Научная статья на тему 'Новый мировой валютный стандарт: поиски и перспективы'

Новый мировой валютный стандарт: поиски и перспективы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1966
334
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИРОВАЯ ВАЛЮТНАЯ СИСТЕМА / МИРОВАЯ ВАЛЮТА / ФИНАНСОВЫЙ КРИЗИС / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ВАЛЮТНЫЙ ЦЕНТР / ВАЛЮТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / WORLD MONETARY SYSTEM / GLOBAL CURRENCY / FINANCIAL CRISIS / FOREIGN CURRENCY CENTER / EXCHANGE CONTROL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Архипов Алексей Юрьевич, Ишханов Александр Владимирович, Линкевич Елена Федоровна

В статье анализируются проблемы Ямайской валютной системы, исследуются возможные пути ее реформирования. Оценивается состояние экономик стран-эмитентов ведущих мировых валют. Проводится анализ влияния существующей мировой валютной системы на международные финансовые отношения. Анализируется опыт внедрения стандарта Специальных прав заимствований (SDR). Рассматривается возможность создания новой международной структуры, действующей параллельно с МВФ, и введение в обращение наднациональной валюты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

New world exchange standard: searches and prospects

The authors analyze challenges of Jamaican currency system, explore reasonable ways of reforming. The state of the economies of the countries issuing major currencies and the impact of the current global monetary system on the international financial relations are investigated in the paper. The experience of implementing the standard of special drawing rights (SDR) is analyzed. The possibility of creating a new international structure acting in parallel with the IMF, and the issuance of a supranational currency is considered.

Текст научной работы на тему «Новый мировой валютный стандарт: поиски и перспективы»

ФИНАНСЫ И КРЕДИТ

www.hjournal.ru

НОВЫЙ МИРОВОЙ ВАЛЮТНЫЙ СТАНДАРТ: ПОИСКИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

АРХИПОВ АЛЕКСЕЙ ЮРЬЕВИЧ,

заведующий кафедрой мировой экономики и международных отношений,

доктор экономических наук, профессор, Южный федеральный университет, e-mail: arkhipov@sfedu.ru

ИШХАНОВ АЛЕКСАНДР ВЛАДИМИРОВИЧ,

доктор экономических наук, профессор кафедры мировой экономики и менеджмента, Кубанский государственный университет, e-mail: aviavi@mail.ru

ЛИНКЕВИЧ ЕЛЕНА ФЕДОРОВНА,

кандидат экономических наук, доцент кафедры мировой экономики и менеджмента, Кубанский государственный университет, e-mail: alins@list.ru

В статье анализируются проблемы Ямайской валютной системы, исследуются возможные пути ее реформирования. Оценивается состояние экономик стран-эмитентов ведущих мировых валют. Проводится анализ влияния существующей мировой валютной системы на международные финансовые отношения. Анализируется опыт внедрения стандарта Специальных прав заимствований (SDR). Рассматривается возможность создания новой международной структуры, действующей параллельно с МВФ, и введение в обращение наднациональной валюты.

Ключевые слова: мировая валютная система; мировая валюта; финансовый кризис; международный валютный центр; валютное регулирование.

NEW WORLD EXCHANGE STANDARD: SEARCHES AND PROSPECTS

ARKHIPOV ALEXEI, Y.,

Head of the Department “World Economy and International Relations",

Doctor of Economics (DSc), Professor, Southern Federal University, e-mail: arkhipov@sfedu.ru

ISHKHANOV ALEKSANDR, V.,

Doctor of Economics (DSc), Professor of the Department “World Economy and Management",

Kuban State University, e-mail: aviavi@mail.ru

LINKEVICH ELENA, F.,

Candidate of Economic Sciences (PhD), Associate Professor of the Department “World Economy and Management",

Kuban State University, e-mail: alins@list.ru

© Архипов А. Ю., Ишханов А. В., Линкевич Е. Ф., 2013

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 4, №4. 2013

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 4, №4. 2013

The authors analyze challenges of Jamaican currency system, explore reasonable ways of reforming. The state of the economies of the countries issuing major currencies and the impact of the current global monetary system on the international financial relations are investigated in the paper. The experience of implementing the standard of special drawing rights (SDR) is analyzed. The possibility of creating a new international structure acting in parallel with the IMF, and the issuance of a supranational currency is considered.

Keywords: world monetary system; global currency; financial crisis; foreign currency center; exchange control.

JEL: F31, F33.

В условиях современного глобального экономического кризиса тема реформирования мировой валютной системы становится особенно актуальной. Нестабильность валютно-финансовой сферы способствует перераспределению кризисных явлений из одной национальной экономики в другую, поэтому данную проблему нельзя недооценивать. Практика показывает, что использование в качестве мирового расчетного средства национальной валюты может привести к зависимости международного денежного обращения от монетарной политики и общего состояния экономики отдельного государства. Так, неустойчивость

финансового сектора США послужила основной причиной мирового экономического кризиса. Для стабилизации мирового денежного обращения необходимо снижение роли доллара США как мирового расчетного и резервного средства.

