Научная статья на тему 'Правовые и экономические инструменты противодействия киберпреступности в Российской Федерации'

Правовые и экономические инструменты противодействия киберпреступности в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
66
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
правоохранительные органы / органы внутренних дел / киберпреступность / кибербезопасность / правовые инструменты противодействия киберпреступности / экономические инструменты противодействия киберпреступности / law enforcement agencies / internal affairs agencies / cybercrime / cybersecurity / legal instruments for countering cybercrime / economic instruments for countering cybercrime

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Наумов Юрий Геннадьевич, Самолысов Павел Валерьевич, Тришкина Екатерина Алексеевна

Актуальность: статья посвящена исследованию правовых и экономических инструментов, которые используются для противодействия киберпреступности. Авторы анализируют существующие законы и нормативные акты, регулирующие деятельность в сфере киберпреступности, а также рассматривают меры экономического характера, которые могут быть применены для предотвращения и расследования киберпреступлений. Обсуждаются основные проблемы и вызовы, с которыми сталкиваются правоохранительные органы и экономические субъекты в борьбе с киберпреступностью, и предлагаются возможные пути их решения. Анализ представленных в статье данных и результатов исследования важен для понимания актуальных тенденций в области борьбы с киберпреступностью и разработки эффективных стратегий противодействия данному явлению. Постановка проблемы: киберпреступность представляет собой серьезную угрозу для национальной безопасности и экономического развития Российской Федерации. Несмотря на наличие правовых механизмов для борьбы с киберпреступностью, их не всегда достаточно эффективно и оперативно применяют. Кроме того, существуют проблемы с координацией действий между правоохранительными органами, бизнес-сообществом и государственными учреждениями. Это затрудняет разработку и внедрение комплексных мер по защите от киберугроз и пресечению преступной деятельности в сети Интернет. В связи с этим возникает необходимость в изучении и анализе существующих правовых и экономических инструментов противодействия киберпреступности в России, а также разработке рекомендаций по их совершенствованию и улучшению с целью обеспечения безопасности информационной среды и экономического развития страны. Целью исследования является изучение нормативного правового регулирования сферы кибербезопасности и определение основных правовых и экономических инструментов противодействия киберпреступности на национальном, наднациональном и международном уровнях. Методы исследования: общенаучные, частнонаучные и специальные методы познания: метод анализа и синтеза, комплексный, системно-структурный, функциональный, формально-юридический, с помощью которых проведен анализ нормативных правовых актов в сфере противодействия киберпреступности. Результаты и ключевые выводы: в результате проведенного исследования установлено, что киберпреступность представляет серьезную угрозу для безопасности как государства, так и частных лиц, поэтому необходимы эффективные меры противодействия и согласованное использование различных инструментов, чтобы организовать комплексный подход к проблеме киберпреступности; критически важно обеспечить сотрудничество между различными уровнями власти, правоохранительными органами, частным сектором и международными партнерами для эффективного противодействия киберпреступности, а также инвестировать в кибербезопасность и повышать уровень осведомленности населения о методах защиты от киберугроз; для совершенствования инструментов противодействия киберпреступлениям целесообразно легализовать рекомендуемые модельным законом «О противодействии киберпреступности » дефиниции в российскую правовую систему, что позволит значительно ускорить процесс расследования, доказывания и пресечения преступлений в высокотехнологичной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Наумов Юрий Геннадьевич, Самолысов Павел Валерьевич, Тришкина Екатерина Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal and Economic Instruments for Countering Cybercrime in the Russian Federation

Relevance: the article is devoted to the study of legal and economic instruments that are used to counter cybercrime. The authors analyze existing laws and regulations governing activities in the field of cybercrime, as well as consider economic measures that can be applied to prevent and investigate cybercrime. The main problems and challenges faced by law enforcement agencies and economic actors in the fight against cybercrime are discussed, and possible solutions are proposed. The analysis of the data and research results presented in the article is important for understanding current trends in the field of combating cybercrime and developing effective strategies to counter this phenomenon. Problem statement: cybercrime poses a serious threat to the national security and economic development of the Russian Federation. Despite the existence of legal mechanisms to combat cybercrime, they are not always effectively and promptly applied. In addition, there are problems with coordination between law enforcement agencies, the business community and government agencies. This makes it difficult to develop and implement comprehensive measures to protect against cyber threats and curb criminal activity on the internet. In this regard, there is a need to study and analyze the existing legal and economic instruments for countering cybercrime in Russia, as well as to develop recommendations for their improvement and improvement in order to ensure the security of the information environment and the economic development of the country. The purpose of the study is to study the regulatory legal regulation of the field of cybersecurity and to identify the main legal and economic instruments for countering cybercrime at the national, supranational and international levels. Research methods: general scientific, private scientific and special methods of cognition: the method of analysis and synthesis, complex, system-structural, functional, formal-legal, with the help of which the analysis of normative legal acts in the field of countering cybercrime was carried out. Results and key conclusions: as a result of the conducted research, it was found that cybercrime poses a serious threat to the security of both the state and individuals, therefore effective counteraction measures and the coordinated use of various tools are necessary in order to organize an integrated approach to the problem of cybercrime; It is critically important to ensure cooperation between different levels of government, law enforcement agencies, the private sector and international partners to effectively counter cybercrime, as well as invest in cybersecurity and raise public awareness of methods of protection against cyber threats; To improve the tools for countering cybercrime, it is advisable to legalize the definitions recommended by the model law “On Countering Cybercrime” into the Russian legal system, which will significantly speed up the process of investigating, proving and suppressing crimes in the high-tech sphere.

