ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 6. ЭКОНОМИКА. 2021. № 3
ВОПРОСЫ УПРАВЛЕНИЯ Л. С. А. Мутхана1
Самарский государственный экономический университет (Самара, Россия) УДК: 338.24
РОССИЙСКАЯ ПРАКТИКА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ИННОВАЦИОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Предметом исследования является изучение мер государственной поддержки инновационного предпринимательства в Российской Федерации. Цель представленной статьи — исследование российской практики государственной поддержки инновационного предпринимательства. Методология заключается в анализе научных публикаций и актуальных данных, статистической информации. Основные результаты исследования. В Российской Федерации отсутствует законодательно закрепленная и научно обоснованная система оценки эффективности государственной поддержки инновационного предпринимательства. Результаты исследования могут быть использованы для совершенствования действующих мер государственной поддержки, которые описаны в действующих нормативно-правовых актах Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также могут являться предложениями для изменения действующего законодательства Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Необходимо разработать систему оценки эффективности поддержки инновационного предпринимательства. Под эффективностью поддержки инновационного предпринимательства мы понимаем качественную результативность деятельности государства, рассчитывающуюся как сумма мер государственной поддержки. Под оценкой эффективности поддержки инновационного предпринимательства понимается соотнесение мер государственной поддержки с конкретными показателями предприятий в сфере инновационной деятельности.
Ключевые слова: государственная поддержка, инновационное предпринимательство, инновации, интеллектуальное развитие.
Цитировать статью: Мутхана, А. С. А. (2021). Российская практика государственной поддержки инновационного предпринимательства. Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика, (3), 201-219. https://doi.org/10.38050/01300105202139.
1 Мутхана Али Салем Али — аспирант, Самарский государственный экономический университет; e-mail: [email protected], ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4304-7469.
A. S. A. Muthana
Samara State University of Economics (Samara, Russia)
JEL: O38, G18, J08, K2
RUSSIAN PRACTICE OF STATE SUPPORT FOR INNOVATIVE ENTREPRENEURSHIP
The purpose of this article is to study the Russian practice of state support for innovative entrepreneurship. The methodology consists in the analysis of scientific publications and current data, statistical information. The major findings of the study show that in the Russian Federation there is no legally established and scientifically based system for evaluating the effectiveness of state support for innovative entrepreneurship The results of the research can be used to improve the existing state support measures described in the legal framework of the Russian Federation and the subjects of the Russian Federation, and can be used as proposals for changing the current legislation of the Russian Federation and the RF subjects. It is necessary to develop a system to evaluate the efficiency of the support for innovative entrepreneurship. By this we mean qualitative government activity calculated as a sum of government support policies. Performance evaluation implies the correlation of policies with particular indicators of companies in innovative activities.
Keywords: state support, innovative entrepreneurship, innovation, intellectual development.
To cite this document: Muthana, A. S. A. (2021). Russian practice of state support for innovative entrepreneurship. Moscow University Economic Bulletin, (3), 201-219. https://doi. org/10.38050/01300105202139.
Введение
Под внедрением инноваций принято понимать преобразование результатов интеллектуальных разработок в какую-либо продукцию и ее последующее внедрение на рынок. Задача государства сводится к тому, чтобы стимулировать этот процесс и координировать действия его участников. Российская экономика находится на пути инновационного развития, с учетом большой доли в структуре экономики предпринимательства его задачей становится принятие нормативно-правовых актов в области регулирования и контроля предпринимателей. Остановимся на формах и методах, которыми оказывается государственная поддержка инновационному развитию предпринимательства. Эти формы и методы делятся на две большие группы — с прямым и опосредованным воздействием на инновационное развитие.
В России принята Стратегия инновационного развития, рассчитанная на реализацию к 2020 г. Документом предусматривается обеспечение соответствия продукции, выпускаемой российскими предприятиями, между-
народным стандартам в области качества и экологии. Только за последние несколько лет РФ поднялась на несколько позиций в рейтингах, характеризующих условия экономического роста. Так, в рейтинге Doing Business РФ поднялась на 31-е место, хотя еще в 2010 г. занимала лишь 120-е место. Качество экономического роста в России за последние несколько лет тоже улучшилось. Это было обеспечено за счет конкурентоспособности товаров российских производителей на мировом рынке (World Economic Forum). Сейчас РФ занимает 28-е место и поднялась на три строчки в рейтинге.
Более того, международное экспертное сообщество признает, что в течение 2010—2019 гг. Россия улучшила свои показатели по инфраструктуре, качеству высшего образования и профессиональной подготовки специалистов наукоемких отраслей. И все же очевиден тот факт, что по уровню развития инноваций РФ серьезно отстает от стран ЕС и США. Улучшение позиций в международных рейтингах во многом обусловлено той политикой государства, которая касается поддержки инноваций в предпринимательской среде (Пешина, Авдеев, с.10).
Для нашей страны в условиях санкций, ограничивающих обмен инновациями с европейскими и американскими научными и бизнес-сообществами, вопрос развития собственных инноваций является принципиальным для будущего российской экономики. Экономические приоритеты, направленные на импортозамещение, также непосредственно связаны с реализацией и поддержкой инновационных проектов, и это касается всех отраслей — от сельского хозяйства до станкостроения.