Учеными разных экономических школ и направлений обсуждаются наиболее вероятные пути реорганизации мировой валютной системы, в т.ч. формирование двухвалютной системы, основанной на стандарте доллара США и евро; образование многовалютной системы на базе национальных денежных единиц, наиболее востребованных мировым сообществом в качестве средств платежа и

резервирования; расширение использования СДР до мировой валюты; введение многотоварного стандарта; внедрение новой единой наднациональной денежной единицы.

Безусловно, доллар США и евро в среднесрочной перспективе останутся ведущими международными валютами. Самой значительной в мире на протяжении долгих лет остается экономика США. Судя по данным табл. 1, доля США в мировом ВВП является самой высокой, несмотря на ее сокращение с 2003 по 2012 гг. с 29,6% до 22,1%. По объему экспорта товаров и услуг США долгое время оставались мировым лидером, однако с 2011 г. уступили первое место Китаю. Темпы роста инфляции в США с 2003 по 2012 гг. не превышали 3,8% (см. табл. 2). Таким образом, согласно критериям, определяющим международный статус национальной

денежной единицы, в настоящее время доллар США продолжает оставаться валютой, наиболее пригодной для использования в международных расчетах.

Таблица 1

Сопоставление объема ВВП и экспорта товаров и услуг национальных экономик стран-эмитентов международных валют и Китая

Показатели 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012

США

ВВП, млрд. $ 11089 11812 12580 13336 13995 14297 14048 14587 14991 15865

Доля в мировом ВВП, % 29,6 28,0 27,6 26,9 25,1 23,3 24,2 23,1 21,3 22,1

Экспорт, млрд. $ 1041 1180 1305 1471 1662 1847 1583 1840 2094 2167

Доля в мировом экспорте, % 9,6 8,8 8,6 8,5 8,2 8,0 8,4 8,4 9,3 9,2

Продолжение табл. 1

Показатели 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012

Еврозона

ВВП, млрд. $ 8425 9648 1GGG8 12965 12233 13423 12395 12128 13G91 1221G

Доля в мировом ВВП, % 22,5 22,8 21,9 26,2 22,2 21,9 21,4 19,2 18,6 17,1

Экспорт, млрд. $ * 2813 3243 3488 3913 5G34 5591 4534 4918 57G6 5776

Доля в мировом экспорте, % 32,G 32,2 3G,3 29,3 29,9 28,7 28,8 26,3 25,5 25,3

Китай

ВВП, млрд. $ 1641 1937 2257 2713 3494 4522 4991 5927 7322 8227

Доля в мировом ВВП, % 4,4 4,6 4,9 5,5 6,3 7,4 8,6 9,4 1G,4 11,5

Экспорт, млрд. $ 438 593 762 969 122G 1431 12G2 1578 2296 2339

Доля в мировом экспорте, % 5,8 6,4 7,3 8,G 8,7 8,9 9,6 1G,4 1G,3 1G,3

Великобритания

ВВП, млрд. $ 186G 22G1 228G 2445 2813 2636 2171 2262 2445 2435

Доля в мировом ВВП, % 5,G 5,2 5,G 4,9 5,G 4,3 3,7 3,6 3,5 3,4

Экспорт, млрд. $ 479 561 619 714 76G 79G 63G 689 794 772

Доля в мировом экспорте, % 5,G 4,8 4,7 4,7 4,2 4,G 4,G 3,6 3,5 3,4

Япония

ВВП, млрд. $ 4229 46G6 4552 4363 4378 4880 5G33 5459 5897 596G

Доля в мировом ВВП, % 11,3 1G,9 1G,G 8,8 7,8 8,G 8,7 8,6 8,4 8,3

Экспорт, млрд. $ 511 615 654 7G5 773 859 639 833 893 941

Доля в мировом экспорте, % 5,1 5,4 5,G 4,7 4,4 4,3 4,1 4,4 4,G 4,1

Швейцария

ВВП, млрд. $ 325 363 373 391 434 5G3 493 529 659 632

Доля в мировом ВВП, % G,9 G,9 G,8 G,8 G,8 G,8 G,8 G,8 G,9 G,9

Экспорт, млрд. $ 144 169 183 2G6 245 284 257 285 338 346

Доля в мировом экспорте, % 1,5 1,5 1,4 1,4 1,4 1,4 1,5 1,5 1,5 1,3

Австралия

ВВП, млрд. $ 468 615 696 750 857 1G62 924 1132 1384 1521

Доля в мировом ВВП, % 1,3 1,5 1,5 1,5 1,5 1,7 1,6 1,8 2,G 2,1

Экспорт, млрд. $ 7G 87 1G6 123 141 187 154 213

Доля в мировом экспорте, % G,9 G,9 1,G 1,G 1,G 1,1 1,3 1,2 1,3 1,4

Канада

ВВП, млрд. $ 866 992 1134 1279 1424 15G3 1338 1577 1778 1821

Доля в мировом ВВП, % 2,3 2,3 2,5 2,6 2,6 2,5 2,3 2,5 2,5 2,5

Экспорт, млрд. $ 33G 381 429 462 498 528 384 464 541 546

Доля в мировом экспорте, % 3,5 3,3 3,3 3,1 2,9 2,8 2,5 2,5 2,4 2,4

Примечание: Экспорт еврозоны рассчитан с учетом экспорта между странами ЕС Источники: World Bank: (http://data.worldbank.org); World Trade Organization.

