СОТРУДНИЧЕСТВО ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА И СТРАН АФРИКИ В ОБЛАСТИ РЕАДМИССИИ*
О.С. Кажаева
Кафедра международного права Российский университет дружбы народов
ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198
Сотрудничество по вопросу реадмиссии представляет собой значительный интерес для Европейского Союза. В статье рассматриваются особенности формы и процедуры заключения соглашений о реадмиссии, характерные для права и практики ЕС, определения позиции ЕС о реадмиссии в более широком контексте взаимоотношений с другими регионами мира, а далее подробно исследуется институт реадмиссии как объект сотрудничества между Европейским Союзом и странами Африки.
Ключевые слова: международное право, миграция, реадмиссия, Европейский Союз, Африка, Африканский союз, Рабатский процесс.
Реадмиссия — «действие государства, разрешающего повторный въезд лица (собственных граждан, иностранных граждан или лиц без гражданства), о котором стало известно, что оно (данное лицо) въехало, пребывает или проживает на территории другого государства незаконно» [8. С. 13].
Соглашение о реадмиссии устанавливает «взаимные обязательства государств принять обратно своих граждан, граждан третьих стран и лиц без гражданства, незаконно прибывших на территорию договаривающейся стороны или остающихся там без законных оснований, если данные лица прибыли с территории этой договаривающейся стороны» [1. С. 48-54; 3; 14].
Сотрудничество государств по реадмиссии является одним из средств борьбы с нелегальной миграцией, но нельзя забывать о том, что сотрудничество по реадмиссии невозможно рассматривать отдельно от сотрудничества в области миграции. В целом, это положение может быть проиллюстрировано рассмотрением института реадмиссии в контексте сотрудничества Европейского Союза и Африки.
В 90-е гг. ХХ в. ЕС начал реализовывать идею европейской интеграции, что повлекло за собой увеличение миграционных потоков в Западную Европу и развитие такого направления сотрудничества, как реадмиссия [3]. В июне 2002 г. в Севилье Европейский совет призвал государства к укреплению сотрудничества по реадмиссии с третьими странами [11].
* Статья написана в рамках гранта РГНФ (Проект №12-33-01428).
Также на заседании Европейского Совета, состоявшегося в Севилье в 2002 г., премьер-министры Испании и Великобритании внесли предложение относительно установления прямой связи соглашения о реадмиссии нелегальных мигрантов и тем, кому отказано в предоставлении убежища в соглашениях о сотрудничестве со странами происхождения [13].
Основными побудительными мотивами, используемыми ЕС для заключения соглашений о реадмиссии со странами Африки, являются следующие: предоставление различных льгот ЕС странам Африки; оказание помощи ЕС для развития стран Африки; упрощение выдачи въездных виз гражданам стран Африки со стороны ЕС [12]. Государства — члены Европейского Союза стремятся сотрудничать со странами происхождения мигрантов с целью совместного управления миграцией (в том числе борьбы с нелегальной миграцией), а также усиления контроля внешних границ ЕС [11].
Соглашения о реадмиссии с третьим государством могут быть заключены как государством — членом ЕС (как например, Соглашение о реадмиссии между Италией и Марокко 1998 г., Соглашение о реадмиссии между Францией и Алжиром 2003 г.) [23], так и самим ЕС (например, мандат Европейской Комиссии для ведения переговоров по заключению Соглашения о реадмиссии между Европейским Союзом и Алжиром 2002 г. [20], в соответствии с которым в 2005 г. были начаты переговоры, длящиеся до сих пор) [27].
Сотрудничество по реадмиссии зачастую оформляется путем заключения соглашений о реадмиссии между заинтересованными странами, в то же время, государства могут сотрудничать и без закрепления его в привычные письменные рамки, например, обмен письмами, меморандумами о взаимопонимании или заключение соглашений в иной области, не связанной с миграцией напрямую [12] (такой нестандартный подход часто используется Испанией, Италией, Францией).
