Научная статья на тему 'Правовые и нравственные нормы Ветхого Завета'

Правовые и нравственные нормы Ветхого Завета Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3153
318
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Философия права
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОВЫЕ ЦЕННОСТИ / LEGAL VALUES / ВЕТХИЙ ЗАВЕТ / OLD TESTAMENT / THE DEKALOG / ХРИСТИАНСТВО / CHRISTIANITY / ПРАВО / RIGHT / ПРАВОСЛАВНАЯ ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / ORTHODOX LEGAL CULTURE / RELIGIOUSPRECERT OF LAW / ДЕКАЛОГ / РЕЛИГИОЗНО-ПРАВОВЫЕ НОРМЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Овчинников Алексей Игоревич

В статье анализируется ряд нравственно-правовых аспектов библейского идеала права и государства. Автор обращает внимание на тот факт, что Ветхий Завет на фоне остальных памятников права Древнего мира выделяется своим прогрессивным характером, а забвение некоторых его норм приводит к кризису современных социальных институтов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL AND ETHICAL NORMS OF THE OLD TESTAMENT

In article a number of moral and legal aspects of a bible ideal of the right and the state is analyzed. The author pays attention to that fact that against other monuments of the right of the Ancient world the Old Testament is allocated with the progressive character, and the oblivion of its some norms leads to crisis of many modern social institutes.

Текст научной работы на тему «Правовые и нравственные нормы Ветхого Завета»

Литература

1. Бодрийяр Ж. В тени молчаливого большинства, или Конец социального. Екатеринбург, 2000.

2. Бодрийяр Ж. Зеркало терроризма // Прозрачность зла. М., 2000.

3. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. М., 2000.

4. Жижек С. Добро пожаловать в пустыню Реального. М., 2002.

5. Кляйн Н. Доктрина шока. Расцвет капитализма катастроф. М., 2009.

6. Тоффлер Э. Метаморфозы власти. М., 2004.

7. Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек. М., 2000.

8. Хабермас Ю. Вера и знание // Будущее человеческой природы. М., 2002.

9. Хабермас Ю. Расколотый Запад. М., 2008.

УДК 27 ББК 86

А. И. Овчинников ПРАВОВЫЕ И НРАВСТВЕННЫЕ НОРМЫ ВЕТХОГО ЗАВЕТА

В статье анализируется ряд нравственно-правовых аспектов библейского идеала права и государства. Автор обращает внимание на тот факт, что Ветхий Завет на фоне остальных памятников права Древнего мира выделяется своим прогрессивным характером, а забвение некоторых его норм приводит к кризису современных социальных институтов.

Ключевые слова: правовые ценности, Ветхий Завет, Декалог, христианство, право, православная правовая культура, религиозно-правовые нормы.

LEGAL AND ETHICAL NORMS OF THE OLD TESTAMENT

In article a number of moral and legal aspects of a bible ideal of the righ t and the state is analyzed. The author pays attention to that fact that against other monuments of the right of the Ancient world the Old Testament is allocated with the progressive character, and the oblivion of its some norms leads to crisis of many modern social institutes.

Keywords: legal values, the Old Testament, the Dekalog, christianity, right, orthodox legal culture, religiousprecert of law.

Правовые нормы жизни иудейского общества неразрывно связаны с религиозными нормами. В книгах Ветхого Завета «Исход», «Левит», «Числа», «Второзаконие» говорится об ответственности за религиозные и уголовные преступления, об охране частной собственности, имущества, скота, регламентируются семейно-брачные отношения, вопросы землепользования. Рассмотрим, прежде всего, те нормы, которые следует признать выдающимися по своему гуманистическому характеру на фоне иных языческих и древних законов.

«Изучение библейского права, при надлежащем внимании к его собственным внутренним постулатам, может поведать о ценностях израильской культуры не меньше, чем Псалмы и Пророки», - пишет иудейский библеист М. Гринберг [1, с. 226-227]. Как нам представляется, изучение библейского права необходимо и для выявления историко-религиозных корней современного права, претерпевающего сегодня жесткую

трансформацию ценностных оснований: легализация однополых браков, эвтаназии, инцестов, прав меньшинств, ювенальные технологии и прочее заставляют вспомнить об истоках уголовного и гражданского права с целью обсуждения пределов правовой дозволенности.