В конце 2020 г. министром науки и высшего образования России Фаль-ковым Валерием Николаевичем на ВУЗПР0МЭКСП0-2020 были озвучены новые приоритеты на 2021—2030 гг. по взаимодействию науки и промышленности в рамках национального проекта «Наука и университеты», но, по его утверждению, они не смогут быть реализованы без поддержки инновационного предпринимательства как со стороны правительства РФ, так и со стороны инвесторов.
Методология
В качестве ключевого метода исследования выбран метод рейтингов — анализ официальных статистических данных рейтинговых агентств по предмету исследования. Помимо этого, важной основой исследования явился и анализ научных публикаций по заданной проблеме. Кроме того, обсуждение результатов базировалось на сборе актуальных новостных данных на 2020 г. Также инновационное предпринимательство — это относительно новое понятие для современности, соответственно предпочтение в процессе исследования отдавалось в большинстве случаев практическим данным, а не теоретической обоснованности вопроса.
Результаты
Кроме рейтингов охарактеризовать ситуацию с инновациями можно положением России на высокотехнологичных рынках. По этому показателю она всерьез отстает от стран ЕС. Экспертный опрос по теме инноваций в предпринимательской среде был проведен в 2017 г. На основе его данных были определены те меры поддержки со стороны государства, которые в наибольшей степени повлияли на ситуацию с развитием инновационного предпринимательства. Наиболее существенной мерой поддержки 67% опрошенных экспертов назвали программы, которые разрабатываются и реализуются Фондом содействия инновациям. 47% определили как существенную меру программу, направленную на оказание помощи для инновационных территориальных кластеров. 12% опрошенных экспертов назвали значимой деятельность центра инноваций «Скол-ково» (World Economic Forum).
Зато в пользу эффективности программ по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства высказались около 30% экспертов. Указанные программы были разработаны и продолжают реализо-вываться при содействии Минэкономразвития. Промышленные предприятия малого и среднего бизнеса сегодня имеют возможность получить займы от Фонда развития промышленности на разработку и внедрение инноваций на производстве. Более того, инновационному развитию предпринимательства в России способствует программа по созданию технопарков в области высоких технологий. Ситуация с качеством высшего образования и переподготовки специалистов отдельных отраслей за последние годы была улучшена за счет кооперации вузов и предприятий.
Низкие оценки экспертов получили те меры поддержки, которые ориентированы на региональное развитие инновационной среды. Речь идет о программах по развитию инновационной инфраструктуры, программах по созданию технопарков. В своей статьей Д. В. Мартасовым была поднята проблема оценки эффективности технопарков в Российской Федерации (Мартасов, 2020). Он отмечает, что в Российской Федерации отсутствует законодательно закрепленная и научно обоснованная система расчета эффективности функционирования технопарков, которая оценивает качественную результативность производственно-хозяйственной деятельности технопарка (Мартасов, 2020).
Д. В. Мартасов предлагает законодательно определить систему критериев по оценке эффективности деятельности технопарков и выстраивает свою систему критериев, исходя из количественных и качественных критериев — экономический, организационно-экономический, организационный (Мартасов, 2020). При этом мы поддерживаем подход автора к указанной проблеме.
Также низкие оценки экспертов получили конкурсы, которые организуются научными фондами. Объяснить это можно тем, что субъекты предпринимательства научной деятельностью, как правило, не занимаются. По результатам отчета, подготовленного правительством в 2018 г., была оценена эффективность мер государственной поддержки в отношении инновационного развития предпринимательства (Цихан, 2004, с. 98).
Фактическая результативность отдельных программ (программ поддержки МСП, программ создания инновационных кластеров и программ от Фонда содействия) оказалась выше прогнозируемой. Была отмечена устойчивость полученных эффектов на примере центра «Сколково».
На данный момент существуют проблемы как теоретического, так и практического характера в инновационной деятельности.
В частности, мы можем констатировать, что существуют пробелы в нормативно-правовом регулировании инновационной деятельности, отсутствуют эффективные механизмы поддержки и стимулирования деятельности предприятий в части внедрения инноваций, недостаточный уровень развития инновационной инфраструктуры и т.д.
Нормативно-правовые акты, регулирующие инновационную деятельность, можно разделить на федеральные и региональные.
Федеральные нормативно-правовые акты представлены федеральными законами, актами органов исполнительной власти Российской Федерации.
1. Федеральный закон РФ от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» (Закон..., 1996);
2. Федеральный закон РФ от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» и иные нормативно-правовые акты в сфере инновационной деятельности (Закон..., 2007).
3. Федеральный закон от 29.07.2017 № 216-ФЗ «Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Закон..., 2017).
4. Постановление Правительства РФ от 09.04.2010 № 219 «О государственной поддержке развития инновационной инфраструктуры в федеральных образовательных учреждениях высшего профессионального образования» (Постановление..., 2010).
5. Распоряжение Правительства РФ от 25.07.2015 № 1459-р «Об утверждении перечня юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности» (Распоряжение..., 2015) и другие нормативные акты.
Региональные нормативно-правовые акты представлены законами субъектов Российской Федерации, актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
На данный момент инновационная политика формируется на уровне субъектов Российской Федерации, поскольку часть субъектов приняли нормативные правовые документы, регулирующие данный вид деятель-
ности, а на федеральном уровне отсутствует единый, консолидирующий закон «Об инновационной деятельности».
Но связи с тем, что данный закон не принят, субъекты Российской Федерации стали определять правовое регулирование данных отношений на региональном уровне, путем принятия законов субъектов.
