Научная статья на тему 'ПРАВОВЫЕ ГАРАНТИИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРИДНЕСТРОВСКОЙ МОЛДАВСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ'

ПРАВОВЫЕ ГАРАНТИИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРИДНЕСТРОВСКОЙ МОЛДАВСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
160
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВЫЕ ГАРАНТИИ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПРАВОВЫХ ГАРАНТИЙ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПРИДНЕСТРОВСКАЯ МОЛДАВСКАЯ РЕСПУБЛИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Черкасская Н.В., Клюева С.Г.

В работе представлен анализ инвестиционного законодательства Приднестровской Молдавской Республики, отражающего особенности закрепления правовых гарантий инвестиционной деятельности национальных и иностранных инвесторов. Представлена авторская систематизация правовых гарантий осуществления инвестиционной деятельности, которая положена в основу формирования соответствующего законодательства Донецкой Народной Республики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Черкасская Н.В., Клюева С.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL GUARANTEES OF INVESTMENT ACTIVITY IN THE PRIDNESTROVIAN MOLDAVIAN REPUBLIC

The paper presents an analysis of the investment legislation of the Pridnestrovian Moldavian Republic, reflecting the peculiarities of securing legal guarantees for the investment activities of national and foreign investors. The authors’ systematization of the legal guarantees of investment activity, which is the basis for the formation of the relevant legislation of the Donetsk People’s Republic, is presented.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВЫЕ ГАРАНТИИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРИДНЕСТРОВСКОЙ МОЛДАВСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ»

УДК 346.5(478)

Н.В. ЧЕРКАССКАЯ, канд. юрид. наук, доцент, ученый секретарь института, e-mail: cherkasskaya2000@gmail.com, С.Г. КЛЮЕВА, ведущий экономист отдела экономико-правовых исследований, e-mail: iepd@yandex.ru

ГУ «Институт экономических исследований», г. Донецк, ДНР

ПРАВОВЫЕ ГАРАНТИИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРИДНЕСТРОВСКОЙ МОЛДАВСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

В работе представлен анализ инвестиционного законодательства Приднестровской Молдавской Республики, отражающего особенности закрепления правовых гарантий инвестиционной деятельности национальных и иностранных инвесторов. Представлена авторская систематизация правовых гарантий осуществления инвестиционной деятельности, которая положена в основу формирования соответствующего законодательства Донецкой Народной Республики.

Ключевые слова: правовые гарантии, инвестиционная деятельность, систематизация правовых гарантий осуществления инвестиционной деятельности, Приднестровская Молдавская Республика.

Cherkasskaya N.V., Klyueva S.G.

Legal guarantees of investment activity in the Pridnestrovian Moldavian Republic.

The paper presents an analysis of the investment legislation of the Pridnestrovian Moldavian Republic, reflecting the peculiarities of securing legal guarantees for the investment activities of national and foreign investors. The authors' systematization of the legal guarantees of investment activity, which is the basis for the formation of the

relevant legislation of the Donetsk People's Republic, is presented.

Keywords: legal guarantees, investment activity, systematization of investment activity legal guarantees, Pridnestrovian Moldavian Republic.

Инвестиционная привлекательность государства зависит от многих факторов, одним из которых является совершенство законодательства, регулирующего вопросы государственной поддержки инвестиционной деятельности, которые имеют различные формы и средства, а также установления государственных гарантий национальным (отечественным) и иностранным инвесторам.

Анализ зарубежного опыта в рассматриваемом вопросе представляет практический интерес для формирования инвестиционного законодательства Донецкой Народной Республики.

