Научная статья на тему 'ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАСКРЫТИЮ И РАССЛЕДОВАНИЮ НЕРАСКРЫТЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОШЛЫХ ЛЕТ, СОВЕРШЕННЫХ НА ТРАНСПОРТЕ'

ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАСКРЫТИЮ И РАССЛЕДОВАНИЮ НЕРАСКРЫТЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОШЛЫХ ЛЕТ, СОВЕРШЕННЫХ НА ТРАНСПОРТЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
139
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕСТУПЛЕНИЯ НА ТРАНСПОРТЕ / ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОШЛЫХ ЛЕТ / КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / РАСКРЫТИЕ / РАССЛЕДОВАНИЕ / СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ СЛЕДСТВЕННО-ОПЕРАТИВНАЯ ГРУППА / ROAD TRAFFIC CRIMES / CRIMES OF PAST YEARS / CRIMINALISTIC SUPPORT / DETECTION / INVESTIGATION / SPECIAL INVESTIGATION AND OPERATIONAL UNIT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Грибунов Олег Павлович, Кравцова Ирина Алексеевна

Необходимость совершенствования раскрытия и расследования преступлений прошлых лет, совершенных на транспорте, не вызывает ни какого сомнения. При этом, залогом успешного раскрытия и расследования указанной категории преступлений является создание специализированных следственно-оперативных групп, действующих на постоянной основе. В статье авторами обозначены основные особенности создания специализированных следственно-оперативных групп и их функционирования. Рекомендована разработка и принятие на ведомственном уровне нормативно-правового акта в виде приказа, утверждающего инструкцию, регламентирующую в обязательном порядке создание специализированных следственно-оперативных групп, действующих на постоянной основе, в целях раскрытия и расследования нераскрытых преступлений прошлых лет, совершенных на транспорте. Создание подобных групп позволит приобрести должную оперативную осведомленность о фактах и лицах, прямо или косвенно причастных к подготовке или совершению преступлений, повысит эффективность раскрытия и расследования нераскрытых преступлений прошлых лет, поспособствует выполнению функций по пресечению преступлений, задержанию с поличным и по горячим следам преступников, а также по их профилактике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Грибунов Олег Павлович, Кравцова Ирина Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal Aspects of Improving the Work on Detecting and Investigating Unsolved Traffic Offences of Past Years

The necessity to improve the detection and investigation of traffic crimes of past years is beyond doubt. Besides, the essential condition of the successful detection and investigation of this category of crimes is the organization of special investigation and operational units working on an ongoing basis. The authors of the article describe the key characteristics of the organization and functioning of special investigation and operational units. They recommend the development and enactment, at the agency level, of a normative legal act in the form of an order, which will enforce the directive regulating the obligatory organization of special investigation and operational units working on an ongoing basis, with the purpose of detecting and investigating unsolved traffic crimes of past years. The creation of such groups will lead to an increased situational awareness on the facts and persons directly or indirectly involved in the preparation or carrying out of the crimes, will improve the effectiveness of detection and investigation of unsolved crimes of past years, will contribute to crime suppression, to detaining criminals red-handed or shortly after the crime, as well as to crime prevention.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАСКРЫТИЮ И РАССЛЕДОВАНИЮ НЕРАСКРЫТЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОШЛЫХ ЛЕТ, СОВЕРШЕННЫХ НА ТРАНСПОРТЕ»

УДК 343.98

О.П. Грибунов,

И.А. Кравцова

ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАСКРЫТИЮ И РАССЛЕДОВАНИЮ НЕРАСКРЫТЫХПРЕСТУП-ЛЕНИЙ ПРОШЛЫХ ЛЕТ, СОВЕРШЕННЫХ НА ТРАНСПОРТЕ