Первоначально охарактеризуем государственную поддержку инновационной деятельности на федеральном уровне.
Государственная поддержка инновационной деятельности основывается на принципах:
— программного подхода и измеримости целей;
— доступности этой поддержки на всех стадиях инновационной деятельности;
— опережающего развития инновационной инфраструктуры;
— публичности оказания государственной поддержки инновационной деятельности посредством размещения информации об оказываемых мерах в информационно-телекоммуникационной сети Интернет;
— приоритетности дальнейшего развития результатов инновационной деятельности;
— защиты частных интересов и поощрения частной инициативы;
— приоритетного использования рыночных инструментов и инструментов государственно-частного партнерства для стимулирования инновационной деятельности;
— обеспечения эффективности государственной поддержки для целей социально-экономического развития Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;
— целевого характера использования бюджетных средств.
Согласно федеральному закону государственная поддержка инновационной деятельности осуществляется в следующих формах:
— предоставления льгот по уплате налогов, сборов, таможенных платежей;
— предоставления образовательных услуг;
— предоставления информационной поддержки;
— предоставления консультационной поддержки, содействия в формировании проектной документации;
— формирования спроса на инновационную продукцию; финансового обеспечения (в том числе субсидии, гранты, кредиты, займы, гарантии, взносы в уставный капитал);
— реализации целевых программ, подпрограмм и проведения мероприятий в рамках государственных программ;
— поддержки экспорта;
— обеспечения инфраструктуры; в формах, не противоречащих законодательству РФ.
Далее охарактеризуем меры поддержки, которые реализуются органами государственной власти на территории конкретных субъектов Российской Федерации.
В Республике Мордовия выделены следующие формы государственной поддержки (Закон.., 2017):
— предоставление льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законами Республики Мордовия;
— предоставление средств республиканского бюджета Республики Мордовия в форме субсидий, грантов, гарантий и взносов в уставной капитал, направленных на поддержку субъектов инновационной деятельности;
— содействие продвижению результатов инновационной деятельности на республиканском, общероссийском и международном уровнях в рамках форумов, выставок, конференций, презентаций и иных мероприятий, формирование спроса на инновационную продукцию;
— реализация мер по популяризации достижений инновационной деятельности, усилению мотивации товаропроизводителей к повышению качества и конкурентоспособности продукции (товаров, работ, услуг);
— предоставление информационно-консультационной поддержки, содействие в формировании проектной документации;
— учреждение республиканских премий, стипендий, грантов для поощрения субъектов инновационной деятельности;
— содействие привлечению инвестиций в сферу инновационной деятельности;
— участие в развитии государственно-частного партнерства в научной, научно-технической и инновационной деятельности;
— содействие организациям, индивидуальным предпринимателям в осуществлении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
— обеспечение инновационной инфраструктуры, содействие в иных формах, обеспечивающих государственную поддержку субъектов инновационной деятельности и не противоречащих законодательству Российской Федерации.
В Республике Татарстан основными формами государственной поддержки инновационной деятельности являются (Закон..., 2010):
— финансирование научно-исследовательских, опытно-конструкторских и (или) технологических работ по созданию новой или усовершенствованной продукции, новой или усовершенствованной технологии, предназначенных для практического применения;
— предоставление субъектам инновационной деятельности государственного имущества Республики Татарстан, в том числе результа-
тов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации, во владение и (или) в пользование;
— производственно-технологическая поддержка субъектов инновационной деятельности;
— предоставление специализированных и консультационных услуг;
— финансирование подготовки и повышения квалификации специалистов в сфере инновационной деятельности.
При этом отметим, что в большинстве нормативно-правовых актах субъектов Российской Федерации делается отсылка, что иные понятия, применяемые в настоящем законе, используются в значениях, определенных Федеральным законом № 127-ФЗ.
Сложившаяся правовая ситуация вносит дестабилизацию в развитие нового направления в сфере экономики — коммерциализации научных достижений.
В связи с этим необходимо учитывать, что развитие инновационной деятельности, повышение инновационной активности в стране будут зависеть прежде всего от благоприятного правового обеспечения, формирующегося как на региональном, так и на федеральном уровне посредством эффективной законодательной базы.
Также считаем, что в Российской Федерации отсутствует система оценки эффективности мер государственной поддержки инновационного предпринимательства, что находит свое отражение в государственной программе «Экономическое развитие и инновационная экономика». В программе отмечается, что одной из задач является создание и развитие механизмов комплексной поддержки инновационной деятельности на ранних стадиях (Стратегия).
При этом считаем, что в настоящее время содействие инновационному развитию предпринимательства обеспечивается за счет: программ поддержки в отношении инновационных территориальных кластеров, работы центра «Сколково», кооперации вузов и предприятий в соответствии с постановлением правительства № 218, создания технопарков, программ от Фонда содействия инновациям, проектов и фондов от «Роснано», займов от Фонда развития предпринимательства, строительства инновационной инфраструктуры с целью обеспечения инновационной деятельности предприятий в области малого и среднего бизнеса.
Наибольший успех за последние годы достигнут за счет предоставления возможностей для коммерциализации проектов в области инноваций. Есть заметное отставание по финансированию исследований и разработок.