(http://stat.wto.org/).

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 4, №4. 2013

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 4, №4. 2013

Таблица 2

Темпы роста инфляции в национальных экономиках стран-эмитентов международных валют и Китая, %

Страны 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012

Китай 1,2 3,9 1,8 1,5 4,8 5,G -0,7 3,3 5,4 2,7

США 2,3 2,7 3,4 3,2 2,9 3,8 -0,4 1,6 3,2 2,1

Великобритания 1,4 1,3 2,G 2,3 2,3 3,6 2,2 3,3 4,5 2,8

Япония -0,2 G -0,3 G,2 G,1 1,4 -1,3 -0,7 -0,3 G

Швейцария G,6 G,8 1,2 1,1 G,7 2,4 -0,5 G,7 G,2 -0,7

Австралия 2,8 2,3 2,7 3,5 2,3 4,4 1,8 2,8 3,4 1,8

Канада 2,8 1,9 2,2 2,G 2,1 2,4 G,3 1,8 2,9 1,5

Еврозона

Австрия 2,8 2,3 2,7 3,5 2,2 3,2 G,5 1,8 3,3 2,5

Бельгия 1,6 2,1 2,8 1,8 1,8 4,5 -0,1 2,2 3,5 2,8

Г ермания 1,G 1,7 1,6 1,6 2,3 2,6 G,3 1,1 2,1 2,G

Греция 3,5 2,9 3,5 3,2 2,9 4,2 1,2 4,7 3,3 1,5

Ирландия 3,5 2,2 2,4 3,9 4,9 4,1 -4,5 -0,9 2,6 1,7

Испания 3,G 3,G 3,4 3,5 2,8 4,1 -0,3 1,8 3,2 2,4

Италия 2,7 2,2 2,G 2,1 1,8 3,4 G,8 1,5 2,7 3,G

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кипр 4,1 2,3 2,6 2,5 2,4 4,7 G,4 2,4 3,3 2,4

Люксембург 2,G 2,2 2,5 2,7 2,3 3,4 G,4 2,3 3,4 2,7

Мальта 1,3 2,8 3,G 2,8 1,3 4,3 2,1 1,5 2,7 2,4

Нидерланды 2,1 1,2 1,7 1,1 1,6 2,5 1,2 1,3 2,4 2,4

Португалия 3,3 2,4 2,3 2,7 2,8 2,6 -0,8 1,4 3,7 2,8

Словакия 8,6 7,5 2,7 4,5 2,8 4,6 1,6 1,G 3,9 3,6

Словения 5,6 3,6 2,5 2,5 5,1 5,7 G,9 1,8 1,8 2,6

Финляндия G,9 G,2 G,9 1,6 2,5 4,1 G,1 1,2 3,4 2,8

Франция 2,1 2,1 1,7 1,7 1,5 2,8 G,1 1,5 2,1 2,G

Эстония 1,3 3,G 4,1 4,4 6,6 1G,4 -0,1 3,G 5,G 3,9

Источник: World Bank. (http://data.worldbank.org).

По объему экономики в настоящее время со страной-лидером может сравниться только еврозона. Удельный вес зоны евро в мировом ВВП за рассматриваемый период составлял около 20%, что значительно выше аналогичного показателя большинства национальных экономик. В условиях кризиса евро продолжает оставаться одной из двух валют, наиболее востребованных мировым сообществом для международных расчетов и составляющих существенную долю валютных резервов большинства стран мира.

Однако современный глобальный финансовый кризис обнаружил определенные изъяны Европейской валютной системы. Совместная экономическая политика предусматривает создание равных условий для всех стран-членов на территории еврозоны. На внутреннем рынке устранены многие тарифные и количественные ограничения, запрещена налоговая дискриминация в отношении товаров, произведенных странами ЕС. При этом конкурентоспособность товаропроизводителей государств-членов еврозоны значительно различается. Страны с более низким уровнем развития не имеют возможности создавать дополнительные конкурентные преимущества для своих производителей путем

валютного регулирования (в частности, за счет девальвации национальных валют) (Eichengreen, 2012. P. 542).

Несовершенство механизмов финансового регулирования способствует перераспределению капитала внутри еврозоны в страны с более высоким уровнем экономического развития. С 2003 по 2012 гг. сальдо платежного баланса оставалось положительным на протяжении всего периода только в четырех странах еврозоны: Германии, Австрии, Нидерландах и Люксембурге (см. табл. 3). Платежные балансы Греции, Испании, Италии и Португалии на протяжении данного периода оставались дефицитными. Нельзя назвать стабильным также положение Ирландии, Кипра, Мальты, Словакии, Словении и Эстонии.

