Научная статья на тему 'ИНФРАСТРУКТУРА ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ИНФРАСТРУКТУРА ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
768
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ / ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / СКОЛКОВО / ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ЭЛЕМЕНТЫ ИННОВАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Комисарук Роман Валерьевич

Автором статьи рассматриваются государственные меры поддержки инновационной деятельности. Рассматривается понятийный аппарат в сфере инновационной деятельности, а именно сравниваются различные термины «инновационной инфраструктуры» среди научного сообщества. Проводится экономическо-правовой анализ данного термина среди нормативно-правовых актов различных уровней. Выводится и обосновывается собственное понятие «инновационной инфраструктуры». Автор проводит подробный анализ элементов инновационной инфраструктуры. В частности, подробно рассматривается режим, предлагаемый резидентам «Инновационного центра Сколково». Проводится экономический и правовой анализ термина «инновационный проект», как инструмента коммерциализации результатов инновационной деятельности. Рассматриваются стадии инновационного проекта, выявляются существенные недостатки, содержащиеся в действующем определении «инновационного проекта» и предлагается авторское определении термина «Инновационный проект». В заключении автор даёт рекомендации по улучшению состояния инновационной инфраструктуры в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATION ACTIVITY INFRASTRUCTURE

The author of the article considers state measures to support innovation activities. The conceptual apparatus in the field of innovation activity is considered, namely, various terms of “innovation infrastructure” among the scientific community are compared. An economic and legal analysis of this term is carried out among legal acts of various levels. The own concept of “innovative infrastructure” is derived and substantiated. The author conducts a detailed analysis of the elements of the innovation infrastructure. In particular, the regime offered to residents of the Skolkovo Innovation Center is considered in detail. An economic and legal analysis of the term “innovative project” is carried out as a tool for commercializing the results of innovative activity. The stages of an innovative project are considered, significant shortcomings contained in the current definition of “innovative project” are identified, and the author’s definition of the term “Innovative project” is proposed. In conclusion, the author gives recommendations for improving the state of the innovation infrastructure in the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «ИНФРАСТРУКТУРА ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Инфраструктура инновационной деятельности

Комисарук Роман Валерьевич,

старший преподаватель Института международной экономики, лидерства и менеджмента E-mail: ceo@markouks.ru

Автором статьи рассматриваются государственные меры поддержки инновационной деятельности. Рассматривается понятийный аппарат в сфере инновационной деятельности, а именно сравниваются различные термины «инновационной инфраструктуры» среди научного сообщества. Проводится экономическо-правовой анализ данного термина среди нормативно-правовых актов различных уровней. Выводится и обосновывается собственное понятие «инновационной инфраструктуры». Автор проводит подробный анализ элементов инновационной инфраструктуры. В частности, подробно рассматривается режим, предлагаемый резидентам «Инновационного центра Сколково». Проводится экономический и правовой анализ термина «инновационный проект», как инструмента коммерциализации результатов инновационной деятельности. Рассматриваются стадии инновационного проекта, выявляются существенные недостатки, содержащиеся в действующем определении «инновационного проекта» и предлагается авторское определении термина «Инновационный проект». В заключении автор даёт рекомендации по улучшению состояния инновационной инфраструктуры в Российской Федерации.

Ключевые слова: инновационная деятельность, инновационный проект, инновационная инфраструктура, Сколково, инновации, инновация, государственная поддержка инновационной деятельности, элементы инновационной инфраструктуры

Понятие инновационной инфраструктуры является весьма дискуссионным. По мнению А.Д. Не-федьева, инновационная инфраструктура представляет собой «совокупность субъектов инновационной деятельности» в виде совокупности институтов, организаций и физических лиц, обеспечивающих благоприятные условия и возможности для производства и реализации инноваций» [1].

С ним соглашается А.С. Комлев, понимая под инфраструктурой «совокупность субъектов инновационной деятельности, обеспечивающих условия, необходимые для осуществления инновационной деятельности и функционирования инновационных процессов» [2].

Оба автора придерживаются мнения о том, что основу инновационной инфраструктуры составляет совокупность субъектов инновационной деятельности, деятельность которых направлена способствование осуществлению непосредственно инновационной деятельности.