По данным Счетной палаты Российской Федерации, по удельному весу затрат на науку в ВВП (1,1%) Россия существенно отстает от ведущих стран мира, находясь на 34-м месте. Лидерами являются Израиль (4,25%), Республика Корея (4,24%), Швейцария (3,37%), Швеция (3,25%) и Тайвань (3,16%). США и Китай, имеющие наибольший объем внутренних затрат
на ИР, по доле данных затрат в ВВП занимают соответственно 11 и 15-е места (2,74 и 2,12%) (В Счетной палате...).
Даже в условиях достижения целевых параметров национального проекта «Наука» расходы России на науку увеличатся к 2024 г. только до 1,2% ВВП. При этом в Китае эти расходы составляют 2,1% ВВП, в США — 2,7% ВВП, в Германии — 2,9% ВВП (В Счетной палате...).
В течение последних лет увеличилась доля субъектов предпринимательской деятельности, которые начали вкладывать инвестиции в развитие человеческого капитала. Политика государства в целях поддержки инновационного развития в первую очередь предназначена для стимулирования инновационной активности в предпринимательской среде (Пче-линцев, с.125).
Применение описанных выше мер поддержки оказывает положительное влияние на ситуацию с социально-экономическими показателями. Большая часть программ поддержки инновационного развития принята и реализуется на государственном уровне. В отдельных регионах страны есть собственные проекты по поддержке предпринимательства.
Меры поддержки в отношении субъектов предпринимательства в основном носят финансовый характер. Широкое распространение получил инструмент государственных контрактов.
Более того, подготовленные предпринимателями инновационные проекты могут получить финансирование по результатам экспертного отбора. Кадровое обеспечение инновационной деятельности субъектов предпринимательства осуществляется за счет поддержки кооперации вузов и предприятий со стороны государства. Что касается практической помощи со стороны государства, то в отношении субъектов малого и среднего бизнеса ее нельзя назвать сильной. Практически половина из реализуемых в настоящее время программ либо способны принести краткосрочный эффект, либо низко оцениваются по показателям эффективности со стороны экспертного общества и самих предпринимателей (Клочихин, с. 45).
Доля инвестиций в сферу научных исследований и разработок со стороны предпринимателей по-прежнему остается низкой. Сохраняются системные проблемы, связанные с контролем в отношении деятельности инновационных предпринимателей. Имеются в отдельных случаях несоответствия между инновационной политикой государства и политикой в области образования, науки и технологий и т.д. Больше половины из перечня программ выше имеют ограниченные сроки действия. При этом принцип преемственности между завершенными и новыми программами поддержки практически не обеспечивается. Есть нарекания по отношению к системе мониторинга. Государственные органы привыкли оценивать эффективность программ по объемам освоенных средств.
Само по себе освоение средств не говорит о достижении качественных показателей в плане инновационного развития предпринимательства. По-
этому действующая система мониторинга и оценки эффективности должна быть усовершенствована. В систему мониторинга и оценки должны быть включены целевые показатели, а государственные ведомства должны обратиться к практическому применению результатов оценки и мониторинга.
В настоящее время Россия находится на переходном этапе к инновационной экономике. Перед органами власти стоит задача по решению накопившихся проблем системного характера. В основу инновационного типа экономики положено использование на производстве новых достижений в области науки и техники, выпуск высокотехнологичной продукции, ее поставка на внутренний и внешний рынок (ЮосЫкЫп, р. 760).
Для инновационной экономики большое значение имеет доля интеллектуального труда. Его большая доля в общей прибыли обеспечивает конкурентоспособность предприятий малого и среднего бизнеса. Проблему представляет финансирование инновационной деятельности предпринимателей. Финансирование для инновационных проектов в основном привлекается из государственных источников, а также за счет кредитования в банках. Новые технологии производства подразумевают необходимость больших вложений, зато с получением в долгосрочной перспективе большого дохода. Исследования ряда авторов указывают на то, что экономический рост государства напрямую зависит от технологического развития производства.
Становится очевидной необходимость использования мер стимуляции, включая меры государственной поддержки. Как было отмечено выше, в настоящее время в России действует целая система, направленная на предоставление комплексной поддержки предпринимателей с целью стимулирования среди них инновационных процессов. Инновационная деятельность предпринимателей способна принести в долгосрочной перспективе весомый социально-экономический эффект, учитывая долю малых и средних предприятий в общей структуре российской экономики. В качестве лидеров по стимулированию инновационной деятельности предпринимателей рассматриваются такие страны, как США, Япония, Германия и т.д.
В США наука опирается на три основных сегмента: государство, частный сектор и университеты. 30% финансирования инновационных технологий покрываются за счет государственных средств, остальные 70% за счет частных.
В Японии в качестве направлений совершенствования инструментов финансирования науки и инноваций предусмотрено повышение объективной обоснованности критериев отбора финансируемых проектов и возможности оценки их результатов (Нихон; Кагаку).
В Германии нет специального закона, обеспечивающего всестороннее стимулирование инновационного процесса, и разработка подобного закона не ведется. В Стратегии Германии в области высоких технологий
указаны в том числе важнейшие законы и нормативные акты, разработка или усовершенствование которых необходимы для обеспечения надлежащей научно-предпринимательской среды (Обзор...).
В Германии осуществляется переход от прямого управления к индикативному, и рост интеграции науки, образования, производства и рынка ведет к увеличению объемов и интенсивности внутренних взаимосвязей и взаимодействия между элементами научно-инновационной системы (Кагаку).
В России 60-70% общих расходов на исследования и разработки (ИР) обеспечиваются за счет государственных средств, что находит свое подтверждение в Отчете Счетной палаты Российской Федерации (Отчет...).
