РОССИЯ - ЕС
УДК 341.16 Вадим ВОЙНИКОВ
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОБЩЕГО ПРОСТРАНСТВА СВОБОДЫ, БЕЗОПАСНОСТИ И ПРАВОСУДИЯ МЕЖДУ РФ И ЕС
Аннотация. В настоящей статье рассматриваются вопросы, связанные с состоянием развития общего пространства свободы, безопасности и правосудия России и ЕС после обострения отношений вследствие украинского кризиса.
Основная цель статьи состоит в том, чтобы показать, какие достижения были достигнуты Россией и ЕС до украинского кризиса, каким образом украинский кризис сказался на общем пространстве свободы, безопасности и правосудия и какие перспективы можно ожидать в данной области в ближайшей перспективе.
Автором проведен анализ и систематизация основных достижений общего пространства свободы, безопасности и правосудия, а также нормативно-правовой базы сотрудничества.
В ходе исследования установлено, что несмотря на приостановку сотрудничества проблемы и вызовы, стоящие перед Россией и ЕС в данной сфере, не изменились. Поэтому стороны должны поэтапно развивать сотрудничество по вопросам, представляющим взаимный интерес независимо от политической ситуации.
Автор выделяет наиболее острые и менее политизированные проблемы, которые необходимо решать в первую очередь. Кроме того, в области свободы передвижения граждан на примере отдельных инициатив автор считает необходимым, чтобы Россия и ЕС предприняли конкретные односторонние шаги, направленные на упрощение порядка въезда, которые дали бы положительный сигнал для полноценного возобновления отношений.
Ключевые слова: Общее пространство свободы, безопасности и правосудия. Россия. Европейский Союз. Украинский кризис.
Общее пространство свободы, безопасности и правосудия представляет собой один из ключевых компонентов сотрудничества России и Европейского Союза. В 2015 г. оно отметило свой первый десятилетний юбилей со времени, когда 10 мая 2005 г. они в торжественной обстановке согласовали дорожные карты по созданию четырёх общих пространств. Одна из указанных дорожных карт была посвящена общему пространству свободы, безопасности и правосудия [Дорожная карта по общему пространству свободы....., 2005].
В настоящее время, принимая во внимание последствия украинского кризиса, развитие общего пространства свободы, безопасности и правосудия временно приостановлено.
© Войников Вадим Валентинович - кандидат юридических наук, доцент кафедры международного и европейского права Балтийского Федерального университета им. И. Канта, вице-президент АЕВИС, член Правления АЕВИС. Адрес: 236041, г. Калининград, ул. А. Невского, 14. E-mail: voinicov@yandex.ru DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope520155968
По сути дела в угоду политической конъюнктуры стороны теряют время, которое можно было использовать для реализации проектов, имеющих взаимный интерес и насущную необходимость.
Под понятием "украинский кризис" в данной статье понимается протестное движение в Киеве и последующее за ним насильственное свержение власти, референдум в Крыму о присоединении к России, а также вооружённый конфликт в Донбассе.
Принятие в 2005 г. дорожных карт является уникальным примером в практике Европейского Союза. Как правило, при осуществлении внешней политики ЕС придерживается определённых алгоритмов, выработанных и апробированных в отношениях с той или иной группой государств. К примеру, к таким алгоритмам можно отнести соглашения о партнёрстве и сотрудничестве, соглашения об облегчении визовых процедур и т.д.
В случае с дорожными картами ситуация принципиально иная, такой механизм был применен только по отношению к России, что должно было подчеркнуть её уникальный статус во внешней политике Европейского Союза.
Дорожная карта по общему пространству свободы, безопасности и правосудия представляет собой перечень целей и конкретных совместных мероприятий. Указанные мероприятия могут иметь различную форму и различное правовое содержание.
С юридической точки зрения дорожная карта правовым документом не является, её можно отнести к категории т.н. "мягкого права" (soft law). Дорожная карта включает в себя конкретные обязательства сторон, однако указанные обязательства не содержат конкретных сроков, механизмов принуждения, соответственно не имеют характер юридически обязательных норм. Сама дорожная карта не является международно-правовым актом, следовательно, не имеет для сторон обязательной юридической силы. В связи с этим, её имплементация зависит исключительно от доброй воли сторон.
Структура карты представлена в виде трёх основных тематических блоков, условно обозначенных как "свобода", "безопасность" и "правосудие". В рассматриваемом контексте в понятие свобода входит свобода передвижения граждан, иммиграция, предоставление убежища, в понятие безопасность - обеспечение внутренней и внешней безопасности (борьба с организованной преступностью, терроризмом, торговлей наркотиками и т.д.), в понятие правосудие - осуществление тесного взаимодействия и правовой помощи по гражданским и уголовным делам.
