УДК 336.025
Огородникова Ирина Ивановна Irina Ogorodnikova
ВЛИЯНИЕ НАЛОГОВОЙ политики НА ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ТЕРРИТОРИИ (ПО МАТЕРИАЛАМ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ)
THE IMPACT OF TAX POLICY ON ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE TERRITORY (ON MATERIALS OF TYUMEN REGION)
Статья посвящена изучению влияния факторов устойчивого роста территории, базирующихся на взаимосвязи финансовых аспектов при формировании налоговой политики территории. Отмечено, что налоговые платежи предопределяют бюджетную составляющую и возможность осуществления расходов, обеспечивающих многофункциональное развитие региона. Кроме того, важной составляющей является распределение налоговых платежей между уровнями бюджетной системы в рамках общей собираемости в регионе. Формирование адекватной налоговой политики на уровне субъекта, позволяющей развивать инфраструктуру бизнеса и минимизировать налоговое бремя населения, зависит от ряда макроэкономических факторов (уровень инфляции, уровень производства, заработной платы, потребления товаров, работ, услуг и т.п.). Взаимозависимость предопределена и основывается на возможности экономического роста в условиях эффективной налоговой политики. Отдельные сегменты экономики могут подвергаться налоговым рискам ввиду отраслевой принадлежности, что непосредственно будет отражаться на степени платежеспособности налогоплательщика, а также уровня его налоговой культуры
The article is devoted to the study of effect factors of sustainable growth of the territory based on the interdependence of financial aspects in the formation of tax policy site. Tax payments predetermine the budget component and the possibility of costs supporting of multifunctional development of the region. In addition, an important component is the distribution of tax payments between the levels of the budgetary system in the framework of overall tax collection in the region. The formation of an adequate tax policy on the regional level, allowing to develop the infrastructure of business and to minimize the tax burden of the population, depends on certain macroeconomic factors (inflation, construction output, wages, consumption of goods, works, services, etc.). Interdependence is predetermined and based on the possibility of economic growth in conditions of effective tax policy. Individual segments of the economy may be exposed to tax risks in mind industry sector that will directly affect the degree of solvency of the taxpayer, as well as the level of tax culture
Ключевые слова: налоговая система, налоговая задолженность, налоговые льготы, налоговая культура, предпринимательство, налоговая амнистия, экономический рост
Key words: tax system, tax arrears, tax exemptions, tax culture, entrepreneurship, tax amnesty, economic growth
Государственная региональная политика, проводимая Министерством экономического развития Российской Федерации, должна быть направлена, в первую очередь, на обеспечение сбалансированного социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и сокращение уровня межрегиональной дифференциации в социально-экономическом состоянии регионов и качестве жизни. Обеспечение сбалансированного социально-экономического развития регионов как один из целевых ориентиров социально-экономического развития Российской Федерации требует синхронизации таких направлений региональной политики, как:
— стимулирование экономического развития путем создания новых центров экономического роста в регионах на основе конкурентных преимуществ;
— координация инфраструктурных инвестиций государства и инвестиционных стратегий бизнеса в регионах с учетом приоритетов пространственного развития и ресурсных ограничений, в том числе демографических;
— сокращение дифференциации в уровне и качестве жизни населения в регионах с помощью эффективных механизмов социальной и бюджетной политики.
Достигнуть заданных результатов возможно только при укреплении финансовой базы. Изучение аспектов управления финансами территории, основой которых является налоговая система, предполагает разработку новых инновационных подходов в налоговом менеджменте. На уровне государства это выражается в обеспечении функционирования эффективной налоговой системы. Увеличить собираемость налоговых платежей посредством совершенствования налогового администрирования с одновременным стимулированием деловой активности бизнеса представляется сложной практически реализуемой задачей. Озвученный Президентом Российской Федерации мораторий на введение дополнительных налогов и увеличение налогового бремени на бизнес стабилизирует налоговую систему в кратковременный период, но
не решит накопленных проблем в сформировавшемся налоговом механизме [9].
Процесс обеспечения доходной части бюджета налоговыми поступлениями, особенно на территориальном уровне, на протяжении последних десятилетий становится основой фундаментальных научных обоснований государственного налогового менеджмента.