Необходимость совершенствования раскрытия и расследования преступлений прошлых лет, совершенных на транспорте, не вызывает ни какого сомнения. При этом, залогом успешного раскрытия и расследования указанной категории преступлений является создание специализированных следственно-оперативных групп, действующих на постоянной основе. В статье авторами обозначены основные особенности создания специализированных следственно-оперативных групп и их функционирования. Рекомендована разработка и принятие на ведомственном уровне нормативно-правового акта в виде приказа, утверждающего инструкцию, регламентирующую в обязательном порядке создание специализированных следственно-оперативных групп, действующих на постоянной основе, в целях раскрытия и расследования нераскрытых преступлений прошлых лет, совершенных на транспорте. Создание подобных групп позволит приобрести должную оперативную осведомленность о фактах и лицах, прямо или косвенно причастных к подготовке или совершению преступлений, повысит эффективность раскрытия и расследования нераскрытых преступлений прошлых лет, поспособствует выполнению функций по пресечению преступлений, задержанию с поличным и по горячим следам преступников, а также по их профилактике.

Ключевые слова: преступления на транспорте, преступления прошлых лет, криминалистическое обеспечение, раскрытие, расследование, специализированная следственно-оперативная группа.

0.P. Gribunov,

1.A. Kravtsova

LEGAL ASPECTS OF IMPROVING THE WORK ON DETECTING AND

INVESTIGATING UNSOLVED TRAFFIC OFFENCES OF PAST YEARS

The necessity to improve the detection and investigation of traffic crimes of past years is beyond doubt. Besides, the essential condition of the successful detection and investigation of this category of crimes is the organization of special investigation and operational units working on an ongoing basis. The authors of the article describe the key characteristics of the organization and functioning of special investigation and operational units. They recommend the development and enactment, at the agency level, of a normative legal act in the form of an order, which will enforce the directive regulating the obligatory organization of special investigation and operational units work-

ing on an ongoing basis, with the purpose of detecting and investigating unsolved traffic crimes of past years. The creation of such groups will lead to an increased situational awareness on the facts and persons directly or indirectly involved in the preparation or carrying out of the crimes, will improve the effectiveness of detection and investigation of unsolved crimes of past years, will contribute to crime suppression, to detaining criminals red-handed or shortly after the crime, as well as to crime prevention.

Keywords: road traffic crimes, crimes of past years, criminalistic support, detection, investigation, special investigation and operational unit.

По многим категориям преступлений, где требуется создание следственно-оперативной группы, следователь расследует его единолично, что не совсем правильно. Это касается и расследования нераскрытых преступлений прошлых лет, совершенных на транспорте.

По данным ГИАЦ МВД России за последние 11 лет всего на транспорте было совершено 552 764 преступлений, из них остались нераскрытыми 158 273 (28,63%), т.е. почти каждое третье, из которых было раскрыто всего лишь каждое двенадцатое - 13 602 (8,59%) преступление1.

Причиной данной ситуации является отсутствие специализированных следственно-оперативных групп, которые бы были созданы на постоянной или хотя бы на временной основе с целью раскрытия и расследования нераскрытых преступлений прошлых лет. При этом, специализация в раскрытии и расследовании преступлений всегда занимала ведущее место в организации работы не только сотрудников следственных подразделений, но и сотрудников органов дознания.

В этой связи, вряд ли следует надеяться на то, что при таком положении состояние раскрытия и расследования данных преступлений изменится в положительную сторону. Наличие вышеперечисленных обстоятельств свидетельствует о неизменности ситуации.

В связи с этим, на наш взгляд, наиболее актуальным направлением по делам данной категории является их расследование в составе специализированных следственно-оперативных групп, действующих на постоянной основе (в частности, о такой необходимости, отметили 73,1% респондентов).

При этом, никто из опрошенных респондентов не отметил такую форму организации взаимодействия, как применяемую при расследовании нераскрытых преступлений прошлых лет, совершенных на транспорте. В основном ими были отмечены такие формы как: создание следственно-оперативных групп в целях раскрытия и расследования конкретного преступления (22,4%); направление письменных поручений, запросов (35,1%), и сопровождение оперативным работником в процессе всего расследования (42,5%).

