УДК 34
РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИЙ В РОССИИ. МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ И ИНСТИТУТЫ РАЗВИТИЯ
DEVELOPMENT OF INNOVATIONS IN RUSSIA. GOVERNMENT SUPPORT MEASURES AND DEVELOPMENT INSTITUTIONS
Янина Екатерина Дмитриевна, студентка, ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова», г. Москва, Россия, katherinrey@mail. ru
Ekaterina D. Yanina, student, Federal State Budget Educational Institution of Higher Education M.V.Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia, katherinrey@mail .ru
Аннотация: В статье описываются основные особенности инновационной деятельности в России. Представлен анализ сильных и слабых сторон мер государственной поддержки развития инноваций, основные проблемы, препятствующие развитию инновационной деятельности. Рассматриваются вопросы о роли институтов развития. Summary: The article describes the main points of innovation activity in Russia. There is an analysis of the strong and weak points of the government support measures and the main problems hindering the development of innovation activities. The article considers issues of the role of development institutions.
Ключевые слова: инновации, инновационная деятельность, инновационное развитие, институты развития, меры государственной поддержки, стартап.
Keywords: innovation, innovation activity, innovative development, development institutions, government support measures, start-up.
Инновационное развитие - одно из главных условий модернизации экономики, решения различных социальных и управленческих проблем государства. Инновационные технологии определяют конкурентоспособность хозяйствующих субъектов, поэтому основная задача, стоящая сейчас перед Россией, - совершить переход от сырьевого пути развития - к инновационному.
Инновация представляет собой «результат творческой и инвестиционной деятельности, важной целью которой является коммерциализация научных исследований и разработок». [3, с.1]. В Российской Федерации венчурное предпринимательство на данный момент находится на начальной стадии своего развития. Однако на примере Сингапура, который сравнялся в ВВП на душу населения с развитыми странами мира в результате финансирования венчурного предпринимательства, можно сделать вывод о том, что высокие технологии в совокупности с инвестированием на основе венчурного капитала способствуют приближению в своих показателях страны с «догоняющим» типом экономики - к передовым. Развитие инноваций - сложный процесс, требующий больших ресурсных затрат, в том числе со стороны государства. Меры, которые предпринимает государство для развития инноваций, имеют огромное значение.
Главная задача государства - повысить уровень конкурентоспособности российских инноваций на международной арене и сделать условия для инновационной деятельности и работы молодых и талантливых специалистов наиболее комфортными и стимулирующими. Поэтому приоритетным направлением политики государства в данной области является выстраивание цельной системы «образование - наука - производство» [4, с. 2], основанной на принципах тесного взаимодействия, так как именно в высших учебных заведениях готовят специалистов, которые занимаются научной деятельностью и разрабатывают технологии, применимые на практике.
Национальная инновационная система включает в себя соответствующую инфраструктуру, состоящую из совокупности государственных органов (министерств и ведомств), научных технологических фондов, технопарков, инновационных кластеров, научно -исследовательских институтов и других организаций, которые оказывают управленческие, материально-технические, информационные,
консультационные услуги для поддержки развития инноваций. [3, с.2].
Государственная поддержка инноваций может быть прямой и косвенной. К прямой - непосредственной поддержке - относятся организация федеральных программ и конкурсов, выдача грантов, займов, кредитов, к косвенной - предоставление налоговых льгот.
Институт статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ в 2019 г. произвел анализ спроса на инструменты государственной инновационной политики. Согласно результатам исследования, самыми востребованными за период с 2016 по 2018 гг. мерами поддержки стали целевые субсидии. Так, около 25,7% инновационных предприятий воспользовались данной мерой поддержки. Для государства, тем не менее, данная форма стимулирования развития инноваций является одной из наименее предпочтительных, так как сущность инновационной деятельности заключается в высоком уровне самоорганизации, а в данном случае происходит подмена собственных (или заемных) финансовых ресурсов организаций бюджетными средствами. [2, с.1]. Кроме того, зачастую в государственных структурах отсутствуют центры, которые способны провести экспертизу и выявить перспективность субсидируемого проекта или отличить фундаментальные исследования от не имеющих практической ценности разработок.