Для восстановления равновесия платежного баланса страны-члены еврозоны не могут применять традиционные инструменты тарифного и валютного регулирования. Покрытие пассивного сальдо платежного баланса в данной ситуации в основном может осуществляться за счет привлечения иностранных кредитов, что обостряет проблему урегулирования внешней задолженности (Yurtsevera, 2011. P. 689).

Обеспечение стабильности евро возможно только при устранении существующих дисбалансов в национальных экономиках стран-членов валютного союза. Для восстановления равновесия во внутренних экономиках еврозоны Германия рекомендует странам-должникам ужесточение бюджетной политики, сокращение социальных расходов, контроль над заработной платой. Однако в условиях кризиса такие меры могут привести к усугублению рецессии и росту безработицы.

Таблица 3

Сальдо платежных балансов стран зоны евро, % к ВВП

Страны еврозоны 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012

Австрия 1,2 2, 2 2,G 2,4 2,8 3,7 3,7 3,7 2,5 2,2

Бельгия 3,8 3,7 2,9 2,3 1,9 G,8 -0,3 -0,3 -0,2 -0,2

Германия 1,3 2,9 3,9 5,3 6,3 6,6 6,5 6,1 6,1 6,5

Греция -6,8 -6,3 -6,7 -8,3 -11,2 -13,6 -13,6 -12,1 -10,4 -7,7

Ирландия -0,5 -0,5 -1,4 -2,5 -4,1 -4,9 -4,5 -2,3 -0,1 2,4

Испания -3,6 -4,0 -5,4 -7,2 -8,8 -9,5 -8,1 -6,3 -4,3 -3,1

Италия -0,3 -0,5 -0,7 -0,9 -1,2 -1,9 -2,0 -2,8 -2,9 -2,4

Кипр -3,1 -3,7 -4,4 -6,0 -8,2 -11,5 -12,7 -12,1 -8,4 -8,8

Люксембург 9,1 1G,2 1G,5 11,3 1G,7 8,6 7,5 6,9 7,5 7,G

Мальта -1,4 -2,1 -5,8 -7,9 -8,1 -6,9 -6,1 -5,7 -4,1 -1,5

Нидерланды 3,6 5,3 6,9 8,1 7,8 6,8 5,4 5,7 7,7 9,3

Португалия -8,3 -7,7 -8,4 -9,8 -10,4 -11,1 -11,2 -11,4 -9,5 -6,4

Словакия -7,4 -7,2 -7,4 -8,1 -7,2 -6,4 -4,7 -4,2 -2,8 -1,2

Словения G,1 -0,8 -1,7 -2,3 -3,0 -4,5 -3,9 -2,5 -0,4 G,6

Финляндия 7,2 6,5 4,8 4,6 3,9 3,7 2,9 2.G G,6 G,6

Франция 1,1 G,7 G,2 -0,2 -0,7 -1,1 -1,4 -1,5 -1,6 -1,9

Эстония -9,0 -11,1 -10,9 -12,2 -13,8 -13,5 -7,2 -0,9 2,8 1,3

Источник: Eurostat. (http://epp.eurostat.ec.europa.eu/portal/page/portal/statistics/).

Экономическая нестабильность в еврозоне способствует снижению доверия к ее валюте. С 2009 по 2012 гг. доля евро в мировых валютных резервах снизилась с 27,6% до 23,7% (см. табл. 4). Укрепление позиций евро на мировом валютном рынке

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 4, №4. 2013

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 4, №4. 2013

в среднесрочной перспективе маловероятно. Таким образом, практика показала, что внедрение новой международной валюты, способной конкурировать даже с долларом США, не помогло стабилизировать мировую валютную систему. Более того, замена национальных денежных единиц единой валютой явилась причиной экономической стагнации в некоторых странах еврозоны.

Учеными различных экономических школ и направлений в последнее время активно обсуждается возможность увеличения количества резервных валют. Перспектива многовалютного стандарта обусловлена рядом преимуществ. Во -первых, укрепление на международных рынках позиций валют-конкурентов доллара США, формирование новых мировых финансовых центров будет способствовать стабилизации международного денежного обращения. Понижение роли доллара США в мировой валютной системе уменьшает зависимость мирового хозяйства от геополитических интересов одной страны. Во-вторых, снизится риск перераспределения кризисных явлений из экономики страны-эмитента доминирующей валюты в другие страны (Salvatore, 2011. P. 784). Как известно, проблемы в США стали одной из основных причин глобального финансового кризиса.

Таблица 4

Доля в мировых валютных резервах, %

Валюты 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012

Доллар США 66,5 65,8 65,9 66,4 65,7 64,1 64,1 62,1 61,8 62,1 62,2

Евро 24,2 25,3 24,9 24,3 25,2 26,3 26,4 27,6 26,G 25,G 23,7

Японская иена 4,5 4,1 3,9 3,7 3,2 2,9 3,1 2,9 3,7 3,7 3,9

Английский фунт 2,9 2,6 3,3 3,6 4,2 4,7 4,G 4,3 3,9 3,9 3,9

Источник: International Monetary fund.