В России в 2011 г. была принята Стратегия инновационного развития, которая продолжает реализовываться. Ею предусматривается работа государства сразу по нескольким направлениям, начиная от создания инфраструктуры под разработку и внедрение инновационных решений, заканчивая стимулированием инновационного бизнеса с выделением для субъектов малого и среднего бизнеса финансовой поддержки (Стратегия).
При том механизм финансирования науки за счет привлечения внебюджетных источников не ведет к росту объема внебюджетных средств, расходуемых на науку, что противоречит не только глобальным трендам, но и приоритетам Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г.
В основу комплексной системы поддержки инновационной деятельности предпринимателей в России был положен опыт других стран. В качестве конкурентных преимуществ для развития инновационной деятельности среди предпринимателей необходимо выделить: высокий научный потенциал (по разным оценкам, он составляет 10-12% от общемирового), активную роль государства в исследовательских и научных проектах, высокий уровень подготовки специалистов в области инженерии, развитую сеть научно-исследовательских учреждений. Существуют факторы, которые негативно отражаются на развитии инновационной деятельности среди предпринимателей: низкий уровень предпринимательской инициативы, отставание большинства предприятий в плане технологий, неэффективность мер защиты интеллектуальных прав.
Поэтому оценивать инновационную среду нужно не только с позиции научно-кадрового потенциала, но и доли предпринимателей, которые участвуют в инновационной деятельности. Главной проблемой является недостаток финансирования. Инновационные проекты в области малого и среднего бизнеса лишь усиливают предпринимательские риски. Далеко не все из инновационных проектов способны окупиться и принести прибыль владельцам. Интерес среди предпринимателей к инновационным проектам остается низким за счет наличия высокодоходных видов биз-
неса, где в целом не нужны какие-либо инновации. В частности, речь идет о торговле, сфере финансовой деятельности и т.д. Выходом из ситуации могут стать только меры поддержки со стороны государства. При этом поддержка государства в первую очередь должна быть оказана тем предпринимателям, чьи проекты имеют высокий коммерческий потенциал.
Инновационная деятельность предпринимателей подразумевает внедрение на производстве технологических изменений. Вслед за этим происходят качественные изменения в обществе в связи с обеспечением доступа населения к высокотехнологичной продукции. Меры поддержки в основном направлены на создание подходящих условий для тех предпринимателей, которые уже работают в области новых технологий. В течение последних лет была создана нормативно-правовая база для обеспечения реализации мер государственной поддержки инновационной деятельности предпринимателей. Согласно действующему законодательству субъекты Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут оказывать иные формы поддержки, которые не предусмотрены федеральным законодательством. Самое главное условие — непротиворечение законодательству Российской Федерации (например, в Самарской области предусматривается долевое участие в уставном капитале юридических лиц, осуществляющих инновационную деятельность).
Через эту базу обеспечивается регулирование инновационных процессов, со стороны государства предусматривается выделение прямого финансирования для проектов. Достигнут прогресс в области создания соответствующей инфраструктуры для инновационной деятельности предпринимателей.
Российские власти более активно вмешиваются в инновационные процессы в сравнении с другими странами мира. Отчасти это можно объяснить тем, что еще с советского времени государство сохраняет за собой ведущую роль в области разработок и исследований. Привлечь к финансированию инновационных проектов частный капитал трудно, поскольку инвесторы заинтересованы в окупаемости инвестиций в краткосрочной или среднесрочной перспективе. В настоящее время для вовлечения предпринимателей в инновационные процессы разработан и внедрен системный подход. Через него оказывается инфраструктурная поддержка предпринимателям.
Кроме возможностей для выделения финансирования по упомянутым выше программам государство готово оказать техническую поддержку, предложить льготное налогообложение. При разработке и решении вопроса о выделении финансирования на проекты должна учитываться их социальная направленность. К примеру, в настоящее время общество заинтересовано во внедрении и использовании энергосберегающих технологий.
Также общество заинтересовано в решении экологических проблем, появлении на рынке новых видов робототехники для автоматизации про-
изводства и процессов в быту. Удовлетворить такие потребности общества можно за счет углубления сотрудничества между научно-исследовательскими организациями и предпринимательским сообществом, за счет ведения реестра по инновационной деятельности в соответствии с международными требованиями.
С учетом ограниченности материальных ресурсов у малого и среднего бизнеса государством выработана нормативно-правовая база, которая предусматривает возможность создания малых инновационных предприятий. Уставным капиталом в них могут быть объекты интеллектуальной собственности. К настоящему времени остается нерешенным вопрос по снижению налоговых ставок в отношении тех субъектов предпринимательской деятельности, которые заняты инновационной деятельностью. Перспективным направлением является упрощение требований для ведения такими субъектами бухгалтерской и налоговой отчетности. Предприятиям малого и среднего бизнеса со стороны государства должна предоставляться поддержка по вопросам регистрации и последующей защиты прав на интеллектуальную собственность.
Обсуждение
Серьезное влияние на ситуацию с инновационным развитием страны оказывают макроэкономические факторы. Что касается самой модели инновационного развития, то она не является новой, была выдвинута в начале ХХ в. Шумпетером. Теория автора предполагает, что есть такие предприниматели, которые не готовы мириться с получением средней прибыли. С целью обеспечения ее роста они готовы пойти на дополнительные риски и вложить инвестиции в разработку и внедрение новых технологий. В теории рыночных отношений низкая прибыль должна рассматриваться в качестве стимула для применения технологических инноваций. Российский опыт и опыт многих других стран показывают, что только рыночных механизмов недостаточно для того, чтобы способствовать активной инновационной деятельности предпринимателей.