Разработка законодательства Донецкой Народной Республики в сфере экономики, в т.ч. регулирующего инвестиционную деятельность, является одним из приоритетных направлений законотворческой деятельности Народного Совета Донецкой Народной Республики. При этом соответствующее законодательство находится на стадии проектного обсуждения (законопроекты № 815-КД

© Н.В. Черкасская, С.Г. Клюева, 2021

«Об инвестиционной деятельности» и № 822-Д «Об инвестиционной деятельности») и требует значительной доработки, что было констатировано на парламентских слушаниях, состоявшихся 31 марта 2020 г. проведённых Народным Советом Донецкой Народной Республики на тему: «О концепции проекта закона «Об инвестиционной деятельности в Донецкой Народной Республике» [1], [2]. В связи с чем целесообразно проанализировать опыт Приднестровской Молдавской Республики (далее - ПМР), которой в 2020 г исполняется 30 лет фактического существования, при этом являясь юридически непризнанным государством, как и Донецкая Народная Республика. Значимость опыта правого регулирования инвестиционной деятельности именно ПМР также обусловлена неоднократным преодолением экономической блокады со стороны граничащих государств (Республика Молдова, Украина).

Правовые вопросы обеспечения привлечения инвестиций в экономику государств рассматривали многие ученые, а именно: А.А. Горягин [3],

A.М. Паланкоев [4], А.П. Павлов[5], Т.А. Серебрякова [6] и др. Особенности осуществления и стимулирования инвестиционной деятельности в Приднестровской Молдавской Республики исследовали: Л.М. Сафронова [7],

B.Л. Палий [8], Е.И. Человская [9] и др. Однако анализ законодательства Приднестровской Молдавской Республики с целью возможной имплементации его норм в законодательство Донецкой Народной Республики в рамках рассматриваемого вопроса не проводился. Учитывая, что одним из направлений совершенствования перспективного законодательства Донецкой Народной Республики (далее -ДНР) является вопрос формирования правовых гарантий осуществления инве-

стиционной деятельности отечественных и зарубежных инвесторов.

Целью работы является выявление правовых гарантий в сфере инвестиционной деятельности ПМР, которые могут быть учтены в законотворческой деятельности Народного Совета Донецкой Народной Республики.

Как отмечает Сафонова Л.М., одной из особенностей привлечения иностранных инвестиций в экономику Приднестровья является то, что законодательная база, сформированная в ПМР, создает режим максимального благоприятствования для иностранных инвесторов (налоговые льготы, ускоренная амортизация, таможенные льготы, а также специальные преференции для иностранных инвесторов), что повышает инвестиционную привлекательность Приднестровья [7, с. 19]. Кроме этого, законодательство является наиболее адаптированным к российскому законодательству в части стимулирования инвесторов к осуществлению инвестиционной деятельности в направлениях, наиболее важных для удовлетворения общественных потребностей ПМР, что следует из содержания ст. 11 Закона ПМР «Об инвестиционной деятельности» [10]. При этом, согласно ч. 1 ст. 9 Закона ПМР «О государственной поддержке инвестиционной деятельности» [11], целью государственной поддержки инвестиций является увеличение производственных возможностей экономики ПМР посредством создания на территории ПМР новых производств, создания дополнительных рабочих мест, повышения квалификации кадров, что также достигается за счет закрепления правовых гарантий осуществления указанной деятельности.

Анализ инвестиционного законодательства ПМР позволил провести систематизацию правовых гарантий осуществления инвестиционной деятельности в

зависимости от сферы обеспечения прав инвесторов на следующие виды:

а)гарантии стабильности условий осуществления инвестиционной деятельности, которые заключаются в:

сохранении условий действия договоров, заключенных между объектами инвестиционной деятельности на весь срок действия этих договоров (в т.ч. и в тех случаях, когда после их заключения законодательством установлены условия, ухудшающие положение субъектов или ограничивающие их права, за исключением случаев, когда изменения в договоры вносятся по соглашению сторон (ст. 18 Закона ПМР «Об инвестиционной деятельности», ч. 3 ст. 5 Закона ПМР «О государственной поддержке инвестиционной деятельности»[12]);