(http://www.imf.org/external/np/sta/cofer/eng/index.htm).

Однако формирование мировой валютной системы, основанной на корзине национальных денежных единиц, не является эффективным средством стабилизации мировой сферы финансов. Как известно, достижение национальной валютой международного статуса должно осуществляться на основе предпочтений участников международных финансовых отношений. Доверие к международной денежной единице определяется ее стабильностью, состоянием экономики страны-эмитента, либеральностью валютного режима и т.д. Проблемы в экономике страны снижают эффективность выполнения ее национальной денежной единицей основных функций мировых денег (интернациональной меры стоимости, международного платежного и резервного средства), что должно способствовать уменьшению доли такой валюты в международных расчетах и иностранных валютных резервах. Однако на практике отказ от международной валюты, даже при ослаблении экономики страны-эмитента, происходит со значительным лагом запаздывания. Так, сокращение доли доллара США в международных валютных резервах с 2007 по 2012 гг. составило менее 2%. В то же время, укрепление позиций юаня в валютной сфере происходит достаточно медленно и не соответствует экономическим достижениям Китая на современном этапе. Таким образом, состояние экономики страны-эмитента влияет на статус национальной валюты, ее долю в международных расчетах и резервах только в долгосрочной перспективе. Национальная денежная единица страны, пораженной экономическим кризисом, может еще долго оставаться одной из ведущих международных валют, создавая дополнительные валютно-финансовые риски.

В дискуссиях о перспективе внедрения новой наднациональной валюты часто рассматривается возможность расширения использования СДР, что в определенной степени соответствует актуальной в настоящее время идее введения наднациональной условной единицы на основе корзины валют. Однако, следует учитывать неудачный опыт стандарта СДР. Как известно, качество наднациональной валюты определяется ее способностью реализовать основные функции мировых денег: интернациональной меры стоимости, средства обращения и средства сбережения. СДР, как показывает практика, не осуществляет ни одной указанных функций в полном объеме.

Политические противоречия Ямайской валютной системы привели к возникновению ряда проблем, препятствующим превращению СДР в мировые деньги:

Во-первых, использование СДР в качестве платежного средства остается незначительным вследствие жесткого ограничения их эмиссии. Общая сумма выпуска СДР к 2012 г. составляла около 238,4 млрд. ед. (примерно 360 млрд. долл. США) (International Monetary fund, 2013). Очевидно, что данного актива просто недостаточно для обслуживания значительной части международных торговых сделок и валютно-кредитных операций.

Во-вторых, возникают вопросы по поводу определения курса СДР. Условная стоимость СДР рассчитывается на основе корзины валют, в состав которой в настоящее время входят доллар США, евро, иена и фунт стерлингов. Процентное соотношение валют в корзине СДР рассчитывается с учетом долей стран-эмитентов в международной торговле и мировых валютных резервах. Согласно данным международной статистики, страны-эмитенты валют, составляющих корзину СДР, остаются ведущими мировыми экспортерами товаров и услуг даже в условиях кризиса (табл.1). Кроме того, в официальных валютных запасах многих государств доли доллара США, евро, фунта стерлингов и иены по-прежнему значительны. Судя по данным таблицы 4, существенных изменений в структуре мировых валютных резервов за период с 2002 по 2012 гг. не произошло.

Однако при определении соотношения валют, входящих в корзину СДР, целесообразно учитывать такие факторы, как изменение доли страны в мировом ВВП, размеры внешнего долга, дефицит платежного баланса. Проблемы в национальной экономике страны-эмитента должны автоматически снижать долю ее валюты в корзине наднациональной условной единицы. Кроме того, следует предусмотреть возможность расширения базовой корзины за счет национальных денежных единиц стран с более стабильным экономическим развитием. Предложения о внесение подобных изменений в методику расчета условной стоимости СДР неоднократно выносились на обсуждения как учеными-экономистами, так и главами государств. При этом страны-эмитенты резервных валют всячески препятствуют такому развитию событий.

Представителями различных экономических школ также рассматривается возможность создания новой мировой валютной системы на основе многотоварного стандарта. Основной целью трансформации мировой валютной системы является обеспечение ее стабильности и управляемости. Для этого необходим ввод альтернативных доллару США международных денежных единиц, устойчивых к мировому инфляционному фону, что возможно только при осуществлении их «привязки» к материальным активам. Идеи внедрения мировой валюты, эквивалентом стоимости которой может стать товарная корзина, выдвигались многими экономистами, такими как Н. Калдор, Л. Ларуш, Б. Лиетар, Ж. Тинберген и др.

