Научная статья на тему 'О возможности трансформирования специальных прав заимствования в мировые деньги'

О возможности трансформирования специальных прав заимствования в мировые деньги Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
932
198
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРАВА ЗАИМСТВОВАНИЯ / МИРОВАЯ ВАЛЮТНАЯ СИСТЕМА / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ВАЛЮТНЫЙ ФОНД / ВАЛЮТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ишханов А.В., Линкевич Е.Ф., Половченко М.А.

В статье исследуется опыт функционирования стандарта специальных прав заимствования. Выявляются причины ограничения сферы применения данного актива, анализируются проблемы, связанные с его эмиссией и распределением между странами. Рассматриваются перспективы расширения использования специальных прав заимствования в качестве средства платежа и резервирования. Оценивается влияние стран эмитентов ключевых валют на политику Международного валютного фонда в области финансового регулирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О возможности трансформирования специальных прав заимствования в мировые деньги»

26 (212) - 2014

Мировая валютная система

УДК 339.7

О ВОЗМОЖНОСТИ ТРАНСФОРМИРОВАНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ПРАВ ЗАИМСТВОВАНИЯ В МИРОВЫЕ ДЕНЬГИ

А.В. ИШХАНОВ,

доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры мировой экономики и менеджмента Е-mail: aviavi286@gmail.com

Е.Ф. ЛИНКЕВИЧ,

кандидат экономических наук, доцент кафедры мировой экономики и менеджмента Е-mail: alins@list.ru

М.А. ПОЛОВЧЕНКО,

кандидат экономических наук, доцент кафедры мировой экономики и менеджмента Е-mail: maov03012007@rambler.ru Кубанский государственный университет

В статье исследуется опыт функционирования стандарта специальных прав заимствования. Выявляются причины ограничения сферы применения данного актива, анализируются проблемы, связанные с его эмиссией и распределением между странами. Рассматриваются перспективы расширения использования специальных прав заимствования в качестве средства платежа и резервирования. Оценивается влияние стран - эмитентов ключевых валют на политику Международного валютного фонда в области финансового регулирования.

Ключевые слова: специальные права заимствования, мировая валютная система, Международный валютный фонд, валютное регулирование

В настоящее время валютные отношения являются наименее управляемой сферой мировой экономики. Снижение надежности доллара США, выполняющего на протяжении долгих лет функции

основного международного расчетного и резервного средства, дестабилизирует денежное обращение в глобальном масштабе. Практика показывает, что роль доллара в качестве мирового валютного эквивалента постепенно уменьшается. Это способствует перераспределению кризисных явлений национальной экономики США в другие страны. Нестабильность мировой валютно-финансовой системы способствует возобновлению дебатов о ее возможном реформировании. Дискуссии по различным вариантам реорганизации мировой валют-но-финансовой системы в последние годы ведутся между учеными различных экономических школ и направлений. Основной целью трансформации мировой валютной системы является обеспечение ее стабильности и управляемости [2].

Некоторыми сторонниками замены доллара США наднациональной валютой рассматривается возможность расширения сферы использования

специальных прав заимствования (Special Drawing Rights, SDR). Так, концепция превращения SDR в мировую валюту представлена в работе известного американского финансиста Дж. Сороса. Учитывая, что средств Международного валютного фонда (МВФ) часто не хватает для оказания системной помощи периферийным экономикам, автор рекомендовал увеличить долю SDR в кредитах, выдаваемых фондом. Согласно концепции Дж. Сороса, в условиях глобального кризиса увеличение эмиссии SDR позволит обеспечить мировое сообщество необходимой денежной ликвидностью и снизить негативное влияние нестабильности финансовой сферы стран-лидеров на периферийные экономики. Кроме того, расширение кредитов МВФ за счет SDR может способствовать повышению роли фонда как монетарного регулятора мирового масштаба [14].

Приверженцем идеи расширения применения SDR также является американский экономист Дж. Стиглиц. Ученый счел целесообразным в условиях кризиса увеличивать эмиссию SDR. Для приращения доли данного актива в международных расчетах рекомендовалось финансировать кредиты МВФ посредством новых выпусков специальных прав заимствования. Кроме того, Дж. Стиглиц предложил предоставить возможность центральным банкам государств - членов МВФ обменивать SDR на свободно используемые валюты, такие как доллар США и евро. Эти меры могли бы способствовать сдерживанию рецессии в мировой экономике и при этом, учитывая незначительный текущий оборот SDR, не создавать серьезного инфляционного давления. После выхода мировой экономики из кризиса эмиссию SDR предполагалось ограничить, а при необходимости часть активов даже изъять из оборота. Таким образом, превратив SDR в реальное средство платежа и резервирования, МВФ может получить достаточно эффективный инструмент регулировании денежного обращения в глобальном масштабе [13].