Текст научной работы на тему «Правовые и экономические инструменты противодействия киберпреступности в Российской Федерации»

УГОЛОВНАЯ ПОЛИТИКА

России

Наумов Юрий Геннадьевич,

доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры организации финансово-экономического, материально-технического и медицинского обеспечения, Академия управления МВД России, Российская Федерация, 125171, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8

ORCID 0009-0008-2606-1537 E-mail: [email protected]

Yurij Gennad'evich Naumov,

Doctor of Economics, Professor, Professor of the Department of Financial and Economic Management, Logistical and Medical Support, Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia,

Russian Federation, 125171, Moscow, Zoi i Alexandra Kosmodemyanskikh St., 8

ORCID 0009-0008-2606-1537 E-mail: [email protected]

Самолысов Павел Валерьевич,

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры организации финансово-экономического, материально-технического и медицинского обеспечения, Академия управления МВД России, Российская Федерация, 125171, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8

ORCID 0000-0002-3645-3234

E-mail: [email protected]

Pavel Valer'evich Samolysov,

Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Financial and Economic Management, Logistical and Medical Support, Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia,

Russian Federation, 125171, Moscow, Zoi i Alexandra Kosmodemyanskikh St., 8

ORCID 0000-0002-3645-3234

E-mail: [email protected]

Тришкина Екатерина Алексеевна,

кандидат юридических наук, доцент, начальник кафедры организации финансово-экономического, материально-технического и медицинского обеспечения, Академия управления МВД России, Российская Федерация, 125171, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8

E-mail: [email protected]

Научная специальность: 5.1.2. Публично-правовые (государственно-правовые) науки

УДК 342:343

DOI 10.24412/2072-9391-2024-371-58-65

Дата поступления статьи: 6 мая 2024 г.

Дата принятия статьи в печать: 18 сентября 2024 г.

Ekaterina Alekseevna Trishkina,

Candidate of Law, Associate Professor,

Head of the Department of Financial and Economic

Management,

Logistical and Medical Support, Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia,

Russian Federation, 125171, Moscow, Zoi i Alexandra Kosmodemyanskikh St., 8

E-mail: [email protected]

Scientific specialty:

5.1.2. Public Law (State Law) Sciences

Правовые и экономические инструменты противодействия киберпреступности в Российской Федерации

Legal and Economic Instruments for Countering Cybercrime in the Russian Federation

Аннотация

Актуальность: статья посвящена исследованию правовых и экономических инструментов, которые используются для противодействия киберпреступности. Авторы анализируют существующие законы и нормативные акты, регулирующие деятельность в сфере киберпреступности, а также рассматривают меры экономического характера, которые могут быть применены для предотвращения и расследования киберпреступлений. Обсуждаются основные проблемы и вызовы, с которыми сталкиваются правоохранительные органы и экономические субъекты в борьбе с кибер-преступностью, и предлагаются возможные пути их решения. Анализ представленных в статье данных и результатов исследования важен для понимания актуальных тенденций в области борьбы с киберпреступностью и разработки эффективных стратегий противодействия данному явлению.

Постановка проблемы: киберпреступность представляет собой серьезную угрозу для национальной безопасности и экономического развития Российской Федерации. Несмотря на наличие правовых механизмов для борьбы с киберпреступностью, их не всегда достаточно эффективно и оперативно применяют. Кроме того, существуют проблемы с координацией действий между правоохранительными органами, бизнес-сообществом и государственными учреждениями. Это затрудняет разработку и внедрение комплексных мер по защите от ки-беругроз и пресечению преступной деятельности в сети Интернет. В связи с этим возникает необходимость в изучении и анализе существующих правовых и экономических инструментов противодействия киберпреступности в России, а также разработке рекомендаций по их совершенствованию и улучшению с целью обеспечения безопасности информационной среды и экономического развития страны.