Иного мнения придерживаются Л.И. Сергеев и М.Ю. Писаренко, понимая под инновационной инфраструктурой совокупность организаций, предоставляющих услуги по созданию, освоению в производстве и (или) практическому применению новой или усовершенствованной продукции, нового или усовершенствованного технологического процесса[3].

Интересным представляется понятие инновационной инфраструктуры, предложенное Д.С. Соколовым и Н.С. Томилиной. Под инновационной инфраструктурой предлагается понимать «совокупность организационных, правовых, экономических институтов, технологий и организаций, способствующих созданию условий для развития взаимосвязей между всеми участниками инновационной деятельности и успешного инновационного развития» [4]. Однако, данное определение является слишком широким и не позволяет должным образом определить элементы инновационной инфраструктуры, что определённо вызовет вопросы при финансировании со стороны государства.

Следует отметить, что в Российской Федерации отсутствует единообразный понятийный аппарат в области инновационной деятельности в целом и в отельных её составляющих в частности. Данное обстоятельство выражается также и в отсутствии единообразного подхода к определению законодателем термина «инновационная инфраструктуры».

Например, под «инновационной инфраструктурой» в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года понимается совокупность организаций (структур), занятых производством

сз о

со £

m Р

сг

от А

и (или) коммерческой реализацией знаний и технологий и комплекса института правового, финансового и социального характера, обеспечивающих взаимодействие образовательных, научных, предпринимательских и некоммерческих организаций и структур во всех сферах экономики и общественной жизни[5].

Иное определение содержится в Федеральном законе от 23.08.1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике». Под инновационной инфраструктурой понимается «совокупность организаций, способствующих реализации инновационных проектов, включая предоставление управленческих, материально-технических, финансовых, информационных, кадровых, консультационных и организационных услуг».

Сравнив оба определения можно сделать вывод о том, что определение содержащее в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года является более полным и всеобъемлющим, поскольку его действие покрывает все этапы инновационной детальности, а отличие от определения, содержащегося в законодательстве о науке и государственной научно-технической политике, ввиду того, что под инфраструктурой инновационной деятельности подразумевается лишь организации, «способствующие реализации инновационных проектов».

Определение «инновационного проекта», так же содержится в законодательстве о науке и государственной научно-технической политике. Под «инновационным проектом» понимается комплекс направленных на достижение экономического эффекта мероприятий по осуществлению инноваций в том числе по коммерциализации научных и (или научно-технических результатов). Следовательно, «инновационная инфраструктура» возникает на заключительных этапах инновационной деятельности, а именно в момент коммерциализации, т.е. вывода результата инновационной деятельности на рынок.

Следует отметить, что данное определение нуждается в корректировке. В первую очередь, весьма спорна мысль законодателя, связанная с преднамеренным ограничением момента возникновения инновационной инфраструктуры на заключительном этапе инновационной деятельности, когда на рынок выходит уже готовый и испытанный образец, хотя основная работа и основные затраты происходят на этапе научно-исследовательской деятельности, которая включает в себя фундаментальные научные исследования, прикладные научные исследования и поисковые научные исследования. Ввиду того, что основную работу на данном этапе инновационной деятельности осуществля-^ ют ученные и работники науки, то оснащение на-= учных организаций современным оборудованием е и обновление научных кадров - ученных, как ос-й новных субъектов инновационной деятельности, еЗ будет способствовать успешному осуществлению ав инновационной деятельности.

В этой связи предлагается изменить определение «инновационной инфраструктуры», содержащееся в законе о науке и науке и государственной научно-технической политике таким образом, чтобы оно охватывало все этапы инновационной деятельности. Таким образом, под инновационной инфраструктурой предлагается понимать совокупность организаций, способствующих осуществлению научной, научно-технической деятельности и реализации инновационных проектов, включая предоставление управленческих, материально-технических, финансовых, информационных, кадровых, консультационных и организационных услуг.

Создание высокой степени интеграции отдельных элементов инновационной системы является одной из мер поддержки инновационной деятельности со стороны государства, которая выражается, в том числе путём создания инновационной инфраструктуры. Информация об организациях, относящихся к инновационной инфраструктуре, содержится в Национальном информационно-аналитическом центре по мониторингу инновационной инфраструктуры научно-технической деятельности и региональных инновационных систем. На момент обращения в базе содержалась информация об 8943 объектах инновационной инфра-структуры[6].

