В.А. МИЛЕХИН,
начальник кафедры уголовной политики и организации предупреждения преступлений
(Академия управления МВД России)
Организация дознания в системе МВД России
В статье рассматривается организация дознания как на уровне МВД России, так и на уровне территориальных органов внутренних дел, в соответствии с законодательством Российской Федерации. Особое внимание уделено деятельности специализированных подразделений дознания.
Органы дознания, специализированные подразделения дознания, полномочия по осуществлению дознания, упрощенные формы дознания, расследования преступлений в форме дознания.
Дознание — это форма предварительного расследования, осуществляемого дознавателем по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия необязательно [1, п. 8 ст. 5]. Оно проводится в целях установления лица, совершившего преступление, и других обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения уголовного дела. В отдельных случаях, указанных в ч. 3 ст. 151 УПК РФ, дознание проводится следователями Следственного комитета РФ и ФСКН России и других органов государственной власти.
Дознаватель — это должностное лицо органа дознания, правомочное либо уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также обладающее иными полномочиями, предусмотренными УПК РФ [1, п. 7 ст. 5]. При этом ответственность за решения и действия, относящиеся к компетенции органа дознания, должен нести как начальник органа дознания, так и дознаватель.
К органам дознания согласно ст. 40 УПК РФ относятся органы внутренних дел, а также иные органы исполнительной власти, наделенные полномочиями по осуществлению оперативно-разыскной деятельности (оперативные подразделения ФСБ России, таможенных органов, ФСКН России, Минюста России и др.); а также органы федеральной службы судебных приставов (далее — ФССП), главный военный судебный пристав, главные судебные приставы субъектов Федерации, их заместители, старшие судебные приставы Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ; командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений
или гарнизонов; органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы1.
Органы дознания при расследовании уголовных дел действуют по двум направлениям.
Во-первых, выполняют действия, образующие в своей совокупности собственно дознание: к их юрисдикции отнесены дела о преступлениях, подпадающих под признаки свыше 100 составов преступлений. Во-вторых, при наличии признаков преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно, орган дознания возбуждает уголовное дело и производит неотложные следственные действия [1, ст. 157]. Следует отметить, что по большинству уголовных дел дознание и неотложные следственные действия проводятся полицией.
Дознание производится с некоторым упрощением процессуальных форм в сравнении с предварительным следствием и различается, прежде всего, сокращенным сроком: согласно ст. 223 УПК РФ оно должно быть завершено в течение 30 суток, следующих со дня возбуждения уголовного дела и до дня принятия решения о направлении уголовного дела прокурору. Этот срок может быть продлен прокурором еще на 30 суток, в необходимых случаях — на 6 мес., а в исключительных случаях, связанных с исполнением запроса о правовой помощи, — на 12 месяцев. Кроме того, в дознании отсутствует институт предъявления обвинения, являющийся обязательным атрибутом предварительного следствия. Исключение составляют случаи, когда в течение 10-ти суток после заключения лица под стражу дознаватель не может составить обвинительный акт и, в соответствии со ст. 224 УПК РФ, предъявляет обвинение или отменяет избранную меру пресечения.
Вместе с тем, дознавателю в отличие от следователя не предоставлено право приостанавливать исполнение письменных указаний прокурора, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания.
В структуре органов внутренних дел основной объем осуществляемой процессуальной деятельности приходится на долю полиции — участковых уполномоченных, сотрудников опе-
27
1 В УПК они не были указаны в числе органов дознания, и Федеральным законом РФ от 29 мая 2002 г. № 58-ФЗ [6] это несоответствие было устранено.
2 л н и о X
Л
<
и н к
И
:|S
0 X
Л
<
и н S
1
<
а
X О
о
са <
а С
к S X
и <
са <
а С
и <
ш о а С
28
ративных подразделений и других служб, которым Федеральным законом РФ «О полиции» предоставлено право осуществлять уголовно-процессуальную деятельность [2]. В то же время полиция не должна подменять деятельность иных органов дознания, например, таможенных подразделений, ФСИН и др.
В соответствии с п.1 ч. 1 ст. 40 УПК РФ к органам дознания в системе МВД России относятся органы внутренних дел и входящие в их состав территориальные, в том числе и линейные управления (отделы, отделения) полиции.
