Научная статья на тему 'Особенности производства органами государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы (как органами дознания) неотложных следственных действий'

Особенности производства органами государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы (как органами дознания) неотложных следственных действий Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4869
390
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПОЖАРНОГО НАДЗОРА ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ / ДОЗНАНИЕ / ОРГАНЫ ДОЗНАНИЯ / ДОЗНАВАТЕЛЬ / СЛЕДСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ / СЛЕДОВАТЕЛЬ / ПОЖАР / БЕЗОПАСНОСТЬ / УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПРАВО / НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ / ПОЖАРНЫЙ НАДЗОР / НАДЗОРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НЕОТЛОЖНЫЕ И ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ СЛЕДСТВЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ / ПОДСЛЕДСТВЕННОСТЬ / STATE FIRE SUPERVISION OF THE FEDERAL FIRE SERVICE / INQUIRY / INVESTIGATIVE BODIES / INQUIRER / INVESTIGATIVE AGENCIES / INVESTIGATOR / FIRE / SECURITY / CRIMINAL LAW / PROCEDURAL REGULATIONS / FIRE CONTROL / SUPERVISORY ACTIVITIES / IMMEDIATE AND INITIAL INVESTIGATIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Коваленко А. С.

В статье говорится об особенностях производства неотложных следственных действий органами государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы как органами дознания по уголовным делам, подследственным следователям

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PECULIARITIES PRODUCTION BY THE STATE FIRE SUPERVISION OF THE FEDERAL FIRE SERVICE URGENT INVESTIGATIVE ACTIONS

the author of the article tells ass about the features of the production of urgent investigative actions by the state fire supervision of the Federal Fire Service as the bodies of inquiry in criminal cases under investigation the investigators.

Текст научной работы на тему «Особенности производства органами государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы (как органами дознания) неотложных следственных действий»

7.3. ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗВОДСТВА ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПОЖАРНОГО НАДЗОРА ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ (КАК ОРГАНАМИ ДОЗНАНИЯ) НЕОТЛОЖНЫХ СЛЕДСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ

Коваленко А.С., майор внутренней службы. Должность: главный специалист ОГПН г. Сочи. Место работы: ГУ МЧС России по Краснодарскому краю. E-mail: gipsi80@yandex.ru Аннотация: В статье говорится об особенностях производства неотложных следственных действий органами государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы как органами дознания по уголовным делам, подследственным следователям.

Ключевые слова: органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы; дознание; органы дознания; дознаватель; следственные органы; следователь; пожар; безопасность; уголовно-процессуальное право; нормативные правовые акты; пожарный надзор; надзорная деятельность; неотложные и первоначальные следственные действия; подследственность.

THE PECULIARITIES PRODUCTION BY THE STATE FIRE SUPERVISION OF THE FEDERAL FIRE SERVICE URGENT INVESTIGATIVE ACTIONS

Kovalenko A.S., internal service Major. Position: chief Specialist of state fire supervision Department of city Sochi. Place of employment: Russian emergencies Ministry in Krasnodar region. E-mail: gipsi80@yandex.ru

Annotation: the author of the article tells ass about the features of the production of urgent investigative actions by the state fire supervision of the Federal Fire Service as the bodies of inquiry in criminal cases under investigation the investigators.

Keywords: state fire supervision of the Federal Fire Service; inquiry; investigative bodies; inquirer; investigative agencies; investigator; fire; security; criminal law; procedural regulations; Fire Control; supervisory activities; immediate and initial investigations.

По устоявшейся традиции и в соответствии с законодательными предписаниями стадия предварительного расследования в российском уголовном процессе реализуется в форме предварительного следствия и в форме дознания. При этом вторая форма, в свою очередь, дифференцируется на дознание по уголовным делам, по которым предварительное следствие необязательно (глава 32 УПК РФ) и дознание по уголовным делам, по которым предварительное следствие обязательно (ст. 157 и п. 2 ч. 2 ст. 40 УПК РФ).

В соответствии с п. 6 ч. 3 ст. 151 УПК РФ органы государственного противопожарного надзора (как органы дознания) в полном объеме расследование в форме дознания производят по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. 168 УК РФ

(«Уничтожение или повреждение имущества по неосторожности»); ч. 1 ст. 219 УК РФ («Нарушение правил пожарной безопасности») и ч. 1 ст. 261 УК РФ («Уничтожение или повреждение лесов»).

Что касается неотложных следственных действий, то рассматриваемые государственные органы производят их, причем, как правило, на основании отдельных поручений следователей, лишь по уголовным делам о преступлении, предусмотренном ч. 2 ст. 167 УК РФ («Умышленное уничтожение или повреждение (путем поджога) имущества»).