В настоящее время существует два основных подхода к созданию мировой денежной единицы на основе стандартизированного набора товаров:

Первый предполагает обеспечение денежной массы новой эмитируемой валюты реальными активами. В этом случае мировая условная единица по своей сути будет являться распиской, дающей право на получение ее владельцем

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 4, №4. 2013

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 4, №4. 2013

определенной «корзины товаров». Так, Б. Лиетар рассматривал возможность создания мировой валюты на основе стандартного набора постоянно возобновляемых товарных запасов, создаваемых с целью нормального функционирования национальных экономик, стабилизации цен, обеспечения продовольственной безопасности. Предположительно в такую корзину должны быть включены различные виды металлов, нефть, зерновые культуры и другие виды сырья. Мировая валютная система, созданная на основе такой условной единицы, очень похожа на золотой стандарт, но при этом корзина сырьевых товаров более стабильна, чем золото или любой из товаров, входящих в ее состав. Такая валюта практически не подвергалась бы инфляции, так как ее эмиссия ограничена наличием реальных переходящих запасов сырья. Однако следует учитывать, что денежной массы предполагаемой валюты может быть недостаточно для обеспечения всего объема международных торговых сделок: во-первых, доля сырьевых товаров в суммарном объеме экспорта не так велика; во-вторых, объемы контролируемых государствами переходящих запасов отдельных видов сырья меньше его экспорта в мировом масштабе. Например, объем мирового экспорта нефти за 2012 г. превысил размер ее возобновляемых запасов почти на 25% (International Energy Agency, 2013). Таким образом, на практике предлагаемый инструмент может быть использован как международный резервный актив, имеющий ограниченную сферу оборотного применения. Заменить доллар США такой валютой невозможно, так как ее эмиссия не сможет обеспечить мировое экономическое сообщество денежной массой, необходимой для осуществления международных расчетов.

Второй подход предполагает создание искусственного инварианта в виде монетарного индикатора. При этом гарантированный обмен валюты на реальные товары не предусматривается. В то же время, курс данной валюты рассчитывается на основе ее паритета покупательной способности к определенной корзине сырья. Доля каждого товара в предлагаемой корзине должна соответствовать его значимости в международной торговле и мировой экономике в целом. Данный инструмент эффективен для выявления недооценки (переоценки) национальных валют и устранения дисбалансов в валютно-финансовой сфере на мировом уровне. Однако следует учитывать, что эмиссия такой валюты не может быть ограничена наличием реальных активов, что в определенной степени снижает ее устойчивость к инфляции.

Основным предназначением наднациональной валюты является обеспечение денежной массой всего объема международных торговых сделок, т.е. такая валюта должна эмитироваться по мере необходимости. Кроме того, данная валюта не должна обесцениваться, так как выполняет еще и резервную функцию. Эта так называемая дилемма Триффена не позволяет создать валюту с указанными свойствами. Следовательно указанные функции необходимо разделить между двумя инструментами: резервным и оборотным. При этом эмиссия резервного инструмента в обязательном порядке должна быть обеспечена материальными активами, а оборотного - зависеть от объема международной торговли.

Эмитентом новой наднациональной валюты (резервного и оборотного инструментов) могут стать Международный валютный фонд или Всемирный банк, при условии существенной внутренней реорганизации, а также изменения стратегического подхода по основным направлениям деятельности. Однако наиболее целесообразным представляется создание Всемирного резервного центра (ВРЦ).

Ввод указанных выше наднациональных инструментов - длительный процесс, затрагивающий интересы многих стран и требующий тщательной подготовки.

На первом этапе целесообразно создание международного резервного инструмента. В настоящее время не существует финансового актива, с помощью которого можно защитить сбережения от инфляции. Резервный инструмент, привязанный к стратегическим запасам высоколиквидных товаров, будет

востребован не только международными и государственными структурами, но и на уровне предприятий и физических лиц. Основой товарно-сырьевой корзины мирового резервного инструмента должны стать контролируемые государственными структурами мировые запасы зерновых культур, отдельных видов металлов, топлива и т.д. Доля каждого товара в предлагаемой корзине будет определена в соответствии с имеющимися в наличии мировыми запасами с учетом их потребления. При изменении структуры стратегических резервов состав корзины может пересматриваться с целью сохранения ее актуальности. Национальные резервы будут формироваться благодаря наращиванию счетов в наднациональном резервном инструменте, открытых ВРЦ всем государствам-членам. На практике наличие такого счета будет означать подтверждение существования запасов сырья, входящего в товарно-сырьевую корзину. Фактическая структура запасов сырья отдельных стран может не совпадать с составом принятой корзины товаров. В стратегических национальных резервах могут отсутствовать отдельные виды металлов, зерновых культур или углеводородов. Однако эта проблема может быть решена за счет запасов сырья, создаваемых международными товарными биржами. Внедрение данного инструмента не потребует серьезных финансовых издержек, так как затраты по созданию и хранению стратегических запасов сырьевых товаров уже включены в их конечную стоимость. Обеспечение эмиссии резервного инструмента товарно-сырьевой корзиной обусловит ее стабильность и устойчивость к инфляции.