Особое место в структуре общего пространства занимает проблема защиты прав и свобод человека. Стороны определили то, что одним из базовых принципов, лежащих в основе сотрудничества России и ЕС в области свободы, безопасности и правосудия, является уважение прав человека. Указанный принцип обладает общим применением, однако в контексте утвержденной дорожной карты он по-разному трактуется сторонами. По мнению Европейского Союза, исходя из этого принципа стороны вправе осуществлять взаимный мониторинг за соблюдением прав человека. В частности, это даёт право Европейскому Союзу поднимать вопрос об ущемлении в России прав и свобод человека и гражданина, в связи с чем с точки зрения ЕС проблема прав человека выступает в качестве четвёртого элемента общего пространства1. По мнению Российской стороны, в России существуют надёжные механизм обеспечения защиты прав человека, и Европейский Союз не вправе вмешиваться во внутренние дела другого государства.
1 См. пункт d раздела "EU-Russia common space on freedom, security and justice", EU-Russia Common Spaces Report 2010, режим электронного доступа: http://www.eeas.europa.eu/russia/docs/commonspaces_prog_report_2010_en.pdf
За истекший срок с момента согласования дорожных карт стороны провели довольно большую работу.
Так, в рамках первого элемента "Свобода" Россия и ЕС заключили соглашения о реадмиссии [Соглашение ... о реадмиссии, 2006] и упрощении визовых процедур [Соглашение ... об упрощении выдачи виз., 2006]. Оба соглашения вступили в законную силу с 1 июля 2007 г. В 2011 г. стороны запустили переговоры о модернизации соглашения об упрощении визовых процедур.
В декабре 2011 г. Россия и ЕС согласовали "Совместные шаги по переходу к безвизовому режиму краткосрочных поездок граждан России и ЕС" [Совместные шаги ..., 2011] и приступили к их имплементации.
В это же время ЕС внёс изменения в регламент о местном приграничном передвижении, что открыло дорогу для подписания между Россией и Республикой Польшей соглашения о порядке местного приграничного передвижения, предусматривающего более либеральные условия взаимных поездок по сравнению со стандартным режимом [Соглашение . о порядке местного приграничного передвижения, 2011]. В мае 2011 г. Россия и ЕС запустили миграционный диалог.
Получило своё развитие также сотрудничество в области управления границами, причём как на национальном уровне, так и на уровне Россия-ЕС. В пограничной сфере рассматривался вопрос о заключении соглашения между Пограничным управлением ФСБ России и Агентством по управлению внешними границами (Фронтекс).
Второй элемент "безопасность" является наиболее содержательной частью общего пространства. Согласно дорожной карте, целью партнёрства в данной области является совершенствование сотрудничества для противодействия терроризму и всем формам организованной преступности, а также другим видам незаконной деятельности в целях обеспечения безопасности.
Дорожная карта включает в себя достаточно широкий спектр мероприятий правового и организационного характера, общей целью которых является обеспечение достаточного уровня безопасности в России и ЕС.
Несмотря на очевидную необходимость развития сотрудничества в данной сфере и наличие богатого опыта двухсторонних отношений между Россией и отдельными государствами - членами ЕС, данная область сотрудничества развивалась недостаточно эффективно.
Особое место в сфере "безопасности" Россия и ЕС уделяют сотрудничеству с Европолом. В октябре 2003 г. между правительством Российской Федерации и Ев-рополом было заключено соглашение о стратегическом сотрудничестве [Соглашение ... между Российской Федерацией и Европейской полицейской организацией, 2003], которое рассматривалось как первый этап развития партнёрства. Следующим этапом должно было стать соглашение об оперативном сотрудничестве, предусматривающее обмен персональной информацией. Однако до настоящего времени оно не подписано из-за отсутствия соглашения о защите персональных данных.
Задача третьего элемента "Правосудие" состоит в содействии повышения эффективности судебной системы России и государств - членов ЕС и независимости суда, а также в развитии судебного сотрудничества между Россией и ЕС. Указанный элемент включает в себя три составляющих: развитие судебной системы, сотрудничество по уголовным делам и сотрудничество по гражданским делам.
Примечательно, что развитие судебной системы в соответствии с дорожной картой носит двухсторонний характер. В отличие от Соглашения о партнёрстве и сотрудничестве, которое предусматривало реформы исключительно для России, дорожная карта предусматривает развитие сотрудничества на паритетной основе.
