Научная статья на тему 'Правовое регулирование объектов инновационной инфраструктуры и формы предоставляемой ими инновационному бизнесу государственной поддержки'

Правовое регулирование объектов инновационной инфраструктуры и формы предоставляемой ими инновационному бизнесу государственной поддержки Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1578
222
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ЕЕ ОБЪЕКТЫ И ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Студенецкая Вероника Александровна

В статье ставится задача рассмотреть правовое регулирование инновационной инфраструктуры, которая является неотъемлемой частью национальной инновационной системы каждой развитой страны. Анализируется правовой статус таких объектов инновационной инфраструктуры, как инновационный центр Сколково, наукограды, технопарки, технико-внедренческие особые экономические зоны. Акцентируется внимание на формах государственной поддержки, на которые могут претендовать компании, занимающиеся инновационной деятельностью, а также описана процедура получения льгот и преференций и эффективность их правового закрепления на законодательном уровне. Автор делает вывод о неразборчивой государственной политики правовой регламентации объектов инновационной инфраструктуры и форм, предоставляемых ими государственной поддержки и выдвигает предложения о необходимости ее пересмотра через совершенствование нормативно-правовой базы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal regulation of objects of innovation infrastructure and forms of business state support to innovation business

The article deals with the legal regulation of innovation infrastructure, which is an integral part of the national innovation system of every developed country. The legal status of such objects of innovation infrastructure as an innovation center Skolkovo, science cities, industrial parks, technology-innovative special economic zones is analyzed. Forms of state support, which may qualify companies engaged in innovation activities are on the focus of the article, as well as the procedure of obtaining preferences and effectiveness of their legal consolidation at the legislative level. The author draws a conclusion about unintelligible public policy of legal reglamentation of objects of innovation infrastructure and forms of it’s state support and makes proposals of its revision through the improvement of the legal framework.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование объектов инновационной инфраструктуры и формы предоставляемой ими инновационному бизнесу государственной поддержки»

Бизнес в законе

2’2014

10.3. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЪЕКТОВ ИННОВАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ И ФОРМЫ ПРЕДОСТАВЛЯЕМОЙ ИМИ ИННОВАЦИОННОМУ БИЗНЕСУ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ

Студенецкая Вероника Александровна, аспирант, юрист

Место работы: Фонд развития интернет-инициатив Агентства стратегических инициатив

Место учебы: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ

veronikastudeneckaya@yandex.ru

Аннотация: В статье ставится задача рассмотреть правовое регулирование инновационной инфраструктуры, которая является неотъемлемой частью национальной инновационной системы каждой развитой страны. Анализируется правовой статус таких объектов инновационной инфраструктуры, как инновационный центр Сколково, наукограды, технопарки, технико-внедренческие особые экономические зоны. Акцентируется внимание на формах государственной поддержки, на которые могут претендовать компании, занимающиеся инновационной деятельностью, а также описана процедура получения льгот и преференций и эффективность их правового закрепления на законодательном уровне. Автор делает вывод о неразборчивой государственной политики правовой регламентации объектов инновационной инфраструктуры и форм, предоставляемых ими государственной поддержки и выдвигает предложения о необходимости ее пересмотра через совершенствование нормативно-правовой базы

Ключевые слова: инновационная инфраструктура, ее объекты и правовое регулирование, формы государственной поддержки

LEGAL REGULATION OF OBJECTS OF INNOVATION INFRASTRUCTURE AND FORMS OF BUSINESS STATE SUPPORT TO INNOVATION BUSINESS

Studenetskaya Veronika Alexandrovna, postgraduate student, lawyer

Work place: the Internet Initiative Development Fund for the Agency of strategic initiatives

Study place: The Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation

veronikastudeneckaya@yandex.ru

Annotation: The article deals with the legal regulation of innovation infrastructure, which is an integral part of the national innovation system of every developed country. The legal status of such objects of innovation infrastructure as an innovation center Skolkovo, science cities, industrial parks, technology-innovative special economic zones is analyzed. Forms of state support, which may qualify companies engaged in innovation activities are on the focus of the article, as well as the procedure of obtaining preferences and effectiveness of their legal consolidation at the legislative level. The author draws a conclusion about unintelligible public policy of legal reglamentation of objects of innovation infra-

structure and forms of it’s state support and makes proposals of its revision through the improvement of the legal framework.

Keywords: innovation infrastructure, it’s objects and legal provisions, forms of state support

В соответствии с концепцией долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года1, инновационный и социально ориентированный путь развития предполагает многополярное развитие территории страны и формирование новых зон опережающего развития. Однако, как отмечается в Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 года2 недостаточная приоритизация задач по поддержке инновационной активности бизнеса, инноваций в регионах, развитию человеческого капитала и целого ряда других задач не позволили к настоящему времени обеспечить необходимую комплексность подхода к развитию инновационной системы страны.

В связи с этим одним из актуальных направлений государственной политики в области развития национальной инновационной системы России является формирование инфраструктуры и обеспечение инновационного бизнеса государственной поддержкой через объекты такой инфраструктуры.

С одной стороны, анализ правового регулирования организаций инфраструктуры имеет важное значение для развития взаимодействия науки, образования и бизнеса, с другой стороны помогает предпринимательским структурам через предоставление различных форм государственной поддержки.

Понятие инновационной инфраструктуры активно используется в различных нормативно-правовых актах, но до сих пор в федеральном законодательстве нет соответствующего определения.

Основная цель правового закрепления данного термина - осуществление форм государственной поддержки хозяйствующим субъектам НИС через объекты, входящие в инновационную инфраструктуру.

Существующие определения инновационной инфраструктуры, в том числе законодательно закрепленные, привязываются либо к понятию инновационной деятельности, либо инновационного проекта и представляют собой перечисление соответствующих организаций.

Объектами инновационной инфраструктуры по сути являются организации, способствующие оказанию помощи и поддержки в целях реализации инновационных проектов, включая предоставление управленческих, материально-технических, финансовых, информационных, кадровых, консультационных и организационных услуг, оказываемых на основании учредительных документов организации субъектам инновационной деятельности.

Таким образом основные признаки объектов инновационной инфраструктуры, отличающие их от других видов организаций:

1 Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 08.08.2009) <О Концепции долгосрочного социальноэкономического развития Российской Федерации на период до 2020 года> // Собрание законодательства РФ, 24.11.2008, N 47, ст. 5489.

2 Распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 N 2227-р <Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года> //Собрание законодательства РФ, 02.01.2012, N 1, ст. 216.

144

Студенецкая В. А.

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЪЕКТОВ ИННОВАЦИОННОМ ИНФРАСТРУКТУРЫ И ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ

1. оказание различных форм государственной поддержки через предоставление предусмотренных в нормативно-правовой базе льготы, преференции;

2. субъекты инновационной деятельности, которым предоставляется государственная поддержка, т.е. любые участники предпринимательских отношений, осуществляющие инновационную деятельность.

Одними из законодательно закрепленных принципов государственной поддержки в соответствии с пунктом 3 статьи 16.1 ФЗ «О науке и государственной научнотехнической политике»3 4 являются опережающее развитие инновационной инфраструктуры и доступность государственной поддержки на всех стадиях инновационной деятельности, в том числе для субъектов малого и среднего предпринимательства.

В целом государственная поддержка направлена на содействие становлению и развитию инновационного бизнеса в России.

Согласно статье 22 ФЗ «О развитии малого и сред-

4

него предпринимательства» оказание поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в области инноваций и промышленного производства органами государственной власти и органами местного самоуправления может осуществляться в виде создания организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и оказывающих поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства, в том числе технопарков, центров коммерциализации технологий, технико-внедренческих и научно-производственных зон, и обеспечения деятельности таких организаций.

Государственная поддержка инновационной деятельности может осуществляться в форме предоставления льгот по уплате налогов, сборов, таможенных платежей, образовательных услуг, информационной поддержки, консультационной поддержки, содействия в формировании проектной документации, формирования спроса на инновационную продукцию, финансового обеспечения (в том числе субсидии, гранты, кредиты, займы, гарантии, взносы в уставный капитал), реализации целевых программ, подпрограмм и проведения мероприятий в рамках государственных программ Российской Федерации, поддержки экспорта, обеспечения инфраструктуры и в других формах, не противоречащих законодательству Российской Федерации.

