ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ФИНАНСОВОЕ, ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ, КАДРОВОЕ
В.О. Миловоротива, магистрант
Российский государственный гуманитарный университет (Россия, г. Москва)
Б01:10.24412/2500-1000-2024-10-5-131-134
Аннотация. Автором статьи рассматриваются меры поддержки инновационной деятельности. Проводится анализ развития стимулирования с 2005 по 2024 год, рассматривается и сравнивается термин «государственная поддержка» в различных нормативно-правовых актах. Проводится правовой анализ мер поддержки, из которых выделяются несколько направлений: консультационная, финансовая, образовательная поддержки, которые способствуют усиленному развитию инновационной инфраструктуры. В статье также рассматривается соотношение мер поддержки, которые существуют на данный момент и прогноза, выстроенного Правительством Российской Федерации до 2030 года. Производится оценка успешности введенных мер для инновационной инфраструктуры.
Ключевые слова: инновационная инфраструктура, меры поддержки инноваций, стимулирование инновационной деятельности, инновации, прогноз развития инноваций.
Государственная поддержка с каждым годом становится значимым элементом для стимулирования инновационной деятельности.
Под государственной поддержкой понимается предоставление определенных условий для развития научной и интеллектуальной деятельности [4]. Данный вид поддержки можно трактовать различными способами как совокупность мер помощи региональных органов власти, как совокупность мер, принимаемых на федеральном уровне.
Исследование аспектов организационно-правового характера, относящихся к поддержке инновационных процессов на уровне федерального управления внутри Российской Федерации, представляет собой первостепенную задачу.
Так, в 2005 году были приняты Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года [5], в 2006 году -Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации до 2015 года. В рамках реализации этих программ и стратегий были заложены основы инновационной системы, предприняты существенные усилия по развитию сектора исследований и разработок, формирования развитой инновационной инфраструктуры, модернизации экономики на основе технологических инноваций.
В 2011 году распоряжением Правительства Российской Федерации был принят и разработан прогноз долгосрочного социально-экономического развития России на период до 2030 года [6].
В нормативном источнике упоминается, что несмотря на успешную реализацию политики прежних годов, а также успешный выход из затяжного кризиса, спад инновационного развития не удалось преодолеть как планировалось, например, ускорить процесс интеграции российской инновационной системы в мировую систему и кардинально повысить инновационную активность и эффективность работы компаний, в том числе государственных, создать конкурентную среду, стимулирующую использование инноваций.
Исходя из новых целей прогноза, выделяются следующие проблемы развития инновационной инфраструктуры: финансирование научно-исследовательских и научных организаций, которые осуществляют свою деятельность согласно списку приоритетных направлений деятельности на территории Российской Федерации, повышение уровня конкуренции не только на внутреннем рынке, но и на внешнем, подготовка и набор новых кадров.
Подобные результаты обусловлены тем, что политика развития инновационной сферы и действительность значительно различаются.
Раннее более высокий приоритет был отдан поддержке макроэкономической стабильности, усилению социальной защиты и развитию отраслей социальной сферы. Данный подход сказался на отсутствии поддержания и развития социально-экономической политики в области инновационной активности, в развитии конкуренции [6].
Несмотря на стратегическую необходимость инновационного пути развития, оба сектора экономики - государственный и частный - не демонстрируют положительного интереса к реализации инноваций. К сожалению, меры, предпринимаемые управленческими структурами на всех уровнях - от федерального до регионального - в поддержку инновационных начинаний, не позволили добиться уровня инновационной активности, соизмеримого с достижениями ведущих стран в данных областях.
Следовательно, результаты инновационной деятельности предприятий являются недостаточными по сравнению с мировыми лидерами, несмотря на признание важности данной сферы для прогресса.
Так, в Федеральный закон от 21.07.2011 N 254-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» включена глава IV, посвященная государственной поддержке инновационной деятельности.
Согласно закону о науке [7], государственная поддержка инновационной деятельности определяется как совокупность мер, принимаемых органами государственной власти РФ в соответствии с законодательством РФ для создания необходимых правовых, организационных и экономических условий, а также стимулов для юридических и физических лиц, осуществляющих инновационную деятельность. Глава также содержит нормы о целях, принципах, формах, субъектах представления поддержки инновационной деятельности и др.
На развитие инновационной инфраструктуры влияние оказывают улучшения в научной и научно-технической сферах, увеличение взаимодействия с глобальным рынком в области построения коммерческих отношений, где есть возможность обмениваться различными технологиями.