На сегодняшний момент в области правового сотрудничества не удалось достичь каких-либо серьёзных результатов. Можно выделить три основных вопроса, обсуждаемых в рамках правового партнёрства между Россией и ЕС. В первую очередь, это развитие сотрудничества между Евроюстом и Генеральной прокуратурой Российской Федерации, и уже проведено несколько раундов переговоров, однако соглашение пока не подписано.
Следующий вопрос связан с возможностью заключения между Россией и ЕС соглашения о взаимной помощи по уголовным делам по аналогии с соглашением, заключенным между ЕС и США. Россия и страны ЕС являются участниками двусторонних и многосторонних соглашений о правовой помощи по уголовным делам. Посредством заключения соглашения на уровне Россия-ЕС стороны смогут, во-первых, задействовать инструменты ЕС, а во вторых создать свой собственный механизм, учитывающий особенности правовой системы России, Европейского Союза и государств - членов ЕС.
Наконец, третий вопрос - это заключение соглашения о взаимной правовой помощи по гражданским делам. Вопрос о правовом сотрудничестве России и ЕС по гражданским делам практически всегда остаётся в тени. При этом именно данная сфера содержит в себе большой потенциал для развития партнёрства.
В отличие от уголовно-процессуальной сферы область сотрудничества по гражданским делам в значительно большей степени интегрирована в существующие правовые механизмы ЕС. Более того, учитывая высокую активность экономических контактов между Россией и странами ЕС, углубление правового сотрудничества по гражданским делам приобретает особую актуальность. Однако на сегодняшний момент между Россией и ЕС не приняты никакие правовые механизмы осуществления сотрудничества в гражданско-правовой сфере.
В начале 2014 г. украинский кризис серьёзно осложнил отношения между Россией и ЕС в общем и в области пространства свободы, безопасности и правосудия, в частности. В марте 2014 г. в ответ на объявление о референдуме в Крыму и Севастополе о вхождении в состав РФ Европейский Совет принял решение приостановить переговоры с Россией по визовым вопросам, а также по новому базовому соглашению1.
Более того, Европейский Союз ввёл в отношении целого ряда российских граждан визовые ограничения в рамках санкционной политики в отношении России [Войников, 2015]. Ещё одним проявлением санкционной политики Европейского Союза, которое не получило юридического оформления, стал порядок оформления шенгенских виз для жителей Крыма и Севастополя. Согласно данному порядку, жители полуострова вправе получить шенгенские визы только на территории Украины и только при наличии украинского паспорта. Принимая во внимание частичную блокаду Крыма со стороны Украины, а также приобретение жителями Крыма российского гражданства, данный порядок существенно осложняет, а некоторых случаях делает невозможным процесс получения шенгенских виз.
Украинский кризис явился ключевым фактором, кардинально изменившим развитие отношений между Россией и ЕС и в целом, и в области общего пространства свободы, безопасности и правосудия, в частности. Иными словами украинский кризис положил начало новому этапу развития отношений России и Европейского Союза.
Начиная с марта 2014 г. по инициативе Европейского Союза были формально заморожены все проекты, реализуемые в рамках общего пространства свободы,
1 cm. Statement of the Heads of State or Government on Ukraine Brussels, 6 March 2014, http://www.consilium.europa.eu/uedocs/cms_data/docs/pressdata/en/ec/141372.pdf
безопасности и правосудия. При этом заморозка отношений и приостановка проектов вовсе не означает отказ от них. Россия и ЕС по-прежнему рассматривают друг друга в качестве очень важных партнёров, однако сохраняя по отношению друг к другу определенный уровень недоверия.
По состоянию на август 2015 г. последним событием в области общего пространства свободы, безопасности и правосудия явилось заседание постоянного совета партнёрства 17 января 2014 г. в Москве1. Указанное заседание было посвящено вопросам свободы, безопасности и правосудия и предполагало обсуждение тем, связанных с упрощением порядка выдачи виз, борьбе с распространением наркотических средств, коррупцией, терроризмом, правовой помощью по уголовным делам и т.д. Однако по результатам заседания никаких важных решений принято не было.
Необходимо отметить то, что украинский кризис навряд ли явился главной причиной существующей ситуации в области пространства свободы, безопасности и правосудия. Предпосылки для снижения эффективности сотрудничества в указанной области наблюдались ещё задолго до украинского кризиса. Ярким примером тому служит безвизовый диалог.