невмешательстве в деятельность субъектов инвестиционной деятельности, кроме случаев, когда такое вмешательство допускается действующим законодательством и осуществляется в пределах компетенции этих органов и должностных лиц (ст. 18 Закона ПМР «Об инвестиционной деятельности»);

установлении запрета на ограничение прав инвесторов при выборе объектов для инвестирования, за исключением случаев, предусмотренных законодательством (ст. 18 Закона ПМР «Об инвестиционной деятельности»);

обеспечении свободного доступа к информации относительно условий осуществления инновационной деятельности, ее распространения в соответствии с действующим законодательством ПМР (п. «в» ч. 1 ст. 7 Закона ПМР «О государственной поддержке инновационных видов деятельности»);

поддержке международного сотрудничества в области инноваций (п. «г» ч. 1 ст. 7 Закона ПМР «О государственной поддержке инновационных видов деятельности»);

установлении запрета на применение дискриминационных мер, препятствующих иностранному инвестированию, использованию и ликвидации его объектов, а также вывозу вложенного капитала (в виде собственных, заемных и иных средств) и капитала, полученного в результате инвестирования (доходов, продукции, работ, услуг) (ч. 3 ст. 1 Закона ПМР «Об иностранных инвестициях на территории Приднестровской Молдавской Республики» [13]);

б) гарантии стабильности при изменении законодательства, а именно:

возможность применения инвесторами законодательства действующего на день осуществления инвестиций в течение 5 лет со дня вступления в силу новых законодательных актов изменяющих правовой режим инвестиций, условия деятельности инвесторов; (ст. 18 Закона ПМР «Об инвестиционной деятельности»). А для субъектов инновационной деятельности соответствующее право сохраняется в течение двух лет со дня вступления в силу новых законодательных актов (ч. 2 ст. 7 Закона ПМР «О государственной поддержке инновационных видов деятельности»);

недопущение ухудшения условий ведения предпринимательской деятельности юридическим лицам ПМР, реализующим инвестиционные приоритетные проекты, действовавших на дату заключения инвестиционного договора, вплоть до истечения срока реализации инвестиционного договора (ч. 1 ст. 16 Закона ПМР «О государственной поддержке инвестиционной деятельности»).

Для иностранных инвесторов, осуществляющих деятельность на территории ПМР дополнительно установлены гарантии стабильности законодательств (ч. 2 ст. 1 Закона ПМР «Об иностранных инвестициях на территории Придне-

стровской Молдавской Республики»), заключающиеся в:

невозможности изменения законодательства в сфере иностранных инвестиций кроме как внесения изменений или дополнений в специальный закон «Об иностранных инвестициях на территории Приднестровской Молдавской Республики» (ч. 2 ст. 1 Закона ПМР «Об иностранных инвестициях на территории Приднестровской Молдавской Республики»);

неприменении законодательных актов в части, касающейся иностранных инвестиций, противоречащих настоящему Закону ПМР «Об иностранных инвестициях на территории Приднестровской Молдавской Республики»;

в) гарантии правовой защиты деятельности инвесторов на территории ПМР, к ним следует отнести:

предоставление полной и безусловной защиты прав и интересов, которая обеспечивается Конституцией ПМР, Законами и иными нормативными правовыми актами ПМР, а также международными договорами, ратифицированными ПМР (ч. 1 ст. 5 Закона ПМР «О государственной поддержке инвестиционной деятельности»;

защита инвестиций независимо от форм собственности (ч. 1 ст. 19 Закона ПМР «Об инвестиционной деятельности»;

установление запрета на безвозмездную национализацию, реквизицию инвестиций (ч. 2 ст. 19 Закона ПМР «Об инвестиционной деятельности», ч. 1 ст. 8 Закона ПМР «О государственной поддержке инвестиционной деятельности»); Для иностранных инвестиций дополнительно к вышеназванным устанавливается запрет на конфискацию и иных аналогичных мер принудительного изъятия, кроме как по закону или на основании закона и только в обстоятельствах, не