В феврале 1992 г. Марокко и Испания заключили соглашение о реадмиссии после подписания Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве от 4 июля 1991 г. [12]. В качестве иного примера можно указать то, что в январе 2007 г. Италия и Египет подписали соглашение о реадмиссии, явившееся результатом «усиленных двусторонних обменов между двумя странами, что позволило Египту получить торговые льготы для сельскохозяйственной продукции и временные квоты на въезд граждан Египта в Италию» [12].
С июня 2002 г. Европейский Союз ввел в практику включение «положений по реадмиссии» в соглашения, напрямую не связанные с регулированием миграции, например, экономические, торговые соглашения или соглашения по сотрудничеству между ЕС и третьими странами [14].
С принятием Гаагской программы в 2004 г. Европейский Союз начал претворять в жизнь политику экстернализации, под которой понимается активное использование так называемых «достижений Сообщества» за пределами Союза, с помощью заключения международных соглашений со странами, не являющимися членами ЕС [2]. В качестве примера можно указать заключение соглашений о реадмиссии между ЕС и третьими странами [7].
Нельзя забывать о том, что сам факт заключения соглашения о реадмиссии не гарантирует исполнения в равной степени обязательств, принятых договаривающимися странами по нему.
Например, в феврале 1992 г. Марокко и Испания заключили соглашение о реадмиссии, которое охватывает «высылку» граждан Договаривающихся сторон, граждан третьих стран и лиц без гражданства, незаконно находящихся на территории Договаривающихся сторон. Несмотря на заключение соглашения о реадмиссии, власти Марокко отказываются принимать граждан третьих стран, происходящих в основном из Африки южнее Сахары, которые следуют транзитом через территорию Марокко до их задержания на территории Испании, объясняя это «нежелательными расходами» [11].
Рассмотрим сотрудничество Европейского Союза по реадмиссии с одной из стран Африки — Республикой Мали.
Для решения потребностей граждан Мали, находящихся за рубежом, в 2004 г. в Республике Мали было создано Министерство, ведающее вопросами граждан Мали, находящихся за рубежом, и вопросами Африканской интеграции (Ministry for Malians Abroad and African Integration) [14].
Политика Европейского Союза по управлению миграционными потоками не предусматривает создание центров помощи мигрантам, в отношении которых реализуется процедура высылки, на границах государств — членов ЕС [14]. В то же время ЕС финансировал создание центров содержания под стражей нелегальных иммигрантов до их «принудительного возвращения» в таких странах, как Ливия и Мавритания [14]. Создание подобного рода центров является частью стратегии «внешнего» иммиграционного контроля ЕС за пределами границ ЕС [14].
Генеральная делегация малийцев за рубежом (DGME), оказывающая помощь гражданам Мали за рубежом, имеет офис в аэропорту Бамако (Мали) для административной и технической помощи вернувшимся мигрантам [14].
Как правило, различные общественные объединения Мали оказывают помощь по возвращению на родину таким лицам, но никакая официальная помощь не оказывается этим уязвимым группам лиц [14].
В связи с риском нелегальной иммиграции власти Мали пытаются остановить миграционные потоки путем содействия образованию и занятости в Мали, а также путем переговоров о заключении соглашений в сфере контроля над миграционными потоками [14].
В 2009 г. при финансировании Европейским Союзом был создан Центр управления миграцией и информацией (CIGEM) в Бамако (Мали), в деятельность которого входит определение национальной политики в области управления миграцией, борьба с нелегальной иммиграцией путем информирования потенциальных мигрантов о работе и возможностях получения образования в стране [14].
Центр управления миграцией и информацией (CIGEM) действует при министерстве, ведающим вопросами граждан Мали, находящихся за рубежом, и вопросами африканской интеграции (Ministry for Malians Abroad and African
Integration) [26]. Создание такого центра осуществлялось в рамках Глобального подхода ЕС к миграции, начатого в 2005 г. (о нем подробнее ниже) [14].
Далее мы более подробно рассмотрим позицию Европейского Союза относительно включения института реадмиссии в плоскость сотрудничества по миграции с Африкой.
В рамках Европейского Союза в 2005 г. был принят Глобальный подход к миграции и мобильности, являющийся комплексным подходом к миграции, рассматривающий вопросы легальной и нелегальной миграции [9].
