Научная статья на тему 'Особенности взаимодействия между субъектами правоохранительной деятельности при расследовании нераскрытых преступлений прошлых лет, совершенных на транспорте'

Особенности взаимодействия между субъектами правоохранительной деятельности при расследовании нераскрытых преступлений прошлых лет, совершенных на транспорте Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
219
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕСТУПЛЕНИЯ НА ТРАНСПОРТЕ / ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОШЛЫХ ЛЕТ / КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / РАСКРЫТИЕ / РАССЛЕДОВАНИЕ / СУБЪЕКТЫ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / CRIMES ON TRANSPORT / CRIMES OF PAST YEARS / FORENSIC SUPPORT / INTERACTION / DISCLOSURE / INVESTIGATION / LAW ENFORCEMENT AGENTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Грибунов Олег Павлович, Кравцова Ирина Алексеевна

Необходимость совершенствования раскрытия и расследования преступлений прошлых лет, совершенных на транспорте, не вызывает никакого сомнения. При этом залогом успешного раскрытия и расследования указанной категории преступлений является повышение качества взаимодействия между органами внутренних дел на транспорте и другими субъектами правоохранительной деятельности. Авторами обозначены основные направления повышения эффективности взаимодействия органов внутренних дел на транспорте с различными подразделениями территориальных органов внутренних дел и с иными субъектами как правоохранительной деятельности, так и транспортной инфраструктуры, а также между самими подразделениями органов внутренних дел на транспорте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Грибунов Олег Павлович, Кравцова Ирина Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE INTERACTION BETWEEN THE SUBJECTS OF LAW ENFORCEMENT IN THE INVESTIGATION OF UNSOLVED CRIMES OF PAST YEARS, COMMITTED IN TRANSPORT

The need to improve the detection and investigation of crimes of past years committed in transport is not in any doubt. At the same time, the key to successful disclosure and investigation of this category of crimes is to improve the quality of interaction between the bodies of internal affairs in transport and other subjects of law enforcement. The authors have identified the main directions of improving the efficiency of interaction between the internal affairs agencies in transport with various departments of the territorial internal affairs agencies and with other entities, such as law enforcement and the transport infrastructure, as well as between the departments of the internal affairs agencies in the transport sector.

Текст научной работы на тему «Особенности взаимодействия между субъектами правоохранительной деятельности при расследовании нераскрытых преступлений прошлых лет, совершенных на транспорте»

УДК 343.98

ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУ СУБЪЕКТАМИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ НЕРАСКРЫТЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОШЛЫХ ЛЕТ, СОВЕРШЕННЫХ НА ТРАНСПОРТЕ

О.П. Грибунов, И.А. Кравцова

Необходимость совершенствования раскрытия и расследования преступлений прошлых лет, совершенных на транспорте, не вызывает никакого сомнения. При этом залогом успешного раскрытия и расследования указанной категории преступлений является повышение качества взаимодействия между органами внутренних дел на транспорте и другими субъектами правоохранительной деятельности. Авторами обозначены основные направления повышения эффективности взаимодействия органов внутренних дел на транспорте с различными подразделениями территориальных органов внутренних дел и с иными субъектами как правоохранительной деятельности, так и транспортной инфраструктуры, а также между самими подразделениями органов внутренних дел на транспорте.

Ключевые слова: преступления на транспорте, преступления прошлых лет, криминалистическое обеспечение, взаимодействие, раскрытие, расследование, субъекты правоохранительной деятельности.

Анализ судебно-следственной практики раскрытия и расследования преступлений прошлых лет, совершенных на транспорте, свидетельствует о существующих проблемах взаимодействия по различным направлениям. Так, считаем, должен вызывать серьезный вопрос, когда в ходе установления лица, подлежащего привлечению в качестве подозреваемого или обвиняемого, взаимодействие на различных уровнях, а также между субъектами правоохранительной деятельности и другими субъектами вообще не осуществляется (данное обстоятельство было нами выявлено в 14,7% случаев по изученным нами уголовным делам). О чем отметили и 12,6% респондентов.