Формирование доходной части территориального бюджета во многом зависит от налоговых начислений, но при этом важно отметить и уровень собираемости налоговых платежей в Тюменской области. Если говорить про период январь-декабрь 2014 г., то следует отметить, что данный период был достаточно благополучен в плане социально-экономического развития, что является следствием планомерной работы по улучшению инвестиционного климата в регионе на протяжении последнего десятилетия.
В частности, объём налоговых доходов по налогоплательщикам, администрирование которых осуществляется УФНС России по Тюменской области, превысил уровень поступлений 2013 г. на 14,4 млрд руб., или 19,6 %, и составил 87,9 млрд руб. Большую часть консолидированного бюджета составляет бюджет субъекта — 64,3 млрд руб. (73 %), в федеральный бюджет направлено 23,9 млрд руб. (27 %) [12].
Анализ структуры налоговых платежей в консолидированном бюджете страны за период 2011—2013 гг. показывает тенденцию преобладания прямого налогообложения. Прямые налоги в большей степени зависят от менталитета налогоплательщика и его реальных финансовых возможностей, а не потребностей государства. Предоставление краткосрочных налоговых преференций позволит привлечь дополнительные материальные и человеческие ресурсы, расширить спектр предоставляемых товаров, работ, услуг, что, непосредственно, выразится в экономическом росте.
Основную часть налогов в структуре консолидированного бюджета в 2013 г. обеспечили поступления налога на добычу полезных ископаемых — 22,7 %, налога на прибыль организаций — 22,5 %, налога
на доходы физических лиц — 21,6 %, налога на добавленную стоимость — 18,1 %. Практически все представленные налоги являются базовыми составляющими налоговой нагрузки предпринимательской деятельности. При этом налог на добавленную стоимость и налог на добычу полезных ископаемых включается в цену товара и фактически компенсируется потребителем.
Налог на доходы физических лиц является налоговой нагрузкой работников, но при этом включается в составе фонда оплаты труда в себестоимость продукции, что впоследствии влияет на финансовый результат производственно-хозяйственной деятельности и на ценовую политику хозяйствующего субъекта [4].
Таблица 1
Структура поступления налогов в консолидированный бюджет Российской Федерации за 2011-2013 гг., %
2011 г. 2012 г. 2013 г.
А 6 в том числе ■ Л й в том числе А 53 в том числе
Виды налогов |1 Ц федеральный бюджет бюджеты субъектов РФ Iю О О 2 ц федеральный бюджет бюджеты субъектов РФ II Ц федеральный бюджет бюджеты субъектов РФ
Всего, в т.ч. 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0
Налог на прибыль организаций 26,6 8,0 42,2 26,2 8,0 41,7 22,5 7,6 39,1
Налог на доходы физических лиц 20,0 - 36,8 20,4 - 3 , 7 21,6 - 39,0
Налог на добавленную стоимость, всего 19,8 43,5 - 18,9 41,2 - 18,1 38,5 -
Акцизы 6,3 5,2 7,2 6,2 5,2 7,0 7,2 6,6 7,6
Налоги на имущество 7,1 - 13,1 6,9 - 12,8 7,9 - 13,6
Налоги и сборы за пользование природными ресурсами 20,2 4 4 0,7 21,4 45,7 0,7 22,7 4 3 0,7
Источник: [5]
Таблица 2
Поступления доходов по налогоплательщикам, администрирование которых осуществляется УФНС России по Тюменской области, млрд руб.
