Список литературы
1. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие лесного хозяйства» на 2013-2020 годы : постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 318 // Подпрограмма 4 «Обеспечение реализации государственной программы "Развитие лесного хозяйства" на 2013-2020 годы. - С. 25. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
2. Аналитическая справка ФКУ «ГИАЦ МВД России» «Статистические сведения по ст. 260 УК РФ "Незаконная рубка лесных насаждений" за 2013 год». [Электронный ресурс]. - URL: http:// cyberleninka.ru/article/n/distantsionnyy-monitoring-v-rassledovanii-nezakonnyh-rubok-lesnyh-nasazhdeniy. pdf (дата обращения: 08.09.2015).
3. Васильева, М. А. Дистанционный мониторинг в расследовании незаконных рубок лесных насаждений // Территория новых возможностей: Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. - 2014. - № 3. - С. 142-146.
4. Васильева, М. А. Первоначальный этап расследования незаконных рубок лесных насаждений (по материалам Дальневосточного региона России) : дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.12. - М. : РГБ, 2014. - 208 с.
5. МЧС России [Электронный ресурс] : Статистика. [сайт] URL: http://www.mchs.gov.ru/ folder/717147.
6. Справка ИЦ УМВД России по Приморскому краю. Сведения нарастающим итогом по выявлению преступлений по ст. 260 УК РФ за первый квартал 2014 г.
7. Федеральное агентство лесного хозяйства [Электронный ресурс] : Единая межведомственная информационно-статистическая система. - URL: http://www.fedstat.ru/indicator/data.do.
8. Шейнгауз, А. С. Лесной комплекс Дальнего Востока России : аналитический обзор. -Владивосток; Хабаровск : ДВО РАН, 2005.
УДК 343.132
Е.И. Васильченко*, С.М. Прокофьева**
К вопросу о производстве неотложных следственных действий сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации
В статье исследуются правовые проблемы, связанные с неопределенностью перечня сотрудников органов внутренних дел, наделенных полномочиями органа дознания по производству неотложных следственных действий. Рассмотрена проблема, связанная с возможностью участия понятых при производстве неотложных следственных действий и осуществлением фото- и видеофиксации процедуры их производства. По итогам проведённого исследования авторами статьи сформулированы предложения по совершенствованию норм УПК РФ и ведомственного законодательства МВД России.
Ключевые слова: неотложные следственные действия, орган дознания, органы внутренних дел, полиция, МВД России, ведомственное законодательство, следователь, понятой, криминалистическая фотосъемка, криминалистическая видеосъемка, доказательственная информация.
E.I. Vasilchenko*, S.M. Prokofyeva**. On the issue of the production of urgent investigative actions by members of the Interior of the Russian Federation. The article examines the legal problems associated with the uncertainty of the list of internal affairs officers empowered the body of inquiry for execution of urgent investigative actions. The problem is connected with the possibility of the participation of witnesses in execution of urgent investigative actions and the implementation forensic photo and video of their procedures. According to results of the research the authors formulated proposals to improve the rules of the Criminal Procedure Code of the Russian Federation and the Russian Ministry of Internal Affairs departmental legislation.
Keywords: urgent investigatory actions, the office of inquiry, internal affairs, police, MIA of Russia, departmental legislation, investigator, attesting witness, forensic photo, forensic video, evidentiary information.
Динамичное реформирование уголовно-процессуального законодательства путём совершенствования порядка деятельности правоохранительных органов по возбуждению и расследованию уголовных дел приводит к тому, что ряд правовых норм, регламентирующих функционирование отдельных правовых институтов, морально устаревает и не коррелируется с реальными потребностями
* Васильченко, Евгений Иванович, адъюнкт кафедры уголовного процесса Санкт-Петербургского университета МВД России. Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Телефон: +7(910)224-64-71. E-mail: [email protected]
** Прокофьева, Светлана Михайловна, профессор кафедры уголовного процесса Санкт-Петербургского университета МВД России, доктор юридических наук, профессор. Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. E-mail: [email protected]
* Vasilchenko, Evgeniy Ivanovich, postgraduate student of Criminal Procedure Department of Saint-Petersburg University of Ministry of the Interior of Russia. 198206, Saint-Petersburg, Pilot Pilyutov str.,1. E-mail: [email protected].