«Глобальный подход к миграции: приоритетные действия в отношении Африки и Средиземноморья» указывает, что «необходимо принять меры для уменьшения потоков нелегальной миграции и гибели людей, обеспечить безопасное возвращение нелегальных мигрантов (выделено авт. — О.К.), создать потенциал для более эффективного управления миграцией, в том числе путем предоставления максимальных преимуществ для всех участников легальной миграции, при полном уважении прав человека» [10].
Для установления устойчивого диалога между странами ЕС и странами, не входящими в ЕС, предусмотренного Глобальным подходом к миграции и мобильности, созданы специальные инструменты политики в области миграции и мобильности: партнерство по мобильности и создание общей повестки дня по миграции и мобильности. Последнее применяется только в случае, когда ЕС и третья страна хотят установить тесное и устойчивое сотрудничество, но при этом они не готовы немедленно приступить к упрощению визового режима или к заключению соглашения о реадмиссии [17].
Также в договаривающихся странах в рамках осуществления партнерства по миграции и мобильности должны создаваться ресурсные центры по миграции и мобильности для информирования мигрантов по вопросам занятости, квалификации трудящихся, приема мигрантов, их возвращении и реинтеграции [17].
В Глобальном подходе делается акцент на заключение Европейским Союзом соглашений о реадмиссии в ближайшее время с конкретными тремя странами — Марокко, Алжиром и Ливией.
В Сообщении Комиссии Европейского Союза о Глобальном подходе к миграции 2008 г. говорилось о том, что соглашения о реадмиссии должны быть неотъемлемой частью Глобального подхода, это же было отражено в Сообщении по оценке соглашений о реадмиссии 2011 г. и Заключениях Совета ЕС по реадмиссии 2011 г. [15]
Институту реадмиссии как одному из направлений сотрудничества между Европейским Союзом и Африкой наибольшее внимание уделяется в документах, принятых в контексте Рабатского процесса.
11 июля 2006 г. в Рабате (Марокко) была принята Рабатская Декларация о Евро-африканском партнерстве по миграции и развитию, в которой отмечено, что «управление миграцией между Африкой и Европой должно осуществляться в контексте партнерства по борьбе с бедностью и содействию устойчивому развитию» [5; 16].
Партнерство, учреждаемое в рамках Рабатской Декларации, предназначено для «оптимального управления миграционными потоками между странами происхождения, транзита и назначения в духе совместной ответственности» [16].
В Рабатской Декларации также уточняется, что страны-партнеры будут решать миграционные вопросы так, «как сочтут уместным» [16]. Приводится ряд примеров последнего: «путем укрепления потенциала стран происхождения, транзита и назначения в управлении миграционными потоками; содействия перемещению людей; проведения активной политики интеграции легальных мигрантов; контроля за границами; а также борьбы с нелегальной миграцией, включая реадмиссию нелегальных мигрантов» (выделено авт. — О.К.) [16].
Для реализации Рабатской Декларации на практике Договаривающиеся стороны разработали План действий.
Декларация, принятая в Рабате, заложила основу для «прочного и плодотворного диалога между странами, сделала возможным развитие расширенного сотрудничества путем осуществления многочисленных двусторонних, субрегиональных, региональных и многосторонних инициатив» [19].
Вторая Евро-Африканская конференция по миграции и развитию состоялась в Париже в 2008 г. В ее рамках была принята трехлетняя программа сотрудничества [19], подготовленная в ходе трех тематических встреч экспертов, посвященных законной миграции, нелегальной миграции и миграции и развитию [5].
Согласно отчету о проведенной встрече экспертов, посвященной нелегальной миграции, «реадмиссия, являясь одним из элементов борьбы с незаконной миграцией, в широком смысле представляет собой глобальную политику» [21]. В отчете также отмечено, что необходимо учитывать гуманитарный характер возвращения, осуществляемого «через процедуру реадмиссии или оказание помощи в возвращении» [21].
