Научная статья на тему 'Правовые и организационные меры, принимаемые территориальными органами внутренних дел по противодействию проникновению на территорию Российской Федерации санкционной продукции'

Правовые и организационные меры, принимаемые территориальными органами внутренних дел по противодействию проникновению на территорию Российской Федерации санкционной продукции Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
406
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ МВД РОССИИ / LOCAL AGENCIES OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA / САНКЦИИ / SANCTIONS / САНКЦИОННАЯ ПРОДУКЦИЯ / ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК / CONSUMER MARKET / SANCTIONED PRODUCTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дорофеев И. Н., Шиндяпин Ю. П.

В статье рассмотрены основные организационно­управленческие меры территориальных органов МВД России по противодействию поступления на рынок Российской Федерации санкционной продукции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Дорофеев И. Н., Шиндяпин Ю. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal and Organizational Measures Taken by Internal Affairs Agencies to Counteract Penetration of Sanctioned Production in the Russian Federation

The paper considers the basic organizational­management measures taken by local agencies of the Ministry for Internal Affairs of Russia to counteract the penetration of the sanctioned production in the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Правовые и организационные меры, принимаемые территориальными органами внутренних дел по противодействию проникновению на территорию Российской Федерации санкционной продукции»

и.Н. дорофеев,

преподаватель-методист Центра командно-штабных учений,

кандидат юридических наук, доцент

ю.п. шиндяпин,

старший преподаватель кафедры организации оперативно-разыскной деятельности S (Академия управления МВД россии)

Г*

i I.N. Dorofeev,

Ы Candidate of Law, Associate Professor, Head-Lecturer,

К Centre of Staff Command Control Training

•s ju.p. shindyapin,

£ Senior Lecturer, Department of organization of Police Intelligence Activity

¡5 (Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia) ы

I удк 657.037.1 a

s по противодействию проникновению на территорию

к S а

О и н

правовые и организационные меры, принимаемые территориальными органами внутренних дел

российской Федерации санкционной продукции

Legal and organizational Measures Taken by internal Affairs Agencies to counteract penetration of sanctioned production in the Russian Federation

В статье рассмотрены основные организационно-управленческие меры территориальных органов МВД России по противодействию поступления на рынок Российской Федерации санкционной продукции.

Территориальные органы МВД России, санкции, санкционная продукция, потребительский рынок.

The paper considers the basic organizational-management measures taken by local agencies of the Ministry for Internal Affairs of Russia to counteract the penetration of the sanctioned production in the Russian Federation.

Local agencies of the Ministry for Internal Affairs of Russia, sanctions, sanctioned production, consumer market.

52

Современная оперативная обстановка характеризуется наличием принципиально новых детерминант, обусловленных введением отдельными государствами1 в отношении Российской Федерации различного рода экономических санкций.

1 США, страны Европейского союза, Канада, Австралия, Королевство Норвегия, Япония, Швейцария, Лихтенштейн, Черногория,

Исландия, Албания, Украина.

В целях защиты национальных интересов России Правительство РФ ввело запрет [4, 6, 7, 8] на ввоз в страну сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, странами происхождения которых являются Соединенные Штаты Америки, государства Европейского союза, Канада, Австралия, Королевство Норвегия и др. [10].

Как свидетельствуют многочисленные экспертные оценки, действие указанных санкций носит обоюдоострый характер. По расчетам специалистов, общий ущерб российской экономи-

ке от санкции ориентировочно оценивается в $20—25 млрд. Общие убытки европейских стран от потери российского рынка за полтора года достигли суммы в $100 млрд [9]. Однако с введением ответных российских мер в отношении поставок продовольствия с прилавков магазинов не исчезли продукты питания стран-производителей, попавших в санкционные списки. Проведенное нами исследование, в том числе интервьюирование представителей малого и среднего бизнеса, показало, что санкционная продукция продолжает поступать на внутренний российский рынок. Это свидетельствует о том, что зарубежные и отечественные предприниматели находят как легальные, так и нелегальные каналы доставки продовольствия на российский рынок в обход имеющихся ограничений. Эксперты считают, что самыми распространенными «серыми» схемами доставки санкционной продукции на российский рынок стали поставки такой продукции через третьи страны.

