Вестн. Моск. ун-та. Сер. 25. Международные отношения и мировая политика. 2011. № 1
ТРИБУНА МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ
Л.А. Сутормина*
РЕАДМИССИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ИММИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА (на примере соглашения о реадмиссии с Россией)
Реадмиссия означает согласие государства на возвращение на свою территорию собственных граждан, иностранных граждан и лиц без гражданства, незаконно въехавших на территорию другого государства непосредственно с территории первого государства. Данный механизм включен в инструментарий иммиграционной политики Европейского союза и имеет целью борьбу с нелегальной миграцией. Соглашение о реадмиссии между Россией и ЕС, подписанное на саммите в Сочи 25 мая 2006 г., является ключевым инструментом сотрудничества в рамках Общего пространства свободы, безопасности и правосудия. Цели статьи — показать нынешнее состояние дел по выполнению соглашения о реадмиссии и оценить перспективы взаимодействия между Россией и ЕС по миграционным вопросам в целом.
Ключевые слова: Европейский союз, Россия, иммиграционная политика, Общее пространство свободы, безопасности и правосудия, Постоянный совет партнерства, реадмиссия, безвизовый режим.
Readmission stands for the transfer by the requesting country and admission by the requested country of persons (nationals of the requested country, third-country nationals or stateless persons) who have been found illegally entering, being present in or residing in the requesting country. Readmission is a key tool of the EU immigration policy which aims at fighting illegal migration. Agreement on readmission between the EU and Russia was signed on May 25th, 2006 in Sochi. It serves as one of the main instruments of cooperation within the Common Space on Freedom, Security and Justice. The article provides an outline of the process of implementation of the EU—Russia agreement on readmission, and assesses the prospects for increased bilateral partnership in the broader sphere of migration.
Keywords: European Union, Russia, EU Immigration Policy, Common Space of Freedom, Security and Justice, EU—Russia Permanent Partnership Council, readmission, visa-free regime.
Одним из наиболее зримых проявлений усиления глобальной взаимозависимости стало многократное увеличение масштабов трансграничного передвижения людей (речь идет как о краткосрочных поездках, так и о более длительных миграционных процессах). Пример Европейского союза подтверждает универсальность данной тенденции. По данным Международной организации по
* Сутормина Лидия Александровна — аспирантка кафедры региональных проблем мировой политики факультета мировой политики МГУ имени М.В. Ломоносова ([email protected]).
миграции за 2010 г., число иммигрантов1 в ЕС достигло 31 млн человек [46, p. 3], составив более 6% общего населения ЕС (501,1 млн человек по состоянию на 1 января 2010 г.) [42]. Проблемы, связанные с миграционной политикой, приобретают в ЕС особое значение, в том числе потому, что необходимость регулирования иммиграционных потоков ставит вопрос о соотношении национальных интересов государств — членов ЕС и интересов наднациональных европейских институтов.
Политика в области миграции традиционно проводилась на государственном уровне и не входила в сферу компетенции международных институтов: данная сфера, относящаяся к так называемой высокой политике («high politics»), является неотъемлемой частью и одним из важнейших условий легитимности государственной власти в рамках национального государства [45, р. 364—365]. Однако в эпоху глобализации наблюдается эрозия, «размывание» национального суверенитета, что характеризуется передачей полномочий в мировой политике от государств к наднациональным образованиям [11; 3]. Европейский союз — наиболее интегрированное на сегодняшний день объединение на международной арене, своеобразное «международное государство принципиально нового образца» [28, с. 121]. С момента вступления в силу 1 декабря 2009 г. Лиссабонского договора ЕС проводит общую, наднациональную иммиграционную политику (ст. 79, § 1 Договора о функционировании Европейского союза — ДФЕС) и стремится к выработке единой стратегии в данной области [38; 52].
Борьба с нелегальной иммиграцией путем сотрудничества с третьими странами — важнейшее направление иммиграционной политики Европейского союза [50]. Ее ключевым инструментом является заключение соглашений о реадмиссии с соответствующими государствами [48].
Соглашение о реадмиссии между Россией и ЕС было подписано на саммите в Сочи 25 мая 2006 г. Сотрудничество в области его реализации стало одним из основных направлений двустороннего взаимодействия в рамках «Дорожной карты» по Общему пространству свободы, безопасности и правосудия2, принятой на саммите в Москве 10 мая 2005 г. [6].
1 Отметим, что в настоящей статье термин «иммигранты» обозначает граждан третьих стран, т.е. государств, не являющихся членами Европейского союза. Таким образом, миграция внутри ЕС не входит в область анализа.
