УДК 341.16:339.732.2
С. Г. ФИННИК,
соискатель кафедры международного права, Национальный университет «Юридическая академия Украины имени Ярослава Мудрого», г. Харьков
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ВАЛЮТНЫЙ ФОНД В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Рассматриваются факторы создания и роль международных экономических организаций, а также место МВФ в их классификации. Подчеркивается значение МВФ в системе международных экономических организаций.
Ключевые слова: международные экономические организации, Международный валютный фонд, мировая валютно-финансовая система, интеграция, мировая экономика.
В системе международных организаций достаточно условно можно выделить категорию организаций, специализированно занимающихся экономической проблематикой, - международные экономические организации. Среди них важное место принадлежит Международному валютному фонду (МВФ). Вопросы их классификации были предметом исследования таких ученых, как М. М. Богуславский, И. Н. Герчикова, С. В. Горбунов, Б. И. Кучер, А. А. Моисеев, А. И. Шнырков, В. М. Шумилов и др. [См.: 1-4; 8; 13-14].
Целью статьи является определение места МВФ в системе классификации международных экономических организаций, ее ключевой роли в регулировании мировой валютно-финансовой системы.
Создание и развитие международных экономических (финансовых) организаций предусматривает достижение следующих целей:
- стабилизация и развитие системы международных финансов и мировой экономики в целом;
- межгосударственное валютное и кредитно-финансовое регулирование;
- разработка и координация стратегии и тактики развития мировой валютно-финансовой и кредитной системы;
- аккумуляция финансовых ресурсов и их использования с целью обеспечения стабильности национального, регионального и мирового экономического развития [13, с. 32-33].
При заключении соглашений о создании в Бреттон-Вудсе экономических организаций (МБРР, МАР, МВФ), на конференции, которая проходила с 1 по 22 июля 1944 г., учредителями «предполагалось, что трудную задачу по обеспечению глобальной экономической стабильности призван решать МВФ» [9, с. 30].
МВФ играет ключевую роль в международной мировой экономике по следующим причинам:
1. Осуществляя регулирование международных валютно-кредитных и финансовых отношений, МВФ периодически вносит изменения в мировую валютную систему, осуществляет контроль за соблюдением странами-членами его соглашений, фиксирует принципы мировой валютной системы, согласованные правила поведения в мировом сообществе.
2. МВФ выступил проводником принятой Западом по инициативе США установки на демонетизацию золота, ослабление его роли в мировой валютной системе. Золото практически исключено из расчетов между МВФ и его членами.
3. МВФ наделен с 1969 г. полномочиями создавать «при возникновении долгосрочной глобальной потребности в международных ликвидных резервах» ликвидные средства путем выпуска «специальных прав заимствования» Special Drawing Rights или сокращенно - SDR. SDR - условная денежная единица, которая предназначена для пополнения валютных резервов государств-членов, погашения пассивного сальдо платежного баланса, расчетов с Фондом. Страна, имея счет в SDR, может получать в обмен на них в других странах нужную ей конвертируемую валюту. Регулирующая роль МВФ заключается в том, что он обеспечивает странам гарантированную возможность приобретения необходимой им валюты в обмен на SDR путем «назначения» стран, которые ее предоставляют. При этом Фонд учитывает состояние платежного баланса и валютных резервов «назначенных» стран-кредиторов.
4. МВФ осуществляет межгосударственное регулирование режима валютных курсов стран-членов.
5. Важным направлением регулирующей деятельности МВФ является устранение валютных ограничений.
6. МВФ участвует в регулировании международных валютно-кредитных отношений путем предоставления кредитов, и особенно предоставление странам-кредиторам и должникам посреднических услуг, выполняя функции координатора международного кредитования и гаранта платежеспособности стран-должников.
7. МВФ осуществляет постоянный строгий надзор (раз в год) за макроэкономической и валютной политикой стран-членов, а также состоянием мировой экономики (консультации с правительственными учреждениями стран-членов) и многосторонние обсуждения (обычно два раза в год).
МВФ предоставляет странам-членам разнообразную техническую помощь, а также содействие в профессиональной подготовке кадров. Фонд также активно сотрудничает с другими мировыми финансовыми институтами.
За время своей деятельности МВФ действительно превратился в универсальную организацию, добился широкого признания в качестве главного наднационального органа регулирования международных валютно-кредитных отношений, авторитетного центра международного кредитования, координатора межгосударственных кредитных потоков и гаранта платежеспособности стран-заемщиц. Одновременно он играет важную роль в реализации решений «семерки» ведущих государств, служит ключевым звеном формирующейся системы регулирования мировой экономики, международной координации, согласования национальных макроэкономических политик.
Как и любая международная организация, МВФ является и инструментом партнерства стран-участниц, и ареной соперничества национальных экономических и политических интересов.
Международные экономические организации (в т.ч. МВФ) привнесли много нового в практику и правовой статус международных организаций, послужили образцом для множества других организаций универсального и регионального характера.