Несколько иначе оценил перспективу превращения SDR в мировые деньги Д. Голубовский. Согласно его выводам, оставаясь привязанным к набору валют, данный актив не может иметь больших перспектив, чем наиболее надежная национальная денежная единица, входящая в состав корзины SDR. По его мнению, использование SDR в качестве мировых денег возможно только в том случае, если отменить привязку данного актива к корзине валют. Для этого специальные права заимствования

должны стать средством государственного сбережения и единственной легальной денежной единицей, применяемой в международных расчетах. Признание SDR единственным легальным средством международных расчетов Д. Голубовский счел оптимальным вариантом нового валютного порядка. В качестве альтернативы ученый рассматривал возможность привязки курса национальных валют к специальным правам заимствования и установление обязательных нормативов резервирования SDR в банковских системах. При этом кредитная эмиссия в национальных экономиках, согласно позиции автора, должна ограничиваться объемом таких резервов [4].

Целесообразным использование в качестве основной мировой валюты специальных прав заимствования считают не только ученые-экономисты, но также некоторые политические деятели. Так, Россией при подготовке к саммиту Группы двадцати в 2009 г. были подготовлены рекомендации по расширению использования SDR для создания «суперрезервной валюты» [12]. В поддержку данной идеи высказался Президент Казахстана Н. Назарбаев [10]. Итальянский дипломат В.К. Сурдо также неоднократно подчеркивал в своих выступлениях, что российское предложение может стать сценарием развития международной валютной системы после экономического кризиса [5]. Глава Центрального банка Китая Чжоу Сяочуань заявил, что для международной финансовой системы желательно создать наднациональную резервную валюту, не привязанную к отдельным странам и сохраняющую стабильность в долгосрочной перспективе. При этом в качестве указанной условной единицы предполагалось использовать специальные права заимствования [10]. В конце 2010 г. тема расширения использования SDR была поднята в выступлении действовавшего на тот момент президента Франции Н. Саркози [10]. Внедрение наднациональной валюты в качестве альтернативы доллару США считал целесообразным экс-глава МВФ Д. Стросс-Кан [10].

Планы по реорганизации системы SDR в определенной степени соответствуют популярной в настоящее время идее создания наднациональной условной единицы на основе корзины валют. Однако анализ функционирования специальных прав заимствования за последние сорок лет позволяет сделать вывод, что они далеки от мировых денег. Как известно, качество международной валюты

определяется ее способностью реализовать три основные функции: интернациональной меры стоимости, средства обращения и средства сбережения. Как показывает практика, SDR не осуществляют ни одной из указанных функций в полном объеме.

Возникновение SDR было обусловлено потребностью в новом общепринятом финансовом инструменте. Поиск мирового валютного эквивалента начался еще в первой половине прошлого века. Новую условную единицу, созданную в 1969 г., изначально предполагалось использовать в качестве полномасштабного наднационального кредитного и резервного актива, способного составить альтернативу золоту, доллару США, а также другим национальным валютам, используемым в международных расчетах. После распада Бреттон-Вудской системы на основе SDR планировалось формирование нового валютного порядка [9]. Тогда казалось, что в перспективе специальные права заимствования могут стать наднациональной валютой, эмиссия которой будет подконтрольна и управляема. Однако, как показала практика, этого не произошло.

Превращению SDR в мировые деньги препятствуют противоречия Ямайской валютной системы. В настоящее время специальные права заимствования используются только на межгосударственном уровне. Фактически SDR являются условной денежной единицей, применяемой странами - членами МВФ и существующей только в безналичной форме. Использование специальных прав заимствования в качестве платежного средства остается незначительным вследствие жесткого ограничения их эмиссии. Общая сумма резервных активов в SDR к 2014 г. составила около 204 млрд ед. (примерно 310 млрд долл. США). В декабре 2010 г. Советом управляющих МВФ была принята резолюция, согласно которой объем SDR должен увеличиться до 477 млрд ед. (около 720 млрд долл.). При этом процедура дополнительной эмиссии еще не проведена [11]. Однако очевидно, что даже после намеченного выпуска денежной массы SDR будет недостаточно для обслуживания значительной части международных торговых сделок и валютно-кредитных операций.

