УДК 332.1
Гудима Кристина Николаевна
аспирантка кафедры уголовного права и криминологии, Кубанского государственного университета, преподаватель кафедры уголовного права, процесса и криминалистики,
Тираспольский юридический институт
МВД Приднестровской Молдавской Республики имени М. И. Кутузова
kinaimasik80@mail.ru
Kristina N. Gudima
postgraduate Student, Department of Criminal Law and Criminology, Kuban State University, Lecturer, Department of Criminal Law, Process and Criminalistics, Tiraspol Law Institute, Ministry Interior of Transdniestria named after M.I. Kutuzov kinaimasik80@mail.ru
ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА НАКАЗАНИЯ В ПРИДНЕСТРОВСКОЙ МОЛДАВСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ, ПУТИ ЕГО ОПТИМИЗАЦИИ
FORMATION AND DEVELOPMENT OF INSTITUTE OF PUNISHMENT IN TRANSDNIESTRIA, WAYS OF ITS OPTIMIZATION
Аннотация. В статье проводиться историческо-правовой анализ формирования, развития и модернизации института уголовного наказания в Приднестровской Молдавской Республики, а также предложены авторские рекомендации по совершенствованию и оптимизации основных элементов действующей системы уголовного наказания.
Ключевые слова: институт наказания, история развития, структура уголовного наказания, оптимизация системы наказаний.
Annotation. The article provides a historical and legal analysis of formation, development and modernization of institution of criminal punishment in Transdniestria, as well as author's recommendations for improving and optimizing basic elements of current system of criminal punishment.
Keywords: institution of punishment, history of development, structure of criminal punishment, optimization of punishment system.
Развитие института наказания в молдавско-приднестровском уголовном законодательстве осуществлялось поэтапно, c учетом сопутствующих геополитических и экономических преобразований происходивших в 19 веке в стране. Систематизировав исторические преобразования системы наказания, можно выделить три базовых периода:
1) формирований и развитие института наказания, который основывался на многих принципах, положениях советского уголовного
законодательства на всей территории Молдавии, исключая территориальное разделение регионов входивших в МССР (до 1991 г.);
2) дальнейшее развитие института наказания на фундаментальных основах советского уголовного права, с учетом формирования собственной государственности (с 1991 по 2002 гг.);
3) формирования самостоятельного приднестровского института наказания, на базе наиболее оптимальной для региона российской модели уголовного права, также дальнейшая его модернизация, унификация и гармонизация (с 2002 года по настоящее время).
Институт наказания, закрепленный в советском уголовном праве, имел в своей основе классовые принципы уголовной ответственности, поскольку общественная опасность преступного деяния для социалистического строя была определена как основа назначения наказания. Реализация принципа социалистического гуманизма нашла свое воплощение в актах амнистии и помилования. Согласно советской системе уголовного права под наказанием подразумевалась «кара за совершенное преступление», суть данного содержания вошла в основу раскрытия термина «наказание» и стало ядром для последующего его развития[1]. С уверенностью можно сказать, что в советский период окончательно оформились понятие и цели системы наказаний, а также основные принципы ее построения [2].
Как и в других постсоветских государствах в уголовном законодательстве Приднестровской Молдавской Республике (далее - ПМР) наказание представляет собой меру государственного принуждения, и оно может быть назначено только по приговору суда. Наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении общественно-опасного деяния, и заключается в лишении или ограничении прав и свобод данного гражданина.
В соответствии с частью 2 ст. 42 УК ПМР целевая направленность уголовного наказания заключается в следующем [3]:
- восстановление социальной справедливости личности;
- исправление осужденного;
- предупреждение совершения новых общественно-опасных
деяний.
При этом важно отметить, что согласно международных норм и внутринационального законодательства назначенное судом наказание не имеет целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства.
Под восстановлением социальной справедливости понимается защита со стороны государства, как отдельной личности, так и общественности в целом от различного рода преступных посягательств.
Под исправлением осужденного подразумевается переосмысление лицом всей тяжести и пагубности совершенного им деяния, и чтобы в последствие данное лицо соблюдало, уважало нормы поведения и законы общества.
