Научная статья на тему 'Современное состояние мировой валютной системы: готовность к реформированию'

Современное состояние мировой валютной системы: готовность к реформированию Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3163
377
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВАЛЮТНЫЙ КРИЗИС МИРОВАЯ ВАЛЮТНАЯ СИСТЕМА / РЕЗЕРВНАЯ ВАЛЮТА / РЕГУЛИРОВАНИЕ ВАЛЮТНЫХ ОТНОШЕНИЙ / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ВАЛЮТНЫЙ ФОНД / КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / CURRENCY CRISIS WORLD CURRENCY SYSTEM / RESERVE CURRENCY / REGULATION OF THE CURRENCY RELATIONS / INTERNATIONAL MONETARY FUND / CREDIT POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Потиенко Людмила Ивановна

Изложена авторская точка зрения на вопросы, которые поднимались в ходе дискуссии после глобального кризиса 2008 г. Рассматривается роль Международного валютного фонда в регулировании международных валютнофинансовых отношений, в обеспечении стабильности функционирования мировой валютной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Потиенко Людмила Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Current state of world currency system: readiness for reforming

In article the author states the point of view on questions which were brought up during discussion after global crisis of 2008. The International Monetary Fund role in regulation of the international monetary relations, in ensuring stability of functioning of world currency system is considered.

Текст научной работы на тему «Современное состояние мировой валютной системы: готовность к реформированию»

УДК 339.7.01

Потиенко Людмила Ивановна

Владивостокский государственный университет экономики и сервиса. Россия. Владивосток

Современное состояние мировой валютной системы: готовность к реформированию

Изложена авторская точка зрения на вопросы, которые поднимались в ходе дискуссии после глобального кризиса 2008 г. Рассматривается роль Международного валютного фонда в регулировании международных валютно-финансовых отношений, в обеспечении стабильности функционирования мировой валютной системы.

Ключевые слова и словосочетания: валютный кризис мировая валютная система, резервная валюта, регулирование валютных отношений, Международный валютный фонд, кредитно-денежная политика.

Современный этап развития глобальной экономики характеризуется заметным повышением нестабильности мировой валютной системы. В связи с чрезвычайно высокой мобильностью и огромными межстрановыми переливами капитала была развернута дискуссия на предмет реформирования или модернизации международной валютной системы. Причем она касается двух аспектов формирования мировой валютно-финансовой системы. Во-первых, реформирование финансовой архитектуры связывают с перспективами использования валют в качестве резервной. И, во-вторых, с обеспечением сбалансированности интересов в валютно-финансовой сфере как отдельного государства, так и мирового сообщества в целом. В ходе анализа системных кризисов и роли глобальных систем финансовой защиты было отмечено, что растущая сложность связей между странами сопряжена с риском системной нестабильности, повышая вероятность сильных экономических и финансовых потрясений и широкого распространения цепной реакции. МВФ отметил исключительную роль центральных банков стран в проведении различных мер денежно-кредитной политики и предоставлении ликвидности. Эти меры были беспрецедентны и соразмерны масштабам кризиса. Таким образом, остаются актуальными меры, связанные с повышением прозрачности работы всех финансовых институтов, с более тщательным анализом рисков их операций, а также усилением надзора и мониторинга состояния экономики отдельных стран и мировой экономики в це-

9

лом. Необходимо признать, что МВФ осуществляет мониторинг, фиксирует, изучает и делает выводы и может дать оценку, но он не может вмешиваться и непосредственно регулировать процессы принятия решений. Управлять процессами проведения нетрадиционной денежно-кредитной политики предстоит официальным органам стран.