Затем в ноябре 2010 г. был принят второй План действий по Тематическому партнерству в области миграции, мобильности и занятости на 2011-2013 гг., состоящий из 12 инициатив [4]. План действий на 2011-2013 гг. уделяет внимание Африканскому институту для осуществления денежных переводов, торговле людьми, вопросам диаспор, наблюдению за процессами миграции, вопросам трудовой миграции и так далее.
В данном Плане действий указано, что «проект будет реализовываться Комиссией Африканского союза (АиС) и Европейской Комиссией (ЕС) согласно приоритетам, определенным странами Африки и Европейского Союза в рамках консультационных процедур» [29].
Хотя решение вопросов миграции занимает важное место в политической повестке дня Европейского Союза, Арабская весна и события в Южном Средиземноморье (Тунис, Египет, Ливия) в 2011 г. еще раз подняли вопрос о необходимости последовательной и всеобъемлющей миграционной политики ЕС [25].
23 ноября 2011 г. в Дакаре (Сенегал) состоялась Третья Евро-Африканская конференция, посвященная миграции и развитию, в рамках которой была принята новая стратегия сотрудничества на 2012-2014 гг., так называемая Дакарская стратегия [5; 19].
Дакарская стратегия основана на пяти основных принципах декларации, принятой в Рабате. Для установления сотрудничества между государствами в области миграции и развития определены три принципа, в рамках которых выделяются десять приоритетных целей:
«- организация легальной миграции (обеспечение обмена между различными сторонами, участвующими в мобильности; обеспечение региональных и национальных институтов средствами и возможностями для реализации политики в области мобильности; гарантия прав мигрантов);
- борьба с нелегальной миграцией (улучшение управления границами, повышение эффективности процедур реадмиссии и условий возвращения нелегальных мигрантов (выделено авт. — О.К.) усиление защиты уязвимых групп);
- укрепление взаимосвязи миграции и развития (принятие комплексного подхода по миграции и развитию; улучшение мобилизации денежных средств мигрантов на благо страны происхождения; реализация потенциала взаимодействия со странами происхождения по вопросам миграции), а также сквозная цель — создание согласованной политики по вопросам приобретения и распространения информации» [28].
Кроме Рабатского процесса, вопросы реадмиссии поднимались и в других формах сотрудничества Европейского Союза и Африки: в сотрудничестве в рамках Соглашения Котону, Каирского процесса.
В 2000 г. между ЕС и странами Африки, Тихоокеанского региона и Карибского бассейна (государства АКТ) было подписано Соглашение Котону по миграции, которое является основой для многоуровнего диалога и сотрудничества между вышеуказанными сторонами, в том числе по вопросам миграции (ст. 13)
[5; 18].
В 2010 г. Совет группы государств АКТ-ЕС принял Совместную декларацию по вопросам миграции и развития, которая стала основой для расширения сотрудничества между Европейским Союзом и государствами АКТ, отражая приоритеты ст. 13 Соглашения Котону [18].
Декларация определила три сферы для расширения сотрудничества: миграция и развитие, легальная миграция и незаконная миграция. В 2012 г. Совет министров государств АКТ-ЕС принял рекомендации для будущего диалога, уделяя внимание также визовым вопросам, денежным переводам мигрантов и ре-адмиссии [18].
Каирский процесс представляет собой первую попытку закрепления всеобъемлющего и интегрированного подхода к проблеме миграции на высшем уровне [6].
В ноябре 2006 г. в Триполи (Ливия) состоялось заседание ЕС и Африканского союза по вопросам миграции и развитию. В рамках реализации Глобального подхода к миграции и мобильности, принятого ЕС в 2005 г. и обновленного в 2011 г., состоялись Конференция в Триполи и Евро-Африканская конференция по миграции и развитию в Рабате [5; 18].
Во многом благодаря заседанию в Триполи была заключена Декларация ЕС-Африки по миграции и развитию, а также создано новое направление со-
трудничества — мобильность, миграция и занятость, которое уже в 2007 г. в Лиссабоне было официально принято как «элемент расширенного стратегического сотрудничества ЕС-Африка» [18].