2 На саммите Россия—ЕС в Санкт-Петербурге 31 мая 2003 г. стороны приняли решение о совместной работе по созданию четырех «Общих пространств»: Общего экономического пространства, Общего пространства свободы, безопасности и правосудия (внутренней безопасности), Общего пространства внешней безопасности, а также Общего пространства исследований и образования, включая культурные аспекты. Вопросы, связанные с пограничным управлением и миграцией, упрощением поездок и контактов между людьми, а также сотрудничеством в области юстиции и внутренних дел, были отнесены ко второму «Общему пространству».
Таким образом, анализ реализации соглашения о реадмиссии между ЕС и Россией имеет, несмотря на кажущуюся узкую специализацию данного вопроса, стратегическое значение для оценки перспектив их взаимодействия. Исследование сотрудничества в области реадмиссии, неразрывно связанного с другими аспектами партнерства России и ЕС в сфере миграционной политики, такими как диалог об отмене виз, позволит сформировать более полное представление об общем векторе развития их взаимодействия по
вопросам контроля над миграционными потоками.
* * *
Понятие «реадмиссия» (от англ. to readmit — принимать назад) существует в международном праве со второй половины XX в. и означает согласие государства на возвращение на свою территорию собственных граждан, иностранных граждан и лиц без гражданства, незаконно въехавших на территорию другого государства непосредственно с территории первого государства. Данный механизм облегчает регулирование миграционных потоков и нацелен на борьбу с нелегальной миграцией.
В Европейском союзе вплоть до вступления в силу в 1999 г. Амстердамского договора заключение соглашений о реадмиссии находилось в компетенции государств-членов. В настоящее время это право делегировано наднациональным структурам ЕС (ст. 79, § 3 ДФЕС).
На данный момент на основании типового соглашения о реадмиссии, одобренного Советом ЕС в 1994 г. [39; 40], Евросоюз заключил 13 таких соглашений с третьими странами: Шри-Ланкой, Гонконгом, Макао в 2003 г., балканскими государствами (Албанией в 2005 г., Бывшей Югославской Республикой Македония, Сербией, Черногорией, Боснией и Герцеговиной в 2007 г.), Россией в 2006 г., Молдовой и Украиной в 2007 г., Пакистаном [41] и Грузией [44] в 2010 г. С 2008 г. на повестке дня находится заключение соглашения о реадмиссии с Кабо Верде [43], а в январе 2011 г. после возобновившихся в конце 2010 г. переговоров [47] был одобрен предварительный текст соглашения с Турцией [36].
Российская Федерация также использует этот механизм регулирования миграционных потоков при взаимодействии с третьими странами [13]. Процедура заключения соглашений о реадмиссии установлена Федеральным законом 1995 г. «О международных договорах Российской Федерации» [30]. Текст соглашений представляется Федеральной миграционной службой РФ (ФМС РФ), согласуется с Министерством иностранных дел РФ и заинтересованными федеральными органами исполнительной власти. Соглашения заключаются от имени Правительства РФ, подписываются директором ФМС РФ или его заместителем, подлежат ратификации федеральным законом РФ и являются составной частью российского права.
Первое соглашение о реадмиссии было заключено Россией в мае 2003 г. с Литовской Республикой в связи с необходимостью обеспечения транзита через Калининградскую область в преддверии вступления Литвы в Европейский союз. Аналогичные соглашения были подписаны с европейскими странами, не входящими в ЕС, но являющимися членами шенгенской зоны: Норвегией в 2007 г., Данией и Исландией в 2008 г., Швейцарией в 2009 г., а также с государствами бывшего СССР и неевропейскими странами: Украиной в 2006 г., Узбекистаном в 2007 г., Социалистической Республикой Вьетнам в 2008 г., Арменией в 2010 г. [21], Турцией в январе 2011 г. [17]. При этом со всеми государствами, кроме Украины, помимо соглашений о реадмиссии были подписаны исполнительные протоколы о порядке их реализации. Ведутся переговоры о заключении аналогичных соглашений с Казахстаном [2] и Индией [4].
Соглашение о реадмиссии между Россией и ЕС вступило в силу 1 июня 2007 г. [49], ФМС РФ приступила к его реализации с 1 октября 2007 г. [26].
Ст. 1 соглашения определяет реадмиссию как «передачу запрашивающим государством и принятие запрашиваемым государством лиц (граждан запрашиваемого государства, граждан третьих государств или лиц без гражданства), чей въезд, пребывание или проживание в запрашивающем государстве признаны незаконными в соответствии с положениями настоящего Соглашения» [26]. Целями подписания данного документа стали противодействие незаконной миграции и установление механизма общепризнанности возврата незаконных мигрантов.