Следует отметить, что текст ветхозаветного законодательства имеет некоторые параллели с нормами иных памятников права, прежде всего с законодательством Древней Месопотамии, что объясняется близостью населявших эти земли народов. Однако главное отличие библейского от иного законодательства заключается в том, что в Священном Писании право имеет трансцендентное происхождение. В нем выражено представление о Боге как источнике законов. Это не означает, что тексты других правовых норм не имеют «привязки» к божествам. Например, законодательные памятники Древней Месопотамии и многие другие также опирались на божествен-

ные идеи при создании своих норм и велений: «Меня, Хаммурапи, славного богобоязненного государя, для того чтобы дать сиять справедливости в стране, чтобы погубить беззаконных и злых... призвали Ану и Энлиль для благоденствия людей» [2, с. 12].

Важной особенностью Ветхого Завета было то, что языческие народы не заключали договор со своими божествами. Поэтому законы, переданные богами людям, воспринимались как средство упорядочения их жизни. Однако Моисей получил не просто свод правовых норм: на горе Синай был заключен Завет, который стал договором всего израильского народа с Богом: «буду вашим Богом, а вы будете Моим народом» (Лев. 26:12). Тем самым вчерашние египетские рабы стали богоизбранным народом со своим государством, своей обещанной землей обетованной, религией и культурой. В связи с тем, что Завет заключался между Богом и народом, то нарушение его норм воспринималось серьезнее государственной измены: Бог обещает иудеям защиту и покровительство и требует взамен полной верности и покорности. Следовательно, самыми страшными в Ветхом Завете считались преступления, связанные с изменой Богу, - идолопоклонство и колдовство. В качестве наказания за них предусматривалась немедленная смерть, как и за террористические действия против законной власти.

Языческие боги также подчинялись установленным вечным законам бытия. «В Месопотамии божество является не творцом законов, а только лишь покровителем правосудия. И в этом смысле закон предстает как космическая истина, стоящая выше божества. Однако это было только в теории, а на практике земной законодатель считал себя источником, подлинным автором закона», - отмечает В. В. Акимов [3, с. 113]. Вместе с тем в Библии Бог - творец законов, данных Моисею: «Вот, я научил вас постановлениям и законам, как повелел мне Господь, Бог мой» (Втор. 4:5). При этом законы в Пятикнижии провозглашаются от первого лица и являются словами самого Единого Бога-Творца. Интересно, что именно в Библии исполнение правовых норм ведет к очищению, признается единственно верным путем в праведность (Втор. 6:25). Несоблюдение норм Моисеева закона является не только юридическим правонарушением, но и грехом, хулой Господа (Числ. 15:30). Поэтому в Месопотамии царю как создателю законов правовые нормы делегируют право помилования, в то время как ветхозаветное право значительно жестче стоит на стра-

же семьи. Так, например, месопотамское законодательство дает право мужу простить жену, уличенную в прелюбодеянии. Согласно параграфу 129 Законов Хаммурапи прелюбодеев «должно связать и бросить в воду». При этом «если хозяин жены сохранит жизнь своей жене, то и царь сохранит жизнь своего раба»» [2, с. 33]. Заметим, что термин «хозяин» применительно к жене весьма уместен: муж-авилум мог отдать свою супругу в долговую кабалу, если в брачном контракте она не оградила себя от этого (ст. 151).

В Ветхом Завете святость брака является более высокой ценностью, чем жизнь. Измена наказывается смертью (Втор. 22:22-23), так как является грехом, нарушающим седьмую заповедь Декалога Моисея. Особо жестко карались преступления против семьи. Языческие кодексы в данном вопросе более либеральны в отличие от библейских постановлений. В Лев. 20:10 и Втор. 22:22-23 за подобное преступление предусмотрена смерть. Прелюбодеяние в данном случае является не просто злом, причиненным мужу, а грехом против Бога, запретившего супружескую неверность. Такое понимание прелюбодеяния отражено в различных библейских эпизодах (Быт. 20:6, 39:8; Пс. 50:6), однако изнасилование невинной девушки каралось по законам Хаммурапи также смертью (параграф 130). На фоне современного феминизма и кризиса семейных ценностей супружеские измены уже не кажутся преступлением - в этом ветхозаветное право весьма отличается от современного взгляда на семейно-правовые отношения.

Ветхозаветные нормы запрещают также инцест и гомосексуализм: «Никто ни к какой родственнице по плоти не должен приближаться с тем, чтобы открыть наготу. Не ложись с мужчиною, как с женщиной, это мерзость».

