УДК 341.16 Вадим ВОЙНИКОВ
ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ВИЗОВОЙ ПОЛИТИКИ ЕС
Аннотация. Настоящая статья посвящена исследованию визовой политики ЕС с учётом планируемых в краткосрочной перспективе перемен. Акцент в работе делается на изучении правовых основ, а также ключевых элементов данной политики. Автор полагает, что систему правовых актов ЕС, регулирующих визовые отношения, следует квалифицировать в качестве визового законодательства ЕС, являющегося одним из элементов более крупной системы правовых актов в области свободы передвижения лиц. Визовая политика ЕС имеет два ключевых направления: установление визового/безвизового порядка въезда; установление порядка и условий выдачи виз для краткосрочного пребывания. К последнему направлению относятся также вопросы, связанные с функционированием Визовой информационной системы. В настоящее время визовая политика ЕС проходит период реформирования, которое охватывает оба её направления. Анализ проводимой реформы показывает то, что ЕС, с одной стороны, стремится укрепить внешние границы путём создания дополнительных механизмов контроля, а с другой стороны, в качестве компенсирующей меры создать более комфортные условия для въезда законопослушных граждан.
Ключевые слова: Европейский Союз (ЕС), Пространство свободы, безопасности и правосудия (ПСБП); визовая политика, Шенгенское пространство, Визовый кодекс, Визовая информационная система.
Введение
14 марта 2018 года Европейская Комиссия (ЕК) представила проект Регламента об изменении действующего Визового кодекса [Proposal for a Regulation, 2018a].
По сообщению ЕК, указанный законопроект направлен на укрепление безопасности, снижение миграционного давления, а также на использование новых технических возможностей1. Его подготовка представляет собой один из элементов ре-
1 EU Visa Policy: Commission puts forward proposals to make it stronger, more efficient and more secure Brussels, 14 March 2018. URL: http://europa.eu/rapid/press-release_IP-18-1745_en.htm (accessed date: 23.08.2018)
© Войников Вадим Валентинович - кандидат юридических наук, доцент кафедры международного и европейского права Балтийского Федерального университета им. И. Канта, Адрес: 236041, Россия, г. Калининград, ул. А.Невского, 14. E-mail: voinicov@yandex.ru DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope420187989
формы визового законодательства ЕС, которая была обусловлена усилением миграционного давления, а также возрастанием террористической угрозы в ЕС.
Визовая политика в рамках ЕС всегда играла и продолжает играть особую роль, поскольку выступает как средство защиты от въезда нежелательных граждан, так и как политический инструмент выстраивания отношений с третьими странами. По этой причине изменение визового законодательства практически всегда было обусловлено политическими причинами. В настоящее время указанные выше функции визовой политики сохраняются, однако, новые вызовы требуют её адаптации к современным реалиям.
Цель настоящей статьи заключается в изучении правовых рамок визовой политике ЕС, её структуры, ключевых элементов, а также основных черт текущей реформы визового законодательства ЕС.
В соответствии со статьей 6 Шенгенского кодекса о границах [Regulation (EU) 2016/399, 2016], наличие действительной визы является одним из условий для въезда иностранцев на территорию Союза.
Визовая политика является частью политики в области пространства, свободы, безопасности и правосудия (далее - ПСБП), в котором, согласно положениям учредительных договоров, участвуют не все страны-члены ЕС. По состоянию на август 2018 г. в визовой политике ЕС с разным статусом участвуют 22 государства-члена, а также четыре ассоциированные страны-участницы Шенгенского пространства. Таким образом, визовая политика не является политикой всего Союза.
Исходя из положений статьи 4 Договора о функционировании ЕС (далее -ДФЕС), визовая политика находится в совместном ведении ЕС и входящих в него государств. Согласно статье 1 Визового кодекса [Regulation (EC) No 810/2009, 2009], визовая политика распространяется только на краткосрочные поездки, продолжительностью не более 90 дней в течение любого периода в 180 дней. В случае более длительного пребывания отношения в визовой сфере регулируются национальным законодательством.
Правовой основой визовой политики ЕС выступают положения статьи 77 (2) (а) ДФЕС, согласно которой Европейский Парламент и Совет ЕС принимают акты по вопросам общей политики о визах и иных разрешений на краткосрочное пребывание.