Целью исследования является изучение нормативного правового регулирования сферы кибербезопасности и определение основных правовых и экономических инструментов противодействия киберпреступности на национальном, наднациональном и международном уровнях.

Abstract

Relevance: the article is devoted to the study of legal and economic instruments that are used to counter cybercrime. The authors analyze existing laws and regulations governing activities in the field of cybercrime, as well as consider economic measures that can be applied to prevent and investigate cybercrime. The main problems and challenges faced by law enforcement agencies and economic actors in the fight against cybercrime are discussed, and possible solutions are proposed. The analysis of the data and research results presented in the article is important for understanding current trends in the field of combating cybercrime and developing effective strategies to counter this phenomenon.

Problem statement: cybercrime poses a serious threat to the national security and economic development of the Russian Federation. Despite the existence of legal mechanisms to combat cybercrime, they are not always effectively and promptly applied. In addition, there are problems with coordination between law enforcement agencies, the business community and government agencies. This makes it difficult to develop and implement comprehensive measures to protect against cyber threats and curb criminal activity on the internet. In this regard, there is a need to study and analyze the existing legal and economic instruments for countering cybercrime in Russia, as well as to develop recommendations for their improvement and improvement in order to ensure the security of the information environment and the economic development of the country.

The purpose of the study is to study the regulatory legal regulation of the field of cybersecurity and to identify the main legal and economic instruments for countering cybercrime at the national, supranational and international levels.

Research methods: general scientific, private scientific and special methods of cognition: the method of analysis and synthesis, complex, system-structural, functional, formal-legal, with the help of which the analysis of normative legal acts in the field of countering cybercrime was carried out.

Results and key conclusions: as a result of the conducted research, it was found that cybercrime poses a serious threat to the security of both the state and individuals, therefore effective

60

Методы исследования: общенаучные, част-нонаучные и специальные методы познания: метод анализа и синтеза, комплексный, системно-структурный, функциональный, формально-юридический, с помощью которых проведен анализ нормативных правовых актов в сфере противодействия киберпреступности.

Результаты и ключевые выводы: в результате проведенного исследования установлено, что киберпреступность представляет серьезную угрозу для безопасности как государства, так и частных лиц, поэтому необходимы эффективные меры противодействия и согласованное использование различных инструментов, чтобы организовать комплексный подход к проблеме киберпреступности; критически важно обеспечить сотрудничество между различными уровнями власти, правоохранительными органами, частным сектором и международными партнерами для эффективного противодействия киберпреступности, а также инвестировать в кибербезопасность и повышать уровень осведомленности населения о методах защиты от киберугроз; для совершенствования инструментов противодействия киберпреступлениям целесообразно легализовать рекомендуемые модельным законом «О противодействии киберпреступности» дефиниции в российскую правовую систему, что позволит значительно ускорить процесс расследования, доказывания и пресечения преступлений в высокотехнологичной сфере.

Ключевые слова: правоохранительные органы; органы внутренних дел; киберпреступность; кибербезопасность; правовые инструменты противодействия киберпреступности; экономические инструменты противодействия киберпреступности.

counteraction measures and the coordinated use of various tools are necessary in order to organize an integrated approach to the problem of cybercrime; It is critically important to ensure cooperation between different levels of government, law enforcement agencies, the private sector and international partners to effectively counter cybercrime, as well as invest in cybersecurity and raise public awareness of methods of protection against cyber threats; To improve the tools for countering cybercrime, it is advisable to legalize the definitions recommended by the model law "On Countering Cybercrime" into the Russian legal system, which will significantly speed up the process of investigating, proving and suppressing crimes in the high-tech sphere.

Keywords: law enforcement agencies; internal affairs agencies; cybercrime; cybersecurity; legal instruments for countering cybercrime; economic instruments for countering cybercrime.

Современный мир характеризуется большим объемом разнородной информации, для хранения, обработки и передачи которой человек использует различного рода портативные устройства, компьютеры, средства коммуникации, глобальные сети и иные средства. С одной стороны, это позволяет чувствовать себя более свободным и «владеть миром»1, с другой стороны, такой технологический рост создал новый тип угроз — киберпреступность. При этом безопасность (не только информационная, но и физическая) сотен, тысяч, миллионов лю-

1 Высказывание «Кто владеет информацией - владеет миром» приписывают английскому политику, премьер-министру

дей, государств и континентов может зависеть от противоправных действий одного человека.