В зависимости от вида объекта инновационной инфраструктуры, различается и форма предоставления государственной поддержки.

Начиная с 2010 года государственная поддержка инновационной инфраструктуры также оказывается в федеральных образовательных учреждениях высшего профессионального образования. Было принято Постановление Правительства РФ "О государственной поддержке развития инновационной инфраструктуры в федеральных образовательных учреждениях высшего профессионального образования"5.

3 Федеральный закон от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике"// Российская газета, N 167, 03.09.1996.

4 Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федера-ции"//Парламентская газета, N 99-101,09.08.2007.

5 Постановление Правительства РФ от 09.04.2010 N 219 "О го-

сударственной поддержке развития инновационной инфраструк-

туры в федеральных образовательных учреждениях высшего

Представляется правильным подход законодателя к выделению в правовом поле отдельным юридическим документом такой формы государственной поддержки, ведь инновационная инфраструктура создается для развития бизнес-структур, а в национальных инновационных системах огромную роль играет связь обра-зование-наука-бизнес.

Целью осуществления государственной поддержки развития инновационной инфраструктуры, включая поддержку малого инновационного предпринимательства, в федеральных образовательных учреждениях высшего профессионального образования является формирование инновационной среды, развития взаимодействия между образовательными учреждениями и промышленными предприятиями, поддержки создания хозяйственных обществ, учреждаемых в соответствии со статьей 103 Федерального закона "О образовании в Российской Федерации"6.

Хочется надеяться, что, несмотря на то, что в Постановлении Правительства РФ прописано выделение бюджетных средств на 2010 - 2012 годы, данный инструмент будет эффективно использоваться на постоянной основе через выделение бюджетных средств в федеральном законе о бюджете на каждый последующий год.

На долгосрочный период в Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 года7 заложены следующие основные направления развития инновационной инфраструктуры:

1. поддержка распространения рыночных моделей формирования и развития объектов инновационной инфраструктуры;

2. обеспечение дополнительной поддержки техниковнедренческих особых экономических зон и совершенствование регулирования их создания и функционирования;

3. обеспечение дополнительной поддержки наукоградов и других обособленных территориальных образований, имеющих высокий научный и инновационный потенциал, и совершенствование регулирования их создания и функционирования;

4. обеспечение целенаправленной поддержки совершенствования деятельности объектов инновационной инфраструктуры;

5. формирование инновационного центра "Сколково".

Исходя из данных положений, выражаясь юридическим языком, для целей правового обеспечения развития инновационной инфраструктуры необходимо совершенствование регулирования создания и функционирования, обеспечение дополнительной поддержки таких объектов инновационной инфраструктуры, как особые экономические зоны, наукограды, инновационного центра «Сколково» и других обособленных территориальных образований, имеющих высокий научный и инновационный потенциал.

профессионального образования" (вместе с "Положением о государственной поддержке развития инновационной инфраструктуры, включая поддержку малого инновационного предпринимательства, в федеральных образовательных учреждениях высшего профессионального образования») ////Собрание законодательства РФ, 19.04.2010, N 16, ст. 1906.

6 Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"// Российская газета, N 303, 31.12.2012.

7 Распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 N 2227-р <Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года>// Собрание законодательства РФ, 02.01.2012, N 1, ст. 216.

145

Бизнес в законе

2’2014

На данный момент в России действует множество организаций, составляющих инновационную инфраструктуру. Правовое положение некоторых из них регламентировано в нормативно-правовой базе.

Стоит отметить, что функциональная достаточность должна быть неотъемлемой характеристикой инновационной инфраструктуры для обеспечения реализации в полной мере инноваций в масштабах национальной экономики, региона, отдельных предпринимательских структур. Это может быть достигнуто лишь при формировании рациональной и эффективной национальной инновационной системы, построение которой в том числе предполагает наличие соответствующего правового регламентирования в законодательной базе.

Далее в статье будет рассмотрено правовое положение отдельных объектов инновационной инфраструктуры, включая инновационный центр «Сколково», наукограды, технопарки, технико-внедренческие особые экономические зоны, инновационные кластеры, формы государственной поддержки, ими предоставляемые, особенности их правового статуса.

Необходимо начать с опыта правового регулирования и государственной поддержки инновационного центра Сколково, поскольку был принят специальный Федеральный закон N 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково»» (далее - ФЗ об инновационном центре Сколково), закрепляющий его правовой статус8 и соответствующие изменения и дополнения в отраслевое законодательство, участникам проекта предоставлен широкий спектр форм государственной поддержки.

Во-первых, участникам проекта, применяющим общую систему налогообложения предоставляются следующие значимые льготы:

1. Освобождение от обязанностей налогоплательщика по налогу на прибыль, налогу на добавленную стоимость (кроме НДС, уплачиваемого при ввозе товаров в РФ), налогу на имущество организаций до тех пор, пока совокупный размер прибыли не превысит 300 млн. руб. с начала года, в котором размер выручки от реализации превысил 1 млрд. руб.;

2. Пониженная ставка страховых взносов - 14%9;

3. Возмещение (освобождение от уплаты) таможенной пошлины и НДС в отношении товаров, ввозимых для строительства и оборудования объектов недвижимости в Сколково или для осуществления исследовательской деятельности в Сколково10.

Во-вторых, резиденты центра при непревышение годового объема их выручки от реализации товаров (работ, услуг) в 1 млрд. рублей освобождаются от ведения бухгалтерского учета. При этом, ведется учет до-

8 ФЗ от 28.09.2010 N 244-ФЗ "Об инновационном центре «Сколково» "// Собрание законодательства РФ, 04.10.2010, N 40, ст. 4970.

9 ФЗ от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования"// Российская газета, N 137, 28.07.2009.

10 Постановление Правительства РФ от 05.05.2011 N 339 "О предоставлении из федерального бюджета субсидий на возмещение затрат по уплате ввозной таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость, понесенных юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, являющимися лицами, участвующими в реализации проекта создания и обеспечения функционирования территориально обособленного комплекса (инновационного центра "Сколково") // Собрание законодательства РФ, 16.05.2011, N 20, ст. 2819.

ходов и расходов по правилам гл. 26.2 Налогового кодекса Рф11, т.е. применяется упрощенная система налогообложения. При превышении лимита бухгалтерский учет ведется в полном объеме со следующего после превышения года.

В-третьих, участникам предоставляется право получения дополнительного финансирования со стороны Сколково. Данный вид финансовой поддержки в виде предоставления гранта не предусмотрен в самом ФЗ «Об инновационном центре Сколково», а регулируется Приказом Президента Фонда «Грантовая политика»11 12. Участники фонда Сколково могут претендовать на получение гранта для финансирования своего проекта. Объем финансирования зависит от стадии, на которой находится проект. Типичные размеры грантов: стадия идеи - до 1,5 млн. руб., посевная стадия - до 30 млн. руб., ранняя стадия - до 150 млн. руб., продвинутая стадия - до 300 млн. руб.

Следует отметить, что не существует единого законодательно закрепленного универсального определения понятия «грант», которое подходило бы для всех сфер применения, а также не закреплен механизм предоставления грантового финансирования. Однако несмотря на это, многие субъекты пользуются данной конструкцией, выдавая гранты в том числе на научноисследовательские цели. Такие действия могут как повлечь за собой внимание контролирующих органов, так и непосредственно быть признаны не соответствующими уставным целям деятельности некоммерческой организации, созданной с использованием бюджетных средств.

С учетом данных правовых рисков и необходимости совершенствования системы финансирования научноисследовательских и опытно-конструкторских работ, предлагается на федеральном уровне закрепить базовые нормы, определяющие порядок (критерии) предоставления грантов (отбора грантополучателей), требования к грантам и основные положения, касающиеся прав и обязанностей сторон, а также контроль в отношении грантополучателей. Поскольку пока специальное гражданско-правовое регулирование правоотношений по предоставлению грантов отсутствует, то остается также актуальным вопрос о договоре по предоставлению гранта.

В настоящее время договор о предоставлении гранта рассматривается по свое правовой природе в зависимости от вида гранта, например, как разновидность договора пожертвования13 14 15, один из видов договора

14 15

дарения , разновидность договора конкурса , смешанный договор16 и т.д.