В соответствии с данной нормой ДФЕС, Совет и Парламент издают акты Союза, формирующие систему правовых актов, которую можно условно квалифицировать как визовое законодательство ЕС. При этом визовое законодательство выступает в качестве одного из элементов законодательства ЕС о свободе передвижения лиц (законодательства ЕС о пересечении людьми государственных границ) [Четвериков, 2010: 3].
В настоящий момент визовое законодательство Союза регулирует достаточно широкий круг отношений, которые, в свою очередь, делятся на две основные группы: установление визовых требований по отношению к гражданам третьих стран; порядок и условия выдачи, продления и прекращения действия краткосрочных виз. Таким образом, мы можем выделить два ключевых направления визовой политики: (1) установление визового/безвизового порядка въезда на территорию Шенгенского пространства; (2) установление порядка и условий выдачи виз для краткосрочного пребывания.
Основным методом правового регулирования в рамках реализации всей визовой политики ЕС является унификация, при этом ключевыми правовыми инструментами данной политики выступают регламент и международные соглашения.
Установление визового/безвизового порядка въезда на территорию Шенгенского пространства
Исходя из положений статьи 77 (2) ДФЕС, в рамках ЕС вопрос об установлении визового/безвизового режима относится к компетенции Союза.
По мнению проф. С. Пирса (Steve Peers) [Peers, 2011: 128] и Й. Монара (Joerg Monar) [Monar, 2012: 24], установление визовых требований в отношении иностранцев представляет собой единственное направление политики в рамках внешнего измерения ПСБП, где ЕС осуществляет, по сути дела, исключительную компетенцию.
В настоящий момент, ключевым актом, определяющим визовые/безвизовые требования по отношению к гражданам третьих стран, выступает регламент Совета от 15.03.2001 г. № 539/2001 [Council Regulation (EC) No 539/2001, 2001]. Указанный регламент определяет не только перечни государств в зависимости от наличия или отсутствия визовых требований, но и общие критерии установления безвизовых отношений с третьими странами. К таким критериям, в частности, относятся: уровень нелегальной иммиграции, характер государственной политики и уровень безопасности, особенность внешней политики ЕС, а также уровень регионального сотрудничества и соблюдение принципа взаимности.
По мнению проф. Тима (Thym), критерии для установления визовых требований, применяемых к гражданам третьих стран, можно поделить на две группы -стратегические интересы внешней политики и особенности миграционной ситуации [Hailbronner, Thym, 2016: 37].
В Евросоюзе можно выделить два основных порядка установления безвизовых отношений - посредством подписания международного договора и последующего внесения изменений в регламент № 539/2001, либо только посредством внесения изменений в регламент № 539/2001 без заключения международного договора [Войников, Корнеев, 2013: 24].
Одним из критериев в реализации визовой политики Союза является принцип взаимности, согласно которому визовые требования по отношению к гражданам определенного государства должны соответствовать тем требованиям, которые устанавливает данное государство по отношению к гражданам стран ЕС.
Визовые отношения ЕС с третьими странами не всегда соответствуют принципу взаимности. При этом применительно к визовой политике ЕС нарушение принципа взаимности имеет двусторонний характер. Так, в некоторых ситуациях ЕС сохраняет визовые требования по отношению к третьей стране, в то время как данная страна не требует от граждан ЕС наличия визы (Армения). В иных ситуациях ЕС предоставляет гражданам третьего государства право безвизового въезда, а указанное государство предоставляет безвизовый въезд гражданам не всех государств, входящих в состав ЕС (США). Во втором случае нарушение принципа взаимности идет в разрез интересам ЕС, и такая ситуация вызывает беспокойство в Евросоюзе.
В 2005 г. ЕС создал правовой механизм реагирования на нарушения его партнёрами принципа взаимности [Council Regulation (EC) No 851/2005, 2005]. В качестве крайней меры реагирования на подобные нарушения предусмотрена возможность восстановления визового режима в отношении граждан третьего государства, являющегося источником нарушения данного принципа.
В 2013 г. был принят новый регламент [Regulation (EU) No 1289/2013, 2013], направленный на корректировку данного механизма. Новый порядок предусматривал автоматическое восстановление визового режима с третьим государством, требующим визы от граждан одной из стран ЕС на основе делегированного акта Комиссии.