Официальный старт т.н. "безвизовому диалогу" был дан в 2007 г. 23-24 апреля 2007 г. в ходе заседания постоянного совета Партнёрства по свободе, безопасности и правосудию стороны согласовали процедуру и условия по безвизовому диалогу2. По результатам саммита Россия - ЕС в Самаре 17-18 мая 2007 г. стороны официально объявили о начале реализации безвизового диалога3. 15 декабря 2011 г. в ходе очередного саммита Россия - ЕС стороны согласовали т.н. "Совместные шаги по переходу к безвизовому режиму краткосрочных поездок граждан России и ЕС" [Совместные шаги ..., 2015], которые выступают в качестве базового документа безвизового диалога.
Безвизовый диалог всегда рассматривался российской стороной как один из принципиальных элементов общего пространства свободы, безопасности и правосудия. Согласно данным Европейской Комиссии, российские граждане на протяжении нескольких лет получают около 40% от всех Шенгенских виз, выдаваемых в мире4. Соответственно, страны ЕС являются наиболее популярным направлением для поездок российских граждан.
В связи с этим отмена визового режима между Россией и ЕС, с одной стороны, существенно упростила бы порядок взаимных поездок граждан, с другой стороны, продемонстрировала бы высокий уровень доверия между сторонами.
Однако по мере продвижения безвизового диалога и реализация мероприятий, предусмотренных в "Совместных шагах", становился очевидным факт того, что ЕС не намерен в краткосрочной перспективе переходить на безвизовый режим поездок.
1 См. 17th Meeting of the EU-Russia PPC on Freedom, Security and Justice in Moscow. URL: http://www.gr2014.eu/news/press-releases/17th-meeting-eu-russia-ppc-freedom-security-and-justice-moscow
2 См. Совместное заявление постоянного совета Партнёрства Россия - ЕС по вопросам свободы, безопасности и правосудия,
http://www.mid.ru/bdomp/brp_4.nsf/76bbf733e3936d4543256999005bcbb7/80e86046bc662fe4 c32572c8003e2d85 !OpenDocument
3 См. EU - Russia Summit - Samara, Russia, 17-18 May 2007, http://europa.eu/rapid/press-release_IP-07-682_en.htm
4 См. Complete statistics on short-stay visas issued by the Schengen States. URL: http://ec.europa.eu/dgs/home-affairs/what-we-do/policies/borders-and-visas/visa-policy/index_en.htm
Одним из подтверждений тому служит отчёт об имплементации Россией "Совместных шагов", подготовленный Европейской комиссией 18 декабря 2013 года1.
Согласно отчёту комиссия пришла к выводу о том, что Россия добилась определённого прогресса в выполнении "Совместных шагов", в частности, в области безопасности проездных документов, регулировании легальной миграции и противодействии незаконной миграции, борьбе с терроризмом, а также имплементации стандартов по предотвращению отмыванию денежных средств.
Вместе с тем, по мнению комиссии, России предстоит выполнить ещё очень большую работу по различным направлениям для начала обсуждения вопроса о взаимной отмене виз. При этом ряд сфер, по которым были отмечены озабоченности Европейской комиссии, имеют весьма отдалённое отношение к вопросу либерализации визового режима. В частности, комиссия, затронула такие вопросы, как отсутствие правовой основы для защиты представителей сексуальных меньшинств, проблема запрета пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних и т.д.
Иными словами, Европейский Союз достаточно широко истолковал положения "Совместных шагов", тем самым превратив безвизовый диалог в инструмент для продвижения своих интересов и ценностей на территории России. При этом безвизовый режим поездок всегда рассматривался со стороны ЕС в первую очередь как интерес России.
Таким образом, признаки снижения активности в области пространства свободы, безопасности и правосудия и отсутствия серьёзных результатов сотрудничества в данной области стали проявляться ещё до украинского кризиса, который явился лишь формальным поводом для заморозки уже фактически охлаждённых отношений.
Заморозка отношений в области пространства свободы, безопасности и правосудия не отвечала интересам ни ЕС, ни России.
После украинского кризиса обсуждение вопросов сотрудничества России и ЕС в области пространства свободы, безопасности и правосудия было перенесено на поля гражданского общества. В частности, на фоне серьёзного осложнения отношений визовая проблематика по-прежнему считается важным вопросом в рамках обеспечения должного уровня контактов между гражданами ЕС и России. Так, в ходе совещания Европейского социально-экономического комитета (ЕСЭК) и Форума гражданского общества (ФГО) ЕС - Россия, состоявшегося 30 июня 2015 г. в Брюсселе, стороны пришли к выводу о необходимости предпринять односторонние шаги, направленные на упрощение процедуры выдачи визы для российских граждан, принимающих участие в научных, культурных или иных обменах со странами ЕС2. Проводятся исследовательские проекты, посвященные визовому диалогу [Перезагрузка визового диалога ..., 2015].
