Научная статья на тему 'Бюджетно-налоговая (фискальная) политика в Российской Федерации'

Бюджетно-налоговая (фискальная) политика в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
6035
794
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГИ / НАЛОГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / БЮДЖЕТ / НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА / НАЛОГОПЛАТЕЛЬШИКИ / СТАВКА НАЛОГА / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / ГОСУДАРСТВО / БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Емелин Н.В., Прыткова Н.И.

Статья посвящена налоговой деятельности как незаменимой части экономической политики любого государства. Так, основным выражением бюджетно-налоговой политики считается определение количества налоговых плательщиков и объектов налогового обложения, видов налогов, величины налоговой ставки по тому или иному налогу, налоговых льгот и прочего. В масштабах налоговой деятельности страны определяются вопросы, связанные с равномерностью и пропорциональностью распределения нагрузки налогового обложения, платежного положения конкретных групп налогоплательщиков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BUDGETARY AND TAX (FISCAL) POLICY IN THE RUSSIAN FEDERATION

Tax activity is considered an indispensable part of the economic policy of any state. Thus, the main expression of fiscal policy is the definition of the number of tax payers and objects of taxation, taxes, the tax rates for a particular tax, tax incentives and other. On the scale of tax affairs of the country, identifies issues related to uniform and proportional load of taxation, payments situation of specific groups of taxpayers.

Текст научной работы на тему «Бюджетно-налоговая (фискальная) политика в Российской Федерации»

УДК 343

Н.В. Емелин, Н.И. Прыткова*

БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВАЯ (ФИСКАЛЬНАЯ) ПОЛИТИКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья посвщена налоговой деятельности как незаменимой части экономической политики любого государства. Так, основным выражением бюджетно-налоговой политики считается определение количества налоговых плательщиков и объектов налогового обложения, видов налогов, величины налоговой ставки по тому или иному налогу, налоговых льгот и прочего. В масштабах налоговой деятельности страны определяются вопросы, связанные с равномерностью и пропорциональностью распределения нагрузки налогового обложения, платежного положения конкретных групп налогоплательщиков.

Ключевые слова: налоги, налоговая деятельность, бюджет, налоговая политика, налогоплательшики, ставка налога, налогообложение, государство, бюджетно-налоговая политика.

Правовое государство должно обеспечить и учесть интересы частных и публичных налоговых правоотношений. Существующие противоречия между интересами государственной власти и плательщиками налогов. Но, бюджетно-налоговая политика страны обязательно должна быть справедливой, эластичной и способной обеспечить исполнение налоговой администрацией собственных функций, тогда результат ее практического воплощения будет эффективным.

Высокий уровень проживания граждан, устойчивое улучшение экономического положения считаются главными направлениями политики налогового обложения. Большую роль играют экономико-правовые нюансы претворения в жизнь налоговой политической деятельности. Прежде всего, обязаны быть реализованы ключевые ее направления. Одним из приоритетных считается улучшение законодательной базы налогового обложения с преследующей своей целью понижения налоговой нагрузки и обеспечения устойчивого становления экономики.

В перспективе с 2014 по 2016 год, основные приоритеты Правительства России в области налоговой политической деятельности остаются такими же, а именно создание эффективной и эластичной налоговой системы, обеспечивающей экономическую стабильность на среднесрочный и долгосрочный период [1]. Главными целями налоговой политики являются поддержка вложений, улучшение человеческого капитала, увеличение значения активности предпринимателей. Налоговая система РФ обязана сберечь собственную конкурентоспособность на мировом рынке за привлечение вложений, а процедуры налогового администрирования обязаны быть очень удобными для налогоплательщиков. Основным моментом проводимой налоговой политической деятельности считается надобность укрепления сбалансированности экономной системы в России. Аналогично, нужно сберечь неизменность налоговой нагрузки на отрасли, в которых достигнут ее стабильный высокий уровень.

* © Емелин Н.В., Прыткова Н.И., 2014

Емелин Никита Владимирович (econKaf@samsu.ru), Прыткова Наталья Ивановна (econKaf@samsu.ru), кафедра экономики, Самарский государственный университет, 443011, Российская Федерация, г. Самара, ул. Акад. Павлова, 1.

Налоговая система и режим отражают особенности отношения государства к предпринимателям, специфику их взаимоотношений, функционирования институтов гражданского общества. Государственная налоговая политика и режим налогообложения влияют на формирование ключевых характеристик каждой составляющей социально-политической модели, формирования безопасности предпринимательства. Налоговая политика государства возникает одной из интегральных характеристик целостной социально-политической модели безопасности предпринимательства, что и обусловливает актуальность данной научной работы.

Анализ научных источников и публикаций свидетельствует, что, с одной стороны, в литературе проблемам системы налогообложения как элемента модели социально-политической безопасности предприятий не уделено достаточного внимания, они остаются малоисследованными. С другой стороны, оптимизации механизмов налогового администрирования с экономической позиции и точки зрения государственного управления уделяется сегодня повышенное внимание, обусловленная трансформациями, которые осуществляются в государстве.