По состоянию на 2018 г. ЕС удалось добиться взаимности в визовых вопросах со многими странами, кроме США. До настоящего времени это государство сохраняет визовые требования по отношению к гражданам пяти стран-членов ЕС - Болгарии, Хорватии, Кипру, Польше и Румынии. В своей визовой политике США по-прежнему не рассматривают ЕС в качестве единого субъекта визовых отношений, поэтому реализуют данную политику в отношении каждого отдельного государства. Однако, несмотря на прямые предписания, содержащиеся в регламенте, Союз не решился прибегнуть к крайним мерам и восстановить визовый режим с Соединёнными Штатами. По мнению Комиссии, такая мера будет контрпродуктивной и не поможет достичь цели - обеспечить безвизовый режим въезда в США для всех граждан ЕС [Communication, 2017]. По этой причине данный вопрос по-прежнему находится в переговорной стадии.
В рамках политики, связанной с установлением визового/безвизового порядка въезда на территорию Шенгенского пространства, отдельное место занимает механизм приостановки безвизового режима (Visa suspension mechanism). Он был введён в 2013 г. [Regulation (EU) No 1289/2013, 2013] одновременно с изменением порядка реагирования Евросоюза на нарушение принципа взаимности. Необходимость данного механизма была обусловлена желанием ЕС продолжить политику установления безвизовых отношений со странами, которые не в полной мере отвечают установленным критериям в части безопасности и нелегальной иммиграции, но находятся в русле геостратегических интересов ЕС.
В марте 2017 г. механизм приостановки безвизового режима был изменен [Regulation (EU) 2017/371, 2017]. Основная цель изменений заключалась в том, чтобы сделать данный механизм более гибким и доступным посредством сокращения сроков и упрощения процедуры. Очевидно, что посредством изменения механизма временного восстановления визового режима ЕС старается обеспечить баланс между необходимостью укрепления внешних границ и желанием продолжить политику визовой либерализации в отношении "лояльных" государств [Войников, 2017].
Установление порядка и условий выдачи виз для краткосрочного пребывания
В рамках второго направления визовой политики, касающегося условий и порядка выдачи виз, ключевым актом является "Кодекс сообщества о визах" (Визовый кодекс ЕС) [Regulation (EC) No 810/2009, 2009]. Цель Визового кодекса состоит в обеспечении равноправного отношения ко всем заявителям [Россия-ЕС, 2013].
Под Шенгенской визой следует понимать разрешительный документ, выданный государством-членом с целью транзита или пребывания на территории государств-членов продолжительностью не более 90 дней в течение 180 дней с момента первого въезда, а также транзита через международный сектор аэропорта.
Проблема интерпретации понятия "первый въезд" была предметом судебного разбирательства в рамках преюдициального запроса. Суд определил, что понятие "первый въезд" относится не только к самому первому въезду в Шенгенское пространство, но также к любому первому въезду, который имел место по истечении шестимесячного периода после первого въезда, а также к любому первому въезду в каждом последующем полугодовом периоде [Case C-241/05, 2006].
Классификация виз
Действующий визовый кодекс выделяет два основных вида виз: виза для краткосрочного пребывания и транзита (тип С) и виза для транзита через аэропорт (тип А).
Виза для краткосрочного пребывания (тип С) предоставляет иностранцу право въехать на территорию Шенгенского пространства и находится в его пределах в течение действия визы. Транзитная виза через аэропорт (тип А) предназначена для транзита через международный сектор аэропорта. Наличие транзитной визы через аэропорт требуется лишь от граждан ограниченного круга государств, являющихся источником повышенной иммиграционной опасности.
Помимо указанных видов виз, право ЕС выделяет особый тип въездного документа для иностранцев, прямо не поименованного в Визовом кодексе в качестве визы, но являющегося таковым по своему характеру. Это упрощённый транзитный документ (УТД) и упрощенный транзитный документ для железнодорожного транспорта (УТД ЖД), появившиеся в результате договорённостей между Россией и ЕС по вопросам транспортных связей между Калининградской областью и остальной Россией [Зверев и др., 2006: 355]. Правовой основой таких транзитных документов выступает Регламент No 693/2003 [Council Regulation (EC) No 693/2003, 2003], согласно которому они предоставляют иностранцу право проезда через территорию ЕС на наземном или наземном железнодорожном транспорте, следуя из одной части России в другую её часть. Европейские законодатели изначально отказались использовать для обозначения УТД термин "виза". Причина отказа имеет исключительно политический характер, однако по своей правовой природе УТД соответствует обычной визе для целей транзита.
