Венчурное финансирование инновационного малого бизнеса в России
Денисова Ольга Николаевна
старший преподаватель кафедры менеджмент, АНОВО «Московский международный университет», [email protected]
Одним из стратегических вызовов и актуальным направлением развития для Российской Федерации является движение экономики по инновационному пути, что продиктовано развитием четвертой промышленной революции и переходом к новому социально-экономической формацией. Формирование новой модели финансово-экономического роста позволит обеспечить устойчивый рост страны и повысить ее конкурентоспособность на мировом рынке. Актуальным направлением развития экономики России выступают инновации как специфический феномен, способный повысить долю высокотехнологических предприятий и, как следствие, способствовать ускорению темпов экономического роста страны. В статье рассмотрены особенности применения и регулирования в РФ венчурного финансирования, выявлена проблематика и сформированы авторские предложения по улучшения доступности привлечения финансовых ресурсов для начинающих малых инновационных предприятий через механизм венчурного финансирования. Ключевые слова: венчурное финансирование, опережающее развитие, финансовые ресурсы, инновационные малые предприятия, развитие бизнеса, инвестиции, инновации.
Современное развитие инновационных технологий в Российской Федерации способствует устойчивому росту инновационной продукции, выгодной в коммерческом плане, инновационный ресурс которых в ближайшем будущем будет иметь не только положительный экономический эффект для отдельных отраслей, но и для всей российской экономики в целом: увеличение объемов российской продукции на экспорт, увеличение количества инновационных компаний, повышение уровня благосостояния граждан, увеличение различных налоговых отчислений всех уровней в бюджет государства.
Венчурное инвестирование - современный способ привлечения инвестиций для России, среди главных особенностей которого можно назвать следующие: высокая рискованность предложенных проектов, необходимость привлечения капитала и в то же время относительно высокая потенциальная доходность в будущем в случае, если проект окажется успешным [2].
На венчурном рынке сегодня практикуются следующие способы инвестирования:
- частные фонды, которые, по сути, являются инвестиционными, а их деятельность направлена на работу с выгодными в коммерческом плане инновационными проектами и предприятиями;
- компании, которые занимаются корпоративными инвестициями;
- частные инвесторы, вкладывающие свои средства в индивидуальном порядке, через специализированные краудинвестинговые площадки или в синдикатах;
- специализированные государственные фонды;
- зарубежные инвесторы.
Стоит отметить, что в настоящее время с целью финансирования различных проектов в основном рынок венчурных инвестиций является привлекательным для крупных игроков, которые в состоянии вкладывать в среднем от 28 млн. руб.
К одной из наиболее развитых экосистем относят систему США (56,3% от объема венчурного рынка в мире), систему Китая (21,3%), Израиля (18,2% от мирового объема венчурного рынка). Для сравнения: объем российского венчурного рынка относительно мирового составляет всего 0,34%.
Российская венчурная инфраструктура в настоящее время состоит из комплекса взаимосвязанных мер по обеспечению и поддержке саморазвития компаний в рамках частного инвестирование. Появление стабильной венчурной системы обеспечит формирование правильного вектора инновационного процесса для развития наиболее важных для экономики государства отраслей.
Рассматривая состояние венчурной экосистемы Российской Федерации в 2019 года, стоит отметить, что она малоразвита и не в состоянии в полном объеме удовлетворять потребностям инвестиционного рынка по причине наличия следующих проблем [14]:
- неустойчивая экономическая и политическая ситуация в стране;
X X
о
го А с.
X
го т
о
2 О
м о
о см о см
<0
о ш т
X
3
<
т О X X
- пробелы в нормативной базе, в частности защиты прав инвесторов, налогового права и интеллектуальной собственности;
- отсутствие эффективной отдачи в работе государственных фондов развития и аналогичных направлений венчурного рынка в связи с нецелевым расходованием бюджетных средств, бюрократизации, коррупции.