Киберпреступность превратилась из угроз личности в мировую угрозу. В числе объектов киберугроз находятся не только данные о конкретном человеке, его действиях в реальной и виртуальной жизни, но и экономическая и национальная безопасность, критическая информационная инфраструктура, информационный суверенитет государств.

За последние четыре года криминальная активность в сфере использования банковских карт, информационно-телекоммуникационной сети Интернет, средств мобильной связи и компьютерной техники возросла с 294,4 тыс. пре-

Великобритании У. Черчиллю.

ступлений в 2019 г. до 677,0 тыс. в 2023 г., превысив отметку в 600 тыс. преступлений2.

Из 1,95 млн преступлений, зарегистрированных в 2023 г., треть совершены в «цифровой» среде (342,6 тыс.), из них наблюдается рост тяжких и особо тяжких преступлений (+25,9 %); 70,2 % преступлений совершаются путем кражи или мошенничества (475,3 тыс.); с целью незаконного производства, сбыта или пересылки наркотических средств — 81,5 тыс. преступлений3.

Несмотря на значительный экономический ущерб, который в 2023 г. превысил отметку в 150 млрд рублей (156,4 млрд), доля виновных лиц, привлеченных к ответственности, остается незначительной. При этом удалось раскрыть лишь четверть — 172,3 тыс. (26,6 %) преступлений данной категории4.

По данным Всемирного обзора экономических преступлений PricewaterhouseCoopers (PwC) в 2022 г., в прочем как и в исследовании за 2020 г., в организациях любого размера ки-берпреступность представляет наибольшую угрозу, за ней уже следуют мошенничество с клиентами и незаконное присвоение активов5.

Противодействие киберпреступности

в экономическом аспекте означает разработку и внедрение мер и политики, направленных на предотвращение и уменьшение ущерба, наносимого экономике вследствие кибератак и киберпреступности. Указанные шаги могут включать в себя укрепление киберзащиты организаций и государственных институтов, разработку и внедрение новых технологий и методов обнаружения и реагирования на киберугрозы, а также обучение и повышение осведомленности населения в целом и конкретных сотрудников в частности по вопросам кибербезопасно-сти. Противодействие киберпреступности важно для обеспечения стабильности и безопасности экономической системы и сохранения доверия к критически важным объектам инфраструктуры.

В доктринальных источниках можно встретить различные определения понятий с приставкой «кибер-», а также подходы по борьбе с правонарушениями, преступлениями в ки-берпространстве, которые являются следствием того, что ни законодательство Российской Федерации в целом, ни основной закон в сфере защиты информации6 в частности не содержат та-

2 Форма статистической отчетности № 1-ЕГС за 2023 год. ФКУ «ГИАЦ МВД России».

3 Там же.

4 Там же.

5 PwC's Global Economic Crime and Fraud Survey 2022. URL: https://www.pwc.com/gx/en/services/forensics/economic-crime-survey/2022.html (дата обращения: 12.04.2024).

6 Об инфoрмации, инфoрмациoнных технoлoгиях и o защите

ин<|юрмации : Федер. заюэн oт 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ : принят

ких дефиниций, как «киберпреступность», «ки-берпреступления», «кибербезопасность», «ки-беругрозы», оперируя общими понятиями «обеспечение безопасности при создании информационных систем, их эксплуатации и защите содержащейся в них информации», «преступления в сфере компьютерной информации» и т. д.

Как уже отмечалось выше, проблема киберпреступности и кибербезопасности имеет международный и трансграничный характер. Впервые в 2001 г. в Будапеште Советом Европы была принята Конвенция по борьбе с киберпреступ-ностью7, которая по замыслу ее идеологов позволяет регулировать действия различных государств при осуществлении борьбы с преступлениями в сети Интернет. Конвенция вступила в силу 1 июля 2004 г., тем не менее до настоящего времени не ратифицирована Российской Федерацией не только по возникшим разногласиям, но и, как показали события последних лет, по реальным угрозам национальной безопасности и виртуальному пространству России, которое после ратификации документа было бы беспрепятственно доступно для стран НАТО.

Вместе с тем шаги по нормативному регулированию киберпространства, соотносимые с кибербезопасностью на национальном уровне в Российской Федерации, предпринимались с 1995 г. на систематической основе8.

Гос. Думой 8 июля 2006 г. : одобр. Советом Федерации 14 июля 2006 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2006. № 31 (ч. 1). Ст. 3448.