Порядок выдачи виз
Действующее законодательство ЕС выделяет два порядка выдачи Шенгенских виз - стандартный и упрощённый.
Правовой основой стандартного режима выдачи виз являются положения Визового кодекса. Упрощенный порядок выдачи виз базируется не только на положениях Визового кодекса, но и на положениях соответствующих международных соглашений, которые могут предусматривать особые по сравнению со стандартным режимом правила.
В настоящее время ЕС является стороной 12 соглашений об упрощении визовых процедур (visa facilitation agreements). При этом граждане большей части стран, являющихся стороной таких соглашений, в разное время получили право на безвизовый въезд в ЕС.
Как правило, соглашения об облегчении визовых процедур содержат стандартные положения, предусматривающие уменьшение или отмену визового сбора, право безвизового въезда для отдельных категорий граждан (владельцев дипломатических или служебных паспортов), возможность выдачи многократных виз и т.д. Таким образом, соглашения об упрощении выдачи виз содержат в себе как нормы, определяющие порядок и условия выдачи виз, так и нормы, устанавливающие наличие или отсутствие визовых требований.
Визовая информационная система
Отдельное место в рамках визовой политики занимает её информационный компонент - Визовая информационная система (ВИС). ВИС является системой обмена данными, связанными с выдачей государствами-членами ЕС виз гражданам третьих государств. Правовая основа ВИС представлена в виде решения Совета № 2004/512/EC [Council décision № 2004/512/EC, 2004] и регламента Совета и Парламента № 767/2008 [Regulation (EC) No 767/2008, 2008].
В ВИС подлежат внесению сведения обо всех заявлениях на выдачу Шенген-ских виз, а также о принятых по этим заявлениям решениях, в том числе решения о выдаче визы, об отказе в её выдаче, об аннулировании или продлении срока визы. Основная идея ВИС состоит в том, чтобы максимально оптимизировать механизм выдачи и использования Шенгенских виз, что, в свою очередь, должно способствовать обеспечению внутренней безопасности, пресечению незаконной иммиграции и упрощению въезда для законопослушных граждан.
Перспективы развития визовой политики ЕС
Визовая политика ЕС не является статичной. Быстро меняющийся мир требует корректировки положений союзного законодательства, касающегося въезда иностранных граждан на территорию Евросоюза.
В настоящее время в ЕС подготовлены изменения в рамках обоих направлений его визовой политики, которые касаются как установления визового/безвизового порядка въезда на территорию Шенгенского пространства, так и определения порядка и условий выдачи виз для краткосрочного пребывания.
В сфере установления визового/безвизового режима с третьими странами следует упомянуть подготовленный в ноябре 2016 г. проект регламента [Proposai for a Regulation, 2016] о создании Европейской системы информации о путешествии и авторизации (European Travel Information and Authorisation System (ETIAS).
Это нововведение предусматривает обязательную предварительную авторизацию для въезда иностранцев, которым не требуется Шенгенская виза.
Формально указанная система разработана не в рамках визовой политики ЕС, скорее, она является частью политики в области пограничного контроля. Однако фактически такая система устанавливает для иностранцев, освобожденных от необходимости получения обычной Шенгенской визы, обязанность получать авторизацию (разрешение) на въезд, выдаваемую на пять лет на основании электронной заявки с оплатой сбора в размере пяти евро. Предварительная авторизация подтверждает тот факт, что иностранец не создает риск нелегальной иммиграции и/или угрозу общественному порядку и общественному здоровью в странах ЕС.
Таким образом, данная процедура по своему характеру и смыслу незначительно отличается от процедуры получения Шенгенской визы. Иными словами, после вве-
дения в действие дайной системы все иностранцы, въезжающие в ЕС, должны будут иметь предварительно оформленное разрешение либо в виде авторизации, либо в виде Шенгенской визы.
