УДК 330.3
Вестник СПбГУ. Сер. 5. 2011. Вып. 1
Н. А. Поляков
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ ИННОВАЦИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В настоящее время в России на государственном уровне признана уязвимость экономической модели, основанной на экспорте сырьевых ресурсов. В результате перед страной стоят экономические проблемы, требующие незамедлительного решения, в основе которого — инновационный путь развития. Для реализации поставленной задачи на государственном уровне взят курс на модернизацию и структурные сдвиги в экономике. И необходимо отметить, что этот курс подкрепляется определенными шагами. На сегодняшний день государство в лице законодательных и исполнительных органов власти РФ активно участвует в инновационных процессах: развивается нормативно-правовая база, формируется инновационная инфраструктура, создаются профессиональные ассоциации, стимулируются предложения инноваций. Но основная проблема заключается в ограниченном спросе или даже его отсутствии на инновационные продукты и технологии со стороны бизнеса. Готова ли сегодня предпринимательская среда потреблять и использовать инновации? Один из предлагаемых вариантов решения данной задачи — стимулирование спроса на инновационные разработки за счет создания и развития качественной инновационной инфраструктуры.
Определение «инновационная инфраструктура» встречается в ряде законодательных актов субъектов Федерации, например в Законе Томской области «Об инновационной деятельности в Томской области» [1], Постановлении Правительства Санкт-Петербурга «Об основах инновационной политики в Санкт-Петербурге на 2008-2011 гг.» [2], в Концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 гг. [3], проекте Федерального закона «Об инновационной деятельности и о государственной инновационной политике» [4]. Приказом Министерства образования и науки РФ с целью обеспечения дальнейшего развития инновационной деятельности в сфере образования утвержден порядок создания и развития инновационной инфраструктуры, основу которой составляют федеральные и региональные инновационные площадки [5]. Однако основные направления деятельности этих объектов ориентированы в долгосрочной перспективе на реализацию приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации в сфере образования, интеграции системы образования в международное образовательное пространство и более полное удовлетворение образовательных потребностей граждан.
К сожалению, на федеральном уровне отсутствует базовый закон, регламентирующий инновационную деятельность в Российской Федерации, поэтому скорейшее приня-
Николай Александрович ПОЛЯКОВ — канд. экон. наук, доцент кафедры экономики исследований и разработок Экономического факультета СПбГУ. В 1995 г. окончил Экономический факультет СПбГУ, в 2000 г. защитил кандидатскую диссертацию. Аттестованный аудитор. Сфера научных интересов — финансирование и управление проектами, организация и финансирование инновационной деятельности. Имеет 43 научные публикации. © Н. А. Поляков, 2011
тие этого документа позволит определить единую терминологию (в том числе относительно инновационной инфраструктуры), сформулировать приоритетные направления развития в сфере инноваций, обозначить формы финансовой и организационной поддержки.
