УДК 001.1
ИННОВАЦИОННЫЕ ВАУЧЕРЫ КАК ИНСТРУМЕНТ СТИМУЛИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ
Салабутин Антон Вадимович, магистрант;
Институт экономики и управления ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского», Симферополь, Российская Федерация
Аннотация: Несмотря на понимание важности инноваций в устойчивом экономическом росте на государственном уровне, в работе определены и рассмотрены негативные тенденции инновационной деятельности как в Российской Федерации в целом, так и на уровне субъекта Федерации - Республики Крым. Выявлено, что недостаточный спрос на инновации в Республике Крым является результатом неэффективной политики поддержки и стимулирования инновационной деятельности предприятий. Кроме того, текущий уровень развития инновационной деятельности в регионе не позволяет достичь высоких социально-экономических показателей, что свидетельствует о необходимости внедрения новых инструментов стимулирования инновационной деятельности В качестве инструмента стимулирования инновационной деятельности в Республике Крым предложено использование инновационных ваучеров, успешная практика применения которых наблюдается как в России, так и за рубежом. Ключевые слова: инновационные ваучеры; инновации; инновационная деятельность; региональная инновационная политика; устойчивое развитие.
INNOVATIVE VOUCHERS AS A TOOL TO STIMULATE INNOVATION IN
THE REPUBLIC OF CRIMEA
Salabutin Anton Vadimovich, master's student; Institute of economics and management V.I. Vernadsky Crimean Federal University,
Simferopol, Russia
Abstract: Despite the understanding of the importance of innovation in sustainable economic growth at the state level, the work identifies and considers negative trends in innovation activity both in the Russian Federation as a whole and at the level of the subject of the Federation - the Republic of Crimea. It was revealed that the insufficient demand for innovations in the Republic of Crimea is the result of an ineffective policy of supporting and stimulating innovative activity of enterprises. In addition, the current level of development of innovative activity in the region does not allow achieving high socio-economic indicators, which indicates the need for the introduction of new tools to stimulate innovation. The use of innovative vouchers, the successful practice of which is observed both in Russia and abroad, is proposed as a tool to stimulate innovation in the Republic of Crimea. Keywords: innovative vouchers; innovation; innovation activity; regional innovation policy; sustainable development.
Для цитирования: Салабутин, А. В. Инновационные ваучеры как инструмент стимулирования инновационной деятельности в Республике Крым / А. В. Салабутин. - Текст : элекстронный // Наука без границ. - 2020. - № 5 (45). - С. 145-150. - URL: https://nauka-bez-granic.ru/№-5-45-2020/5-45-2020/ For citation: Salabutin A.V. Innovative vouchers as a tool to stimulate innovation in the Republic of Crimea // Scince without borders, 2020, no. 5 (45), pp. 145-150.
На сегодняшний день согласно последним трендам и тенденциям значительное внимание уделяется инновациям, оказывающим воздействие на государственные и частные секторы, на их экономический рост и повышение эффективности деятельности. Кроме того, задачи генерирования инноваций критически важны в современной экономике, особенно учитывая новые вызовы. Крайне необходимым является создание максимально благоприятных условий и всесторонней поддержки инновационной деятельности на всех уровнях экономики [1, с. 203]. Понимание важности инноваций в устойчивом экономическом росте на государственном уровне придает определенный динамизм политике в данной сфере, поддержка которой входит в число национальных приоритетов. Между тем, несмотря на долгосрочные приоритеты развития субъектов инновационной деятельности, а также ориентиры финансирования сектора фундаментальной и прикладной науки, поддержки коммерциализации разработок, наблюдаются следующие индикативные негативные тенденции [2]:
- уменьшение удельного веса инновационных товаров, работ и услуг в общем объеме отгруженных товаров в 2018 г. на 2,2 % по сравнению с 2014 г., по сравнению с 2017 г. - на 0,7 %;
- уменьшение удельного веса организаций, осуществляющих организационные инновации в 2018 г. на 0,7 % по сравнению с 2014 г., по сравнению с 2017 г. - на 0,2 %;
- уменьшение удельного веса организаций, осуществляющих маркетинговые инновации в 2018 г. на 0,4 % по сравнению с 2014 г., по сравнению с 2017 г. - на 0,1 %;
- уменьшение объемов инновационных товаров, работ и услуг в 2017 г. на 8,6 % (320638,2 млн руб.) по сравнению с 2016 г.