На МВФ возложена обязанность проводить наблюдение за международной валютной системой и за экономической и финансовой политикой его 188 государств-членов. Эта деятельность известна как надзор. В рамках данного процесса МВФ помогает международной валютной системе соответствовать следующим требованиям: обеспечивать международный обмен достаточным объемом платежно-кредитных средств, пользующихся доверием участников валютно-кредитных отношений, обладать известным запасом стабильности для возможно более длительного функционирования, поскольку структурная перестройка системы всегда протекает болезненно и приводит к дезорганизации внешнеэкономического оборота, быть достаточно эластичной, чтобы гибко приспосабливаться к изменениям внутренних ситуаций и внешних условий существования мирохозяйственных связей, обеспечить сбалансированность интересов в валютно-финансовой сфере как отдельного государства, так и мирового сообщества в целом.

Надзор в его нынешней форме был введен в соответствии со ст. IV соглашения МВФ с поправками, внесенными в конце 1970-х годов после распада бреттонвудской системы фиксированных обменных курсов. Согласно данной статье, каждое государство-член обязуется сотрудничать с МВФ и другими государствами-членами в обеспечении стабильности. На МВФ возлагается обязанность осуществлять контроль над международной валютной системой для обеспечения ее эффективного функционирования и соответственно контролировать выполнение каждым государством-членом его обязательств в отношении проводимой политики. Существует два основных аспекта деятельности МВФ: двусторонний надзор или оценка политики каждого государства-члена, предоставление рекомендаций по мерам этой политики и многосторонний надзор или наблюдение за мировой экономикой.

В 2010 г. МВФ произвел пересмотр своих полномочий в области надзора. Этот пересмотр привел к мерам по интеграции всех аспектов надзора (многостороннего, двустороннего и финансового) и повышению его действенности. Начиная с 2011 г. МВФ готовит доклады о вторичных эффектах, в которых анализируется воздействие экономической политики пяти крупнейших экономик мира (Китая, еврозоны, Соединенных Штатов, Японии, Соединенного Королевства) на экономику стран-партнеров. МВФ критично

10

подошел к оценке надзорных функций, осуществляемых до глобального кризиса. В частности, надзор был сочтен слишком фрагментированным при недостаточной глубине оценок рисков и внимания, уделяемого взаимосвязям и передаче шоковых состояний валютно-финансовой системы. Было также установлено, что надзор в меньшей степени касался более крупных стран-членов. Рекомендации были направлены на обязательное рассмотрение шести ключевых аспектов при осуществлении надзорных функций: взаимосвязанность, оценки рисков, внешняя стабильность, финансовая стабильность, действенность, правовая основа. МВФ в июле 2012 г. принял решение об интегрированном надзоре в целях усиления правовой основы надзора. В сентябре 2012 г. Исполнительный Совет МВФ утвердил Стратегию финансового надзора, в которой предлагаются конкретные и расстановленные в порядке приоритета шаги для дальнейшего усиления финансового надзора. По мнению МВФ, эти меры помогут обеспечить большие возможности Фонду для преодоления вероятных последствий вторичных эффектов политики государств-членов для глобальной стабильности.

Главными инструментами надзора МВФ на многосторонней основе являются три публикации, выходящие два раза в год: «Перспективы развития мировой экономики» (ПРМЭ), «Доклад по вопросам глобальной финансовой стабильности» (ДГФС) и «Бюджетный вестник» (БВ). Эти выходящие два раза в год издания наряду с «Докладами о перспективах развития региональной экономики» составляют «Обзоры мировой экономики и финансов МВФ» и помогают Фонду в изучении экономических и финансовых изменений, происходящих в государствах-членах. В промежутках между ними дважды в год выпускаются бюллетени ПРМЭ, ДГФС и БВ.

Центральным звеном надзора МВФ на двустороннем уровне (или надзора по отдельным странам) являются консультации в соответствии со ст. IV, которые, как правило, регулярно проводятся с каждым государством-членом Фонда. В ходе этих консультаций МВФ проводит детальную оценку соответствующих экономических и финансовых изменений и политики каждого из своих государств-членов и предоставляет беспристрастные рекомендации по вопросам экономической политики, основанные на этом анализе. В 2012 финансовом году были завершены в общей сложности 122 консультации в соответствии со ст. IV. В подавляющем большинстве случаев (в 2012 финансовом году 107 или 88%), доклады персонала и иные аналитические материалы, которые готовятся в рамках консультаций, также публикуются на веб-сайте МВФ.

