Научная статья на тему 'Формирование и развитие нормативно-правовой базы инновационной деятельности в России'

Формирование и развитие нормативно-правовой базы инновационной деятельности в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2870
268
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Управленец
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН / КОНЦЕПЦИЯ / ЗАКОНОПРОЕКТ / ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / НАЦИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА / РЕГИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / INNOVATIVE ACTIVITY / NORMATIVE AND LEGAL FRAMEWORK / GOVERNMENT REGULATION / FEDERAL LAW / CONCEPT / BILL / INNOVATION POLICY / NATIONAL INNOVATION SYSTEM / REGIONAL INNOVATION SYSTEM / STATE SUPPORT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шайбакова Людмила Фаритовна, Межецкая Анна Леонидовна

Инновационная деятельность одна из перспективных сфер экономики и видов предпринимательской деятельности, поскольку она связана с высокими технологиями, способными давать значительный экономический эффект. Основным механизмом реализации государственной инновационной политики является формирование и совершенствование нормативно-правовой базы. В статье приводится анализ и дается оценка текущего состояния федерального законодательства, регулирующего инновационную деятельность. Проводится анализ законопроектов № 496139-5 и № 495392-5 «О государственной поддержке инновационной деятельности в Российской Федерации». Рассматривается соответствие региональных правовых актов федеральным, предлагается авторская трактовка понятия «инновационная деятельность».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation and Development of Legal and Normative Framework of Innovation Activity in Russia

Innovation activity is one of the most promising economic spheres and business activity types since it implies the use of high technologies, producing a significant economic effect. Formation and elaboration of the legal and normative framework is the core mechanism for implementation of the government innovation policy. The article analyses and evaluates the current situation in the Federal legislation regulating innovation activities. Special attention is paid to the analysis of the bills № 496139-5 and № 495392-5 On the state support of innovation activities in the Russian Federation. The authors consider the correspondence between regional and federal legal acts and define the term innovation activity.

Текст научной работы на тему «Формирование и развитие нормативно-правовой базы инновационной деятельности в России»

УПРАВЛЕНЕЦ /9-10/25-26/2011

Формирование и развитие нормативно-правовой базы инновационной деятельности в России

Шайбакова Людмила Фаритовна

Доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой национальной экономики и природопользования

Уральский государственный экономический университет 620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной воли, 62/45 Контактные тел.: (343) 251-96-17, (912) 65-50-474 E-mail: [email protected]

Межецкая Анна Леонидовна

Аспирант кафедры национальной экономики и природопользования

Уральский государственный экономический университет 620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной воли, 62/45 Контактный тел.: (912) 904-54-78-418 E-mail: [email protected]

Ключевые слова

инновационная деятельность

нормативно-правовая база

государственное регулирование

федеральный закон

концепция

законопроект

инновационная политика

национальная инновационная система

региональная инновационная система

государственная поддержка

Аннотация

Инновационная деятельность - одна из перспективных сфер экономики и видов предпринимательской деятельности, поскольку она

связана с высокими технологиями, способными давать значительный экономический эффект. Основным механизмом реализации государственной инновационной политики является формирование и совершенствование нормативно-правовой базы. В статье приводится анализ и дается оценка текущего состояния федерального законодательства, регулирующего инновационную деятельность. Проводится анализ законопроектов № 496139-5 и № 495392-5 «О государственной поддержке инновационной деятельности в Российской Федерации». Рассматривается соответствие региональных правовых актов федеральным, предлагается авторская трактовка понятия «инновационная деятельность».

Необходимость государственного регулирования инновационных процессов вызвана их возрастающим значением для экономики страны и общества в целом. Основным механизмом реализации государственной инновационной политики является формирование и совершенствование нормативно-правовой базы, направленной на:

• регулирование и развитие инновационной деятельности;

• формирование национальной инновационной системы;

• создание механизмов государственного прямого и косвенного стимулирования инновационной деятельности;

• формирование благоприятного инвестиционного климата для финансирования инновационной деятельности;

• создание институциональных и правовых условий для развития венчурного предпринимательства в области наукоемких инновационных проектов;

• создание системы государственной поддержки коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности;

• обеспечение адресности оказания государственной поддержки в со-

ответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Основы государственной инновационной политики Российской Феде-рациибыли заложены в стратегических документах, представленных на рисунке. Каждый из этих документов представляет собой определенный этап в формировании правовых основ инновационной деятельности в Российской Федерации. Отметим, что нормативно-правовая база инновационной деятельности и сегодня находится на этапе формирования.