Следует также отметить, что доля SDR в международных валютных резервах остается незначительной. В конце 2013 г. специальные права заимствования не превысили даже 0,5% от общего объема накоплений в иностранных валютах. Только после дополнительной эмиссии, проведенной по решению

Совета управляющих МВФ, доля данного актива в валютных резервах должна возрасти до 4,7% [11].

В конце 1970-х гг. учеными-экономистами был разработан план по увеличению доли SDR в государственных золотовалютных резервах. В рамках МВФ рекомендовалось создать «Обменный счет», с помощью которого страны могли бы конвертировать избыточные валютные активы в SDR. Предполагалось, что данный механизм позволит несколько сократить долларовую массу в международных ликвидных резервах и укрепить позиции SDR. Однако реализовать предложенный проект на практике не удалось [6]. Этому всячески препятствовали США, стремясь сохранить за долларом статус доминирующей валюты.

Следует также учитывать, что увеличение доли SDR в международных расчетах принесет положительный эффект только при пересмотре порядка их перераспределения. В настоящее время распределение специальных прав заимствования между странами зависит от размера установленных квот. Пересмотры квот осуществляются Советом управляющих МВФ не реже одного раза в пять лет. Изначально предполагалось, что корректировка квот будет производиться с учетом изменений положения государств - МВФ в мировой экономике. Кроме того, согласно позиции МВФ, размер квоты должен отражать потребности стран-членов в финансировании [11].

Согласно методике МВФ, применяемой в настоящее время, размер квот определяется как средневзвешенное значение таких показателей, как ВВП, открытость экономики, экономическая изменчивость и международные резервы. Доли данных показателей составляют соответственно 50, 30, 15 и 5%. Расчет осуществляется с учетом «коэффициента сжатия», сокращающего дисперсию долей квот между странами-членами [11].

В современных условиях квоты стран-членов в основном используются для выстраивания финансовых и организационных отношений государств-членов с МВФ. Размер квоты служит критерием для определения взносов при вступлении в фонд, доли голосов каждого государства-члена, а также доступа к кредитам фонда.

В настоящее время размеры квот обеспечивают США и валютному союзу европейских государств возможность налагать вето на стратегические решения МВФ, т.е. позволяют контролировать его деятельность. Государства, чьи валюты признаны

ключевыми, всячески препятствуют перераспределению квот в пользу развивающихся стран. В последний раз квоты были пересмотрены в конце 2010 г. Этот пересмотр лишь незначительно повлиял на расстановку сил в МВФ. Наибольшей долей голосов в настоящее время по-прежнему обладают США. Несмотря на незначительное сокращение, существенными остаются квоты Японии, Германии, Великобритании и Франции. Заметно увеличилась только квота Китая. Доля голосов стран БРИКС по итогам реформы составляет 14,13% и остается недостаточной для обладания блокирующим пакетом (табл. 1).

Следует принять во внимание, что при превращении SDR в мировую валюту распределение данного актива между странами должно будет соответствовать масштабу проводимых международных торговых сделок. В настоящее время объем экспорта и импорта Японии в стоимостном выражении

значительно меньше, чем аналогичные показатели Китая и Германии (табл. 2). При этом квота Японии в МВФ более значительна (см. табл.1).

При увеличении доли SDR в международных расчетах распределение данного актива согласно квотам, рассчитанным по существующей методике, станет не актуальным. Международный валютный фонд будет вынужден или изменить формулу расчета квот, или осуществлять распределение SDR между странами по другим критериям.

При расширении масштабов использования специальных прав заимствования особую значимость приобретает вопрос об определении условной стоимости данного актива. Как известно, изначально единица SDR привязывалась к золоту. Однако с 1974 г. курс SDR определяется на основе корзины валют. В настоящее время условная стоимость SDR определяется на базе четырех денежных единиц: доллара США, доля которого составляет 44%, евро

Таблица 1

Квоты стран в МВФ до и после реформы 2010 г., % [11]

Страна Доля квот после реформы Доля голосов после реформы

2008 г. 2010 г. 2008 г. 2010 г.