На втором этапе логическим продолжением является ввод в обращение мирового оборотного инструмента, обеспечивающего мировое экономическое сообщество денежной массой, необходимой для осуществления международных расчетов, а также служащего устойчивой базой сопоставлений, эквивалентом оценки курсов национальных валют. Масштабы эмиссии данного инструмента должны определяться потребностями всего мирового хозяйства, связанными с обеспечением денежной массой международных торговых сделок. Для контроля эмиссии оборотного инструмента на первоначальном этапе каждому государству необходимо установить квоту в размере годового объема его внешней торговли. При этом государствам-членам следует открыть счета в оборотном инструменте для осуществления взаимных расчетов. Эмиссия оборотного инструмента должна быть частично обеспечена резервными активами, находящимися на счетах ВРЦ, а частично - взносами государств-членов по квоте, вносимыми в любой из национальных резервных валют (можно предположить, что основу здесь составит доллар США). Такой инструмент будет пользоваться большим доверием, чем национальные валюты. Кроме того, следует учитывать, что масштабное внедрение в международные расчеты оборотного инструмента приведет к обесценению доллара США, являющегося в настоящее время основным платежным средством в транснациональных сделках. Массированное изъятие долларовой массы из международного обращения за счет обмена на оборотный инструмент ВРЦ даст возможность стабилизировать денежное обращение в переходный период. При этом девальвации доллара США избежать, скорее всего, не удастся, однако снижение его курса относительно других валют станет не таким существенным. Некоторое обесценение валюты США, как следствие, приведет к повышению конкурентоспособности американских товаров и оживлению их национальной экономики. Последнее обстоятельство, является немаловажным фактором, смягчающим сопротивление США вводу новой мировой валюты.

Как известно мировые деньги несут в себе не только резервные и оборотные функции, но и кредитные. Однако денежной массы резервного и оборотного инструмента может оказаться недостаточным для исполнения кредитной функции. Следовательно, появляется необходимость ввода дополнительного инструмента -кредитного. В целях недопущения избыточной эмиссии предполагается формирование кредитного инструмента посредством привлечения национальных валют, соответствующих определенным требованиям, установленным валютным регулятором ВРЦ.

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 4, №4. 2013

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 4, №4. 2013

Преимуществом полиинструментальной концепции является устранение основной проблемы современной валютной системы - использования национальных и коллективных валют в качестве международных платежных и резервных средств. Объем денежной массы, обслуживающей международные расчеты, будет определяться потребностями мирового экономического сообщества, а не ситуацией в экономике отдельного государства. Обеспечение реальными товарными запасами резервного инструмента гарантирует его абсолютную надежность. В целом, учитывая рост объемов потребления в мире (см. табл. 5), можно предположить, что стратегические запасы будут увеличиваться, обеспечивая рост денежной массы резервного инструмента.

Таблица 5

Потребление сырья в мире

Показатели 1990 1995 2000 2005 2010 2012

Потребление нефти, млн. балл. в сутки 64,3 70,4 76,2 83,9 86,9 90,0

Темп роста потребления нефти по отношению к 1990 г., % 100,0 109,5 118,5 130,5 135,1 140,0

Потребление алюминия, млн. тонн в год 19,1 20,4 24,9 31,8 40,1 43,9

Темп роста потребления алюминия по отношению к 1990 г., % 100,0 106,8 130,4 166,5 209,9 229,8

Потребление стали, млн. тонн в год 725,2 738,4 870,3 1131,3 1385,8 1536,8

Темп роста потребления стали по отношению к 1990 г., % 100 101,8 120,0 156,0 191,1 211,9

Потребление меди, млн. тонн в год 10,7 12,1 15,2 16,6 19,4 20,1

Темп роста потребления меди по отношению к 1990 г., % 100,0 113,1 142,1 155,1 181,3 187,8

Потребление свинца, млн. тонн в год 5,3 5,6 6,4 7,8 9,3 10,8

Темп роста потребления свинца по отношению к 1990 г., % 100,0 105,7 120,8 147,2 175,5 203,8

Потребление никеля, млн. тонн в год 0,8 1,0 1,2 1,3 1,5 1,7

Темп роста потребления никеля по отношению к 1990 г., % 100,0 125,0 150,0 162,5 187,5 212,5

Потребление олова, млн. тонн в год 0,2 0,2 0,3 0,3 0,4 0,4

Темп роста потребления олова по отношению к 1990 г., % 100,0 100,0 150,0 150,0 200,0 200,0

Потребление цинка, тыс. тонн в год 6,7 7,4 8,9 10,7 12,1 13,0

Темп роста потребления цинка по отношению к 1990 г., % 100,0 110,4 132,8 159,7 180,6 194,0

Потребление урана, тыс. тонн в год 40,3 52,5 57,2 66,8 68,8 68,8

Темп роста потребления урана по отношению к 1990 г., % 100,0 130,3 141,9 165,8 170,7 170,7

Потребление зерновых культур, млн. тонн в год 1448,0 1640,0 1784,0 2012,0 2180,0 2201,0

Темп роста потребления зерна по отношению к 1990 г., % 100,0 113,3 123,2 139,0 150,6 152,0

Источник: Intercontinental Exchange - ICE. London. (http:/ / www. ereport. ru/stat.php?razdel=metal).