Заключение
Считаем, что меры государственной поддержки инновационного предпринимательства в Российской Федерации можно разделить на следующие группы:
1. Налоговые меры (предоставление льгот и т.д.):
2. Организационные меры (поддержка экспорта);
3. Образовательные меры (предоставление образовательных услуг);
4. Информационно-консультационные меры (информационная поддержка, предоставление консультаций);
5. Финансовые меры (предоставление грантов, займов, кредитов и т.д.);
6. Инфраструктурные меры (предоставление инфраструктуры в собственность или аренду и т.д.).
В Российской Федерации отсутствует законодательно закрепленная и научно обоснованная система оценки эффективности государственной поддержки инновационного предпринимательства.
Под эффективностью поддержки инновационного предпринимательства мы понимаем качественную результативность деятельности государства, рассчитывающуюся как сумма мер государственной поддержки.
Таким образом, под оценкой эффективности поддержки инновационного предпринимательства понимается соотнесение мер государственной поддержки с конкретными показателями деятельности предприятий в сфере инновационной деятельности.
Как показывает практика, патентная система с ее сборами не является совершенной. Поэтому предлагается на уровне государства разработать программу, по который в России будут созданы специальные центры с целью продвижения патентов за рубежом. Этой же программой должно быть предусмотрено расширение перечня консультаций для тех субъектов, которые заинтересованы в переходе на инновационную деятельность. За счет этих мер удастся создать необходимую инновационную инфраструктуру. В ее создании в первую очередь заинтересован малый и средний бизнес.
На первом этапе со стороны государства предпринимателям должна быть оказана вся необходимая помощь, начиная от консультаций и обеспечения доступа к техническим решениям, заканчивая выделением финансовой поддержки и экспертной оценкой подготовленного инновационного проекта. В настоящее время инфраструктура для инновационной деятельности среди предпринимателей представлена инновационными бизнес-инкубаторами (пока не получили широкого распространения), центрами прототипирования, сообществами при региональных правительствах и т.д.
Становится очевидным тот факт, что меры государственной поддержки инновационной деятельности предпринимателей должна развиваться и стать всеобъемлющими, чтобы создать все условия для достижения социально-экономического роста.
Законодательно не закреплена система мер государственной поддержки развития науки в Российской Федерации, а также система принципов формирования и применения данных мер. В результате государственная поддержка научных учреждений, организаций, ученых и исследователей осуществляется на основании отдельных решений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Также считаем возможным разработать и принять единый национальный проект в сфере высшего образования и науки на 2021—2030 гг. — на-
циональный проект «Наука и университеты», в котором следует отразить систему оценки эффективности государственной поддержки инновационного предпринимательства, которая предложена нами в данном исследовании. Также регламентировать систему мер государственной поддержки развития науки в Российской Федерации.
На данный момент разрабатывается проект данного документа и есть возможность регламентировать данные нововведения.
Список литературы
Конституция Российской Федерации (1993, 12 декабря) (действующая редакция) // Собрание законодательства РФ, (4).
Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч.1 (1994). Принят ГД РФ 30.11.1994, действующая редакция (№ 51-ФЗ).
Бюджетный кодекс Российской Федерации (1998). Принят ГД РФ 17.07.1998, действующая редакция (№ 145-ФЗ).
Налоговый кодекс Российской Федерации. Ч.1 (1998). Принят ГД РФ 16.07.1998, действующая редакция (№ 146-ФЗ).
Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» (1995, 26 август), действующая редакция // Собрание законодательства РФ, № 35, ст. 4137.
Федеральный закон «Об акционерных обществах». (1995, 26 декабря). Принят ГД ФС РФ 24.11.1995, действующая редакция (№ 208-ФЗ).
Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (2005, 07 июля) (действующая редакция) // Собрание законодательства РФ, (№ 116-ФЗ).
Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (2007, 07 июля) от 24.07.2007, (действующая редакция) // Собрание законодательства РФ, 30.07.2007, № 31, ст. 4006 (№ 209-ФЗ).
Федеральный закон «Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (2017, 31 июля) от 29.07.2017 // Собрание законодательства РФ, 31.07.2017, № 31 (Часть I), ст. 4765. (№ 216-ФЗ).
Постановление Правительства РФ «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика» (2014, 15 мая) (действующая редакция) // Собрание законодательства РФ, (№ 316-Ф2).
Постановление Правительства РФ «О государственной поддержке развития инновационной инфраструктуры в федеральных образовательных учреждениях высшего профессионального образования» (вместе с «Положением о государственной поддержке развития инновационной инфраструктуры, включая поддержку малого инновационного предпринимательства, в федеральных образовательных учреждениях высшего профессионального образования») (2010, 19 апреля) от 09.04.2010 (действующая редакция) // Собрание законодательства РФ, (№ 16, с. 1906).
Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил предоставления субсидий на развитие кооперации российских образовательных организаций высшего образования, государственных научных учреждений и организаций реального сектора экономики в целях реализации комплексных проектов по созданию высокотехноло-
гичных производств» (2010, 19 апреля) от 09.04.2010 (действующая редакция) // Собрание законодательства РФ (№ 16, с. 1905).