США 17,661 17,398 16,718 16,471

Япония 6,553 6,461 6,221 6,135

Великобритания 4,502 4,225 4,284 4,022

Саудовская Аравия 2,929 2,095 2,797 2,009

Канада 2,670 2,311 2,553 2,213

Германия 6,107 5,583 5,800 5,306

Франция 4,502 4,225 4,284 4,022

Италия 3,305 3,159 3,152 3,015

Нидерланды 2,164 1,831 2,075 1,760

Бельгия 1,931 1,344 1,854 1,299

Испания 1,687 1,999 1,623 1,918

Австрия 0,886 0,824 0,867 0,808

Финляндия 0,530 0,505 0,530 0,507

Ирландия 0,527 0,723 0,528 0,713

Греция 0,462 0,509 0,466 0,510

Португалия 0,432 0,432 0,437 0,437

Словакия 0,179 0,210 0,199 0,228

Люксембург 0,176 0,277 0,195 0,291

Словения 0,115 0,123 0,138 0,145

Кипр 0,066 0,064 0,092 0,089

Латвия 0,060 0,070 0,086 0,095

Мальта 0,043 0,035 0,070 0,063

Эстония 0,039 0,051 0,066 0,078

Страны еврозоны, всего 23,211 21,964 22,462 21,284

Китай 3,994 6,390 3,803 6,068

Россия 2,493 2,705 2,385 2,586

Индия 2,441 2,749 2,336 2,627

Бразилия 1,782 2,315 1,713 2,217

ЮАР 0,783 0,640 0,770 0,634

Страны БРИКС, всего 11,493 14,799 11,007 14,132

ФИНАНСОВАЯ АНАЛИТИКА

проблемы и решения

5

Таблица 2

Экспорт и импорт товаров и услуг некоторых стран в 2002-2012 гг. [3]

Показатель 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012

США

Экспорт товаров и услуг, 1 003,0 1 041,0 1 180,0 1 305,0 1 471,0 1 662,0 1 847,0 1 583,0 1 840,0 2 094,0 2 196,0

млрд долл.

Доля в мировом экспорте, % 12,3 11,0 10,3 10,0 9,8 9,6 9,3 10,1 9,7 9,4 9,7

Импорт товаров и услуг, 1 429,7 1 544,3 1797,9 2 026,1 2 240,9 2 375,5 2556,4 1 976,0 2 362,0 2 669,9 2 743,1

млрд долл.

Доля в мировом импорте, % 17,5 16,3 15,7 15,6 14,9 13,6 12,9 11,6 12,3 11,9 12,1

Япония

Экспорт товаров и услуг, 448,0 510,9 615,0 654,4 704,6 773,1 858,9 639,2 833,7 893,0 874

млрд долл.

Доля в мировом экспорте, % 5,5 5,4 5,4 5,0 4,7 4,5 4,4 4,1 4,4 4,0 3,9

Импорт товаров и услуг, 394,5 439,7 523,9 590,0 649,8 699,5 849,4 620,8 768,0 946,9 992,1

млрд долл.

Доля в мировом импорте, % 4,8 4,6 5,3 4,5 4,3 4,0 4,3 3,9 4,0 4,2 4,4

Германия

Экспорт товаров и услуг, 715,8 865,7 1 051,0 1 143,0 1 321,1 1 567,7 1 744,9 1 400,4 1 574,2 1 837,0 1 774,4

млрд долл.

Доля в мировом экспорте, % 8,8 9,1 9,2 8,8 8,8 9,0 8,8 8,8 8,2 8,2 7,8

Импорт товаров и услуг, 625,5 770,8 913,5 998,7 1 158,0 1 335,0 1 516,6 1 238,3 1 388,5 1 648,4 1 571,5

млрд долл.

Доля в мировом импорте, % 7,7 8,2 8,0 7,7 7,7 7,6 7,6 7,8 7,3 7,3 6,9

Китай

Экспорт товаров и услуг, 365,4 485,0 658,3 836,6 1 061,5 1 341,6 1 581,0 1 333,2 1 743,4 2 085,3 2 312,8

млрд долл.

Доля в мировом экспорте, % 4,4 5,1 5,7 6,4 7,2 7,7 8,0 8,4 9,1 9,3 10,2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Импорт товаров и услуг, 328,0 449,2 607,1 712,0 852,6 1 033,8 1 232,3 1 113,1 1 520,4 1 897,6 2 070,1

млрд долл.