При этом, значимость расследования преступлений в составе специализированных следственно-оперативных групп, действующих на постоянной основе, трудно переоценить.

1 Состояние преступности в России - январь-декабрь 2008-2018 гг. // МВД России. URL: https://мвд.рф/ (дата обращения: 12.05.2019 г.).

Кроме того, еще в 70-80-е годы прошлого столетия известные ученые криминалисты писали об актуальности данной организационной формы раскрытия и расследования нераскрытых преступлений прошлых лет.

Так, например В.П. Лавров указывал, что отсутствие специализированных следственно-оперативных групп по расследованию указанной категории преступлений является типичным недостатком в организации работы следственных подразделений по делам о нераскрытых преступлениях прошлых лет [1, с. 88].

B.М. Быков создание специальной следственно-оперативной группы признавал наиболее эффективной формой взаимодействия следователя и органов дознания при работе по приостановленным делам является [2, с. 12].

В современной литературе также отмечена эффективность данной организационной формы раскрытия и расследования нераскрытых преступлений прошлых лет [3, с. 275]. Так, следует согласиться с И.П. Можаевой, которая отметила, что в современных условиях, в частности, в связи со значительным обновлением и омоложением следственных кадров, специализация становится важным инструментом, позволяющим эффективно организовать процесс расследования [4, с. 101].

Эффективность такой организационной формы определяется, по мнению

C.В. Коровина следующими факторами, а именно - «...стабильностью личного состава, которая позволяет в кратчайшее время наладить деловой контакт между следователем и оперативными работниками, обеспечить постоянный обмен оценками сложившейся следственной ситуации. Руководитель постоянно действующей группы, зная личный состав, максимально использует возможности каждого сотрудника» [5, с. 16].

Кроме того, деятельность подобных СОГ будет систематически «обрастать» информацией не только о преступлениях, которые были совершены ранее, но и в том числе, о готовящихся либо совершаемых. Такая оперативная осведомленность о фактах и лицах, прямо или косвенно причастных к подготовке или совершению преступлений, позволит не только повысить эффективность раскрытия и расследования нераскрытых преступлений прошлых лет, но и способствовать выполнению функций по пресечению преступлений, задержанию с поличным и по горячим следам преступников, а также по их профилактике.

Аргументированную точку зрения приводит А.С. Бастрыгин, который констатирует, что «своевременное создание и правильная организация деятельности следственно-оперативной группы, постоянное взаимодействие группой следователей с сотрудниками, приданной постоянно действующей оперативно-розыскной группой, позволяют успешно раскрывать и расследовать многие неочевидные многоэпизодные тяжкие и особо тяжкие преступления» [6, с. 23].

Данная позиция более чем актуальна для нашего исследования. Это обусловлено тем, что преступления, совершаемые на транспорте, как правило, носят продолжаемый характер (34,1% случаев, установленных нами по исследуемым нами уголовным делам), а также являются многоэпизодными. Кроме того, указанные преступления совершаются организованными преступными группами (4,1% случаев), которые оказывают активные формы противодействия расследованию, что является фактором, существенно осложняющим процесс раскрытия

и расследования. Также преступления, остающиеся нераскрытыми, как правило, совершаются опытными, неоднократно судимыми лицами (39,3%).

Хотя, по мнению некоторых исследователей «это открывает дополнительные возможности для раскрытия преступлений даже по истечению достаточно длительного времени после их совершения, а значит, по всем преступлениям такого рода сотрудники органов внутренних дел на транспорте должны продолжать работу» [7, с. 36].Такой же точки зрения придерживаются и другие исследователи, - «... фактор времени, с одной стороны, работает против следователя, с другой же - наоборот, может способствовать раскрытию преступления.» [8, с. 21]. Считаем, что с такой точкой зрения, в определенной части, нельзя не согласиться.