Для создания конкретных условий выполнения соглашения и взаимодействия компетентных органов Российская Федерация и государства — члены ЕС заключают двусторонние исполнительные протоколы по реализации соглашения, от которых и зависит эффективность его имплементации. Это связано с тем, что, согласно ст. 79 § 1 ДФЕС, Европейский союз проводит «общую иммиграционную политику» («a common immigration policy»), однако пространство свободы, безопасности и правосудия относится к сфере не эксклюзивной компетенции ЕС, а смежной компетенции ЕС и государств-членов (ст. 4, § 2, «j)» ДФЕС). На сегодняшний день Россия подписала 10 исполнительных протоколов по реализации соглашения 2006 г. со странами Евросоюза [13]: Испанией, Португалией, Францией3, Латвией (в июле 2009 г.), Бельгией (в декабре
3 Исполнительные протоколы, касающиеся установления сроков ответа на ходатайство о реадмиссии, были подписаны с Испаний, Португалией, Францией 1 февраля 2007 г., а более общий исполнительный протокол между Правительством Российской Федерации и Правительством Французской Республики о порядке реализации соглашения о реадмиссии был подписан в ходе государственного визита Президента России Дмитрия Медведева во Францию 1 марта 2010 г. [22].
2009 г.), Словакией (в апреле 2010 г.), Кипром (в октябре 2010 г. в Никосии). В декабре 2010 г. были подписаны исполнительные протоколы с Италией [5], Финляндией [1], Австрией [16]. Ведутся переговоры с Нидерландами, Люксембургом, Мальтой: тексты документов одобрены МИД РФ и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и согласованы с ев-роп ейской стороной; приняты распоряжения Правительства РФ о подписании исполнительных протоколов с этими странами. Планируется также подписание исполнительных протоколов с Польшей и Венгрией, ведутся переговоры с Германией, Литвой, Румынией; намечено обсуждение данного вопроса со Швецией, Болгарией, Грецией.
Для реализации соглашения о реадмиссии необходимо создать соответствующую инфраструктуру: подведомственные ФМС РФ центры временного размещения лиц, подлежащих депортации из других стран. Так, первый центр был создан в Пскове; идет реорганизация центров временного размещения мигрантов «Дон» в Ростовской области и «Серебряники» в Тверской [34; 24].
Другим важным направлением реализации соглашения о реад-миссии является совершенствование нормативно-правовой базы в данной области [20; 35]. Сам термин «реадмиссия» появился в российском праве совсем недавно, с принятием 6 мая 2008 г. Федерального закона № 60-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Внедрение в российскую практику процедуры реадмис-сии потребовало пересмотра существующей нормативной базы для инкорпорирования данного института в российское законодательство. Была проведена большая работа по подготовке соответствующих нормативно-правовых актов, которые позволят в полном объеме реализовать международные договоры Российской Федерации о реадмиссии. В ряд федеральных законов были внесены изменения и дополнения, в том числе в Федеральный закон от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». В Гражданский процессуальный кодекс РФ были внесены изменения, касающиеся временного размещения иностранных граждан, подлежащих реадмиссии4.
4 Так, раздел III ГПК РФ был дополнен главой 26 «Временное размещение иностранного гражданина, подлежащего реадмиссии, в специальном учреждении», регламентирующей порядок и сроки подачи заявлений о временном размещении или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего реадмиссии, в специальном учреждении, а также порядок рассмотрения судом соответствующих заявлений и вынесения решений.
Для наблюдения за реализацией соглашения был создан Совместный комитет по реадмиссии, проводящий заседания два раза в год, а координирующим органом является Постоянный совет партнерства Россия—ЕС по вопросам свободы, безопасности и правосудия. Тринадцатое заседание Постоянного совета партнерства прошло в Брюсселе 18—19 ноября 2010 г. Российскую сторону на нем представлял Александр Коновалов, специальный представитель Президента Российской Федерации по сотрудничеству с Европейским союзом в вопросах свободы, безопасности и правосудия, министр юстиции РФ.
Процедура реадмиссии прописана в соглашении 2006 г.; более четко ее порядок регулируется двусторонними исполнительными протоколами между Россией и государствами — членами ЕС. Так, в отношении собственных граждан доказательством гражданства могут быть любые указанные в приложении к соглашению документы: паспорт гражданина Российской Федерации, свидетельство на возвращение в Российскую Федерацию, национальные удостоверения личности граждан государств — членов Европейского союза, свидетельство о гражданстве или другие официальные документы, в которых упоминается или указывается гражданство (например, свидетельство о рождении, служебные книжки и удостоверения личности военнослужащих), даже с истекшим сроком действия. В соглашении определен также перечень документов, являющихся косвенным доказательством гражданства: водительские удостоверения, любой другой официальный документ, выданный властями запрашиваемого государства, служебные удостоверения или их фотокопии, письменные заявления свидетелей. Реадмиссия граждан третьих государств и лиц без гражданства осуществляется, если такое лицо на момент направления ходатайства о реадмиссии имеет действительную визу, выданную Российской Федерацией, и въехало на территорию государства — члена ЕС непосредственно с территории Российской Федерации; или на момент направления ходатайства о реадмиссии имеет действительное разрешение на проживание, выданное Российской Федерацией; или незаконно въехало на территорию государства — члена ЕС непосредственно с территории Российской Федерации. Документы, являющиеся доказательством оснований для реадмиссии граждан третьих государств и лиц без гражданства, — действительная виза и/или разрешение на проживание, выданные запрашиваемым государством, а также штампы о въезде/выезде или аналогичные отметки в проездном документе лица либо иные доказательства въезда/выезда.