В научной литературе встречается понятие «инфраструктура инновационной деятельности» в виде комплекса взаимосвязанных обслуживающих структур, обеспечивающих основу для решения инновационных проблем и условия функционирования инновационных организаций [6]. При этом выделяют различные организации инфраструктуры: территориальные инновационно-технологические центры, центры трансфера технологий, торгово-промышленные палаты, технико-внедренческие особые экономические зоны [7]. Также инновационную инфраструктуру рассматривают с точки зрения элемента региональной инновационной системы, целью функционирования которой является содействие развитию инновационного бизнеса в регионе на разных стадиях его жизненного цикла [8]. Организации инновационной инфраструктуры обеспечивают прохождение научно-технической разработки или технологии по цепочке инновационного процесса: идея — лабораторный макет — коммерческий образец — пробная серия — малая серия — серийное производство с модификацией продукции [9]. В правовой литературе чаще встречаются формулировки, характеризующие объекты инфраструктуры: 1) «организации, способствующие осуществлению инновационной деятельности: научно-технические, образовательные, производственные организации и их объединения, технологические инкубаторы, технопарки, учебно-деловые центры, другие специализированные организации, а также инновационно-технологические центры» [1]; 2) «совокупность субъектов инновационной деятельности (научно-исследовательские институты, высшие учебные заведения, инновационно-технологические центры, бизнес-инкубаторы, наукограды, технологические парки, парки информационных технологий, особые экономические зоны, фонды венчурных инвестиций, центры коллективного пользования и другие специализированные организации)» [2]. Важным дополнением к определению «инфраструктура инноваций» следует отнести наличие взаимосвязей между субъектами инновационной деятельности и условия благоприятной среды развития инновационных процессов, включая систему нормативно-правового регулирования. Конечной целью формирования инфраструктуры инноваций выступает не наличие организаций научно-технической и инновационной деятельности и структур поддержки, а «обеспечение осуществления их совокупной деятельности в интересах общества, включая преодоление спада производства, его структурную перестройку и изменение номенклатуры выпускаемой продукции, усиление ее конкурентоспособности и привлекательности для внутреннего и внешнего рынков, создание новых рабочих мест и сохранение научно-технического потенциала» [10].
В Российской Федерации уже существует определенный опыт создания объектов инфраструктуры (в случае с наукоградами). Да и в последнее время активно создаются с участием государства такие ключевые субъекты инновационной активности, как ГК «РОСНАНО», ГК «Ростехнологии», ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация», ОАО «Объединенная судостроительная корпорация», ОАО «Российская венчурная компания», Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Так, рост финансирования в последние годы из Фонда «Бортника» привел к увеличению на рынке России общего количества инновационных проектов [11]. По итогам 2009 г. ГК «РОСНАНО» одобрен 61 проект на общую сумму 192,8 млрд рублей, где средства корпорации составили 91 млрд рублей [12].
Важное место отводится инновационному центру «Сколково» в Московской области. Для лиц, осуществляющих исследовательскую деятельность в центре, предусмотрена возможность компенсации расходов, связанных с уплатой таможенных платежей, привлечение к работе иностранных специалистов, а также применение упрощенного порядка ведения бухгалтерского учета. 28 сентября 2010 г. Президентом РФ Д. А. Медведевым подписан закон «Об инновационном центре "Сколково"», где для участников проекта иннограда установлены налоговые льготы. Поправки вносятся в десять федеральных законов, в Градостроительный и Налоговый кодексы России: нулевой налог на прибыль, освобождение от уплаты НДС в течение десяти лет со дня их регистрации в качестве участников проекта, а также от налога на имущество (для участников и управляющей компании) и земельного налога (для управляющих компаний) [13]. Схожие функции в планах участия резидентов иннограда можно найти и в организации деятельности особых экономических зон технико-внедренческого типа, участники которых также имеют налоговые и таможенные преференции, а именно: отсутствие таможенных пошлин и уменьшение налогов — снижены страховые взносы для плательщиков (14% в границе ОЭЗ), земельный налог (0% в границе ОЭЗ), налог на имущество (0% в границе ОЭЗ), транспортный налог (0 рублей) и налог на прибыль (15-16% 5 лет с момента получения прибыли в границе ОЭЗ) [14]. Расходы на НИОКР (в том числе не давшие положительного результата) признаются в отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат.
