Научная статья на тему 'Правовые и организационные аспекты формирования цифрового кластера уголовно-исполнительной системы России'

Правовые и организационные аспекты формирования цифрового кластера уголовно-исполнительной системы России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
25
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
цифровизация / информационное общество / цифровая экосистема уголовно-исполнительной системы / цифровой кластер уголовно-исполнительной системы / «умная» колония / digitalization / information society / digital ecosystem of the penal system / digital cluster of the penal system / «smart» colony

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Юрий Владимирович Мокрецов

Целью статьи является разработка предложений, направленных на совершенствование научно-технического и правового обеспечения концепции цифровой трансформации уголовно-исполнительной системы России. В статье также предлагается стимулирование инновационного развития органов и учреждений уголовно-исполнительной системы России при помощи эффективной информационно-технической базы деятельности в рамках цифровой трансформации с применением концепции цифровой кластер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal and organizational aspects of the formation of a digital cluster of the Russian penal system

The purpose of the article is to develop proposals aimed at improving the scientific, technical and legal support for the concept of digital transformation of the Russian penal system. The article also proposes to stimulate the innovative development of bodies and institutions of the Russian penal system with the help of an effective information and technical base for activities within the framework of digital transformation using the concept of a digital cluster.

Текст научной работы на тему «Правовые и организационные аспекты формирования цифрового кластера уголовно-исполнительной системы России»

Закон и право. 2024. № 2. С. 77-80. Law and legislation. 2024;(2):77-80.

Научная статья УДК 349 (075.8)

https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-2-77-80 EDN: https://elibrary.ru/WFDZFP

NIION: 1997-0063-2/24-075 MOSURED: 77/27-001-2024-2-275

Правовые и организационные аспекты формирования цифрового кластера уголовно-исполнительной системы России

Юрий Владимирович Мокрецов

Вологодский институт права и экономики ФСИН России; Северо-Западный институт (филиал)

Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), Вологда, Россия, warog@mail.ru

Аннотация. Целью статьи является разработка предложений, направленных на совершенствование научно-технического и правового обеспечения концепции цифровой трансформации уголовно-исполнительной системы России. В статье также предлагается стимулирование инновационного развития органов и учреждений уголовно-исполнительной системы России при помощи эффективной информационно-технической базы деятельности в рамках цифровой трансформации с применением концепции цифровой кластер.

Ключевые слова: цифровизация, информационное общество, цифровая экосистема уголовно-исполнительной системы, цифровой кластер уголовно-исполнительной системы, «умная» колония.

Для цитирования: Мокрецов Ю.В. Правовые и организационные аспекты формирования цифрового кластера уголовно-исполнительной системы России // Закон и право. 2024. № 2. С. 77—80. https://doi.org/ 10.24412/2073-3313-2024-2-77-80 ББЫ: https://elibrary.ru/WFDZFP

Original article

Legal and organizational aspects of the formation of a digital cluster of the Russian penal system

Yuri V. Mokretsov

Vologda Institute of Law and Economics of the Federal Penal Service of Russia; North-Western

Institute (Branch) Kutafin Moscow State Law University (MSAL), Vologda, Russia, warog@mail.ru

Abstract. The purpose of the article Is to develop proposals aimed at Improving the scientific, technical and legal support for the concept of digital transformation of the Russian penal system. The article also proposes to stimulate the innovative development of bodies and institutions of the Russian penal system with the help of an effective information and technical base for activities within the framework of digital transformation using the concept of a digital cluster.

Keywords: digitalization, information society, digital ecosystem of the penal system, digital cluster of the penal system, «smart» colony.

For citation: Mokretsov Yu.V. Legal and organizational aspects of the formation of a digital cluster of the Russian penal system // Law and legislation. 2024;(2):77—80. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-2-77-80 EDN: https://elibrary.ru/WFDZFP

Й[я эффективного достижения целей и ринципов, закрепленных в Стратегии азвития информационного общества в :кой Федерации на 2017 — 2030 годы1 и

© Мокрецов Ю.В. М., 2024.

1 Указ Президента РФ от 09.05.2017 № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 — 2030 годы» // URL: http:// publication.pravo.gov.ru/http://publication.pravo.gov.ru/ Document/View/0001201705100002

LAW & LEGISLATION • 02-2024

государственной программе «Информационное общество»2, необходимо разрабатывать не только современные технологии информатизации, но и концептуальные нормативные документы, обеспечивающие нормативную базу для их реализации.