С 1 июня 2010 г. соглашение применяется в отношении не только граждан Российской Федерации, но и граждан третьих стран 154
и лиц без гражданства, незаконно пребывающих на территории государств Европейского союза и въехавших туда через Россию. Согласно данным ФМС РФ, за 2010 г. поступило 1432 ходатайства о реадмиссии от российских граждан, из них удовлетворено 769; по 2 ходатайства о реадмиссии от иностранных граждан и лиц без гражданства и 23 ходатайства о транзите через Российскую Федерацию от иностранных граждан (все ходатайства о транзите были удовлетворены, в том числе граждан в порядке реадмиссии — 355, в порядке транзита — 19). Всего было осуществлено 9874 проверки в отношении лиц по ходатайствам о реадмиссии [14].
Пока недостаточно данных о реадмиссии граждан третьих стран и лиц без гражданства, так как действие соглашения распространяется на них лишь в течение последних шести месяцев. На настоящий момент стороны констатируют, что соглашение 2006 г. работает достаточно эффективно, и в целом удовлетворены его реализацией [25].
Для понимания значения соглашения о реадмиссии между Россией и ЕС следует иметь в виду, что заключение договоров о реад-миссии является составной частью двустороннего взаимодействия по проблемам миграционной политики, одним из инструментов регулирования миграционных потоков. Наиболее тесно данный механизм связан с переговорами об упрощении передвижения
граждан на двусторонней основе и облегчении визового режима.
* * *
По устоявшейся практике соглашения о реадмиссии зачастую заключаются Евросоюзом с третьими странами параллельно с соглашениями об упрощении или полной отмене визового режима. По мнению правящих кругов ЕС, речь идет об обоюдной выгоде: с одной стороны, соглашения о реадмиссии позволяют интегрированной Европе эффективнее бороться с нелегальной иммиграцией из менее развитых стран, с другой — последние «в обмен» получают упрощенный или безвизовый режим [9]. Так, третьи страны, с которыми ЕС заключил соглашения о реадмиссии, в большинстве своем получили безвизовый режим для своих граждан: балканские страны (Македония, Сербия и Черногория, а с середины декабря 2010 г. — также Албания, Босния и Герцеговина [8]), Гонконг и Макао; граждане Молдовы, Украины и России пользуются облегченным визовым режимом с ЕС; с Пакистаном и Шри-Ланкой пока заключены только соглашения о реадмиссии, но для них вопрос об упрощении выдачи виз стоит не так остро.
Соглашение об упрощении выдачи виз для граждан России и ЕС, заключенное на саммите в Сочи 25 мая 2006 г. параллельно с соглашением о реадмиссии [27], касается только краткосрочных
поездок, т.е. с суммарным сроком пребывания не более 90 дней в течение полугода. Оно облегчает процедуру выдачи виз для предпринимателей, журналистов, спортсменов, студентов, научных работников и деятелей культуры. При этом конечной целью на данном направлении изначально ставился переход к безвизовому режиму.
На юбилейном 25-м саммите Россия—ЕС, прошедшем 31 мая — 1 июня 2010 г. в Ростове-на-Дону, Россия передала Евросоюзу свой проект соглашения об отмене визовых требований для граждан России и ЕС [19], однако официальной реакции на документ со стороны Евросоюза так и не последовало [31]. Отмена виз стала одним из основных вопросов повестки дня на саммите Россия— ЕС в Брюсселе 7 декабря 2010 г., на котором сторонам удалось достичь некоторого компромисса [18]. Было решено двигаться к безвизовому режиму поэтапно и предварительно снять существующие препятствия, вызывающие у сторон определенные опасения; однако конкретные сроки отмены виз так и не были определены [32].