Перечисленные на рисунке документы содержат ряд общих задач, большинство из которых необходимо было решить к началу 2011 г.:

• формирование национальной инновационной системы (НИС);

• совершенствование нормативно-правовой базы научной, научнотехнической и инновационной деятельности;

• совершенствование государственного регулирования в области развития науки и технологий;

• повышение эффективности использования результатов научной и научно-технической деятельности;

• сохранение и развитие кадрового потенциала научно-технического комплекса;

• интеграция науки, образования и производства;

• развитие международного научнотехнического сотрудничества и др.

Подводя итоги периода 1998-

2010 гг. - периода реализации вышеперечисленных стратегических документов - можно сделать вывод, что большинство поставленных перед государством задач было решено. Однако, по нашему мнению, одна из важнейших задач на сегодняшний день остается: в России до сих пор не сформирована национальная инновационная система. Отдельные элементы НИС созданы и функционируют достаточно активно. Но если исходить из понимания, что

Formation and Development of Legal and Normative framework of Innovation Activity in Russia

национальная инновационная система - это совокупность региональных инновационных систем, то можно сделать вывод, что сегодня НИС находится лишь на стадии становления, поскольку в большинстве субъектов РФ региональные инновационные системы отсутствуют.

Помимо вышеназванных стратегических документов законодательное обеспечение инновационного развития России представлено различными федеральными законами: «О науке и государственной научно-технической политике» от 23.08.1996 г. № 127-ФЗ, «О коммерческой тайне» от 29.07.2004 г. № 98-ФЗ, «О статусе наукограда Рос-

сийской Федерации» от 07.04.1999 г.

№ 70-ФЗ, «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» от 22.07.2005 г. № 116-ФЗ, «О банке развития» от 17.05.2007 г. № 82-ФЗ, «О российской корпорации нанотехнологий» от 27.07.2010 г. № 211-ФЗ, «О государственной корпорации "Ростехнологии"» от 23.11.2007 г. № 270-ФЗ, «О передаче прав на единые технологии» от 25.12.2008 г. № 284-ФЗ, «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями ^ хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения)

г

г

2002 г.

1998 г. ■ «Основы по-

«Концепция Илитики РФ в об-инновационной I ласти развития

политики РФ на 19982000 годы»

науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу

г

2005 г. «Основные направления политики РФ в области развития инновационной системы на период до 2010 года»

2006 г.

«Стратегия развития науки и инноваций в РФ на период до 2015 года»

2008 г. «Концепция долгосрочного социальноэкономического развития РФ на период до 2020 года»

Г N Определяет Определяет

Определяет цель, задачи, цель, задачи,

направления важнейшие направления

и методы направления государствен-

реализации государствен- ной политики

государ- ной политики в области

ственной в области раз- развития

инновационной вития науки инновацион-

политики. и технологий, ной системы,

Вводит а также основ- механизмы

понятия «ин- ные меры госу- и основные

новационная дарственного меры по ее

деятельность», стимулирования реализации

«инновация» инновационной

и др. деятельности

Определяет целевые показатели, характеризующие реализацию Стратегии по годам, необходимые объемы и источники финансирования. Цель Стратегии -формирование сбалансированного сектора исследований и разработок и эффективной инновационной системы

Определяет основную задачу на предстоящий период -переход от экспортносырьевой к инновационной модели экономического роста, способной обеспечить рост конкурентоспособности российской продукции и услуг на внутреннем и мировых рынках

Ludmila F. Shaybakova

Dr of Sc. (Ec.), Prof., Head of National Economy and Ecological Management Dprt.

The Urals State University

of Economics

620144, RF, Ekaterinburg,

ul. 8 Marta/Narodnoy Voli, 62/45

Phone: (343) 251-96-17,

(912) 65-50-474 E-mail: [email protected]

Anna L. Mezhetskaya

Post-graduate of National Economy and Ecological Management Dprt.

The Urals State University

of Economics

620144, RF, Ekaterinburg,

ul. 8 Marta/Narodnoy Voli, 62/45

Phone: (904) 54-78-418

E-mail: [email protected]

Key words

innovative activity normative and legal fRAMEwoRK government regulation

fEDERALLAw

concept

bill

innovation policy national innovation system regional innovation system state support

Summary

Innovation activity is one of the most promising economic spheres and business activity types since it implies the use of high technologies, producing a significant economic effect. Formation and elaboration of the legal and normative framework is the core mechanism for implementation of the government innovation policy. The article analyses and evaluates the current situation in the Federal legislation regulating innovation activities. Special attention is paid to the analysis of the bills № 496139-5 and № 495392-5 “On the state support of innovation activities in the Russian Federation”. The authors consider the correspondence between regional and federal legal acts and define the term “innovation activity”.