Далее в Пятикнижии присутствует формулировка талиона, гласящего, что если «нанесен вред, то потребуй душу за душу, глаз за глаз, руку за руку, ногу за ногу, обожжение за обожжение, рану за рану, ушиб за ушиб». Конечно, на фоне современного законодательства принцип талиона кажется варварским и примитивным, однако в условиях «войны всех против всех» он сдерживал беспредельную месть и агрессию. Если тебе выбили глаз, значит ты имеешь право сделать то же самое, но не более того.

Целый ряд норм был направлен на социальную защиту граждан. Например, «ни вдовы, ни сироты не притесняй. Если же ты притеснишь их, то когда они возопиют ко Мне, Я услышу вопль их. И воспламенится гнев Мой, и убью вас ме-

чом, и будут жены ваши вдовами и дети ваши сиротами» (Исх. 22:22). Как видим, в этой норме содержится запрет на любые действия, ущемляющие интересы вдов и сирот, а также странников: «Пришельца не притесняй и не угнетай его; ибо и вы сами были пришельцами в земле Египетской» (Исх. 22:21). Вместе с тем следует отметить, что в одном из древнейших месопотам-ских памятников права царя Лагаша Уринимги-ны (XXIV век до Р. Х.), в котором он следовал словам божества Нингирса, так же содержится элемент социальной защиты: «Жителей Лагаша от подушной подати .. .воровства, убийства, заключения он избавил. Чтобы бедняк (и) вдова человеку сильному не предавались, с богом Нин-гирсу Урукагина этот договор заключил», - сообщает надпись, сделанная на глиняном конусе в первый год правления этого царя [3, с. 105]. Возглавив восстание народа, Урукагина провел ряд социальных реформ, но долговую кабалу, превращавшую свободного человека в раба, не упразднил [4, с. 25].

Крайне справедливо защищает Ветхий Завет и престарелых родителей: «Кто злословит отца своего или мать свою, того должно предать смерти» (Исх. 21:17). «Кто ударит отца своего или мать свою, того должно предать смерти» (Исх. 21:15). На фоне современного подросткового нигилизма эти нормы кажутся жесткими, но их присутствие в обществе оберегало, прежде всего, самих детей от зла и произвольного выбора ценностей. Ювенальные технологии современного мира основаны на совершенно противоположной модели взаимоотношений между родителями и детьми.

Отдельно обеспечивалось справедливое судебное разбирательство: «Судей не злословь и начальника в народе твоем не поноси» (Исх. 22:28). «Не внимай пустому слуху, не давай руки твоей нечестивому, чтоб быть свидетелем неправды. Даров не принимай, ибо дары слепыми делают зрячих. Не делайте неправды в суде, в мере, в весе и в измерении». Закон фиксирует равенство всех, независимо от социального положения: «Не различайте лиц на суде, как малого, так и великого выслушайте: не бойтесь лица человеческого, ибо суд -дело Божие; а дело, которое для вас трудно, доводите до Меня, и Я выслушаю его». Встречаются элементы уголовно-процессуального права: «Недостаточно одного свидетеля против кого-либо в какой-нибудь вине и в каком-нибудь преступлении, и в каком-нибудь грехе, которым он согрешит; при словах двух свидетелей или при словах трех свидетелей состоится дело».

Царь Соломон, прославившийся необычайной мудростью, поучает юношество: «Не передвигай межи давней, которую провели отцы твои, и на поля сирот не заходи. Не вступай поспешно в тяжбу: иначе что будешь делать потом, когда соперник твой осрамит тебя».

Страх Господень - основа ветхозаветной правовой культуры. Преступление против личности также признавалось тяжким: «Не берите выкупа за душу убийцы, но его должно предать смерти, ибо кровь оскверняет землю» (Числ. 35:31-33). «Кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию» (Быт. 9:6). В целом Моисеево законодательство в отношении убийства человека крайне жестко преследует преступника: наказание за убийство - смертная казнь (Исх. 21:12). Смертная казнь предусматривается даже в отношении человека, допустившего преступную халатность: «хозяина, предупрежденного о бодливости быка накануне убийства этим быком человека, предать смерти» (Исх. 21:28). В целом выкуп за душу убийцы невозможен.

Жестокость Ветхого Завета даже на фоне современного права порой условна. Например, Ветхий Завет «не знает» тюремного наказания и предусматривает телесные наказания, но не более 40 ударов. Думается, многие осужденные предпочли бы телесную экзекуцию многолетнему лишению свободы.

