УДК 341.16:339.732.2 С. Г. Финник,
соискательница при кафедре международного права
Национальный университет «Юридическая академия Украины имени Ярослава Мудрого», г. Харьков
ПРАВОВЫЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ЗАКЛЮЧЕНИЯ СОГЛАШЕНИЯ О СОЗДАНИИ МВФ
В статье рассматривается комплекс правовых и экономических предпосылок заключения соглашения о МВФ. Подчеркивается, что Фонд создавался как организация по сотрудничеству между государствами с целью регулирования международной валютной системы.
Ключевые слова: мировой валютный кризис, международная валютная система, девальвация валют, золотодевизный стандарт, план Международного стабилизационного фонда (план Уайта), Международный клиринговый союз (план Кейнса).
Международный валютный фонд (далее - МВФ) создавался как организация сотрудничества между государствами с целью регулирования международной валютной системы. На сегодняшний день он является одной из самых влиятельных международных экономических организаций, с которой сотрудничает Украина, поэтому изучение оснований заключения соглашения о создании МВФ является актуальным. Вопросами исследования развития международной валютно-финансовой системы, связанного с заключением соглашения о МВФ, занимались такие зарубежные и отечественные ученые, как А. Б. Альтшулер, И. Д. Злобин, И. Н. Мосин, Я. Парке, А. Пезенти [См.: 1; 5-7; 10; 20] и др. Работа А. Б. Альтшулера «Международное валютное право» считается наиболее содержательной [1].
Цель данной публикации - раскрытие экономических и правовых предпосылок (факторов) заключения соглашения о создании МВФ.
Диссертационные наработки последнего времени, касающиеся рассматриваемой проблемы [См.: 4; 12], посвящены выяснению оснований заключения соглашения в процессе экскурса в историю становления этого Фонда и других международных финансовых организаций, однако они не раскрывают отдельно экономических и правовых оснований.
Согласно ст. 1 Соглашения МВФ целями Фонда являются: а) поощрение сотрудничества в области валютной политики; б) содействие сбалансированному росту мировой торговли; в) поддержка стабильности валют и упорядочение валютных отношений между государствами г) предотвращение девальвации валют из соображений конкуренции; д) участие в создании многосторонней системы платежей; е) устранение ограничений на трансферт валюты; ж) предоставление средств для ликвидации несбалансированности платежных балансов стран-членов МВФ.
Потребность в таком международном валютном регулировании была обусловлена рядом правовых и экономических факторов. Рассмотрим правовые основания заключения соглашения о создании МВФ.
Традиционные виды (прежде всего платежные и кредитные) международных валютных отношений изначально регламентировались двухсторонними межгосударственными соглашениями. Одним из примеров таких договоренностей, как отмечает А. Б. Альтшулер, является валютный клиринг - безналичный порядок расчетов, основанный на зачете взаимных требований [1, с. 130-133].
С 20-х годов ХХ ст. началось формирование международно-финансовой и валютной системы. Возникла необходимость многосторонней межгосударственной правовой
регламентации международных экономических отношений. Для разрешения этой проблемы были созваны конференции - Брюссельская 1920 г. и Генуэзская 1922 г.
Брюссельская международная финансовая конференция, на которой присутствовали 86 членов из 36 стран, состоялась в сентябре - октябре 1920 г. по предложению Совета Лиги Наций с целью изучения послевоенного финансового кризиса и разработки рекомендаций по его ликвидации и сглаживания последствий. Этот форум высказался за безусловное возвращение к золотому обращению отошедших от него стран и за его введение во вновь созданных государствах в результате первой мировой войны [См.: 6, с. 35, 36; 21, с. 24]. Резолюции конференции предложили ряд мер по борьбе с инфляцией как основной причины развала денежного обращения.
Следующей попыткой многостороннего межгосударственного правового упорядочения международных экономических отношений стал созыв Генуэзской конференции 1922 г., которая прошла с 10 апреля по 19 мая 1922 г. в Генуе (Италия) с участием представителей 29 государств и 5-ти британских доминионов. Ее результатом было создание Генуэзской системы золотодевизного стандарта, в которой использовался принцип свободно плавающих валютных курсов.
