Научная статья на тему 'Правовые формы и методы осуществления налоговой политики в Российской Федерации'

Правовые формы и методы осуществления налоговой политики в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
995
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА / НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА / НАЛОГОВЫЙ МЕХАНИЗМ / НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ / НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ / TAX POLICY / TAX SYSTEM / TAX MECHANISM / TAX CONTROL / TAXATION DEPARTMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Залибекова Дайганат Залибековна

В статье рассматриваются актуальные задачи создания эффективного механизма функционирования налоговой политики, основными направлениями которой являются повышение уровня жизни населения и устойчивое развитие экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL FORMS AND METHODS OF TAX POLICY IMPLEMENTATION IN THE RUSSIAN FEDERATION

The article deals with urgent tasks of creation of the effective mechanism of tax policy functioning. The main directions of the tax policy is improvement of the population’s living standards and sustainable development of the economy.

Текст научной работы на тему «Правовые формы и методы осуществления налоговой политики в Российской Федерации»

УДК 347.92

Залибекова Дайганат Залибековна

Zalibekova Daiganat Zalibekovna

кандидат экономических наук, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин Дагестанского государственного института народного хозяйства

PhD in Economics, Assistant Professor of the State Legal Disciplines Department, Dagestan State Institute of National Economy

ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

LEGAL FORMS AND METHODS OF TAX POLICY IMPLEMENTATION IN THE RUSSIAN FEDERATION

Аннотация:

Summary:

В статье рассматриваются актуальные задачи создания эффективного механизма функционирования налоговой политики, основными направлениями которой являются повышение уровня жизни населения и устойчивое развитие экономики.

The article deals with urgent tasks of creation of the effective mechanism of tax policy functioning. The main directions of the tax policy is improvement of the population’s living standards and sustainable development of the economy.

Ключевые слова:

налоговая политика, налоговая система, налоговый механизм, налоговый контроль, налоговые органы.

Keywords:

tax policy, tax system, tax mechanism, tax control, taxation department.

Повышение уровня жизни, стабильный рост экономического развития являются основными направлениями налоговой политики. Важное значение имеют экономико-правовые аспекты осуществления налоговой политики. Прежде всего, должны быть реализованы основные ее направления. Одним из приоритетных является совершенствование законодательной базы налогообложения с целью снижения налоговой нагрузки и обеспечение стабильного развития экономики.

Сейчас решается вопрос замены имущественного и земельного налогов налогом на недвижимость. Законопроект, находящийся в Государственной думе призван регулировать социальный аспект налогообложения в целях поддержания граждан и соблюдения принципа справедливости налогообложения. Налогообложению отводится ключевое место среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на социально-экономическое развитие [1, с. 76-77].

В налоговом законодательстве содержится немало противоречивых норм, которые необходимо проработать и довести до совершенства.

Также следует понимать сложность вопросов технического характера. В целях эффективного функционирования нового налога на недвижимость следует сформировать единую базу данных обо всех объектах недвижимости. Немаловажное значение имеет определение объекта налогообложения и отлаженная методика расчета налоговой базы и сумм налога.

При определении налоговой базы следует учитывать социальное положение граждан, их прожиточный минимум. Каждому региону следует предоставить полномочия по определению размеров налоговых вычетов при определении налогооблагаемой базы. По нашему мнению, должны применяться ставки со сложной прогрессией. Для малоимущих граждан целесообразно ввести вычет, учитывающий прожиточный минимум в регионе. Немаловажно учитывать факт владения одним или несколькими объектами недвижимости. Налоговая нагрузка на собственников с двумя и более помещениями должна быть выше.

Налоговые органы являются центральным звеном во всей совокупности отношений повышения эффективности налоговой системы. В целях поддержания хозяйствующих субъектов, нормы налогового законодательства, касающиеся налогообложения юридических лиц должны быть направлены на повышение ясности законодательства и на однозначность его применения налогоплательщиками. Следует повышать конкурентоспособность налоговой системы, заключающейся в повышении эффективности инвестиционного климата, что особенно важно в условиях вступления России в ВТО.

Налоговая система должна отвечать требованиям времени: приоритетными сегодня необходимо считать задачи не только сбора налогов, но и стимулирование хозяйствующих субъектов. Поощрение инвестиционной составляющей создаст благоприятные условия социально-экономического развития. Так, в Республике Дагестан инвестиции, направленные в стекольную и строительную индустрию, позволили не только создать рабочие места, но и увели-

чить поступления в бюджетную систему. Среди мер экономического стимулирования важное место отведено налогам.