2013 г. 2014 г. Темп роста, %
■ Й в том числе ■ Й в том числе ■ Й в том числе
Виды налогов консолидирс ванный бюдж федеральный бюджет бюджеты субъектов РФ консолидирс ванный бюдж федеральный бюджет бюджеты субъектов РФ консолидирс ванный бюдж федеральный бюджет бюджеты субъектов РФ
Всего, в т.ч. 73,6 16,5 57,1 8 9 23,8 64,1 119,6 143,9 112,6
Налог на прибыль организаций 21,1 1,2 19,9 25,8 1,2 24,6 122,5 108,0 123,4
Налог на доходы физических лиц 24,8 X 24,8 26,5 0,08 26,4 106,9 0 106,9
Налог на добавленную стоимость, всего 10,2 10,2 X 16,5 16,5 X 162,7 162,7 -
Акцизы 1,6 0,7 0,9 1,5 0,8 0,7 93,9 108,2 82,2
НДПИ (нефть) 3,8 3,8 X 4,6 4,6 X 118,8 118,8 X
Имущественные налоги 8,0 X 8,0 8,8 X 8,8 110,2 X 110,2
Налоги на совокупный доход 3,2 X 3,2 3,4 X 3,4 105,7 X 105,7
Источник: [12]
Преобладающая доля в формировании налоговых поступлений по региону также остаётся за прямыми налогами: налог на доходы физических лиц (за рассматриваемый период его доля составила 41,1 %) и налог на прибыль (38,2 %). При этом происходит увеличение этих налогов в динамике за период 2013—2014 гг. на фоне роста валового внутреннего продукта, но при этом отмечается снижение валового регионального продукта за 2014 г. к уровню 2011 г. Данный фактор является негативным признаком экономического роста территории, потому как произведённый продукт не является востребованным. Одним из индикаторов оценки эффективности управления качеством жизни населения в территориальном разрезе является уровень финансовой обеспеченности региона, условия жизнедеятельности, платёжеспособности и т.п. В частности, по результатам исследований, среднедушевой доход в Тюменской области с учётом округов превышает прожиточный минимум в 3,5 раза [10].
По данным официальной статистики, в Тюменской области за период январь-июль 2015 г. сумма прибыли предприятий Тюменской области, включая автономные округа, без учёта субъектов малого предпринимательства составила, 832 млрд руб., при этом доля убыточных предприятий составила 34 % [11].
Налог на прибыль, поступающий в консолидированный бюджет, взимается также с территории автономных округов, но в большей степени эти средства будут обратно переданы округам по программе «Сотрудничество». Данная государственная программа по реализации договора о сотрудничестве между Ямало-Ненецким автономным округом, Ханты-Мансийским автономным округом и Тюменской областью предусмотрена для совместного осуществления социальных, экологических программ, строительства дорог и т.п. Объём финансирования из областного бюджета за период 2010—2015 гг. зафиксирован в сумме 50, 182 млрд руб. [7].
Влияние обесценивания рубля, падение мировой цены на нефть в полной мере
ещё не оценено на этом этапе, но прогнозные характеристики налоговых поступлений по данным квартальной отчётности 2015 г. не являются радужными.
В основных направлениях налоговой политики перед региональными и муниципальными органами власти поставлена задача оптимизации налоговых льгот. Каждый регион по-своему решает данный вопрос. Основные налоговые льготы, которые были введены в предыдущих налоговых периодах, направлены на улучшение инвестиционного климата территории, что, в свою очередь, отразилось на общей собираемости налоговых платежей. При этом каждый год рассматривается результативность предоставленных налоговых льгот, выявляется необходимость их дальнейшего предоставления или отмена. В частности, в 2014 г. отменено ряд налоговых льгот по причине отсутствия инвесторов, желающих ими воспользоваться, а также по причине того, что срок предоставления налоговых льгот истёк. В 2012 г. сумма предоставленных налоговых льгот муниципальными образованиями составила 2 млрд руб. [7]. Это происходит на фоне того, что все муниципалитеты области, в том числе г. Тюмень, являются дотационными. В данном случае важно, чтобы все муниципалитеты и субъект придерживались одной бюджетно-налоговой политики.
Изначально налоговая льгота предоставляется налогоплательщикам — юридическим лицам для привлечения инвестиций в развитие территории, а также для поддержания социальной сферы, особенно для тех налогоплательщиков, которые вкладывают собственные средства в развитие некоммерческих проектов социального назначения. Для налогоплательщиков — физических лиц особое внимание уделяется малоимущим и социально незащищенным гражданам. По-прежнему наибольшее количество льгот приходится на транспортный налог. Проводится мониторинг владельцев автомобилей, попадающих в категорию роскоши, для того, чтобы облагаться повышенными ставками налога. Относительно налоговых льгот по налогу на имущество
физических лиц (в перспективе налог на недвижимость) следует сказать, что при определении налоговой базы нельзя отходить от категории «людей», используя категорию «квадратных метров». Каждый человек, зарабатывая средства, покупает то, что ему по силам. Застройщик, обеспечивая насыщение рынка жилья, поддерживает экономический рост территории. Наличие данного налога конструктивно искажает социально значимую составляющую налога, что выражается в том, что имущество приобретается уже за счёт чистого дохода граждан, образовавшегося после уплаты налогов. При покупке имущества также уплачиваются косвенные налоги, находящиеся в цене товара и т.п. Введение указанного налога повсеместно наглядно показывает перенос налогового бремени на физических лиц. Низкая налоговая культура граждан снижает эффективность введения налоговых льгот. При наличии жесткой административной и уголовной ответственности за нарушение налогового законодательства присутствует факт сокрытия налоговой базы или намеренного занижения её.