терпящих отлагательства, либо в случаях угрозы для экономической и национальной безопасности государства, с предоставлением справедливой компенсации (ч. 2 ст. 32 Закона ПМР «Об иностранных инвестициях на территории Приднестровской Молдавской Республики»);

возмещение в полном объеме убытков, причиненных субъектам инвестиционной деятельности, в случае принятия государственными или другими органами актов, нарушающих права инвесторов и участников инвестиционной деятельности (ст. 18 Закона ПМР «Об инвестиционной деятельности»);

возмещение вреда, причиненного инвестору в результате издания государственными органами актов, не соответствующих законам Приднестровской Молдавской Республики, а также в результате незаконных действий (бездействия) должностных лиц этих органов, в соответствии с гражданским законодательством Приднестровской Молдавской Республики (ч. 2 ст. 5 Закона ПМР «О государственной поддержке инвестиционной деятельности»);

возмещение в полном объеме убытков, причиненных инвестору в связи с прекращением инвестиционной деятельности в результате применения к нему мер, ущемляющих права инвесторов в порядке, определенном законодательством (ч. 2 ст. 19 Закона ПМР «Об инвестиционной деятельности»);

возмещение убытков инвестору, реализующего инвестиционные приоритетные проекты в безусловном порядке за счет средств республиканского бюджета в течение восемнадцати месяцев с момента приобретения Приднестровской Молдавской Республикой права собственности на национализированное имущество (ч. 2 ст. 8 Закона ПМР «О государственной поддержке инвестиционной деятельности»);

возмещение ущерба (включая упущенную выгоду) предприятию с иностранными инвестициями за счет средств органа государственной власти и управления или за счёт средств государственного бюджета причинённого в результате разглашения сведений составляющих коммерческую тайну, налоговыми и иными органами государственной власти и управления, полученные ими при проведении проверки (ч. 2 ст. 24 Закона ПМР «Об иностранных инвестициях на территории Приднестровской Молдавской Республики»);

возмещение убытков предприятию с иностранными инвестициями за счет средств органа государственной власти и управления (или за счёт средств государственного бюджета) в результате приостановления деятельности предприятия с иностранными инвестициями по инициативе органа государственной власти и управления с целью осуществления проверки при отсутствии нарушений требований законодательства ПМР (ст. 24, 33 Закона ПМР «Об иностранных инвестициях на территории Приднестровской Молдавской Республики»);

выплата (компенсация) рыночной стоимости имущества инвестору, реализующего инвестиционные приоритетные проекты, в порядке и на условиях, установленных законом за счет средств республиканского бюджета, реквизированного в интересах общества по решению государственных органов ПМР в случае стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер (ч. 3 ст. 8 Закона ПМР «О государственной поддержке инвестиционной деятельности»); При этом, согласно ч. 3 ст. 32 Закона ПМР «Об иностранных инвестициях на территории Приднестровской Молдавской Республики», размер выплаты компенсаций иностранных инвести-

ций, должен соответствовать стоимости отчуждаемой инвестиции и выплачивается в течение трех месяцев с момента применения соответствующей меры изъятия, включая начисления на указанную выше сумму установленных процентов (по ставке рефинансирования ПРБ) на срок до даты выплаты. Кроме этого, гарантируется свобода перевода за границу суммы такой компенсации;

возврат по требованию собственника (инвестора, реализующего инвестиционные приоритетные проекты) сохранившегося имущества, при прекращении действия обстоятельств, в связи с которыми произведена его реквизиция при условии возврата полученной им сумму компенсации с учетом потерь от снижения стоимости имущества (абз. 4 ч. 3 ст. 9 Закона ПМР «О государственной поддержке инвестиционной деятельности»);

невозможность лишения права пользования земельным участком, переданным для осуществления деятельности в рамках инновационного проекта, до истечения срока государственной поддержки реализации инновационного проекта, кроме установленных законодательством случаев (ч. 2 ст. 13 Закона ПМР «О государственной поддержке инновационных видов деятельности»).