На политическом уровне пока никаких реальных шагов не предпринято. Однако некоторые признаки восстановления активности в области общего пространства свободы, безопасности и правосудия всё-же можно заметить.
1 См. First Progress Report from the Commission to the European Parliament and the Council on the implementation by Russia of the Common Steps towards visa free short-term travel of Russian and EU citizens under the EU-Russia Visa Dialogue, Brussels, 18.12.2013 COM(2013) 923 final, http ://ec.europa.eu/dgs/home -affairs/what-is-
new/news/news/docs/20131218_commission_report_on_the_implementation_by_russia_of_the_ common_steps_for_visa_free_regime_en.pdf
2 См. Совместные выводы второго совещания Европейского социально-экономического комитета (ЕСЭК) и Форума гражданского общества (ФГО) ЕС — Россия, состоявшегося 30 июня 2015 г. в Брюсселе. URL: http://www.eesc.europa.eu/?i=portal.en.events-and-activities-eu-russia-civil-society-forum-02-conclusio.36243
В ходе подготовки к Совету по иностранным делам 19 января 2015 г. Европейская внешнеполитическая служба подготовила предметную записку по отношениям с Россией1.
В указанном документе Европейская внешнеполитическая служба определила направления сотрудничества, которые были бы основой для постепенного восстановления партнёрства Россия - ЕС. Среди указанных сфер Европейская внешнеполитическая служба называет безвизовый диалог и завершение переговоров об изменении соглашения об упрощении визовых процедур. При этом завершение переговоров по соглашению об упрощении визовых процедур рассматривалось как мера, осуществляемая в краткосрочной перспективе, в то время как возвращение к имплементации "Совместных шагов" в рамках безвизового диалога должно было произойти только в среднесрочной перспективе.
К сожалению, вследствие обострения ситуации в Донбассе, в январе 2015 г. совет не принял никаких решений по данному документу, однако его появление свидетельствует о готовности ЕС продолжать диалог с Россией в области пространства свободы, безопасности и правосудия.
На данный момент отношения ЕС и России в целом и в области пространства свободы, безопасности и правосудия, в частности, в значительной степени определяются политической ситуацией на Украине.
Однако украинский кризис не изменил проблемы и вызовы, стоящие перед Россией и ЕС в области пространства свободы, безопасности и правосудия. Можно выделить следующие вопросы, которые представляют взаимный интерес и которые должны развиваться независимо от политической ситуации. К таким сферам относится сотрудничество по визовой проблематике, включая безвизовый диалог и дальнейшее упрощении визовых процедур, управление границами, в том числе посредством сотрудничества ФСБ России и агентства Фронтекс, миграционный диалог, сотрудничество России и Европола, сотрудничество в борьбе с транснациональной преступностью и коррупцией, сотрудничество России и Евроюста, судебное сотрудничество по уголовным и гражданским делам.
В отношении безвизового диалога следует отметить то, что степень интереса России к указанному вопросу несколько уменьшилась вследствие существенного снижения числа взаимных поездок. Более того, принимая во внимание текущую политическую ситуацию, отмену визового режима между Россией и ЕС следует рассматривать как очень отдалённую перспективу, поскольку как со стороны России, так и со стороны ЕС уровень межгосударственных отношений является одним из ключевых критериев установления безвизовых отношений.
Однако данный факт не должен означать отказа от реализации "Совместных шагов" или её приостановку. Процесс имплементации "Совместных шагов" интересен не только в плане возможной отмены визового режима, и ни в силу того, что посредством реализации конкретных мероприятий в области миграции, безопасности и других сферах, создаются определённые механизмы плодотворного и взаимовыгодного сотрудничества. Именно по этой причине возвращение к имплемента-ции совместных шагов целесообразно независимо от наличия вероятности отмены виз в ближайшей перспективе.
Необходимость возобновления сотрудничества в области пространства свободы, безопасности и правосудия признают как в России, так и в ЕС, однако механизм восстановления отношения пока не найден.