Следует понимать, что в основе этой проблемы лежат два аспекта: технические, организационные моменты (защищенность документов, в том числе биометрия, создание отлаженной системы контроля на границах и т.д.) и соображения политического характера. И если технически и организационно безвизовый режим между Россией и ЕС представляется возможным уже сегодня, а вопросы безопасности границ во многом решаются благодаря успешной реализации соглашения о реадмиссии 2006 г., то при анализе причин «пробуксовывания» безвизового диалога на первый план выходят соображения политического характера [51]. Во-первых, конкретный вопрос отмены виз нельзя рассматривать в отрыве от общего контекста взаимоотношений между Россией и Европейским союзом. Так, неоднократно высказывалось мнение, что ЕС не собирается отменять визы для российских граждан раньше, чем для стран «Восточного партнерства» (Армении, Азербайджана, Беларуси, Грузии, Молдовы и Украины) [7]. Во-вторых, безвизовый режим зачастую изображается как «игра с нулевой суммой», поскольку российские граждане от отмены виз якобы приобретут больше, чем европейцы. Однако ЕС не стоит недооценивать вклад, который Россия может внести в европейский рынок туризма: отмена виз благоприятно отразится на двусторонних отношениях, развитии торговли, деловых и туристических поездках, повышении конкурентоспособности туристического бизнеса5.
5 Так, положительно на двустороннем туризме отразилась отмена виз между Россией и Израилем (соответствующее соглашение было подписано в марте 2008 г.), Турцией (соглашение, подписанное 12 мая 2010 г. во время официального визита Президента России Дмитрия Медведева в Анкару, вступило в силу 27 июля 2010 г.), Аргентиной, Колумбией (с 2009 г.), Бразилией (с 2010 г.) и другими странами [11].
Представляется, что многочисленные «политические» отговорки, которые использует ЕС для обоснования откладывания перехода к безвизовому режиму с Россией, на самом деле обусловлены комплексной проблемой, связанной с взаимоотношениями между европейскими и национальными институтами в ЕС и многоуровневым характером управления Евросоюза. Вопрос регулирования миграционных потоков является особенно чувствительным, поскольку затрагивает как внешнюю, так и внутреннюю политику государств. Следует иметь в виду, что для принятия решения об установлении безвизового режима с Россией необходимо достижение консенсуса между странами ЕС, где одни государства (Испания, Франция) выступают за отмену виз для граждан РФ [10; 15; 33],
тогда как другие (Германия, Австрия) всячески противодействуют ей.
* * *
В целом на примере соглашения с Россией можно отметить общую эффективность механизма реадмиссии как инструмента иммиграционной политики Европейского союза. При этом следует иметь в виду, что реадмиссия является лишь одним из аспектов сотрудничества ЕС с третьими странами в сфере иммиграционной политики. Наиболее тесно взаимодействие в области реадмиссии связано с вопросами содействия свободе передвижения людей на законных основаниях. Соглашение между Евросоюзом и Россией также необходимо рассматривать в непосредственной взаимосвязи с диалогом по либерализации визового режима: данные направления являются взаимодополняющими в контексте партнерства России и ЕС в сфере миграционной политики, поскольку продвижение одного вопроса во многом становится залогом успеха другого.
При решении конкретной проблемы перехода к безвизовому режиму сторонам следует понимать, что отмена виз будет с энтузиазмом воспринята населением и, облегчив жизнь миллионам людей в России и Европейском союзе, поможет создать более благоприятный климат двустороннего сотрудничества.
Эффективное взаимодействие в области реадмиссии и облегчения свободы передвижения граждан является залогом успеха совместного регулирования легальной миграции. Стабильное партнерство в важнейшей области миграционной политики, основанное на равноправии и взаимном доверии, отвечает интересам обеих сторон. Представляется необходимым включение вопросов, связанных с миграцией, в число приоритетных сфер будущего Договора о стратегическом партнерстве между Россией и Европейским союзом.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. В присутствии Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина и Премьер-министра Финляндской Республики М. Кивини-еми был подписан пакет совместных документов [Электронный ресурс] // Председатель Правительства Российской Федерации В.В. Путин [Офиц. сайт]. 10.12.2010 г. URL: http://www.premier.gov.ru/pda/events/news/13353/ (дата обращения: 15.02.2011).
2. Встреча с Президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым [Электронный ресурс] // Президент России [Офиц. сайт]. 10.12.2010 г. URL: http://www.kremlin.ru/news/9777 (дата обращения: 17.01.2011).
3. Гринин Л.Е. Национальный суверенитет и процессы глобализации (вводные замечания) // Полис. 2008. № 1. С. 123—134.
4. Документы, подписанные по итогам российско-индийских переговоров [Электронный ресурс] // Президент России [Офиц. сайт]. 21.12.2010 г. URL: http://www.news.kremlin.ru/ref_notes/823 (дата обращения: 02.02.2011).
5. Документы, подписанные по итогам российско-итальянских межгосударственных консультаций [Электронный ресурс] // Президент России [Офиц. сайт]. 03.12.2010 г. URL: http://www.kremlin.ru/ref_notes/797 (дата обращения: 02.02.2011).