Проведение углублённого анализа по имеющемуся имуществу, находящегося в государственной, муниципальной и частной собственности, по вопросам кадастровой стоимости, налоговым поступлениям, предоставленным налоговым льготам, позволит выявить резервы налоговых платежей и эффективность предоставленных льгот, а также сформулировать направления налоговых льгот, если таковые будут необходимы.
Принятие нового законопроекта в рамках поэтапного введения налога на недвижимость требует тщательной проработки, наличие чётких ответов на поставленные вопросы для получения необходимого эффекта (положительного результата) от введения данного закона.
В рамках формирования налоговой культуры должна проводиться просветительская деятельность, связанная с тем, как формируется бюджет государства, какую социально-экономическую роль он играет в жизни страны и в жизни каждого. Кроме
того, через привитие налоговой культуры люди по-другому будут относиться и к органам власти. Низкий уровень правовой культуры порождает низкий уровень налоговой культуры. Осознание того, что государственный сектор полностью существует за счет бюджетных средств, а значит за счёт средств конкретных налогоплательщиков, позволит сформировать блок единомышленников с той и другой стороны.
Налоговая культура определяется менталитетом как налогоплательщика, так и общества в целом. Концепции налоговой политики на государственном уровне нацелены на участие граждан в законодательном процессе, а также активном участии граждан в налоговом процессе. Особое внимание уделяется формированию и развитию налоговой культуры граждан, что выражается в прозрачности, доступности налоговой информации, выделении приоритетных направлений налогового регулирования (сфера малого бизнеса), предоставления налоговых льгот отдельным категориям лиц (многодетным семьям, инвалидам, ветеранам, заслуженным лицам и т.п.). Основным негативным фактором проявления низкого уровня налоговой культуры является уклонение от уплаты налогов как легальными, так и нелегальными способами. Несмотря на то, что государство жестко контролирует процесс уклонения, тем не менее, недоимка и задолженность имеют тенденцию к росту.
При планировании доходов регионального бюджета необходимо учитывать налоговые риски, связанные с фактически исчисленной суммой налогов и полученной или взысканной по требованиям. Вероятность того, что это один из факторов влияния уровня налоговой культуры, безусловно, существует, однако следует учитывать тот факт, что коммерческие хозяйствующие субъекты могут быть в определённый момент времени неплатёжеспособны. И об этом говорит факт неснижающейся доли убыточных организаций на территории Тюменской области. «Достижение идеального баланса между исчисленными и фактически полученными суммами налогов в
бюджет позволит говорить о достижении нулевой величины налогового риска для бюджетной системы» [2. С. 127].
Понимание того, что неуплата налогов повлечёт за собой негативные социальные последствия, связанные с содержанием здравоохранения, образования, социального обеспечения, обороноспособности страны и т.п., снизит количество недобро-
совестных налогоплательщиков. В связи с этим государство в лице налоговых органов осуществляет камеральные и выездные налоговые проверки.
Современная ситуация с налоговым контролем отражается в представленной ниже информации о проводимых налоговых проверках по России и Тюменской области, в частности.
Таблица 3
Динамика выявления налоговых правонарушений в РФ в результате проведения камеральных и выездных проверок за 2011 -2014 гг.
Виды проведенных проверок 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г.
Проведенные камеральные налоговые проверки (количество) 36 355 622 34 880 460 34 202 144 32 870 847
Из них выявившие нарушения 2 102 662 1 876 526 1 765 463 1 965 166
Дополнительно начислено в результате проведения камеральных налоговых проверок, тыс. руб. 52 883 130 52 037 545 52 353 571 56 960 212
Начислено пени за несвоевременную уплату налогов, тыс. руб. 56 316 307 58 451 279 60 672 824 65 620 427
Проведенные выездные налоговые проверки 67 351 58 123 41 331 34 246
Из них выявившие нарушения 66 579 57 546 40 833 33 828
Дополнительно начислено в результате проведения выездных налоговых проверок, тыс. руб. 287 178 704 314 791 847 280 944 609 288 446 181
Источник: [12]
Преобладание камеральных проверок объясняется быстрыми сроками проведения большего охвата налогоплательщиков и менее затратной составляющей для государства. Выездные проверки, опираясь на данные мониторинга, в большей степени направлены на выявление крупных нарушений со стороны налогоплательщика. По-
этому суммы взысканий при проведении выездных налоговых проверок существенно превышают суммы доначислений при проведении камеральных налоговых проверок.