И хотя вышеупомянутые конференции и не дали конкретно желаемых результатов -создания четкого механизма контроля за состоянием международной валютной системы, -их решения (особенно Генуэзской) следует считать шагом вперед на пути закрепления основ многостороннего международно-правового регулирования экономических отношений.
Эта проблема особенно обострилась в период экономического кризиса 19291933 гг., а потому правительства капиталистических государств активно искали пути ее разрешения.
Одним из первых примеров многосторонней межгосударственной договоренности по вопросам валютных отношений можно назвать подписание большой группой стран Женевских конвенций 30-х годов, унифицировавших нормы вексельного права (Конвенция о едином законе о векселях, Конвенция об урегулировании некоторых конфликтов между законами о векселях и Конвенция о гербовом сборе в связи с выдачей векселей от 7 июня 1930 г.) и об унификации правовых норм, касающихся чеков [Цит. по: 14, с. 115] (Конвенция о едином законе о чеках, Конвенция по урегулированию некоторых конфликтов между законами о чеках и Конвенция о гербовом сборе в связи с выдачей чеков от 19 марта 1931 г.).
Еще одна попытка упорядочить международные валютные отношения сделана на Гаагской конференции 1930 г., следствием которой было создание первого международного валютно-финансового учреждения - Банка международных расчетов (согласно Конвенции в отношении Банка международных расчетов [См.: 8, с. 116; 17, с. 62].
В июне 1933 г. (время Великой депрессии) в Лондоне по решению Генеральной Ассамблеи Лиги Наций созывается международная экономическая конференция с участием делегатов из 66 стран с целью согласовать план действий по оживлению мировой экономики [21]. Выработанная конференцией декларация признала необходимым достичь стабильности международных валют и восстановить золото как международный показатель их ценности.
Однако, если для Западной Европы 1933 г. характеризовался переходом от кризиса к депрессии, то для США он оказался годом наибольшего кризиса. Вот почему на этой конференции США отказались поддержать английские предложения о возобновлении так называемого золотого стандарта [5, с. 70]. При этом противоречия между капиталистическими странами, занимающими ведущее положение в Лиге Наций, оказались настолько глубокими, что этим форумом не было принято никаких существенных решений относительно валютного регламентирования.
Следующим шагом на пути валютно-кредитного сотрудничества между государствами стало подписание 25 сентября 1936 г. Трехстороннего соглашения [22]
между США, Англией и Францией. Интересно, что демократический характер этого правового акта 1936 г. состоял в том, что страны-участницы не подписывали единый совместный документ, а каждая из них подготовила собственную декларацию, в которой оговаривались их намерения и обязанности. Государства, заключившие указанное соглашение, обязались сохранять стабильность собственных валют, использовать для этого все имеющиеся в их распоряжении ресурсы, а в случае необходимости консультировать друг друга. Позже к названному соглашению о недопущении конкурентного снижения курсов валют присоединились Бельгия, Швейцария и Нидерланды. Однако США оставили за собой право в случае необходимости отдавать предпочтение национальным интересам международной стабильности.
С началом Второй мировой войны были введены валютный контроль, закреплены официальные курсы валют, а также запрещено движение капиталов и золота без специальных на то лицензий. Валютная сделка 1936 г. прекратила свое действие [5, с. 80]. Как правильно отметил И. Н. Мосин, межгосударственные меры главных капиталистических стран в сфере международных валютно-кредитных отношений не пошли дальше созыва международных конференций, создания комиссий и заключения Трехстороннего договора 1936 г. между Англией, Францией и США, по которому эти страны брали на себя обязательство сохранять стабильность своих валют, используя все имеющиеся в наличии ресурсы, и принимать меры для смягчения валютного контроля [ 10, с. 10]. К тому же все эти меры касались лишь отдельных аспектов валютных отношений. Таким образом, международный валютный порядок до начала войны так и не был восстановлен.
Поиски путей разработки согласованной экономической стратегии и регулирования мирохозяйственных связей на многосторонней основе были продолжены даже во время второй мировой войны. Англо-американские эксперты стремились разработать принципы новой мировой валютной системы, способной обеспечить экономический рост и ограничить негативные социально-экономические последствия экономических кризисов. В США 7 апреля 1943 г. был опубликован план Международного стабилизационного фонда, названный по имени его автора «план Уайта». В Англии почти одновременно (8 апреля 1943 г.) увидел свет «план Кейнса», по которому предлагалось организовать Международный клиринговый союз [См.: 7, с. 8-21; 17].