** Prokofyeva, Svetlana Mikhailovna, Professor of Criminal Procedure Department of Saint-Petersburg University of Ministry of the Interior of Russia, Doctor of law, Professor. Address: Russia, 198206, St. Petersburg, Saint-Petersburg, Pilot Pilyutov str., 1. E-mail: [email protected].
© Васильченко Е.И., Прокофьева С.М., 2015
правоприменителя по противодействию современной преступности. Научные исследования выявляют ряд важных проблем правоприменения [1], ускользнувших от внимания законодателя и на протяжении продолжительного периода времени остававшихся без должного теоретического анализа и нормативного регулирования. Ряд проблемных вопросов уголовно-процессуального права, ранее поднятых нами в предшествующих публикациях [2], связан с производством неотложных следственных действий.
Практика правоприменения не стоит на месте, и закономерным процессом становится отставание действующей нормативно-правовой базы от реальных условий функционирования правоприменителей. По этой причине мы считаем, что правовые нормы, регламентирующие процедуру производства неотложных следственных действий, на долгое время оставшиеся без должного теоретического анализа и нормативного регулирования, требуют совершенствования с учетом реальных условий деятельности правоохранительных органов. Цель данного совершенствования -формирование адекватного ответа современным криминальным вызовам.
По нашему мнению, как базовые проблемы, так и значительные потенциальные возможности совершенствования процедуры производства неотложных следственных действий связаны с полномочиями субъектов их производства.
П. 19 ст. 5 УПК РФ определяет неотложные следственные действия как действия, осуществляемые органом дознания после возбуждения уголовного дела, по которому производство предварительного следствия обязательно, в целях обнаружения и фиксации следов преступления, а также доказательств, требующих незамедлительного закрепления, изъятия и исследования.
Безусловно, сам факт включения понятия неотложных следственных действий в перечень основных понятий, используемых в новом УПК РФ, свидетельствует о признании законодателем значимой роли неотложных следственных действий в системе следственных действий и их особого статуса в структуре предварительного расследования. Однако, начиная с момента принятия действующего УПК РФ, правовые нормы, регламентирующие производство неотложных следственных действий, не подвергались концептуальным изменениям. Законодатель ограничивался формальным изменением наименований органов дознания, дополнением их перечня, закрепленного в ст. 40 УПК РФ, и закреплением их подследственности при осуществлении неотложных следственных действий в ст. 157 УПК РФ. Так, последние изменения уголовно-процессуального законодательства, внесенные Федеральным законом от 3 февраля 2014 г. № 7-ФЗ [3], касающиеся производства неотложных следственных действий, связаны с введением нового органа дознания - начальников органов военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации.
В настоящее время перечень субъектов производства неотложных следственных действий содержится в ст. 157 УПК РФ и включает в себя органы дознания и ряд должностных лиц. Ст. 40 УПК РФ относит к органам дознания органы внутренних дел Российской Федерации и входящие в их состав территориальные, в т.ч. линейные управления (отделы, отделения, пункты) полиции. В соответствии с п. 14 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 1 марта 2011 г. N° 248 [4] (далее - Положения) органы внутренних дел включают в себя полицию. П. 15 названного Положения определяет состав органов внутренних дел: центральный аппарат МВД России (за исключением Главного командования внутренних войск МВД России), территориальные органы МВД России, образовательные, научные, медико-санитарные и санаторно-курортные организации системы МВД России, окружные управления материально-технического снабжения системы МВД России, представительства МВД России за рубежом, а также иные организации и подразделения, созданные для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел.
Ст. 4 Федерального Закона РФ от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ (далее - ФЗ «О полиции») [5] предусматривает, что полиция является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел. Однако в состав органов внутренних дел наряду с подразделениями полиции (уголовный розыск, лицензионно-разрешительная система, дознание, службы участковых уполномоченных и по делам несовершеннолетних и др.) входят иные подразделения и службы (финансовые, кадровые, тыловые, следственные и др.). Очевидно, что понятие «органы внутренних дел» по своему правовому наполнению значительно шире, чем понятие «полиция». Об этом свидетельствует и тот факт, что сотрудники органов внутренних дел подразделяются на сотрудников полиции, имеющих соответствующие специальные звания полиции, и иных сотрудников органов внутренних дел, имеющих специальные звания юстиции и внутренней службы в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ [6]. Общим для всех них наименованием будет «сотрудники органов внутренних дел».