Руководителями органов дознания являются их начальники и их заместители. Данные лица могут поручать производство проверки заявлений, сообщений о преступлении, производство неотложных следственных действий должностным лицам, кроме дознавателей, из числа начальствующего состава (оперативным уполномоченным, участковым уполномоченным и др.). Однако в случае принятия ими процессуальных решений о возбуждении уголовного дела, о задержании подозреваемого в порядке ст. 91 УПК РФ, передаче материалов проверки или уголовного дела по подследственности, об отказе в возбуждении уголовного дела данные решения подлежат утверждению начальником органа дознания или его заместителем — начальником полиции.
Проверка заявлений и сообщений о преступлениях, которые не требуют использования оперативно-разыскных мероприятий, и дознание, проводимое в полном объеме, поручаются дознавателям специализированных подразделений дознания, которые были организованы согласно приказу МВД ССР от 5 августа 1982 № 254 «О создании специализированных подразделений дознания в органах внутренних дел и утверждении примерного Положения о них» [10]. Законодательно их функционирование в составе милиции общественной безопасности закреплено с 1992 г. [9]. В отношении других органов исполнительной власти, осуществляющих функции дознания, законодатель ограничился ссылкой на такой критерий отнесения их к органам дознания, как наличие полномочий по осуществлению оперативно-разыскной деятельности [1, п. 1 ч. 1 ст. 40]. В соответствии со ст. 13 Федерального закона РФ «Об оперативно-розыскной деятельности», право осуществлять данную деятельность кроме органов внутренних дел предоставлено оперативным подразделениям — ФСБ России, таможенным органам России, СВР России, Минюсту России, ФСКН России [3].
Правом проведения оперативно--разыскных мероприятий наделены также оперативные подразделения органа внешней разведки Минобороны России, однако только в целях обес-
печения собственной безопасности и в случаях, если проведение указанных мероприятий не затрагивает полномочий органов, определенных в пп. 1, 2, 4, 6—9, ч. 1 ст. 13 рассматриваемого Федерального закона.
В соответствии со ст. 151 УПК РФ предварительное расследование в форме дознания по ряду преступлений, отнесенных к их исключительной компетенции, а также — преступлений против правосудия, вправе осуществлять дознаватели органов ФССП, находящиеся в ведении Минюста России.
В соответствии с действующим УПК РФ предварительное расследование в форме дознания по уголовным делам о преступлениях, указанных в п. 1 ч. 3 ст. 151 УПК РФ, совершенных в расположении исправительных учреждений и органов, производится дознавателями органов внутренних дел, на территории обслуживания которых они дислоцируются.
Командир воинской части, соединения, начальник военного учреждения или гарнизона в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 40 УПК РФ действуют в качестве органа дознания с момента поступления к ним заявлений и сообщений о совершенном преступлении или в случае непосредственного обнаружения признаков преступления, по которому он вправе возбудить уголовное дело. Но в силу различных обстоятельств эти должностные лица не всегда могут осуществлять дознание, поэтому Минобороны России предусмотрено назначение дознавателей из числа наиболее подготовленных офицеров.
Органам ФСБ России как органам дознания присущи те же полномочия, которые имеются у других подобных органов, с той лишь разницей, что их компетенция в качестве органов дознания ограничивается производством неотложных следственных действий по уголовным делам, подследственным в соответствии со ст. 151 УПК РФ следователям этого ведомства.
Компетенция пограничных органов ФСБ России в соответствии со ст. 3 ч. 3 ст. 151 УПК РФ включает производство дознания по уголовным делам, возбужденным по фактам нарушения законодательства РФ о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне, а также — незаконного пересечения Государственной границы и некоторых других противоправных деяний, выявленных при несении службы по охране Государственной границы.
С 1 июля 2003 г. на отделы, отделения дознания органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, образованные в соответствии с Федеральным законом РФ от 30 июня 2003 г. № 86-ФЗ [4], было возложено производство дознания по уголовным делам о преступлениях, связанных с незаконным изготовлением, приобретением,
хранением, перевозкой либо сбытом наркотических средств или психотропных веществ, организацией либо содержанием притонов для их потребления; о незаконной выдаче либо подделке рецептов или иных документов, дающих право на получение наркотических средств или психотропных веществ, и др.
Производство дознания таможенными органами Российской Федерации исключено Федеральным законом РФ от 7 декабря 2011 г. № 420-ФЗ [5].