Об эффективности применения данной организационной формы также свидетельствует правоприменительная практика, в том числе иных правоохранительных органов, которая и в настоящее время регулируется специальными нормативно-правовыми актами, разработанными и принятыми ведомствами. Так, например, данная деятельность является одним из приоритетных направлений функционирования Следственного комитета Российской Федерации, которая регламентируется специальным нормативным актом - Приказом СК России от 31 июля 2014 г. № 65 «Об организации работы по расследованию уголовных дел о преступлениях прошлых лет»2.

Кроме того, как нами уже было ранее указано, по мнению практических работников (47,8% респондентов отметили данный критерий) следователь и оперативный работник, специализирующиеся на раскрытии и расследовании нераскрытых преступлений прошлых лет, совершенных на транспорте, должны быть из числа опытных сотрудников.

Данному тезису мы находим обоснование и в научной литературе. Так, например, некоторые исследователи в своих работах отмечают, что результативность работы в данном направлении значительно возросла бы, если бы такие совместные группы, возможно, было создавать на штатной основе, с освобождением наиболее опытных сотрудников от работы по текущим делам [9, с. 40; 10, с. 64].

Исходя из представленных выше аргументов, считаем необходимым констатировать, что в настоящее время имеется острая потребность в разработке и принятии на ведомственном уровне нормативно-правового акта, регламентирующего в обязательном порядке создание специализированных следственно-оперативных групп, действующих на постоянной основе, в целях раскрытия и расследования нераскрытых преступлений прошлых лет, совершенных на транспорте. При этом, данный ведомственный акт должен регламентировать особенности функционирования указанных подразделений, на наш взгляд, по образцу требований, закрепленных в приказе СК России от 31 июля 2014 г. № 65 «Об организации работы по расследованию уголовных дел о преступлениях прошлых лет».

2 Об организации работы по расследованию уголовных дел о преступлениях прошлых лет : Приказ СК России от 31 июля 2014 г. № 65 // СПС «КонсультантПлюс». Документ опубликован не был.

Кроме того, в ведомственном акте, на наш взгляд, должны быть закреплены не только требования к составу участников данных СОГ и их специализации, но и критерии профессиональной компетентности, позволяющие отобрать в них высококвалифицированных профессионалов, способных повысить эффективность раскрытия и расследования нераскрытых преступлений прошлых лет, совершенных на транспорте. Не менее важным является закрепление требований к таким субъектам, которые характеризует их как сотрудников с высокой степенью ответственности за порученное им направление деятельности. В достаточной степени действенным, на наш взгляд, будет закрепление в нем также положений, регламентирующих особенности создания и функционирования информационно-аналитического подразделения (штаба), входящего в состав такой специализированной СОГ, действующей на постоянной основе, выполняющего функции управлением расследования преступлений [6, с. 25]. Такое подразделение, безусловно, повысит эффективность деятельности указанных СОГ, посредством более оперативного принятия управленческих решений, а также быстрой и организованной их реализации.

В данном ведомственном акте также должны найти свое отражение организационные и тактические особенности взаимодействия между участниками специализированных следственно-оперативных групп, действующих на постоянной основе, в целях раскрытия и расследования нераскрытых преступлений прошлых лет, совершенных на транспорте. Кроме того, подобного рода особенности взаимодействия должны предусматриваться и с иными сотрудниками ОВД на транспорте, не входящими в состав СОГ.

Чтобы данные нововведения не превратились в профанацию и не стали формальностью, в данном ведомственном акте необходимо закрепить положения, регламентирующие особенности ведения учета результатов расследования указанных преступлений, посредством составления таблицы ранжированных показателей, на основании которых будет происходить оценка эффективности деятельности указанных СОГ (на примере приложения к приказу СК России «Об организации работы по расследованию уголовных дел о преступлениях прошлых лет» от 31 июля 2014 г. № 65).