Следует отметить, что создание объектов инновационной инфраструктуры относится к организационным мерам поддержки государством инновационной деятельности. Это может выражаться в предоставлении на безвозмездной основе, льготных условиях или приобретение земельных участков, зданий, оборудования, механизмов, установок и т.д.

Понятие «инновационной инфраструктуры» закреплено в Федеральном законе от 23.08.1996 № 127-ФЗ (ред. От 26.07.2019) «О науке и государственной научно-технической политике». Под «инновационной инфраструктурой» понимается «совокупность организаций, способствующих реализации инновационных проектов, включая предоставление управленческих, материально-технических, финансовых, информационных, кадровых, консультационных и организационных услуг».

Исходя из данного определения, можно определить элементы инновационной инфраструктуры.

К элементом инновационной инфраструктуры могут относиться:

1. Управленческий элемент (Управляющие компании, ведущие организации и т.д.);

2. Материально - технический элемент (Научно-исследовательские организации, лаборатории и т.д.);

3. Финансовый элемент (Бюджетные и внебюджетные фонды технологического развития, венчурные фонды);

4. Информационно - консультационный элемент (Патентные бюро, базы знаний, открытые реестры прав на результаты интеллектуальной де-

ятельности, научные журналы, «сети знаний» и т.д.)

5. Кадровый элемент (Образовательные учреждения по подготовке кадров в сфере инноваций и интеллектуальной собственности, центры практического обучения и т.д.)

6. Организационный элемент (Технопарки, инновационно - технологические центры, технико-внедренческие зоны и т.д.)

В тоже время, существуют иные взгляды на элементы инновационной инфраструктуры. Некоторые авторы выделяют специальные «блоки»: производственно-технологический, информационно-консалтинговый, кадровый, финансовый, сбытовой[7]. Или, например: инвестиционно-финансовый, информационный, сбытовой, производственно-технологический, экспертно-консалтинговый, кадровый[8].

Некоторые авторы выделяют понятие «инфраструктура инновационной деятельности» в виде комплекса взаимосвязанных обслуживающих структур, обеспечивающих основу для решения взаимосвязанных проблем и условия функционирования инновационных организаций, совокупности организаций. Обслуживающих и обеспечивающих инновационную деятельность предприятий, одновременно выделяя некоторые типы: территориальные инновационно-технологические центры, центры трансферта технологий, торгово-промышленные палаты и т.д.[9].

Организации, входящие в инновационную инфраструктуру способствуют реализации инновационной деятельности, опосредуют её этапы: идея - НИОКР - патент - серийное производство.

Инфраструктура инновационной деятельности обеспечивает установление связи между субъектами инновационной деятельности, способствует созданию благоприятной среды развития инновационных процессов. Целью формирования инфраструктуры инновационной деятельности должно является не формальное создание объектов инфраструктуры, а непосредственное способствование осуществление инновационной деятельности и её конечного продукта в виде инновации.

В Российской Федерации важное место среди объектов инфраструктуры занимает инновационный центр «Сколково», деятельность которого регулируется специальным законом «Об инновационном центре «Сколково» от 28.09.2010 года № 244-ФЗ.

Среди всех льгот, предоставляемых участникам инновационного центра Сколково в течение 10 лет, с момента включения их в реестр:

1. Освобождение от обязанности ведения бухгалтерского учёта в случае не превышения годового объёма их выручки от реализации товаров (работ, услуг) в размере 1 млрд рублей; учёт ведётся в порядке, установленном статьёй 26.2 НК РФ; при превышении указанного лимита бухгалтерский учёт ведётся в полном объёме;

2. Отсутствие обязанности быть плательщиками налога на прибыль, пока годовой объём выруч-

ки не превысит 1 млрд рублей. С года, в котором выручка превысила этот объём, участник проекта становится налогоплательщиком, но прибыль облагается по ставке 0% до тех пор, пока сумма его прибыли, начиная с этого года, не превысит 300 млн. рублей. Начиная с года, в котором произошло превышение прибыли, участник ИЦ Сколково уплачивает налог по обычной ставке, а также пени;