1 cm. "Issues Paper" on relations with Russia. Foreign Affairs Council of 19 January 2015. URL;http://blogs.ft.com/bmsselsblog/ffles/2015/01/Russia.pdf
Стороны пока не предпринимают активных действий, направленных на поэтапное восстановление диалога. Очевидно, это связано с тем, что Европейский Союз, выступивший инициатором приостановки сотрудничества, не видит со стороны РФ признаков смягчения позиции по украинскому кризису. В этой связи у европейских политиков есть опасения того, что их шаги вперёд могут быть квалифицированы как пересмотр своей первоначальной позиции по украинскому вопросу.
Выход в данной ситуации видится в поэтапном восстановлении контактов по наиболее острым и актуальным вопросам общего пространства свободы, безопасности и правосудия. В первую очередь это касается сотрудничества в области миграции, борьбы с терроризмом и организованной преступностью. Указанные вопросы являются менее политизированными, значит, совпадение позиций по ним будет наиболее вероятной.
В отношении визовых вопросов следует отметить то, что текущая политическая ситуация не способствует достижению каких-либо договоренностей в данной области. Вместе с тем и Россия, и ЕС могут предпринять односторонние шаги, направленные на упрощение порядка въезда. В этой связи следует упомянуть законопроект №342631-6 о внесении изменений в Федеральный закон "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", предусматривающий возможность въезда и пребывания в Российской Федерации без виз в течение 72 часов для отдельных категорий иностранных граждан, прибывающих транзитом в туристических целях на воздушных судах через аэропорты [Законопроект №342631...]. Согласно проекту постановления правительства РФ, подготовленного Министерством культуры РФ в рамках реализации механизма 72-часового транзита, в перечень стран, граждане которых вправе пользоваться правом безвизового въезда, включены 12 государств - членов ЕС [Проект постановления о безвизовом транзите ..., 2015].
Кроме того, целесообразно рассмотреть вопрос о внесении изменений в статью 25.6 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" в части увеличения срока действия обыкновенных частных и обыкновенных туристических виз до трёх-пяти лет.
Со стороны ЕС таким шагом могло бы стать смягчение порядка выдачи шен-генских виз жителям Крыма и Севастополя.
Указанные инициативы явились бы положительным сигналом, свидетельствующим о желании сторон начать восстановление отношений как в области пространства свободы, безопасности и правосудия, так и в целом между Россией и ЕС.
Список литературы
Безопасность Европы. (2011) Под ред. В.В. Журкина. М.: Издательство «Весь Мир». Серия: Старый Свет - новые времена.
Большая Европа. Идеи, реальность, перспективы. (2014) Под общ. ред. Ал. А. Громыко и В. П. Фёдорова. М.: Издательство «Весь Мир». Серия: Старый Свет - новые времена.
Войников В.В. (2015) Ограничительные меры ЕС в отношении России: правовая природа и проблема имплементации // Балтийский регион. № 1 (23). С. С. 89-100.
Громыко А.А. (2015) Вперёд в прошлое? // Современная Европа. № 1 (61). С. 5-10.
"Дорожная карта" по общему пространству свободы, безопасности и правосудия 2005 - URL: http://www.russianmission.eu/ru/osnovnye-dokumenty#sthash.LINv4H9Y.dpuf (Дата доступа 21 августа 2015)
Законопроект № 342631-6 О внесении изменений в статью 25-11 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию". URL: http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/%28SpravkaNew%29?OpenAgent&RN=342631-6&02 (Дата доступа 21 августа 2015)
Перезагрузка визового диалога ЕС - Россия: политические, экономические и социальные аспекты/ Под ред. Я. Бенедычака. Варшава, 2015 г.
Проект постановления о безвизовом транзите требует доработки. URL: http://www.rostourunion.ru/ob_rst/novosti/news_archive/proekt_postanovleniya_o_bezvizovom_tranzite_tre buet_dorabotki.html (Дата доступа 21 августа 2015)
Соглашение между Российской Федерацией и Европейским сообществом о реадмиссии, подписанное в городе Сочи 25 мая 2006 года. "Собрание законодательства РФ", 05.03.2007, № 10, ст. 1153.
Соглашение между Российской Федерацией и Европейским сообществом об упрощении выдачи виз гражданам Российской Федерации и Европейского Союза" (заключено в г. Сочи 25.05.2006). Собрание законодательства РФ", 04.06.2007, № 23, ст. 2694
Соглашение между правительством Российской Федерации и правительством Республики Польша о порядке местного приграничного передвижения (подписано в городе Москве 14 декабря 2011 года). Собрание законодательства РФ. 15 октября 2012 г. № 42. Ст. 5685.