Для сравнительной характеристики представлены данные по Тюменской области, которые фиксируют резкий спад налоговых нарушений в периоде 2012—2014 гг.
Таблица 4
Динамика выявления налоговых правонарушений в Тюменской области в результате проведения камеральных и выездных проверок за 2010-2014 гг.
Виды проведенных проверок 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г.
Проведенные камеральные налоговые проверки 608 913 393 205 377 798 376 785 358 029
из них выявившие нарушения 35 695 27 088 23 919 21 352 23 748
Дополнительно начислено в результате проведения камеральных налоговых проверок, тыс. руб. 11 964 956 934 478 246 156 248 032 448 286
Начислено пени за несвоевременную уплату налогов, тыс. руб. 423 258 419 340 417 556 509 115 515 588
Проведенные выездные налоговые проверки 669 615 622 390 277
Из них выявившие нарушения 665 607 622 388 274
Дополнительно начислено в результате проведения выездных налоговых проверок, тыс. руб. 1 300 489 1 277 163 1 305 067 1 638 411 2 675 392
Источник: [12]
Налоговое администрирование определяет техническую сторону собираемости налоговых платежей, не учитывая экономическое поведение налогоплательщиков. Императивность как фактор, определяющий реализацию принципов налогообложения субъектов (физических и юридических лиц), зачастую не принимается во внимание при государственном налоговом планировании и прогнозировании. Необходимо объединение усилий законодательной и исполнительной власти с целью разработки и внедрения такого налогового механизма, который бы учитывал интересы государства и общества, что выразилось бы в достижении более высокого уровня налоговой культуры.
Современное состояние общества характеризуется неопределенностью выбора альтернатив путей своего развития в силу того, что нестабильность социально-экономических процессов в мире достигает своего критического порога, за которым безопасность жизнедеятельности человека и возможности онтоэволюции становятся проблематичными [3. С. 102].
Проведение мероприятий, к которым общество ещё не готово, негативно отразится на экономическом поведении налогоплательщиков.
Например, рассмотрим введение налоговых амнистий. Налоговая амнистия — это освобождение от применения санкций за нарушение налогового законодательства. В новейшей истории Российской Федерации проводились налоговая амнистия 1993 г. по Указу Президента РФ № 1773 от 27.10.1993 «О проведении налоговой амнистии в 1993 году», налоговая амнистия 2007 года в рамках принятого Федерального закона «Об упрощённом порядке декларирования доходов физических лиц» от 22.12. 2006 г. Несмотря на существенную разницу во времени, проведённые амнистии не оправдали ожиданий государства по увеличению поступлений налогов в казну и не повысили авторитетность налоговой службы, выполняющей контрольно-надзорную функцию государственного налогового менеджмента. Общество про-
демонстрировало нейтральность к данным процессам и отсутствие сознательности у незаконопослушных налогоплательщиков. Присутствие и постоянство теневой экономки поддерживается на протяжении длительного периода рыночного развития экономики низким уровнем налоговой культуры и высоким налоговым обременением налогоплательщиков.
В разработанной в 2005 г. Стратегии экономического развития Тюменской области до 2020 г. сформулировано как перспективное направление — диверсификация экономики посредством внедрения институциональных преобразований и определения новой промышленной политики. При этом не учитывался такой аспект бюджета, как налоговый.