С начала 2015 г. на административной границе Казахстана и Российской Федерации было зафиксировано 283 факта попытки ввоза санк-ционного продовольствия. По информации Рос-сельхознадзора, задержано 550 т растительной пищевой продукции; 321 т продукции животного происхождения, из которых уничтожили 47 т. Специалисты Россельхознадзора отмечают, что основными каналами ввоза на территорию России санкционных продуктов являются приграничные территории Республики Казахстан и Белоруссии, так как на административных границах с этими государствами отсутствует таможенный контроль. Проверки в рамках соблюдения законодательства РФ осуществляются на немногочисленных постах Россельхознадзора [11]2.

По расчетам экспертов ведомства, указанные факты составляют не более 20 % от общего количества пересекающих границы РФ партий запрещенных товаров [11]3.

Функциями выявления и утилизации санк-ционной продукции на границе РФ наделены Федеральная таможенная служба, Россельхоз-надзор и Роспотребназор, которые преимущественно осуществляют административные меры воздействия [5, 6].

По нашему мнению, на законодательном уровне на отдельные субъекты оперативно-разыскной деятельности [2], в том числе органы внутренних дел, прямо не было возложено задач по выявлению и пресечению каналов поставок санкционной продукции на российский потребительский рынок.

2 Информация представлена на конец августа 2015 г.

3 Всего имеется шесть постов Россельхознадзора на границе

с Белоруссией и 35 на границе с Казахстаном.

В целях обеспечения экономической безопасности государства территориальные органы МВД России также способны эффективно решать поставленные Правительством РФ задачи по пресечению незаконного оборота санкци-онной продукции. По нашему мнению, одним из приоритетных направлений деятельности территориальных органов МВД России в данной сфере является организация взаимодействия правоохранительных органов с различными общественными институтами и организациями. Ведь по-прежнему, по расчетам экспертов, 80 % санкционной продукции беспрепятственно перевозится через административную границу РФ и реализуется в многочисленных торговых точках, в том числе крупных сетевых магазинах.

Учитывая большой охват объектов оперативного поиска, мы считаем целесообразным в рамках организации помощи населения компетентным органам создание прямой телефонной линии по вопросам выявления фактов оборота такой продукции на объектах оптовой и розничной торговли. Опыт отдельных регионов свидетельствует о высокой эффективности данной меры. Анализ нормативных правовых актов в данной сфере показывает, что единая задача по противодействию обороту санкционной продукции размыта по отдельным ведомствам и направлениям при отсутствии центра координации, и органа, ответственного за результаты и состояние указанной работы.

Обсуждение данной проблематики в интернет-пространстве и с представителями предпринимательских структур показало, что ряд патриотично настроенных представителей малого и среднего бизнеса выражает готовность оказывать помощь в выявлении и пресечении фактов оборота санкционной продукции. Свое решение они мотивируют тем, что располагают информацией о предстоящих сделках и каналах поставок на территорию РФ такой продукции, так как им уже поступали соответствующие предложения. Одной из причин низкой степени содействия компетентным органам и службам они назвали отсутствие поддержки их инициатив, а также реальных результатов в данном направлении.

В сфере оборота санкционной продукции возникла довольно неопределенная ситуация, когда имеется четко обозначенная задача правоохраны, однако из-за отсутствия полноценных правовых механизмов, позволяющих адекватно реагировать на изменения оперативной обстановки, их деятельность сведена к минимуму.

Так, задачи правоохранительной деятельности, обозначенные в федеральных законах от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» [3] и от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» [2, ст. 2], предусматривают не только выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, но и до-

S н и о X

л

<

и н к

о X

л

<

и н S

X

<

а

X О

о

са <

а

С

<

а S н

bS

<

а С

к S а

О и н

53

S н и о X

л

<

и н к

:|S

0

1

л

<

и н S

I

<

а

X о о

м

<

а

С

<

а S н

bS

<

а С

к S а

О и н

54

бывание информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, информационной, экономической или экологической безопасности РФ.

Однако, определяя задачи по выявлению и пресечению оборота санкционной продукции, ни законодатель, ни органы исполнительной власти федерального уровня не определили, к какой же категории противоправного деяния необходимо отнести такое явление, как оборот санк-ционной продукции.

По этой причине у сотрудников оперативных подразделений территориальных органов МВД России различного уровня отсутствуют правовые основания и условия для проведения отдельных административных и оперативно-разыскных мероприятий, что, по нашему мнению, существенно снижает эффективность правоох-раны в рассматриваемой сфере.