Предупредительная цель наказания заключается в страхе перед неблагоприятными последствиями и неотвратимости наказания за
совершенное деяние [4].
В современных условиях наказание является центральным институтом уголовного права, т.к. наиболее точно и наглядно отражает в своем содержании сущность и значимость уголовной политики государства, а также реализацию многих институтов и подинстиутов уголовного права. При этом важно обратить внимание на то, что наказание является самым эффективным уголовно-правовым средством борьбы с преступностью в государстве, поскольку направлено на пресечение антиобщественной противоправной деятельности лиц.
Следовательно, от грамотности формирования системы наказания, правильности сбалансированности типов преступления от видов наказания зависит уровень преступности в стране и степень правосознания граждан.
Структурно раздел 3 «Наказание» Общей части УК ПМР представлен двумя классическими главами:
- Глава 9 «Понятие и цели наказания, виды наказаний» (ст. 42-58);
- Глава 10 «Назначение наказания» (ст. 59-73).
Порядковая классификация наказаний согласно ст. 43 УК ПМР имеет следующую структуру:
- штраф;
- лишение права занимать определенные должности (в том числе состоять на государственной службе) или заниматься определенной деятельностью;
- лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград;
- обязательные работы;
- исправительные работы;
- ограничение по военной службе;
- конфискация имущества;
- содержание в дисциплинарном воинском подразделении;
- лишение свободы на определенный срок;
- пожизненное лишение свободы;
- смертная казнь.
Уголовным кодексом ПМР 2002г. изначально было предусмотрено 13 видов уголовных наказаний, 5 из которых являлись новыми, то есть они отсутствовали в УК МССР 1961 г. На всем протяжении развития государства в Общую часть УК ПМР 2002г. перечень видов наказаний постоянно видоизменялся, т.е. положения не только добавлялись, но и исключались.
Также необходимо отметить, что в отличие от советского уголовного законодательства в УК ПМР полностью изменился принцип построения системы наказаний - виды наказаний стали располагаться от менее строгого к более строгому, ранее все было наоборот. Это свидетельствует о переходе законотворцев от репрессивных инструментов принуждения к гуманным, справедливым и демократичным [5].
При этом многие отечественные юристы и правоведы сходятся во мнении, что вышеописанная система наказаний в нынешней ситуации
изжила себя и на данный момент времени является неэффективной. В сравнении они приводят модель системы наказаний, построенную в Японии, где применяются более жесткие уголовные наказания. Согласно всемирному рейтингу стран по уровню преступности на 2019 год, индекс преступности в Японии - 15,91%, в России - 41,7%, в Молдове - 45,7%[6].
На наш взгляд, на сегодняшний день в аспекте борьбы с преступностью в ПМР созрела проблема совершенствования системы мер уголовной ответственности. Система наказаний должна быть детерминирована целями уголовной ответственности. Гармоничность системы должна обеспечиваться согласованностью наказаний между собой по объему карательно-воспитательного воздействия на преступника, возможностью плавного перехода от одного вида наказания к другому. Только такое единство позволит достичь цели общей и частной превенции, которая является фундаментальной в деятельности государства по борьбе с преступностью [7].
В целях улучшения содержательной и структурной части действующей системы наказаний в ПМР необходимо предложить возможные пути ее оптимизации:
- персонифицировать и сделать адресным штраф, при назначении данного вида наказания несовершеннолетним осужденным;
- для вида наказания «лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью» необходимо четко сформулировать категорию должностей, которые запрещено занимать (или категорию запрещенной деятельности), а также описать детализацию допустимых правограничений;
- при назначении наказания в виде обязательных работ необходимо учитывать ряд факторов: личность осужденного и (при наличии) основное место работы;
- исключить из перечня видов наказаний ст. 43 УК ПМР «содержание в дисциплинарном воинском подразделении», в силу полного отсутствия на территории ПМР такого типа специализированных подразделений;
- предусмотреть в качестве самостоятельного наказания «исправительные работы» двух видов - исправительные работы в традиционном виде и исправительные работы с ограничением свободы (усиленный вариант исправительных работ);
- в статье 56 УК ПМР «пожизненное лишение свободы» необходимо устранить законодателям гендерный принцип назначения наказания, а также внедрить госпрограмму реабилитации лиц вышедших из мест заключения по условно-досрочному освобождению;
- установить для наказания «смертная казнь» категорию масштабных, особо тяжких преступлений, за совершение которых оно будет реально применимо.