Данный подход «... только за 2014 год в СК России позволил раскрыть 4828 преступлений, а за весь период его деятельности - около 30 тысяч преступлений прошлых лет. И это не результат везения, это результат целенаправленной работы, поставленной на системную основу.» [11, с. 6].

Исходя из вышеизложенного следует констатировать, что в настоящее время разработка и принятие на ведомственном уровне нормативно-правового акта в виде приказа, утверждающего инструкцию, регламентирующую в обязательном порядке создание специализированных следственно-оперативных групп, действующих на постоянной основе, в целях раскрытия и расследования нераскрытых преступлений прошлых лет, совершенных на транспорте, как меры организационно-управленческого характера, качественно изменит ситуацию, связанную с состоянием раскрытия и расследования указанной категории преступлений.

Список использованной литературы

1. Лавров В.П. Организационные и тактико-криминалистические основы раскрытия и расследования преступлений прошлых лет / В.П. Лавров ; ред.

A.В. Воробьев. - Москва : Акад. МВД, 1979. - 212 с.

2. Быков В.М. Расследование нераскрытых преступлений прошлых лет /

B.М. Быков: Лекция. - Ташкент : ВШ МВД СССР, 1984. - 38 c.

3. Травкин Е.А. О совершенствовании взаимодействия в форме следственно-оперативных групп / Е.А. Травкин // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. - 2009. - № 2. -

C. 275-280.

4. Можаева И.П. Организация расследования преступлений: криминалистические аспекты / И.П. Можаева. - 2-е изд., перераб. и доп. - Саратов : СЮИ МВД России, 2015. - 176 с.

5. Коровин С.В. Взаимодействие сотрудников оперативных аппаратов и органов предварительного следствия в расследовании и раскрытии бандитизма / С.В. Коровин. - Тюмень : ТЮИ МВД России, 2007. - 29 с.

6. Бастрыгин А.С. Организационно-тактические аспекты взаимодействия участников-членов следственно-оперативной группы в раскрытии и расследовании многоэпизодных сложных групповых преступлений / А.С. Бастрыгин // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. - 2017. - № 127 (03). - С. 2-34.

7. Кочеткова С.В. О проблемах совершенствования раскрытия преступлений прошлых лет, совершенных на объектах транспорта / С.В. Кочеткова, О.А. Попов // Актуальные проблемы деятельности органов внутренних дел на транспорте и пути их решения : материалы всерос. науч. конф. - Москва, 2009. -С. 35-41.

8. Бастрыкин А.И. Раскрытие преступлений прошлых лет / А.И.Бастры-кин // Уголовный процесс. - 2016. -№ 3. - С. 18-23.

9. Лавров В.П. Нераскрытые преступления прошлых лет: современное состояние и пути решения проблемы / В.П. Лавров, Б.Я. Гаврилов // Труды Академии управления МВД России. - 2010. - № 4. - С. 37-40.

10. Нагорная Н.А. Актуальные вопросы организации расследования преступлений прошлых лет / Н.А. Нагорная, А.С. Апекунов // Проблемы борьбы с преступностью и подготовки кадров для правоохранительных органов : материалы междунар. науч.-практ. конф. (Минск, 5 апреля2012 г.). - Минск, 2012. -С. 63-64.

11. Багмет А.М. Раскрытие и расследование преступлений прошлых лет -приоритетный проект Следственного комитета Российской Федерации / А.М. Багмет, Ю.А. Цветков // Российский следователь. - 2016. - № 3. - С. 3-7.

References

1. Lavrov V.P. Organizatsionnye i taktiko-kriminalisticheskie osnovy raskrytiya i rassledovaniya prestuplenii proshlykh let [Organizational and Tactical-Criminalistic Basis of Solving and Investigating Crimes of Past Years]. Moscow, Academy of the Interior Ministry Publ., 1979. 212 p.