В области установления порядка и условий выдачи виз следует упомянуть две ключевые инициативы: проект регламента об изменении Визового кодекса [Proposal for a Regulation, 2018a] и проект регламента об изменении правовых актов о работе Визовой информационной системы [Proposal for a Regulation, 2018b].
Как уже отмечалось выше, основной целью новой редакции Визового кодекса является усиление визовой политики посредством решения проблем миграции и безопасности, а также её адаптация к экономическим и внешнеполитическим реалиям.
Европейская Комиссия обозначила три ключевые проблемы, на решение которых направлен представленный законопроект:
1. Финансовый аспект. Консульский сбор в установленном размере не покрывает затраты на обработку заявлений и выдачу виз. По этой причине законопроект предусматривает увеличение стандартного визового сбора с 60 евро до 80. Кроме того, установлен порядок пересмотра визового сбора с учётом инфляции и иных объективных данных на основе делегированного акта Комиссии (статья 16).
2. Отсутствие общесоюзных правил, касающихся выдачи многократных виз для законопослушных и часто путешествующих иностранцев. Новая редакция Визового кодекса содержит т.н. каскад правил поэтапной выдачи многократных виз таким гражданам. Так, многократная виза на один год выдаётся в случае, если иностранец получил и использовал в течение двух предыдущих лет три однократные виз. Многократная виза на два года выдаётся при условии предыдущей выдачи многократной визы со сроком на один год, а если иностранец получал и использовал двухлетнюю визу, ему выдаётся многократная виза на пять лет.
3. Нежелание некоторых третьих государств принимать своих граждан, незаконно находящихся на территории ЕС. В связи с этим предложено ввести специальные правила выдачи виз гражданам стран, не осуществляющих сотрудничество с ЕС в рамках реадмиссии. Перечень таких стран будет определяться Комиссией на основе объективных критериев. В отношении таких граждан не подлежат применению общие положения Визового кодекса вследствие нехватки подтверждающих документов для получения визы, размера визового сбора, сокращенного срока рассмотрения заявлений, правил о выдачи многократных виз и т.д. Иными словами, в отношении таких иностранцев подлежат применению ограничительные меры, характер которых определяется на основании имплементационного акта Комиссии.
Данное предложение носит спорный характер, т.к. ограничительные меры подлежат применению в отношении рядовых граждан, тогда как ответственность за невыполнение обязательств в рамках соглашений о реадмиссии несут государственные структуры. Таким образом, в данной ситуации проявляется внешнеполитическая тактика ЕС, связанная с желанием воздействовать на политические институты через рядовых граждан. Думается, что в данной части предложение Комиссии не в полной мере соответствует принципу равенства, предусмотренному статьей 2 Договора о Европейском Союзе.
Помимо решения трех названных Комиссией проблем, законопроект содержит в себя также ряд существенных новелл, направленных на совершенствование Визового кодекса с учётом практики его применения.
1. Законодатель отказался от такого вида Шенгенской визы, как двукратная виза. Новая редакция Визового кодекса ставит предоставление однократной или многократной визы в зависимость от количества предыдущих въездов (статья 24). Кроме того, новая редакция Визового кодекса не предусматривает в качестве самостоятельной цели визита транзит, поскольку законодатель не видит принципиальной разницы между поездкой с целью транзита или с целью пребывания.
2. Изменены правила определения государства, ответственного за выдачу визы в случае посещения иностранцем нескольких стран ЕС (статья 5). Ранее использовались два критерия - цель визита и продолжительность пребывания. Новая редакция сохраняет один критерий - продолжительность пребывания.
3. С трёх до шести месяцев увеличен срок до планируемой поездки, ранее которого не может быть подано визовое ходатайство (статья 9). Кроме того, с 15 до 10 дней сокращен общий максимальный срок для рассмотрения визового ходатайства (статья 23).
4. Введены принципиально новые правила, которые позволяют государствам-членам выдавать визы в пунктах пропуска иностранным гражданам, прибывающим на срок до 7 дней с целью туризма. Действующая ныне редакция предусматривает возможность выдачи визы в пунктах пропуска только в исключительных случаях (статья 63 а).