3. Отсутствие обязанности быть плательщиками НДС (за исключением ввоза товаров на территорию России) и налога на имущество до тех пор, пока совокупный размер прибыли не превысит 300 млн рублей с начала года, в котором размер выручки от реализации превысил 1 млрд. рублей. Начиная с первого числа периода, в котором произошло превышение прибыли, участник ИЦ Сколково уплачивает налог по обычной ставке, а также пени;

4. Уплата страховых взносов только в Пенсионный фонд России по ставке 14% до достижения указанного выше объёма прибыли;

5. Право требовать возмещения НДС и таможенных пошлин, уплаченных через управляющую компанию при ввозе товаров (за исключением подакцизных) для их использования при строительстве и исследовательской деятельности в «Сколково».

Вместе с тем, возникает логичный вопрос, связанный с необходимостью являться резидентом инновационного центра. Распространение льгот, указанных в профильном законе об инновационном центр, на всех участников инновационной деятельности вне зависимости от резидентства на территории инновационного центра, окажет более эффективное воздействие на её развитие. Администрировать данное предложение, возможно путём создания специального реестра участников инновационной деятельности, внесение в который участника, открывает ему возможности получения всех вышеперечисленных льгот.

Льготы, аналогичные резидентам инновационного центра «Сколково» можно найти в законодательстве об особых экономических зонах. Так резиденты особых экономических зон технико-внедренческого типа имеют налоговых и таможенные преференции в виде отсутствия таможенных пошлин и уменьшения следующих видов налогов и взносов:

1. Снижение страховых взносов для плательщиков - налоговых агентов до 14 процентов;

2. Снижение налога на прибыль в течение пяти лет до 15 процентов;

3. Возможность уменьшения отнесения расходов на НИР и ОКР к фактически понесённым затратам;

4. Отсутствие обязанности уплачивать земельный, транспортный налог, а также налог на имущество.

Принимая во внимание большое количество объектов инновационной инфраструктуры вполне допустима их синергия. С этой целью необходимо

сз о со от m Р от

от А

Q. в

развивать и кооперационные связи между ними. Например, путём создания филиалов ВУЗов и исследовательских университетов на территориях особых экономических зон, в том числе и на территории инновационного центра Сколково. Это позволит оказывать эффективную поддержку участникам инновационной деятельности на её начальном этапе. Например, со стороны маркетологов или венчурных инвесторов, которые путём проведения исследования смогут оценить перспективность в виде дальнейшей коммерциализации проводимых исследований. И в случае наличия перспективы, проявить интерес к данным исследованиям, путём со-финансирования НИОКР, и в том числе создания прототипа.

В целом можно отметить положительную динамику в развитии инновационной инфраструктуры в Российской Федерации за последнее десятилетие. Государство прикладывает значительные усилия на создание объектов инфраструктуры и поддержание их надлежащем состоянии. Однако, судя по занимаемым в настоящее время позициям Российской Федерацией в мировых рейтингах инновационной активности стран - это середина четвертого десятка, прилагаемых государством усилий явно не достаточно[10].

Вместе с тем сами организации, относящиеся к объектам инновационной инфраструктуры, не в состоянии решить всех проблем, связанных с развитием национальной инновационной экономики России. Деятельность данных организаций должна быть интегрирована в национальную инновационную систему. Данный факт позволит стимулировать интерес бизнеса к инновациям, выражающийся в финансировании НИОКР, поскольку львиную долю расходов по финансированию инновационной детальности на первоначальном этапе, берёт на себя государство. При этом, направления деятельности объектов инновационной инфраструктуры в настоящее время ориентированы на реализацию приоритетных направлений политики Российской Федерации в сфере образования. Одновременно с этим, интеграция организаций инновационной инфраструктуры в национальную инновационную систему позволит стимулировать спрос на результаты инновационной деятельности внутри страны.

Литература

1. Нефедьев А.Д. Инновационная инфраструктура // Креативная экономика. - 2011. - Том 5. -№ 10. - С. 42-48.

2. Комлев А.С. Инновационная инфраструктура России // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. - 2013. - № 4 (22). - С. 1928.