Для инновационного центра «Сколково» наряду с активной деятельностью резидентов, осуществляющих исследования и разработки по пяти направлениям президентской модернизации1, определена важная образовательная функция. В планах создание межвузовского университета технологий с участием ведущих российских, иностранных образовательных и исследовательских центров (открытие первых факультетов намечено в 2011 г.) [15]. Университет задуман по образу ведущих учебных заведений. Планируется привлечь известных российских и западных профессоров, а лаборатории будут ориентированы на заказы крупных международных компаний, таких как «Siemens», «Nokia», «Intel», «Microsoft» и др. С учетом участия в проекте западных партнеров в «Сколково» предполагается создать своеобразный проводник технологий, который может быть востребован как российским, так и иностранным бизнесом. Учитывая существующие объекты инфраструктуры инноваций, можно предположить кооперацию между этими центрами. До 2014 г. фактическое местоположение резидентов иннограда допустимо вне границ «Сколково». Вероятно также допустить организацию опытного и промышленного производства инновационных разработок вне границ инновационного центра (с учетом небольшой территории иннограда — 378 га). Для этого необходимо наладить кооперационные связи между создаваемым инноградом и такими существующими объектами инфраструктуры, как технопарки и особые экономические зоны технико-внедренческого типа. При этом компании могут оставаться резидентами иннограда, сохраняя офис и льготы на установленный по закону период времени, а производственные площадки распределять среди других технопарковых структур.
1 Озвучены Президентом РФ Д. А. Медведевым в Послании Федеральному собранию 2009 г.: 1) энергоэффективность и энергосбережение, в том числе разработка инновационных энергетических технологий; 2) ядерные технологии; 3) космические технологии, прежде всего в области телекоммуникаций и навигационных систем (в том числе создание соответствующей наземной инфраструктуры); 4) медицинские технологии в области разработки оборудования, лекарственных средств; 5) стратегические компьютерные технологии и программное обеспечение.
Развитие инфраструктуры невозможно без финансового обеспечения. Поэтому на сегодняшний день это ключевая задача. Очевидно, что основным источником финансирования выступает государственный бюджет. Только на поддержку проектов и проектировку «Сколково» выделено около 4 млрд из 10 млрд рублей, зарезервированных в бюджете 2010 г. [16]. Но после того как определится спрос на инновации, к этим задачам активно может подключиться и частный бизнес. Ярким примером служит финская компания «ТесЬпороИв», являющаяся европейским лидером в области создания технопарков, суммарная площадь которых составляет более 500 000 тыс. кв. м. Компания реализовала первый проект в Российской Федерации. Открытие первого технопарка «ТесЬпороИв Ри1коуо» состоялось 30 сентября 2010 г. в Санкт-Петербурге. В инновационном центре общей площадью 23 тыс. кв. м с октября 2010 г. уже размещаются якорные арендаторы. Сумма капиталовложений реализации проекта технопарковой структуры (первая очередь) составляет 52 млн евро [17].
На государственном уровне предполагаются разные формы поддержки инновационной инфраструктуры: бюджетное финансирование, участие в уставном капитале субъектов инновационной деятельности, взаимодействие с частным бизнесом на основе концессионного соглашения, организация заемного финансирования и др. А если анализировать перспективы инфраструктуры инноваций и ее финансового обеспечения, то необходимо развивать уже существующие механизмы, в том числе с учетом зарубежного опыта. Определенный интерес представляет форма заемного финансирования создания объекта инфраструктуры. К сожалению, в России слабо развит данный механизм привлечения финансовых средств. Федеральная служба по финансовым рынкам подготовила проект Федерального закона «Об особенностях инвестирования в инфраструктуру с использованием инфраструктурных облигаций» [18]. Законопроектом впервые вводится понятие «инфраструктурная облигация». А в качестве механизма организации финансирования предложен механизм создания специализированной проектной организации, исключительным видом деятельности которой будет реализация инфраструктурного проекта и эксплуатация объекта инфраструктуры. В законопроекте предусмотрено использование денежных средств, полученных в ходе размещения инфраструктурных облигаций, исключительно на цели инфраструктурных проектов. Включение ценных бумаг в котировальный список А-1 позволит привлечь институциональных инвесторов и объединить усилия в эффективном применении инвестиционных ресурсов для реализации долгосрочных проектов. Масштабы проектов определены тремя уровнями. В случае если общий объем инвестиций, необходимый для реализации проекта, превышает 5 млрд рублей и проектной компании передаются права владения, пользования имуществом, являющимся федеральной собственностью, то проект относится к разряду федерального; инфраструктурный проект регионального уровня с общим объемом инвестиций более одного млрд рублей — проектной компании передаются права владения, пользования региональным имуществом. Проект стоимостью более 50 млн рублей с правом владения и эксплуатации муниципального имущества соответствует муниципальному уровню. Исходя из объема капиталовложений, в Российской Федерации уже реализованы и реализуются проекты инфраструктуры инноваций федерального, регионального и муниципального уровня (например, инноград «Сколково», Томский региональный инновационно-технологический центр «Технопарк»). Но, к сожалению, в документе не закреплено само понятие «инновационная инфраструктура», а рассмотренные объекты предназначены только для обеспечения деятельности транспорта, энергетики, социальной сферы, коммунального хозяйства, электросвязи.