Проведение налогового контроля за сделками между взаимозависимыми лицами повысит собираемость налогов и сократит уход от налогообложения недобросовестных налогоплательщиков. Это намного улучшит соблюдение налоговой дисциплины.

Вносимые изменения в нормы налогового права в последнее время направлены на создание эффективных мер контроля за соблюдением налогового законодательства.

Главной новацией налогового законодательства 2012 г. стало введение в Налоговый кодекс нового раздела V. I «Взаимозависимые лица. Общие положения о ценах и налогообложении. Налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Соглашение о ценообразовании». Новые правила направлены на исключение возможности получения неоправданной выгоды, как правило, крупными налогоплательщиками, входящими во взаимосвязанные структуры, которые позволяют путем варьирования ценообразованием между ними занижать налоговую базу практически по всем бюджетообразующим налогам, для которых она исчисляется в стоимостном выражении, а налоговая ставка является адвалорной [2].

Большое внимание в настоящее время отводится результативности проведенных налоговых проверок. А именно, камеральные налоговые проверки являются важным инструментом выявления налоговых правонарушений. Одной из новаций налогового законодательства является обязанность налогоплательщиков по предоставлению счетов-фактур с 2014 г. для проведения камеральных налоговых проверок.

В настоящее время выездные налоговые проверки стали безрезультативными из-за невозможности взыскать с налогоплательщика доначисленные суммы налогов, поэтому руководство страны взяло курс на их сокращение и проведение только камеральных налоговых проверок. По нашему мнению, это приведет к сокращению налоговых поступлений в государственный бюджет. Безрезультативность выездных налоговых проверок можно избежать, если обоснованно осуществлять отбор объекта для проверки; качественно проводить предпроверочный анализ всей имеющейся информации о налогоплательщике, полученной из внутренних и внешних источников.

Рост налоговых поступлений в бюджет возможен лишь при четком решении всех условий правового регулирования вопросов налогообложения. К тем факторам, которые тормозят этот процесс, следует отнести налоговое правонарушение. Полная правовая характеристика позволяет оценить факты нарушений налогового законодательства [3, с. 111].

В налоговом законодательстве РФ существуют нормы, регламентирующие порядок предоставления разъяснений по соответствующим вопросам, позволяющие уменьшить риски налогоплательщиков в части непредсказуемых доначислений.

В ч. 1 ст. 8, 34 Конституции Российской Федерации гарантируется свобода экономической деятельности при одновременном запрете работы, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

При этом если право предпринимателя на конкуренцию ассоциируется с возможностью его равного и свободного (по отношению к другим предпринимателям) доступа на рынок, то налогообложение всегда связывается с ограничением и принуждением, с обязанностью субъекта предпринимательской деятельности платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57 Конституции РФ). Подобный подход к взиманию налоговых платежей связан с реализацией законодателем основной функции налогообложения - фискальной, определяющей пределы государственного принуждения в процессе налогообложения и деятельности государственных налоговых и правоохранительных органов.

Однако у налогов есть и иная важная функция - регулирующая, которая в условиях рыночной экономики выступает на первый план. Особенности ее реализации определяются основными направлениями государственной налоговой политики, представляющей собой совокупность конкретных мероприятий, проводимых в области налогообложения.

Одним из приоритетных направлений налоговой политики является стимулирование инвестиционной деятельности. Налоговым законодательством предусмотрено снижение ставки налога на прибыль в части налога, зачисляемого в бюджет субъекта РФ не ниже 13,5 %. По нашему мнению, предприятиям, инвестирующим производство, создающим рабочие места, ставку налога можно было снизить до 5 %. Налогоплательщики, имея налоговые стимулы, могли бы использовать дополнительные финансовые средства на модернизацию своего производства. Снижение налоговой нагрузки на экономику - важный рычаг обеспечения ее устойчивости и стабильности.

Ссылки:

1. Залибекова Д.З. Налог на недвижимость: перспективы развития // Казанская наука. 2012. № 9.

2. Гайдов А.В. Важнейшие события в сфере международного налогового планирования: итоги 2011 г. 11Р1_: http://www.yurclub.ru/docs/international/article45.html (дата обращения: 20.10.2011).

3. Залибекова Д.З., Абдуллаева З.М., Гитинова К.Г. Правовые основы деятельности налоговых инспекций. Махачкала, 2007. 171 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.