В результате длительных дискуссий по планам Г. Д. Уайта (США) и Дж. М. Кейнса (Великобритания) формально победил американский проект, хотя кейнсианские идеи межгосударственного валютного регламентирования тоже были положены в основу новой мировой валютной системы - Бреттонвудской. Юридически она была оформлена на валютно-финансовой конференции ООН, проходившей с 1 по 22 июля 1944 г. в Бреттон-Вудсе (США) заключением соглашения о создании Международного валютного фонда (МВФ).
Существенное отличие Бреттонвудской системы от предыдущих валютных механизмов заключалось в том, что она действовала не стихийно, а на основании определенных четких принципов и именно на МВФ возлагался контроль за соблюдением последних.
Рассмотрим далее экономические основы заключения соглашения о создании МВФ. Главным основанием образования международных экономических организаций, а отсюда - и соглашения о Международном валютном фонде (так как МВФ и является международной экономической организацией) была и остается экономическая взаимозависимость государств, особенно в вопросах формирования и укрепления мирового валютного рынка [16]. Развитие науки и техники, экономический и социальный прогресс способствовали росту взаимозависимости и укреплению взаимоотношений между странами и вызвали настоятельную потребность в определении организационных рамок постоянно расширяющегося международного оборота.
Другим экономическим основанием заключения соглашения о создании МВФ
является разруха хозяйства, развал национальных экономик вследствие Второй мировой войны [11, с. 419], после которой «... в европейских странах уровень производства упал ниже уровня 1938 г.» [13, с. 789].
Важным экономическим основанием для создания МВФ стал мировой валютный кризис 1929-1936 гг. - кризис предыдущей мировой валютной системы (Генуэзской).
В целом же в своем развитии мировая валютная система преодолела определенные этапы: Парижская валютная система (с 1867 г.), Генуэзская (с 1922 г.), Бреттонвудская (с 1944 г.), Ямайская (1976-1978 гг.) и Европейская (региональная) (с 1979 г. до настоящего времени) [11, с. 63].
Смена одной мировой валютной системы другой обуславливалась их периодическими кризисами, возникающими из-за несоответствия принципов изменениям в структуре мирового хозяйства, а также расстановки сил между его основными центрами.
Следовательно, принятие в 1944 г. соглашения о создании МВФ было обусловлено совокупностью правовых и экономических факторов. Что касается правовых оснований этого процесса, необходимо отметить, что межгосударственные меры главных капиталистических государств в сфере международных валютно-кредитных отношений не пошли дальше созыва международных конференций, создания комиссий и заключения Трехстороннего договора 1936 г. Экономические факторы заключения соглашения о создании МВФ включают: (а) мировой валютный кризис 1929-1936 гг. - кризис предыдущей мировой валютной системы (Генуэзской), (б) экономическую взаимозависимость государств, особенно формирование и укрепление мирового рынка, и (в) разруху хозяйства - развал национальных экономик вследствие второй мировой войны.
Список литературы: 1. Альтшулер А. Б. Международное валютное право: моногр. / А. Б. Альтшулер. - М.: Междунар. отношения, 1984. - 254 с. 2. Антонов В. А. Мировая Валютная система и международные расчеты: моногр. / В. А. Антонов. - М.: Изд-во ТЕИС, 2000. - 193 с. 3. Документы внешней политики СССР / под ред. Э. Петровской. - Т. 5. - М.: Госполитиздат, 1961. - 807 с. 4. Дунас О. I. Правовий статус мiжнародних фшансових оргашзацш: дис. ...канд. юрид. наук: 12.00.11 /
Дунас Оксана Iгорiвна. - Л., 2009. - 219 с. 5. Злобин И. Д. Валютно-финансовые
противоречия империализма: моногр. / И. Д. Злобин. - М.: Госфиниздат, 1959. -286 с. 6. Злобин И. Д. Вторая мировая война и проблемы международных валютно-кредитных отношений: моногр. / И. Д. Злобин. - М.: Госфиниздат, 1949.