Специфика развития инфраструктуры исходит из четырех основных направлений эффективной инновационной инфраструктуры, призванных обеспечить трансфер результатов сектора исследований и разработок в российскую и глобальную экономику [19].
1. Образование финансовых институтов, обеспечивающих непрерывность финансирования бизнес-проектов на всех стадиях инновационного цикла.
В России осуществляется финансовая поддержка инновационных фирм, находящихся на ранних этапах развития (программа «СТАРТ» Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере). Формируются фонды поддержки малого инновационного предпринимательства в субъектах Российской Федерации. Организован специализированный сегмент фондового рынка для торговли ценными бумагами высокотехнологичных компаний (биржевая площадка для высокотехнологичных компаний, реализуемая ММВБ совместно с ГК «РОСНАНО»). Через Российскую венчурную компанию запущен механизм стимулирования венчурных инвестиций, осуществляется финансовая поддержка высокотехнологичных компаний, выстраивается система «посевного» финансирования.
2. Развитие производственно-технологической инфраструктуры инновационной деятельности (технопарки, инновационно-технологические центры, бизнес-инкубаторы, центры трансфера технологий и т. п.).
В приоритетах государства — создание и развитие организаций, образующих производственно-технологическую инфраструктуру инновационной деятельности. На сайте национального центра инновационной инфраструктуры научно-технической деятельности и региональных инновационных систем зарегистрированы 920 организаций инновационной инфраструктуры, 10 национальных информационно-аналитических центров, 41 академическая организация, 768 организаций — участников научно-технических и инновационных мероприятий, 380 высших учебных заведений [20]. Необходимо выделить основные субъекты инновационной деятельности: бизнес-инкубаторы, инновационно-технологические центры, технопарки, фонды поддержки, особые экономические зоны.
Бизнес-инкубаторы (БИ) — это, как правило, структуры, предоставляющие на льготных условиях субъектам малого инновационного предпринимательства в аренду помещения и оказывающие им консалтинговые, образовательные и офисные услуги. Данные субъекты могут действовать и как самостоятельные структуры, и в составе технопарков, техноцентров и др. Здесь необходимо отметить, что бизнес-инкубатор не должен выступать исключительно как «девелоперский» проект, а, исходя из инновационной специфики, оказывать реальную поддержку инновационному бизнесу. В Приказе Министерства экономического развития «О мерах по реализации в 2009 г. мероприятий по государственной поддержке малого предпринимательства» представлены основные программы обеспечения деятельности бизнес-инкубаторов. Это предоставление малым предпринимателям образовательных услуг, услуг по трансферту и коммерциализации технологий и иных мероприятий, направленных на совершенствование процессов бизнес-инкубирования и стимулирование привлечения учащейся молодежи (в возрасте до 30 лет) к использованию услуг бизнес-инкубаторов.
