от 11.05.2016 г. N 276 (ред. от 09.10.2018) "Об утверждении Регламента Генеральной прокуратуры Российской Федерации" // Законность. N 8. 2016.

7. Раскина Т.В. Аналитическая работа прокуроров как средство оптимизации прокурорского надзора // Прокурорская деятельность: вопросы теории и практики: Сб. мат-лов науч.-практ. конф. (МосГУ, 21 ноября 2013 г.) / Отв. ред. А.Ю. Винокуров. М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2014. С. 30-33.

8. Sviridov S. Information and analytical accounting system for the scientific activity of academic institution: Conference Paper // First International Conference on Ocean Thermohydromechanics-2017 (November 2017). DOI: 10.29006/978-5-9901449-3-4-2017-1 -144-147

9. Указание прокурора Саратовской области от 24.06.2008 г. № 60 «О подготовке информационно-аналитических справок о состоянии правотворческой работы» [Электронный источник]// Региональное законодательство Саратовской области. URL: http://www.sarlaws.ru/ index.php?ds=1041053 (дата обращения: 15.05.2019)

10. Хатов Э.Б. Организация информационно-аналитической работы в прокуратуре субъекта Российской Федерации. М. : Акад. Ген. Прокуратуры Рос.Федерации, 2015. 68 с.

Reference list:

1. Ibragimov I.M. To a question of the organization of information and analytical work of prosecutor's office of the territorial subject of the Russian Federation // Political and legal aspects in the light of modern scientific research: The collection of scientific works on materials of I International scientific and practical conference (Moscow city legal university of O.E. Kutafin, 2017). M.: Otkrytoye znanie, 2017. Pp. 25-33

2. Koshlevsky V. D. The place and a role of prosecutor's office in the mechanism of the Russian state: Abstract of

the thesis... of a Candidate of Law Sciences: 12.00.01. Saratov, 2008. 22 p.

3. Portal of legal statistics of the Prosecutor General's Office of the Russian Federation [Electronic resource]. URL: http://crimestat.ru/ (date of the address: 17.05.2019).

4. Order of the State Office of Public Prosecutor of the Russian Federation of 09.09.2002 N 55 "About improvement of information and analytical work in the Prosecutor General's Office of the Russian Federation" // Collection of the main organizational and administrative documents of the State Office of Public Prosecutor of the Russian Federation / Sost. Kiselyov I.I., Kistayev I.V., etc. Tula: Autograph, 2009. T. 1. Pp. 95-101.

5. The order of the State Office of Public Prosecutor of the Russian Federation of 29.12.2011 N 450 (an edition of

11.12.2018) "About enforcement of the Instruction for office-work in bodies and the organizations of prosecutor's office of the Russian Federation" [An electronic source] // Garant.Ru. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/70041330/#70041330 (date of the address:

15.05.2019)

6. The order of the State Office of Public Prosecutor of Russia of 11.05.2016 N 276 (an edition of 09.10.2018) "About the approval of Regulations of the Prosecutor General's Office of the Russian Federation" // Legality. N 8. 2016.

7. Raskina T.V. Analytical work of prosecutors as means of optimization of public prosecutor's supervision // Public prosecutor's activity: questions of the theory and practice: Collection of materials of a scientific and practical conference (MosGU, November 21, 2013) / Ed. A.Yu. Vinokurov. M.: Moscow publishing house, 2014. Pp. 30-33.

8. Sviridov S. Information and analytical accounting system for the scientific activity of academic institution: Conference Paper // First International Conference on Ocean Thermohydromechanics-2017 (November 2017). DOI: 10.29006/978-5-9901449-3-4-2017-1 -144-147

9. Instructions of the prosecutor of the Saratov region of 24.06.2008 N 60 "About preparation of information research opinions about a condition of law-making work" [Electronic source] // Regional legislation of the Saratov region. URL: http://www.sarlaws.ru/index.php? ds=1041053 (date of the address: 15.05.2019)

10. Hatov E.B. The organization of information and analytical work in prosecutor's office of the territorial subject of the Russian Federation. M.: Academy of Gen. Prosecutor's offices of RF, 2015. 68 p.

Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»; оригинальность текста - 86,57%

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.