Кроме того, в глобальном рейтинге самых инновационных стран Global Innovation Index в 2019 г. Россия расположилась на 46-м месте (в 2018 г. - 46 место, в 2017 г. - 45 место, в 2016 г. - 43 место). Впереди России оказались такие технологически отсталые страны, как Тайланд, Португалия, Греция, Вьетнам и Болгария. Отставание России от стран-лидеров определяется снижением степени воздействия результатов научно-технической и инновационной деятельности на общество и экономику, а также низкой эффективностью инновационной деятельности и связанных с ней институтов. К прочим слабым сторонам инновационной деятельности России относятся: нормативно-правовые условия (95-я позиция), политическая стабильность (91-я позиция), качество регулирования (103-я позиция), верховенство закона (111-я позиция), кредитный портфель микрофинансовых учреждений (73-я позиция) и сделки с использованием венчурного капитала (77-я позиция) - показатели ресурсов инноваций, а также группа показателей результатов инноваций - информационно-коммуникационные технологии и создание бизнес-моделей (91-я позиция), развитие печатных и других средств массовой информации (78-я позиция), соответствие систем управления качествам стандарта ISO 9001 (111-я позиция) [3]. Таким образом, в России, несмотря на высокий уровень научной базы, системы образования и объемов финансирования науки, результативность развития инновационной деятельности меньше ожидаемой.
Посему в последние годы инновационная деятельность все чаще рассматривается в контексте регионального развития и локальных инновационных систем, так как для совершенствования государственного регулирования инновационной политики необходим пересмотр приоритетов регионального развития [1, с. 199]. В связи с чем особую значимость приобретает задача определения инструментов, способствующих стимулированию инновационной активности организаций на региональном уровне, в частности, на примере Республики Крым, субъекта Федерации, в котором инновации являются основополагающим фактором устойчивого развития территории.
Интеграция Республики Крым в правовое поле Российской Федерации оказала значительное влияние на приоритетные направления социально-экономического развития региона. Согласно Стратегии социально-экономического развития Республики Крым до 2030 г. именно инновационный сценарий развития полуострова подразумевает достижение высоких темпов роста экономики и социального развития, соответственно, одной из стратегических целей является создание инновационной конкурентоспособной экономики [4]. Поэтому целью исследования является анализ состояния инновационной деятельности Республики Крым и определение возможных инструментов её развития. С этой точки зрения актуальность темы не вызывает сомнений. Методы исследования: анализ и синтез.
Согласно рейтингу инновационного развития субъектов Российской Федерации, оценка которого формируется на основе системы показателей, как социально-экономические условия
инновационной деятельности, научно-технический потенциал, экспортная активность, инновационная деятельность, качество инновационной политики, региональный инновационный индекс Республики Крым в 2017 г. составляет 0,2616 (67 место), также регион относится к третей группе отстающих по величине совокупного индекса инновационного развития, то есть наблюдается отставание от первого в рейтинге региона более чем на 40 %, но не более чем на 60 % [5]. Кроме того, наблюдаются такие негативные индикативные тенденции, как уменьшение удельного веса организаций, осуществляющих инновационную деятельность (-1,3 %), уменьшение удельного веса организаций, осуществляющих технологические инновации (-0,8 %), уменьшение удельного веса организаций, осуществляющих процессные инновации (-0,5 %) [6]. Таким образом, несмотря на осуществление поддержки инновационной деятельности в рамках реализации Государственной программы Республики Крым «Экономическое развитие и инновационная экономика», рассмотренные негативные тенденции демонстрируют недостаточный уровень развития инновационной деятельности для достижения высоких социально-экономических показателей и свидетельствуют о необходимости внедрения новых инструментов развития инновационной деятельности в регионе.
Недостаточно высокий спрос на инновации в Республике Крым является результатом отсутствия специальных условий и эффективных механизмов поддержки бизнеса помимо государственной поддержки в виде субсидий, дотаций, льгот и доступности
госзаказов, в результате чего одним из инструментов развития инновационной деятельности в регионе может являться инновационный ваучер. Инновационный ваучер - это финансовый инструмент, который позволяет компаниям получить консалтинговые, инжиниринговые, сертификационные и другие услуги, необходимые им для эффективного развития [7]. Инновационный ваучер является инструментом роста спроса на инновации, в первую очередь, в среде малых и средних предприятий (МСП), в форме гранто-вой государственной поддержки бизнеса с инновационной составляющей. Работа инновационных ваучеров выглядит следующим образом:
1. Подача заявок на участие.