Разработка и внедрение налоговых технологий подразумевают процесс регламентированных последовательных действий при осуществлении налогового администрирования, способствующих в отдельно взятых условиях координировать функционирование налогового процесса. В период реформирования возможно и необходимо дифференцированно по отраслевому признаку поочерёдно предоставлять на временной основе налоговые льготы и преференции. Ограниченный период по времени применения налоговых послаблений позволит сохранить в отрасли приток капитала и не создаст более привилегированного положения по отношению к другим сферам бизнеса. Таким образом, поэтапный перенос налогового бремени не создаст выпадающих доходов при формировании бюджета территории, а приведёт к такой завершающей стадии использования налоговых технологий, которая сформирует систему налогообложения, обеспечивающую благоприятные условия для осуществления предпринимательской деятельности, формирования налоговой культуры и, соответственно, налоговой активности бизнеса и населения. Отсутствие налогового стимула как реальной возможности снижения налогового бремени вынуждает налогоплательщиков использовать разнообразные методы уклонения от уплаты налогов. При этом
введение налоговых льгот и преференций государство не поощряет по той причине, что наличие той или иной льготы привлекает налогоплательщика к её применению безосновательно.
Налоговое законодательство позволяет минимизировать налоговую нагрузку по отдельным видам налоговых платежей (налог на прибыль в части отчислений в региональный бюджет, имущественные налоги) при формировании бюджетов субъектов РФ и бюджетов муниципальных образований.
На протяжении нескольких лет в рамках реализации основных направлений налоговой политики предусматривается налоговое стимулирование инновационной деятельности и развития человеческого капитала [6]. Реализация обозначенного направления также осуществляется и на региональном уровне. В настоящий момент в Тюменской области приняты четыре важных законопроекта в части снижения налогового бремени для предпринимателей Тюменской области. В частности, для налогоплательщиков, применяющих специальный налоговый режим — упрощённой системы налогообложения с объектом — доходы, уменьшенные на величину расходов, осталась пониженная налоговая ставка на прежнем уровне — 5 % закреплена на долгосрочный период. Введены налоговые каникулы на 2...3 года для новых отдельных предпринимателей, занимающихся производственной деятельностью, уменьшена сумма по патентам по некоторым видам предпринимательской деятельности, а также закреплена законодательная инициатива по замораживанию пересмотра данных инициатив, что даёт возможность предпринимателям планировать свою деятельность на долгосрочной основе и расширять сферы бизнеса на диверсификационной основе. В проектах налоговой политики на 2016 г. и плановый период 2017—2018 гг. также подтверждается факт отсутствия изменений налоговой среды для бизнеса, напротив, объявляется налоговая амнистия на возврат капиталов [8].
Законодательные действия направлены на развитие малого предприниматель-
ства в регионе, поскольку, по оперативным данным, доля малого бизнеса в валовом региональном продукте очень низка. Поэтому необходимо постоянно курировать обозначенное направление на предмет снижения налогового бремени, а возможно, и частичной отмены налогов на малый бизнес, за исключением страховых взносов и минимальных патентных выплат, ЕНВД, но при этом упростить процедуру уплаты. Например, приобрёл патент и, тем самым, оплатил все налоги, которые был должен.
При этом областной бюджет выделяет значительные денежные ресурсы на осуществление государственной поддержки предпринимательства в регионе. За период 2012—2014 гг. выделено 553 млн руб. [7].
После введения льгот необходимо проводить постоянный мониторинг и в зависимости от выявленных изменений со стороны малого бизнеса и предпринимательской деятельности осуществлять корректировочные действия.
Экономические институты органов высшей государственной власти и управления (фискальные агенты), выражая интересы общества в различных сферах жизнедеятельности, должны вырабатывать и осуществлять адекватную требованиям экономических законов, политику — экономическую (финансовую, налоговую и т. д.), социальную, экологическую, демографическую и т. д.
Проведение такой комплексной политики в жизнь предполагает принятие новых или обновление действующих законодательных норм. Эта система организационно-правовых отношений предполагает наличие прямых и обратных связей между фискальными агентами и корпоративными агентами предпринимательского сообщества [13. С. 28].
Изучение направлений государственного налогового регулирования экономики в рамках проводимой налоговой политики направлено на формирование налогового партнёрства, соблюдение интересов собственников, работников и государства. Принимая консолидированный бюджет за
основу финансовых возможностей государ- ватная научно обоснованная налоговая по-ства, приоритетной задачей является адек- литика.
Государственная поддержка предпринимательства, млн руб.
Возмещение часта затрат на оплату процентов по договорам кредита 2011-2014- по 21 млн руб.
Субсидирование на развитие
лизинга оборудования 2011-2014- по 115 млн руб.