г) гарантии обеспечения равноправного режима инвестиционной деятельности отечественным и иностранным инвесторам, исключающий применение мер дискриминационного характера, которые могли бы воспрепятствовать управлению инвестициями, их использованию и ликвидации, а также предусматриваются условия и порядок вывоза вложенных ценностей и результатов инвестиций (ч. 1 ст. 19 Закона ПМР «Об инвестиционной деятельности»);

д) гарантии прав инвестора использования доходов, полученных от своей инвестиционной деятельности:

закрепляется право инвестора использовать доходы, полученные от своей инвестиционной деятельности по своему усмотрению, после уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджеты различных уровней и в государственные внебюджетные фонды в соответствии с действующим законодательством ПМР в любых целях, не запрещенных действующим законодательством (п. «а» ч. 1 ст. 6 Закона ПМР «О государственной поддержке инвестиционной деятельности»);

закрепляется право иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями после уплаты налогов, пошлин и сборов использовать в ПМР средств на: текущую деятельность; реинвестирование, включая приобретение предприятий, их долей (паёв), акций и других ценных бумаг; приобретение иностранной валюты на внутреннем организованном валютном рынке (ст. 34 Закона ПМР «Об иностранных инвестициях на территории Приднестровской Молдавской Республики»);

гарантируется право иностранным инвесторам перевода за границу денежных средств в иностранной валюте, полученных в том числе в результате инвестирования после уплаты предусмотренных законодательством ПМР налогов, сборов и пошлин, а также иных обязательных платежей: а) доходов в виде дивидендов (доли прибыли), процентов, платежей за техническую помощь и техническое обслуживание, лицензионных, комиссионных и других аналогичных вознаграждений (платежей); б) сумм, выплаченных инвесторам на основании их денежных требований, а также иных требований, имеющих экономическую ценность; в) сумм, полученных инвесторами

в связи с ликвидацией предприятий, продажей, изъятием их инвестиций и объектов инвестирования (ч. 1 ст. 35 Закона ПМР «Об иностранных инвестициях на территории Приднестровской Молдавской Республики»);

закрепляется право иностранных инвесторов вывоза за границу своих денежных средства в виде продукции, приобретённой на организованном внутреннем рынке (ч. 2 ст. 35 Закона ПМР «Об иностранных инвестициях на территории Приднестровской Молдавской Республики»);

гарантируется перевод за границу полученных доходов от реализации доли, принадлежащей иностранному инвестору при его выходе из состава учредителей совместного предприятия, а также при ликвидации предприятия с иностранными инвестициями в сроки, установленные в банковской системе для подобного рода операций (ч. 3 ст. 35 Закона ПМР «Об иностранных инвестициях на территории Приднестровской Молдавской Республики»);

гарантируется перевод за границу неизрасходованной заработной платы и других доходов в иностранной валюте, полученных иностранным работникам после уплаты подоходного налога ими в результате трудовой деятельности (ч. 4 ст. 35 Закона ПМР «Об иностранных инвестициях на территории Приднестровской Молдавской Республики»);

е) амортизационные гарантии закрепляют право пользования повышенными амортизационными нормами в течение срока государственной поддержки реализации инновационного проекта, но не более чем на три года (ст. 14 Закон ПМР «О государственной поддержке инновационных видов деятельности»);

ж) гарантии гласности деятельности государственных органов в отношении инвесторов и обеспечение доступа инве-

сторов к информации, связанной с осуществлением инвестиционной деятельности (ст. 7 Закона ПМР «О государственной поддержке инвестиционной деятельности»), касающиеся:

открытости и доступности нормативных правовых актов, затрагивающих интересы инвесторов;

предоставления открытой и доступной информации органами государственной власти и их должностными лицами по запросам инвесторов;

доступа информация об условиях инвестиционного договора, его сторонах, и ходе исполнения условий договора;