Современный венчурный бизнес является источником инвестиционной поддержки стартапов и небольших инновационных компаний на самых ранних стадиях развития и формирования [11].
Стартап состоит из следующих стадий развития: идея, запуск продукта (услуги), создание рынка, деятельность системного предприятия. На каждом этапе жизненного цикла нового продукта (услуги) предприниматель нуждается в финансовых средствах, на открытие и развитие - в связи с незначительными объемами личных средств. Внешними источниками инвестирования являются специальные венчурные фонды, фонды прямых инвестиций, бизнес-ангелы. Деятельность каждого из этих фондов в совокупности поможет привлечь нужную сумму и активизировать венчурную компанию для создания синергетического эффекта с целью развития среднего и малого бизнеса и будет способствовать инновационному развитию как отдельных отраслей, так и экономики в целом.
Опыт зарубежных стран показывает, что предоставление субсидий как механизм финансового регулирования инновационной деятельности - это достаточно эффективный экономический инструмент, в случае если оказывается финансовая поддержка инновационных предприятий на самых ранних стадиях развития. Поэтому инвестиционные ресурсы, которые были выданы предпринимателям в форме субсидий, первоначально должны быть направлены на производство прототипа ресурса или тестирования первой стадии запуска инновационного продукта (услуги). Однако в дальнейшем, после прохождения данной стадии и в связи с переходом компании на новый этап развития, субсидии как механизм поддержки инновационных проектов не представляются целесообразными [13].
По российскому законодательству субсидии могут выдаваться как из государственных фондов, федерального и местного бюджета, так и из местных внебюджетных фондов.
Однако, как показывает практика, предоставление субсидий предпринимателям с инновационным продуктом (услугой) из источников государственного фонда или федерального бюджета является достаточно редким случаем. Поддержка в виде субсидий из источников федерального бюджета в первую очередь ориентирована на инновационные проекты, в которых участвуют государственные институты.
Рассмотрим такую форму поддержки инновационных предприятий как грант. Грант - это аналог субсидии, применение которого, как правило, выходит за рамки бюджетного процесса, иными словами, финансовые ресурсы в виде гранта выделяются грантодателем, а не из источников государственных фондов или же регионального бюджета. Главным образом гранты предоставляют частные фонды или физические лица, зарубежные международные организации или некоммерческие объединения на дарственной или безвозмездной основе. Правительство Российской Федерации утверждает список организаций-грантодателей, который обновляется на регулярной основе, а налог на такие денежные ресурсы
не взимается, если речь идёт о начислении налога на доход организации или налога на прибыль физических лиц [12].
Вопрос об определении понятия «грант», особенностей его налогообложения и области применения гранта, еще открыт, включая вопрос его закрепления на законодательном уровне.
В настоящее время существуют несколько механизмов выделения инновационным предпринимателям финансовых ресурсов в виде грантов и субсидий в России:
- государственные национальные премии;
- гранты, предоставляемые институтам развития;
- субсидии, предоставляемые из бюджетов субъектов.
Цель государственных премий на сегодняшний день - и для правительства, и для получающей стороны - заключается в информационной поддержке инновационных предпринимателей. Безусловно, поиск потенциального спонсора инновационного предпринимательства значительно упрощает звание лауреата Президентской премии. И тем не менее, представляется, что при увеличении размера и количества предоставляемых премий эффективность инструментов поддержки повысится: за счёт источников федерального бюджета будет оказываться финансовая поддержка развитию бизнеса до стадии раннего роста, после которой можно рассчитывать на финансовую помощь уже из венчурного фонда.
Сегодня можно говорить о существовании национальных институтов развития, которые уполномочены выделять субсидии для запуска инновационных проектов, среди которых выделяются следующие:
- «Фонд Бортника» - фонд развития малых инновационных предприятий в научно-технической области;
- «Фонд Сколково» - фонд содействия развитию «Центра разработки и коммерциализации новых технологий».