Предложенное авторское совершенствование отдельных элементов системы уголовного наказания обеспечит решение вопросов связанных с назначением и исполнением отдельных видов наказаний, а также повысит эффективность всей системы наказания. При этом модернизированная
модель системы наказаний, по действующему уголовному законодательству ПМР, позволит более эффективно достигать поставленных целей по предупреждению и пресечению преступности в стране и реализации фундаментальных принципов справедливости и гуманизма.
Резюмируя вышеизложенное, можно отметить, что институт наказания - это внутриотраслевая система взаимосвязанных между собой уголовно -правовых субинститутов, предусматривающих предпосылки, основания, а также пределы и порядок избрания судебной инстанцией конкретной меры наказания лицу совершившего преступление и признанное по приговору суда виновным в конкретном деянии.
В условиях социальной дезорганизации в непризнанном приднестровском государстве, обусловленной как общими, так и специальными детерминантами преступности, совершенствование отдельных элементов системы уголовных наказаний является концептуальным залогом предупреждения и пресечения преступности в государстве.
Литература:
1. Об отдельных аспектах развития института наказания в УК РСФСР 1960 г. Розенко С.В. // Вестник ЮГУ. Москва. №1 (52), 2019. С. 3137.
2. Социально-правовая природа признаков уголовного наказания. Смирнов А.М. //Вестник права. Москва. №1, 2019. С. 67-70.
3. Уголовный кодекс ПМР (в ред. от 27.07.2019 г.) // Официальный сайт Верховного Совета ПМР: http://www.vspmr.org/legislation/laws/zakonodateljnie-akti-v-sfere-ugolovnogo-tamojennogo-administrativnogo-prava/ugolovniy-kodeks-pridnestrovskoy-moldavskoy-respubliki.html
4. Швец А.В., Турицын ДА. Понятие, виды и общая характеристика обстоятельств, смягчающих наказание // Право и практика. 2014. No 4. С. 36 - 48.
5. Каданева Е.А. Система уголовных наказаний и пути ее совершенствования. Учебное пособие для Вузов - Новокузнецк; 2015. - 42 с.
6. Рейтинг стран по уровню преступности. https://nonews.co/directory/lists/countries/crime-index
7. Проблемы совершенствования системы наказаний в уголовном праве России. Порошин Д.А. // РАНХиГС. Тамбов. 2017. С. 54-68.
Literature:
1. About separate aspects of development of institute of punishment in UK RSFSR of 1960 of Rozenko S.V.//the SOUTH Bulletin. Moscow. No. 1 (52), 2019. Page 31-37.
2. Social and legal nature of signs of criminal penalty. Smirnov A.M.//Messenger of the right. Moscow. No. 1, 2019. Page 67-70.
3. The criminal code of PMR (in an edition of 27.07.2019)//the Official site of the Supreme Council of PMR: http://www.vspmr.org/legislation/laws/zakonodateljnie-akti-v-sfere-ugolovnogo-tamojennogo-administrativnogo-prava/ugolovniy-kodeks-pridnestrovskoy-
moldavskoy-respubliki.html
4. Shvets A.V., Turitsyn YES. A concept, types and a general characteristic of the circumstances commuting a penalty//the Right and practice. 2014. No 4. Page 36 - 48.
5. Kadaneva E.A. System of criminal penalties and way of its improvement. The manual for Higher education institutions is Novokuznetsk; 2015. - 42 pages.
6. The rating of the countries on crime rate. https://nonews.co/directory/lists/countries/crime-index
7. Problems of improvement of a system of punishments in criminal law of Russia. Poroshin D.A.//RANEPA. Tambov. 2017. Page 54-68.