При этом необходимо заметить, что мы не ставим цель в рамках данной статьи представить все особенности взаимодействия. Это было бы просто невозможно. В этой связи, нами выявлены основные недостатки осуществления указанной деятельности, а также предложены отдельные рекомендации по криминалистическому обеспечению ее организационно-тактических основ, направленные на их устранение, а также на повышение ее действенности в целом.

Главными объективными факторами, обуславливающими необходимость взаимодействия, являются требования законодательства, регламентирующего цели и задачи функционирования, указанных выше субъектов. Также необходимость взаимодействия обусловлена наличием у субъектов средств и методов осуществления их деятельности, которые носят различный характер.

Главной целью взаимодействия является определение комплекса таких следственных действий, оперативно-розыскных мероприятий, а также иных

действий, в том числе организационного характера, которые были бы направлены на установление сведений о лице, совершившем преступление, а также доказательств, которые бы позволили привлечь его непосредственно к уголовной ответственности.

При этом следует констатировать, что максимальная эффективность взаимодействия будет обеспечиваться при условии применения организационно-тактических его особенностей с учетом специфики совершенного преступления, а также объекта транспортной инфраструктуры, на котором оно было совершено. Вместе с тем, только 68,4% опрошенных нами респондентов отметили, что взаимодействие осуществляется, как правило, между следователем, сотрудниками органа дознания и сотрудниками экспертно-криминалистических подразделений. Полагаем, в тех случаях, когда такого взаимодействия нет - это напрямую влияет на раскрываемость и качество расследования.

Причинами такого положения являются разные обстоятельства и чаще всего, обстоятельства субъективного характера:

1) наличие стереотипа, что активное взаимодействие при раскрытии и расследовании преступлений должно вестись только по делам, возбужденным в отчетном периоде;

2) оно является необходимым и целесообразным лишь при решении основной задачи предварительного следствия, итоги которого выражаются в постановлении следователя о привлечении виновного лица к уголовной ответственности;

3) осуществление взаимодействия для решения последующих задач предварительного следствия влечет за собой якобы нерациональное использование оперативно-розыскных мер, сил и средств, а также времени органов дознания, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

Оценить как неудовлетворительное, на наш взгляд, следует и взаимодействие с экспертно-криминалистическими подразделениями (далее -ЭКП). Так, значительная часть, в первую очередь, неотложных следственных действий проводится без участия специалистов-криминалистов ЭКП. В последующем они также не привлекаются к участию в следственных действиях, что, в конечном счете, сказывается на возможности использования различных информационных баз данных, и прежде всего, криминалистических учетов. И в этом смысле следует согласиться с А.В. Морозовым признающим, что «...значение экспертно-криминалистических учетов в раскрытии и расследовании преступлений год от года возрастает, и будет возрастать по мере решения научно-методических проблем, развития научно-технических средств и методов, улучшения их организационно-правового обеспечения» [1, с. 144].

Далее следует отметить, что насущной проблемой остается отсутствие должного взаимодействия между субъектами следственно-оперативной группы (далее - СОГ). Так, например, в 29,4% случаев по изученным нами уголовным делам в процессе производства неотложных следственных действий

недостаточно используются технико-криминалистические и иные средства, а также не уделяется должное внимание вопросам совместного планирования.

Однако проведенный нами анализ литературы свидетельствует о наличии в них в достаточной степени большого объема действенных и разноаспектных рекомендаций по совершенствованию указанных видов деятельности, а именно особенностей взаимодействия между следователями и органами дознания, а также специалистами экспертно-криминалистических учреждений, в том числе действующих в составе СОГ и между многими иными субъектами [2; 3; 4; 5].