На сегодняшний день региональные фонды и центры поддержки малого предпринимательства созданы в большинстве субъектов Российской Федерации. Фонды проводят отбор и экспертизу предпринимательских проектов, в том числе инновационных, обеспечивают их финансирование, контролируют расход средств, формируют
региональную информационную базу проектов. Региональные фонды и центры поддержки малого предпринимательства тесно взаимодействуют с Федеральным фондом поддержки малого предпринимательства и являются агентами Федерального фонда. Фонды-агенты финансируют региональные программы и мероприятия федеральных программ государственной поддержки малого предпринимательства, помогают в выборе деловых партнеров, выступают в качестве гаранта для получения кредитных ресурсов.
Технопарки — это структуры, возникающие, как правило, на базе высших учебных заведений с целью использования научного потенциала вузов и коммерциализации технологий посредством создания и развития малых инновационных предприятий, размещающихся на территории технопарка. Формирование и поддержка технопарков требуют значительных капиталовложений, так как на их территории не только могут размещаться учебные заведения и предприятия, но и предусмотрено создание благоприятных жилищно-бытовых условий, объектов инфраструктуры и т. п. Большинство технопарков РФ объединены в «Ассоциацию технопарков и бизнес-инкубаторов», которая была организована в 1992 г.
Инновационно-технологические центры (ИТЦ) также могут создаваться на базе высших учебных заведений или научно-исследовательских центров. При этом цели ИТЦ сходны с целями технопарков. Однако в ИТЦ уделяют больше внимания коммерциализации и трансферу технологий не только малым предприятиям, но и большим корпорациям, способным реализовать данные технологии.
3. Содействие развитию кооперационных связей между субъектами инновационной системы.
Бюджетные научные и образовательные учреждения являются потенциальными объектами инновационной инфраструктуры. Помимо образовательной и научно-исследовательской функции, с принятием Федерального закона № 217-ФЗ от 2 августа 2009 г., появляется возможность учреждения хозяйствующих субъектов, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые принадлежат данным научным и образовательным заведениям [21].
В настоящее время активно формируются технико-внедренческие зоны в непосредственной близости от крупных научных, производственных и образовательных центров (таблица), в рамках региональных инновационных кластеров происходит стимулирование резидентов ОЭЗ [22]. Предполагаемый срок существования ОЭЗ — 20 лет. Данные структуры призваны способствовать росту экономики и обеспечивать дополнительные поступления в бюджетную систему РФ, а также создавать дополнительные рабочие места (в 2010 г. — 11 000 новых рабочих мест) [23].
Первоначально предполагалось создавать и развивать особые экономические зоны в слабых и отсталых регионах России. Основная их задача заключалась в формировании экономического потенциала страны. Однако этот статус имеют экономически развитые регионы, а по инновационному развитию — лидеры среди субъектов Федерации. Это, прежде всего, связано с предъявляемыми региональными критериями: стабильная экономика и опыт участия в крупных инвестиционных проектах [24].
С 1999 г. развивается система наукоградов. В настоящее время в число наукоградов России включаются 65 городских и сельских поселений. 47 наукоградов страны имеют статус города, 8 — поселков городского и 4 — сельского типа [25].
Особые экономические зоны технико-внедренческого типа Российской Федерации как ключевые объекты инновационной инфраструктуры
Особая экономическая зона Основание создания Приоритетные направления технико-внедренческой деятельности
ОЭЗ в Санкт-Петербурге («Нойдорф», Стрельна и «Ново-Орловский» в Приморском районе). Постановление Правительства РФ от 21.12.2005 № 780 Нанотехнологии для биологии и медицины, оптоэлектроника, прецезионная металлообработка (точное приборостроение), вакуумная обработка полупроводников, наноматериалы, водородная энергетика, солнечная энергетика, термоэлектричество
ОЭЗ в Зеленоградском административном округе г. Москвы Постановление Правительства РФ от 21.12.2005 № 779 20 научно-технических направлений в области микроэлектроники и электроники, телекоммуникаций и связи, информационных технологий
ОЭЗ в Дубне (Московская область) Постановление Правительства РФ от 21.12.2005 № 781 Информационные технологии, ядерно-физические технологии, нанотехнологии и материаловедение
ОЭЗ в г. Томске Постановление Правительства РФ от 21.12.2005 № 783 Новые материалы и нанотехнологии, промышленная электроника и приборостроение, исследования в области биотехнологий
Источник: [26].