5. Конкретизированы правила, касающиеся обжалования решения об отказе в выдаче визы. С учётом решения Суда ЕС [Case C-403/16, 2017] новая редакция Визового кодекса обязывает компетентные органы предоставлять детальную информацию, касающуюся процедуры обжалования и судебной защиты.
Таким образом, представленный законопроект имеет четыре ключевые составляющие: экономическая, связанная с увеличением размера визового сбора; ограничительная, связанная с применением специальной процедуры выдачи виз лицам, являющимся гражданами стран, не сотрудничающим с ЕС в рамках реадмиссии; либеральная, связанная с упрощением процедуры выдачи виз законопослушным иностранцам; техническая, связанная с совершенствованием ряда процедурных положений.
Спустя два месяца после публикации проекта регламента об изменении Визового кодекса Европейская комиссия представила изменения в правовых актах, регламентирующих функционирование ВИС.
Основная цель данных изменений заключается в том, чтобы повысить эффективность ВИС посредством совершенствования её технической составляющей и обеспечения совместимости с другими информационными системами ПСБП.
В частности, предусмотрена автоматическая проверка визовых ходатайств, занесенных в ВИС, по другим информационным базам данных; с целью повышения эффективности возвращения нелегальных иммигрантов. В ВИС будет сохраняться копия паспорта иностранца и будет вноситься информация не только о краткосрочных визах, но и визах для долгосрочного пребывания, а также видах на жительство. Расширяются также возможности использования ВИС национальными правоохранительными органами.
Таким образом, предполагаемые изменения, по мнению Комиссии, должны усилить как безопасность границ, так и внутреннюю безопасность Союза.
Заключение
Визовая политика занимает особое место в рамках ПСБП, правовым инструментом которой выступает система нормативно-правовых актов, которые можно квалифицировать как визовое законодательство ЕС.
В рамках визового законодательства отчетливо прослеживаются два ключевых элемента: система норм, определяющих визовые/безвизовые требования к гражданам третьих стран, и система норм, определяющих порядок выдачи и использования виз.
В настоящий момент в рамках ЕС проводится масштабная реформа политики в области ПСБП. Она касается также и визового законодательства, охватывая оба его элемента, и обусловлена, главным образом, последствиями миграционного кризиса, усилением террористической угрозы, а также развитием информационных возможностей.
Анализ опубликованных законопроектов позволяет выявить следующие ключевые черты реформы визового законодательства ЕС.
1. Расширение возможностей информационного компонента визового законодательства, а также более широкое использование цифровых возможностей.
2. Усиление правоохранительного компонента визовой политики посредством активного вовлечения в указанную сферу правоохранительных органов.
3. Ужесточение визовых требований в отношении граждан тех стран, которые являются источником повышенной нелегальной иммиграции.
4. Создание дополнительных механизмов, позволяющих контролировать въезд на территорию ЕС иностранных граждан.
5. Создание дополнительных инструментов, облегчающих въезд законопослушным гражданам с подтвержденной позитивной историей.
Таким образом, проводимая реформа, с одной стороны, направлена на укрепление внешней границы, а с другой стороны, не должна осложнять въезд для законопослушных путешественников, что привело бы к снижению привлекательности ЕС для иностранцев. Очевидно, что одновременное достижение двух указанных целей требует достаточно гибкого подхода и обеспечения правильного баланса между безопасностью и свободой.
Список литературы
Войников В. В., Корнеев О. В. (2013) Проблемы и перспективы безвизового диалога России и ЕС // Балтийский регион. № 3 (17). С. 20-37.
Войников В.В. (2017) Европейское пространство свободы, безопасности и правосудия и миграционный кризис в Европе // Современная Европа, № 2. С. 43-54.
Зверев Ю., Клемешев А., Федоров Г. (2006) Стратегия развития Калининградской области в условиях расширения ЕС // Расширение Европейского союза и Россия / Под ред. О.В. Буториной, Ю.А. Борко. - М.: Издательский Дом "Деловая литература", 568 с.
Россия-ЕС: упрощение и либерализация визового режима. Современное состояние и дальнейшие перспективы / под ред. Петера Ван Элсувеге. Сентябрь 2013 // URL: https://eu-russia-csf.org/fileadmin/Policy_Papers/Others/Visa_Repor_-_Druck_-_RUS.pdf (дата обращения 25.08.2018)
Четвериков, А.О. (2010) Правовой режим пересечения людьми внутренних и внешних границ государств - членов Европейского Союза. Учебное пособие / под ред. С.Ю. Кашкина. М. : Волтерс Клувер. 432 с.