При этом п. 8 ч. 1 ст. 12 ФЗ «О полиции» прямо возлагает производство дознания и выполнение неотложных следственных действий на полицию, но из требований ст. 32 ФЗ «О полиции» следует, что сотрудники ОВД, не являющиеся сотрудниками полиции, могут привлекаться к выполнению обязанностей, возложенных на полицию, в порядке, определяемом приказом МВД России от 15 августа 2011 г. № 942 [7], в т.ч., исходя из смысла закона, сотрудники ОВД могут привлекаться для производства неотложных следственных действий, за исключением стажёров, которым, в соответствии с требованиями абзаца первого п. 10 названного Приказа запрещается поручать самостоятельное производство любых следственных действий. В этом случае на них распространяются установленные ФЗ «О полиции» обязанности, права, ответственность, гарантии правовой и социальной защиты сотрудников полиции.
По смыслу перечисленных нормативных актов следует, что законодатель de jure относит всех сотрудников органов внутренних дел, включая полицию, к органам дознания, а названный приказ МВД России не исключает возможности производства неотложных следственных действий как
сотрудником полиции, так и любым сотрудником ОВД, который в установленном порядке привлечен к выполнению обязанностей, возложенных на полицию.
Также необходимо отметить, что ранее действовавший Закон РФ «О милиции» [8] устанавливал разделение милиции на подразделения милиции общественной безопасности (патрульно-постовая служба, дорожно-патрульная служба, подразделения участковых уполномоченных и по делам несовершеннолетних и др.) и криминальную милицию (уголовный розыск, подразделения по борьбе с экономическими преступлениями, оперативно-поисковые подразделения, отряды милиции специального назначения и др.). При этом, не выделяя конкретные подразделения и службы, Закон РФ «О милиции» прямо называл и милицию общественной безопасности (абзац второй ст. 9 названного Закона), и криминальную милицию (абзац второй ст. 8 названного Закона) органами дознания.
Тем не менее на практике не все подразделения полиции осуществляют производство неотложных следственных действий. В ходе изучения материалов уголовных дел и проведения опроса среди сотрудников органов внутренних дел нами установлено, что неотложные следственные действия проводятся участковыми уполномоченными полиции, сотрудниками подразделений уголовного розыска, экономической безопасности и противодействия коррупции, дознавателями, а также следователями следственных подразделений МВД России.
В ходе исследования нами были опрошены сотрудники иных подразделений полиции, например сотрудники подразделений ПДН, экспертно-криминалистических подразделений, патрульно-постовой и дорожно-патрульной служб полиции, подразделений специального назначения, которые пояснили, что в ходе исполнения служебных обязанностей они руководствуются положениями ФЗ «О полиции», приказами МВД России, регламентирующими деятельность службы и подразделения, своей должностной инструкцией, где отсутствует указание на возможность производства неотложных следственных действий. При этом установлено, что большинство опрошенных сотрудников в своей служебной деятельности сталкивались с необходимостью процессуальной фиксации доказательственной информации при отсутствии возможности осуществления этого следователем. При интервьюировании ряд сотрудников подразделений специального назначения приводили примеры непосредственного выявления ими признаков преступлений, предусмотренных ст. 221-223 УК РФ при выполнении оперативно-служебных задач на территории Северо-Кавказского региона. Так, в ходе выполнения оперативно-служебных задач по поиску-уничтожению незаконных вооруженных формирований, на значительном удалении от мест дислокации следственных подразделений, сотрудниками неоднократно обнаруживались и уничтожались так называемые «схроны» с оружием, боеприпасами, взрывчатыми веществами и взрывными устройствами, т.к. отсутствовала возможность обеспечить прибытие следственно-оперативной группы на место преступления. Естественно, следователь, расследующий в дальнейшем эти преступления, как правило, вынужден был довольствоваться опосредованной информацией о преступлении: рапортом об обнаружении признаков преступления от командира группы, фотографиями «схрона» и его содержимого, а также показаниями сотрудников спецподразделения. При этом необходимо учесть, что процесс формирования показаний от момента восприятия информации свидетелем до момента её вербальной передачи следователю в ходе допроса подвергается влиянию ряда объективных (неблагоприятные погодные условия, кратковременность наблюдения и т.п.) и субъективных факторов (сильное возбуждение, страх, утомление свидетеля). Действие этих факторов, безусловно, отражается на полноте и достоверности показаний [9, с. 600].