7 Конвенция o преступности в сфере компьютерной информации (ETS № 185) : заключена 23 нояб. 2001 г. в г. Будапеште) : с изм. от 28 янв. 2001 г. : утратила силу // СПС КонсультантПлюс : сайт. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 14.04.2024).

8 См., например: Об информации, информатизации и защите информации : Федер. закон от 20 февр. 1995 г. № 24-ФЗ : принят Гос. Думой 25 янв. 1995 г. : утратил силу ; Об участии в международном информационном обмене : Федер. закон от 4 июля 1996 г. № 85-ФЗ : принят Гос. Думой 5 июня 1996 г. : утратил силу (указанные законы сменил Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»); О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации : Федер. закон от 26 июля 2017 г. № 187-ФЗ : принят Гос. Думой 12 июля 2017 г. : одобр. Советом Федерации 19 июля 2017 г.; Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации : Указ Президента Рос. Федерации от 5 дек. 2016 г. № 646; О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы : Указ Президента Рос. Федерации от 9 мая 2017 г. № 203; О создании государственной системы обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы Российской Федерации : Указ Президента Рос. Федерации от 15 янв. 2013 г. № 31с; Основы государственной политики Российской Федерации в области международной информационной безопасности на период до 2020 года : утв. Президентом Рос. Федерации 24 июля 2013 г. № Пр-1753 : утратил силу. Документ опубликован не был; Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области международной информационной безопасности : Указ Президента Рос. Федерации от 12 апр. 2021 г. № 213 // СПС КонсультантПлюс : сайт. URL: http:// «^'хошикай.га (дата обращения: 14.04.2024); и др.

62

Само понятие «кибербезопасность» в российской правовой системе появилось только в 2014 г., когда Временная комиссия Совета Федерации по развитию информационного общества представила проект Концепции стратегии кибербезопасности Российской Федерации9, который был подвергнут критике в первую очередь из-за неправомерного сужения содержания дефиниции «киберпространство» и в дальнейшем не утвержден.

Тем не менее в 2023 г. принят закон, который «направлен на защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства от кибер-преступлений путем создания в национальном законодательстве государств — участников СНГ единого правового механизма противодействия киберпреступности»10. К сожалению, данный документ носит рекомендательный характер.

В то же время проблема киберпреступности содержит социальное измерение, а не виртуальную среду, ограниченную использованием информационно-коммуникационных систем и технологий, при этом не важно в каких общественных отношениях состоят их пользователи. Ранее более широкое и, на наш взгляд, спорное определение понятие «киберпространство» с точки зрения использованных квинтэссенций дано в работе М. А. Простосердова: «Ки-берпространство — это искусственно созданная среда, существование которой ограничено информационно-телекоммуникационной сетью, пользователи которой могут свободно вступать в административные, гражданские, уголовные и другие правоотношения» [7]. Также и ряд других авторов уделяли отдельное внимание данному понятию в настоящих реалиях [1; 2; 8; 9; 10].

Предложенное авторами статьи определение киберпространства с технической точки зрения наиболее полно отражает суть описываемой квинтэссенции, а также коррелирует с понятием, приведенным в Модельном законе о противодействии киберпреступности — «цифровая среда, возникающая в результате взаимодействия людей, программного обеспечения и сервисов в информационно-телекоммуникационных сетях, включая сеть "Интернет", посредством связанных с ними технологических устройств и сетей, не существующая в физической форме»11.

9 См.: Проект Концепции стратегии кибербезопасности Российской Федерации. URL: http://council.gov.ru/media/ files/41d4b3dfbdb25cea8a73.pdf (дата обращения: 14.04.2024).

10 Модельный закон о противодействии киберпреступности : принят в г. Санкт-Петербурге 14 апр. 2023 г. Постановлением 55-20 на 55-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ // Информационный бюллетень. Межпарламентская Ассамблея государств - участников Содружества Независимых Государств. 2023. № 78 (ч. 3).

11 Там же.

Под противодействием киберпреступно-сти в Модельном законе понимается деятельность «по предупреждению киберпреступности (профилактика); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию ки-берпреступлений; минимизации и (или) ликвидации последствий киберпреступлений»12.