- 498 с. 7. Злобин И. Д. План международного валютного сотрудничества: стеногр. публ. лекции / И. Д. Злобин. - М.: ВЛБ при СНК СССР, 1945. - 28 с.
8. Международная политика в 1930 г.: договоры, декларации и дипломатическая переписка / под ред. А. В. Сабанина. - М.: Наркоминдел, 1932. - 414 с.
9. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения: учебник. -[2-е изд., перераб. и доп.] / под ред. Л. Н. Красавиной. - М.: Финансы и
статистика, 2001. - 608 с. 10. Мосин И. Н. Международный валютный фонд /
И. Н. Мосин; под ред. Г. С. Лопатина. - М.: Междунар. отношения, 1964. - 240 с.
11. ООН и международное экономическое сотрудничество: моногр. / под ред.
М. М. Максимова. - М.: Мысль, 1970. - 478 с. 12. ПалШ C. B. Правовий статус
угод Мiжнародного валютного фонду та Мiжнародного банку реконструкци та розвитку: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.11 / Палш Свгешя Володимирiвна. - K.,
2009. - 225 с. 13. Пезенти А. Очерки политической экономии капитализма /
А. Пезенти. - М.: Прогресс, 1976. - Т. 1. - 840 с. 14. Петрашко Л. П. Мiжнароднi фшанси: навч.-метод. поаб. [для самост. вивч. дисц.] / Л. П. Петрашко. - К.:
КНЕУ, 2003. - 221 с. 15. Сабанин A. B. Хронологический перечень
международных многосторонних договоров, заключенных с 1919 по 1933 г. с кратким изложением их содержания: моногр. / A. B. Сабанин. - М.:
Госсовзакониздат, 1933. - 141 с. 16. Сборник действующих договоров,
соглашений и конвенций, заключенных РСФСР с иностранными государствами. - Вып. III: Действующие договоры, соглашения и конвенции, вступившие в силу между 1.12.1921 и 1.07.1922 / под. ред. Б. Д. Розенблюма. - М.: Экон.-прав. отдел наркоминдел, 1922. - 339 с. 17. Халевинская Е. Д. Международные экономические организации: учеб. пособ. / Е. Д. Халевинская. - М.: РГТЭУ, 1992. - 328 с. 18. Чижов К. Я. Международные валютно-финансовые организации капитализма: моногр. / К. Я. Чижов. -М.: Финансы, 1968. - 223 с. 19. Шифферс С. Лондонский саммит 1933 года - урок для G20 [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http://news.bbc.co.uk 20. Parke Young J. Conference at Bretton-Woods. Wash., 1944. - 28 p. 21. Report and resolutions of the international fiscal conference held at Brussels. Sept. 24 - Oct. 8. - London, 1920. - p. 22-28. 22. Tripartite Agreement of 1936 September 25 - October 13 // World Gold Council [Електрон. ресурс]. -Режим доступу: http://www.gold.org. After the Gold Standard, 1931-1999.
ПРАВОВ1 Й ЕКОНОМ1ЧН1 П1ДСТАВИ УКЛАДЕННЯ УГОДИ ПРО СТВОРЕННЯ МВФ Фшшк С. Г.
У статп розглядаеться комплекс правових та економ1чних передумов укладення угоди про МВФ. Пщкреслюеться, що Фонд створювався як оргашзащя з1 ствроб1тництва м1ж державами з метою регулювання м1жнародно'1 валютно'1 системи.
Ключовг слова: св1това валютна криза, м1жнародна валютна система, девальващя валют, золотодев1зний стандарт, план М1жнародного стабшзацшного фонду (план Уайта), М1жнародний кл1ринговий союз (план Кейнса).
LEGAL AND ECONOMIC GROUNDS OF CONCLUSION AGREEMENTS ABOUT CREATION OF IMF Finnik S. G.
The complex of legal and economic pre-conditions of conclusion of IMF treaty is examined in the article. It is underlined that Fund was created as organization on collaboration between the states with a purpose of adjusting of
the international currency system.
Key words: world currency crisis, international currency system, devaluation of currencies, gold devising standard, plan of the International stabilization fund (the plan of White), International clearing union (the plan of Keynes).
nocmynuna epeda^uw 20.05.2013 ¿.