2. Оценка и отбор заявок.
3. Получение ваучера (гарантия возмещения затрат).
При применении инструмента инновационных ваучеров необходимо соблюдать факторы «тонкой настройки»:
- обеспечение четкости обозначения услуг, оплачиваемых ваучерами;
- наличие высокой квалификации организаций, оказывающих услуги;
- пользователями ваучеров должны быть МСП, не имеющие инноваций;
- определение квоты на ваучеры;
- обеспечение периодической обязательной оценки успеха действий ваучерной схемы и максимально низких издержек администрирования ваучерных схем [8].
Главным отличием инновационных ваучеров от действующих в Республике Крым мер государственной поддержки инновационной деятельности является то, что инновационные ваучеры выдаются потенциальным производителям инновационных товаров или
услуг, а не организациям поддержки инновационной инфраструктуры. Отличие инновационных ваучеров от финансовых мер поддержки субъектов МСП региона, производящих инновационную продукцию, заключается в том, что инновационные ваучеры могут применяться предприятиями, которые планируют выпуск инновационной продукции, но не имеют возможности провести или организовать необходимые исследования за счет собственных ресурсов. Инновационный ваучер как доступный инструмент инновационной политики отличается возможностью простого и быстрого применения, тем самым повышая интерес малых и средних предприятий к использованию новейших достижений науки в производстве инновационных товаров и услуг.
Успех и эффективность данного финансового инструмента инновационной политики привели к широкому распространению его применения в таких странах, как Великобритания, Германия, Австрия, Дания, Франция, Греция, Ирландия, Швейцария, Финляндия и прочих странах. Региональные ваучерные схемы практиковались в отдельных регионах, например, в Баварии, Баден-Вюртемберге, Северный Рейн-Вестфалии (Германия), Новой Англии, Шотландии, Уэст-Мидлендсе (Великобритания), Южноморавском крае (Чехия). В России инновационные ваучеры стали успешно применяться с 2014 г., когда Департамент по науке и инновационной деятельности администрации Томской области запустил проект по поддержке малых и средних инновационных предприятий «Инновационный ваучер» [9, с. 30-36].
Таким образом, внедрение инновационных ваучеров может выступать
одним из инструментов стимулиро- ционнои деятельности, научно-техни-
вания инновационной деятельности, ческого потенциала, инновационной
о чем свидетельствует зарубежная и деятельности в целом, значение кото-
отечественная практика применения. рых ниже среднего значения по Рос-
Необходимость внедрения инноваци- сийской Федерации, что отражено в
онных ваучеров в Республике Крым индексе регионального инновацион-
в качестве инструмента стимулиро- ного развития. Данное исследование
вания инновационной деятельности является отправной точкой для про-
обусловлена уменьшением веса орга- должения изучения возможности эф-
низаций, осуществляющих инноваци- фективного применения и адаптации
онную деятельность, технологические инновационных ваучеров в реалиях
инновации и процессные инновации, Республики Крым с учетом специфи-
а также текущим состоянием социаль- ки региона для стимулирования инно-
но-экономических условий иннова- вационной деятельности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Лукьянова, С. Э. Формирование региональной инновационной системы в Республике Крым / С. Э. Лукьянова. - Текст : непосредственный // Интеграционные аспекты экономического развития государства и регионов в глобальных условиях. - 2016. -С. 196-240.
2. Федеральная служба государственной статистики : [сайт]. Москва. - Обновляется в течение суток. - URL: https://www.gks.ru (дата обращения: 27.04.2020). - Текст : электронный.
3. Глобальный инновационный индекс - 2019. - Текст : электронный // Институт статистических исследований и экономики знаний : [сайт]. - 2019. - URL: https://issek.hse. ru/data/2019/07/24/1481491446/NTI_N_137_24072019.pdf (дата обращения: 27.04.2020).
4. Стратегия социально-экономического развития Республики Крым до 2030 года. -Текст : электронный // Портал МСП Республики Крым : [сайт]. - 2017. - URL: https:// business.rk.gov.ru/medias/files/strategy-full.pdf (дата обращения: 27.04.2020).