Для большинства из органов исполнительной власти, осуществляющих дознание, эта функция не является одной из основных. Так, например, согласно действующему законодательству государственный пожарный надзор как специальный вид государственной надзорной деятельности возложен на должностных лиц Государственной противопожарной службы МЧС России. В составе МЧС России функционирует Главное управление Государственной противопожарной службы (далее — ГУГПС), а в республиках, краях и областях, субъектах РФ — управления Государственной противопожарной службы. Руководители этих органов являются государственными инспекторами по пожарному надзору, в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 40 УПК РФ вновь наделенными полномочиями по производству дознания (по уголовным делам о пожарах и нарушениях требований пожарной безопасности; об уничтожении или повреждении чужого имущества в крупном размере, совершенных путем неосторожного обращения с огнем; повреждении лесов в результате такого обращения и др.).
В ч. 3 ст. 40 УПК РФ законодатель определяет круг должностных лиц (не определяя их как органы дознания), на которых возлагается проведение неотложных следственных действий по уголовным делам о преступлениях, совершенных на объектах, находящихся в их ведении. Это — капитаны морских и речных судов, руководители геологоразведочных партий и зимовок, главы дипломатических представительств и консульских учреждений. В данном случае речь идет о преступлениях, по которым производство предварительного следствия как обязательно, так и необязательно.
Уголовно-процессуальная деятельность органов дознания в процессе предварительного расследования подчинена решению таких задач, как раскрытие преступления; обеспечение возмещения причиненного преступлением ущерба (вреда); выяснение условий, способствовавших совершению преступления, принятие мер к их устранению; подготовка материалов к судебному разбирательству.
Согласно изменениям, внесенным в УПК РФ Федеральным законом РФ от 4 марта 2013 г. № 23-ФЗ, дознание может проводиться в сокра-
щенной форме при наличии следующих условий: уголовное дело возбуждено в отношении конкретного лица; подозреваемый признает свою вину, характер и размер причиненного преступлением вреда, а также не оспаривает правовую оценку деяния, приведенную в постановлении о возбуждении уголовного дела; отсутствуют обстоятельства, исключающие производство дознания в сокращенной форме [7]. При этом дознаватель вправе не проверять доказательства, если они не были оспорены подозреваемым, его защитником, потерпевшим или его представителем; не допрашивать лиц, от которых в ходе проверки сообщения о преступлении были получены объяснения, за исключением случаев, если необходимо установить дополнительные, имеющие значение для уголовного дела фактические обстоятельства; не назначать судебную экспертизу по вопросам, ответы на которые содержатся в заключении специалиста, полученного по результатам исследования; не проводить иные следственные и процессуальные действия, направленные на установление фактических обстоятельств, сведения о которых содержатся в материалах проверки сообщения о преступлении. Срок проведения дознания в сокращенной форме — до 15-ти суток.
В целом органы дознания осуществляют следующие установленные законом уголовно-процессуальные полномочия: рассмотрение и разрешение заявлений и сообщений о преступлениях; производство дознания, а также следственных и розыскных действий по поручениям и указаниям следователей; оказание помощи следователям в проведении ими отдельных следственных действий.
Таким образом, расследование преступлений не является единственной функцией органов дознания, в отличие от органов предварительного следствия. Тем не менее, в их процессуальной деятельности производство дознания занимает наибольший объем от всей выполняемой работы.
Отметим, что все органы дознания обладают равными процессуальными полномочиями, действуя в пределах своей компетенции: выносимые ими процессуальные акты имеют такую же юридическую силу и значение, как и акты следователя. В уголовно-процессуальном законе специально подчеркнута самостоятельность дознавателя в проведении следственных и иных процессуальных действий [1, п. 1 ч. 3 ст. 41].
Орган дознания — орган внутренних дел — как система состоит из подразделений, структурную подсистему которой составляют специализированные подразделения дознания разных субординационных уровней, представляющих собой специфические, динамические структуры, функционирующие в условиях строгого процессуального и административного режимов.
2 л н и о X
Л
<
и н к
И
о X
Л
<
и н S
X
<
а
X О
о
са <
а С
к S X
и <
са <
а С
и <
ш о а С
29
2 л н и о X
Л
<
и н к
И
:|S
0 X
Л
<
и н S
1
<
а
X О
о
са <
а С
к S X
и <
са <
а С
и <
ш о а С
30
Как и любая деятельность, организация расследования преступлений специализированными подразделениями дознания преследует достижение определенных целей по обеспечению их эффективного функционирования в установленной сфере деятельности.
