УДК 343.98
Е. В. Зубенко
ПРАВОВЫЕ И КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЛЕДОВАТЕЛЯ ОРГАНОВ
ВНУТРЕННИХ ДЕЛ С ОБЩЕСТВЕННЫМ ПОМОЩНИКОМ
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы участия в деятельности следователя органов внутренних дел его общественного помощника. Раскрываются особенности его обучения и дальнейшего становления в качестве следователя.
Ключевые слова: следователь, общественный помощник, органы внутренних дел, наставник, обучение.
E. V. Zubenko
LEGAL AND FORENSIC ASPECTS OF INTERACTION OF THE INVESTIGATOR OF INTERNAL AFFAIRS WITH A PUBLIC ASSISTANT
Abstract. The article deals with the issues of the public assistant's participation in the activities of the investigator of the Internal Affairs bodies. The peculiarities of his training and further development as an investigator are revealed.
Keywords: investigator, public assistant, Internal Affairs bodies, mentor, training.
Деятельность следователя органов внутренних дел Российской Федерации (далее по тексту — ОВД) сложна и многогранна. Она связана не только с осуществлением расследования преступлений, но и организацией наставничества — «обучения будущего следователя премудростям профессии». В криминалистической литературе встречаются рекомендации для следователя и его общественного помощника, где освещаются вопросы помощи в его работе и обучения его помощников. Однако основной акцент в них сделан на деятельности следователя Следственного Комитета РФ [1]. Хотелось бы в рамках данной статьи продолжить рассмотрение указанного вопроса и раскрыть особенности организации работы и обучения общественного помощника следователя ОВД. Министерство внутренних дел Российской Федерации стоит на первом месте по численности личного состава среди других правоохранительных органов. В то же время одним из принципов службы в органах внутренних дел является обязательный профессиональный отбор при равном доступе граждан к службе [2]. Поэтому к службе необходимо допускать наиболее способных, грамотных, физически здоровых молодых людей, способных выполнять служебные задачи и действовать в непростой
обстановке, связанной с постоянным риском и ответственностью за принимаемые решения.
В выборе такого человека, его становлении как сотрудника большую роль играет наставник. От того, как он организует обучение, как поможет раскрыть и объяснить особенности службы в органах внутренних дел, во многом зависит дальнейшая трудовая деятельность будущего сотрудника.
Здесь нам сразу нужно оговориться, что, как правило, следователем ОВД становится сотрудник, либо закончивший специализированное высшее учебное заведение МВД РФ и назначенный на данную должность, либо гражданин, закончивший гражданское высшее учебное заведение. Для второй ситуации такому гражданину, чтобы стать следователем, нужно пройти «сложный путь» от общественного помощника, стажёра, слушателя профессионального обучения образовательного учреждения системы МВД РФ, и только тогда стать следователем ОВД.
В регионах нашей страны практика складывается по-разному, но в основном граждане, желающие служить в должности следователя ОВД, первоначально трудятся в органах в качестве общественного помощника следователя. В МВД России деятельность общественного помощника следователя не регламентирована, однако имеется общая «Инструкция по организации деятельности внештатных сотрудников полиции», утверждённая одноименным Приказом МВД России от 10.01.2012 № 8 (далее — Инструкция).
Решение о зачислении лица в качестве внештатного сотрудника полиции оформляется приказом руководителя органа внутренних дел. В приказе о зачислении внештатного сотрудника полиции должен указываться сотрудник органа внутренних дел, координирующий его деятельность. В нашей ситуации таким сотрудником, будет следователь-наставник. После издания приказа о зачислении внештатному сотруднику подразделением по работе с личным составом дел выдаётся под роспись удостоверение внештатного сотрудника полиции, которое подписывается руководителем органа внутренних дел и заверяется гербовой печатью. При этом внештатный сотрудник полиции обязан обеспечивать сохранность полученного удостоверения.
Следователь-наставник в ходе работы с внештатным сотрудником полиции, в соответствии с п. 27 Инструкции, обязан: давать ему конкретные поручения, инструктировать о способах их выполнения и контролировать их исполнение; участвовать в проведении занятий по его обучению формам и методам работы по охране правопорядка и профилактике правонарушений; повышать его правовую грамотность; распространять положительный опыт деятельности, вносить предложения по её совершенствованию в органе внутренних дел.