11 Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ// Парламентская газета, N 151-152, 10.08.2000.

12 www.community.sk.ru/foundation/documents/.

13 Юцковская И.Д., Кудряшова Е.В. Реализация на безвозмездной основе: юридическое оформление и налогообложение // Налоговый вестник. 1999. N 2. С. 149; Иванов А.Г. Гранты - правовое регулирование и налогообложение // Налоговый вестник. 2000. N 12. С. 168.

14 Кванина В.В. Гражданско-правовое регулирование отношений в сфере высшего профессионального образования. М.: Готика, 2005. С. 209; Родионов С.С. Гранты и спонсорские взносы: порядок налогообложения // Главбух. 1999. N 5. С. 48.

15 Якутин Ю. Технология прорыва // Экономика и жизнь. 2004. N 45.

16 Гутников О. Правовой статус гранта по законодательству Российской Федерации // Право и экономика. 2005. N 12. С. 6; Лапаева В.В. Закон о науке: анализ нормативного содержания // Законодательство и экономика. 2003. N 5. С. 36.

146

Студенецкая В. А.

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЪЕКТОВ ИННОВАЦИОННОМ ИНФРАСТРУКТУРЫ И ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ

В связи с этим требуется нормативно зафиксировать существенные условия таких договоров, права и обязанности сторон по договору, определив договор о предоставлении грантов, как самостоятельный вид договорного обязательства, требующего специального правового регулирования.

В-четвертых, в ФЗ № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»17 предусмотрена упрощенная процедура найма работников Сколково. В том числе оказывается помощь участникам проекта, имеющим иностранное гражданство, в оформлении необходимых для работы в России документы и берет на себя решение вопросов с Федеральной миграционной службой России. На работающих в Сколково иностранных граждан и членов их семей не распространяется действие квот, благодаря ФЗ об инновационном центре Сколково. Члены семей высококвалифицированных иностранных специалистов, задействованных в проекте, автоматически получают разрешение на работу в РФ.

В-пятых, предоставляются следующие льготные услуги:

1) Услуги Технопарка «Сколково» для участников проекта, включая бухгалтерский учет (постановка, ведение учета, сдача отчетности), кадровый учет и поиск персонала, грантовый учет (функция внешнего казначейства и помощь в составлении отчета), юридическое обслуживание, консультации в области бухгалтерского, налогового, грантового учета, составлении отчетности, проведение семинаров, тренингов;

2) Услуги Центра интеллектуальной собственности (далее - ИС);

3) Услуги таможенно-финансовой компании, включая услуги таможенного представителя при импорте товаров, необходимых для осуществления исследовательской деятельности, а также для использования при строительстве, оборудовании и техническом оснащении объектов недвижимости в Сколково, а также консультационная поддержка и оказание иных услуг, необходимых для ввоза товаров;

4) Информационная поддержка участников, а также помощь в организации рекламно-информационных мероприятий.

Важно еще раз подчеркнуть, что данные льготы и услуги в основном предоставляются участникам проекта. Предоставление же льготных услуг возможно и не для участников проекта, но уже на возмездной основе.

В настоящее время действующим законодательством установлено, что компании, осуществляющие свою деятельность за пределами инновационного центра Сколково, но соответствующие установленным критериям и прошедшие отбор, могут быть включены в реестр участников проекта Сколково и пользоваться льготами и преференциями, предусмотренными для участников проекта Сколково. Однако, с 1 января 2014 г. постоянно действующий исполнительный орган участников проекта Сколково должен быть размещен только на территории инновационного центра Сколково.

В целях стимулирования инновационной деятельности предлагается распространить часть льгот, предусмотренных для участников проекта Сколково, на ор-

17 ФЗ от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"// Парламентская газета, N 144, 31.07.2002.

ганизации, в целом соответствующие критериям участников проекта Сколково, но с постоянно действующим исполнительным органом на иных территориях с повышенным научным и инновационным потенциалом.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

К указанным территориям с повышенным научным и инновационным потенциалом для целей законопроекта отнесены наукограды, закрытые административнотерриториальные образования (ЗАТО), а также муниципальные образования согласно перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации. При этом также кажется целесообразным рассмотреть вопрос предоставления таких льгот компаниям, осуществляющим свою деятельность на территории технико-внедренческих особых экономических зон и технопарков.

Предлагается дополнить ФЗ об инновационном центре Сколково положениями, вводящими специальный правовой статус ассоциированного участника проекта - российское юридическое лицо, созданное исключительно в целях осуществления исследовательской деятельности в соответствии с настоящим Федеральным законом и получившее статус ассоциированного участника проекта».

На ассоциированных участников проекта Сколково будут распространяться льготы по страховым взносам во внебюджетные фонды (Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования), установленные Федеральным законом от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования». Остальные льготы участников проекта на ассоциированных участников проекта распространяться не будут.

Представляется целесообразным распространить всю систему льгот Сколково на юридические лица, получившие статус ассоциированного участника проекта.

К числу муниципальных образований, которым также могут быть предоставлены указанные льготы, Правительством Российской Федерации прежде всего могут быть отнесены муниципальные образования, на которых расположены пилотные инновационные территориальные кластеры, согласно перечню, утвержденному Председателем Правительства Российской Федерации.

В указанный перечень вошли 25 пилотных инновационных территориальных кластеров (далее - инновационные кластеры).

Предлагаемое изменение законодательства позволит предоставить поддержку инновационным компаниям за пределами инновационного центра Сколково, что повысит значимость проекта развития инновационного центра Сколково для социальноэкономического развития страны и в частности инновационной инфраструктуры и усилит его «включенность» в национальную инновационную систему России.

Рассмотренная система льгот и льготных услуг, закрепленная за участниками проекта Сколково свидетельствует о принципиальном отличии правового положения инновационного центра в виде наделения публично-правовыми полномочиями, а также позволя-

147

Бизнес в законе

2’2014

ет рассуждать о возможности отнесения центра к юридическому лицу публичного права. Юридические лица публичного права - комплексный межотраслевой институт, который не может иметь адекватное правовое регулирование в рамках одной отрасли права. В силу указанных причин правовой статус юридических лиц публичного права регулируется в основном специальным законодательством в каждом определенном случае, как это и сделано в отношении Сколково. Как отмечают отличительной особенностью подобных юридических лиц является преимущественно публичный характер выполняемых ими функций и поставленных перед ними задач, успешная реализация которых образует материально-правовую основу для эффективной жизнедеятельности общества и государства18.

На основании решений фонда Сколково компаниям предоставляются льготы, льготные услуги в результате чего обеспечивается создание и развитие среды, благоприятной для осуществления инновационной деятельности. Фондом компаниям предоставляется большой объем услуг, значительные льготы, а также оказывается всяческое содействие осуществлению исследований и коммерциализации их результатов.

В Стратегии инновационного развития до 2020 также подчеркивается, что в инновационном центре Сколково создается беспрецедентный правовой режим, минимизирующий административные барьеры и налоговое бремя для компаний-резидентов.

Важным шагом в развитии правового регулирования территорий инноваций стало принятие в 1999 году путем преодоления президентского вета Федерального закона N 70-ФЗ «О статусе наукограда Российской Федерации»19 (далее - ФЗ о статусе наукограда в РФ).

В силу вышеупомянутого закона наукоградом признается муниципальное образование со статусом городского округа, имеющее высокий научнотехнический потенциал, имеющим градообразующий научно-производственный комплекс т.е. совокупность организаций, осуществляющих научную, научнотехническую, инновационную деятельность, экспериментальные разработки, испытания, подготовку кадров в соответствии с государственными приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники Российской Федерации.

ФЗ о статусе наукограда в РФ Закон не содержит преамбулы, в которой по правилам законодательной техники должны определяться предмет регулирования или институт права, указываться вид общественных отношений, регулируемых законом, и цели (задачи), которые он призван решить20. Между тем к первому содержательному правилу нормотворческой юридической техники можно отнести четкое определение сферы отношений, подпадающих под правовую регламентацию и установление пределов (граней) юридического регламентирования фактических отношений. Здесь идет речь о предмете правового регулирования, как

18 Баренбойм П.Д., Лафитский В.И., Терещенко Л.К. Юридические лица публичного права в доктрине и практике России и зарубежных стран. Юстицинформ. 2011.