Руководитель структурного подразделения дознания, изучив проблемы, возникающие в работе, должен спрогнозировать дальнейшее развитие событий и спланировать программу и порядок действий подчиненных сотрудников. Необходимо грамотно организовать деятельность подразделения, создавать условия для эффективного выполнения поставленных задач, обнаруживать в процессе контроля недостатки в работе и вносить в нее необходимые коррективы, используя знания и опыт управленческой деятельности.
Верхним уровнем в системе специализированного дознания МВД России является Управление по организации дознания МВД России и отдел организации дознания Главного управления на транспорте МВД России.
Являясь высшими органами управления в структуре подразделений дознания, указанные структурные подразделения МВД России принимают наиболее значимые решения, которые не могут быть приняты на других уровнях системы. Это, в основном, установки концептуального характера, имеющие значение для всей службы дознания: определение принципов организации деятельности всех звеньев службы, оказание влияние на уровень и качество проводимого расследования, выявление назревших проблем и определение путей их разрешения.
Основными задачами специализированных управлений среднего звена (отделов, отделений) дознания территориальных и линейных органов внутренних дел на региональном уровне являются планирование и организация работы на местах; контроль за деятельностью территориальных подразделений дознания на
Список литературы
1. Уголовно--процессуальный кодекс Российской Федерации.
2. О полиции: Федеральный закон РФ от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ // Рос. газ. 2011. 8 февр.
3. Об оперативно-розыскной деятельности: Федеральный закон РФ от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ // СПС Гарант.
4. О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, признании утратившими силу отдельных законодательных актов Россий-
районном уровне, оказание им помощи; обеспечение взаимодействия с различными службами органов внутренних дел, другими органами и внешней средой функционирования; внедрение в практику научных рекомендаций; изучение и внедрение передового опыта; обучение дознавателей; решение кадровых вопросов; подготовка документов по вопросам работы подразделений дознания и др.
Важнейшей задачей низшего звена системы — специализированных подразделений дознания территориальных органов внутренних дел на уровне муниципальных образований — является организация работы по расследованию и профилактике преступлений на обслуживаемой территории. Основная задача начальников подразделений дознания этого уровня состоит в осуществлении процессуального контроля, оказании необходимой помощи дознавателям, а также их обучении и воспитании, участии в организации отдельных мероприятий, осуществлении учета и отчетности, иной работе. Также руководители подразделений дознания, как правило, осуществляют организационное воздействие на расследование преступлений в пределах своей компетенции. Четкое выполнение данной воздействующей функции обеспечивается наличием ограничений системы, к которым относятся: определенность и стабильность выполняемых задач, уголовное и уголовно-процессуальное законодательство, иные действующие в системе нормативные правовые акты. Эти ограничения стабильны, изменяются лишь законодательным путем.
Высшие и средние звенья специализированной службы дознания функцию непосредственно расследования преступлений осуществляют редко. Основные усилия они направляют на организацию деятельности подчиненных подразделений и дознавателей, обеспечение должного качества расследования преступлений, разработку регламентов статуса подразделений дознания, прав и обязанностей их сотрудников.
ской Федерации, предоставлении отдельных гарантий сотрудникам органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и упраздняемых федеральных органов налоговой полиции в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления: Федеральный закон РФ от 30 июня 2003 г. № 86-ФЗ // СПС Гарант.
5. О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации:
Федеральный закон РФ от 7 декабря 2011 г. № 420-ФЗ // Рос. газ. 2011. 9 дек.
6. О внесении изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 29 мая 2002 г. № 58-ФЗ // СПС Гарант.
7. О внесении изменений в статьи 62 и 303 Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 4 марта 2013 г. № 23-ФЗ // СПС Кон-сультантПлюс.
8. О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти: Указ Президента
Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 // СПС КонсультантПлюс.
9. Положение о милиции общественной безопасности: Указ Президента Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 209 // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 7. Ст. 562.
10. О создании специализированных подразделений дознания в органах внутренних дел и утверждении примерного Положения о них: приказ МВД СССР от 5 августа 1982 г. № 254 (утратил силу).
E-mail: kafedra_up_au@mail.ru
2 л н и о X
Л
<
и н к
И
о X
Л
<
и н S
X
<
а
X О
о
са <
а С
к S X
и <
са <
а С
и <
ш о а С
31