4. Развитие информационной, экспертно-консалтинговой и образовательной инфраструктуры инновационной деятельности.
При всей очевидности большого количества инновационных структур существует проблема открытой и полной информации об этих субъектах. Необходимо систематизировать большой массив баз данных, распределить их по предметным направлениям. На федеральном и региональном уровнях осуществляется информационная поддержка баз данных по научно-исследовательским разработкам технического характера, созданным за счет бюджетных средств, но для инновационно ориентированых компаний этого бывает недостаточно. В России функционирует система многоуровневого непрерывного образования в инновационной сфере, осуществляется профессиональная переподготовка (повышение квалификации) в области инновационной деятельности, в том числе для работников государственных научных и образовательных учреждений, но пока также существует проблема наличия на рынке первоклассных, узкопрофильных специалистов в инновационной сфере.
Сделаем основные выводы из проведенного исследования.
1. В России качественная инновационная инфраструктура призвана стимулировать спрос на отечественные инновационные разработки.
2. На сегодняшний день в Российской Федерации присутствуют основные элементы инновационной инфраструктуры, где государству отведена ключевая роль в формировании субъектов и объектов инновационной активности.
3. Несмотря на существующее разнообразие имеющихся объектов инфраструктуры инноваций в Российской Федерации, таких как бизнес-инкубаторы, инновационные центры, технопарки, наукограды, рождаются новые структуры регионального и федерального уровней. В 2005 г. возникают особые экономические зоны технико-внедренческого типа, в 2010 г. — инноград «Сколково». Очевидно, прежние образования не в полном объеме решают или вообще не способны решать задачи модернизации и экономического развития страны.
4. Особенности инфраструктуры инноваций исходят из направлений развития науки и инноваций Российской Федерации в среднесрочной перспективе. Они заключаются в следующем:
— организация и развитие финансовых институтов, обеспечивающих непрерывность финансирования бизнес-проектов на всех стадиях инновационного цикла;
— формирование производственно-технологической инфраструктуры инновационной деятельности (технопарки, инновационно-технологические центры, бизнес-инкубаторы, центры трансфера технологий и т. п.);
— содействие развитию кооперационных связей между субъектами инновационной системы;
— развитие информационной, экспертно-консалтинговой и образовательной инфраструктуры инновационной деятельности.
5. На федеральном уровне необходимо принять основополагающий документ, регламентирующий инновационную деятельность, закрепить базовую терминологию и определить основные направления развития национальной инновационной системы.
6. Финансирование инновационной инфраструктуры осуществляется в основном за счет бюджетных средств, в будущем необходимо создавать условия притока частного капитала, в том числе на основе концессионных соглашений.
7. Следует наладить кооперационные связи между создаваемым инноградом «Скол-ково» и существующими объектами инфраструктуры, в частности, предусмотреть возможность организации опытного и промышленного производства на территории технопарков и особых экономических зон технико-внедренческого типа в РФ.
8. Необходимо предусмотреть в Федеральном законе «Об особенностях инвестирования в инфраструктуру с использованием инфраструктурных облигаций» механизм финансового обеспечения инновационной инфраструктуры.