Этапы формирования нормативно-правовой базы инновационной деятельности в РФ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

UPRAVLENETS / 9-10/25-26/2011

УПРАВЛЕНЕЦ /9-10/25-26/2011

результатов интеллектуальной деятельности» от 02.08.2009 г. № 217-ФЗ, и другими подзаконными актами [1].

Государственная Дума в 2010 г. (объявленном участниками СНГ Годом науки и инноваций) приняла Заявление «О необходимости формирования нормативной правовой базы для обеспечения развития инновационной экономики». В нем нашли отражение первоочередные меры по созданию правовых норм в различных отраслях законодательства. Внесены изменения и дополнения в отдельные статьи ряда действующих федеральных законов:

• в Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» в части, касающейся деятельности государственных научных центров Российской Федерации;

• в Гражданский кодекс РФ в части выполнения НИОКР, правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности;

• в Налоговый кодекс РФ в части установления налоговых льгот для стимулирования научно-технической и инновационной деятельности.

Значительным шагом в развитии инвестиционной экономики России с учетом зарубежного опыта стало вынесение Президентом страны Д. А. Медведевым на рассмотрение Государственной Думы и принятие осенью 2010 г. Федерального закона «Об инновационном центре "Сколково"» от 28.09.2010 г. № 244-ФЗ. Этим законом регулируются отношения, связанные с осуществлением мероприятий, направленных на создание и обеспечение функционирования инновационного центра «Сколково», а также на обеспечение жизнедеятельности на его территории. Также предусматривается создание благоприятных условий для организаций, осуществляющих исследовательскую деятельность на территории Центра. К таким условиям относится компенсация расходов по уплате таможенных платежей, понесенных при ввозе товаров, которые необходимы для осуществления исследовательской деятельности. В целях реализации такого права предусмотрен специальный механизм возмещения соответствующих расходов [2].

Одновременно принят Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об инно-

вационном центре "Сколково"». Этот закон предусматривает внесение изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в части установления специального порядка уплаты налогов лицами, осуществляющими исследовательскую деятельность в «Сколково».

Федеральным законом от 07.06.2011 г. № 132-ФЗ внесены изменения в ст. 95 части первой, часть вторую Налогового кодекса РФ в части формирования благоприятных налоговых условий для инновационной деятельности. Законом в новой редакции изложена ст. 262 Налогового кодекса РФ, которая содержит подробный перечень расходов на НИОКР, учитываемых при исчислении налога на прибыль организаций в составе прочих расходов. Основная их часть принимается к учету в том отчетном (налоговом) периоде, в котором завершены исследования или разработки. Такие расходы, как отчисления на формирование фондов поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности, могут признаваться для целей налогообложения в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были произведены. Принятым законом Налоговый кодекс РФ дополнен статьей 267.2, регулирующей порядок формирования в налоговом учете резервов предстоящих расходов на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки. Налогоплательщик вправе самостоятельно принимать решение о создании резервов предстоящих расходов на НИОКР. Избранный налогоплательщиком срок создания резерва отражается в учетной политике для целей налогообложения. Также в Налоговый кодекс РФ включена ст. 332.1, устанавливающая особенности ведения налогового учета расходов на НИОКР.

Однако существующие нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере инноваций пока не в полной мере соответствуют целям экономической модернизации и инновационного развития страны. До сих пор в России нет закона об инновационной деятельности. Это не позволяет процессу формирования национальной инновационной системы динамично развиваться. В период с 1997 по 2011 г. депутаты Государственной Думы неоднократно предлагали проекты федеральных законов, которые бы регулировали инновационную деятельность в Российской Федерации.

В феврале 2011 г. на рассмотрение в Государственную Думу было вынесено сразу два законопроекта «О государственной поддержке инновационной деятельности в РФ». По проекту закона № 496139-5, предложенному представителями фракции «Справедливая Россия», на заседании Совета ГД 24 марта

2011 г. было принято решение вернуть законопроект субъекту права законодательной инициативы для выполнения требований Конституции РФ и Регламента Государственной Думы [3]. Изучив данный проект, можно сделать вывод, что он носит декларативный характер и не предлагает конкретных форм государственной поддержки, а просто их перечисляет: создание благоприятных условий для привлечения инвестиций и внедрения инноваций; предоставление гарантий Правительства РФ под кредиты, выделяемые для реализации инновационных программ (проектов); предоставление различных льгот и преференций для субъектов инновационной деятельности; стимулирование повышения спроса на продукцию инновационной деятельности и т. д. Отметим, что авторы этого законопроекта сделали акцент на некоторых объектах инновационной инфраструктуры - бизнес-инкубаторах, технопарках и центрах трансфера технологий, определив их задачи, основные направления деятельности и предъявляемые к ним требования.