References
Chetverikov, A.O. (2010) Pravovoj rezhim peresecheniya lyud'mi vnutrennih i vneshnih granic gosudarstv - chlenov Evropejskogo Soyuza. Uchebnoe posobie / pod red. S.YU. Kashkina. M. : Volters Kluver. 432 s.
Rossiya-ES: uproshchenie i liberalizaciya vizovogo rezhima. Sovremennoe sostoyanie i dal'nejshie per-spektivy/Pod red. Petera Van Elsuwege. Sentyabr' 2013 // URL: https://eu-russia-csf.org/fileadmin/Policy_Papers/Others/Visa_Repor_-_Druck_-_RUS.pdf
Voynikov V. V., Korneev O. V. (2013) Problemy i perspektivy bezvizovogo dialoga Rossii i ES // Bal-tijskij region. № 3 (17). S. 20-37.
Voynikov V.V. (2017) Evropejskoe prostranstvo svobody, bezopasnosti i pravosudiya i migracionnyj krizis v Evrope // Sovremennaya Evropa, № 2. S. 43-54.
Zverev YU., Klemeshev A., Fedorov G. (2006) Strategiya razvitiya Kaliningradskoj oblasti v usloviyah rasshireniya ES // Rasshirenie Evropejskogo soyuza i Rossiya/ Pod red. O.V. Butorinoj, YU.A. Borko. M.: Izdatel'skij Dom "Delovaya literatura", 568 s.
Case C-241/05, Judgment of the Court (Grand Chamber) of 3 October 2006. Nicolae Bot v Préfet du Val-de-Marne // URL:http://eur-
lex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri=CELEX:62005CJ0241:EN:HTML (accessed date: 23.08.2018)
Case C-403/16. Judgment of the Court (First Chamber) of 13 December 2017. Soufiane El Hassani v Minister Spraw Zagranicznych. Request for a preliminary ruling. URL: http://curia.europa.eu/juris/celex.jsf?celex=62016CJ0403&lang1=en&type=TXT&ancre= (accessed date: 23.08.2018)
Communication from the Commission to the European Parliament and the Council. State of play and possible ways forward as regards the situation of non-reciprocity with certain third countries in the area of visa policy and assessment of the effectiveness of the reciprocity mechanism provided for in Article 1(4) of Council Regulation (EC) No 539/2001. Brussels, 20.12.2017 COM(2017) 813 final.URL: https://ec.europa.eu/home-affairs/sites/homeaffairs/files/what-is-new/news/20171220_communication_on_state_of_play_situation_non-reciproci-
ty_certain_third_countries_reciprocity_visa_policy_assessment_effectiveness_reciprocity_mechanism_en.pdf (accessed date: 23.08.2018)
Council decision (2004/512/EC) of 8 June 2004 establishing the Visa Information System (VIS), OJ L213, 15.06.2004, p. 0005-0007.
Council Regulation (EC) No 539/2001 of 15 March 2001 listing the third countries whose nationals must be in possession of visas when crossing the external borders and those whose nationals are exempt from that requirement, OJ, L 81, 21.3.2001, p. 1-7.
Council Regulation (EC) No 693/2003 of 14 April 2003 establishing a specific Facilitated Transit Document (FTD), a Facilitated Rail Transit Document (FRTD) and amending the Common Consular Instructions and the Common Manual. OJ L 99, 17.4.2003, p. 8-14.
Council Regulation (EC) No 851/2005 of 2 June 2005 amending Regulation (EC) No 539/2001 listing the third countries whose nationals must be in possession of visas when crossing the external borders and those whose nationals are exempt from that requirement as regards the reciprocity mechanism, OJ, L 141, 4.6.2005. p. 1-7.
Hailbronner, Kay, Thym, Daniel (2016) EU Immigration and Asylum Law. Commentary, 2th edition (C.H. Beck/Hart/Nomos).
Jörg Monar (2012) The External Dimension of the EU's Area of Freedom, Security and Justice Progress, potential and limitations after the Treaty of Lisbon - SIEPS.