Неоднозначность системы налогового обложения, поскольку нормативная база и законодательная слишком запутаны и трудоемки. Сложность составляет методология расчета взимания налогов. Зачастую появляются споры насчет формулирования статей Налогового кодекса РФ, такие дела нередко доходят и до арбитражного суда [2].

И зачастую суд принимает сторону налоговых плательщиков, собственно заявляя про то, что не многие сотрудники налоговых органов в состоянии, верно, использовать общепризнанных мерок налогового законодательства. Увеличение уровня жизни, постоянный подъем экономического роста, считаются ключевыми направлениями налоговой политической деятельности страны. Большую роль играют экономико-правовые нюансы осуществления налоговой политической деятельности. Прежде всего, обязаны быть реализованы главные ее направления. Одним из главных направлений считается улучшение законодательной базы налогового обложения имеющая цель понижения налоговой нагрузки и обеспечение устойчивого становления экономики страны [3]. В настоящее время ощущается недостаточность комплексного теоретического исследования управления налоговыми рисками, налогового планирования и методологических подходов к его использованию с точки зрения оптимизации социально-политической модели, формирования системы безопасности предпринимательства.

Кроме того, анализ показывает, что недостаточно исследовано влияние налоговой безопасности на достижение экономического выравнивания субъектов предпринимательства. Поэтому определение элементов и характеристик именно налоговой безопасности предпринимательской деятельности является действительно актуальным сегодня.

В данный момент принимается решение вопроса замены имущественного и земельного налогов, единым налогом на недвижимость. Законопроект, который находится в Госдуме призван регулировать социальный аспект налогообложения в целях укрепления состояния народонаселения и соблюдения принципа справедливости налогообложения. Налогообложению отводится основное место посреди экономических рычагов, с помощью которых правительство влияет на социально-экономическое развитие.

В налоговом законодательстве содержится много противоречивых общепризнанных мерок, которые нужно проработать и довести до совершенства. Значение налоговой безопасности часто вырастает по мере перехода к экономике, основанной на рыночных принципах и механизмах хозяйствования. Предоставление государством населению общественных благ и услуг, также их число и качество сильно зависят от налоговой безопасности страны, которая является одной из составляющих безо-

пасности предпринимательства вообще [4]. Поэтому налоговая безопасность предпринимательской деятельности в рамках социально-политической модели диалектически взаимодействует с налоговой безопасности страны.

Бюджетно-налоговая политика страны обязана быть ориентирована на достижение такого состояния налоговой системы, которое характеризуется устойчивостью и стабильностью всех ее элементов, предусматривает способность защищать экономические интересы государства и противостоять внешним и внутренним угрозам, возможность реализации и развития налогового потенциала страны, эффективное использование конкурентных преимуществ налоговой системы в условиях глобализации [4]. Непосредственное влияние на обеспечение налоговой безопасности государства осуществляет существующая система налогообложения, которая выступает подсистемой налоговой системы страны и представляет собой совокупность налогов и сборов, существующих в государстве, и механизма их взимания.

С одной стороны, система налогообложения, что способствует повышению надежности и стабильности предпринимательской деятельности, является одной из определяющих составляющих обеспечения экономического роста государства. От действующих механизмов взимания налогов зависят обеспеченность государства финансовыми ресурсами и развитие субъектов хозяйствования. Кроме, того неэффективность государственной налоговой политики является дестабилизирующим фактором, негативно влияет на экономическую безопасность государства, а также создает условия для развития теневых процессов в экономике.

В налогах и налоговой политике и для государства, и для отдельного субъекта хозяйствования следует рассматривать как компоненты социально-политической модели формирования безопасности предпринимательства, так и факторы риска [3].

Необходимо осознавать сложность вопросов тех. характера. В целях действенного функционирования налогов на недвижимость следует сформировывать общую информационную базу обо всех объектах недвижимости. При определении налоговой информационной базы надлежит учесть общественное положение населения, их прожиточный минимум. Каждому отдельному региону надлежит предоставить возможности по определению объемов налоговых вычислений при определении налоговой облагаемой базы. Такой переход к единому налогу должен произойти к 2018 году по всей Российской Федерации. Но до наступления этого срока, отдельные субъекты Российской Федерации могут самостоятельно вводить такой единый налог на своей территории по мере их готовности.

Налоговые органы считаются ключевым звеном увеличение успешности воздействия налоговой системы. Для достижения укрепления хозяйственных субъектов, нормы налогового законодательства РФ, затрагивающие налоговое обложение юридических лиц обязаны быть ориентированы на увеличение внесения ясности в законодательство и на однозначность его применения налоговыми плательщиками [1]. В настоящий момент выездные налоговые проверки стали менее результативными в следствии неудачных взысканий с налоговых плательщиков доначисление суммы с налогов, потому руководство страны приняло направление на ограничение их числа, и увеличение проведения камеральных налоговых ревизий. Вероятнее всего, что и приведет к уменьшению налоговых поступлений в бюджет страны.