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (2008). Дата обращения 01.04.2021, http://www. consultant.ru.
Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации (2015) (утвер-жена Межведомственной комиссией по научно-инновационной политике (протокол № 1). Дата обращения 05.04.2021, http://ris.extech.ru/texts/strat_1.rtf.
Закон Республики Мордовия «Об инновационной деятельности в Республики Мордовия» (2017), действующая редакция (№ 47-З) // Известия Мордовии, № 65-29.
Закон Республики Татарстан «Об инновационной деятельности в Республике Татарстан» (2010), действующая редакция (№ бЗ-ЗРТ) // Республика Татарстан, № 159.
Белоусова, О. М., Фаттахов, Р. В., Строев, П. В., Грибанов, Д. В., & Шапо-вал, А. Б. (2011). Сравнительный анализ инновационной активности субъектов Российской Федерации.
В Счетной палате оценили уровень финансирования науки в России (2020). РИА НОВОСТИ: официальный сайт, https://ria.ru/20200207/1564375901.html.
Горн, А. П., Лузина, Т. В., & Чукреев, А. А. (2011). Как организовать успешное малое инновационное предприятие (методические рекомендации, учебные материалы, нормативные акты).
Кагаку гидзюцу кихон кэйкаку (2021) (Базовый план научно-технического развития, на яп. яз.) [Электронный ресурс]. http://www8.cao.go.jp/cstp/ kihonkeikaku/4honbun. pdf
Кагаку гидзюцу инобэсен сого сэнряку (2015) (Комплексная стратегия развития науки, технологий и инноваций, на яп. яз) [Электронный ресурс]. http://www8.cao. go.jp/cstp/sogosenryaku/2015/honbun2015.pdf
Клочихин, Е. А. (2016). Научная и инновационная политика Китая. Международные процессы, 2 (33), 37—55.
Положихина, М. А. (2020). Ход и результаты реформ в научной сфере: Сравнение России и Китая. Россия и современный мир, 3 (108).
Мартасов, Д. В. (2020). Проблемы оценки эффективности функционирования технопарков в Российской Федерации. Закон.ру: официальный сайт. https://zakon. m/blog/2019/6/20/problemy_ocenM_effektivnosti_funkcionirovaniya_tehnoparkov_v_ rossijskoj_federacii
Нихон сайко сэнряку. Кайтэй (2015). (Стратегия возрождения Японии. Версия 2015, на яп. яз.) [Электронный ресурс]. http://www.kantei.go.jp/jp/singi/keizaisaisei/ pdf/dai1jp.pdf
Shvydko, V. G. (2015). Changes in the System of Government Support for Science and Innovation in Japan. Международный научно-исследовательский журнал, 9 (40), Part 1, 76-79.
Обзор рынка инноваций Германии для выявления потенциала предприятий Ярославской области в сфере развития научно-технического сотрудничества (2021). [Электронный ресурс]. http://www.fond76.ru/upload/images/eekc/0бзор%20рын-ка%20 инноваций%20Германии.pdf
Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия (2021). «Определение основных причин, сдерживающих научное развитие в Российской Федерации: оценка научной инфраструктуры, достаточность мотивационных мер, обеспечение привлека-
тельности работы ведущих ученых» [Электронный ресурс]. https://ach.gov.ru/upload/ib Iock/89d/89d7d756dab6d050a260ecc55d3d5869.pdf
Паспорт национального проекта «Наука и университеты (2020). https://ipfran.ru/ files/10591/new_np_sci_uni.pdf
Пешина, Э. В., & Авдеев, П. А. (2014). Современные подходы к определению понятия и функций национальной инновационной системы. Управленец, 4, 50.
Пчелинцев, В. С. (2013). Проблемы инновационной политики Швеции. Актуальные проблемы Европы, (1).
Цихан, Т. В. (2004). Роль венчурной индустрии в формировании национальной инновационной системы. Теория и практика управления, 11, 45—49.
Klochikhin, E. A., & Shapira, P. (2012). Engineering Small Worlds in a Big Society: Assessing the Early Impacts of Nanotechnology in C hina. Review of Policy Research, 29(6), 752-775.
World Economic Forum (WEF). (2019). The Global Competitiveness Report Geneva: World Economic Forum. http://www3.weforum.org/docs/WEF_GlobalCompetitivenessRe port_2012-13.pdf
References
The Constitution of the Russian Federation (1993, December 12) (current edition) / / The Collection of Legislation of the Russian Federation, (4).
The Civil Code of the Russian Federation. Part 1 (1994). Adopted by the State Duma of the Russian Federation on 30.11.1994, the current version (No. 51-FZ).
The Budget Code of the Russian Federation (1998). Adopted by the State Duma of the Russian Federation on 17.07.1998, the current version (No. 145-FZ).
The Tax Code of the Russian Federation. Part 1 (1998). Adopted by the State Duma of the Russian Federation on 16.07.1998, the current version (No. 146-FZ).
Federal Law «On Science and State Scientific and Technical Policy «(1995, August 26), current version // Collection of Legislation of the Russian Federation, No. 35, Article 4137.
Federal Law «On Joint-Stock Companies». (1995, December 26). Adopted by the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation on 24.11.1995, the current version (No. 208-FZ).
Federal Law «On Special Economic Zones in the Russian Federation «(2005, July 07) (current version) // Collection of Legislation of the Russian Federation, (No.116-FZ).