Важную роль в данном процессе играет государственное стимулирование отраслей,
напрямую опирающихся на научные достижения, что предусматривает и повышение качества правовых механизмов, регулирующих инновационное поле. Поддержка со стороны государства инновационных направлений выявляется как центральный элемент стратегии государственной инновационной политики и считается основным фактором для достижения прогресса в сфере экономического развития России [5].
Термин «государственная поддержка инновационной деятельности» имеет различные толкования в зависимости от региона Российской Федерации.
Весь спектр мер, предпринимаемых органами власти на федеральном и региональном уровнях, направлен на создание условий, благоприятствующих инновациям, в том числе, в Архангельской и Нижегородской областях, Орловской области, Ханты-Мансийском автономном округе - Югра, Алтайском крае и Республике Карелии. Иные субъекты, такие как Чеченская Республика и Саратовская область, определяют господдержку как набор законодательных и экономических инициатив, способствующих стимулированию инновационной деятельности.
Согласно законодательной базе, существует несколько ключевых механизмов поддержки инновационной деятельности:
- налоговое стимулирование: предоставление скидок на налоги, сборы и таможенные платежи, причем налоговые льготы считаются одной из самых значительных мер, проверенных на эффективность в мировом масштабе;
Примером может служить ст. 49 Налогового Кодекса Российской Федерации, где указано освобождение от уплаты НДС при выполнении НИОКР, также положение из ст. 149 Налогового Кодекса Российской Федерации про освобождение от налога на прибыль средств целевого финансирования.
- обучение и кадровый потенциал: улучшение качества образования и повышение требований к профессиональной подготовке работников из-за важности научных знаний в инновациях;
Пример - создание Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфер программ для подготовки будущих кадров среди молодежи и школьников с целью вовлечения студентов в разработ-
ку проектов, которые будут связаны с инновационной инфраструктурой.
- информационное сопровождение: создание информационных ресурсов с ценными сведениями о научных достижениях и рыночной ситуации, что необходимо для научно-технической и инновационной видов деятельности.
Примеров создания информационных ресурсов может служить «Единый реестр конечных получателей государственной поддержки инновационной деятельности», где отображается вся информация о формах, объемах государственной поддержки.
- консультационная помощь: необходимая помощь в оформлении документации для инновационных проектов, признавая сложность организационных аспектов;
Консультационную помощь оказывают различные фонды, а также органы государствен-
Библиографический список
1. «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 08.08.2024) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2024).
2. Федеральный закон от 23.08.1996 N 127-ФЗ (ред. от 08.08.2024) «О науке и государственной научно-технической политике».
3. Федеральный закон от 21.07.2011 N 254-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике».
4. Боровкова А.С. Налоговый механизм как инструмент стимулирования инновационной деятельности в российской федерации // E-Scio. - 2021. - №2.
5. Рабец, А.М. Ювенальное право Российской Федерации: учебник и практикум для вузов. - 5-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2024. - 364 с.
6. Репьев А.Г., Першина И.В. Грант как правовая форма поддержки инноваций: понятие, содержание, отличие от смежных категорий // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. - 2021. - №1.
7. Саенко В.Б., Бонцевич А.П. Направления государственного регулирования инновационной деятельности субъектов хозяйствования // Вестник ТИУиЭ. - 2024. - №2.
ной власти, которые создают специальные проекты для поддержки развития инноваций и предпринимательства, например, МБМ (Малый бизнес Москвы).
- стимулирование спроса на инновации: склонность экономики к стремлению к рациональной прибыльности подталкивает к развитию инновационной продукции.
- финансовая поддержка: ключевые инвестиции и грантовая помощь, существенно продвигающие инновационную деятельность в РФ.
Таким образом, на территории Российской Федерации уровень стимулирования развития инновационной инфраструктуры постепенно растет. Это позволяет полагать, что согласно прогнозу до 2030 года инновационная инфраструктура выйдет на новый уровень развития.
- WpudunecKue nayHU -
LEGAL ASPECTS OF INNOVATION PROMOTION: FINANCIAL, EDUCATIONAL, HUMAN
V.O. Milovorotiva, Graduate Student Russian State University for the Humanities (Russia, Moscow)
Abstract. The author of the article considers measures to support innovation activities. The development of incentives from 2005 to 2024 is analyzed, the term «state support» in various regulatory and legal acts is considered and compared. Legal analysis of support measures is carried out, from which several directions are distinguished: advisory, financial, educational support, which promote the enhanced development of innovation infrastructure. The article also considers the relationship between the support measures that exist at the moment and the forecast made by the Government of the Russian Federation until 2030. Evaluation of the success of the measures introduced for innovation infrastructure.
Keywords: innovation infrastructure, measures to support innovation, stimulating innovation activity, innovation, forecast of innovation.