Рассуждая о предмете исследования в рамках проблемы, вынесенной в заголовок настоящей статьи, следует, прежде всего, решительно избегать случаев спонтанного отождествления как в теории уголовнопроцессуального права, так и на практике, таких понятий как «неотложные следственные действия» и «первоначальные следственные действия», которые в научных трудах по правовым вопросам, а также в выступлениях отдельных (в том числе высших) должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов нередко рассматриваются в качестве взаимозаменяемых. Если под первоначальными принято понимать следственные действия, производимые следователем после возбуждения уголовного дела и до вынесения постановления о привлечении в качестве обвиняемого, то с интерпретацией неотложных следственных действий ситуация обстоит несколько иначе (сложнее).

По мнению профессора С.В. Бажанова, неотложные следственные действия в широком смысле слова -любые следственные действия, производимые субъектом расследования сразу же по обнаружению преступления для закрепления его следов и установления причастного к нему лица. Однако правильнее под неотложными следственными действиями (в узком смысле) понимать лишь те, которые вправе производить так называемые органы дознания по уголовным делам, подследственным органам предварительного следствия (следственным органам) [8, с. 41].

Как известно, УПК РСФСР в ч. 1 ст. 119 перечислял неотложные следственные действия, которые были вправе производить органы дознания по уголовным делам, подследственным следователям. При этом их целесообразный перечень широко обсуждался в среде ученых юристов и неоднократно видоизменялся законодателем (осмотр, обыск, выемка, освидетельствование, задержание и допрос подозреваемых, допрос потерпевших и свидетелей; впоследствии - и некоторые другие следственные действия).

Надо признать, что обширные дискуссии на данную тему практического результата не возымели, поскольку наиболее прагматичные ученые пришли к неизбежному выводу о том, что в принципе любое следственное действие, производимое органами дознания по уголовным делам, подследственным следователям, может оказаться в числе неотложных, за исключением разве что процессуального акта привлечения лица в качестве обвиняемого и последующего допроса рассматриваемого участника уголовного процесса.

В силу изложенного УПК РФ отказался от перечня неотложных следственных действий в какой-либо из своих норм, однако легализовал указанное понятие в п. 19 ст. 5: неотложные следственные действия - действия, осуществляемые органом дознания после возбуждения уголовного дела, по которому производство предварительного следствия обязательно, в целях обнаружения и фиксации следов преступления, а также

доказательств, требующих незамедлительного закрепления, изъятия и исследования.

В одной из своих недавних публикаций автор настоящей статьи уже отмечал, что в настоящее время науки уголовно-правового блока (уголовно-

процессуальное право, криминалистика, оперативнорозыскная деятельность) развиваются в направлении дальнейшего размежевания уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной составляющих в деятельности органов дознания.

Вместе с тем ст. 40 УПК РФ по-прежнему относит к органам дознания как государственные органы (например, органы внутренних дел и полицию), так и должностных лиц (например, командиров воинских частей, соединений, начальников военных учреждений или гарнизонов), что вызывает серьезные нарекания в адрес законодателя, поскольку в уголовнопроцессуальном законодательстве Российской Федерации вообще целесообразно использовать устоявшееся выражение «отдел (отделение) дознания», отграничивая его от термина «орган дознания» и от более приемлемого в теории уголовно-процессуального права, чем в законодательстве, выражения «подразделение дознания» (ст. 40.1 УПК РФ).

Приведенные соображения в полной мере применимы и к органам государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы, поскольку они (равно как и органы внутренних дел) отнесены законодателем к органам дознания (п. 4 ч. 1 ст. 40 УПК РФ). Посредством входящих в них структурных подразделений и их должностных лиц эти государственные органы помимо дознавательских выполняют и другие многочисленные функции. Поэтому методологически важным представляется взаимное обособление таких выражений как «органы дознания», с одной стороны, и «органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы» - с другой.

Правильнее было бы выделять в указанных государственных учреждениях отделы, отделения (группы) дознания, которые по состоянию на сегодняшний день в них и существуют в виде отделов дознания и административной практики. Однако штатные должности дознавателей имеются, к сожалению, далеко не во всех низовых звеньях органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы.

В контексте изложенного крайне занимательным выглядит содержание ст. 157 УПК РФ «Производство неотложных следственных действий».

Ее часть первая гласит: «При наличии признаков преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно, орган дознания в порядке, установленном ст. 146 настоящего Кодекса, возбуждает уголовное дело и производит неотложные следственные действия».

Анализ ч. 2 ст. 157 УПК РФ позволяет сделать ряд принципиально значимых для целей нашего исследования выводов.