Правило деятельности таких фондов гласит, что финансирование проектов происходит на основе установленного лимита денежных средств. Кроме этого, при желании продолжать развитие проекта и получать финансирование, инновационные проекты каждый год должны доказывать необходимость получения такой помощи на конкурсной основе. Для получения финансовой поддержки инновационный предприниматель должен предоставить результаты промежуточного этапа по реализации проекта и передать в премиальный фонд отчетные документы по следующим показателям за определенный период [11]:
- возвратность финансовых ресурсов от реализации продукции (услуг) за отчетный год должна равняться или превышать сумму, которую организация или физическое лицо получили в качестве премии из фонда или из других внебюджетных источников;
- количество работников, работающих над выполнением НИОКР, входящих в штат предприятия в качестве постоянных сотрудников с основным местом трудовой деятельности, должно быть не меньше 50% от всех работников.
«Фонд Сколково» - это некоммерческая организация, работа которой была запущена 21 мая 2010 года. Фонд был утверждён управляющей компанией Инновационного центра «Сколково» 02 июля 2010 г. № 446-рп решением Президента Российской Федерации.
Основная деятельность «Фонда Сколково» - оказание финансовой поддержки инновационным перспек-
тивным программам и проектам и предоставление финансовых ресурсов как в виде гранта - на безвозмездной основе, так и на возвратной. Выделение финансовых ресурсов инновационным проектам происходит согласно инвестиционной политике таких фондов, которая, как правило, носит рекомендательный характер. Предоставление финансовых ресурсов осуществляется при переходе инновационного проекта на следующий этап развития. Кроме того, исполнительный комитет инвестиционного фонда вправе принимать решения, которые не прописаны в инвестиционной стратегии фонда. «Фонд Сколково» выдает денежные средства в виде нескольких траншей. При прохождении определенного этапа или достижения видимых результатов проекта выделяется каждый последующий транш гранта. Финансирование и его условия прописываются в договоре [15].
Разработчики инновационных проектов, которые рассчитывают на финансирование, должны отвечать следующим требованиям:
- ориентиром для проекта должен быть преимущественно мировой рынок;
- учредители проекта должны обладать или как минимум иметь намерение зарегистрировать все права на получение результатов или выгоды от использования интеллектуальной собственности в будущем, которые требуются для коммерциализации технологии или продукта (услуги) инновационного проекта на соответствующем рынке, при этом не нарушая чьих-либо интеллектуальных прав;
- компания должна принимать определенные организационные меры для удержания и долгосрочного сотрудничества со своими основными специалистами (заключить с ними лицензионное соглашение, назначить им капитал и т.д.).
Отметим также, что общий объем выданных средств на финансирование из средств федерального бюджета «Фонда Сколково» значительно превосходит общий объем денежных средств, выделенных в виде грантов. Прежде всего это можно объяснить тем, что «Фонд Сколково» сегодня предоставляет финансовую поддержку на возведение объектов инфраструктуры центра инновационного развития [10].
Система финансирования основного капитала может быть эффективной лишь на самом раннем этапе жизнедеятельности предприятия. Если компания, относящаяся к инновационному типу, уже владеет патентом на инновационную технологию, то на следующем этапе уставной капитал может быть распределен по долям между инвесторами и предпринимателем. Однако предприниматель в любом случае контролирует деятельность компании и несет за нее всю полноту ответственности.
Как указано в «Бюджетном кодексе Российской Федерации», статья 80, финансовая помощь из бюджетных средств может быть оказана как физическим лицам, так и юридическим, если они не подпадают под категорию государственного или муниципального органа. Вместе с тем отметим, что инновационные проекты из бюджета не финансируются, если это не институты развития. И в то же время на уровне субъектов федерации практикуется венчурное инвестирование, достаточно эффективное.