6. Дорожная карта по Общему пространству свободы, безопасности и правосудия. Москва, 10.05.2005 г. [Электронный ресурс] // Постоянное представительство Российской Федерации при Европейском союзе [Офиц. сайт]. Системные требования: Adobe Acrobat Reader. URL: http://www.rus-sianmission.eu/userfiles/file/road_map_on_the_common_space_of_freedom,_ security_and_justice_2005_russian.pdf (дата обращения: 05.02.2011).
7. ЕС выбирает, кому быстрее предоставить безвизовый режим [Электронный ресурс] // Информационное агентство «Росбалт» [Офиц. сайт]. 31.05.2010 г. URL: http://www.rosbalt.ru/2010/05/31/741078.html (дата обращения: 27.12.2010).
8. ЕС продолжает предоставлять безвизовый статус все новым странам [Электронный ресурс] // «Вся Европа^Ш [Офиц. сайт]. 2010. № 11(49). URL: http://www.alleuropa.ru/index.php?option=com_content&task=view&id= 1859 (дата обращения: 08.01.2011).
9. Изменения визовой политики стран — членов Европейского союза [Электронный ресурс] // Московский Центр Карнеги [Офиц. сайт]. М., 2010. Системные требования: Adobe Acrobat Reader. URL: http://wwwcar-negieendowment.org/files/Changes_in_Visa_Blok_web.pdf (дата обращения: 05.01.2011).
10. Испания поддерживает идею безвизового режима между ЕС и Россией [Электронный ресурс] // РИА Новости [Офиц. сайт]. 01.12.2010 г. URL: http://www.rian.ru/politics/20101201/303096821.html (дата обращения: 09.12.2010).
11. Кокошин А.А. Реальный суверенитет. 3-е изд. М.: ЕВРОПА, 2006.
12. Куда россияне могут поехать без виз [Электронный ресурс] // РИА Новости [Офиц. сайт]. 14—16.05.2010 г. URL: http://www.rian.ru/infografika/ 20100512/233538450.html (дата обращения: 15.12.2010).
13. Международное сотрудничество Федеральной миграционной службы России [Электронный ресурс] // ФМС России [Офиц. сайт]. URL: http://www.fms.gov.ru/about/cooperation/899/ (дата обращения: 14.01.2011).
14. Основные показатели деятельности. Официальные статистические данные. Раздел 11. Реадмиссия [Электронный ресурс] // ФМС России [Офиц. сайт]. Системные требования: MS Excel. URL: http://www.fms.gov. ru/upload/iblock/1fa/11_readmissia.xls (дата обращения: 15.02.2011).
15. Открытие Европы // Ведомости (со ссылкой на источник в МИД России и Еврокомиссии). 14.01.2011 г.
16. Подписан Исполнительный протокол между Правительством Российской Федерации и Правительством Австрийской Республики о порядке реализации Соглашения между Российской Федерацией и Европейским сообществом о реадмиссии от 25 мая 2006 года [Электронный ресурс] // ФМС России [Офиц. сайт]. URL: http://www.fms.gov.ru/press/ news/news_detail.php?ID=40095 (дата обращения: 07.02.2011).
17. Подписано Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Турецкой Республики о реадмиссии и Исполнительный протокол к нему [Электронный ресурс] // ФМС России [Офиц. сайт]. 18.01.2011 г. URL: http://www.fms.gov.ru/press/news/news_detail.php?ID= 41010 (дата обращения: 25.01.2011).
18. Пресс-конференция по итогам встречи на высшем уровне Россия — Европейский союз. Брюссель, 07.12.2010 г. [Электронный ресурс] // Президент России [Офиц. сайт]. URL: http://www.kremlin.ru/transcripts/9730 (дата обращения 15.01.2011).
19. Пресс-конференция Президента России Дмитрия Медведева по итогам саммита Россия — Евросоюз. Ростов-на-Дону, 01.06.2010 г. [Электронный ресурс] // Президент России [Офиц. сайт]. URL: http://www. kremlin.ru/transcripts/7932 (дата обращения 15.02.2011).
20. Проект доклада о результатах и основных направлениях деятельности Федеральной миграционной службы на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов (I—V разделы). Москва, 2010. С. 30—33 [Электронный ресурс] // ФМС России [Офиц. сайт]. Системные требования: MS Word. URL: http://www.fms.gov.ru/upload/iblock/93b/drond_nov2010.doc (дата обращения: 05.02.2011).
21. Российско-армянские переговоры [Электронный ресурс] // Президент России [Офиц. сайт]. 20.08.2010 г. URL: http://www.kremlin.ru/ news/8694 (дата обращения: 17.01.2011).
22. Российско-французские переговоры на высшем уровне [Электронный ресурс] // Президент России [Офиц. сайт]. 01.03.2010 г. URL: http:// www.kremlin.ru/news/7002 (дата обращения: 02.02.2011).
