Научная статья на тему 'К вопросу о процессуальных полномочиях дознавателя полиции'

К вопросу о процессуальных полномочиях дознавателя полиции Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
746
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИЦИЯ / ДОЗНАВАТЕЛЬ / ОРГАНЫ ДОЗНАНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Куленков Вячеслав Валерьевич

Необходимо чёткое разграничение полномочий между различными подразделениями полиции по производству неотложных следственных действий и расследованию уголовного дела в форме дознания

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о процессуальных полномочиях дознавателя полиции»

УДК 343.9 ББК 67.51

В.В. Куленков*

к вопросу о процессуальных полномочиях ДОЗНАВАТЕЛЯ ПОЛИцИИ

Выжимка: Необходимо чёткое разграничение полномочий между различными подразделениями полиции по производству неотложных следственных действий и расследованию уголовного дела в форме дознания.

Ключевые слова: полиция; дознаватель; органы дознания.

V.V. Kulenkov

ON PROCEDURAL POWERS OF INQUIRY OFFICERS

Summary: Clear division of powers between different police units for urgent investigative actions and criminal investigation in the form of inquiry is needed.

Key words: police; inquiry officer; inquiry bodies.

Принятие в 2001 году УПК РФ и проведение за период его действия различных законодательных преобразований, направленных, в том числе, на совершенствование института предварительного расследования, привело к созданию в целом работоспособной модели дознания и предварительного следствия. Вместе с тем, совершенствованию уголовно-процессуального законодательства сопутствовала начатая несколько лет назад реформа Министерства внутренних дел РФ, поставившая некоторое количество проблемных вопросов, не получивших на данный момент своего успешного разрешения.

Значение деятельности органов дознания в период действия УПК РФ существенно возросло. По данным МВД РФ около трёх четвертей зарегистрированных преступлений, совершаемых в России,1 относится к категориям небольшой или средней тяжести, а в соответствии с положениями ч. 1 ст. 150 УПК РФ предусмотрен

* Вячеслав Валерьевич Куленков — адъюнкт Санкт-Петербургского университета МВД России (Санкт-Петербург, Россия). E-mail: strax23_93@ mail.ru.

© В.В. Куленков, 2013

1 Данные с официального сайта МВД РФ. URL: http://mvd.ru/ (дата обращения 08.06.2013).

закрытый перечень преступлений, дела о которых расследуются в форме дознания (этот перечень имеет тенденцию к законодательному расширению: например, новые виды мошенничества, появившиеся в УК РФ осенью 2012 г., по основному составу расследуются в форме дознания); кроме того, на основании письменного указания прокурора в форме дознания может расследоваться любое дело о преступлении небольшой или средней тяжести. При этом остались прежние, и возникли некоторые новые проблемы. Во-первых, в перечень органов дознания, установленный ст. 40 УПК, входят различные подразделения с различными оперативно-служебными задачами, что не позволяет в полном объёме унифицировать производство дознания. Во-вторых, особенности уголовного преследования по делам, расследуемым в форме дознания, предполагают как определённые аналогии с предварительным следствием, так и специфические действия, возможные только при дознании. В-третьих, действующий УПК РФ (как и его предшественник — УПК РСФСР 1960 года) возлагает на должностных лиц органов внутренних дел целый ряд процессуальных полномочий, различных по своей правовой природе. И, наконец, в-четвёртых, Закон о полиции, вступивший в силу 1 марта 2011 года, отказался

30 2. КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ ОТРАСЛИ

от чёткого распределения процессуальных полномочий по расследованию уголовного дела в форме дознания и производству неотложных следственных действий между различными подразделениями органов полиции. Его предшественник — Закон РСФСР «О милиции» 1991 года, выделял в этих целях милицию общественной безопасности и криминальную милицию. Не содержится указания на разграничение соответствующей процессуальной компетенции между различными подразделениями органов дознания и в действующем УПК РФ.

Анализ положений УПК РФ и Федерального закона «О полиции» позволяет сделать вывод о том, что на полицию как на орган дознания возлагаются нижеследующие процессуальные полномочия: 1) производство расследования в форме дознания; 2) выполнение неотложных следственных действий по делам, по которым производство предварительного следствия обязательно; 3) производство следственных и иных процессуальных действий (задержание, привод и др.) по поручениям следователя, а также оперативно-розыскных мероприятий. При этом согласно п. 7 ст. 5 УПК РФ дознавателем как участником уголовного судопроизводства является «должностное лицо органа дознания, правомочное либо уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом». Согласно п. 1 ч. 3 ст. 151 УПК РФ дознание по делам соответствующей категории производят дознаватели органов внутренних дел, на них же в соответствии с п.1

ч. 2 ст. 157 УПК РФ могут быть возложены полномочия по производству неотложных следственных действий. Следовательно, не только на сотрудников полиции, занимающих должности дознавателей в подразделениях дознания, предусмотренных типовыми положениями о территориальных органах и линейных отделах МВД РФ,2

2 Типовое положение о территориальном органе МВД России по субъекту РФ, утверждённое Указом Президента РФ от 1 марта 2011 г. № 249; Типовое положение о линейном отделе МВД России на же-

Крининодогия

могут быть возложены полномочия по производству дознания, но и на сотрудников других отделов, указанных в тех же положениях: уголовного розыска, оперативных подразделений и др. И наоборот, сотрудники подразделений дознания могут пользоваться полномочиями по производству неотложных следственных действий.