Широко применяемый способ венчурного инвестирования подразумевает финансовую поддержку предприятия главным образом для его эффективного управления. В том случае, если инвестором выступает субъект федерации (когда роли инвестора выполняет какой-
либо министр из регионального правительства), то поддержка в управлении означает надзор над использованием финансовых средств и необходимостью содействовать лучшей организации и функционированию инновационной компании. Венчурное инвестирование означает внедрение новых технологий и приход инвестора в управление компанией, основывающихся на реализации прошлых высокотехнологичных проектов. При соответствующей поддержке и квалификации персонала участие в руководстве инновационным проектом органа государственной власти может положительным образом сказаться на качестве государственной поддержки [9].
Финансирование инновационных компаний, так или иначе связанное с бюджетными фондами Российской Федерации, - явление достаточно редкое. Как представляется, это обусловлено отсутствием выверенного подхода к государственному инвестированию в высокорисковые проекты, особенно если учесть безвозмездный характер такого финансирования. Очевидно, разного рода инвестиционные риски требуют детального анализа и должны быть предметом многих научно-практических исследований.
Среди других сдерживающих факторов, на наш взгляд, можно упомянуть дефицит высококвалифицированных специалистов, способных эффективно управлять венчурными компаниями в рамках государственного контроля за такими проектами. Для решения данной проблемы следует выделять достаточный объем средств на финансирование образовательных программ, ориентированных на обучение управленцев для венчурных предприятий и повышение квалификации представителей субъектов федерации и органов государственной власти.
С другой стороны, государство стремится регулировать деятельность инновационных компаний, и одним из инструментов контроля является инвестирование через действующие государственные институты развития, формат которого предполагает два сценария - инвестиции в основной капитал предприятия, когда само государство выступает в качестве инвестора инновационного проекта, и инвестиции в основной капитал, когда инвестором выступает частный фонд. Очевидно, что в обоих случаях увеличивается капитализация венчурных фондов [9].
В качестве примера для первого типа инвестирования можно привести ОАО «Роснано», финансовые вливания по второму сценарию хорошо иллюстрирует деятельность ОАО «Российская венчурная компания».
Если говорить об инвестиционных проектах «Роснано», то программа финансирования ею венчурных предприятий предполагает три этапа развития -начальный, средний и этап устойчивого роста. По сути, такие проекты способны в полной мере заменить финансовые потоки специализированных венчурных фондов. При этом инвестиционные вливания происходят поэтапно, дозировано, в необходимом объеме и на выгодных для всех сторон условиях, с учетом возможного частного инвестирования этих проектов в будущем. Возврат финансовых средств осуществляется на определенных, указанных в договоре условиях [1].
Кроме того следует отметить, что большое число фондов созданы для взаимодействия с другими институтами развития, а это снижает эффективность и продуктивность системы финансирования государственных институтов из бюджета [7].
X X
о
го А с.
X
го т
о
2 О
м о
о см о см
<0
о ш т
X
3
<
т О X X
В Российской Федерации на различных этапах жизни продукта востребованными являются инвестиции из государственных институтов развития как метода управления инновационной деятельностью.
Следует подчеркнуть, что такие институты обладают особым статусом и предназначены для контроля процесса финансирования инновационных проектов. Так, тот же «Роснано» с точки зрения масштабов инвестирования считается самым влиятельным институциональным образованием государственного уровня. Практика за рубежом отражает следующую тенденцию: при общей активности рынка венчурного капитала на смену государственным инвестиция из бюджетных средств приходят инвестиции из частных венчурных фондов, поскольку качество и количество частных венчурных фондов низменно растет.
В мировой практике также широко распространено предоставление государственного имущества на льготных условиях в аренду. Данный способ на начальном и среднем этапах развития кампании является довольно востребованным. Следует подчеркнуть, что каждый субъект федерации имеет право на утверждение своих методов расчета арендной ставки за использование государственного имущества, которое в данный момент находится в собственности субъекта федерации. Такая самостоятельность позволяет использовать пониженные ставки арендной платы как способ финансовой поддержки предпринимателей, в том числе в сфере инноваций [6].