Действительно, формальная неопределенность перечня сотрудников органов внутренних дел, которые могут реализовывать процессуальные полномочия органа дознания, по нашему мнению, берет своё начало с рассогласованности ведомственных приказов МВД России и УПК РФ в части регламентации производства неотложных следственных действий. Так, п. 36.2 разд. IV Наставления по организации деятельности участковых уполномоченных полиции, утверждённого Приказом МВД России от 31 декабря 2012 г. № 1166 [10], прямо упоминает в числе обязанностей участкового уполномоченного полиции необходимость «знать порядок производства и оформления неотложных следственных действий».
Остальные изученные нами приказы, регламентирующие деятельность подразделений полиции, содержат неопределённые указания на правомочность производства следственных действий сотрудниками органов внутренних дел. П. 2.16 Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации (далее - подразделения ПДН), утвержденной Приказом МВД России от 15 октября 2013 г. № 845 [11], устанавливает, что подразделения ПДН «в пределах своей компетенции и в соответствии с положениями статей 38-41 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации исполняют поручения о производстве отдельных следственных действий руководителя следственного органа, следователя, начальника подразделения дознания, дознавателя». П. 216.10 Устава патрульно-постовой службы полиции, утвержденного Приказом МВД России от 29 января 2008 г. № 80 [12], предписывает нарядам полиции «взаимодействовать со следователями, дознавателями, сотрудниками полиции, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность, и других подразделений органов внутренних дел по вопросам предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений в районе несения службы».
Наиболее интересная, по нашему мнению, ситуация складывается при выявлении следов преступления сотрудником органов внутренних дел в рамках проводимой им служебной проверки. В соответствии с п. 11 разд. I Порядка проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Приказом МВД России от 26 марта 2013 г. № 161 [13], в случае обнаружения в действиях сотрудника, в отношении которого проводится служебная проверка, признаков состава преступления или события
административного правонарушения указанная информация подлежит регистрации и проверке в установленном порядке [14]. Очевидно, что в силу п. «в» ч. 2 ст. 151 УПК РФ выявленное преступление подлежит расследованию следователями Следственного комитета России. Однако даже при возникновении неотложной необходимости в фиксации следов преступления, а также изъятия и исследования доказательств, требующих незамедлительного закрепления, сотрудник органов внутренних дел, проводящий служебную проверку, в силу п. 9 разд. I названного Порядка «не вправе совершать действия, отнесенные к компетенции органов дознания и предварительного следствия», т.е. в нашем случае произвести неотложные следственные действия, в т.ч. и ряд следственных действий, производство которых разрешено законодателем до возбуждения уголовного дела.
По нашему мнению, для точного определения перечня субъектов производства неотложных следственных действий необходимо прежде всего исходить из сущности этого правового явления, которое состоит во временном делегировании органу дознания процессуальных полномочий следователя. Эти полномочия реализуются на первоначальном этапе расследования посредством производства следственных действий, целями которых являются обнаружение, сбор и процессуальное закрепление доказательственной информации по «горячим следам» преступного деяния, в случае если необходимо обезопасить доказательственную информацию от возможной утраты или искажения.
Интересен тот факт, что, несмотря на противоречие научных взглядов относительно принадлежности неотложных следственных действий к начальной стадии предварительного расследования [15, с 15; 16, с. 12], большинство исследователей однозначно высказываются о том, что эти следственные действия обладают признаком «неотложности» [17, с. 71; 18, с. 28], т. к. «любое промедление с их производством может привести к утрате доказательств или затруднить их обнаружение и закрепление, даст возможность лицу, совершившему преступление, скрыться от следствия и суда, осложнить возмещение материального ущерба, причиненного преступлением, а также конфискацию имущества» [19, с. 243; 20, с. 46].
Исходя из вышеизложенного и учитывая несомненную значимость возможности незамедлительной легитимной фиксации доказательственной информации, нами предлагается ряд мер по совершенствованию уголовно-процессуального законодательства и нормативно-правовой базы МВД России.