Во-первых, органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы, как органы дознания, полномочные производить неотложные следственные действия по уголовным делам, подследственным следователям, в приводимом ею перечне не указываются, что следует считать пусть и не существенным, но все-таки упущением законодателя, который в рассматриваемом смысле ограничился указанием лишь на то, что их (неотложные следственные действия) вправе осуществлять иные должностные

лица, которым предоставлены полномочия органов дознания в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса (п. 6 ч. 2).

Представляется, что данная законодательная формулировка является неудачной и должна быть устранена, поскольку должностным лицам (прежде всего, штатным дознавателям) полномочия органов дознания предоставлены быть не могут. Под органами дознания, повторимся, в уголовно-процессуальном законодательстве Российской Федерации понимаются и государственные органы, и должностные лица, да и законодательная регламентация полномочий органа дознания, начальника подразделения дознания и дознавателя в УПК РФ специально разведена (ст.ст. 40, 40.1, 41).

В этой же связи целесообразны редакционные поправки в ч. 1 ст. 41 УПК РФ, в которой декламируется, что полномочия органа дознания, предусмотренные п. 1 части 2 ст. 40 настоящего Кодекса, возлагаются на дознавателя начальником органа дознания или его заместителем.

Во-вторых, в ч. 3 ст. 157 УПК РФ обращается внимание на то, что после производства неотложных следственных действий и не позднее 10-и суток со дня возбуждения уголовного дела орган дознания направляет уголовное дело руководителю следственного органа в соответствии с п. 3 ст. 149 настоящего Кодекса. Здесь следует иметь в виду, что в подавляющем числе случаев по уголовным делам о преступлении, предусмотренном ч. 2 ст. 167 УК РФ, органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы (как органы дознания) неотложные следственные действия выполняют по поручению следователей, то есть уже после официального начала последними расследования.

В-третьих, ч. 4 ст. 157 УПК РФ определяет, что после направления уголовного дела руководителю следственного органа орган дознания может производить по нему следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия только по поручению следователя. В случае направления руководителю следственного органа уголовного дела, по которому не обнаружено лицо, совершившее преступление, орган дознания обязан принимать розыскные и оперативно-розыскные меры для установления лица, совершившего преступление, уведомляя следователя об их результатах.

Обратим внимание на очередную, пусть и незначительную, но неточность, допускаемую законодателем в приведенной норме, где он сначала говорит об оперативно-розыскных мероприятиях, а затем и сразу же, об оперативно-розыскных мерах.

Однако для нас важнее другое, а именно то, что согласно ст. 157 УПК РФ на органы дознания возлагается производство и следственных действий, и оперативно-розыскных мероприятий, что свидетельствует о том, что законодатель сохраняет консервативный взгляд и подход на проблему дознания, по-прежнему отождествляя органы дознания с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, что вряд ли отвечает духу времени и букве закона при соответствующем его прочтении.

Интересно и такая постановка вопроса, как допустимость и целесообразность возложения функций по производству неотложных следственных действий не на (как принято считать) органы дознания, а на отделы (отделения) дознания, а точнее - на соответствующих должностных лиц - дознавателей, в нашем случае -дознавателей отделов дознания и административной

практики, либо должностных лиц, временно (по приказу) выполняющих дознавательские функции в органах государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы. По всей видимости, подобное решение проблемы можно признать вполне допустимым.

Не менее значимо и оперативно-розыскное обеспечение (сопровождение) обеих форм дознания по уголовным делам о преступлениях, расследуемых органами государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы (как органами дознания). По сложившейся традиции выполнением отдельных поручений «ведомственных» дознавателей занимаются оперативные (участковые) уполномоченные полиции. Пилотажный опрос респондентов, проводившийся автором настоящей статьи в указанной профессиональной среде, в частности, показал, что качество выполнения направляемых органами дознания (ОГПН) в органы же дознания (ОВД, полицию) отдельных поручений оставляет желать лучшего, что во многом обусловливается исключительно формальным подходом к этой работе со стороны органов, осуществляющих ОРД.

Да и в целом взаимодействие дознавателей подразделений дознания и административной практики органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы со следователями Следственного департамента МВД России, а также оперативными (участковыми) уполномоченными ОВД (полиции) являет собой весьма актуальную научнотеоретическую проблему, имеющую существенное значение для практики выявления, раскрытия и расследования преступлений, так или иначе связанных с пожарной безопасностью.