В декабре 2007 г. в Лиссабоне на Саммите глав государств и правительств стран ЕС и Африки было принято решение о создании Партнерства между ЕС и Африкой по вопросам миграции, мобильности и занятости и принята Стратегия по сотрудничеству, а также Первый план действий на 2008-2010 гг. [22].
Партнерство по вопросам миграции, мобильности и занятости направлено на обеспечение устойчивого развития и осуществление соответствующих международных соглашений и деклараций, опираясь в частности на Декларацию по миграции и развитию, принятую в 2006 г. в Триполи, План действий Уагудугу по борьбе с торговлей людьми, особенно женщинами и детьми 2006 г., Декларацию и План действий Уагудугу по содействию решению проблем занятости и сокращению бедности 2006 г. [22].
Таким образом, вопросы регулирования реадмиссии между Европейским Союзом и Африкой мало где напрямую закреплены, но при этом они подразумеваются и присутствуют в завуалированной форме в сотрудничестве в целом между Европейским Союзом и странами Африки. Это позволяет прийти к выводу о том, что в ближайшем будущем институт реадмиссии обретет более четкие формы в процессе развития международно-правовых отношений между Европейским Союзом и Африкой.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Абашидзе А., Киселева Е. Реадмиссия в отношениях России и ЕС // Обозреватель. — 2004. — № 2. — С. 48-54.
[2] Кавешников Н.Ю. Эволюция практики гибкой интеграции в ЕС. URL: http://image-of-russia.livejournal.com/94081.html.
[3] Кажаева О. Становление института реадмиссии в рамках Европейского Союза // Вестник РУДН. Серия «Юридические науки». — 2013. — № 2. — С. 265-273.
[4] Кажаева О.С., Киселева Е.В. Проект Плана действий Комиссии Европейского Союза и Комиссии Африканского Союза по Тематическому партнерству в области миграции, мобильности и занятости на 2011-2013 гг. // БРИКС и перспективы социально-экономического, политического и культурного развития Африки: материалы Х11 Всероссийской школы молодых африканистов. Москва, 7-8 ноября 2013 г. — М.: Институт Африки РАН, 2014. — С. 81-82.
[5] Киселева Е., Голованов А. Сотрудничество Европейского Союза и Африканского Союза по вопросам миграции и развития в рамках Рабатского процесса // Revista Moldovenica de Drept International si Relatii Internationale. — 2013. — № 2. — С. 36-42.
[6] Киселева Е.В., Голованов А.С. Сотрудничество Европейского Союза и Африканского Союза по вопросам миграции в рамках Каирского процесса // Международно-правовые проблемы в Африке: материалы круглого стола XI ежегодной международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы современного международного права», посвященной памяти профессора И.П. Блищенко. Москва, 12 апреля 2013 г. / отв. ред. А.Х. Абашидзе, Е.В. Киселева, А.М. Солнцев. — М.: РУДН, 2014. — С. 68-76.
[7] Корнеев О.В. Формирование внешнеполитического измерения иммиграционной политики Европейского Союза (1992-2007 гг.): автореф. дисс. ... к.и.н. — Томск, 2009.
[8] Руководство по миграции для экспертов и специалистов-практиков: Опыт избранных стран по вопросам реадмиссии и возвращения (Т. 1). — М.: Бюро Международной организации по миграции в Москве, 2009.
[9] Эрнандес-и-Сагрера Р. Оценка Партнерства по мобильности ЕС с Молдовой и Грузией: (не)-содействие круговой миграции? URL: http://www.easternpartnership.org/node/ 3769'_ftn1.
[10] Council of the European Union. Global Approach to migration: Priority actions focusing on Africa and the Mediterranean. — Brussels, 13 December 2005. URL: http://register.consilium.eu.int/pdf/en/05/st15/st15744.en05.pdf.
[11] Cassarino J.-P. Informalising Readmission Agreements in the EU Neighborhood // The International Spectator. Vol.42.-June 2007.-№ 2.-P. 179-196.