Прежде всего, на наш взгляд, в УПК РФ необходимо предусмотреть норму, согласно которой любой сотрудник полиции в случае обнаружения доказательственной информации и при наличии необходимости обезопасить её от возможной утраты или искажения, имеет право закрепить её в виде доказательства посредством производства неотложных следственных действий. Тем более, такая возможность не является новшеством для отечественного уголовного процесса. Так, согласно ст. 256 Устава уголовного судопроизводства 1864 г. [21] (далее - Устав), на полицию возлагалась обязанность предупреждать уничтожение следов преступления и охранять имеющиеся по делу доказательства до прибытия следователя, а в случае если до прибытия следователя к месту происшествия следы преступления могли изгладиться, полиция имела возможность в соответствии со ст. 258 Устава, реализовать право подменить следователя и произвести ряд следственных действий, не терпящих отлагательства.
В пользу закрепления такого права за всеми сотрудниками полиции говорит следующий факт: с 1 июля 2015 г. на рассмотрении в комитете Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции находится законопроект № 828616-6 «О внесении изменений в Федеральный закон "О полиции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым предусматривается закрепление в Федеральном законе № З-ФЗ презумпции доверия к действиям сотрудника полиции как должностного лица, действующего от имени государства в интересах общества и государства [22].
В целях внесения определённости в перечень субъектов производства неотложных следственных действий предлагаем изложить п. 1 ч. 2 ст. 157 УПК РФ в следующей редакции: «органы дознания, указанные в пунктах 1 и 8 части третьей статьи 151 настоящего Кодекса, включая сотрудников полиции и иных управомоченных сотрудников органов внутренних дел, - по всем уголовным делам, за исключением уголовных дел, указанных в пунктах 2-6 части второй настоящей статьи, а также уголовных дел о преступлениях, предусмотренных статьями 198-199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации». Под «иными управомоченными сотрудниками органов внутренних дел» мы понимаем граждан, проходящих федеральную государственную службу в органах внутренних дел в должности рядового или начальствующего состава, которым в установленном законом порядке присвоено специальное звание рядового или начальствующего состава юстиции или внутренней службы.
Однако реализация данного предложения вызывает обоснованные опасения, связанные как с личностными качествами отдельных сотрудников [23], так и с уровнем специфической профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел, деятельность которых не связана с применением уголовно-процессуального законодательства и непосредственно с производством следственных действий. Так, 8 февраля 2013 г. на расширенном заседании коллегии МВД России министр внутренних дел В.А. Колокольцев отмечал [24] неудовлетворительные результаты проведённой в 2011 г. внеочередной аттестации, несоответствие ряда сотрудников, продолживших службу, высоким профессиональным критериям. Также им была отмечена необходимость разработки комплекса мер долгосрочного характера, направленных на кардинальную перестройку всей системы кадрового обеспечения МВД России.
Однако, по нашему мнению, подготовка сотрудника органов внутренних дел к производству неотложных следственных действий не является сверхсложной задачей. Так, по предварительным результатам проведённого нами исследования, абсолютное большинство сотрудников, впервые назначенных стажёрами по должности следователя органов внутренних дел, уже на первой неделе
стажировки приступают к непосредственному расследованию уголовных дел. Подразумевается, что стажёры, назначаемые на эти должности, имеют за плечами соответствующее образование [25; 26] и обладают достаточным уровнем теоретической подготовки в области уголовного права, уголовного процесса и криминалистики. Однако практического опыта производства следственных действий новоиспечённые следователи не имеют. С целью приобретения такого опыта стажёру поручают расследование так называемых «мёртвых дел» или «глухарей», т.е. уголовных дел, возбуждённых в отношении неустановленного лица и не имеющих ближайшей перспективы успешного расследования и раскрытия. Расследование сводится к осуществлению в наиболее короткий срок всего объёма возможных следственных действий и вынесению постановления о приостановлении предварительного следствия.
Изученные нами уголовные дела показывают, что основные виды следственных действий, успешно произведенных по такой категории дел стажёрами, не имеющими практического опыта производства следственных действий, совпадают со следственными действиями, относимыми исследователями к неотложным [27, с. 158], и со следственными действиями, проводимыми в случаях, не терпящих отлагательства (ч. 5 ст. 165 УПК РФ): это осмотр места происшествия и иные виды осмотров, освидетельствование, экспертиза. Учитывая сказанное, нами предлагается разработать и утвердить на уровне МВД России порядок подготовки и допуска сотрудников, замещающих в органах внутренних дел должности, по которым выполнение обязанностей не предусматривает расследование или организацию расследования уголовных дел, к выполнению процессуальных и следственных действий. Думается, что соответствующий курс подготовки должен предусматриваться примерными учебными программами МВД России при прохождении сотрудниками первоначальной подготовки и дальнейшего обучения по образовательным программам.