19 Федеральный закон от 07.04.1999 N 70-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "О статусе наукограда Российской Федерации"// Российская газета, N 71, 14.04.1999.

20 Докучаев А.Ю. Законодательство о наукоградах Российской

Федерации: содержание, пути совершенствования // Российский

юридический журнал. 2010. N 3. С. 144 - 152.

системы отношений, фактов, ситуаций, опосредуемых данным нормативным правовым документом.21

ФЗ о статусе наукограда в РФ не содержит достаточного количества норм, регулирующих комплекс необходимых общественных отношений. По содержанию он не является законом прямого действия. В том числе не учтена в полной мере двойственная правовая природа наукограда.

Наукоград является научно-инновационным центром с профильными приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники, организационно оформленным в виде градообразующего научнопроизводственного комплекса и отвечать следующим критериям:

1) численность работающих в организациях научнопроизводственного комплекса составляет не менее 15 процентов численности работающих на территории данного муниципального образования;

2) объем научно-технической продукции (соответствующей приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники Российской Федерации) в стоимостном выражении составляет не менее 50 процентов общего объема продукции всех хозяйствующих субъектов, расположенных на территории данного муниципального образования, или стоимость основных фондов комплекса, фактически используемых при производстве научно-технической продукции, составляет не менее 50 процентов стоимости фактически используемых основных фондов всех хозяйствующих субъектов, расположенных на территории муниципального образования, за исключением жилищнокоммунальной и социальной сферы.

По последнему критерию наукоград подпадает под понятие объекта инновационной инфраструктуры, хотя в целом его также можно признать специальной территорией развития инноваций.

Установление статуса наукограда на данный момент присваивается Правительством РФ. Постановлением Правительства РФ утвержден Порядок рассмотрения предложений о присвоении муниципальному образованию статуса наукограда Российской Федерации и прекращении такого статуса22. Предложение о присвоении муниципальному образованию статуса наукограда РФ вносится в Министерство образования и науки РФ главой муниципального образования по согласованию с органами государственной власти субъекта РФ.

Наделение статусом наукограда Российской Федерации рассматривается как предоставление льготы. Реальным следствием такого отношения к закону стала достаточно сложная процедура наделения статусом, в соответствии с которой положительное решение в основном зависело от инициативы и настойчивости органов местного самоуправления. Бюрократизация процедуры также привела к существенному затягиванию сроков рассмотрения необходимых для присвоения статуса документов. Из чего можно сделать

21 Юридическая техника: Учебное пособие по подготовке законопроектов и иных нормативных правовых актов органами исполнительной власти/Ин-т законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ; Под ред.член-корр.Т.Я.Хабриевой, проф.Н.А.Власенко.-М.:Эксмо,2009.С.53.

22 Постановление Правительства РФ от 25.11.2004 N 681 "Об утверждении Порядка рассмотрения предложений о присвоении муниципальному образованию статуса наукограда Российской Федерации и прекращении такого статуса"// Российская газета, N 266, 01.12.2004.

148

Студенецкая В. А.

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЪЕКТОВ ИННОВАЦИОННОМ ИНФРАСТРУКТУРЫ И ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ

вывод, что государство (в лице органов исполнительной власти) с самого начала не рассматривало наукограды как составляющие механизма реализации своей научно-технической политики в процессе перехода России к экономике знаний и технологий. Поэтому органы государственной власти не были заинтересованы в реальном инновационном развитии наукоградов и увеличении количества городов, наделенных статусом наукограда Российской Федерации.23

Стратегией признается несовершенство критериев присвоения статуса наукограда и планируется установить более конкретные, прозрачные и обоснованные критерии, отражающие реальный уровень научнотехнического и инновационного потенциала, и перспективы для дальнейшего инновационного развития. Статус наукограда будет присваиваться не только при наличии в муниципальном образовании высококлассных и конкурентоспособных градообразующих научных организаций, вузов и высокотехнологичных компаний, но и с учетом степени активности региональных властей в формировании региональной инновационной системы, требований к уровню коммерциализации разработок и динамике развития инновационного бизнеса.

Однако представляется неправильным привязка наделения статусом наукограда в зависимости от субъективных решений и позиции региональных властей. На практике может получится, что не активное отношение отдельных высокопоставленных лиц субъектов РФ не приведет к созданию и развитию наукоградов. Поэтому важно предусмотреть на федеральном уровне мониторинг состояния действующих наукоградов и существующей ситуации по возможности создания будущих наукоградов и предоставить право другим субъектам федерального уровня инициировать вопросы создания и наделения статусом наукограда.

В основе интенсификации развития наукоградов должен будет лежать проектный подход, направленный на обеспечение высокой степени интеграции отдельных элементов инновационной системы, создание и реальное освоение новых технологий, специальных проектов, условий для комфортной работы, бизнеса и международного сотрудничества.

После присвоения муниципальному образованию статуса наукограда, он вправе претендовать на предоставление из федерального бюджета межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации для предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам наукоградов в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.24 В соответствии с законодательством, межбюджетные трансферты - единственная форма поддержки наукоградов.

Межбюджетные трансферты предоставляются в целях осуществления мероприятий по развитию и под-

23 Доклад Комитет по вопросам местного самоуправления Федерального Собрания Российской Федерации «О состоянии государственной политики о наукоградах и направлениях ее развития» Москва,2006 //

www.innovbusiness.ru/content/document_r_B510AB7E-CA67-4B80-

9C77-D8A8992A6DFA.

24 Постановление Правительства РФ от 22.12.2007 N 917 "Об утверждении Правил предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета для осуществления мероприятий по развитию и поддержке социальной, инженерной и инновационной инфраструктуры наукоградов Российской Федерации"// Российская газета, N 293, 28.12.2007.

держке социальной, инженерной и инновационной инфраструктуры, составляется перечень соответствующих мероприятий. Размер межбюджетных трансфертов, предоставляемых отдельному наукограду РФ, определяется исходя из численности его постоянного населения.

Федеральным бюджетом на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов установлено распределение межбюджетных трансфертов для наукоградов.25

Стратегия инновационного развития до 2012 года предусматривает проработку возможности введения льготного налогообложения инновационных компаний в наукоградах и закрытых административнотерриториальных образованиях (далее - ЗАТО) для целей совершенствования налоговых условий для ведения инновационной деятельности, предусматривающих стимулирование расходов компаний на технологическую модернизацию, а также для снижения уровня налоговой нагрузки на малые и средние инновационно-активные предприятия и новые высокотехнологичные предприятия. Однако, до сих пор вышеупомянутые налоговые льготы не предоставлены компаниям наукоградов и ЗАТО.

Присвоение статуса наукограда Российской Федерации, с одной стороны, стимулировало развитие инновационных структур. С другой стороны, позитивный опыт наукоградов Российской Федерации не был в должной мере учтен при создании новых объектов национальной инновационной инфраструктуры, в частности, при разработке Федерального закона от 22 июля 2005 года № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»26.

Нельзя не согласиться с мнением, что с учетом современного состояния государственной политики в отношении наукоградов нет оснований для каких-либо надежных прогнозов, так как в целом политика России содержит значительные внутренние противоречия.27

В целях повышения эффективности создания и функционирования наукоградов, представляется необходимым следующие направления развития нормативно-правовой базы:

1. расширить круг муниципальных образований с соответствующим потенциалом для приобретения права на особенности осуществления местного самоуправления как наукоградов. В этих целях необходимо разработать процедуры перехода на режим инновационного развития других муниципальных образований и порядок этого перехода. Например, из статуса «ЗАТО» в статус «наукограда Российской Федерации».

2. закрепить порядок взаимодействия органов местного самоуправления с федеральными и региональными органами государственной власти в вопросах развития инфраструктуры экономики инновационного типа;

25 Федеральный закон от 03.12.2012 N 216-ФЗ "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов"// Российская газета, N 283, 07.12.2012 (опубликован без приложений).

26 Федеральный закон от 22.07.2005 N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации"// Парламентская газета, N 134, 03.08.2005.