Рассмотрим место МВФ в классификации международных экономических организаций. Она разнообразна и зависит от критериев, которые применяются.
В зависимости от вида социально-экономических систем можно выделить:
- всеобщие международные организации, в которых принимают участие государства различных социально-экономических систем (ООН и международные экономические организации системы ООН), - к ним относится МВФ;
- организации, в которых принимают участие государства какой-либо одной экономической системы (СЭВ, ЕЭС и др.) [1, с. 135].
По географическому признаку организации подразделяются на универсальные и региональные [1, а 135]. МВФ - универсальная организация.
По характеру членства (характер деятельности) международные экономические организации могут быть межгосударственными (межправительственными) и неправительственными. Международная межправительственная организация - это объединение государств, учрежденное на основе международного договора для достижения общих целей. Для нее характерно членство государств, наличие учредительного международного договора, постоянных органов. Она действует в интересах государств-членов при условии уважения их суверенитета и является субъектом международного права. Неправительственная международная организация создается на основе объединения физических или юридических лиц в форме ассоциаций, федераций и действует в интересах членов для достижения конкретных целей [2, с. 26-27]. По характеру деятельности МВФ является межгосударственной (межправительственной) организацией.
Современная система международных экономических (финансовых) организаций по характеру полномочий (соотношению объема компетенции) состоит из трех типов организаций: межгосударственные (межправительственные), осуществляющие координационные функции,
межгосударственные с отдельными наднациональными полномочиями и надгосударственные (наднациональные) [2, с. 27, 8, 13]. МВФ является межгосударственной экономической с отдельными наднациональными полномочиями. В соответствии с Соглашением о МВФ (например, статьи VIII, XI, XIV и др.) Прямо ограничивается компетенция государств-участников в экономической сфере, поэтому принятие решений государствами отдельных сферах возможно только при согласия международной организации.
Организации, имеющие наднациональные элементы, часто обвинялись в нарушении основных принципов международного права: принципа невмешательства международной организации во внутренние дела государств-членов, принципа уважения государственного суверенитета и др. [8].
По функциональной направленности (кругу компетенции) международные экономические организации подразделяются на организации общей компетенции и специальной компетенции. Организации общей компетенции в своей деятельности могут рассматривать любую международную проблему и охватывают широкий круг проблем и направлений. К организациям специальной компетенции относятся международные организации, в которых одна из функций является главной, господствующей, а остальные (если они есть) - вспомогательные. Чаще всего это касается организаций в сфере производства и торговли, образовавшиеся для эффективной реализации товара, например, ОПЕК. МВФ, как и большинство международных экономических организаций, является организацией специальной компетенции [13-14].
По условиям участия в членстве (условиям приема в члены) рассматриваемые организации делятся на открытые, в которых может вступить любое государство (ООН), и закрытые, принятие в которые может осуществляться по приглашениям их учредителей (НАТО). МВФ является открытой для вступления новых членов организацией.
По кругу участников все межгосударственные организации (в т.ч. МВФ) подразделяются на универсальные, открытые для участия всех государств
(ООН и ее специализированные учреждения), и региональные, членами которых могут быть участники одного региона. МВФ по этой классификации является универсальной организацией [2].
По сфере деятельности международные экономические организации подразделяются на глобальные, региональные и двусторонние [13]. МВФ -глобальная организация, потому что его деятельность охватывает весь мир.
Некоторые исследователи (С. В. Горбунов, Б. И. Кучер) классифицируют международные организации в зависимости от их связи с ООН. МВФ и все организации группы Всемирного банка имеют статус специализированных учреждений ООН. Специализированные учреждения ООН - субъекты международного права особого рода, имеющие правомочие публично-правового характера [12 а 23; 10, а 125]. Они характеризуются общими признаками, упоминаемыми в ст. 57 Устава ООН: 1) межправительственный характер учредительных актов организаций, 2) широкая международная ответственность в рамках установленной компетенции; 3) осуществление деятельности в специальных областях, предусмотренных положениями Устава ООН, 4) постоянная связь с Организацией Объединенных Наций.
Б. И. Кучер выделяет систему современных международных организаций в области экономического и научно-технического сотрудничества и классифицирует ее следующим образом [4]:
I. ООН и связанные с ней учреждения:
1. Главные органы ООН.
2. Региональные экономические комиссии, работающие под руководством ЭКОСОС.
3. Специализированные учреждения и другие международные органы и организации системы ООН: а) общеэкономические; б) в области промышленности и энергетики; в) в области сельского хозяйства; г) в области транспорта и связи; д) в области внешней торговли; е) в области финансов, кредитов и фондов (МФК, МБРР, МВФ, Международная ассоциация развития ...).