Еще одна проблема, с которой связано внесённое нами предложение - это производство неотложных следственных действий без участия понятых. Согласно ч. 1.1 и 3 ст. 170 УПК РФ, в этом случае применяются технические средства фиксации его хода и результатов. Однако формулировка закона позволяет соответствующему лицу применять технические средства по своему усмотрению. Для предотвращения такого произвольного толкования указанной нормы мы предлагаем закрепить в УПК РФ обязательность применения при производстве неотложного следственного действия фото- и/ или видеофиксации хода и результатов производства неотложного следственного действия в случае отсутствия понятых, для чего предусмотреть включение в экипировку нарядов патрульно-постовой и дорожно-патрульной служб, участковых уполномоченных и иных сотрудников полиции компактной фото- и видеотехники. Думается, что таким образом будет дополнительно обеспечиваться реализация гуманного подхода [28, с. 46] к участникам процесса: с одной стороны, сотрудник органов внутренних дел не будет отягощен дополнительными обязанностями по поиску понятых в ущерб процедуре производства следственного действия, которое должно проводиться как можно быстрее; с другой стороны, если производство следственного действия связано с опасностью для жизни и здоровья людей, не будут подвергаться риску жизнь и здоровье возможных понятых.
Представляется, что необходимым условием совершенствования процедуры производства неотложных следственных действий, и повышения эффективности расследования преступлений органами внутренних дел РФ является обширная деятельность по уточнению норм УПК РФ и приведению в соответствие с ними ведомственных подзаконных актов.
Список литературы
1. Ташимова, А. А. Некоторые проблемы процессуальной самостоятельности следователя под ведомственным контролем руководителя следственного органа и надзором прокурора // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России - 2015. - № 3 (67). - С. 58-63.
2. Васильченко, Е. И. О некоторых вопросах производства органом дознания неотложных следственных действий // Право и политика. - 2015. - № 8. - С. 1099-1104. DOI: 10.7256/1811-9018.2015.8.16020.
3. Федеральный закон от 3 февраля 2014 г. № 7-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам деятельности военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации». [Электронный ресурс]: СПС КонсультантПлюс. - URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/onHne.cgi?req=doc;base=LAW;n=158408 (дата обращения 21.10.2015).
4. Указ Президента РФ от 1 марта 2011 г. № 248 (в ред. от 12 сентября 2015 г.) «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» (вместе с «Положением о Министерстве внутренних дел Российской Федерации»). [Электронный ресурс]: СПС КонсультантПлюс. - URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/onHne.cgi?req=doc;base=LAW;n=186001 (дата обращения 21.10.2015).
5. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ (в ред. от 13 июля 2015 г.) «О полиции» (с изм. и доп., вступ. в силу с 15 сентября 2015 г.). [Электронный ресурс]: СПС КонсультантПлюс. - URL: http: // base. consultant. ru/cons / cgi /online. cgi?req=doc;base=LAW;n=176380 (дата обращения 21.10.2015).
6. Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ (в ред. от 5 октября 2015 г.) «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». [Электронный ресурс]: СПС КонсультантПлюс. - URL: http://base. consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=187048 (дата обращения 21.10.2015).
7. Приказ МВД России от 15 августа 2011 г. № 942 (в ред. от 20 августа 2014 г.) «О порядке привлечения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, не являющихся сотрудниками полиции, а также стажеров к выполнению обязанностей, возложенных на полицию». [Электронный ресурс]: СПС КонсультантПлюс. - URL: http: // base.consultant.ru / cons / cgi / online. cgi? req=doc;base=LAW;n=173537 (дата обращения 21.11.2015).
8. Закон РФ от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 (в ред. от 27 июля 2010 г.) «О милиции». [Электронный ресурс]: СПС КонсультантПлюс. - URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?req=doc;base=LAW;n=102036 (дата обращения 21.10.2015).
9. Криминалистика : учебник для вузов / под. ред. Р.С. Белкина - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма, 2006. - 992 с.
10. Приказ МВД России от 31 декабря 2012 г. № 1166 «Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции». [Электронный ресурс] : СПС КонсультантПлюс. - URL: http: // base.consultant.ru / cons / cgi / online. cgi ?req=doc;base=LAW;n=144038 (дата обращения 21.10.2015).