В настоящее время одним из актуальных вопросов является повышение эффективности деятельности органов и учреждений уголовно-исполнительной системы России (далее — УИС) с учетом масштабности системы и большого перечня взаимодействующих субъектов. Одним из основных способов достижения заданной цели является внедрение инновационных информационно-коммуникационных технологий автоматизации и использование кластерного подхода к цифровизации [1; 2; 3].

Сегодня приоритетным направлением развития государства является цифровизация всех сфер жизни общества, это касается не только отраслей народного хозяйства, но и различных технологий автоматизации профессиональной юридической деятельности; все более широкое применение получают термины «электронное правительство», «виртуальное юридическое лицо», соответственно, формируется правовая база их реализации.

Таким образом, информатизация общества до 2030 г. определяет государству цели, задачи и принципы, позволяющие в случае их реализации выстроить эффективную технологическую и информационную базу, позволяющую реализовать права и законные интересы общества. Эффективная научная и техническая информатизация общества влечет за собой совершенствование правового поля и ведомственных правовых актов, а также трансформацию взаимодействия цифровых субъектов, т.е. переход к объединенным платформам в рамках цифрового кластера.

Учет современных информационных прав и законных интересов граждан, право на безопасный доступ к важнейшим информационным ресурсам для общества, обеспечение режима защиты персональных данных органами государственной власти должны стать основными целями и принципами цифровой и правовой трансформации государства и его составных элементов.

2 Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 313 (в ред. от 31.03.2021) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Информационное общество» // СЗ РФ. 2014. Ч. II. № 18. Ст. 2159.

Все более актуальным становится вопрос устойчивого опережающего цифрового развития человека, общества и государства в ответ на современные мировые вызовы и угрозы безопасности. Современные информационно-коммуникационные цифровые инструменты и технологии, на базе Ье§аШе81§п и Ье§а1ТесЬ, позволяют обеспечить прозрачность и открытость деятельности органов государственной власти, общественности и институтов гражданского общества на основе применения открытых цифровых платформ и виртуальных сред, что, в свою очередь, реализует кластерные экосистемы.

Цифровая виртуальная платформа позволит эффективно обеспечить достижение стратегических целей развития информационного общества.

Предлагается рассмотреть проблемы реализации цифровой трансформации и научно-технического развития уголовно-исполнительной системы.

Современные разработки в данной области, при условии успешного внедрения научных концепций и принципов максимальной интеграции информационных механизмов, правовых методов и технических решений, позволят перейти к новому инновационному уровню развития УИС. Приоритетным будет являться создание единой виртуальной платформы, включающей основные иерархические элементы: «пенитенциарную экосистему», «цифровой пенитенциарный кластер» и «цифровые колонии» Необходимо дальнейшее расширение информационной структуры и обеспечение безопасности данных на базе автоматизированных технологий с применением искусственного интеллекта, блокчейн и т.д. Концепция цифрового кластера позволит обеспечить дальнейшее инновационное развитие и стимулирование основных функциональных направлений деятельности в пенитенциарной сфере.

Необходимо прорабатывать проекты кластеров информационного общества с целью создания условий для сотрудничества между пенитенциарной сферой и наукой для создания, запуска и продвижения инновационных проектов, связанных с цифровой трансформацией различных направлений общественных отношений, таких, как улучшение коммуникации на базе цифровых платформ с применением технологий Ье§аШе81§п и Ье§а1ТесИ.

К сожалению, одна из основных проблем реализации проекта ведомственной цифровиза-

ЗАКОН И ПРАВО • 02-2024

ции — общий характер постановки целей информатизации и сами предложения, которые чаще всего носят разовый характер, не формируя комплекс единой взаимосвязанной ведомственной цифровой системы.

Для реализации проекта ведомственной цифровой трансформации предлагается сформулировать и нормативно закрепить новый термин «цифровой кластер пенитенциарной системы», реализация которого объединит в себе информационный и технический комплекс, используемый для управления и контроля за деятельностью органов и учреждений уголовно-исполнительной системы. Необходимо применение современных технологий Ье§а1ТесИ, на базе которых следует построить информационно-технический «цифровой» кластер, автоматизирующий выполнение типовых юридических вопросов, включающий комплекс: системы электронного документооборота, системы электронного учета осужденных, системы мониторинга и контроля за исполнением наказаний и др. [2].

В соответствии с Концепцией развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2030 года требуется система управления, обеспечивающая возможность своевременного анализа и оперативного принятия решений на базе собственного единого цифрового комплекса. Разработка концепции «цифрового кластера пенитенциарной системы» будет способствовать формированию новой системы повышения качества управления и контроля в пенитенциарной системе за счет применения информационных технологий в процессе оперативной обработки, сбора и анализа информации.