Кратко рассмотрим возможности отдельных правовых и организационных мер по декриминализации потребительского рынка в части выявления и пресечения оборота санкционной продукции.

К одной из первоочередных функций организации деятельности территориальных органов МВД России в рассматриваемой сфере необходимо отнести нормотворческую функцию, которая на практике реализуется следующими мерами:

— внесением руководителями территориальных органов МВД России на региональном и районном уровнях в подразделения центрального аппарата МВД России, в органы государственной и муниципальной власти субъектов РФ предложений о принятии неотложных мер по противодействию угрозам экономической безопасности государства в сфере оборота санкционной продукции;

— инициативным участием в подготовке законодательных и иных нормативных правовых актов, затрагивающих функционирование объектов сферы потребительского рынка;

— разработкой общероссийских, межрегиональных и региональных мероприятий по декриминализации рассматриваемой сферы. Эффективность такой работы будет максимальной, если в реализации нормотворческой функции примут участие заинтересованные правоохранительные и контролирующие ведомства. Например, в настоящее время для преодоления возникших правовых и организационных коллизий Федеральная таможенная служба вышла с законодательной инициативой о целесообразности включения санкционной продукции в перечень стратегически важных товаров для целей ст. 226.1 УК РФ [1], что позволит создать правовые основы принятия уголовно-правовых и оперативно-разыскных мер. Однако, по нашему мнению, применение только данной

меры в отрыве от комплекса иных организационных мер не в состоянии решить рассматриваемую проблематику в ее окончательном виде.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В современных условиях важное место отводится информационному и аналитическому обеспечению деятельности подразделений территориальных органов МВД России.

Как свидетельствует практика, они испытывают объективную потребность в информационном обеспечении своей работы от получения простейшей справочной информации до сложных аналитических исследований в отношении отдельных хозяйствующих субъектов или различной категории лиц.

По нашему мнению, одним из существенных недостатков в деятельности территориальных органов МВД России является недостаточный уровень их информационного и аналитического обеспечения в рассматриваемой сфере. К сожалению, комплексный анализ проблем проводится в большинстве случаев лишь при подготовке к итоговым совещаниям или коллегиям, а не при выявлении каналов поставки и оборота санкционной продукции в РФ.

К содержанию данной деятельности территориальных органов МВД России в сфере противодействия обороту санкционной продукции на территории своей юрисдикции необходимо отнести:

1) определение объектов первоочередной оперативной заинтересованности:

— учет предприятий оптовой торговли, в том числе организаций, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, связанную с поставками и складированием продуктов питания;

— учет объектов, осуществляющих розничную торговлю продуктами питания, в том числе крупных сетевых торговых организаций;

— учет предприятий розничной и оптовой торговли, находящихся под контролем организованных преступных групп или сообществ;

2) выявление преступных организованных сообществ, в том числе этнической направленности, специализирующихся на функционировании объектов розничной и оптовой торговли;

3) анализ сложившихся региональных и межрегиональных торговых связей и поставок;

4) паспортизацию территории юрисдикции на предмет выявления помещений, в которых может быть складирована санкционная продукция;

5) комплексное применение сил и средств, которые могут быть задействованы в решении задач по выявлению фактов санкционной продукции;

6) прогнозирование тенденций изменений оперативной обстановки.

Другой функцией, оказывающей влияние на эффективность деятельности территориальных органов МВД России в данной сфере, является ее

организационно-структурное обеспечение, так как правоохранительная деятельность будет тогда эффективно реализовываться, когда она будет опираться на соответствующую организационную структуру.

Нам представляется целесообразным в системе территориальных органов МВД России на региональном уровне при необходимости создавать временные оперативные формирования целевого назначения для координации рассматриваемой деятельности (в счет имеющейся штатной численности). По нашему мнению, это позволит создать организационные предпосылки и механизмы контроля за реализацией задач, поставленных Президентом и Правительством РФ.

Важнейшей функцией организации деятельности по противодействию оборота санкцион-ной продукции является внешнее взаимодействие органов внутренних дел.

Как свидетельствует правоприменительная практика, отлаженное на постоянной основе межведомственное взаимодействие на различных уровнях по обмену значимой информацией, совместному проведению мероприятий и т. д. незначительно, а порой отсутствует.