Например, миссия сотрудников Международного валютного фонда во главе с господином Антонио Спилимберго находилась в Москве в период с 5

11

по 18 июня для проведения обсуждений в рамках консультаций 2013 г. в соответствии со ст. IV. Миссия провела встречи с министром финансов А.Г. Силуановым, Председателем Центрального банка Российской Федерации (Банка России) С.М. Игнатьевым, другими высшими должностными лицами, а также с представителями частного сектора, научных и исследовательских учреждений. По собранной экономической и финансовой информации миссии был подготовлен доклад, который составлял основу для обсуждения на Исполнительном Совете МВФ. Основные выводы и рекомендации сводились к следующему:

- экономический рост в России замедлился, при этом инфляция остается высокой;

- для реализации среднесрочного потенциала российской экономики и сокращения уязвимости необходимы масштабные реформы экономической политики;

- курс налогово-бюджетной политики в 2013 г. является обоснованным, при этом положительную роль сыграли бы более масштабная бюджетная корректировка в среднесрочный период и сбережение большего объема средств;

- денежно-кредитная политика должна быть по-прежнему нацелена на достижение целевых показателей по инфляции;

- прочная надзорная база все еще является ключевым фактором для обеспечения финансовой стабильности и роста;

- улучшение делового климата в России дало бы необходимый импульс для привлечения инвестиций, диверсификации и экономического роста.

Центральные банки в США, Великобритании, Японии и зоне евро принимали в период кризиса и после него ряд нетрадиционных мер денежно-кредитной политики, ориентированных на две общие цели:

Первая предусматривала стабилизацию финансовых рынков путем вливания денежных средств в финансовую систему за счет прямого предоставления ликвидности и приобретения частных активов.

Вторая включала оказание дальнейшей поддержки со стороны денежно-кредитной политики в условиях, когда процентные ставки достигали нуля или нижней границы около нуля, путем заявлений о намерении сохранять ставки на низком уровне в течение определенного времени, а также за счет приобретения облигаций.

В настоящее время МВФ достаточно трезво оценивает эффективность новых инструментов, которые эксперты часто относят к нетрадиционным

12

мерам денежно-кредитной политики. Хотя до кризиса 2008 года все, что было связано с новыми финансовыми инструментами, Фонд называл «финансовыми инновациями» и относился к ним достаточно лояльно, не вникая в их содержание. Теперь МВФ предупреждает, что «денежно-кредитная политика не может решать все задачи. Правительство и банки должны использовать передышку, создаваемую такой нетрадиционной политикой, чтобы провести необходимые налогово-бюджетные, структурные и финансовые реформы».

МВФ неоднозначно относится к этой новой денежно-кредитной политике, будет продолжать свою работу по ее изучению. Планируется исследовать преимущества вариантов политики в различных условиях, как неблагоприятных, так и ориентированных на ситуации в мировой экономике на отдаленную перспективу, более близкой к нормальной. В некоторой степени эта политика положительно повлияла на рост экономики. Например, в США темп роста ВВП в годовом исчислении в 2013 году возрастет даже больше, чем прогнозировалось. Нетрадиционная политика отвечает интересам стран с развитой экономикой. МВФ предупреждает о неоднозначном воздействии на другие страны, особенно страны с формирующимся рынком. Эта политика не ведет к росту экономики в странах с формирующимся рынком за счет взаимосвязи реального сектора экономики и финансового сектора.