11. Приказ МВД России от 15 октября 2013 г. № 845 «Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации». [Электронный ресурс]: СПС КонсультантПлюс. - URL: http: // base. consultant. ru / cons / cgi / online. cgi?req=doc;base=LAW;n=158962 (дата обращения 21.10.2015).
12. Приказ МВД России от 29 января 2008 г. № 80 (в ред. от 12 февраля 2015 г.) «Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции» (вместе с «Уставом патрульно-постовой службы полиции»). [Электронный ресурс]: СПС КонсультантПлюс. - URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=176420 (дата обращения 13.11.2015).
13. Приказ МВД России от 26 марта 2013 г. № 161 (в ред. от 22 сентября 2015 г.) «Об утверждении Порядка проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации». [Электронный ресурс]: СПС КонсультантПлюс. - URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=187976 (дата обращения 13.11.2015).
14. Приказ МВД России от 29 августа 2014 г. № 736 «Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях». [Электронный ресурс]: СПС КонсультантПлюс. - URL: http:// base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=170872 (дата обращения 13.11.2015).
15. Кузьменко, Н. К. Систематизация неотложных следственных действий при раскрытии и расследовании преступлений : учебное пособие. - Киев, 1981.
16. Колесниченко, А. Н. О первоначальных (неотложных) следственных действиях при расследовании преступлений // Криминалистика и судебная экспертиза. - Вып. 1 - Киев, 1964.
17. Оролбаев, М. П. Неотложные следственные действия (сравнительное исследование по законодательству Кыргызской Республики и Российской Федерации) : дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2010.
18. Ильина, Е. В. Понятие неотложных следственных действий // Деятельность сотрудников органов внутренних дел в различных условиях : сборник научных трудов. - Волгоград, 2007.
19. Кругликов, А. П. Следственные действия и проблемы их производства в связи с принятием нового УПК РФ // Проблемы раскрытия преступлений в свете современного уголовного процессуального законодательства : материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной памяти И.Ф. Герасимова. - Екатеринбург: Чароид, 2003.
20. Кругликов, А. П. Неотложные следственные действия: понятие, их перечень, задачи // Уголовно-процессуальные проблемы предварительного следствия и пути его совершенствования. - Волгоград, 1985.
21. Устав уголовного судопроизводства от 20 ноября 1864 г. [Электронный ресурс]: СПС Гарант. - URL: http://base.garant.ru/57791498/17/#block_20200#ixzz3MmFAuEbq (дата обращения 25.11.2015).
22. Законопроект № 828616-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О полиции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». [Электронный ресурс]: официальный сайт Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Автоматизированная система обеспечения законодательной деятельности. - URL: http://asozd2c.duma.gov.ru/addwork/scans.nsf/ID/60 C47000B29F8EBD43257E7500524441/$FILE/828616-6.PDF?0penElement (дата обращения 25.11.2015).
23. Рубцова, Ю. С. Личность сотрудника органа дознания, допускающего халатное отношение к служебным обязанностям при производстве предварительного расследования // Актуальные проблемы современного российского государства и права : сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Санкт-Петербургский университет МВД России. - Калининград, 2015. - С. 175-179.
24. Выступление министра внутренних дел Российской Федерации В.А. Колокольцева на расширенном заседании коллегии МВД России 8 февраля 2013 г. [Электронный ресурс]: Президент России, официальный сайт. - URL: http://kremlin.ru/events/president/news/17461 (дата обращения 25.11.2015).
25. Ч. 3 ст. 9 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» //Российская газета. - 2011. - 7 дек. - № 275.
26. П. 1 Приказа МВД России от 6 июля 2012 г. № 681 (в ред. от 20 апреля 2015 г.) «Об условиях замещения отдельных должностей среднего, старшего и высшего начальствующего состава лицами, не имеющими высшего юридического образования». [Электронный ресурс]: СПС КонсультантПлюс. - URL: http: // base. consultant. ru / cons / cgi / online. cgi ? req=doc ; base=LAW; n=179934 (дата обращения 25.11.2015).
27. Шабетя, И. В. Сущность, назначение и порядок производства неотложных следственных действий по УПК РФ // дис. ... канд. юрид. наук. - Оренбург, 2004.
28. Прокофьева, С. М. Концепция гуманизации уголовного судопроизводства : монография / под общ. ред. В.П. Сальникова. - СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России. 2002. - 448 с.