Малоэффективность выездных налоговых проверок, возможно, избежать, если четко осуществлять отбор объектов проверки; качественно проводить предпрове-рочный анализ всей имеющейся информации о налогоплательщике, приобретенной из внутренних и наружных источников. Увеличение налоговых поступлений в бюджет возможно только при точном решении всех критериев правового регулирования вопросов налогообложения [2]. К факторам, которые тормозят про-

цесс роста налоговых поступлений, необходимо отнести налоговое нарушение закона. Абсолютная правовая черта разрешает расценить факты нарушений налогового законодательства.

В налоговом законодательстве Российской Федерации присутствуют нормы, регламентирующие порядок предоставления объяснений по надлежащим вопросам, дозволяющие минимизировать опасности налогоплательщиков в доли непредсказуемых доначислений. Большое налоговое давление, заставляет людей вводить в тень большие денежные средства, в связи с эти сужается сфера банковского кредитования, особенно на долгосрочный период.

Как показывает опыт других стран, уменьшение размеров налоговой нагрузки способствует увеличению числа производства, созданию мотивации чистой и честной предпринимательской деятельности с открытыми денежными потоками. Чем ниже налоги, тем обширнее поле налогообложения и, как результат, общая сумма собранных налогов, а не наоборот, когда налоговая система конфискаци-онного характера заставляет производителей вести теневую политику, во избежание потерь.

Становление принципиально новой модели взаимоотношений между рыночными субъектами и государством в пределах налоговых отношений обусловливает возникновение новых задач в сфере налогообложения, которые требуют учесть налоговую составляющую при разработке и реализации многих решений государственного управления и формирования системы безопасности предпринимательства [4].

Таким образом, возможно, сделать последующие выводы о том, что налоговое законодательство России в настоящий момент довольно противоречиво. Правовые нормы, регулирующие налоговые отношения должны быть доведены до совершенства. При этом необходимо осознавать неоднозначность вопросов касающихся технического направления.

Так же, для эффективного функционирования нового единого налога на недвижимость надлежит сформировать общую информационную базу обо всех существующих единицах недвижимости. Важное значение имеет факт определения единицы налогового обложения и слаженная методология подсчета налоговой базы и сумм налога. В настоящее время складывается то, что выездные налоговые ревизии стали безрезультативными в связи с невозможностью взыскать с налогового плательщика доначисление суммы налогов, вследствие этого управление страны взяло курс на их уменьшение и увеличение числа камеральных налоговых проверок. Однако, данное обстоятельство может привести к уменьшению налоговых поступлений в государственный бюджет. Таким образом, отсутствие эффекта выездных налоговых ревизий реально избежать, в случае если обоснованно совершать отбор объекта для ревизии; качественно проводить предпроверочное исследование информации о налогоплательщике, приобретенной из внутренних и наружных источников.

Библиографический список

1. Залибекова Д.З. Правовые формы и методы осуществления налоговой политики в Российской Федерации // Теория и практика общественного развития. 2013. № 12.

2. Залибекова Д.З. Налог на недвижимость: перспективы развития // Казанская наука. 2013. № 9.

3. Тюкавкин Н.М., Цибарева М.Е. Основы государственного регулирования экономики: учебное пособие. Самара, 2012.

4. Тюкавкин Н.М. «Государственная» революция и приватизация в России // Аудит и финансовый анализ. 2008. № 3.

176

BecmHUK CaMlY. 2014. № 8 (119)

References

1. Zalibekova D.Z. Legal forms and methods of tax policy in the Russian Federation. Theory and Practice of Community Development, 2013, no. 12 [in Russian].

2. Zalibekova D.Z. Property tax. Prospects of Kazan science, 2013, no. 9 [in Russian].

3. Tyukavkin NM, Tsibareva ME Fundamentals of state regulation of the economy: a tutorial. Samara, 2012 [in Russian].

4. Tyukavkin N.M. «State revolution» and privatization in Russia. Audit and financial analysis, 2008, no. 3 [in Russian].

N. V. Emelin, N.I. Prytkova * BUDGETARY AND TAX (FISCAL) POLICY IN THE RUSSIAN FEDERATION

Tax activity is considered an indispensable part of the economic policy of any state. Thus, the main expression of fiscal policy is the definition of the number of tax payers and objects of taxation, taxes, the tax rates for a particular tax, tax incentives and other. On the scale of tax affairs of the country, identifies issues related to uniform and proportional load of taxation, payments situation of specific groups of taxpayers.

Key words: taxes, tax administration, budget, tax policy, nalogoplatelshiki tax rate, taxation, state fiscal policy.

* Emelin Nikita Vladimirovich (econKaf@samsu.ru), Prytkova Natalia Vladimirovna (econKaf@samsu.ru), Department of Economics, Samara State University, Samara, 443011, Russian Federation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.