В отдельные периоды по объективным причинам происходит сокращение потребления отдельных видов сырья в мировом масштабе, что обусловливает снижение цен на соответствующих международных рынках и может спровоцировать

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

девальвацию одних и ревальвацию других национальных и коллективных валют по отношению к товарно-сырьевой корзине ВРЦ. Так как эмиссия (или стерилизация) резервного инструмента призвана поддерживать стоимость корзины ВРЦ на постоянном уровне, курсы национальных и коллективных валют соответственно должны меняться относительно резервного инструмента. Однако допустимые колебания национальных и коллективных валют будут устанавливаться валютным регулятором ВРЦ, что стимулирует государства сохранять статус своих национальных валют, принимаемых ВРЦ в качестве кредитных инструментов. Это существенно снизит остроту проблемы валютных войн и конкурентных девальваций. Для стран, претендующих на кредитный статус своих национальных валют, проведение девальваций станет фактически недопустимым. Реальная возможность девальвации сохранится только у государств, не оказывающих значительного влияния на международные финансовые отношения.

Контроль ВРЦ над мировыми запасами сырья в рамках обеспечения резервного инструмента предоставит возможность воздействовать на динамику цен международных товарных рынков. Реализуя товары из стратегических запасов или скупая излишки, можно обеспечить ценовую стабильность резервного инструмента и противостоять неустойчивости и спекулятивности на мировых рынках сырьевых товаров, снизив при этом волатильность оборотного инструмента. Для реализации указанных мер объемы переходящих резервов следует поддерживать в пределах действующих соглашений.

Предлагаемый резервный инструмент безусловно будет более надежным, чем любая национальная валюта. Устойчивость к инфляции наднационального резервного инструмента обусловливается его «привязкой» к корзине ВРЦ, состоящей из высоколиквидных материальных активов. В то же время девальвация оборотного инструмента окажется в интервале между кредитными инструментами и прочими национальными валютами. Однако понижение курса оборотного инструмента является плановым и прогнозируемым и никак не повлияет на стабильность мировой экономики и ее национальных составляющих. Следовательно, объем денежной массы мировых денег будет определяться условием «привязки» к корзине ВРЦ и потребностями мировой экономики, а не геополитическими интересами отдельных стран.

Разделение функций мировых денег на три инструмента (резервный, оборотный, кредитный) позволит стабилизировать мировую сферу финансов и снизит риск перераспределения кризисных явлений из одной страны в другую. При этом новая валютная система обеспечит мировую экономику надежными унифицированными средствами, способствующими улучшению условий проведения транснациональных торговых сделок и кредитных операций.

ВЫВОДЫ

Формирование новой валютной системы - сложный, достаточно противоречивый и продолжительный процесс. Расхождения в позициях ученых-экономистов и интересах отдельных стран затрудняют выработку единой стратегии по реформированию современной мировой финансовой архитектуры. Однако уже сейчас возможно формирование новой наднациональной структуры, действующей вне МВФ, и внедрение в обращение резервного и оборотного инструментов, используемых в качестве средств сбережения и платежа параллельно с действующими международными валютами. В перспективе это создаст альтернативу МВФ и условия для реформирования Ямайской валютной системы.

Ввод наднациональных резервного и оборотного инструментов позволит стабилизировать стратегические сырьевые резервы; снизить влияние циклических колебаний глобальной экономики на ценовую динамику международных товарных рынков; обеспечить потребность мирового сообщества денежной массой, необходимой для осуществления безрисковых накоплений и унификации внешнеторговых сделок.

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 4, №4. 2013

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 4, №4. 2013

Принятие новой мировой валютной системы, основанной на полиинструментальном стандарте, базируемом на раздельных резервном, оборотном и кредитных инструментах, будет способствовать улучшению условий международных торговых отношений, нивелированию валютных рисков, уменьшению зависимости мирового сообщества от геополитических интересов стран -эмитентов ведущих мировых валют.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ/REFERENCES

Eichengreen B. (2012). Implications of the Euros crisis for international monetary reform // Journal of Policy Modeling, no. 34, pp. 541-548.

Eurostat. (http://epp.eurostat.ec.europa.eu/portal/page/portal/statistics/

search_database).

International Energy Agency. (http://www.iea.org/stats/index.asp).

Intercontinental Exchange — ICE. London. (http://www.ereport.ru/stat.php? razdel=metal).

International Monetary fund. (http://www.imf.org/external/np/sta/cofer/eng/ index.htm).

Salvatore D. (2011). The future tri-polar international monetary system // Journal of Policy Modeling, no. 33, pp. 776-785.

World Bank. (http://data.worldbank.org).

World Trade Organization. (http://stat.wto.org/StatisticalProgram/ W SDBViewData. aspx?Language=E).

Yurtsevera S. (2011). Investigating the Recovery Strategies of European Union from the Global Financial Crisis // Procedia Social and Behavioral Sciences, no. 24, pp. 687-695.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.