Наглядный пример этому экономика России. Финансовый сектор экономики России реагирует на нетрадиционную денежно-кредитную политику США, объявление о продолжении политики американской резервной системы в конце сентября 2013 г. привело к росту биржевых индексов, даже к укреплению курса рубля, но в целом рост ВВП в России в 2013 году ожидается ниже, чем прогнозировался. Высоки размеры утечки капитала из страны. Резервная валюта и сложившееся состояние мировой валютно-финансовой системы не стимулирует установление более тесной связи финансового сектора стран с реальной экономикой этих стран. Причем это наблюдается не только в странах с формирующимся рынком, но и в развитых странах.

Основная задача МВФ заключается в обеспечении стабильности международной валютно-финансовой системы, системы обменных курсов и международных расчетов, которая позволяет странам (и их гражданам) вести операции друг с другом. Эта система крайне важна для содействия устойчивому экономическому росту, повышения уровня жизни и сокращения бедности. Мандат Фонда был недавно уточнен и обновлен, с тем чтобы охватить весь круг макроэкономических вопросов и вопросов финансового сектора, которые сказываются на глобальной стабильности.

13

Таблица 1

Размеры экспорта и импорта стран, имеющих наибольшие квоты в МВФ (млрд долл. США) [7]

Страны Процесс 2000 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Россия Экспорт 103,1 241,5 301,2 351,9 467,6 301,7 397,1 516,5

Импорт 33,9 98,7 137,8 199,7 267,1 167,3 228,9 305,6

Сальдо 69,2 142,8 163,4 152,2 200,5 134,3 168,2 210,9

Страны ЕС

из них:

Бельгия Экспорт 187,9 335,7 366,8 431,1 477,3 370,5 409,3 476,4

Импорт 177,0 319,8 351,6 412,0 471,6 353,2 393,5 461,9

Сальдо 10,9 15,9 15,2 19,1 5,7 17,3 15,8 14,4

Германия Экспорт 550,2 978,0 1122,1 1323,8 1451,4 1120,7 1261,6 1475,5

Импорт 495,5 780,5 922,4 1056,0 1186,7 926,2 1056,2 1255,4

Сальдо 54,8 197,5 199,7 267,8 264,7 194,5 205,4 220,1

Италия Экспорт 239,9 373,0 416,2 499,9 545,0 406,7 446,9 523,0

Импорт 238,1 384,8 440,9 509,9 563,4 414,7 487,0 556,9

Сальдо 1,9 -11,9 -24,6 -10,0 -18,5 -8,0 -40,1 -33,9

Нидерланды Экспорт 213,4 349,8 399,6 476,8 541,4 431,8 492,4 563,1

Импорт 198,9 310,6 358,5 421,1 495,0 382,3 440,6 507,7

Сальдо 14,5 39,2 41,1 55,7 46,4 49,6 51,9 55,4

Соединенное Королевство (Великобритания) Экспорт 281,8 371,4 428,2 434,5 468,2 356,5 410,2 480,3

Импорт 334,5 483,1 547,5 620,9 641,3 485,2 561,5 637,4

Сальдо -52,8 -111,7 -119,3 -186,4 -173,0 -128,7 -151,3 -157,0

Франция Экспорт 298,8 443,6 490,7 550,5 609,0 475,8 515,3 581,2

Импорт 310,8 490,6 546,5 631,4 715,8 559,7 605,6 701,1

Сальдо -12,1 -47,0 -55,8 -81,0 -106,8 -83,9 -90,3 -119,9

Окончание табл. 1

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Другие страны

из них:

Австралия Экспорт 63,9 105,8 123,3 141,1 187,2 153,9 212,4 271,7

Импорт 71,5 125,3 139,3 165,4 200,6 165,5 201,6 243,7

Сальдо -7,7 -19,4 -16,0 -24,2 -13,3 -11,6 10,7 28,0

Бразилия Экспорт 55,1 118,5 137,8 160,6 197,9 153,0 201,9 258,9

Импорт 58,6 77,6 95,8 126,6 182,4 133,7 191,5 214,1

Сальдо -3,5 40,9 42,0 34,0 15,6 19,3 10,5 44,8

Индия Экспорт 42,4 99,6 121,8 150,2 194,8 164,9 219,7 298,0

Импорт 51,6 142,9 178,5 229,3 321,0 257,2 350,2 447,4

Сальдо -9,2 -43,2 -56,7 -79,2 -126,2 -92,3 -130,5 -149,4

Канада Экспорт 276,6 359,4 389,5 416,4 452,2 314,0 386,0 451,7

Импорт 238,8 323,4 349,0 379,8 407,2 320,3 390,5 452,1

Сальдо 37,8 36,0 40,6 36,6 45,0 -6,3 -4,5 -0,4

Китай Экспорт 249,2 762,0 969,4 1217,8 1428,7 1201,8 1578,3 1899,2

Импорт 225,0 660,2 791,8 956,2 1131,6 1004,2 1396,2 1742,1

Сальдо 24,2 101,7 177,6 261,6 297,0 197,6 182,1 157,1

Мексика Экспорт 166,4 213,9 250,4 272,1 291,8 229,7 298,1 349,6

Импорт 174,5 221,4 256,1 283,3 310,6 234,4 301,5 350,9

Сальдо -8,1 -7,5 -5,7 -11,2 -18,7 -4,7 -3,3 -1,3

Республика Корея Экспорт 172,3 284,4 325,5 371,6 422,0 361,6 466,4 556,6

Импорт 160,5 261,2 309,4 356,6 435,3 322,8 425,2 524,4

Сальдо 11,8 23,2 16,1 14,9 -13,3 38,8 41,2 32,2

США Экспорт 781,9 907,2 1038,3 1163,0 1301,1 1056,8 1277,6 1480,4

Импорт 1259,3 1735,1 1918,1 2020,4 2169,5 1605,3 1968,8 2265,4

Сальдо -477,4 -827,9 -879,8 -857,4 -868,4 -548,6 -691,2 -785,0

Япония Экспорт 479,3 594,9 646,8 714,2 782,1 580,7 769,8 822,7

Импорт 379,5 515,0 579,6 619,7 762,6 550,6 692,4 854,1

Сальдо 99,8 80,0 67,2 94,5 19,4 30,2 77,3 -31,4

Целями МВФ являются:

- способствование международному сотрудничеству в валютно-финансовой сфере;

- содействие расширению и сбалансированному росту международной торговли в интересах достижения высокого уровня занятости и реальных доходов государств-членов;

- обеспечение стабильности валют, поддержание упорядоченных отношений в валютной области среди государств-членов и недопуск обесценения валют с целью получения конкурентных преимуществ;

- оказание помощи в создании многосторонней системы расчетов между государствами-членами, а также в устранении валютных ограничений;

- предоставление временно государствам-членам средств в иностранной валюте, которые дали бы им возможность исправить нарушения равновесия в их платежных балансах.

На наш взгляд, современное состояние мировой валютной системы и мировой экономики в целом таково, что не следует поощрять валюты и соответственно страны-эмитенты этих валют, которые в основном обслуживают финансовый сектор. Из таблицы 1 видно, что объем экспорта более 500 млрд долл. имеют страны: США, Германия, Китай, Япония, Россия, Италия, Нидерланды, Франция, Республика Корея. Устойчивое отрицательное сальдо платежного баланса имеют США и Великобритания.

В настоящее время достаточно широко обсуждается вопрос о расширении валютной корзины СДР. Причем оценка стоимости СДР в реформе международной валютной системы считается одним из ключевых моментов. МВФ настаивает, что действующие критерии определения валютной корзины СДР являются обоснованными. С 1 января 2011 г. доля доллара США составляет 41,9%, евро - 37,4%, фунта стерлингов - 11,3%, иены - 9,4%. В 2005 г. распределение долей было соответственно следующим: 44, 34, 11 и 11%.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Основная цель МВФ сводится к содействию расширению и сбалансированному росту международной торговли в интересах достижения высокого уровня занятости и реальных доходов государств-членов. Имеется некоторое несоответствие между провозглашенными целями и пересмотром корзины валют 2011 года (увеличение доли фунта стерлингов и уменьшение доли иены).