Следует обратить внимание, что в ПМР дополнительно предоставляются специальные государственные гарантии и преференции при осуществлении инвестиционной деятельности в приоритетных сферах экономики, что устанавливается Законом ПМР «О государственной поддержке инвестиционной деятельности». Виды таких инвестиционных преференций закреплены ст. 11 Закона ПМР «О государственной поддержке инвестиционной деятельности», к которым относятся: а) льготы по налогам, сборам и иным обязательным платежам; б) инвестиционная субсидия; в) государственные натурные гранты (к которым относится имущество, являющееся собственностью ПМР, передаваемое во временное безвозмездное пользование с последующей безвозмездной передачей в собственность, либо земельные участки, предоставляемые на праве аренды, краткосрочного, долгосрочного землепользования для реализации инвестиционного приоритетного проекта, в соответствии с ч. 1 ст. 15 Закона ПМР «О государственной поддержке инвестиционной деятельности»). Однако соответствующий перечень не является исчерпывающим и может быть расширен таким видом, как освобождение от обязательной продажи

валютной выручки на срок действия инвестиционного договора юридических лиц ПМР, реализующих инвестиционные приоритетные проекты, что следует из ч. 2 ст. 6 Закона ПМР «О государственной поддержке инвестиционной деятельности» и не учтен в вышеназванной норме.

Таким образом, в результате анализа инвестиционного законодательства установлено, что правовые гарантии инвестиционной деятельности в ПМР представлены следующими видам: а) гарантии стабильности условий осуществления инвестиционной деятельности; б) гарантии стабильности при изменении законодательства; в) гарантии правовой защиты деятельности инвесторов на территории ПМР; г) гарантии обеспечения равноправного режима инвестиционной деятельности отечественным и иностранным инвесторам; д) гарантии прав инвестора использования доходов, полученных от своей инвестиционной деятельности; е) амортизационные гарантии; ж) гарантии гласности деятельности государственных органов в отношении инвесторов и обеспечение доступа инвесторов к информации, связанной с осуществлением инвестиционной деятельности.

Опыт ПМР законодательного определения правовых гарантий инвестиционной деятельности может быть использован при разработке законодательства Донецкой Народной Республики или для доработки законопроектов № 815-КД «Об инвестиционной деятельности» и № 822-Д «Об инвестиционной деятельности».

Список использованной литературы

1. Рекомендации парламентских слушаний на тему «О концепции проекта закона «Об инвестиционной деятельности в Донецкой Народной Республике»

[Электронный ресурс] / Официальный сайт Народного Совета Донецкой Народной Республики. - URL: https:// dnrsovet.su/rekomendatsii-parlamentskih-slushanij-na-temu-o-kontseptsii-proekta-zakona-ob-investitsionnoj-deyatelnosti-v-donetskoj -narodnoj -respublike/

2. В парламенте обсудили концепцию законопроекта «Об инвестиционной деятельности в Донецкой Народной Республике» [Электронный ресурс] / Официальный сайт Народного Совета Донецкой Народной Республики. - URL: https://dnrsovet.su/v-parlamente-obsudili-kontseptsiyu-zakonoproekta-ob-investit sionnoj -deyatelnosti-v-donetskoj -narodnoj -respublike/

3. Горягин, А.А. Административно-правовое регулирование инвестиционной деятельности в Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.14 / Горягин Александр Анатольевич; Моск. акад. МВД РФ. - М., 2001. -23 с.

4. Паланкоев, А.М. Государственное управление инвестиционным процессом в Российской Федерации: дис. . канд. юрид. наук: 12.00.14 / Паланкоев Ахмет Магометович; Моск. гуманит.-соц. акад. МО РФ. - М., 2001. - 211 с.

5. Павлов, А.П. Таможенно-правовое регулирование иностранных инвестиций в Российской Федерации: автореф. дис. . канд. юрид. наук: 12.00.14 / Павлов Анатолий Петрович. -Тюмень, 2008. - 26 с.