II. Международные межправительственные организации общеэкономического характера.
III. Международные межправительственные отраслевые экономические организации.
IV. Международные отраслевые объединения предпринимателей.
V. Международные кооперативные организации.
VI. Международные экономические организации социалистического содружества.
С. В. Горбунов отмечает специализированные учреждения ООН и разделяет их в соответствии со сферами деятельности на три основные группы [3, ^ 4-5]:
1. Специализированные учреждения экономического характера, среди которых Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Международный валютный фонд (МВФ), Международная финансовая корпорация (МФК), Международная ассоциация развития (МАР) и др.
2. Специализированные учреждения социального характера: Международная организация труда (МОТ) и Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ).
3. Учреждения культурно-гуманитарного характера: Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) и Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС).
Таким образом, МВФ занимает среди международных экономических организаций важное место, поскольку регулирует мировую валютно-финансовую систему и обеспечивает глобальную экономическую стабильность. Система классификации организаций является разнообразной (а значит, и положение в ней МВФ) зависит от критериев, которые применяются: от вида социально-экономических систем, по географическому признаку, по характеру членства (характер деятельности), по характеру полномочий (соотношению объема компетенции), по функциональной направленности (кругу компетенции), по условиям участия в членстве
(условиям приема в члены), по кругу участников, по сфере деятельности, в зависимости от их связи с ООН и др.
Список литературы:
1. Богуславский М. М. Международное экономическое право : моногр. / М. М. Богуславский. - М. : Междунар. отношения, 1986. - 303 с.
2. Герчикова И. Н. Международные экономические организации : учеб. пособ. / И. Н. Герчикова. - М. : Консалтбанкир, 2000. - 621 с.
3. Горбунов С. В. Международный валютный фонд: противоречия капиталистического валютного регулирования : моногр. / С. В. Горбунов. - М. : Междунар. отношения, 1988. -176 с.
4. Кучер Б. И. Международный экономический правопорядок (Вопросы правового регулирования международных экономических отношений) : моногр. / Б. И. Кучер. - К. : Высш. школа, 1988. - 228 с.
5. МВФ буде бшьш цшеспрямовано займатися питаннями глобально! системно! стабшьносп [Електрон. ресурс]. - Режим доступу : http://www.imf.org - 14.10.2010.
6. Международное частное право в документах. - Т. 1. Финансы. Валюта. Налоги / [сост. К. А. Бекяшев, А. Г. Ходаков]. - М. : Юристъ, 1996. - 480 с.
7. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения : учебник / под ред. Л. Н. Красавиной. - [2-е изд., перераб. и доп.]. - М. : Финансы и статистика, 2001. - 608 с.
8. Моисеев А. А. Международные кредитно-финансовые организации. Правовые аспекты деятельности : учеб. пособ. / А. А. Моисеев. - М. : НИМП, 1999. - 272 с.
9. Стиглиц Дж. Глобализация: тревожные тенденции / Дж. Стиглиц ; пер. с англ. Г. Г. Пирогова ; Национальный общественно-научный фонд. - М. : Мысль, 2003. - 304 с.
10. Тункин Г. И. Вопросы теории международного права : моногр. / Г. И. Тункин. -М. : Госюриздат, 1962. - 330 с.
11. Хорошковський В. I. Кредити мiжнародного валютного фонду : навч. поаб. [для студ. вузiв] / В. I. Хорошковський. - К. : ТОВ «Лггера», 1999. - 72 с.
12. Шибаева Е. А. Специализированные учреждения ООН. Международно-правовые аспекты : моногр. / Е. А. Шибаева. - М. : Междунар. отношения, 1966. - 112 с.
13. Шнирков О. I. Мiжнародний валютний фонд у системi св^ових фшансових оргашзацш / О. I. Шнирков // Вюник Кшвського нац. ун-ту iм. Т. Г. Шевченка. - 2002. - Вип. 21-24. - С. 32-39.
14. Шумилов В. М. Международные экономические организации : учеб.-метод. пособ. / В. М. Шумилов. - М. : ДеКа, 2002. - Ч. 1. Общая часть. - 384 с.
15. International economics and International economic policy: a reader / Philip King. - San Francisco State University : McGraw-Hill, Inc., 1990. - 446 p.
Фшшк С. Г. МИжнародний валютний фонд у ^creMi мпжнародних економiчних органпацш.
У статт1 розглядаються фактори створення та роль м1жнародних економ1чних оргашзацш, а також мгсце МВФ в !х класифтаци. Шдкреслюеться велике значення МВФ в системг мгжнародних економ1чних оргашзацш.
Ключовi слова: мiжнароднi економiчнi оргашзацп, Мiжнародний валютний фонд, св^ова валютно-фшансова система, штегращя, св^ова економша.
Finnik S. G. The International Monetary Fund in the system of the international economic organizations.
The factors of creation and role of international economic organizations, and also place of IMF, are examined in their classification in the article. The main role of IMF is underlined in the system of the international economic organizations.
Key words: international economic organizations, the International Monetary Fund, world monetary system, integration, the world economy.