Законопроект № 495392-5, предложенный представителями фракции «Единая Россия», находится в Государственной Думе на рассмотрении в первом чтении. Данный проект призван заполнить юридический вакуум в сфере государственного стимулирования и поощрения инновационной деятельности.

Согласно законопроекту государственная поддержка может иметь вид финансовой, организационноправовой и информационной. Применяется также налоговое и таможенное стимулирование. В сочетании с традиционными формами поддержки и стимулирования (налоговый кредит, освобождение от налогообложения) предусмотрены новые, такие как государственные гарантии, инновационные гранты и др.

Государственная поддержка и стимулирование инновационной деятельности будут осуществляться также Федеральным инновационным фондом

России. Законопроект предполагает, что задачей фонда будет финансовая поддержка предприятий, созданных на основе государственно-частного партнерства. Правительство РФ выступает инициатором и организатором фонда, который учреждается совместно Правительством РФ и частными инвесторами.

По нашему мнению, данный законопроект имеет ряд спорных моментов. Во-первых, проект относит к субъектам инновационной деятельности организации, в составе которых имеются отдельные подразделения, осуществляющие деятельность по непосредственному финансовому, материально-техническому, органи-

зационному, консультационному, информационному и иному содействию субъектам инновационной деятельности (абз. 2 п.1 ст. 10 проекта). Считаем, что данная трактовка является широкой и позволит предоставить такой статус практически любой организации, что в целом сведет на нет необходимость выделения такого вида

Понятие«инновационная деятельность»в федеральных и региональных нормативно-правовых актах

Нормативно-правовой акт «Инновационная деятельность»

Федеральное законодательство

Концепция инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 годы: постановление Правительства РФ от 24 .07.1998 г. № 832 Процесс, направленный на реализацию результатов законченных научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки

Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года от 05.08.2005 г. № 2473п-П7 Выполнение работ и (или) оказание услуг, направленных на: • создание и организацию производства принципиально новой или с новыми потребительскими свойствами продукции (товаров, работ, услуг); • создание и применение новых или модернизацию существующих способов (технологий) ее производства, распространения и использования; • применение структурных, финансово-экономических, кадровых, информационных и иных инноваций (нововведений) при выпуске и сбыте продукции (товаров, работ, услуг), обеспечивающей экономию затрат или создающей условия для такой экономии

Проект федерального закона № 97090719-2 «Об инновационной деятельности в Российской Федерации» (внесен депутатом Государственной Думы ФС РФ М. К. Глубоковским, членом Совета Федерации ФС РФ В. М. Крессом) -1997 г. Деятельность, в том числе научно-исследовательская, опытно-конструкторская, по организации производства, направленная на получение и использование признанных результатов интеллектуальной деятельности (патентов, свидетельств, «ноу-хау»), с целью создания и использования нового устройства, нового способа, нового вещества, применение ранее известных устройств, способов, веществ по новому назначению

Проект федерального закона «Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике» (внесен депутатами ГД М. К. Глубоковским, В. С . Шевелухой., членом Совета Федерации в. М. Крессом) - 2009 г. Создание новой или усовершенствованной продукции, нового или усовершенствованного технологического процесса, реализуемых в экономическом обороте с использованием научных исследований, разработок, опытно-конструкторских работ либо иных научно-технических достижений

Проект федерального закона № 495392-5 «О государственной поддержке инновационной деятельности в РФ» (внесен депутатами ГД О. В. Морозовым, А. Н. Чилингаровым, В. А. Черешневым, А. А. Кокошиным и др.) - 02.02.2011 г. действия (деятельность) физического или юридического лица, направленные на создание и (или) практическое применение результатов научной и (или) научно-технической деятельности (инноваций) при производстве товаров, работ и услуг (инновационной продукции) по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники РФ

Проект федерального закона № 496139-5 «О государственной поддержке инновационной деятельности в РФ» (внесен депутатами ГД И. Д. Грачевым, К. В. Бесчетновым и О. Г Дмитриевой.) - 03.02.2011 г. Деятельность, направленная на трансформацию результатов интеллектуальной деятельности в виде изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, баз данных, «ноу-хау», программ для ЭВМ, результатов НИР и НИ0КР в товары (работы, услуги) и их последующую реализацию непосредственно или в составе производимой продукции (товаров, работ, услуг)

«О внесении изменений в Федеральный закон о науке и государственной научно-технической политике» : федеральный закон от 21.07.2011 г. № 254-ФЗ Деятельность (включая научную, технологическую, организационную, финансовую и коммерческую деятельность), направленная на реализацию инновационных проектов, а также на создание инновационной инфраструктуры и обеспечение ее деятельности