Включение в законодательство специальных условий исчисления налогов для лиц, которые занимаются разработкой и внедрением новых технологий, должно стимулировать их деятельность и способствовать наиболее быстрому развитию. Может сложиться впечатление, что налоговые
методы регулирования - наиболее эффективный механизм стимулирования развития инноваций, однако большинство молодых компаний - стартапов на начальном этапе становления и без того являются убыточными, поэтому налоги, которые должны уплачиваться с прибыли, в любом случае не поступали бы в бюджет. Получается, что данная мера не является поддерживающей, так как не создает дополнительных условий для развития инновационных технологий. Еще один недостаток налоговых льгот заключается в том, что они могут устанавливаться как для отдельных отраслей или видов деятельности, так и ограничиваться по географическому признаку, что уменьшает возможности для использования данной меры поддержки всеми стартапами.
Институты развития - это организации-агенты опосредованного, косвенного регулирования, которые аккумулируют бюджетные средства, а затем распределяют их на нужды инновационного развития. В России на данный момент функционирует несколько институтов развития, деятельность которых направлена на поддержку инноваций. Несмотря на существование таких организаций, как РВК (Российская венчурная компания), «Роснано», Фонд содействия инновациям, ФРИИ (Фонд развития интернет-инициатив), фонд «Сколково», РФРИТ (Российский фонд развития информационных технологий), единый координирующий орган, который бы анализирован деятельность и ее эффективность всех институтов развития, на данный момент отсутствует. [1, с. 30].
Тем не менее, институты развития выступают необходимым связующим звеном между государством и организациями, развивающими инновации и занимающимися коммерциализацией результатов научной деятельности. На примере АО «Российская венчурная компания» в рамках Национальной технологической инициативы (НТИ) можно проследить, что данный институт развития выступает оператором конкурса и является непосредственным получателем субсидии от главного распорядителя бюджетных средств - в данном случае Министерства образования и науки Российской Федерации. В
соответствии с п. 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 октября 2017 г. № 1251 АО «РВК» наделяется функциями проектного офиса НТИ в части предоставления грантов на государственную поддержку центров, включая организацию экспертизы заявок участников указанного конкурсного отбора, сопровождения и мониторинга деятельности центров. [5, с. 2]. Так, рассматриваемый институт развития распределяет полученные из федерального бюджета средства различным научным центрам - победителям конкурсного отбора - согласно масштабу их проектной и научно -образовательной деятельности. При этом оператор обеспечивает отслеживание эффективности расходования средств, оценивает достигнутые результаты и показатели, оказывает консультационную поддержку по коммерциализации научных результатов проектов и организует совместные мероприятия для обмена опытом между различными научными центрами.
Таким образом, институты развития в силу возможности проведения экспертизы в определенной сфере и более точечной работы с адресатами поддержки представляют собой более эффективный механизм поддержки развития инноваций по сравнению с прямой государственной поддержкой в форме грантов и субсидий. Механизмы прямой государственной поддержки зачастую сводятся к бюрократии, где значение имеет наличие определенных отчетных «бумаг», а не фактический результат проведённой работы.
В последние годы развитию инноваций уделяется огромное внимание на федеральном и региональном уровнях. Так, среди национальных целей Российской Федерации отдельно выделяется ускорение технологического развития, увеличение количества организаций, осуществляющих технологические инновации, до 50% от их общего числа [6, с. 3]. Однако несмотря на значительное число специалистов-исследователей и вложение значительных сумм бюджетных средств, инновационная активность в России остается достаточно низкой, что свидетельствует о неэффективности существующих механизмов и необходимости их обновления. Помимо этого, в
качестве причин низкого уровня развития инновационных технологий отмечают:
• недостаточный уровень практической применимости изобретений: так, зачастую перед российскими учеными ставят задачу развития науки в целом, без учета спроса на разработки и перспектив их внедрения на практике;
• фрагментарный характер нормативной правовой базы в области развития инновационной деятельности в РФ;
• сравнительно небольшую долю привлеченных частных инвестиций ввиду высокого уровня риска инноваций и нецелесообразности вложения больших денежных средств в подобные предприятия, что существенно затрудняет выживание на рынке инновационных проектов;
• отсутствие интереса со стороны представителей бизнес -сообщества к разработкам, так как окупаемость инновационных проектов часто затягивается на несколько лет, а большинство предприятий желают получения быстрой прибыли при высоком уровне стабильности;
• эмиграцию кадров. [7, с. 4].