Federal Law «On the development of Small and medium-sized businesses in the Russian Federation» (2007, July 07) of24.07.2007, (current version) // Collection of Legislation of the Russian Federation, 30.07.2007, No. 31, Article 4006. (No.209-FZ).
Federal Law «On Innovative Scientific and Technological Centers and on amendments to certain Legislative Acts of the Russian Federation» (2017, July 31) of 29.07.2017 // Collection of Legislation of the Russian Federation, 31.07.2017, No. 31 (Part I), Article 4765. (No. 216-FZ).
Resolution of the Government of the Russian Federation «On approval of the State program of the Russian Federation» Economic development and innovative Economy «(2014, May 15) (current edition) // Collection of Legislation of the Russian Federation, (No.316-F2).
Resolution of the Government of the Russian Federation «On state support for the development of innovative infrastructure in federal educational institutions of higher professional education» (together with the «Regulation on state support for the development of
innovative infrastructure, including support for small innovative entrepreneurship, in Federal educational institutions of higher professional education») (2010, April 19) of 09.04.2010 (current version) // Collection of Legislation of the Russian Federation, (No.16, p. 1906).
The Government decree «On approval of Rules for granting subsidies for the development of cooperation of Russian educational institutions of higher education, state scientific institutions and organizations of the real sector of the economy in order to implement integrated projects for high-tech production» (2010, April 19) from 09.04.2010 (current version) // meeting of the legislation of the Russian Federation (No.16 .с1905).
The concept of long-term socio-economic development of the Russian Federation for the period to 2020 (2008). Accessed 01.04.2021, http://www.consultant.ru.
Strategy for the Development of Science and Innovation in the Russian Federation (2015) (approved by the Interdepartmental Commission on Science and Innovation Policy (Protocol No.1). Accessed 05.04.2021, http://ris.extech.ru/texts/strat_1.rtf.
The Law of the Republic of Mordovia «On innovative activity in the Republic of Mordovia» (2017), the current version (No. 47-Z) // Izvestiya Mordovia, No. 65-29.
The Law of the Republic of Tatarstan «On innovative activity in the Republic of Tatarstan»
(2010), the current version (No. 63-ZRT) // The Republic of Tatarstan, No. 159.
Belousova, O. M., Fattakhov, R. V., Stroyev, P. V., Gribanov, D. V., & Shapoval, A. B.
(2011). Comparative analysis of the innovation activity of the constituent entities of the Russian Federation.
The Accounts Chamber assessed the level of funding for science in Russia (2020). RIA NOVOSTI: official website. https://ria.ru/20200207/1564375901.html
Gorn, A. P., Luzina, T. V., & Chukreev, A. A. (2011). How to organize a successful small innovative enterprise (guidelines, training materials, regulations).
Kagaku gijutsu kihon keikaku (2021) (Basic plan of scientific and technological development, in Japanese) [Electronic resource]. http://www8.cao.go.jp/cstp/ kihonkeikaku/4honbun.pdf
Shvydko, V. G. (2015). Changes in the System of Government Support for Science and Innovation in Japan. Международный научно-исследовательский журнал, 9 (40), Part 1, 76-79.
Klochikhin, E. A. (2016). Scientific and innovation policy of China. International processes, 2 (33), 37-55.
Polozhikhina, M. А. (2020). The Course and Results of Reforms in the Scientific Sphere: Comparison of Russia and China. Russia and the modern world, 3 (108). DOI: 10.31249/ rsm/2020.03.06
Martasov, D. V. (2020). Problems of assessing the effectiveness of the functioning of technoparks in the Russian Federation. Zakon.ru: official website. https://zakon.ru/ blog/2019/6/20/problemy_ocenki_effektivnosti_funkcionirovaniya_tehnoparkov_v_ rossijskoj_federacii
Nihon saiko senryaku. Kaitei (2015). (Strategy for the revival of Japan. Version 2015, in Japanese) [Electronic resource]. http://www.kantei.go.jp/jp/singi/keizaisaisei/pdf/dai1jp. pdf
Overview of the German innovation market to identify the potential of enterprises in the Yaroslavl region in the development of scientific and technical cooperation (2021) [Electronic resource]. http://www.fond76.ru/upload/images/eekc/Overview%20market%20 innovations%20Germany.pdf
Report on the results of the expert and analytical event (2021). "Determination of the main reasons hindering scientific development in the Russian Federation: assessment of
scientific infrastructure, the sufficiency of motivational measures, ensuring the attractiveness of the work of leading scientists" [Electronic resource]. https://ach.gov. ru / upload / iblock / 89d / 89d7d756dab6d050a260ecc55d3d5869.pdf
Passport of the national project (2020). Science and Universities. https://ipfran.ru/ files/10591/new_np_sci_uni.pdf
Peshina, E. V., & Avdeev, P. A. (2014). Modern approaches to the definition of the concept and functions of the national innovation system. Manager, 4 (50).
Pchelintsev, V. S. (2013). Problems of innovation policy in Sweden. Topical problems of Europe, 1.
Tsikhan, T. V. (2004). The role of the venture capital industry in the formation of the national innovation system. Management theory and practice, 11, 45-49.
World Economic Forum (WEF). (2019). The Global Competitiveness Report Geneva: World Economic Forum. http://www3.weforum.org/docs/WEF_GlobalCompetitivenessRe port_2012-13.pdf