Доля в мировом импорте, % 4,0 4,7 5,2 5,5 5,7 5,9 6,2 7,0 8,0 8,4 9,1

(34%), японской иены (11%) и английского фунта (11%). Формула расчета имеет вид

SDR = £ А^В,,

1=1

где А. - стоимость SDR, выраженная суммой 1-й валюты в составе корзины SDR; В. - курс 1-й валюты к доллару США. Согласно принятому правилу, действующему в настоящее время, стоимость SDR должна состоять из суммы стоимостей следующих учитываемых валют:

- доллар США - 0,660;

- евро - 0,423;

- японская иена - 12,100;

- фунт стерлингов - 0,111.

Удельный вес валют пересматривается каждые пять лет, с учетом объема экспорта, роли валюты в международных расчетах, использования валюты в качестве резервов другими странами. Наибольшие доли в корзине SDR принадлежат валютам США и еврозоны. Удельный вес евро в корзине SDR с 1999

г. значительно увеличился (табл. 3). Однако наибольшей продолжает оставаться доля доллара США, несмотря на кризис 2007-2008 гг. и последующую рецессию в национальной экономике страны.

Следует отметить, что китайский юань не был включен в состав корзины SDR при ее последнем пересмотре. Совет управляющих МВФ признал значительное усиление позиций Китая в мировой экономике, но при этом заявил, что в настоящее время юань не соответствует требованиям, предъявляемым к свободно конвертируемой валюте. Кроме того, доля жэньминьби в международных расчетах и валютных резервах по-прежнему остается незначительной.

Согласно позиции авторов, при формировании корзины мировой валюты целесообразно учитывать также такие факторы, как изменение доли страны в мировом ВВП, размеры внешнего долга, хронический дефицит платежного баланса. Проблемы в национальной экономике страны-эмитента должны автоматически снижать долю ее валюты в корзине наднациональной условной единицы. Кроме того,

Таблица 3

Удельный вес валют в «корзине» SDR в 1981-2015 гг., % [11]

Валюты 1981-1985 1986-1990 1991-1995 1996-1998 1999-2000 2001-2005 2006-2010 2011-2015

Доллар США 42 42 40 39 39 44 44 41,9

Немецкая марка 19 19 21 21 - - - -

Французский франк 13 12 11 11 - - - -

Японская иена 13 15 17 18 18 14 11 9,4

Английский фунт 13 12 11 11 11 11 11 11,3

Евро - - - - 32 31 34 37,4

следует предусмотреть возможность расширения базовой корзины за счет национальных денежных единиц стран с более стабильным экономическим развитием [7]. Предложения о внесении подобных изменений в методику расчета условной стоимости SDR неоднократно выносились на обсуждения как учеными-экономистами, так главами государств. Например, в начале 2011 г. президентом России было предложено включить в корзину специальных прав заимствования валюты стран БРИКС [12]. Однако страны - эмитенты ключевых валют всячески препятствуют такому развитию событий.

Привязка к мультивалютной корзине позволяет рассматривать SDR как самодостаточную субстанцию стоимости. Такая условная единица более надежна, чем каждая из валют, входящих в состав корзины. Однако в условиях экономического кризиса и конкурентных девальваций специальные права заимствования не могут служить средством защиты от инфляции, так как являются вторичным финансовым инструментом.

В настоящее время, согласно положениям устава МВФ, государства могут использовать специальные права заимствования в качестве ориентира для привязки курсов своих национальных валют. При этом большинство стран предпочитают применять в качестве такого ориентира валюты ведущих национальных экономик. Как известно, за последние тридцать лет количество стран, использующих SDR в качестве эталона для поддержания курсов своих национальных денежных единиц, значительно сократилось.

Действующий устав МВФ предусматривает возможность применения широкомасштабной системы валютного регулирования, основанного на устойчивых, но регулируемых паритетах. Данная система предполагает установление паритетов в SDR или в другом «общем соизмерителе», определенном фондом. Согласно уставу МВФ, рыночные валютные курсы при этом могут отклоняться от назначенных паритетов в пределах 4,5% [11]. Од-

нако введение такого валютного порядка требует его одобрения странами - членами МВФ, обладающими большинством в 85% голосов. Учитывая разногласия государств - членов фонда в вопросах проведения валютной политики, можно предположить, что осуществление подобной реформы в обозримом будущем маловероятно.