Нормативными правовыми актами [5, 6, 7] были определены основные субъекты организации деятельности по применению отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности РФ: Правительственная комиссия по мониторингу и оперативному реагированию на изменение конъюнктуры продовольственных рынков, Федеральная таможенная служба, Министерство промышленности и торговли РФ, Министерство экономического развития, Министерство сельского хозяйства РФ, Федеральная антимонопольная служба, Россель-хознадзор и Роспотребназор. Ими проводятся мероприятия в основном погранично-заградительного характера.

Представляется, что межведомственное взаимодействие представителей Россельхоз-надзора, Роспотребназора и территориальных органов МВД России на различных уровнях, а также других субъектов оперативно-разыскной деятельности [2] в указанном направлении пра-воохраны требует дополнительного законодательного, ведомственного и административного регулирования, что в свою очередь предполагает наличие самостоятельного предмета научного исследования.

Список литературы:

1. Уголовный кодекс Российской Федерации.

2. Об оперативно-розыскной деятельности: Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ // СПС Гарант.

Важное место в организации деятельности территориальных органов МВД России отводится функции методического обеспечения, реализации которой должно отводиться одно из приоритетных направлений управленческой деятельности. Безусловно, чем четче будет сформулирован алгоритм действий сотрудников полиции и их подразделений, тем более всесторонне и объективно будут выявлены и задокументированы незаконные схемы поступления на территорию страны санк-ционной продукции.

Таким образом, исходя из анализа сложившейся ситуации, необходимо сделать выводы, что проблематика оборота санкционной продукции представляет собой наряду с другими системными детерминантами актуальную для изучения проблему, оказывающую негативное воздействие на состояние оперативной обстановки и требующую принятия адекватных мер.

Мы считаем, что одним из важных направлений деятельности подразделений МВД России в обеспечении экономической безопасности РФ является совершенствование нормативного правового регулирования противодействия проникновению на территорию страны санкционной продукции путем принятия дополнительных уголовно-правовых, административных и иных мер. Обозначив в статье проблематику в сфере отдельных вопросов экономической безопасности государства, мы считаем целесообразным высказать следующие предложения, направленные на совершенствование рассматриваемого направления правоохраны.

1. Научному сообществу, экспертам, а также сотрудникам практических органов целесообразно продолжить дискуссию по данной проблематике для выработки научных и практических предложений по совершенствованию правовых и управленческих аспектов противодействия обороту санкционной продукции на территории РФ.

2. Организовать на базе Академии управления МВД России проведение Всероссийской межведомственной научно-практической конференции с участием всех заинтересованных сторон, в том числе с приглашением представителей предпринимательских структур.

Предложенные меры позволят выработать наиболее оптимальный алгоритм действий в решении задач противодействия обороту санкционной продукции как органов внутренних дел, так и различных контролирующих и надзирающих министерств и ведомств.

3. О полиции: Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ // СПС КонсультантПлюс.

4. О приостановлении Российской Федерацией действия Договора о зоне свободной торговли

S H

и о X

л

<

и

H

к

s

:|S

о X

л

<

и

H

s

X

<

а

X о о

са <

а

С

<

а S н

bS

<

а С

К

s

а

О и

H

55

S н и о X

л

<

и н к

:|S

0

1

л

<

и н S

I

<

а

X о о

л

<

а

С

<

а S н

bS

<

а С

в отношении Украины: Указ Президента РФ от 16 декабря 2015 г. № 628 // СПС Гарант.

5. Об отдельных специальных экономических мерах, применяемых в целях обеспечения безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 30 июля 2015 г. № 391 // СПС Гарант.

6. О продлении действия отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 24 июня 2015 г. № 320 // СПС Гарант.

7. О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 6 августа 2014 г. № 560 // СПС Гарант.

8. О мерах по реализации указов Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 г.

9.

№ 560 и от 24 июня 2015 г. № 320: постановление Правительства РФ от 7 августа 2014 г. № 778 // СПС КонсультантПлюс. Выступления замглавы Минэкономразвития А. Лихачева на Международном инвестиционном форуме в Сочи 1—4 октября 2015 г. URL: http://www.forumkuban.ru (дата обращения: 17.10.2015). МИД Украины и Госдеп США обсудили усиление санкционного давления на Россию. URL: http://www.gazeta.ru (дата обращения: 17.10.2015).

11. О санкционной политике. URL: http://echo. msk.ru (дата обращения: 03.10.2015).

Тел.: 8 (499) 745-82-48

10.

к S а

О и н

56

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.