Возмещение части затрат по участию в общероссийских и
региональных выставках, ярмарках и по продвижению регионального продукта на внутреннем и внешнем рынках 2011-2014 по 1 млн руб.
ВСЕГО
на программу
на 2012-2014
553.
в т.ч.
2012-184
2013-184
2014-185 (2011-390 в т.ч.
ФБ- 137)
Субсидирование затрат, связанных с реализацией программ по энергосбережению 2011-2014- по 5 млн руб.
Реализация массовых программ обучения 2011-2014- по 5 млн руб.
Экспортные субсидии (5 видов) 2011-2014- по 5 млн руб.
Грантовая поддержка начинающих предпринимателей
2011-2014- по 15 млн руб.
ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ИСТОЧНИКИ 888. в,ч фонд целевых займов - 680 фонд микрофинансирования -58 гарантийный фонд -150
Государственная поддержка развития предпринимательской деятельности в Тюменской области в период 2011-2014 гг. [1]
Всё-таки в большей степени финансовые возможности государства напрямую зависят от налоговых поступлений. Увеличение ставок НДПИ и акцизов на некоторые виды подакцизной продукции на 2015 г. не смогут в полной мере реализовать бюджетную политику, объявленный мораторий на увеличение налоговой нагрузки, в свою очередь, негативно может отразиться на уровне собираемости налоговых платежей. Наступает период формирования налогового потенциала с учётом интересов налогоплательщика и уровня его налоговой культуры.
Вероятность налогового бума минимальна, но факт развития предпринима-
тельской деятельности, способствующей экономическому росту территории, во многом зависит от принимаемых решений как на федеральном уровне, так и региональном. Разработанная концепция налоговой политики не учитывает человеческого фактора и тем самым подвержена рискам неуплаты налоговых платежей даже при существующей жесткой мере административного и уголовного наказаний. Только через достижение взаимовыгодных условий жизнедеятельности для всех участников (государство, бизнес, домашнее хозяйство, физические лица) возможен экономический рост.
Список литературы_
1. Бюджет для граждан к отчёту об исполнении бюджета г. Тюмень за 2013 год. Официальный сайт Тюменской области Режим доступа: http://depfin. tyumen-city.ru (дата обращения 14.09.2015).
2. Гамукин В.В. Бюджетные риски: группы, виды, примеры: монография. Тюмень: ТюмГУ, 2015. С. 127-135.
3. Глазьев С.Ю., Наумов Е.А., Понукалин A.A. Институциональные проблемы устойчивого социально-экономического развития: парадигма формирования научно-образовательных и инновационных структур / / Актуальные проблемы экономики и менеджмента. 2014. № 3(03). С. 100-113.
4. Лазутина Д.В., Малецкий A.A. Факторы и особенности методики расчета налоговой нагрузки домашних хозяйств / / Актуальные проблемы формирования и реализации налоговой политики: мат-лы Всерос. науч.-практ. конф. Махачкала: Изд-во ДГУ, 2013. С. 158-163.
5. Огородникова И.И. Модернизация экономики: бюджетно-налоговые технологии // ВЕСТНИК-ЭКОНОМИСТ ЗАБГУ. 2014. № 8. С. 100-116.
6. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 гг. [сайт]. Режим доступа: http://old.minfin.ru/ru/press/transcripts/index. php?id_4=19186 (дата обращения 10.09.2015).
7. Официальный портал органов государственной власти. Тюменская область. Режим доступа: http: //admtyumen.ru/ogv_ru/finance/programs/ program.htm?id =971@egTargetGrant (дата обращения 07.10.2015).
8. Проект налоговой политики на 2016 г. и плановый период 2017-2018 гг. Режим доступа: http: //www.consultant.ru/law/hotdocs/43311 .html (дата обращения 07.10.2015).
9. Путин В.В. Бюджетное послание на 2014-2016 гг. Режим доступа: http: //kremlin.ru/ events/ president/news/18333 (дата обращения 10.09.2015).
10. Татаркин А.И., Васильева Е.В. Качество жизни населения Уральского региона: тенденции и механизм управления // Вестник ЗабГУ. 2015. № 8. С. 154-166.
11. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области. Режим доступа: http//tumstat.gks. ru/wps/wcm/ connect/rosstat_ts/tumstat/resources/
List of literature
1. Byudzhet dlya grazhdan k otchyotu ob ispol-nenii byudzheta g. Tyumeni za 2013 god Ofitsialny sait Tyumenskoy oblasti (The budget for the citizens to the report on the budget of Tyumen city in 2013. Official site of the Tyumen Region) Available at: http // depfin.tyumen-city.ru (accessed 09.14.2015).