Кроме того, Инструкция запрещает следователю наставнику поручать внештатному сотруднику полиции самостоятельное производство следственных действий, проверку заявлений и сообщений о преступлениях, привлекать к участию в мероприятиях, заведомо связанных с риском для его
жизни и здоровья, а также знакомить с документами, содержащими сведения, отнесённые к государственной тайне, и иную информацию ограниченного пользования.
Также предусмотрена оценка эффективности деятельности внештатного сотрудника полиции, которая оценивается не реже одного раза в год. Результаты оценки оформляются рапортом наставника и докладываются руководителю органа внутренних дел с выводом о целесообразности продолжения дальнейшего сотрудничества.
Одним из результатов оценки деятельности внештатного сотрудника полиции (не указанное в Инструкции, но фактически используемое) может стать предложение о поступлении на службу. Поступление на службу регулируется Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В соответствии с ч. 7 ст. 17 вышеназванного закона на гражданина, поступающего на службу в органы внутренних дел, оформляется личное поручительство, которое состоит в письменном обязательстве сотрудника органов внутренних дел, имеющего стаж службы не менее трёх лет, о том, что он ручается за соблюдение указанным гражданином ограничений и запретов, установленных для сотрудников настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами. На основании Приказа МВД России от 18 мая 2012 г. № 522 «Об утверждении Порядка оформления личного поручительства при поступлении на службу в органы внутренних дел Российской Федерации и Категорий должностей, при назначении на которые оформляется личное поручительство» должностная категория следователей подпадает под оформление личного поручительства. Поручителями в органах внутренних дел могут выступать сотрудники, имеющие стаж службы не менее трёх лет, не имеющие дисциплинарных взысканий, наложенных в письменной форме, не состоящие в близком родстве или свойстве (родители, супруги, братья, сёстры, сыновья, дочери, а также братья, сёстры, родители и дети супругов) с рекомендуемыми ими лицами, занимающие равнозначные или вышестоящие должности по отношению к должностям, на которые планируется назначение рекомендуемых лиц [3]. Поэтому для получения такого поручительства кандидату на службу (в нашем случае — общественному помощнику (внештатному сотруднику полиции)) следует обратиться к своему наставнику, ибо тот, как никто другой, осведомлён о моральных и деловых качествах своего подопечного.
Следователь-наставник обучает общественного помощника специфике работы следователя, однако деятельность следователя ОВД состоит не только в расследовании преступлений, но и в соблюдении порядка и условий прохождения службы. Поэтому следователь-наставник будет знакомить своего общественного помощника (внештатного сотрудника полиции) с особенностями своей службы, со структурой ОВД, направлениям деятельности полиции и т. д. В итоге у него должно сложиться чёткое представление о деятельности следователя ОВД и полиции в целом, о своём месте в этой деятельности. Такой
человек в итоге принимает решение о том, сможет ли он работать в этой системе, с её определёнными правилами, порядком, трудностями или нет.
Поэтому наставнику следует показать и рассказать о тех реалиях службы, с которыми столкнётся будущий следователь. При этом у лица должна быть мотивация для службы, желание трудиться. В этой связи можно привести пример из практической деятельности автора настоящей статьи. К нему, в качестве общественного помощника в один из следственных отделов ОВД, пришёл, только что окончивший престижный юридический вуз молодой человек, у которого имелись влиятельные родственники. В течение двух недель он знакомился со спецификой службы, но потом признался, что не ожидал таких трудных и сложных для него условий работы, что, вероятно, он не справится и, по всей видимости, служба в ОВД не для него. В дальнейшем он устроился на службу в органы прокуратуры, пробыв там некоторое время, впоследствии стал заниматься адвокатской деятельностью.
В ходе подготовки данной работы нами производилось анкетирование 117 общественных помощников и стажёров следователей ОВД. Из них 63 % возрастом 22—25 лет, 24 % — 26—30 лет и 13 % свыше 30 лет. Мотивы прихода на службу в основном были следующего содержания:
1. Получение юридического стажа. Здесь следует отметить, что такую мотивацию имеют не только те, кто только что окончил юридический вуз и не имеет опыта работы, но и те, кто получил второе — юридическое — образование. Первое образование может быть техническим, педагогическим, экономическим и др.
2. Престиж службы, социальная обеспеченность, постоянный доход, льготная пенсия.
3. Мечта детства; продолжение династии.