5. Рейтинг инновационного развития субъектов Российской Федерации. - Текст : электронный // Институт статистических исследований и экономики знаний : [сайт]. - 2020. - URL: https://issek.hse.ru/mirror/pubs/share/315338500 (дата обращения: 27.04.2020).
6. Управление Федеральной службы государственной статистики по Республике Крым и г. Севастополю : [сайт]. - Республика Крым и г. Севастополь. - URL: http://crimea. old.gks.ru (дата обращения: 27.04.2020). - Текст : электронный.
7. Государственная программа Республики Крым «Экономическое развитие и инновационная экономика». - Текст : электронный // Портал МСП Республики Крым [сайт]. - 2019. - URL: https://business.rk.gov.ru/medias/files/npa/post_smrk_9-2017_ v09122019.pdf (дата обращения: 27.04.2020).
8. Инновационные ваучеры для предприятий малого и среднего бизнеса как инструмент стимулирования спроса на инновации. - Текст : электронный // Национальный университет «Высшая школа экономики» : [сайт]. - 2015. - URL: https://www. hse.ru/data/2015/11/10/1078502258/hse_innov.pdf (дата обращения: 27.04.2020).
9. Леденева, М.В. Инновационный ваучер: опыт зарубежных стран и регионов России и перспективы использования в Волгоградской области / М. В. Леденева, М. В. Парфенова. - Текст : непосредственный // Проблемы устойчивого развития и эколого-э-кономической безопасности регионов. - 2016. - С. 29-39.
REFERENCES
1. Lukyanov S. E. Formirovanie regional'noi innovatsionnoj sistemy v Respublike Krym [Forming of the regional innovation system in the Republic of Crimea]. Integratsionnye aspekty ehkonomicheskogo razvitiya gosudarstva i regionov v global'nykh usloviyakh, 2016, pp. 196-240.
2. Federal'naya sluzhba gosudarstvennoj statistiki [Federal state statistics service]. Available at: https://www.gks.ru (accessed 27 April 2020).
3. Global'nyj innovatsionnyj indeks - 2019 [The global innovation index - 2019]. Available at: https://issek.hse.ru/data/2019/07/24/1481491446/NTI_N_137_24072019.pdf (accessed 27 April 2020).
4. Strategiya sotsial'no-ehkonomicheskogo razvitiya Respubliki Krym do 2030 goda [Strategy for socio-economic development of the Republic of Crimea till 2030]. Available at: https:// business.rk.gov.ru/medias/files/strategy-full.pdf (accessed 27 April 2020).
5. Rejting innovatsionnogo razvitiya sub"ektov Rossijskoj Federatsii [The rating of innovative development of subjects of the Russian Federation]. Available at: https://issek.hse.ru/ mirror/pubs/share/315338500 (accessed 27 April 2020).
6. Upravlenie Federal'noj sluzhby gosudarstvennoj statistiki po Respublike Krym i g. Sevastopolyu [Management of Federal service of state statistics in the Republic of Crimea and Sevastopol]. Available at: http://crimea.old.gks.ru (accessed 27 April 2020).
7. Gosudarstvennaya programma Respubliki Krym «EHkonomicheskoe razvitie i innovatsionnaya ehkonomika» [The state program of the Republic of Crimea «Economic development and innovative economy»]. Available at: https://business.rk.gov.ru/medias/ files/npa/post_smrk_9-2017_v09122019.pdf (accessed 27 April 2020).
8. Innovatsionnye vauchery dlya predpriyatij malogo i srednego biznesa kak instrument stimulirovaniya sprosa na innovatsii [Innovation vouchers for enterprises of small and average business as an instrument to stimulate demand for innovation]. Available at: https://www.hse.ru/data/2015/11/10/1078502258/hse_innov.pdf (accessed 27 April 2020).
9. Ledeneva, M. V., Parfenova M.V. [Innovation voucher: the experience of foreign countries and regions of Russia and prospects in the Volgograd region]. Problemy ustojchivogo razvitiya i ehkologo-ehkonomicheskoj bezopasnosti regionov, 2016, pp. 29-39.
Материал поступил в редакцию 24.04.2020
© Салабутин А.В., 2020