23. Россия и Европейский союз на пути к сотрудничеству в борьбе с нелегальной иммиграцией // Ответы России и Евросоюза на вызовы XXI века. Ч. III. Политические аспекты / Под ред. Н.П. Шмелёва (отв. ред.), А.Ю. Бочевера, В.В. Журкина, М.Г. Носова. Доклады Института Европы, Российская академия наук, № 182. М., 2006. С. 56—79.
24. Руководство по реадмиссии. Для экспертов и специалистов-практиков. Т. 2. Практика реализации соглашений о реадмиссии в Российской Федерации. М., 2009 [Электронный ресурс] // Международная организация по миграции — Россия [Офиц. сайт]. Системные требования: Adobe Acrobat Reader. URL: http://www.iomrussia.ru/russian/publications/Manual_ on_Readmission_Vol_2_ru.pdf (дата обращения: 11.02.2011).
25. Совместное заявление Постоянного совета партнерства ЕС — Россия по вопросам свободы, безопасности и правосудия. Брюссель, 19.11.2010 г. [Электронный ресурс] // Представительство Европейского союза в России [Офиц. сайт]. URL: http://www.ec.europa.eu/delegations/russia/press_corner/ all_news/news/2010/20101119_02_ru.htm (дата обращения: 14.02.2011).
26. Соглашение между Российской Федерацией и Европейским сообществом о реадмиссии [Электронный ресурс] // Представительство Европейского союза в России [Офиц. сайт]. 25.05.2006 г. Системные требования: MS Word. URL: http://www.delrus.ec.europa.eu/ru/images/pText_pict/615/ Readmission_RU.doc (дата обращения: 14.02.2011).
27. Соглашение между Российской Федерацией и Европейским сообществом об упрощении выдачи виз гражданам Российской Федерации и Европейского союза [Электронный ресурс] // Представительство Европейского союза в России [Офиц. сайт]. 25.05.2006 г. Системные требования: MS Word. URL: http://www.delrus.ec.europa.eu/ru/images/pText_pict/614/ Visa_facilitation_RU.doc (дата обращения: 15.02.2011).
28. Стрежнева М.В. «Трансправительственные сети» в ЕС // Международные процессы. 2008. Т. 6. № 1(16). C. 121—134.
29. Федеральный закон от 03.03.2007 г. № 26-ФЗ «О ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Европейским сообществом о реадмиссии» (принят ГД ФС РФ 14.02.2007).
30. Федеральный закон от 15.07.1995 г. № 101-ФЗ (ред. от 01.12.2007 г.) «О международных договорах Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 16.06.1995).
31. Энтин М.Л. Тупик или прорыв? [Электронный ресурс] // Интернет-журнал «Вся Европа^Ш [Офиц. сайт]. 2010. № 6(45). URL: http:// www.alleuropa.ru/index.php?option=com_content&task=view&id= 1615 (дата обращения: 27.12.2011).
32. Энтин М.Л. Форум десятилетия [Электронный ресурс] // Интернет-журнал «Вся Европа.га» [Офиц. сайт]. 2011. № 1(51). URL: http:// www.alleuropa.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=1963#_ ftnref4 (дата обращения: 15.02.2011).
33. Я способен жать на газ: Интервью премьер-министра Франции Франсуа Фийона // Российская газета. 08.12.2010 г.
34. Яковлев В. Путь к безвизовым соглашениям [Электронный ресурс] // ФМС России [Офиц. сайт]. 27.02.2009 г. URL: http://www.fms.gov.ru/press/ publications/news_detail.php?ID=27272 (дата обращения: 05.02.2011).
35. Яковлев В. Устраняем пробелы в законодательстве [Электронный ресурс] // ФМС России [Офиц. сайт]. 28.05.2009 г. URL: http://www.fms.gov. ru/press/publications/news_detail.php?ID=28415 (дата обращения: 05.02.2011).
36. Cecilia Malmstrom Welcomes the Finalisation of the EU—Turkey Readmission Agreement Negotiations. Brussels, January 27, 2011 [Electronic resource] // European Union Press Portal [Official website]. URL: http://www europa.eu/rapid/pressReleasesAction.do?reference=MEM0/11/50&format= HTML&aged=0&language=EN&guiLanguage=ru (дата обращения: 12.02.2011).
37. Communication from the Commission to the European Parliament, the Council, the European Economic and Social Committee and the Committee of the Regions. A Common Immigration Policy for Europe: Principles, Actions
and Tools. Brussels, June 17, 2008 [Electronic resource] // European Union Press Portal [Official website]. URL: http://www.eur-lex.europa.eu/LexUriServ/Lex-UriServ. do?uri=CELEX:52008DC0359:EN:N0T (дата обращения: 15.02.2011).
38. Consolidated Versions of the Treaty on European Union and the Treaty on the Functioning of the European Union [Electronic resource] // Official Journal of the European Union [Official website]. May 9, 2008. URL: http:// www.eur-lex.europa.eu/J0Html.do?uri=0J:C:2008:115:S0M:EN:HTML (дата обращения: 15.02.2011).