3. Сергеев Л.И., Писаренко М.Ю. Исследование понятия инновационной инфраструктуры, -Электронный доступ: http://vuzirossii.ru/publ/ issledovanie_ponjatija_innovacionnoj_infrastruk-Шгу/34-1-0-154 (дата обращения 01.06.2022 г)

4. Д.С. Соколов, Н.С. Томилина Инновационная инфраструктура в современной России: понятие, содержание, особенности // Международный научный журнал «Инновационная наука» № 1/2016 С. 174

5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 г.№ 1662-р «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года» // СПС «Консультант плюс» (дата обращения 01.06.2022 г)

6. Национальный информационно-аналитическом центр по мониторингу инновационной инфраструктуры научно-технической деятельности и региональных инновационных систем // http:// www.miiris.ru/ (дата обращения 01.06.2022 г)

7. Д.С. Соколов, Н.С. Томилина Инновационная инфраструктура в современной России: понятие, содержание, особенности //Международный научный журнал «Инновационная наука» № 1/2016 С. 175;

8. Грицков Ю.В., Шмидт А.Н. Инвестиционная культура в ситуациях коммуникативной деятельности // Человеческий капитал. 2012. № 1 (37). С. 51.

9. Д.С. Соколов, Н.С. Томпилина Инновационная инфраструктура современной России понятие, сожержание, особенности // Международный научный журнал «Инновационная науку № 1/2016» с. 174-176

10. Global Innovation index https://www.wipo.int/ edocs/pubdocs/en/wipo_pub_gii_2021/ru.pdf (дата обращения 01.06.2022 г)

INNOVATION ACTIVITY INFRASTRUCTURE

Komisaruk R.V.

Moscow University named after A.S. Griboyedov

The author of the article considers state measures to support innovation activities. The conceptual apparatus in the field of innovation activity is considered, namely, various terms of "innovation infrastructure" among the scientific community are compared. An economic and legal analysis of this term is carried out among legal acts of various levels. The own concept of "innovative infrastructure" is derived and substantiated. The author conducts a detailed analysis of the elements of the innovation infrastructure. In particular, the regime offered to residents of the Skolkovo Innovation Center is considered in detail. An economic and legal analysis of the term "innovative project" is carried out as a tool for commercializing the results of innovative activity. The stages of an innovative project are considered, significant shortcomings contained in the current definition of "innovative project" are identified, and the author's definition of the term "Innovative project" is proposed. In conclusion, the author gives recommendations for improving the state of the innovation infrastructure in the Russian Federation.

Keywords: innovation activity, innovation project, innovation infrastructure, Skolkovo, innovation, Innovation, government support for innovation, elements of innovation infrastructure

References

1. Nefediev A.D. Innovative infrastructure // Creative Economy. -2011. - Volume 5. - No. 10. - P. 42-48.

2. Komlev A.S. Innovative infrastructure of Russia // Bulletin of the Volga University. V. N. Tatishchev. - 2013. - No. 4 (22). - S. 1928.

3. Sergeev L.I., Pisarenko M. Yu. Study of the concept of innovation infrastructure, - Electronic access: http://vuzirossii.ru/publ/issle-

dovanie_ponjatija_innovacionnoj_infrastruktury/34-1-0-154 (accessed 01.06.2022 r)

4. D.S. Sokolov, N.S. Tomilina Innovative infrastructure in modern Russia: concept, content, features // International scientific journal "Innovative Science" No. 1/2016 P. 174

5. Decree of the Government of the Russian Federation dated 11/17/2008 No. 1662-r "The concept of long-term socioeconomic development of the Russian Federation until 2020" // SPS "Consultant plus" (date of access 06/01/2022)

6. National information and analytical center for monitoring the innovation infrastructure of scientific and technical activities and

regional innovation systems // http://www.miiris.ru/ (accessed 01.06.2022)

7. D.S. Sokolov, N.S. Tomilina Innovative infrastructure in modern Russia: concept, content, features // International scientific journal "Innovative Science" No. 1/2016 P. 175;

8. Gritskov Yu.V., Shmidt A.N. Investment culture in situations of communicative activity // Human capital. 2012. No. 1 (37). S. 51.

9. D.S. Sokolov, N.S. Tompilina Innovative infrastructure of modern Russia concept, content, features // International scientific journal "Innovative Science No. 1/2016" p.174-176

10. Global Innovation index https://www.wipo.int/edocs/pubdocs/ en/wipo_pub_gii_2021/ru.pdf (accessed 06/01/2022)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.