В случае сдачи помещений внаем на льготных условиях требуется уточнить эти договоренности. В частности, под льготными условиями следует понимать стоимость аренды, которая заведомо ниже средней ставки по рынку на текущий момент. Однако, как известно, стоимость аренды, устанавливаемая государством или местными властями, всегда в несколько раз ниже рыночной. Поэтому такая мера может использоваться как часть программы по оказанию комплексной финансовой поддержки крупным специализированным организациям наподобие технополисов и технопарков. Их создание и развитие их инновационного потенциала часто осуществляется благодаря косвенному финансированию.
В отношении инновационных компаний применяются особые льготы, которые можно дифференцировать по ряду признаков, а именно - льготы, относящиеся ко всем компаниям подобного типа, и льготы, действующие лишь в отношении особых налогоплательщиков, например таких как «Российская Кремниевая долина» - Инновационный центр «Сколково».
Прежде всего перечислим льготы, связанные со страхованием и налогообложением, которые касались любых организаций инновационного типа. В частности, помощь выражалась в том, что:
1. В ходе реализации НИОКР организация полностью освобождается от налога на добавленную стоимость (НДС). Это прежде всего организации, получающие финансирование для своих проектов из государственного бюджета либо из средств специальных профильных фондов [4].
2. Компания полностью освобождается от НДС в случае регистрации прав на продукт своей деятельности.
3. Льготы предоставляются для покрытия издержек при реализации НИОКР, если эти проекты были ориентированы на развитие новых либо приоритетных для страны технологий, причем независимо от их результата. Эти льготы рассчитываются исходя из коэффициента 1,5 и реальных финансовых затрат [5].
4. Обязательно учитываются расходы на покупку оборудования. Однако здесь есть ряд условий:
- организации необходимо иметь документ, который бы подтверждал ее государственную аккредитацию в сфере информационных технологий;
- доля прибыли, полученной в результате реализации проектов в области информационных технологий, должна составлять минимум 90%. При этом совокупная прибыль компании должна быть не ниже 70%;
- число работников организации должно быть не менее 50.
5. Использование специального коэффициента (не более 3 величин) при погашении затрат, используемых исключительно для научно-технического развития.
6. Расчет налога на прибыль осуществляется без учета средств, полученных компанией от специальных фондов, отечественных, зарубежных и международных организаций, связанных с научной и научно-технической деятельностью, а также помощи в виде грантов. Этот перечень был утвержден 24 декабря 2002 г Постановлением Правительства Российской Федерации №923.
7. В качестве разновидности отсрочки платежа по налогу на прибыль (на срок до пяти лет) используется инвестиционный налоговый кредит. При этом учитывается специфика сферы инновационных технологий, где сумма возврата заемных средств и начисленных процентов компаниям исчисляется по базовой ставке, равной не более % от ставки рефинансирования Центробанка РФ, наряду с льготами по кредиту [3].
8. Страховые взносы всегда рассчитываются исходя из пониженной ставки.
Таким образом, можно утверждать, что в Российской Федерации налоговые льготы и льготы по обязательным страховым выплатам в качестве мер по поддержке инновационных предприятий достаточно ощутимые. Особенно если учесть, что такая поддержка сопровождается и другими мерами по оказанию помощи инновационным предприятиям, среди которых - не только финансирование работы научно-исследовательских институтов, оказывающих организационную или информационную поддержку венчурным компаниям, но и полное или частичное финансирование комплексной инфраструктуры инновационных бизнес-проектов.
Одним из важнейших способов оказания косвенной финансовой помощи инновационным компаниям является финансирование образовательных программ, поскольку высокая квалификация сотрудников - залог успеха бизнес-предприятий. Это особенно актуально для венчурного бизнеса, где технологические инновации тесно связаны с их коммерческой реализацией.