Соглашение о сотрудничестве между Российской Федерацией и Европейской полицейской организацией (Рим, 6 ноября 2003 г.) (с изменениями от 17 ноября 2004 г.). URL: http://www.russianmission.eu/userfiles/file/agreement_on_co_operation_between_the_european_police_offic e_and_the_russian_federation_2003_russian.pdf (Дата доступа 21 августа 2015)
Совместные шаги по переходу к безвизовому режиму краткосрочных поездок граждан России и ЕС. URL: http://archive.mid.ru//bdomp/ns-
dos.nsm62979df2beb9880432569e70041fd1e/15fa33b8m1c02e44257b2d001f98c0!GpenDocument (Дата доступа 21 августа 2015)
Совместное заявление постоянного совета Партнёрства Россия — ЕС по вопросам свободы, безопасности и правосудия, Москва, 23-24 апреля 2007 г. URL:http://www.mid.ru/bdomp/brp_4.nsf/76bbf733e3936d4543256999005bcbb7/80e86046bc662fe4c32572 c8003e2d85! OpenDocument (Дата доступа 21 августа 2015)
Совместные выводы второго совещания Европейского социально-экономического комитета (ЕСЭК) и Форума гражданского общества (ФГО) ЕС — Россия, состоявшегося 30 июня 2015 года в Брюсселе. URL: http://www.eesc.europa.eu/?i=portal.en.events-and-activities-eu-russia-civil-society-forum-02-conclusio.36243 (Дата доступа 21 августа 2015)
Украинский кризис: экспертная оценка. (2014) // Современная Европа. 3 (59). С. 10-34.
References
17th Meeting of the EU-Russia PPC on Freedom, Security and Justice in Moscow. URL: http://www.gr2014.eu/news/press-releases/17th-meeting-eu-russia-ppc-freedom-security-and-justice-moscow (Accessed 21 August 2015)
Agreement between the Russian Federation and the European Community on readmission 2006 - URL: http://www.russianmission.eu/en/basic-documents#sthash.QPEpEQ9x.dpuf (Accessed 21 August 2015)
Agreement between the Russian Federation and the European Community on the facilitation of the issuance of visas to the citizens of the Russian Federation and the European Union 2006 - URL: http://www.russianmission.eu/en/basic-documents#sthash.QPEpEQ9x.dpuf (Accessed 21 August 2015)
Agreement between the Government of the Republic of Poland and the Government of the Russian Federation on the Rules of Local Border Traffic. URL: http://www.msz.gov.pl/resource/630c9ccb-acd7-45e5-89bf-8f9e529a3b05 (Accessed 21 August 2015)
Agreement on co-operation between the European Police Office and the Russian Federation. URL: http://www.russianmission.eu/userfiles/file/agreement_on_co_operation_between_the_european_police_offic e_and_the_russian_federation_2003_english.pdf (Accessed 21 August 2015)
Bol'shaja Evropa. Idei, real'nost', perspektivy. (2014) Pod obshh. red. Al. A. Gromyko i V. P. Fjodorova. M.: Izdatel'stvo «Ves' Mir». Serija: Staryj Svet - novye vremena/
Bezopasnost' Evropy. (2011) Pod red. V.V. Zhurkina. M.: Izdatel'stvo «Ves' Mir». Serija: Staryj Svet -novye vremena.