[12] Cassarino J.-P. Dealing with unbalanced reciprocities: cooperation on readmission and implications. 2012. URL: http://www.mei.edu/content/dealing-unbalanced-reciprocities-cooperation-readmission-and-implications.
[13] Castles S. Why migration policies fail? // Taylor &Francis Ltd., Ethnic and Racial Studies. — Vol. 27. — No. 2. — March 2004. — P. 205-227.
[14] Dangers of readmission agreements. URL: http://www.socialwatch.eu/2009/documents/ readmission_agreements.pdf.
[15] ECRE Comments to the Commission Communication on the Global Approach to Migration and Mobility COM (2011) 743 final. URL: http://www.epim.info/wp-content/uploads/ 2011/01/ECRE-comments-GAMM-23-04-2012- 1.pdf.
[16] Euro-African Partnership for Migration and Development. Rabat Declaration. URL: http://www.caritas-europa.org/module/FileLib/060712RabatDeclaration.pdf.
[17] Frequently Asked Questions: Fostering strategic dialogue and partnership with non-EU countries, Brussels. 18 November 2011. URL: http://europa.eu/rapid/press-release_MEM0-11-800_en.htm?locale=en.
[18] Harns С. Regional inter-state consultation mechanisms on migration: approaches, recent activities and implications for Global Governance of Migration. Prepared as a source for: The forth Global meeting of RCP Chairs and Secretariats. — Lima, Peru, May 2013. URL: http://publications.iom.int/bookstore/free/MRS45_EN_10May2013.pdf.
[19] Introduction to the Rabat Process. URL: www.dialogueuroafricainmd.net/web/the-rabat-process.
[20] Mariagiulia Giuffre. The European Union readmission policy after Liabon. URL: http://works.bepress.com/cgi/viewcontent.cgi?article=1001&context=mariagiulia_giuffre.
[21] Mise de place du plan d'action de Rabat. Meeting of experts on irregular migration control cooperation, preparatory to the second Euro-african ministerial conference on migration and development. URL: http://www.dialogueuroafricainmd.net/web/uploads/events/RMI/EN_ 2008_experts_meeting_on_irregular_migration_0uagadougou.pdf.
[22] MME partnership in depth. URL: http://www.africa-eu-partnership.org/areas-cooperation/ migration-mobility-and-employment/migration-mobility-and-employment-depth.
[23] Panizzon M. Readmission Agreements of EU Member States: A Case for EU Subsidiarity or Dualism? URL: http://www.wti.org/fileadmin/user_upload/nccr-trade.ch/wp4/publications/ EUReadmission_31_4_RSQ_2012%20upload.pdf.
[24] Readmission agreements using «Cooperation» to Deport Migrants // Migreurop brief. — 2012. — № 1, December. URL: http://www.migreurop.org/IMG/pdf/note_de_migreurop_ 062012_accords_de_r_r_admission_version_anglaise_web_version.pdf.
[25] Stronger cooperation and mobility at the center of the renewed EU migration strategy. URL: http://europafrica.net/2011/11/22/stronger-cooperation-and-mobility-at-the-centre-of-the-renewed-eu-migration-strategy.
[26] Sarah M. Rich. Cooperative migration policy, uncooperative reality: The E.U.'s impossible «management» of the West African migration. URL: http://www.princeton.edu/jpia/past-issues-1/2010/Cooperative-Migration-Policy.pdf.
[27] Trauner F. & Kruse I. EC Visa Facilitation and Readmission Agreements: Implementing a new EU security approach in the neighbourhood. URL: http://www.ceps.eu/files/ book/1646.pdf.
[28] Third Euro-African Ministerial Conference on migration and development. URL: http://ec.europa.eu/dgs/home-affairs/e-library/docs/pdf/dakar_strategy_ministerial_ declaration_migration_and_development_en_en.pdf.
[29] Thematic Partnership on Migration, Mobility and Employment. Action Plan 2011-2013. Fiches on priority initiatives. Draft 14 June 2013. URL: http://www.africa-eu-partnership.org/documents/mme-action-plan-2011-2013-fiches-priority-initiatives-0.