В связи с чем, на наш взгляд, основными инструментами противодействия киберугро-зам являются меры правового регулирования: совершенствование законодательства (административного, уголовного, информационно -го и т. д.), утверждение стратегий кибербезо-пасности и разработка сопутствующих «дорожных карт», введение уголовной ответственности за новые виды преступлений и ужесточение наказаний за уже классифицированные компьютерные преступления, налаживание международного сотрудничества с учетом интересов Российской Федерации; меры экономического противодействия киберпреступности: поощрение государством инвестиций в кибербезопас-ность и технологии защиты данных, разработка программ страхования от киберрисков и создание киберстраховых продуктов и услуг, а также программ повышения киберграмотности и формирования культуры киберопасности, внедрение онлайн систем мониторинга, прогнозирования и реагирования на кибератаки.

Правовые инструменты противодействия киберугрозам и киберпреступлениям. Как уже упоминалось выше, российское законодательство не содержит норм, определяющих дефиницию «киберпреступность», вместе с тем законодательство различных стран, касающееся противодействия киберпреступности, имеет и уникальные особенности, но в них содержатся и стандартные нормы, которые присутствуют в уголовных законах практически всех стран [3; 4; 5]. К ним можно отнести:

— компьютерное хищение и компьютерное мошенничество;

— неправомерный доступ к компьютерной информации;

— вымогательство с использованием компьютерных технологий;

— кибертерроризм.

Уголовный кодекс Российской Федерации (далее — УК РФ)13 включает в себя ряд следующих норм, направленных на предупреждение преступлений в сфере компьютерной информации:

12 Там же.

13 Уголовный кодекс Российской Федерации : Федер. закон от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ : принят Гос. Думой 24 мая 1996 г. : одобр. Советом Федерации 5 июня 1996 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. № 25. Ст. 2954.

— ст. 159.6 УК РФ (мошенничество в сфере компьютерной информации), где состав данного преступления носит материальный характер;

— ст. 272 УК РФ (неправомерный доступ к компьютерной информации);

— ст. 273 УК РФ (создание, использование и распространение вредоносных компьютерных программ);

— ст. 274 УК РФ (нарушение правил эксплуатации средств хранения, обработки или передачи компьютерной информации и информационно-телекоммуникационных сетей);

— ст. 274.1 УК РФ (неправомерное воздействие на критическую информационную инфраструктуру Российской Федерации);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— ст. 274.2 УК РФ (нарушение правил централизованного управления техническими средствами противодействия угрозам устойчивости, безопасности и целостности функционирования на территории Российской Федерации информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сети связи общего пользования).

Указанные составы преступления относятся к разным родовым объектам. Так, ст. 159.6 УК РФ относится к преступлениям против собственности (гл. 21 УК РФ), а ст. 272-274.2 УК РФ -к гл. 28 УК РФ «Преступления в сфере компьютерной информации», в которой, помимо основных признаков преступления, определяется причинно-следственная связь между деянием и наступившими последствиями. Также согласно диспозиции ст. 274.2 УК РФ предусмотрено не только уголовное наказание за киберпреступления, но и составы административного правонарушения, при этом в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ), в отличие от УК РФ, субъектами правонарушения могут быть и юридические лица:

— ст. 13.12.1 КоАП РФ (нарушение требований в области обеспечения безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации);

— ст. 13.13 КоАП РФ (незаконная деятельность в области защиты информации);

— ст. 13.15 КоАП РФ (злоупотребление свободой массовой информации).

Как видно из приведенных норм Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», УК РФ, КоАП РФ, речь идет о правонарушениях и преступлениях в сфере компьютерной информации, совершенных в материальном мире, а не в ки-берпространстве, что не позволяет правоприменителям эффективно бороться с киберпре-ступностью, в том числе за счет проблем с их доказыванием и квалификацией.

Несмотря на то что Концепция стратегии кибербезопасности так и не была принята, в последнее время продолжились попытки на различных уровнях по легализации ки-берпонятий. Так, Правительством Российской Федерации утверждена «Стратегия повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры до 2030 года», в которой вопросам управления киберрисками отводится исключительно важное значение. Также для достижения приоритетов и целей социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности государства разрабатываются государственные программы14. Так, государственная программа Российской Федерации «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности»15 фундаментально реализует возможности органов внутренних дел по снижению угроз, исходящих от киберпреступности.

По нашему мнению, дефиниции, рекомендуемые модельным законом «О противодействии киберпреступности», необходимо легализовать в российскую правовую систему путем их включения в Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»16, что значительно упростит правоприменительную практику в сфере противодействия киберпре-ступности.

Как уже отмечалось, во многих странах наработана позитивная практика противодействия киберпреступности. Министерством иностранных дел Российской Федерации и заинтересованными федеральными органами исполнительной власти ведется работа по разработке Конвенции Организации Объединенных Наций (ООН) о противодействии использованию информационно-коммуникационных технологий в преступных целях.