Литература
1. Закон Томской области «Об инновационной деятельности в Томской области» от 2 июня 1999 г. № 13-03. Информационно-правовой портал «Кодекс». URL: http://docs.kodeks. ru/document/951805561
2. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 20 июля 2007 г. № 881 «Об основах инновационной политики в Санкт-Петербурге на 2008-2011 гг.». Информационно-правовой портал Консультант Плюс. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base= SPB;n=91347
3. Концепция инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 гг., одобренная Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 1998 г. № 832. Информационно-правовой портал Консультант Плюс. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi?req=doc;base=EXP;n=258811
4. URL: http://sci.informika.ru/text/magaz/newpaper/messedu/cour9967/1000.html (дата обращения: 10.10.2010).
5. Об утверждении Порядка создания и развития инновационной инфраструктуры в сфере образования: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 июня 2009 г. № 218 // Российская газета: Федеральный выпуск. № 4978. 2009. 20 авг.
6. Экономика инноваций: вузовский учебник / под ред. В. Я. Горфинкеля. М., 2009.
7. Румянцев А. А. Менеджмент инноваций. Как научную разработку довести до инновации. СПб.: Издательский дом «Бизнес-пресса», 2007.
8. Монастырный Е. А., Чистякова Н. О. Структурно-функциональная модель подсистемы «Инфраструктура» в региональной инновационной системе // Инновации. 2007. № 6 (104). С. 58-65.
9. Тюльков Г. И., Пушкаренко А. Б. Инфраструктура инновационной сферы Томской области // Инновации. 2006. № 8(95). С. 75-82.
10. Основы инновационного менеджмента / под ред. П. Н. Завлина. М.: Экономика. 2000.
11. Инновации в засаде // «Взгляд — деловая газета». 27.07.2010. URL: http://www.vz.ru/ economy/2010/7/27/421176.html (дата обращения: 11.10.2010).
12. RBK Daily. Ежедневная деловая газета. № 200 (1005). 01.11.2010.
13. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об инновационном центре "Сколково"»: Федеральный закон № 243-Ф3 от 28.09.10. Информационно-правовой портал Консультант Плюс. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=105172
14. URL: http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/specialEconomicAreasMain/ preferences/taxconcession/ (дата обращения: 15.10.2010).
15. URL: http://www.unova.ru/article/5010 (дата обращения: 12.11.2010).
16. URL: http://www.rbc.ru/rbcfreenews/20100920170301.shtml (дата обращения: 12.11.2010).
17. URL: http://www.dp.ru/a/2010/10/01/0tkrilsja_tehnopark_Tehno (дата обращения: 11.11.2010).
18. Об особенностях инвестирования в инфраструктуру с использованием инфраструктурных облигаций: проект Федерального закона Российской Федерации. URL: http://www. fcsm.ru/document.asp?ob_no=209962& (дата обращения: 20.11.2010).
19. Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 г. Утверждена Межведомственной комиссией по научно-инновационной политике (протокол от 15.02.2006 № 1). Министерство образования и науки Российской Федерации. Информационно-правовой портал Консультант Плюс. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?req=doc;base=LAW;n=101907).
20. URL: http://www.miiris.ru/ (дата обращения: 20.11.2010).
21. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности: Федеральный закон № 217 от 02.08.2009. Информационно-правовой портал Консультант Плюс. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n= 90201
22. Об особых экономических зонах в Российской Федерации: Федеральный закон РФ №116-ФЗ от 22.07.2005 // Российская газета. № 162. 27.07.2005.
23. Голиченко О. Г., Акинфеева Е. А. Особые экономические зоны технико-внедренческого типа: иллюзии и реалии // Инновации. 2009. № 6(128). С. 30-37.
24. Положение о проведении конкурса по отбору заявок на создание особых экономических зон (в ред. Постановления Правительства РФ от 31.07.2006. № 471). Утверждено Постановлением Правительства РФ от 13.09.2005. № 563. Информационно-правовой портал Консультант Плюс. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=61991
25. URL: http://www.naukograds.ru/naukograds/naukograds_inf/179 (дата обращения: 24.10.2010).
26. Министерство экономического развития Российской Федерации. Официальный сайт. URL: http://www.economy.gov.ru/minec/main (дата обращения: 23.11.2010).
Статья поступила в редакцию 20 января 2011 г.