2. Gamukin V.V. Byudzhetnye riski: gruppy, vidy, primery [Budget risks: groups, species, examples]: monograph. Tyumen: Tyumen State University Publishing House, 2015. P. 127-135.
3. Glazyev S.Yu., Naumov E.A., Ponukalin A.A. Aktualnye problemy ekonomiki i menedzhmenta (Actual problems of Economics and Management), 2014, no. 3 (03), pp. 100-113.
4. Lazutina D.V., Maletsky A.A. Aktualnye problemy formirovaniya i realizatsii nalogovoy politiki (Actual problems of formation and realization of tax policy): materials of All-Russian scientific and practical Conf. Makhachkala: Izd. DSU, 2013. pp. 158-163.
5. Ogorodnikova I.I. Vestnik-ekonomist Zab-GU (Herald-Economist of ZabGU), 2014, no. 8, pp. 100-116.
6. Osnovnye napravleniya nalogovoy politiki Rossiyskoy Federatsii na 2014 god i na planovy period 2015i2016godov (Main directions of tax policy of the Russian Federation for 2014 and the planning period of 2015 and 2016) Available at: http://old.minfin. ru/ru/press/transcripts /index.php ? id_4=19186 (accessed 09.10.2015).
7. Ofitsialny portal organov gosudarstvennoy vlasti. Tyumenskaya oblast (The official portal of public authorities. Tyumen region) Available at: http: //adm-tyumen. ru / ogv_ru / finance/programs / program. htm ? Id = 971 @ egTargetGrant (accessed 07.10.2015).
8. Proekt nalogovoy politiki na 2016 god i planovy period 2017—2018 godov (The draft tax policy for 2016 and the planning period of 2017-2018) Available at: http://www.consultant.ru/law/hot-docs/43311.html (accessed 07.10.2015).
9. Putin V.V. Byudzhetnoe poslanie na 2014— 2016 gody (Budget Message for the 2014-2016 years) Available at: http: //kremlin.ru/events/ president / news / 18333 (accessed 09.10.2015).
10. Tatarkin A.I., Vasilieva E.V. Vestn. Zab. Gos. Univ. (Transbaikal State University Journal), 2015, no. 8, pp. 154-166.
11. Territorialny organ Federalnoy sluzhby go-sudarstvennoy statistiki po Tyumenskoy oblasti (The territorial body of the Federal State Statistics Service of the Tyumen region) Available at: http / / tumstat.gks.
d742240044d42991b330f720d5236cbc/7_Финдея-тель-прибыль.Ыт (дата обращения 07.10.2015).
12. Федеральная налоговая служба. Режим доступа: http://www.nalog.ru/rn72/ taxation/tax_leg-islation/ (дата обращения 10.09.2015).
13. Юткина Т.Ф. Фискальный механизм и его роль в решении управленческих задач / / Вестник российского нового университета. 2014. Вып. № 2. С. 24-29.
ru/ wps/wcm/ connect/rosstat_ts/tumstat/ resources/ d742240044d42991b330f720d5236cbc/7_ÔHHAefl-TeëB-npnÔBLëB.htm (accessed 07.10.2015).
12. Federalnaya nalogovaya sluzhba (The Federal Tax Service) Available at: http://www. nalog.ru/rn72/ taxation / tax_legislation / (accessed 09.10.2015).
13. Yutkina T.F. Vestnik rossiyskogo novogo universiteta (Bulletin of the Russian New University), 2014, no. 2, pp. 24-29.
Коротко об авторе _
Огородникова И.И., канд. социол. наук, доцент каф. «Финансы, денежное обращение и кредит», Тюменский государственный университет, г. Тюмень, Россия ^оп^п@уа^ех. ги
Научные интересы: государственные и муниципальные финансы, налоги и налогообложение, налоговая политика, налоговый менеджмент
_ Briefly about the author
I. Ogorodnikova, candidate of sociological sciences, assistant professor, Finance, Money Circulation and Credit department, Tyumen State University, Tyumen, Russia
Scientific interests: state and municipal finances, taxes and taxation, tax policy, tax management