Интересным представляется опыт Китая по применению нового вида альтернативного наказания, называемого «массовые неудобства», за которое следует на определенный срок социальная изоляция в стране — блокируются мобильные платежи, виновное лицо может использовать только наличные деньги. Та-

14 О стратегическом планировании в Российской Федерации : Федер. закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ : принят Гос. Думой 20 июня 2014 г. : одобр. Советом Федерации 25 июня 2014 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 26 (ч. 1). Ст. 3378.

15 Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности» : постановление Правительства Рос. Федерации от 15 апр. 2014 № 345 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 18 (ч. 4). Ст. 2188.

16 Об информации, информационных технологиях и о защите информации : Федер. закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ : принят Гос. Думой 8 июля 2006 г. : одобр. Советом Федерации 14 июля 2006 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2006. № 31 (ч. 1). Ст. 3448.

64

кое наказание введено в рамках борьбы с организованными преступными формированиями и имеет значимый профилактический эффект17.

Другим значимым направлением для проведения противодействия киберпреступно-сти на территории государств — участников СНГ является коррупция, которая детерминирует целый комплекс киберугроз для социума, где под ее воздействием легальная экономика криминализуется, а криминальная — легализуется (стремится приобрести внешность легальной экономики). Показательным примером этого направления является преступление, имеющее высокий общественный резонанс, совершенное сотрудниками Бюро специальных технических мероприятий МВД России Георгием Сатюковым и Дмитрием Соколовым (находятся в розыске), которые с марта 2019 г. по октябрь 2021 г. получили в виде взяток пять млрд рублей). По данным следствия они, имея навыки борьбы с преступлениями в сфере компьютерных технологий, владея методами и технологиями цифрового анализа, восстановления данных и проведения следствия, использовали свое служебное положение для получения многочисленных взяток. Откаты от преступной деятельности взяткодателей получали в крипто-валюте (биткоинах и эфириумах).

Взяткодателем по данному уголовному делу проходит системный администратор биржи Wex (сооснователь криптобирж ВТС-е и Wex) Алексей Билюченко, который мошенническим способом исключил доступ к криптовалюте основных собственников и пользователей биржи, после чего присвоил себе активы более чем на три млрд рублей.

Показательность криминальных событий уголовного расследования определяет необходимость совершенствования направлений контрольной деятельности за противодействием киберпреступности с участием сотрудников правоохранительных органов, которая в настоящее время не отвечает предъявляемым требованиям [6].

Комплекс профилактических мероприятий по противодействию коррупции и киберпре-

17 Китай придумал альтернативу штрафам и тюрьме. И это «социальная смерть». URL: llttps://360.m/tekst/obschestто/sotsialnaja-smert/?ysclid=m17rcjtbmp778267452 (дата обращения: 13.11.2020).

Список литературы:

1. Барышев Р. А. Киберпространство и проблема отчуждения : дис. ... канд. филос. наук. Красноярск, 2009. 131 с.

2. Вылков Р. И. Киберпространство как социокультурный феномен, продукт технологиче-

ступности должен быть многофакторным, в том числе охватывать значимые аспекты социально-экономического характера: поощрение государством инвестиций в кибербезопасность и технологии защиты данных; разработка программ страхования от киберрисков и создание киберстраховых продуктов и услуг; внедрение онлайн систем мониторинга, прогнозирования и реагирования на кибератаки; поощрение доносов и защиты свидетелей и др.

Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы и предложения:

1. Киберпреступность представляет серьезную угрозу для безопасности как государства, так и частных лиц, поэтому необходимы эффективные меры противодействия и согласованное использование различных инструментов, чтобы обеспечить комплексный подход к проблеме киберпреступности.

2. Критически важно обеспечить сотрудничество между различными уровнями власти, правоохранительными органами, частным сектором и международными партнерами для эффективного противодействия киберпреступно-сти, а также инвестировать в кибербезопасность и повышать уровень осведомленности населения о методах защиты от киберугроз.

4. В целях совершенствования инструментов противодействия киберпреступлениям необходимо легализовать рекомендуемые Модельным законом дефиниции в российскую правовую систему, что позволит значительно ускорить процесс расследования, доказывания и пресечения преступлений в высокотехнологичной сфере.

5. В связи с высокой общественной опасностью преступлений, совершаемых в кибер-пространстве необходимо ввести новые составы преступлений в гл. 34 УК РФ «Преступления против мира и безопасности человечества».