39. Council Recommendation of 24 July 1995 on the Guiding Principles to be followed in Drawing up Protocols on the Implementation of Readmission Agreements [Electronic resource] // Official Journal of the European Union [Official website]. September 19, 1996. URL: http://www.eur-lex.europa.eu/ LexUriServ/LexUriServ.do?uri=CELEX:31996Y0919(08):EN:HTML (дата обращения: 15.02.2011).
40. Council Recommendation of 30 November 1994 Concerning a Specimen Bilateral Readmission Agreement between a Member State and a Third Country [Electronic resource] // Official Journal of the European Union [Official website]. September 19, 1996. URL: http://www.eur-lex.europa.eu/Lex-UriServ/LexUriServ.do?uri=CELEX:31996Y0919(07):EN:HTML (дата обращения: 15.02.2011).
41. EU—Pakistan Readmission Agreement [Electronic resource] // Council of the European Union [Official website]. October 7, 2010. System requirements: Adobe Acrobat Reader. URL: http://www.consilium.europa.eu/uedocs/ cms_data/docs/pressdata/en/jha/116918.pdf (дата обращения: 05.02.2011).
42. European Commission. The EU in the World — A Statistical Portrait. Luxembourg: Publications Office of the European Union, 2010.
43. The European Union and Cape Verde Enter into a Mobility Partnership [Electronic resource] // European Union Press Portal [Official website]. June 5, 2008. URL: http://www.europa.eu/rapid/pressReleasesAction.do?reference=IP /08/894&format=HTML&aged=1&language=EN&guiLanguage=en (дата обращения: 11.01.20011).
44. European Union Signs Readmission Agreement with Georgia [Electronic resource] // European Union Press Portal [Official website]. November 22, 2010. URL: http://www.europa.eu/rapid/pressReleasesAction.do?reference= MEMO/10/601&type=HTML (дата обращения: 03.01.2011).
45. Hix S. The Political System of the European Union. 2nd ed. N.Y.: Palgrave Macmillan, 2005.
46. International Organization for Migration. WMR 2010 Background Paper: The Future of European Migration: Policy Options for the European Union and its Member States, by Rainer Münz and Elizabeth Collet [Electronic resource] // International Organization for Migration [Official website]. IOM, 2010. System requirements: Adobe Acrobat Reader. URL: http://www.publica-tions.iom.int/bookstore/free/WMR2010_migration_policy_options_EU.pdf (дата обращения: 23.03.2011).
47. Key Findings of the 2010 Progress Report on Turkey [Electronic resource] // European Union Press Portal [Official website]. November 9, 2010. URL: http://www.europa.eu/rapid/pressReleasesAction.do?reference=MEMO/ 10/562 (дата обращения: 27.12.2010).
11 ВМУ, международные отношения и мировая политика, № 1
161
48. Peers S. Readmission Agreements and EC External Migration Law. EU: Statewatch Analysis. May 2003. № 17 [Electronic resource] // Statewatch [Official website]. System requirements: Adobe Acrobat Reader. URL: http://www. statewatch.org/news/2003/may/readmission.pdf (дата обращения: 01.02.2011).
49. Pozzo di Borgo Y. Rapport d'information № 307, fait au nom de la délégation pour l'Union européenne, sur les relations entre l'Union européenne et la Fédération de Russie. P., 2007 [En ligne] // Sénat de la République française [Site officiel]. URL: http://www.senat.fr/rap/r06-307/r06-3071.pdf (дата обращения: 15.01.2011).
50. Rijpma J.J., Cremona M. The Extra-Territorialisation of EU Migration Policies and the Rule of Law. EUI Working Paper Law № 2007/01 [Electronic resource] // European University Institute [Official website]. System requirements: Adobe Acrobat Reader. URL: http://www.iue.it/PUB/LawWPs/ law2007-01.pdf (дата обращения: 27.01.2011).
51. Salminen M.-M, Moshes A. Practice What You Preach. The Prospects for Visa Freedom in Russia—EU Relations. FIIA Report 2009 18 [Electronic resource] // The Finnish Institute of International Affairs [Official website]. System requirements: Adobe Acrobat Reader. URL: http://www.upi-fiia.fi/assets/ publications/FIIA_Report_18_2009.pdf (дата обращения: 15.02.2011).
52. Treaty of Lisbon Amending the Treaty on European Union and the Treaty Establishing the European Community, Signed at Lisbon, December 13, 2007 [Electronic resource] // Official Journal of the European Union [Official website]. December 17, 2007. URL: http://www.eur-lex.europa.eu/JOHtml.do?uri =OJ:C:2007:306:SOM:EN:HTML (дата обращения: 15.02.2011).