Следует отметить, что основную долю спроса на продукцию инновационных предприятий в России формирует именно государство. Та, ежегодно 15 ведущих отечественных компаний приобретают продукцию в размере 5% ВВП, что составляют около 2 трлн. рублей. Например, корпорация «Росатом» является, по сути, монополистом на российском рынке атомной энергетики, а тот же «Газпром» - фактически главный потребитель инновационных разработок в сфере газовой промышленности - как уже существующих, так и потенциальных.
Таких примеров много, и чтобы стимулировать конкуренцию в сфере инноваций в стране, следует создавать благоприятные условия для компаний с инновационным потенциалом при участии государства, для реализации проектов по закупке инновационной продукции российского производства, а также для дальнейшего
финансирования описанных выше институтов развития с их набором инструментов регулирования инновационной деятельности, способствующим повышению результативности использования бюджетных средств для реализации задач ближайшего будущего.
Литература
1. Бабкин А.В., Чистякова О.В. Цифровая экономика и ее влияние на конкурентоспособность предпринимательских структур // Российский журнал предпринимательства. 2020. №. 8. С. 8-38.
2. Белова А.М., Подпругина А.Ю. Венчурное финансирование инноваций: особенности и перспективы. -2018. - С. 12.
3. Васильева М.В., Муслимова Г.Е. Венчурное финансирование нанотехнологий в России: проблемы и приоритеты //Вопросы современной экономики. - 2019. - №. 1. - С. 21.
4. Гаврилова Н.М. Оценка макроэкономической эффективности инфраструктурного обеспечения национальной инновационной системы России // Экономический анализ: теория и практика. 2018. №. 3(474). С. 455-472.
5. Груздева Е.В. Венчурное финансирование инновационной деятельности. - Litres, 2018. - С. 17.
6. Дробышева К.В., Сычев Д.Р., Журкевич М.В. Венчурное финансирование как основной способ привлечения инвестиций. - 2018. - С. 32.
7. Иволгина Н.В., Степанова Д.И. Венчурное финансирование как инструмент инвестирования в новые идеи и научно-технические достижения // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. - 2019. - №. 6. - С. 44.
8. Каминский С.М. Инструментарий и стратегические перспективы венчурного инвестирования обновления экономических систем // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе, №1, 2019. - С. 51.
9. Каминский С.М. Цифровая платформа венчурного инвестирования / Управление инновационно-инвестиционной деятельностью: Сборник научных статей Всероссийской юбилейной научно-практической конференции (21 мая 2019 года), Воронеж. гос. техн. ун-т., Воронеж, 2019. - С. 30.
10. Кармышев Ю.А., Иванова Н.В. Венчурное инвестирование как механизм расширения функций инновационного предпринимательства: региональный аспект //Региональные проблемы преобразования экономики. -
2018. - №. 8. - С. 108.
11. Мареева Л.А. Венчурное финансирование: понятие и отражение в учете у инноватора // Инновации в науке и практике. - 2018. - С. 153.
12. Мингалеева К.Ю. Венчурное финансирование инновационно-инвестиционных проектов в России за 20162018 гг. // Вестник магистратуры. - 2019. - №. 5-2. - С. 36.
13. Никулина О.В., Трошина А.В. Направления совершенствования государственной поддержки венчурного инвестирования в России // Сборник научных статей 4-й Всероссийской научно-практической конференции. Юго-Западный государственный университет. -
2019. - С. 193-196.
14. Погодина Т.В. Проблемы и перспективы развития венчурного инвестирования в России //Россия: Тенденции и перспективы развития. - 2019. - С. 61.
15. Чепига К.А. Оценка эффективности инструментов стимулирования венчурных инвесторов //Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2019. №. 3-2.