Кроме того, Ветхий Завет не разрешает причинение увечий (вырывание ногтей, отрезание языка и так далее), провозглашает принцип личной ответственности, то есть за преступление должен понести наказание только сам преступник. Личная ответственность за совершенные проступки связана с ценностью человека: «Отцы не должны быть наказываемы смертью за детей, и дети не должны быть наказываемы смертью за отцов; каждый должен быть наказываем смертью за свое преступление» (Второзаконие 24:16).

На фоне иных кодексов Ветхий Завет прогрессивен и человеколюбив. Например, Кодекс Хам-мурапи гласит: «Если человек украл либо вола, либо овцу, либо осла, либо свинью, либо же лодку, то, если это принадлежит богу или дворцу, он должен заплатить в тридцатикратном размере, а если это принадлежит мушкенуму (крестьянину-арендатору), он должен возместить в десятикратном размере. Если вор не имеет чем платить, он должен быть убит». За преступление «против имущества» Ветхий Завет не предусматривает казни: «Укравший должен заплатить, а если нечем, то пусть продадут его для уплаты за украденное им;

если он пойман будет и украденное найдется у него в руках живым, вол ли то или осел, или овца, пусть заплатит за них вдвое» (Исх. 22:3-4).

Ветхий Завет провозглашает равенство людей перед законом, делая исключение только для иноплеменных рабов. Ответственность не зависит от социального и имущественного положения человека. Вообще, неприкосновенность личности, разделение преступлений на преступления против личности, каравшиеся смертью, и преступления против имущества, за которые назначался штраф и компенсация ущерба, и многое другое говорит о выдающемся прогрессе права. Оппоненты могут спросить: почему так жесток и суров Бог Ветхого Завета на фоне Нового Завета? Ведь согласно православному богословию Ветхий Завет - неотъемлемая часть Священного Писания. Бог патриархов и пророков - Тот же Самый, что и Бог апостолов и евангелистов, и что не только Новый Завет, но «все Писание бого-духновенно и полезно для научения» (2-е Послание к Тимофею 3:16).

Во-первых, для того чтобы быть услышанными, проповедникам Единого Бога нередко приходится убеждать людей в Его силе, Его безусловной способности одерживать верх над языческими божествами, которые «соревновались» в своем могуществе. Иными словами, время было такое, что люди иного, евангельского голоса вразумления не поняли бы. Во-вторых, и Библия, и археологические находки, и древ-

ние историки свидетельствуют о том, что языческие традиции предполагали принесение в жертву собственных детей, не говоря уже о сексуальных оргиях, связанных с культами плодородия. Древние римляне вовсе не были сентиментальным народом, но жертвоприношения детей карфагенян (народа, близко родственного хананеям) вызывали у них омерзение; именно они стали одним из главных аргументов, почему «Карфаген должен быть разрушен». Поэтому требовалось весьма жесткое ограничение на все контакты и общение с язычниками, а также уголовное преследование за преступления против веры в единого Бога. Иудеи могли бы быстро развратиться, общаясь с язычниками, что привело бы к окончательной утрате и разрыву с Богом иудейской веры.

Литература

1. Гринберг М. Некоторые постулаты библейского уголовного права // Библейские исследования / сост. Б. Шварц. М., 1997.

2. Законы Хаммурапи // Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран: в 2-х т. / отв. ред. Н. А. Крашенинников. М., 2007.

3. Акимов В. В. Правовые памятники Древней Месопотамии и Библия // Труды Минской духовной семинарии. Жировичи, 2006.

4. Черниловский З. М. Всеобщая история государства и права. М., 1996.

УДК 322 ББК 66

И. П. Добаев, А. Ю. Круглова

ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАДИКАЛЬНОГО ИСЛАМИЗМА

Статья посвящена выявлению сущности и основных конструктов идеологии радикального исламизма. Авторы показывают эволюцию идеологических доктрин религиозно-политических экстремистов и террористов, оправдывающих свою деятельность исламским вероучением. Ключевые слова: идеология, исламизм, радикализм, экстремизм, терроризм.

IDEOLOGICAL FOUNDATIONS OF RADICAL ISLAM

The article is devoted to revealing of essence and the main constructs of ideology of radicalIslamism. Is revealed the content and evolution of ideological doctrines of the religious, political extremists and terrorists hiding behind Islamic dogma.

Keywords: ideology, islamism, radicalism, extremism, terrorism.

Исламизм выступает крайней формой политизации ислама и не совпадает в своих границах ни с одним из направлений, толков или идейных

течений этой религии. Исламизм не тождественен исламу. Тем не менее между ними существует сложная и напряженная связь, которую авторитет-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.