COOPERATION BETWEEN EUROPEAN UNION AND AFRICA IN THE SHPERE OF READMISSION
O.S. Kazhaeva
The Department of International Law Peoples' Friendship University of Russia
6, Miklukho-Maklaya st., Moscow, Russia, 117198
Cooperation concerning readmission is of considerable interest for the European Union. The article touches upon several features of the form and procedure of concluding readmission agreements that are peculiar to the law and practice of the European Union, reveals the formation of the EU position in respect of readmission in the broader context of relations with different regions of the world, and then analyzes in detail the readmission issue as an element of the cooperation between the European Union and African states.
Key words: international law, migration, readmission, European Union, Africa, African Union, Rabat Process.
REFERENCES
[1] Abashidze A., Kiseleva E. Readmissija v otnoshenijah Rossii i ES // Obozrevatel'. — 2004. — № 2. — S. 48-54.
[2] Kaveshnikov N.Ju. Jevoljucija praktiki gibkoj integracii v ES. URL: http://image-of-russia.livejournal.com/94081.html.
[3] Kazhaeva O. Stanovlenie instituta readmissii v ramkah Evropejskogo Sojuza // Vestnik RUDN. Serija «Juridicheskie nauki». — 2013. - № 2. — S. 265-273.
[4] Kazhaeva O.S., Kiseleva E.V. Proekt Plana dejstvij Komissii Evropejskogo Sojuza i Komissii Afrikanskogo Sojuza po Tematicheskomu partnerstvu v oblasti migracii, mobil'nosti i zanjatosti na 2011-2013 gg. // BRIKS i perspektivy social'no-jekonomicheskogo, politicheskogo i kul'turnogo razvitija Afriki: materialy ХII Vserossijskoj shkoly molodyh afrikanistov. Moskva, 7-8 nojabija 2013 g. — M.: Institut Afriki RAN, 2014. — S. 81-82.
[5] Kiseleva E., Golovanov A. Sotrudnichestvo Evropejskogo Sojuza i Afrikanskogo Sojuza po voprosam migracii i razvitija v ramkah Rabatskogo processa // Revista Moldovenica de Drept International si Relatii Internationale. — 2013. — № 2. — S. 36-42.
[6] Kiseleva E.V., Golovanov A.S. Sotrudnichestvo Evropejskogo Sojuza i Afrikanskogo Sojuza po voprosam migracii v ramkah Kairskogo processa // Mezhdunarodno-pravovye problemy v Afrike: materialy kruglogo stola XI ezhegodnoj mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Aktual'nye problemy sovremennogo mezhdu-narodnogo prava», posvjashhennoj pamjati professora I.P. Blishhenko. Moskva, 12 apre-lja 2013 g. / otv. red. A.H. Abashidze, E.V. Kiseleva, A.M. Solncev. — M.: RUDN, 2014. — S. 68-76.
[7] Korneev O.V. Formirovanie vneshnepoliticheskogo izmerenija immigracionnoj politiki Evropejskogo Sojuza (1992-2007 gg.): avtoref. diss. ... k.i.n. — Tomsk, 2009.
[8] Rukovodstvo po migracii dlja jekspertov i specialistov-praktikov: Opyt izbrannyh stran po voprosam readmissii i vozvrashhenija (T. 1). — M.: Bjuro Mezhdunarodnoj organizacii po migracii v Moskve, 2009.
[9] Jernandes-i-Sagrera R. Ocenka Partnerstva po mobil'nosti ES s Moldovoj i Gruziej: (ne)-sodejstvie krugovoj migracii? URL: http://www.easternpartnership.org/node/3769'_ftn1.
[10] Council of the European Union. Global Approach to migration: Priority actions focusing on Africa and the Mediterranean. — Brussels, 13 December 2005. URL: http://register.consilium.eu.int/pdf/en/05/st15/st15744.en05.pdf.
[11] Cassarino J.-P. Informalising Readmission Agreements in the EU Neighborhood // The International Spectator. — Vol. 42. — June 2007. — № 2. — P. 179-196.