2. Bykov V.M. Rassledovanie neraskrytykh prestuplenii proshlykh let [Investigation of Unsolved Crimes of Past Years]. Tashkent, Higher School of the Ministry of the Interior of the USSR Publ., 1984. 38 p.

3. Travkin E.A. On improving interaction through investigation and operational units. Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Ekonomicheskie i yuridicheskie nauki = Izvestiya of the Tula State University. Economic and Legal Sciences, 2009, no. 2, pp. 275-280. (In Russian).

4. Mozhaeva I.P. Organizatsiya rassledovaniya prestuplenii. Kriminalisticheskie aspekty [Organizing crime investigation. Criminalistic aspects]. 2nd ed. Saratov Legal Institute of the Russian Interior Ministry, 2015. 176 p.

5. Korovin S.V. Vzaimodeistvie sotrudnikov operativnykh apparatov i organov predvaritel'nogo sledstviya v rassledovanii i raskrytii banditizma [Interaction of the employees of operational departments and the preliminary investigation bodies in the investigation and detection of banditry]. Tyumen Law Institute of the Russian Interior Ministry, 2007. 29 p.

6. Bastrygin A.S. Organizational and Tactical Aspects of Interaction Within an Investigative Team in the Course of Detection and Investigation of Multi Episode Complex Collective Crimes. Politematicheskii setevoi elektronnyi nauchnyi zhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta = Polythematic online scientific journal of Kuban State Agrarian University, 2017, no. 127 (03), pp. 2-34. (In Russian).

7. Kochetkova S.V., Popov O.A. On the problems of improving the detection of traffic crimes of past years. Aktual'nye problem deyatel'nosti organov vnutrennikh del na transporte i puti ikh resheniya. Materialy Vserossiiskoi nauchnoi konferentsii [Topical Issues in the Work of Internal Affairs' Bodies on Transport and Ways of Solving them. Materials of All-Russian Research Conference]. Moscow, 2009, pp. 3541. (In Russian).

8. Bastrykin A.I. Disclosure of Crimes of Past Years. Ugolovnyi protsess = Criminal Procedure, 2016, no. 3, pp. 18-23. (InRussian).

9. Lavrov V., Gavrilov B. Unrevealed crimes of past years: Current Status and the Ways of Solving the Problem. Trudy Akademii upravleniya MVD Rossii = Proceedings of the Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia, 2010, no. 4, pp. 37-40. (InRussian).

10. Nagornaya N.A., Apekunov A.S. Topical issues of organizing the investigation of crimes of past years. Problemy bor 'by s prestupnost 'yu i podgotovki kadrov dlya pravookhranitel'nykh organov. Materialy Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. Minsk, 5 aprelya 2012 g. [Issues of Fighting Crimes and Training Law Enforcement Personnel. Materials of International Research Conference, Minsk, April 5, 2012]. Minsk, 2012, pp. 63-64. (In Russian).

11. Bagmet A.M., TsvetkovYu.A. Detection and Investigation of Crimes of Previous Years - the Priority Project of the Investigative Committee of the Russian Federation. Rossiiskii sledovatel' = Russian Investigator, 2016, no. 3, pp. 3-7. (In Russian).

Информация об авторах

Грибунов Олег Павлович - доктор юридических наук, профессор, заместитель начальника по научной работе, Восточно-Сибирский институт МВД России, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 110; е-mail: [email protected]

Кравцова Ирина Алексеевна - следователь, СО Сургутский ЛО МВД России на транспорте, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 110; е-mail: iri-nakravc1991 @yandex.ru

Information about the authors

Gribunov, Oleg P. - Doctor of Law, Professor, Deputy Head for Research, the East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Lermontova st., 110, Irkutsk, 664074, the Russian Federation; e-mail: [email protected]

Kravtsova, Irina A. - Investigator, Surgut Regional Police Department on Transport, Ministry of Internal Affairs of Russia, Lermontova st., 110, Irkutsk, 664074, the Russian Federation; e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.