COMMON STEPS TOWARDS VISA FREE SHORT-TERM TRAVEL OF RUSSIAN AND EU CITIZENS (RUSSIA-EU VISA DIALOGUE). URL: http://ec.europa.eu/dgs/home-affairs/what-we-do/policies/international-affairs/russia/docs/common_steps_towards_visa_free_short_term_travel_en.pdf (Accessed 21 August 2015)
Complete statistics on short-stay visas issued by the Schengen States. URL: http://ec.europa.eu/dgs/home-affairs/what-we-do/policies/borders-and-visas/visa-policy/index_en.htm (Accessed 21 August 2015)
EU-Russia common space on freedom, security and justice", EU-Russia Common Spaces Report 2010, URL:http://www.eeas.europa.eu/russia/docs/commonspaces_prog_report_2010_en.pdf (Accessed 21 August 2015)
EU - Russia Summit - Samara, Russia, 17-18 May 2007, URL:http://europa.eu/rapid/press-release_IP-07-682_en.htm (Accessed 21 August 2015)
EU-Russia visa dialogue reloaded: The political, economic and social dimension. Editor:Jakub Benedyczak. Warsaw. 2015
First Progress Report from the Commission to the European Parliament and the Council on the implementation by Russia of the Common Steps towards visa free short-term travel of Russian and EU citizens under the EU-Russia Visa Dialogue, Brussels, 18.12.2013 COM(2013) 923 final. URL:http://ec.europa.eu/dgs/home-affairs/what-is-
new/news/news/docs/20131218_commission_report_on_the_implementation_by_russia_of_the_common_ste ps_for_visa_free_regime_en.pdf (Accessed 21 August 2015)
Gromyko A.A. (2015) VPERJoD V PROShLOE? Sovremennaja Evropa. № 1 (61). S. 5-10. Joint statement of Russia-EU Permanent Partnership Council on Freedom, Security and Justice, Moscow, 23-24 April 2007 URL:
http://archive.mid.ru//bdomp/brp_4.nsf/e78a48070f128a7b43256999005bcbb3/8deceb68d5f25c9ac32572c80 03e8d44!OpenDocument (Accessed 21 August 2015)
Joint Conclusions of the 2nd meeting between the European Economic and Social Committee (EESC) and the EU-Russia Civil Society Forum (CSF) - 30 June 2015, Brussels. URL: http://www.eesc.europa.eu/?i=portal.en.events-and-activities-eu-russia-civil-society-forum-02-conclusio.36243 (Accessed 21 August 2015)
"Issues Paper" on relations with Russia. Foreign Affairs Council of 19 January 2015. URL:http://blogs.ft.com/brusselsblog/files/2015/01/Russia.pdf (Accessed 21 August 2015)
Popescu Nicu EU-Russia: overcoming stagnation. URL:
http://www.iss.europa.eu/uploads/media/Brief_3_EU-Russia.pdf (Accessed 21 August 2015)
Proekt postanovlenia o bezvizovom tranzite trebuet dorabotki. URL: http://www.rostourunion.ru/ob_rst/novosti/news_archive/proekt_postanovleniya_o_bezvizovom_tranzite_tre buet_dorabotki.html (Accessed 21 August 2015)
Road Map on the Common Space of Freedom, Security and Justice 2005 - URL: http://www.russianmission.eu/en/basic-documents#sthash.S4I61shs.dpuf (Accessed 21 August 2015)
Statement of the Heads of State or Government on Ukraine Brussels, 6 March 2014, URL:http://www.consilium.europa.eu/uedocs/cms_data/docs/pressdata/en/ec/141372.pdf (Accessed 21 August 2015)
What should Europe's policy be towards Russia? 23/03/2015. URL: http://www.robert-schuman.eu/en/european-issues/0349-what-should-europe-s-policy-be-towards-russia (Accessed 21 August 2015)
Ukrainskij krizis: jekspertnaja ocenka. (2014) Sovremennaja Evropa. 3 (59). S. 10-34. Voinikov V. (2015) The EU Vs. Russia: Legal Nature and Implementation of the Union's Restrictive Measures. The Baltic Region. Issue №1(23)
Zakonoproekt № 342631-6 O vnesenii izmenenii v statju 25-11 Federalnogo Zakona "O porydke vyezda iz Rossiiskoi Federacii I vjezda v Rossiiskuju Federaciju". URL:
http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/%28SpravkaNew%29?0penAgent&RN=342631-6&02 (Accessed 21 August 2015)
Development of the EU-Russia common area of freedom, security and justice in the light of the Ukraine crisis
Author. Voynikov V.V., Chair of International and European Law, Baltic Federal University, Vice-president of the Association of European Studies, the member of the Board of AES. Address: 14 A, Nevskogo STR. 236041 Russia, Kaliningrad. E-mail: voinicov@yandex.ru
Abstract. The article deals with the issues related to the EU-Russia common space of freedom, security and justice, in the context of the Ukraine crisis.
It investigates the main achievements of the EU-Russia common space of freedom, security and justice before the Ukraine crisis, how the crisis has changed the EU-Russia cooperation in this field, and what perspectives are expected. The author also analyzes the current EU-Russia legislation in this sphere.
The author concludes that the Ukraine crisis has not changed the core problems and challenges for the European and Russian freedom, security and justice. Therefore, the parties have to gradually restore the cooperation in these areas of mutual interests, irrespectively of the political situation.
The author identifies the most actual and non-politicized issues of the EU-Russia common space of freedom, security and justice, which should be solved in the first place. Besides that, on the basis of certain initiatives, the author suggests that the EU and Russia have to take specific unilateral actions in the area of free movement of people, which would give a positive message for the resumption of full-fledged relations.
Key words. Common area of freedom, security and justice. Russia and the European Union. Ukraine crisis.