Таким образом, из приведённых выше данных можно сделать выводы о том, что общественными помощниками, стажёрами следователя становятся люди, имеющие определённый жизненный опыт. Часть из них (37 %) в силу своего возраста смогла проработать в различных сферах деятельности, как в гражданских специальностях, так и в других правоохранительных органах (прокуратура, суд, СК РФ, ФСИН РФ и т. д.). Поэтому у них могло сложиться мнение о деятельности МВД, которое может либо совпадать с существующими реалиями службы, либо отличаться от них. В этой связи важна их готовность и желание трудиться, что необходимо развивать, в том числе и следователю-наставнику.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» одним из основных принципов службы в ОВД является обязательный профессиональный отбор. Приказ МВД России от 18 июля 2014 г. № 595 «О некоторых вопросах поступления граждан Российской Федерации на службу в органы внутренних дел Российской Федерации», утверждающий «Инструкцию о порядке отбора граждан Российской Федерации и приёма документов для поступления на службу в органы внутренних дел
Российской Федерации», детально регламентирует такой отбор. Одним из способов отбора и изучения личности кандидата на службу (в нашем случае — общественного помощника, стажёра) является собеседование, которое проводится руководителем структурного подразделения, где выясняются мотивы поступления на службу, разъясняется характер предстоящей службы. В случае необходимости также проводится беседа с супругом (супругой), родителями кандидата с их согласия. В ходе собеседования обращается внимание кандидата, его супруга (супруги), родителей на характер будущей деятельности, условия службы в органах внутренних дел в целом и в конкретном структурном подразделении в частности, они информируются о социальных гарантиях, предоставляемых сотрудникам органов внутренних дел и членам их семей.
В некоторых регионах собеседование проводит не только начальник следственного отдела ОМВД (отдела Министерства внутренних дел) по городу или району, но и начальник следственного управления по субъекту РФ. В ходе собеседования руководитель определяет уровень юридической грамотности у лица, как правило, задаёт вопросы из области уголовного права, уголовного процесса и криминалистики, т. е. тех наук, которые непосредственно связаны с деятельностью следователя по расследованию преступлений. Помимо этого целесообразно давать ситуационные задачи по расследованию преступлений с письменным или устным решением, такую положительную, по нашему мнению, практику мы встречали в ходе данного исследования. Здесь у руководителя складывается объективное представление о способностях лица, его знаниях, умениях и навыках. Так, автор настоящей статьи, будучи начальником следственного подразделения, в ходе собеседования с общественными помощниками, стажёрами и практикантами задавал по три вопроса (по одному вопросу из каждой дисциплины): 1. Что является основанием уголовной ответственности? 2. Назвать основания для признания лица подозреваемым. 3. Тождественны ли понятия «система права» и «правовая система» (объяснить почему)? Тем самым, помимо получения представления о кандидате, руководитель проводит взаимосвязь теории и практики, необходимости получения теоретических знаний и реализации их в практической деятельности, чтобы лицо ни в коем случае не восприняло и не взяло себе на ум глупое высказывание такого содержания (часто встречающееся у практиков): «забудьте, чему учили вас в вузе, на практике всё по-другому».
В дальнейшем, если внештатный сотрудник полиции зарекомендует себя с положительной стороны, то, как было сказано выше, ему может быть предложено поступление на службу в ОВД. В соответствии со ст. 24 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» для гражданина, поступающего на службу в органы внутренних дел, устанавливается испытание на срок от двух до шести месяцев. При этом на период испытания кандидат назначается стажёром на соответствующую должность без присвоения ему специального
звания. Стажёр будет продолжать обучение, узнавать особенности службы и, в случае его успешного прохождения испытаний, с ним заключается контракт о службе в ОВД.
Таким образом, деятельность следователя-наставника ОВД, общественного помощника имеет специфические черты, как правило, связанные с особенностями службы в органах внутренних дел. Эти обстоятельства нужно учитывать каждому из них в организации своей деятельности.
Список использованной литературы
1. Руководство для следователя и его общественного помощника: учеб.-практ. пособ. (отв. ред. Ю. П. Гармаев). (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2010).
2. Пункт 2 ч. 2 ст. 4 федер. закона от 30 нояб. 2011 г. № 342-Ф3 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Рос. газ. 2011. 7 дек).
3. Пункт 5 приказа МВД России от 18 мая 2012 г. № 522 «Об утверждении Порядка оформления личного поручительства при поступлении на службу в органы внутренних дел Российской Федерации и Категорий должностей, при назначении на которые оформляется личное поручительство».