27 Доклад Комитет по вопросам местного самоуправления Федерального Собрания Российской Федерации «О состоянии государственной политики о наукоградах и направлениях ее развития» Москва,2006 //

www.innovbusiness.ru/content/document_r_B510AB7E-CA67-4B80-

9C77-D8A8992A6DFA.

149

Бизнес в законе

2’2014

3. определить особенности осуществления местного самоуправления в части объема полномочий органов местного самоуправления наукоградов, в том числе в решении вопросов подготовки кадров и развития инфраструктуры экономики инновационного типа, порядок наделения органов местного самоуправления наукоградов отдельными государственными полномочиями, состав обязательных органов местного и структуры муниципального управления социальноэкономическим развитием наукограда и участия населения в решении вопросов местного значения (обязательных положений в уставе муниципального образования).

Для целей стимулирования социальноэкономического развития Российской Федерации, ускорение развития инноваций, продвижение инновационных идей и продуктов на внутренний и международный рынок, взаимодействие с иными участниками инновационной системы были созданы и технопарки.

Технопарки или научные парки, созданные при университетах, фактически выполняют функции технологических бизнес-инкубаторов, поскольку способствуют коммерческой реализации завершенных научноисследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ.28

Идее технополисов более полувека, однако нет общепринятого определения данного понятия и его устоявшейся классификации. Более того, для обозначения сходных понятий в разных странах употребляются различные термины: «технополис», «технопарк»,

«технологический ареал», «исследовательский парк» и «научный парк»29 30.

В Приказе Министерства экономического развития РФ «Об утверждении Методики оценки эффективности использования средств федерального бюджета, на-

30

правляемых на капитальные вложения» технопарки отнесены к инфраструктуре коммерциализации инноваций (наряду с особыми экономическими зонами, технологическими центрами, бизнес-инкубаторами и т.п.).

Основным нормативно-правовым актом, регламентирующим правовое положение технопарков стала комплексная программа «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий»31, рассчитанная на реализацию в течение 2006 - 2014 годов, координатором которой является Минкомсвязь России.

В рамках данной программы осуществляется предоставление субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на создание и развитие объектов технопарков в сфере высоких технологий, вклю-

28 Терещенко Л.К., Калмыкова А.В. О правовом статусе технопарков // Журнал российского права. 2011. N 12. С. 21 - 30.

29 Орда О.В. Технополисы как элемент инфраструктуры национальной инновационной системы// Экономический журнал № 21 / 2011.

30 Приказ Минэкономразвития РФ от 16.02.2010 N 59"О мерах по реализации в 2010 году мероприятий по государственной поддержке малого и среднего предпринимательства"

(вместе с "Порядком проведения конкурса по отбору субъектов Российской Федерации, бюджетам которых в 2010 году предоставляются субсидии для финансирования мероприятий, осуществляемых в рамках оказания государственной поддержки малого и среднего предпринимательства субъектами Российской Федерации")// Текст приказа официально опубликован не был.

31 Государственная программа "Создание в Российской Феде-

рации технопарков в сфере высоких технологий" утв. Распоряже-

нием Правительства РФ от 10 марта 2006 г. N 328-р.

чая разработку проектно-сметной документации.32 По результатам конкурсного отбора в комплексную программу вошли 14 технопарков.

По итогам анализа реализации Программы по состоянию на 2013 год, Министерством связи и массовых коммуникаций РФ была констатирована низкая эффективность реализации программы, причинами были признаны:

1. длительные сроки подготовки субъектами РФ правоустанавливающей документации на земельные участки, а также градостроительной документации;

2. инертность механизма принятия решений в отношении вопросов финансирования создания технопарков. Данная причина также характерна для создания наукоградов, что свидетельствует об общей тенденции неактивного отношения региональных и муниципальных властей.

Столь небольшое число реально работающих технопарков, выявленное по итогам аккредитации, объясняется тем, что при создании технопарков не использовались рыночные подходы. Большинство из них организовывалось с единственной целью -получить дополнительные бюджетные средства под новую структуру.

Министерство экономического развития РФ в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 178 от 27.02.2009г. «О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства»33 реализует ежегодные мероприятия по государственной поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства, в рамках которых создаются технопарки.

Ассоциацией технопарков в сфере высоких технологий совместно с депутатами Государственной думы РФ был подготовлен законопроект «О технопарках в сфере высоких технологий». Минкомсвязи РФ сочли проект перспективным.

В соответствии с положениями указанного законопроекта технопарком признается форма территориальной интеграции коммерческих и некоммерческих организаций науки, образования, финансовых институтов, предприятий и предпринимателей, взаимодействующих между собой, с органами государственной власти и органами местного самоуправления, осуществляющих формирование современной технологической и организационной среды с целью инновационного предпринимательства и реализации венчурных проектов.

Финансовая поддержка технопаркам, по данному законопроекту, должна будет предоставляться государством на срок до пяти лет, самим технопаркам и их

32 Постановление Правительства РФ от 20.12.2007 N 904 "О порядке предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на создание технопарков в сфере высоких технологий"(вместе с "Правилами предоставления в 2007 году и в 2008 - 2014 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на создание технопарков в сфере высоких технологий") // Российская газета, N 290, 26.12.2007,

^Постановлением Правительства РФ № 178 от 27.02.2009г. «О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства» // В данном виде документ опубликован не был. Первоначальный текст документа опубликован в издании Собрание законодательства РФ, 09.03.2009, N 10, ст. 1226.

150

Студенецкая В. А.

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЪЕКТОВ ИННОВАЦИОННОМ ИНФРАСТРУКТУРЫ И ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ

резидентам будут предоставлены налоговые и другие льготы, в то время как сейчас каждый технопарк должен договариваться о льготах с региональными властями самостоятельно. Такой механизм предоставления льгот более доступен и прозрачен для технопарков.

Среди новшеств законопроекта — обязательное создание технопарка в форме открытого акционерного общества (ОАО) и при обязательном участии государства в лице органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Доля государства в технопарке не должна составлять менее 25% плюс одна акция.

Необходимо отметить, что имеется несоответствие названия данного законопроекта «О технопарках в сфере высоких технологий» и предмета регулирования. Ограничения в названии только сферой высоких технологий не отражено в ни в определении технопарков, ни прослеживается в тексте проекта федерального закона. При этом непонятно как определить относимость к сфере высоких технологий конкретного технопарка с учетом того, что нет юридического определения высоких технологий. Даже если ограничить предмет регулирования законопроекта только технопарками в сфере высоких технологий, то вызывает сомнение необходимость принятия отдельного нормативноправового акта для небольшого количества технопарков в сфере высоких технологий.

Правовое регулирование создания и деятельности технопарков (определение технопарка, организация и деятельность, управление технопарком, статус резидентов и управляющей организации и др.) должно быть комплексным и распространяться на технопарки независимо от сферы их деятельности.

Не поддерживается и идея принятия отдельного закона в такой содержательной форме. Описанные в статье 9 законопроекта формы государственной поддержки технопарков в виде предоставление субсидий субъектам Российской Федерации на создание технопарков в сфере высоких технологий в соответствии с Комплексной программой «Создание технопарков в сфере высоких технологий», предоставление бюджетных инвестиций управляющей компании технопарка итак на данный момент действуют без введения специального регулирования. Определенные законопроектом формы государственной поддержки резидентов технопарков не вносят правовой определенности в предоставление соответствующей государственной поддержки технопаркам и повторяют уже определенные на законодательном уровне в ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике», не определяя особенности для технопарков.

Правовое регулирование технопарка довольно близко с регулированием свободной экономической зоны с льготным режимом налогообложения, регистрацией и удобным расположением относительно высококвалифицированной рабочей силы (в большинстве случаев университеты, научно-исследовательские центры и др. входят в состав технопарков и свободных экономических зон).

Это видно на примере нового направления развития свободных зон - технико-внедренческих. Они представляют собой регион компактного размещения производственных комплексов и научноисследовательских центров, пользующихся системой льгот в целях стимулирования разработки новых технологий и производства высокотехнологичной продук-

ции, предназначенной как для экспорта, так и для внутреннего рынка34. В ряде стран техниковнедренческие зоны функционируют в виде технологических парков (в США и др.), научных парков, технополисов (Япония и др.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Прежде чем переходить к законотворчеству в части регламентирования правового положения технопарка и технико-внедренческих экономических зон, следует разобраться в экономической природе данных образований, а не вслепую заимствовать зарубежный опыт.