Основные проблемы формирования экосистемы цифрового кластера связаны с рядом факторов:

1) требует наличия квалифицированных специалистов в области кибербезопасности, защиты персональных данных и других смежных областей;

2) требует значительных инвестиций в модернизацию и обслуживание телекоммуникационной инфраструктуры.

Подчеркнем также, что применение цифровых технологий в пенитенциарной сфере требует значительных ресурсов и адаптации к специфическим условиям пенитенциарной сферы. Несмотря на все сложности реализации, применение систем виртуальной и дополненной реальности в рамках «цифрового кластера пенитенци-

арной системы» дает возможность осужденным реализовать право на получение дополнительно профессионального образования, участвовать в воспитательных и культурно-массовых мероприятиях через онлайн-курсы и виртуальные классы, получить доступ к сервисам электронного правительства.

Использование автоматизированного комплекса взаимосвязанных информационных систем можно представить как экосистему, что позволяет существенно сократить время выполнения задач и повысить эффективность работы не только всей системы, но и отдельных вспомогательных служб.

В рамках цифровой трансформации экосистема должна содержать следующие базовые информационно-технологические компоненты: централизованную базу данных осужденных; систему электронного документооборота, автоматизирующую передачу документов внутри системы и взаимодействие между различными подразделениями; автоматизированную систему сбора и анализа информации; систему видеонаблюдения совместно с системой искусственного интеллекта, необходимую для обеспечения контроля и безопасности, а также для успешного применения системы пробации и аналогичных мероприятий.

В основе цифровой трансформации также необходимо рассмотреть возможности использования диалоговых экспертных систем, использующих искусственный интеллект для обработки, хранения и анализа больших массивов данных и информации.

Таким образом, цифровизация уголовно-исполнительной системы является важным элементом цифровой трансформации системы органов исполнительной власти в целом; и применение положительных эффектов кластерного подхода является важным направлением совершенствования пенитенциарной сферы.

Предлагается также включение терминов «умная» колония, «цифровая экосистема УИС» и «цифровой кластер УИС» в раздел XIV «Цифровая трансформация и научно-техническое развитие уголовно-исполнительной системы» Концепции развитая уголовно -исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года.

Дополнительно целесообразно разработать приказ ФСИН «Об утверждении ведомственной программы цифровой трансформации Федеральной службы исполнения наказаний на пе-

ЬАМ & LEGISLATION • 02-2024

риод до 2030 года», что позволит ускорить процесс цифровизации профессиональной деятельности пенитенциарной сферы в соответствии с приоритетными целями цифровой и правовой трансформации всего государства.

Список источников

1. Воробьев С.М. Федеральная служба исполнения наказаний в обеспечении ведомственной программы цифровой трансформации: теоретико-правовое осмысление / V Междунар. пенитенциарный форум «Преступление, наказание, исправление». Рязань: Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний, 2021. С. 150—155.

2. Воробьев С.М. Цифровая трансформация современного Российского государства: актуальные вопросы правовой регламентации / С.М. Воробьев, О.В. Мельникова, П.В. Ивли-ев // Пенитенциарная наука. 2022. Т. 16. № 1 (57). С. 8—18.

3. Крюкова Д.Ю. Актуальные проблемы правового регулирования оборота и защиты персо-

нальных данных в России / Д.Ю. Крюкова, Ю.В. Мокрецов // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2017. № 2 (38). С. 34-38.

References

1. Vorobyov S.M. Federal Penitentiary Service in ensuring the departmental digital transformation program: theoretical and legal understanding / V International Penitentiary Forum «Crime, Punishment, Correction». Ryazan: Academy of Law and Management of the Federal Penitentiary Service, 2021. Pp. 150-155.

2. Vorobyov S.M. Digital transformation of the modern Russian state: current issues of legal regulation / S.M. Vorobyov, O.V. Melnikova, P.V. Ivliev // Penitentiary science. 2022. T. 16, № 1 (57). Pp. 8-18.

3. Kryukova D. Yu. Actual problems of legal regulation of turnover and protection of personal data in Russia / D.Yu. Kryukova, Yu.V. Mokretsov // Bulletin of the Institute: crime, punishment, correction. 2017. № 2 (38). Pp. 34-38.

Информация об авторе

Мокрецов Ю.В. — кандидат экономических наук, доцент

Статья поступила в редакцию 11.12.2023; одобрена после рецензирования 08.01.2024; принята к публикации 14.01.2024.

Information about the author

Mokretsov Yu.V. — candidate of economic sciences, associate professor

The article was submitted 1 1.1 2.2023; approved after reviewing 08.01.2024; accepted for publication 14.01.2024.

ЗАКОН И ПРАВО • 02-2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.