Следует отметить, что превращению SDR в мировые деньги всячески противостоят государства -эмитенты резервных валют. Платежеспособность многих стран (США, стран зоны евро, Великобритании, Японии) полностью или частично основывается на международном спросе на эмитируемые ими валюты. Следовательно, создание новой мировой условной единицы на базе SDR будет сопряжено со значительными трудностями. Поэтому идею формирования мировой валютной системы на основе наднациональной условной единицы надо адаптировать к изменившимся условиям. Эмитентом наднациональной расчетной единицы должен стать новый наднациональный институт. Стратегия МВФ, определяемая странами - эмитентами ключевых валют, не может обеспечить преодоление глобальных финансовых дисбалансов. Во многом это объясняется тем, что возможности фонда воздействовать на валютно-экономическую политику отдельных стран существенно ограничены. Влияние МВФ распространяется в большей степени на государства, являющиеся его заемщиками. В основном это страны с развивающимися экономиками. Однако фонд практически не может регулировать монетарную политику развитых стран, в частности, США. При этом влияние США на глобальную сферу финансов и мировую экономику в целом остается значительным. Так, проблемы денежно-кредитной системы США стали одной из основных причин глобального экономического кризиса. Дестабилизация денежного обращения в глобальном масштабе обусловлена недостаточной эффективностью наднационального регулирования, поэтому данную проблему нельзя недооценивать [1].

Реформирование мировой валютной системы -достаточно длительный процесс. Следует признать, что в ближайшее время нельзя ожидать перехода на новую мировую денежную единицу, так как у многих стран имеются значительные резервы, а также инвестиции в инструменты, номинированные в долларах США и других резервных валютах. Отказ от их использования может привести к значительным финансовым потерям. Однако уже сейчас возможно формирование новых наднациональных структур, действующих вне МВФ, и внедрение в обращение условной денежной единицы, используемой в качестве средств сбережения и платежа параллельно с действующими международными валютами [8]. В дальнейшем это создаст альтернативу МФВ и условия для реорганизации современной мировой валютной системы. Трансформация мировой валютной системы, бесспорно, реструктурирует и центры экономической силы. Здесь серьезными перспективами располагают страны БРИКС.

Список литературы

1. Архипов А.Ю. Модернизация российской экономики после кризиса: императивы, институты, инновации // Terra Economicus. 2010. Т. 8. № 4. С.13-19.

2. Архипов А.Ю. Утверждение нового экономического мышления и задачи теории, образования и воспитания // Российский экономический журнал. 1997. № 8. С. 95-101.

3. Всемирная торговая организация: http://www. wto.org/english/res_e/statis_e/its2011_e/its11.

4. Голубовский Д.О. Новый Бреттон-Вудс - станет ли SDR заменой доллару? URL: http://bankir.ru/

publikacii/s/novii-bretton-vyds--stanet-li-sdr-zamenoi-dollary-1843337.

5. Информационное агентство «Интерфакс». http://www.interfax.ru.

6. Ишханов А.В., Линкевич Е.Ф. Зависимость валютных показателей Российской финансовой системы от мировых цен на нефть // Проблемы экономики и управления нефтегазовым комплексом. 2010. № 4. С. 20-23.

7. Ишханов А.В., Линкевич Е.Ф. Мировая валютная система как источник современного экономического кризиса // Финансы и кредит. 2010. № 44. С. 14-19.

8. ИшхановА.В., Линкевич Е. Ф. Обновление мировой валютной системы как основы преодоления глобальных финансовых дисбалансов // Финансы и кредит. 2012. № 48. С. 58-63.

9. Ишханов А.В., ЛинкевичЕ. Ф. Рубль - доллар -золото: золотовалютный аспект финансовой политики новой России // Экономика: теория и практика. 2008. № 16. С. 4-10.

10. Маслов О.Ю. Векторы трансформации мировой валютно-финансовой системы: перспективы СДР и региональных резервных валют. URL: http://www.polit.nnov.ru/2009/07/05.

11. Международный валютный фонд. http:// www.imf.org.

12. Официальный сайт Президента России. http://www.kremlin.ru.

13. Стиглиц Дж. Глобализация и недовольство. Нью-Йорк, Лондон: В.В. Вортон & Компания, 2002.

14. Сорос Дж. Заметки о глобализации. М.: Рудомино, 2002. 120 с.

