УДК 336.22
Залибекова Дайганат Залибековна
кандидат экономических наук, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Дагестанского государственного института народного хозяйства [email protected]
Совершенствование
механизма
ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НДФА В РОССИИ
Dayganat Z. Zalibekova
Candidate of economic Sciences associate professor of state and legal disciplines. Dagestan State Institute of National Economy [email protected]
Improvement of
THE MECHANISM OF FUNCTIONING OF THE PERSONAL INCOME TAX IN RUSSIA
Аннотация. В статье рассмотрена одна из основных проблем подоходного налогообложения в РФ, которой является плоская шкала налогообложения, то есть единая ставка для всех групп налогоплательщика независимо от социального положения. Автор обращается к оценке НДФА с точки зрения критерия социальной справедливости налога. Кроме того, единая ставка налогообложения в размере 13 процентов является фактором инвестиционной привлекательности Российской Федерации и значительно упрощает исчисление и уплату налога, его администрирование налоговыми органами.
Ключевые слова: налоговая ставка, налоговая база, налоговые вычеты, налог на доходы физических лиц, налогоплательщик, налоговое законодательство, налоговые органы.
Annotation. In the article one of the main problems of the income taxation in the Russian Federation - the flat scale of the taxation, that is a uniform rate for all groups of the taxpayer irrespective of a social status- is considered. The author addresses to a personal income tax assessment from the point of view of criterion of social justice of a tax. Besides, the uniform rate of the taxation of 13 percent is a factor of investment attractiveness of the Russian Federation and considerably simplifies calculation and payment of a tax, its administration by tax authorities.
Keywords: tax rate, tax base, tax deductions, tax on the income of natural persons, taxpayer, tax law, tax authorities, tax authorities.
В настоящее время для налогообложения большинства видов доходов физических лиц Налоговым кодексом РФ установлена единая налоговая ставка в размере 13 процентов. При этом для доходов, не связанных с выполнением налогоплательщиком работ и оказанием услуг, установлена повышенная ставка в размере 35 процентов.
Следует учитывать, что введение единой ставки налога на доходы физических лиц в размере 13 процентов для большинства видов доходов одновременно с расширением круга налогоплательщиков за счет легализации оплаты труда многими работодателями способствовало увеличению поступлений налога на доходы физических лиц. Необходимо учитывать, что в гл. 23 «Налог на доходы физических лиц» Налогового Кодекса РФ определены виды доходов, освобождаемые от налогообложения, при получении которых у налогоплательщика не возникает обязанности по уплате налога на доходы физических лиц. При этом действующая система налогообложения по налогу на доходы физических лиц ориентирована на снижение налогового бремени за счет применения стандартных, социальных, имущественных и профессиональных налоговых вычетов [1].
С 1 января 2015 года будет предоставляться новый вид налогового вычета по НДФЛ «Инвестиционный налоговый вычет», который будет регулироваться ст. 291.1 НК РФ [2].
Один из важных вопросов связан с нынешним порядком уплаты НДФЛ по месту работы: поскольку расходы на образование, здравоохранение и на удовлетворение других социальных потребностей работников осуществляются по м есту их проживания, возникает вопрос о соответствующем изменении действующего порядка.
Прогнозируемые положительные результаты зачисления сумм НДФЛ в бюджеты по месту жительства его плательщиков таковы. Во-первых, -обеспечение большего соответствия между расходами этих бюджетов и их доходами. Во-вторых, - создание предпосылок для перехода в перспективе к посемейному подоходному обложению. В-третьих, - достижение единообразия порядка зачисления НДФЛ, уплачиваемого субъектами «предпринимательства без образования юридического лица» (сегодня они уплачивают налог, о котором идет речь, именно в бюджеты по месту жительства). В-четвертых, - упрощение процедуры и сокращение срока получения нало-
148
гоплательщиками законодательно предусмотренных налоговых вычетов. Что касается возможных «минусов» такого шага, то это, с одной стороны, усложнение соответствующего налогового администрирования, осуществляемого организациями налоговыми агентами. Их бухгалтерским службам придется вести дополнительный учет налогоплательщиков по месту жительства и передавать информацию о платежах в несколько адресов (поскольку контроль за правильностью исчисления и перечисления налогов каждым налоговым агентом будет осуществляться несколькими налоговыми органами). В связи с этим потребуется внесение поправок в первую часть Налогового кодекса РФ. С другой стороны, - ослабление связи между эффективностью деятельности муниципальных организаций по увеличению количества рабочих мест и налоговыми поступлениями. Баланс отмеченных «плюсов» и «минусов», очевидно, - в пользу первых, т.е. относительно перехода к взиманию НДФЛ по месту жительства его плательщиков рационально. Однако его реализация предполагает решение другого важнейшего вопроса - о переводе НДФЛ в ранг региональных, а в конечном счете - и местных налогов. Без обретения органами власти субъектов РФ и муниципальных образований права ощутимо влиять на ставки налога и на налоговые льготы (в регламентированных Налоговым кодексом РФ пределах) предлагаемый шаг теряет смысл; эти органы должны иметь рычаги для обеспечения занятости «своего» населения на подведомственных территориях.
Применительно к порядку исчисления и уплаты НДФЛ можно отметить и другие нерешенные проблемы (в том числе связанные с льготированием, с обложением индивидуальных предпринимателей). На сегодняшний день практически невозможно рассчитать и обложить налогом доход, который получает индивидуум за пользование собственной
Литература:
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (части первая и вторая) в актуальной редакции.
2. Письмо Минфина РФ «О получении с 1 января 2015 г. инвестиционного налогового вычета по НДФЛ при продаже ценных бумаг» от 22.01.14 № 03-0405/2036. СПС Консультант Плюс.
квартирой, домом, автомобилем, так называемый «неофициальный доход». Исключение подобных доходов из налогооблагаемой базы может привести к значительным сокращениям поступления данного налога в бюджет.
Сложным также является обложение дополнительных вознаграждений в виде товаров или услуг, предоставляемых своим сотрудникам фирмами, или получаемых физическими лицами доходов от иных физических лиц, не являющихся ИП, как платы за предоставление услуг или выполнение работ, которые не нашли отражения в каких-либо договорах или документах. У такой практики есть очевидное негативное следствие: с помощью получения подобных вознаграждений может происходить уход от подоходного налогообложения.
Также, специфичность администрирования НДФЛ (невозможность определения на текущую дату согласно карточке расчетов с бюджетом размера задолженности налогового агента и, как следствие, принудительного ее взыскания без проведения выездной налоговой проверки) позволяет хозяйствующим субъектам отвлекать удержанные из доходов работников суммы налога для пополнения оборотных средств. Также существенной проблемой администрирования НДФЛ, по мнению налоговых инспекторов, остается отсутствие установленной для налоговых агентов отчетности по налогу. Предоставление органам власти субъектов РФ права введения на региональном уровне отчетности по налогу на доходы физических лиц для хозяйствующих субъектов позволило бы оперативно выявлять не только задолженность по НДФЛ, но и задолженность по заработной плате.
Таким образом, можно увидеть, что порядок исчисления и уплаты НДФЛ не является совершенным и на сегодняшний день существует ряд проблем, которые необходимо решить.
Literature:
1. The Tax Code of the Russian Federation (part the first and second) in actual edition.
2. The letter of the Ministry of Finance of the Russian Federation «About receiving since January 1, 2015 an investment tax deduction according to the personal income tax at sale of securities» of 22.01.14 № 03-0405/2036. legal-reference system Consultant Plus.
149