Начиная с 90-ых годов появляются попытки ввести инструмент зонирования территорий для целей стимулирования внешнеэкономической деятельности хозяйственных субъектов, развития иностранных инвестиций, предпринимательской активности и в целом перехода на рыночную экономику. Данный инструмент остается актуальным и по сей день для улучшения инвестиционного климата на отдельных территориях и развития инновационной деятельности в регионах.

Только 22 июля 2005 года был принят Федеральный закон № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»35 (далее - ФЗ об особых экономических зонах), в соответствии с которым, особая экономическая зона - определяемая Правительством Российской Федерации часть территории Российской Федерации, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности, а также может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны.

Одним из типов особых экономических зон также является технико-внедренческая - территория, деятельность участников которой ориентирована преимущественно на создание и реализацию научно-технической продукции, доведение ее до промышленного применения, включая изготовление, испытание и реализацию опытных партий, а также создание программных продуктов.

Под технико-внедренческой деятельностью понимаются инновационная деятельность, создание, производство и реализация научно-технической продукции, создание и реализация программ для электронных вычислительных машин (программ для ЭВМ), баз данных, топологий интегральных микросхем, информационных систем, оказание услуг по внедрению и обслуживанию таких продукции, программ, баз данных, топологий и систем, а также предоставление резидентам технико-внедренческой особой экономической зоны услуг инновационной инфраструктурой, необходимой для осуществления их деятельности.

Технико-внедренческой особой экономической зоной признают участки территории (количеством не более двух) общей площадью не более 2 кв. км, на которых резиденты вправе осуществлять деятельность по созданию и реализации научно-технической продукции, доведению ее до промышленного применения, включая изготовление, испытание и реализацию опытных партий, а также по созданию программных продуктов, систем сбора, обработки и передачи данных, систем распределенных вычислений и оказанию услуг по внедрению и обслуживанию таких продуктов и систем.

34 Терещенко Л.К., Калмыкова А.В. О правовом статусе технопарков // Журнал российского права. 2011. N 12. С. 21 - 30.

35 Федеральный закон от 22.07.2005 N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации"// Парламентская газета, N 134, 03.08.2005.

151

Бизнес в законе

2’2014

Затрагивается весь инновационный цикл от создания до реализации (сбыта) инновационной продукции.

Подобные зоны созданы в Дубне36 Москве37, Санкт-Петербурге38, Томске39, Татарстане40. При этом по каждой особой экономической зоне принимается отдельный подзаконный акт - Постановление Правительства РФ, что удлиняет и делает организационно неудобной процедуру создания ОЭЗа.

Соглашение об осуществлении деятельности на территории ТВОЭЗ (далее - Соглашение) представляет собой договор, в котором одна сторона (резидент ТВОЭЗ) обязуется осуществлять техниковнедренческую на территории данной зоны, а другая сторона (орган управления ТВОЭЗ) обязуется совершать действия, предусмотренные в договоре. На такое соглашение распространяются общие положения о гражданско-правовом договоре главы 27 Гражданского кодекса РФ41.

Справедливо отмечает Цирина М.А., что наряду с обеспечением льготного режима осуществления предпринимательской деятельности на территории ОЭЗ, гарантирующего заинтересованность иностранных компаний в осуществлении инвестиций в российскую экономику, необходимо повышение уровня их защищенности. В связи с этим улучшению инвестиционного климата в стране может способствовать совершенствование правового регулирования договорных отношений в части предоставления максимально возможных гарантий защиты интересов частных инвесторов42.

Сравнивая ФЗ о статусе наукограда и ФЗ об особых экономических зонах, можно отметить различную роль органов местного самоуправления в управлении развитием территории. В первом случае органы местного самоуправления в значительной степени самостоятельно формируют программу развития города и реализуют ее. Во втором случае роль органов местного самоуправления фактически сводится к даче согласия на организацию особой экономической зоны на территории муниципального образования. При этом управ-

36Постановление Правительства РФ от 21 декабря 2005 г. N 781 "О создании на территории г. Дубны (Московская область) особой экономической зоны технико-внедренческого типа"//Собрание законодательства Российской Федерации от 26 декабря 2005 г. N 52 (часть III) ст. 5744.

37 Постановление Правительства РФ от 21 декабря 2005 г. N

779 "О создании на территории г. Москвы особой экономической зоны технико-внедренческого типа"//Собрании законодательства Российской Федерации от 26 декабря 2005 г. N 52 (часть III) ст. 5742.

38 Постановление Правительства РФ от 21 декабря 2005 г. N

780 "О создании на территории г. Санкт-Петербурга особой экономической зоны технико-внедренческого типа"// Собрании законодательства Российской Федерации от 26 декабря 2005 г. N 52 (часть III) ст. 5743.

39 Постановление Правительства РФ от 21 декабря 2005 г. N 783 "О создании на территории г. Томска особой экономической зоны технико-внедренческого типа"//Собрание законодательства Российской Федерации от 26 декабря 2005 г. N 52 (часть III) ст. 5746.

40 Постановление Правительства РФ от 1 ноября 2012 г. N 1131 "О создании особой экономической зоны технико-внедренческого типа "Иннополис" на территории Республики Татар-стан"//Российская газета от 7 ноября 2012 г. N 256.

41 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ // Российская газета, N 238-239, 08.12.1994.

42 Цирина М.А. Правовая природа соглашения органа управле-

ния особой экономической зоной с резидентом // Журнал россий-

ского права. 2013. N 2. С. 23 - 31.

ление такой зоной осуществляет уполномоченная Правительством РФ структура43 *.

Законодательством установлены следующие виды налоговых льгот, которые действуют в отношении резидентов всех типов ОЭЗов:

1. пониженная ставка налога на прибыль подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации — 15,5%. При этом регионы могут понижать ее размер до 13,5%.

2. освобождение от уплаты налога на имущество на срок от 5-10 лет в зависимости от зоны с момента постановки имущества на учет при выполнении условий, о том что имущество создано или приобретено в целях ведения деятельности на территории зоны, имущество находится и фактически используется на территории зоны.

3. преференции по транспортному налогу устанавливаются субъектами Российской Федерации, на территории которых создаются особые зоны. Для инвесторов льгота по транспортному налогу предоставляется с момента регистрации транспортного средства.

4. освобождение от уплаты земельного налога на 510 лет в зависимости от зоны с момента возникновения права собственности на земельный участок, расположенный на ее территории.

При условии ведения раздельного учета доходов (расходов), полученных (понесенных) от деятельности, осуществляемой в технико-внедренческой особой экономической зоне, и доходов (расходов), полученных (понесенных) при осуществлении деятельности за ее пределами для организаций - резидентов техниковнедренческой особой экономической зоны налоговая ставка по налогу, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, устанавливается в размере 0 процентов .

В соответствии с Налоговым кодексом РФ45 к таким региональным налогам, которые могут быть отменены органами власти субъектов Федерации, относятся налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес, транспортный налог.

В соответствии с Федеральным законом от 16.10.2010 № 272-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» и статью 33 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Феде-рации»46 установление пониженных тарифов страховых взносов на переходный период 2011-2019 годов для организаций, имеющих статус резидента техниковнедренческой особой экономической зоны. Для резидентов ОЭЗ технико-внедренческого типа установлен длительный переходный период по оплате страховых взносов в социальные фонды (до 2017 г. они будут платить 14%).

43 Докучаев А.Ю. Законодательство о наукоградах Российской Федерации: содержание, пути совершенствования // Российский юридический журнал. 2010. N 3. С. 144 - 152.

44 Часть первая Налогового кодекса Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ// Российской газете" от 6 августа 1998 г. N 148-149.

45 Налоговый кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ // Российская газета. 1998. 6 авг. N 148 - 149.

46 Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"// Российская газета, N 247, 20.12.2001.

152

Студенецкая В. А.

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЪЕКТОВ ИННОВАЦИОННОМ ИНФРАСТРУКТУРЫ И ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ

Помимо налоговых льгот могут уменьшаться, например, размеры арендной платы за землю.