Вместе с тем, как уже отмечалось автором настоящей статьи, научно-методическое обеспечение деятельности сотрудников ОГПН по проведению процессуальных проверок в стадии возбуждения уголовного дела, предварительного расследования в форме дознания уголовных дел соответствующей подследственности, а также неотложных следственных действий по уголовным делам, подследственным следователям, требует дальнейшего совершенствования в соответствии с новейшими изменениями уголовнопроцессуального законодательства Российской Федерации.

Не менее актуальной представляется разработка Инструкций по организации уголовно-процессуальной деятельности сотрудников органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы и по организации взаимодействия «ведомственных» дознавателей со следователями Следственного департамента МВД Российской Федерации и оперативными (участковыми) уполномоченными ОВД (полиции) при выявлении, раскрытии и расследовании преступлений, связанных с криминальными пожарами, предметно увязанных с приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий N 714 от 21 ноября 2008 г. «Об утверждении порядка учета пожаров и их последствий».

Думается, что перечисленные вопросы ждут серьезнейшего научного анализа-обоснования и постепенного (рационального) внедрения в правоохранительную практику.

Список литературы:

Конституция РФ. СПС «Консультант плюс». Официальный текст. М., 2011.

Федеральный закон 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности». СПС «Консультант плюс». Официальный текст. М., 2011.

Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 года № бЗ-ФЗ. СПС «Консультант плюс». Официальный текст. М., 2011.

Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18 декабря 2001 года № 174-ФЗ. СПС «Консультант плюс». Официальный текст. М., 2011.

Уголовно-процессуальный кодекс РСФСФ 1960 года. СПС «Консультант плюс». Официальный текст. М., 2011.

Бажанов С. В. Дознание в Федеральной службе судебных приставов Минюста России: Научное издание. - Владимир, ВЮИ ФСИН России, 2007.

Bibliography:

Constitution of Russian Federation // RLS “Consultant plus”.

Federal law of 12.08.1995. № 144-FL “About

investigation-research activity” // RLS “Consultant plus”.

Criminal code of Russian Federation of 13.06.1996. № 63-FL // RLS “Consultant plus”.

Criminal procedure code of Russian Federation of 18.12.2001. № 174-FL // RLS “Consultant plus”.

Criminal procedure code of RSFSR of 1960. // RLS “Consultant plus”.

Bazanov S.V. Бажанов С.В. Inquiry in FSSP MU Rassian Federation. - Vladimir, VUI FSIN RF, 2007.

Рецензия

на статью А.С. Коваленко «Особенности производства органами государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы (как органами дознания) неотложных следственных действий»

Указанная статья А.С. Коваленко посвящена крайне актуальным вопросам правоохранительной практики, поскольку в последние годы в Российской Федерации наблюдается значительный рост пожаров, в том числе и тех, которые имеют криминальный характер.

Вместе с тем МЧС России, как государственная структура, претерпел серьезные преобразования, которые не могли не коснуться действующего законодательства и ведомственных подзаконных нормативных правовых актов.

По состоянию на сегодняшний день, в соответствии со ст. 40 УПК РФ (п. 4 ч. 1), органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы действительно отнесены к органам дознания. Однако складывающаяся практика уголовнопроцессуальных правоотношений в рассматриваемом ведомстве при производстве процессуальных проверок и расследовании уголовных дел своей подследственности в форме дознания оставляет желать лучшего.

Не менее значимой является и проблема осуществления органами государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы (как органами дознания) неотложных следственных действий по уголовным делам, подследственным следователям.

В статье А.С. Коваленко указывается перечень составов преступлений, по которым рассматриваемыми государственными органами осуществляется дознание в полном объеме, а также состав преступления, по уголовным делам о которых они осуществляют исключительно неотложные следственные действия.

В этом смысле статья А.С. Коваленко на заявленную тему представляется весьма актуальной и практически значимой.

Автор делает правильный вывод о том, что научнометодическое обеспечение деятельности сотрудников ОГПН по проведению процессуальных проверок в стадии возбуждения уголовного дела, предварительного расследования в форме дознания уголовных дел своей подследственности, а также неотложных следственных действий по уголовным делам, подследственным следователям, требует дальнейшего совершенствования.

Не менее актуальной представляется разработка Инструкций по организации уголовно-процессуальной деятельности сотрудников органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы и по организации взаимодействия «ведомственных» дознавателей со следователями Следственного департамента МВД Российской Федерации и оперативными (участковыми) уполномоченными ОВД (полиции) при выявлении, раскрытии и расследовании преступлений, связанных с криминальными пожарами.

В целом статья написана хорошим юридическим языком. Она легко читается и, как представляется, может быть рекомендована для опубликования в журнале, рецензируемом ВАК.

Доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин МНЮИ, кандидат юридических наук, доцент А.В. Косов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.