Для последнего десятилетия прошлого века характерен бум перетока капитала из промышленного сектора в финансовый. Данная тенденция свойственна современному развитию мирового финансового мира планеты. Финансовый сектор стал постоянным источником финансовых шоков, которые перерастают в глобальные и вгоняют в рецессию мировую экономику.

16

На наш взгляд, необходим более гибкий механизм формирования валютной корзины СДР. Необходимо, прежде всего, учитывать долю стран в реальной экономике и во внешней торговле.Обратимся к истории формирования валютной корзины СДР. Вначале, при создании международной счетной валютной единицы, единица СДР приравнивалась к 0,888671 г золота, что соответствовало золотому содержанию доллара. С 1974 г. в связи с переходом к плавающим валютным курсам было отменено золотое содержание СДР. Курс СДР сначала определялся на основе валютной корзины - средневзвешенного курса вначале 16 валют ведущих стран.

С января 1981 г. валютная корзина сокращена до 5 валют (доллар США, иена, марка ФРГ, французский франк, фунт стерлингов). С введением евро валютная корзина сократилась до 4-х валют. Согласно Уставу МВФ состав и доля валют в корзине СДР меняются каждые пять лет.

Ситуация в мировой валютно-финансовой системе такова, что закреплять статус резервной валюты на уровне принципов мировой валютной системы не целесообразно, много претензий было и осталось к валютам, удельный вес использования которых в валютной системе наибольший - к доллару США и евро. Ждать, когда созреет новая валюта, претендующая на статус резервной, проблематично. На наш взгляд, международная счетная валютная единица, валютная единица МВФ должна определяться на основе валютной корзины валют стран, имеющих наибольший объем экспорта товаров и услуг. Таких стран наберется, по крайней мере, около десяти, т.е. речь идет о многовалютном стандарте мировой валютной системы.

Одной из самых важных функций резервной валюты является ее использование как промежуточной валюты при проведении обменных операций. Расширение практики конвертации валют напрямую из одной валюты в другую увеличит количество использования валют в международных расчетах. В настоящее время страны, активные во внешнеэкономических операциях, ставят перед собой такую задачу.

При использовании в достаточно большом объеме транзакций в таких промежуточных валютах позволяет значительно снизить время ожидания между запросами на покупку и согласием на продажу. Страны будут выбирать в качестве резервных те валюты, со странами-эмитентами которых они взаимодействуют более активно.

1. Перспективы развития мировой экономики // Официальный сайт МВФ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.imf.org/external-/ns/loe/cs.aspx?id=67.

17

2. Доклад по вопросам глобальной финансовой стабильности // Официальный сайт МВФ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.-imf.org/extemal/ns/loe/cs.aspx?id=69.

3. Перспективы развития региональной экономики // Официальный сайт МВФ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.imf.org/-extemal/ns/loe/cs.aspx?id=68.

4. Бюджетный вестник МВФ // Официальный сайт МВФ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.imf.org/extemal/ns/loe/cs.aspx-?id=70.

5. Серия докладов МВФ по странам // Официальный сайт МВФ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.imf.org/external/ns/loe/-cs.aspx?id=72.

6. Годовые отчеты МВФ // Официальный сайт МВФ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.imf.org/external/ns/loe/cs.aspx?id=71.

7. Международные сравнения. Экономические показатели. Экспорт и импорт // Официальный сайт Госкомстата [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/regl/b12_13/IssWWW.exe/Stg/d6/27-50.htm (дата обращения 18.05.2013).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.