Между тем, производство неотложных следственных действий и расследование уголовного дела в форме дознания — разные по своей правовой природе и значению направления процессуальной деятельности, на что справедливо указывается в научных исследованиях.3 Выполнение неотложных следственных действий, направленных на закрепление следов преступления и установление подозреваемого, представляет собой реализацию розыскной функции. Далее дело через руководителя следственного органа направляется следователю для производства предварительного следствия, то есть подготовки дела для рассмотрения в суде, предполагающей формирование достаточной доказательственной базы обвинения. Данное направление деятельности представляет собой функцию иной правовой природы, которую в научной литературе именуют функцией юстиции.4 Аналогичную следователю процессуальную роль играет дознаватель по делам, по которым производство предварительного следствия необязательно. Поэтому возможность совмещения в руках одного и того же должностного лица органов полиции различных процессуальных функций, пусть и

лезнодорожном, водном и воздушном транспорте, утверждённое приказом МВД РФ от 15 июня 2011 г. № 636; Типовое положение о территориальном органе МВД России на районном уровне, утверждённое приказом МВД России от 21 апреля 2011 г. № 222.

3 См., напр.: Ковтун А.В. Дознание в российском уголовном процессе и особенности его производства по отдельным категориям уголовных дел: дис. ... канд. юрид. наук. — Омск, 2006. — С. 39; Эрке-нов М.Б. Процессуальный статус дознавателя: дис. ... канд. юрид. наук. — Нижний Новгород, 2008. — С. 6.

4 Смирнов А.В. Модели уголовного процесса. — СПб., 2000. — С. 213, 216; Шестакова С.Д. Метод российского уголовно-процессуального права: от инквизиционности к состязательности. — СПб., 2003. — С. 79, 80.

ВЧЕРА СЕГОДНЯ ЗАВТРА

не в рамках одного уголовного дела, во-первых, противоречит состязательным началам уголовного процесса, во-вторых, не может способствовать его эффективности.

В этой связи предпочтительнее вернуться к ранее действующему подходу, предусматривавшему разделение полномочий по производству дознания и неотложных следственных действий между различными полицейскими подразделениями.

В этих целях необходимо внести нижеследующие изменения в действующий УПК РФ.

1) В п. 7 ст. 5 УПК РФ дознавателя определить как «должностное лицо органа дознания, правомочное либо уполномоченное начальником органа дознания, осуществлять предварительное расследование в форме дознания», исключив его полномочия по производству иных процессуальных действий.

2) Статью 40 УПК РФ дополнить частью 3 следующего содержания: «Осуществление органом дознания иных предусмотренных настоящим Кодексом полномочий включает в себя выполнение неотложных следственных действий в соответствии со ст. 157 настоящего Кодекса, а также поручений следователя о производстве отдельных следственных, иных процессуальных действий и оперативнорозыскных мероприятий. Не допускается возложение указанных полномочий на лиц, в чьи служебные обязанности входит

производство дознания по делам, по которым производство предварительного следствия необязательно». Действующую часть 3 считать частью 4.

3) Часть 2 ст. 157 УПК РФ изложить в следующей редакции: «Неотложные следственные действия производят: 1) органы внутренних дел — по всем уголовным делам, за исключением уголовных дел, указанных в пунктах 2—6 и пункте 8 части второй настоящей статьи, 2) органы федеральной службы безопасности — по уголовным делам о преступлениях, указанных в пункте 2 части второй статьи 151 настоящего Кодекса, 3) органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ — по уголовным делам о преступлениях, указанных в пункте 5 части второй статьи 151 настоящего Кодекса»5 и далее — по тексту пункты 3, 4, 5 и 6 считать соответственно пунктами 4,

5, 6 и 7. Таким образом, производство неотложных следственных действий будет выведено из полномочий дознавателей полиции, но оставлено за другими её подразделениями.

Итак, за счёт трёх предложенных нововведений более чётко будут отделены полномочия собственно дознавателей (как лиц, расследующих уголовные дела) от сотрудников полиции, работающих в оперативно-розыскных подразделениях и иных подразделениях органов дознания, содействующих производству предварительного следствия.

5 Дополнение ч. 2 ст. 157 УПК РФ вышеуказанным пунктом третьим напрямую не связанно с рассматриваемой тематикой. Однако при разработке усовершенствований данной нормы невозможно было пройти мимо обнаруженной юридико-технической погрешности. Она состоит в том, что в ныне действующем п. 1 ч. 2 ст. 157 УПК РФ категории уголовных дел, по которым неотложные следственные действия производятся органами внутренних дел и органами по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, объединены между собой, хотя согласно смыслу и структуре рассматриваемой нормы последние явно напрашиваются к вынесению в отдельный пункт — 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.