Вид деятельности, а именно инновационная деятельность, должен стать основным критерием получения налоговой преференции, а не место положения особой экономической зоны и адреса регистрации резидента. Это позволит не только упростить порядок налогообложения компаний на территории особых экономических зон, но и исключить нарушения принципов справедливости налогообложения и нейтральности налогового законодательства.

Стратегией инновационного развития России до 2020 года предусмотрено обеспечение дополнительной поддержки и совершенствование регулирования деятельности технико-внедренческих особых экономических зон. Направлениями данной работы признаны:

1) неувеличение нагрузки на резидентов техниковнедренческих особых экономических зон, связанной с выплатой платежей в государственные внебюджетные фонды;

2) упрощение таможенного режима техниковнедренческих особых экономических зон;

3) повышение доступности заемного финансирования для реализации проектов резидентами, включая субсидирование процентных ставок, предоставление государственных гарантий по кредитам компаниям-резидентам, а также привлечение финансовой поддержки соответствующих проектов институтами развития;

4) обеспечение ускоренного развития на территории технико-внедренческих особых экономических зон объектов инновационной инфраструктуры.

Совокупность особых экономических зон одного типа или нескольких типов, которая определяется Правительством Российской Федерации и управление которой осуществляется одной управляющей компанией

47

признается кластером .

В экономическую литературу понятие «кластер» было введено Майклом Портером (1990 г.), согласно которому кластер - это сконцентрированные по географическому признаку группы взаимосвязанных компаний, специализированных поставщиков, поставщиков услуг, фирм в соответствующих отраслях, а также связанных с их деятельностью организаций (например, университетов, агентств по стандартизации, а также торговых объединений) в определенных областях, конкурирующих, но вместе с тем ведущих совместную работу4 . Таким образом, в кластере группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций должна действовать в определенной сфере, характеризоваться общностью деятельности и взаимодополнением.

В июле 2006 г. ЕС был одобрен и принят «Манифест кластеризации в странах ЕС», а в декабре 2007 г. одобрен и представлен к утверждению «Европейский кластерный Меморандум», который был окончательно утвержден 21 января 2008 г. в Стокгольме на Европейской президентской конференции по инновациям и кластерам. Основная цель принимаемых документов -увеличить «критическую массу» кластеров, которая

47 Федеральный закон от 22.07.2005 N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации"// Парламентская газета, N 134, 03.08.2005.

48 Портер М. Конкуренция. М.: Изд. дом «Вильямс», 2003.

способна оказать влияние на повышение конкурентоспособности как отдельных стран, так и ЕС в целом.

Учитывая, что современные конкурентные преимущества практически полностью обусловлены преимуществами в технологиях производства, управления, организации продвижения товаров, успешное развитие конкурентоспособности экономической системы возможно при комплексном использовании теорий кластерного механизма и современных концепций инновационного развития.

В целом согласно Прогнозу долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2030 года планируется, что поддержка пилотных инновационных территориальных кластеров приведет к увеличению их веса и роли в экономике страны, укрепит инновационные тенденции, ослабит зависимость Рос-

49

сии от конъюнктуры цен на сырьевую продукцию .

Отдельный подраздел 2 «Развитие инновационных кластеров» предусмотрен в разделе XI «Территории инноваций» Стратегии инновационного развития.

Обеспечение формирования благоприятных условий для развития кластеров включает мероприятия по повышению эффективности системы профессионального образования, развитию сотрудничества между предприятиями и образовательными организациями, осуществлению целевых инвестиций в развитие объектов инновационной инфраструктуры, предоставлению налоговых льгот в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также снижению административных барьеров.

В Концепции49 50 также говорится о развитии инновационной инфраструктуры в части поддержки (в том числе финансовая, административная и инфраструктурная) формирования высокотехнологичных кластеров, продвижения продукции этих кластеров на внутреннем и мировых рынках.

Территориальные кластеры (далее - кластеры) -объединение предприятий, поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных производственных и сервисных услуг, научноисследовательских и образовательных организаций, связанных отношениями территориальной близости и функциональной зависимости в сфере производства и реализации товаров и услуг.

В целях активизации инновационного развития регионов обеспечено выделение на конкурсной основе субсидий субъектам Российской Федерации на развитие кластеров.

Правила распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий, предусмотренных программами развития пилотных инновационных территориальных кластеров утверждены Правительством РФ51. В Приложении к данному подза-

49 "Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года" (разработан Минэкономразвития России)// Текст документа официально опубликован не был.

50 Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р <О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года> (вместе с "Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года") // Собрание законодательства рФ, 24.11.2008, N 47, ст. 5489.

51 Постановление Правительства РФ от 06.03.2013 N 188 "Об утверждении Правил распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Фе-

153

Бизнес в законе

2’2014

конному акту есть перечень из 15 кластеров по субъектам РФ, которым предоставляются субсидии.

Сравнительный анализ правового статуса различных объектов инновационной инфраструктуры, в том числе наукоградов, технопарков, ТВОЭЗ, кластеров, позволяет судить об отсутствии системной понятийной базы. Нормативно-правовые акты, регламентирующие правовое положение данных объектов были приняты в разные временные рамки, что свидетельствует о разнонаправленной государственной инновационной политики и не позволяет должным образом закрепить в законодательной базе особенности правового статуса каждого из объектов инновационной инфраструктуры, определить базовые термины, четко отграничивающие различные объекты между собой, надлежаще сделать акценты на правовой природе различных объектов инновационной инфраструктуры. Перечисленные факторы приводят к сложностям получения инновационным бизнесом государственной поддержки.

При этом законодательное закрепление правового статуса одних организаций инновационной инфраструктуры и неопределенность в отношении других, позволяют судить о неразборчивой государственной инновационной политике и последовавшему неосмысленному правовому регулированию. Необходимо комплексно пересмотреть государственную инновационную политики и провести соответствующее совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей правовое положение объектов инновационной инфраструктуры.

Список литературы:

1. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 08.08.2009) <О Концепции долгосрочного социальноэкономического развития Российской Федерации на период до 2020 года> // Собрание законодательства РФ, 24.11.2008, N 47, ст. 5489.

2. Распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 N 2227-р <Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года> //Собрание законодательства РФ, 02.01.2012, N 1, ст. 216.

3. Федеральный закон от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике"// Российская газета, N 167, 03.09.1996.

4. Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федера-ции"//Парламентская газета, N 99-101,09.08.2007.

5. Постановление Правительства РФ от 09.04.2010 N 219 "О государственной поддержке развития инновационной инфраструктуры в федеральных образовательных учреждениях высшего профессионального образования" (вместе с "Положением о государственной поддержке развития инновационной инфраструктуры, включая поддержку малого инновационного предпринимательства, в федеральных образовательных учреждениях высшего профессионального образования») //Собрание законодательства Рф, 19.04.2010, N 16, ст. 1906.

6. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"// Российская газета, N 303, 31.12.2012.

7. Распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 N 2227-р <Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года>// Собрание законодательства РФ, 02.01.2012, N 1, ст. 216.

8. ФЗ от 28.09.2010 N 244-ФЗ "Об инновационном центре «Сколково» "// Собрание законодательства РФ, 04.10.2010, N 40, ст. 4970.

дерации на реализацию мероприятий, предусмотренных программами развития пилотных инновационных территориальных кластеров"// Собрание законодательства РФ, 11.03.2013, N 10, ст. 1037.

9. ФЗ от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования"// Российская газета, N 137,

28.07.2009.

10. Постановление Правительства РФ от 05.05.2011 N 339 "О предоставлении из федерального бюджета субсидий на возмещение затрат по уплате ввозной таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость, понесенных юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, являющимися лицами, участвующими в реализации проекта создания и обеспечения функционирования территориально обособленного комплекса (инновационного центра "Сколково") // Собрание законодательства РФ, 16.05.2011, N 20, ст. 2819.

11. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ// Парламентская газета, N 151-152, 10.08.2000.

12. ФЗ от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"// Парламентская газета, N 144, 31.07.2002.

13. Федеральный закон от 07.04.1999 N 70-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "О статусе наукограда Российской Федерации"// Российская газета, N 71,14.04.1999.

14. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131 -ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"//Собрание законодательства РФ, 06.10.2003, N 40, ст. 3822.

15. Постановление Правительства РФ от 25.11.2004 N 681 "Об утверждении Порядка рассмотрения предложений о присвоении муниципальному образованию статуса наукограда Российской Федерации и прекращении такого статуса"// Российская газета, N 266, 01.12.2004.

16. Постановление Правительства РФ от 22.12.2007 N 917 "Об утверждении Правил предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета для осуществления мероприятий по развитию и поддержке социальной, инженерной и инновационной инфраструктуры наукоградов Российской Федерации"// "Российская газета", N 293, 28.12.2007.

17. Федеральный закон от 03.12.2012 N 216-ФЗ "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов"// Российская газета, N 283, 07.12.2012 (опубликован без приложений).

18. Федеральный закон от 22.07.2005 N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации"// Парламентская газета, N 134, 03.08.2005.

19. Приказ Минэкономразвития РФ от 16.02.2010 N 59"О мерах по реализации в 2010 году мероприятий по государственной поддержке малого и среднего предпринимательства"(вместе с "Порядком проведения конкурса по отбору субъектов Российской Федерации, бюджетам которых в 2010 году предоставляются субсидии для финансирования мероприятий, осуществляемых в рамках оказания государственной поддержки малого и среднего предпринимательства субъектами Российской Федерации")// Текст приказа официально опубликован не был.

20. Государственная программа "Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий" утв. Распоряжением Правительства РФ от 10 марта 2006 г. N 328-р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

21. Постановление Правительства рФ от 20.12.2007 N 904 "О порядке предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на создание технопарков в сфере высоких технологий"(вместе с "Правилами предоставления в 2007 году и в 2008 - 2014 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на создание технопарков в сфере высоких технологий") // Российская газета, N 290, 26.12.2007,

22. Постановлением Правительства РФ № 178 от 27.02.2009г. «О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства» // В данном виде документ опубликован не был. Первоначальный текст документа опубликован в издании Собрание законодательства РФ,

09.03.2009, N 10, ст. 1226.

23. Постановление Правительства РФ от 21 декабря 2005 г. N 781 "О создании на территории г. Дубны (Московская область)

154

Студенецкая В. А.

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЪЕКТОВ ИННОВАЦИОННОМ ИНФРАСТРУКТУРЫ И ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ

особой экономической зоны технико-внедренческого ти-па"//Собрание законодательства Российской Федерации от 26 декабря 2005 г. N 52 (часть III) ст. 5744.

24. Постановление Правительства РФ от 21 декабря 2005 г. N

779 "О создании на территории г. Москвы особой экономической зоны технико-внедренческого типа"//Собрании законодательства Российской Федерации от 26 декабря 2005 г. N 52 (часть III) ст. 5742.

25. Постановление Правительства РФ от 21 декабря 2005 г. N

780 "О создании на территории г. Санкт-Петербурга особой экономической зоны технико-внедренческого типа"// Собрании законодательства Российской Федерации от 26 декабря 2005 г. N 52 (часть III) ст. 5743.

26. Постановление Правительства РФ от 21 декабря 2005 г. N 783 "О создании на территории г. Томска особой экономической зоны технико-внедренческого типа"//Собрание законодательства Российской Федерации от 26 декабря 2005 г. N 52 (часть III) ст. 5746.

27. Постановление Правительства РФ от 1 ноября 2012 г. N 1131 "О создании особой экономической зоны техниковнедренческого типа "Иннополис" на территории Республики Татарстан"//Российская газета от 7 ноября 2012 г. N 256.

28. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ // Российская газета, N 238-239, 08.12.1994.

29. Часть первая Налогового кодекса Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ// Российской газете" от 6 августа 1998 г. N 148-149.

30. Налоговый кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ // Российская газета. 1998. 6 авг. N 148 - 149.

31. Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"// Российская газета, N 247, 20.12.2001.

32. Федеральный закон от 22.07.2005 N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации"// Парламентская газета, N 134, 03.08.2005.

33. "Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года" (разработан Минэкономразвития России) // Текст документа официально опубликован не был.

34. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р <О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года> (вместе с "Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года") // Собрание законодательства РФ, 24.11.2008, N 47, ст. 5489.

35. Постановление Правительства РФ от 06.03.2013 N 188 "Об утверждении Правил распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий, предусмотренных программами развития пилотных инновационных территориальных кластеров"// Собрание законодательства РФ, 11.03.2013, N 10, ст. 1037.

Reference list:

1. Баренбойм П.Д., Лафитский В.И., Терещенко Л.К. Юридические лица публичного права в доктрине и практике России и зарубежных стран. Юстицинформ. 2011.

2. Гутников О. Правовой статус гранта по законодательству Российской Федерации // Право и экономика. 2005. N 12.

3. Доклад Комитет по вопросам местного самоуправления Федерального Собрания Российской Федерации «О состоянии государственной политики о наукоградах и направлениях ее развития» Москва,2006 // www.innovbusiness.ru/content/document_r_B510AB7E-CA67-4B80-9C77-D8A8992A6DFA.

4. Докучаев А.Ю. Законодательство о наукоградах Российской Федерации: содержание, пути совершенствования // Российский юридический журнал. 2010. N 3.

5. Иванов А.Г. Гранты - правовое регулирование и налогообложение // Налоговый вестник. 2000. N 12.

6. Кванина В.В. Гражданско-правовое регулирование отношений в сфере высшего профессионального образования. М.: Готика, 2005. С. 209; Родионов С.С. Гранты и спонсорские взносы: порядок налогообложения // Главбух. 1999. N 5.

7. Лапаева В.В. Закон о науке: анализ нормативного содержания // Законодательство и экономика. 2003. N 5.

8. Орда О.В. Технополисы как элемент инфраструктуры национальной инновационной системы// Экономический журнал № 21 / 2011.

9. Портер М. Конкуренция. М.: Изд. дом «Вильямс», 2003.

10. Терещенко Л.К., Калмыкова А.В. О правовом статусе технопарков // Журнал российского права. 2011. N 12.

11. Юридическая техника: Учебное пособие по подготовке законопроектов и иных нормативных правовых актов органами исполнительной власти/Ин-т законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ; Под ред.член-корр.Т.Я.Хабриевой, проф.Н.А.Власенко. -М.:Эксмо,2009.

12. Цирина М.А. Правовая природа соглашения органа управления особой экономической зоной с резидентом // Журнал российского права. 2013. N 2.

13. Юцковская И.Д., Кудряшова Е.В. Реализация на безвозмездной основе: юридическое оформление и налогообложение // Налоговый вестник. 1999. N 2.

14. Якутин Ю. Технология прорыва // Экономика и жизнь. 2004.

РЕЦЕНЗИЯ

на статью «Правовое регулирование объектов инновационной инфраструктуры и формы предоставляемой ими инновационному бизнесу государственной поддержки» Студенецкой Вероника Александровны

Актуальность тематики настоящего исследования вызвана тем, что формирование инфраструктуры и обеспечение входящих в нее организаций государственной поддержкой является одним из важных направлений государственной политики в области развития национальной инновационной системы России.

Отмечается, что инновационная инфраструктура представляет собой совокупность организаций, способствующих реализации инновационных проектов, включая предоставление управленческих, материально-технических, финансовых, информационных, кадровых, консультационных и организационных услуг.

Практическая значимость для бизнеса затронутой в статье тематикой определяется необходимостью нормативного закрепления правового статуса объектов инновационной инфраструктуры для целей получения через такие организации государственной поддержки в виде соответствующих льгот и преференций.

Автор обращает внимание, что законодательное закрепление правового статуса одних объектов инновационной инфраструктуры и неопределенность в отношении других, позволяют судить о неразборчивой государственной инновационной политике и последовавшему неосмысленному правовому регулированию.

Научная статья Студенецкой В.А. «Правовое регулирование объектов инновационной инфраструктуры и формы предоставляемой ими инновационному бизнесу государственной поддержки» соответствует всем требованиям, предъявляемым к такого рода работам.

Статья рекомендуется для публикации в открытой печати и ранее не публиковалась.

Научный руководитель,

Заместитель заведующего отдела гражданского законодательства и процесса к.ю.н.

Гутников О.В.

155

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.