6. Серебрякова, Т.А. Регулирование инвестиционной деятельности: Финансово-правовой аспект: автореф. дис. . канд. юрид. наук: 12.00.14 / Серебрякова, Татьяна Александровна; Сарат. гос. акад. права. - Саратов, 2002. - 25 с.

7. Сафронова, Л.М. Особенности привлечения иностранных инвестиций в экономику Приднестровья: дис. ... канд. экон. наук: 08.00.14 / Сафонова Людмила

Михайловна; Санкт-Петербург. гос. ун-т. - СПб., 2011. - 24 с.

8. Палий, В.Л. Туристско-рекре-ационный потенциал Приднестровья и перспективы его использования / В.Л. Палий // Вестник Санкт-Петербургского университета. - 2016. -Вып. 2. - Сер. 7. - С. 98-106.

9. Человская, Е.И. Коммерческие банки как важнейшее звено кредитной системы Приднестровской Молдавской Республики / Е.И. Человская // Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. - 2018. - № 1 (97). - С. 107-114.

10. Об инвестиционной деятельности: Закон Приднестровской Молдавской Республики от 17 января 1995 г. (текущая редакция по состоянию на 8 августа 2009 г.) [Электронный ресурс] / Официальный сайт Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики. -URL: http://www.vspmr.org/legislation/ laws/zakonodateljni e-akti -pridnestrovskoy-moldavskoy-respubliki-v-sfere-promish lennosti-torgovli-privatizatsii-stroiteljstva-transporta-energetiki-i-svyazi/zakon-pridnestrovskoy-moldavskoy-respubliki-ob-investitsionnoy-deyateljnosti.html

11. О государственной поддержке инвестиционной деятельности: Закон Приднестровской Молдавской Республики от 25 апреля 2018 г. [Электронный ресурс] / Официальный сайт Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики. - URL: http://www.vspmr. org/l egisl ati on/l aws/zakonodateljni e-akti -pridnestrovskoy-moldavskoy-respubliki-v-sfere-promishlennosti-torgovli-privatizatsii-stroiteljstva-transporta-energetiki-i-svyazi/zakon-pridnestrovskoy-moldavskoy-respubliki-o-gosudarstvennoy-podderjke-investitsionnoy-deyateljnosti-.html

12. О государственной поддержке инновационных видов деятельности: Закон Приднестровской Молдавской Рес-

публики (текущая редакция на 28.12.19 г.) [Электронный ресурс] / Официальный сайт Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики. -URL: http://www.vspmr.org/legislation/ laws/zakonodateljni e-akti -pridnestrovskoy-moldavskoy-respubliki-v-sfere-promish lennosti-torgovli-privatizatsii-stroiteljstva-transporta-energetiki-i-svyazi/zakon-prid-nestrovskoy-moldavskoy-respubliki-o-gosudarstvennoy-podderjke-innovatsionnih-vidov-deyateljnosti .html

13. Об иностранных инвестициях на территории Приднестровской Молдав-

ской Республики: Закон Приднестровской Молдавской Республики (текущая редакция на 8 апреля 2013 г.) [Электронный ресурс] / Официальный сайт Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики. - URL: http:// www.vspmr.org/legislation/laws/zakonodate ljnie-akti-pridnestrovskoy-moldavskoy-res publiki-v-sfere-promishlennosti-torgovli-privatizatsii-stroiteljstva-transporta-ener getiki-i-svyazi/zakon-pridnestrovskoy-mol davskoy-respubliki-ob-inostrannih-investit siyah-na-territorii-pridnestrovskoy-moldavs koy-respubliki.html

N.V. CHERKASSKAYA, Candidate of Juridical Sciences, Associate Professor, Scientific Secretary of the Institute,

e-mail:cherkasskaya2000@gmail.com, S.G. KLYUEVA, Leading Economist of the Department of economic and legal research, e-mail: iepd@yandex.ru

State Institution "Economic Research Institute", Donetsk, DPR

Статья поступила в редакцию 26.05.20

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.