6. Глава 14 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации нуждается в дополнении ст. 115.2, а именно: в случаях, не терпящих отлагательства (при наличии оснований полагать, что банковские счета, электронные денежные средства, авансовые платежи и др. использовались в преступной деятельности), дознавателю, следователю предоставляется право с разрешения прокурора принимать решение о приостановлении операций с вышеуказанным имуществом на срок не более десяти суток в целях последующего наложения ареста.

References:

1.

2.

Baryshev R. A. Kiberprostranstvo i problema otchuzhdeniya : dis. ... kand. filos. nauk. Krasnoyarsk, 2009. 131 s.

Vylkov R. I. Kiberprostranstvo kak sociokul'turnyj fenomen, produkt tekhnolog-

ского творчества и проективная идея: дис. ... канд. филос. наук. Екатеринбург, 2009. 151 с.

3. Клевцов К. К Международное сотрудничество в борьбе с киберпреступно-стью в контексте противодействия новым вызовам и угрозам // Вестник Санкт-Петербургского университета. Право. 2022. Т. 13. № 3. С. 678—695.

4. Кобец П. Н. Правовые основы предупреждения киберпреступлений: отечественный и зарубежный опыт // Научный вестник Омской академии МВД России. 2022. № 2 (85). С. 101—105.

5. Ковалева Н. Н, Анисимова А. С., Шахнов-ская И. В. и др. Цифровая грамотность населения как средство обеспечения информационной безопасности в Республике Беларусь и Российской Федерации // Вестник Полоцкого государственного университета. 2023. Сер.: D. Экономические и юридические науки. № 1. С. 118—124.

6. Никульченкова Е. В. О необходимости введения дефиниции «киберпреступление» в уголовный закон Российской Федерации // Вестник Омского университета. Сер.: Право. 2022. Т. 19. № 3. С. 98—107.

7. Простосердов М. А. Легализация денежных средств в киберпространстве // Российское правосудие. 2014. № 9 (101). С. 75—80.

8. Смирнов А. А. Сеть Интернет в механизме криминологической детерминации // Библиотека криминалиста. 2013. № 5 (10). С. 161—173.

9. Хуторной С. Н. Киберпространство и становление сетевого общества : дис. ... канд. филос. наук. Воронеж, 2013. 166 с.

10. Швыряев П. С. Киберпреступность в России: новый вызов для общества и государства // Государственное управление. Электронный вестник. 2021. № 89. С. 184—196.

icheskogo tvorchestva i proektivnaya ideya: dis. ... kand. filos. nauk. Ekaterinburg, 2009. 151 s.

3. Klevtsov K.. K. International cooperation in the fight against cyberpression in the context of response to new challenges and threats // Bulletin of St. Petersburg University. Right. 2022. T. 13. № 3. P. 678-695.

4. Kobets P. N. Legal basis for cybercrime prevention: domestic and foreign experience // Scientific Bulletin of the Omsk Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2022. № 2 (85). P. 101-105.

5. Kovaleva N. N, Anisimova A. S, Shakhnovs-kaya I. V. i dr. Digital literacy of the population as a means of information security in the republic of Belarus and the Russian Federation // Bulletin of the Polotsk State University. 2023. Ser.: D. Economic and Legal sciences. № 1. P. 118-124.

6. Nikulchenkova E. V. On the need to introduce the definition of "cybercrime" into the criminal law of the Russian Federation // Bulletin of Omsk University. Ser.: Pravo. 2022. T. 19. № 3. P. 98-107.

7. Prostoserdov M. A. Money laundering in cyberspace // Russian justice. 2014. № 9 (101). P. 75-80.

8. Smirnov A. A. The Internet in the mechanism of criminological determination // The criminolo-gist's library. Scientific journal. 2013. № 5 (10). P. 161-173.

9. Hutornoj S. N. Kiberprostranstvo i stanovlenie setevogo obshchestva : dis. ... kand. filos. nauk. Voronezh, 2013. 166 s.

10. Shvyriaev P. S. Cybercrime in Russia as a new challenge for society and state // Public administration. Electronic bulletin. 2021. № 89. P. 184-196.

Для цитирования:

For citation:

Наумов Юрий Геннадьевич, Самолысов Павел Валерьевич, Тришкина Екатерина Алексеевна. Правовые и экономические инструменты противодействия киберпреступности в Российской Федерации // Труды Академии управления МВД России. 2024. № 3 (71). С. 58—65.

Naumov Yurij Gennad'evich, Samolysov Pavel Valer'evich, Trishkina Ekaterina Alekseevna. Legal and Economic Instruments for Countering Cybercrime in the Russian Federation // Proceedings of Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia. 2024. № 3 (71). P. 58-65.

65

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.