Региональное законодательство

Закон Свердловской области «0 государственной поддержке субъектов инновационной деятельности в Свердловской области» от 15.07.2010 г. N 60-0З Деятельность, приводящая к созданию нового невзаимозаменяемого товара (услуги) или нового взаимозаменяемого товара (услуги) при снижении расходов на его производство и (или) улучшение его качества

Закон Нижегородской области «0 государственной поддержке инновационной деятельности в Нижегородской области» от 14.02.2006 г. № 4-З Выполнение работ и (или) оказание услуг, направленных на создание и организацию производства принципиально новой или с новыми потребительскими свойствами продукции (товаров, работ, услуг), создание и применение новых или модернизацию существующих способов (технологий) ее производства, распространения и использования

Закон Калужской области «0 государственной поддержке субъектов инновационной деятельности в Калужской области» от 04.07.2002 г. № 134-0З Деятельность, направленная на освоение и распространение результатов научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений с целью создания новых или усовершенствованных товаров и технологических процессов, расширения и обновления ассортимента и улучшения качества выпускаемой продукции

UPRAVLENETS / 9-10/25-26/2011

Источники

1. Справочная правовая система Консультант плюс // www.consultant.ru

2. Закон про «Сколково» // Российская газета (Федеральный выпуск). 2010. № 5298.

3. Официальный сайт Государственной Думы РФ //www.duma.gov.ru

References

1. Legal reference system “Consultant plus” www.consultant.ru.

2. The Russian Federation Federal law No. 244-FZ of September 23, 2010 “On Skolkovo” // Rossiyskaya Gazeta (Federal issue). 2010. № 5298.

3. Official Website of the State Duma of the Russian Federation www.duma.gov.ru.

субъектов правоотношений. В то же время при этом подходе возможны злоупотребления в целях получения государственной поддержки.

Во-вторых, проект определяет понятие инновационной продукции: товары, в которых использованы результаты научной и (или) научнотехнической деятельности, или товары, работы и услуги, которые произведены или оказаны способом, представляющим собой результат научной и (или) научно-технической деятельности, при условии, что с момента первоначального выпуска таких товаров, производства работ и (или) оказания услуг не истекло трех лет. Считаем, что установление трехлетнего срока является спорным, поскольку в реальной жизни не существует конкретных переходов от одного качественного состояния продукции (работ, услуг) к следующему - принципиально новому.

В июле 2011 г. был принят Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике"» от 21.07.2011 г. № 254-ФЗ, который определяет основные цели, принципы и формы государственной поддержки инновационной деятельности. Это первый закон, в котором даны определения коммерциализации научных и (или) научно-технических результатов, инновационному проекту, инновационной инфраструктуре и инновационной деятельности (см. таблицу), на чем давно уже настаивали некоторые депутаты и инноваторы. В настоящее время закон направлен Президенту РФ [3].

Нужно отметить, что на сегодняшний день региональная нормативноправовая база не приведена к единообразию с федеральным законодательством. Например, понятия «инновации», «инновационная деятельность», «инновационная система» в региональных актах не соответствуют федеральным, при этом в каждом регионе дается своя трактовка этих понятий (см. таблицу).

С нашей точки зрения инновационная деятельность - это совокупность научных, технологических, организационных, коммерческих мероприятий, осуществляемых физическим или юридическим лицом, направленных на создание, усовершенствование, практическое применение результатов научной или научно-технической

деятельности при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг, с целью получения прибыли. Основными результатами инновационной деятельности являются:

1) создание новой продукции (работ, услуг);

2) создание и (или) применение новых технологий производства;

3) снижение расходов на производство продукции (работ, услуг);

4) улучшение качества выпускаемой продукции (работ, услуг);

5) снижение антропогенной нагрузки;

6) улучшение условий труда и т.д.

Инновационное развитие должно

опираться на четкие правовые нормы, стабильные правовые критерии и прозрачные правила поддержки, способные привлечь интерес инвесторов к инновационным проектам и эффективно воздействовать на них в плане высокотехнологичной модернизации производства. В целом, оценивая существующую нормативно-правовую базу инновационной деятельности РФ, можно сделать вывод, что она находится на стадии формирования. Большинство федеральных законов, действующих сегодня в России, носят точечный характер, поскольку регулируют и стимулируют деятельность отдельных элементов национальной инновационной системы. Следующим важным этапом формирования и развития нормативно-правовой базы будет принятие столь долгожданного закона «О государственной поддержке инновационной деятельности в Российской Федерации». ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.