Peers, Steve (2011) EU Justice and Home Affairs Law. Third edition. Oxford University Press. 973 p.
Proposal for a Regulation of the European Parliament and of the Council amending Regulation (EC) No 810/2009 establishing a Community Code on Visas (Visa Code) Brussels, 14.3.2018 COM(2018) 252 final 2018/0061 (COD). 2018a. URL: https://ec.europa.eu/home-affairs/sites/homeaffairs/files/what-we-do/policies/european-agenda-migration/201780314_proposal-regulation-establishing-community-code-visas_en.pdf (accessed date: 23.08.2018)
Proposal for a Regulation of the European Parliament and of the Council establishing a European Travel Information and Authorisation System (ETIAS) and amending Regulations (EU) No 515/2014, (EU) 2016/399, (EU) 2016/794 and (EU) 2016/1624. 16.11.2016 C0M(2016) 731 final 2016/0357(C0D), 2016. Режим доступа: URL: http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/ALL/?uri=CELEX:52016PC0731 (accessed date: 23.08.2018)
Proposal for a Regulation of the European Parliament and of the Council amending Regulation (EC) No 767/2008, Regulation (EC) No 810/2009, Regulation (EU) 2017/2226, Regulation (EU) 2016/399, Regulation XX/2018 [Interoperability Regulation], and Decision 2004/512/EC and repealing Council Decision 2008/633/JHA. Brussels, 16.5.2018 C0M(2018) 302 final. 2018b. URL: https://ec.europa.eu/home-affairs/sites/homeaffairs/files/what-we-do/policies/european-agenda-security/20180516_regulation-proposal-european-parliament-council_en.pdf (accessed date: 23.08.2018)
Regulation (EC) No 767/2008 of the European Parliament and of the council of 9 July 2008 concerning the Visa Information System (VIS) and the exchange of data between Member States on short-stay visas (VIS Regulation), OJ L218, 13.08.2008, p. 60-81.
Regulation (EC) No 810/2009 of the European Parliament and of the Council of 13 July 2009 establishing a Community Code on Visas (Visa Code) // OJ L 243, 15.9.2009, p. 1-58.
Regulation (EU) 2016/399 of the European Parliament and of the Council of 9 March 2016 on a Union Code on the rules governing the movement of persons across borders (Schengen Borders Code). OJ L 77, 23.3.2016, p. 1-52.
Regulation (EU) 2017/371 of the European Parliament and of the Council of 1 March 2017 amending Council Regulation (EC) No 539/2001 listing the third countries whose nationals must be in possession of visas when crossing the external borders and those whose nationals are exempt from that requirement (revision of the suspension mechanism). OJ L 61, 8.3.2017, p. 1-6.
Regulation (EU) No 1289/2013 of the European Parliament and of the Council of 11 December 2013 amending Council Regulation (EC) No 539/2001 listing the third countries whose nationals must be in possession of visas when crossing the external borders and those whose nationals are exempt from that requirement. OJ L 347, 20.12.2013, p. 74-80.
The Legal aspects of the EU visa policy
Author: Voynikov V., Candidate of Science (Law), Associate Professor at the Department of International and European Law, I. Kant Baltic Federal University. Address: 14, A. Nevskogo ul., Kaliningrad, Russian Federation, 236041. E-mail: voinicov@yandex.ru
Abstract. This article analyzes the EU visa policy taking into account the changes planned in the short term perspective. At the same time, the author focuses on studying the legal framework, as well as the key elements of this policy. Author believes that the system of EU legal acts regulating visa relations should be qualified as EU visa legislation, which is one of the elements of a larger system of legal acts in the field of freedom of movement of persons. The EU visa policy has two key areas: the establishment of a visa / visafree entry regime; the establishment of the procedure and conditions for issuing short stay visas. The latter area also includes issues related to the functioning of the Visa Information System. Currently, the EU realizes the reform of the visa policy, which covers both its directions. The analysis of the ongoing reform shows that the EU, on the one hand, seeks to strengthen external borders by creating additional control mechanisms, and, on the other hand, as a compensatory measure, creates more comfortable conditions for the entry of frequent and law-abiding travelers.
Key words: European area of freedom, security and justice; EU visa policy, Schengen Area, Visa code, Visa Information System.
DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope420187989