Financial analytics: science and experience Global monetary system

ISSN 2311-8768 (Online) ISSN 2073-4484 (Print)

THE POSSIBILITY OF TRANSFORMATION OF SPECIAL DRAWING RIGHTS

IN THE WORLD'S MONEY

Aleksandr V. ISHKHANOV, Elena F. LINKEVICH, Marianna A. POLOVCHENKO

Abstract

The article deals with the experience of the functioning of special drawing rights. The authors identify the reasons for limiting the scope of a given asset application, they

examine the problems associated with its emission and distribution among countries. The paper examines the prospects for expanding the use of special drawing rights as means of payment and reservation. The authors

evaluate the impact of the countries of issue of the key currencies on the policy of the International Monetary Fund in the field of financial regulation.

Keywords: special drawing rights, world monetary system, International Monetary Fund, currency regulation

References

1. Arkhipov A.Yu. Modernizatsiya rossiiskoi ekonomiki posle krizisa: imperativy, instituty, inno-vatsii [Modernization of the Russian economy after crisis: imperatives, institutions, innovations]. Terra Economicus, 2010, vol. 8, no. 4, pp. 13-19.

2. Arkhipov A.Yu. Utverzhdenie novogo ekonom-icheskogo myshleniya i zadachi teorii, obrazovaniya i vospitaniya [Approval of new economic thinking and objectives of the theory, education and training]. Rossiiskii ekonomicheskii zhurnal - Russian economic magazine, 1997, no. 8, pp. 95-101.

3. World Trade Organization: Available at: http:// www.wto.org/english/res_e/statis_e/its2011_e/its11.

4. Golubovskii D.O. Novyi Bretton-Vuds - stanet li SDR zamenoi dollaru? [New Bretton-Woods. Whether the SDR will become substitute for the dollar?]. Available at: http://bankir.ru/publikacii/s/novii-bretton-vyds--stanet-li-sdr-zamenoi-dollary-1843337. (In Russ.)

5. Interfax news agency. Available at: http://www. interfax.ru. (In Russ.)

6. Ishkhanov A.V., Linkevich E.F. Zavisimost' va-lyutnykh pokazatelei Rossiiskoi finansovoi sistemy ot mirovykh tsen na neft' [Dependence of the currency indicators of the Russian financial system on the world prices for oil]. Problemy ekonomiki i upravleniya neftegazovym kompleksom - Problems of the economy and management of oil and gas complex, 2010, no. 4, pp. 20-23.

7. Ishkhanov A.V., Linkevich E.F. Mirovaya valy-utnaya sistema kak istochnik sovremennogo ekonom-icheskogo krizisa [The world monetary system as the source of the current economic crisis]. Finansy i kredit -Finance and credit, 2010, no. 44, pp. 14-19.

8. Ishkhanov A.V., Linkevich E.F. Obnovlenie mirovoi valyutnoi sistemy kak osnovy preodoleniya

global'nykh finansovykh disbalansov [Update of the world monetary system as the basis for overcoming the global financial imbalances]. Finansy i kredit - Finance and credit, 2012, no. 48, pp. 58-63.

9. Ishkhanov A.V., Linkevich E.F. Rubl' - dollar -zoloto: zolotovalyutnyi aspekt finansovoi politiki novoi Rossii [Ruble, dollar, gold: the gold-valued aspect of the financial policy of the new Russia]. Ekonomika: teoriia i praktika - Economy: theory and practice, 2008, no. 16, pp. 4-10.

10. Maslov O.Yu. Vektory transformatsii mi-rovoi valyutnofinansovoi sistemy: perspektivy SDR i regional'nykh rezervnykh valyut [Vectors to transform the world monetary and financial system: the perspectives of the SDRs and regional reserve currencies]. Available at: http://www.polit.nnov.ru/2009/07/05. (In Russ.)

11. International Monetary Fund. Available at: http://www.imf.org.

12. The official site of the President of the Russian Federation. http://www.kremlin.ru. (In Russ.)

13. Stiglits G. Globalizatsiya i nedovol'stvo [Globalization and Discontent]. New York, London, V.V. Vorton & Company Publ., 2002.

14. Soros G. Zametki o globalizatsii. [Draft Report on Globalization]. Moscow, Rudomino Publ., 2002, 120 p.

Aleksandr V. ISHKHANOV

Kuban State University, Krasnodar, Russian Federation aviavi286@gmail.com

Elena F. LINKEVICH

Kuban State University, Krasnodar, Russian Federation alins@list.ru

Marianna A. POLOVCHENKO

Kuban State University, Krasnodar, Russian Federation maov03012007@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.