Инновационное развитие экономики - очень сложный и многоуровневый процесс, стимулирование и координацию которого государство обеспечивает мерами поддержки инновационной деятельности. Перед государством стоит ряд таких важных задач, как аккумулирование и распределение бюджетных средств, контроль и управление инновациями, стимулирование научной деятельности, разработка законодательства в области патентного права и интеллектуальных прав, повышение престижа российских учебных заведений и научных центров с целью предотвращения эмиграции кадров, кадровое и институциональное обеспечение инновационной деятельности. Для решения данных задач государство использует различные прямые и косвенные меры, наиболее эффективными из которых является опосредованное воздействие на инновационную активность через институты развития. В ближайшее время государству необходимо упростить процесс привлечения финансирования для инновационных проектов и избавить разработчиков от ненужной бюрократии,
обеспечить координацию институтов развития и их взаимодействие между собой, создать условие для подготовки и переподготовки специалистов, предоставив им возможности для работы и творчества.
Литература
1. Бутримович Я.В., Волынец А.Д., Ефимов А.Р., Конюховская А.Е., Крамм Е.М., Наумов В.Б., Незнамов А.В., Побрызгаева Е.П., Смирнова К.М. Основы государственной политики в сфере робототехники и технологий искусственного интеллекта (под редакцией к.ю.н. А.В. Незнамова). - М.: «Инфотропик Медиа», 2019. - 184 с.
2. Власова В.В., Кузнецова Т.Е., Рудь В.А. Экспресс-информация. Наука. Технологии. Инновации. [Электронный ресурс] // URL: https://issek.hse.ru (дата обращения: 11.07.2020).
3. Карасев О.И., Муканина Е.И., Тростьянский С.С., Белошицкий А.В. Национальная инновационная система: институты и меры поддержки // Инновации и инвестиции. 2019. №2.
4. Кузнецов Борис Тимофеевич, Лукманов Александр Рафикович, Политаев Виталий Игоревич. Развитие инноваций в России: сложности процесса и способы их преодоления // Теория и практика общественного развития. 2014. №14.
5. Постановление Правительства РФ от 16.10.2017 № 1251 «Об утверждении Правил предоставления субсидии из федерального бюджета на оказание государственной поддержки центров Национальной технологической инициативы на базе образовательных организаций высшего образования и научных организаций и Положения о проведении конкурсного отбора на предоставление грантов на государственную поддержку центров Национальной технологической инициативы на базе образовательных организаций высшего образования и научных организаций» // Собрание законодательства РФ. 23.10.2017. № 43 (Часть II). ст. 6330.
6. Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» // Российская газета от 9 мая 2018 г. № 97с.
7. Хавин Д.В., Беккер П.Р. Проблемы реализации стратегии инновационного развития страны // Инновации и инвестиции. 2019. №9.
References
1. Butrimovich Y. V., Volynets A. D., Efimov A. R., Konyukhovskaya A. E., Kramm E. M., Naumov V. B., Neznamov A. V., Pobryzgayeva E. P., Smirnova K.M.(2019). Fundamentals of state policy in the field of robotics and artificial intelligence technologies (edited by Ph.D. A.V. Neznamova). Moscow: Infotropic Media, 184 p.
2. Vlasova V.V., Kuznetsova T.E., Rud V.A. Express information. The science. Technology. Innovation [Electronic resource]. URL: https://issek.hse.ru (accessed: 07/11/2020).
3. Karasev O.I., Mukanina E.I., Troostyansky S.S., Beloshitsky A.V.(2019). National innovation system: institutions and support measures // Innovations and Investments, No. 2.
4. Kuznetsov Boris Timofeevich, Lukmanov Alexander Rafikovich, Politaev Vitaliy (2014). Igorevich Development of innovations in Russia: the complexity of the process and ways to overcome them. Theory and practice of social development, No. 14.
5. Decree of the Government of the Russian Federation of October 16, 2017 No. 1251 «On approval of the Rules for the provision of subsidies from the federal budget for the provision of state support to the centers of the National Technological Initiative on the basis of educational organizations of higher education and scientific organizations and the Regulation on the competitive selection of grants for state support of the centers National technological initiative on the basis of educational organizations of higher education and scientific organizations »// Collection of legislation of the Russian Federation. 10/23/2017. No. 43 (Part II). Art. 6330.
6. Decree of the President of the Russian Federation of May 7, 2018 No. 204 «On national goals and strategic objectives of the development of the Russian Federation for the period until 2024» // Russian newspaper of May 9, 2018 No. 97c.
7. Khavin D.V., Becker P.R. (2019). Problems of implementing the strategy of innovative development of the country // Innovations and Investments, No.9
© Янина Екатерина Дмитриевна, Столыпинский вестник 2/2020