[12] Cassarino J.-P. Dealing with unbalanced reciprocities: cooperation on readmission and implications. 2012. URL: http://www.mei.edu/content/dealing-unbalanced-reciprocities-cooperation-readmission-and-implications.
[13] Castles S. Why migration policies fail? // Taylor &Francis Ltd., Ethnic and Racial Studies. — Vol. 27. — No. 2. — March 2004. — P. 205-227.
[14] Dangers of readmission agreements. URL: http://www.socialwatch.eu/2009/documents/ readmission_agreements.pdf.
[15] ECRE Comments to the Commission Communication on the Global Approach to Migration and Mobility COM (2011) 743 final. URL: http://www.epim.info/wp-content/uploads/ 2011/01/ECRE-comments-GAMM-23-04-2012- 1.pdf.
[16] Euro-African Partnership for Migration and Development. Rabat Declaration. URL: http://www.caritas-europa.org/module/FileLib/060712RabatDeclaration.pdf.
[17] Frequently Asked Questions: Fostering strategic dialogue and partnership with non-EU countries, Brussels. 18 November 2011. URL: http://europa.eu/rapid/press-release_MEMO-11-800_en.htm?locale=en.
[18] Harns S. Regional inter-state consultation mechanisms on migration: approaches, recent activities and implications for Global Governance of Migration. Prepared as a source for: The forth Global meeting of RCP Chairs and Secretariats. — Lima, Peru, May 2013. URL: http://publications.iom.int/bookstore/free/MRS45_EN_10May2013.pdf.
[19] Introduction to the Rabat Process. URL: http://www.dialogueuroafricainmd.net/web/the-rabat-process.
[20] Mariagiulia Giuffre. The European Union readmission policy after Liabon. URL: http://works.bepress.com/cgi/viewcontent.cgi?article=1001&context=mariagiulia_giuffre.
[21] Mise de place du plan d'action de Rabat. Meeting of experts on irregular migration control cooperation, preparatory to the second Euro-african ministerial conference on migration and development. URL: http://www.dialogueuroafricainmd.net/web/uploads/events/RMI/EN_ 2008_experts_meeting_on_irregular_migration_Ouagadougou.pdf.
[22] MME partnership in depth. URL: http://www.africa-eu-partnership.org/areas-cooperation/ migration-mobility-and-employment/migration-mobility-and-employment-depth.
[23] Panizzon M. Readmission Agreements of EU Member States: A Case for EU Subsidiarity or Dualism? URL: http://www.wti.org/fileadmin/user_upload/nccr-trade.ch/wp4/publications/ EUReadmission_31_4_RSQ_2012%20upload.pdf.
[24] Readmission agreements using «Cooperation» to Deport Migrants // Migreurop brief. — 2012. — № 1, December. URL: http://www.migreurop.org/IMG/pdf/note_de_migreurop_ 062012_accords_de_r_r_admission_version_anglaise_web_version.pdf.
[25] Stronger cooperation and mobility at the center of the renewed EU migration strategy. URL: http://europafrica.net/2011/11/22/stronger-cooperation-and-mobility-at-the-centre-of-the-renewed-eu-migration-strategy.
[26] Sarah M. Rich. Cooperative migration policy, uncooperative reality: The E.U.'s impossible «management» of the West African migration. URL: http://www.princeton.edu/jpia/past-issues-1/2010/Cooperative-Migration-Policy.pdf.
[27] Trauner F. & Kruse I. EC Visa Facilitation and Readmission Agreements: Implementing a new EU security approach in the neighbourhood. URL: http://www.ceps.eu/files/ book/1646.pdf.
[28] Third Euro-African Ministerial Conference on migration and development. URL: http://ec.europa.eu/dgs/home-affairs/e-library/docs/pdf/dakar_strategy_ministerial_ declaration_migration_and_development_en_en.pdf.
[29] Thematic Partnership on Migration, Mobility and Employment. Action Plan 2011-2013. Fiches on priority initiatives. Draft 14 June 2013. URL: http://www.africa-eu-partnership.org/documents/mme-action-plan-2011-2013-fiches-priority-initiatives-0.