16. Сысоева Е.В. Венчурное инвестирование как инновационный фактор мобилизации экономического развития
// Горный информационно-аналитический бюллетень
(научно-технический журнал). 2012. № S4. С. 325-331
Venture financing of innovative small businesses in Russia
Denisova O.N.
ANOVO «Moscow international university»
One of the strategic challenges and the current development direction for the Russian Federation is the movement of the economy along an innovative path, which is dictated by the introduction of the trends of the fourth industrial revolution and the transition to a new socio-economic development. The formation of a new model of financial and economic growth will ensure sustainable growth of the country and increase its competitiveness in the world market. Innovation as a specific phenomenon that can increase the share of high-tech enterprises and, as a result, contribute to accelerating the country's economic growth rate, is the current direction of the development of the Russian economy. The article discusses the features of the application and regulation of venture financing in the Russian Federation, identifies problems and develops author's proposals to improve the availability of attracting financial resources for beginners of small innovative enterprises through the venture financing mechanism.
Keywords: venture financing, priority development, financial resources, innovative small enterprises, business development, investment, innovation.
References
1. Babkin A.V., Chistyakova O.V. Digital economy and its impact on
the competitiveness of business structures // Russian journal of entrepreneurship. 2020. no. 8. Pp. 8-38.
2. Belova a.m., Podrugina A. Yu. Venture financing of innovations:
features and prospects. - 2018. - P. 12.
3. Vasilieva M.V., Muslimova G.E. Venture financing of nanotechnologies in Russia: problems and priorities //Issues of modern economy. - 2019. - №. 1. - P. 21.
4. Gavrilova N.M. Assessment of the macroeconomic efficiency of
infrastructure support of the national innovation system of Russia // Economic analysis: theory and practice. 2018. №. 3(474). Pp. 455-472.
5. Gruzdeva E. V. Venture financing of innovative activity. - Liters,
2018. - P. 17.
6. Drobysheva K.V., Sychev D.R., Zhurkevich M.V. Venture financing as the main way to attract investment. - 2018. - P. 32.
7. ivolgina N.V., Stepanova D.I. Venture financing as a a tool for
investing in new ideas and scientific and technical achievements / / Business in law. Economic and legal journal. - 2019. - №. 6. - P. 44.
8. Kaminsky S.M. Tools and strategic perspectives of venture investment of economic systems renewal / / Models, systems, networks in Economics, technology, nature and society, no. 1,
2019. - P. 51.
9. Kaminsky S.M. Digital platform of venture investment / Management of innovation and investment activity: Collection of scientific articles of the all-Russian anniversary scientific and practical conference (may 21, 2019), Voronezh. state technical University. Univ., Voronezh, 2019. - P. 30.
10. Karmyshev Yu. А., Ivanova N.V. Venture investment as a mechanism for expanding the functions of innovative entrepreneurship: a regional aspect //Regional problems of economic transformation. - 2018. - №. 8. - P. 108.
11. Mareeva L. A. Venture financing: concept and reflection in the innovator's accounting // Innovations in science and practice, 2018, P. 153.
12. Mingaleeva K.Yu. Venture financing of innovation and investment projects in Russia for 2016-2018. / / Bulletin of the magistracy. - 2019. - №. 5-2. - P. 36.
13. Nikulina O.V., Troshina A.V. Directions for improving state support for venture investment in Russia // Collection of scientific articles of the 4th all-Russian scientific and practical conference. Southwestern state University, 2019, Pp. 193-196.
14. Pogodina T.V. Problems and prospects of venture investment development in Russia //Russia: Trends and prospects of development. - 2019. - P. 61.
15. Chepiga K.A. Evaluation of the effectiveness of incentive tools for venture investors //International journal of Humanities and natural Sciences, 2019, №.3-2.
16. Sysoeva E.V. Venture investment as an innovative factor in mobilizing economic development // Mining information and analytical bulletin (scientific and technical journal). 2012. No. S4. S. 325-331
X X О го А С.
X
го m
о
2 О
м о