Особое внимание должно уделяться взаимодействию с дежурными частями органов внутренних дел (далее - ОВД) на транспорте. Особенно это актуально, в настоящее время, когда повсеместно ОВД внедряются и применяются современные технические средства контроля и фиксации оперативной обстановки на объектах транспортной инфраструктуры и прилегающей территории. Соответствующие информационно-аппаратные комплексы являются составной частью Интегрированных комплексных систем безопасности (далее - ИКСБ), которые, помимо видеонаблюдения, включают в себя функции оповещения и контроля доступа [6, с. 163]. Указанные системы объединяют ситуационные центры вокзалов и линейные подразделения транспортной полиции, позволяя не только фиксировать обстановку, но и осуществлять наблюдение и контроль за ней в режиме реального времени.

Отсутствует на должном уровне высокоэффективное взаимодействие ОВД на транспорте с территориальными органами внутренних дел. По мнению А.В. Кузнецова, вопрос организации взаимодействия подразделений транспортной полиции с территориальными ОВД стоит особенно остро [7, с. 48]. Аналогичной точки зрения придерживается и Д. Абузяров [8, с. 37].

В научной литературе имеется мнение, что «такая практика сложилась в связи с особенностями расследования преступлений на транспорте, о которых территориальные органы полиции, как правило, не осведомлены либо имеют поверхностное представление. Поэтому в случае, когда у следователя есть возможность выбора взаимодействия с территориальным или транспортным отделом полиции, предпочтение отдается транспортному» [9, с. 9]. На наш взгляд, не совсем верно утверждение автора о специфике расследования преступлений на транспорте, о которых не осведомлены либо имеют поверхностное представление сотрудники территориальных ОВД.

Проблема здесь заключается лишь в компетенции сотрудников, которая позволяет им их эффективно применять с учетом той или иной категории преступлений, познавая специфику их совершения на объектах транспортной инфраструктуры в рамках налаженного взаимодействия. На самом деле в этой ситуации так сложилась лишь практика взаимодействия, которую никто не хочет менять, и которая в свою очередь по нашему мнению негативно сказывается на раскрытии и расследовании преступлений на транспорте. Так как преступность безгранична, и соответственно преступникам порой не принципиально где совершать преступления.

В этой связи, в целях повышения эффективности раскрытия и расследования нераскрытых преступлений прошлых лет, совершенных на транспорте, считаем необходимым в обязательном порядке включать сотрудников различных подразделений территориальных ОВД в состав специализированных СОГ, действующих на постоянной основе.

Кроме того, в рамках взаимодействия с территориальными ОВД, особое внимание должно уделяться такому взаимодействию с подразделениями по борьбе с организованной преступностью. Это обусловлено тем, как нами было указано ранее, что имеют быть место, такие особенности как совершение преступлений на транспорте организованными преступными группами, которые оказывают активные формы противодействия расследованию, что является фактором, существенно осложняющим процесс раскрытия и расследования. Однако, как показывает анализ правоприменительной практики такое взаимодействие с подразделениями по борьбе с организованной преступностью практически отсутствует, за редким исключением. Всего 10,5% респондентов отметили, что такое взаимодействие осуществляется в той или иной части.

Низкая эффективность взаимодействия обусловлена, как верно заметили В.Н. Шарутенко и Е.И Пелюх «...не только несовершенством действующего законодательства, но и недостаточным уровнем профессиональной подготовки сотрудников правоохранительных органов в вопросах взаимодействия в данной сфере деятельности» [10, с. 59].

Другим аспектом взаимодействия в расследовании преступлений на транспорте следует признать взаимодействие следователя с подразделениями ФСБ. Именно данные органы, обладая более значительным арсеналом технических средств и методов, а также в связи со спецификой их деятельности, в том числе, направленной на обеспечение транспортной безопасности, в рамках требований Федерального закона «О транспортной безопасности» [11], могут обладать значительно большим объемом информацией о преступлениях и лицах их совершивших, а также о лицах представляющих оперативный интерес для сотрудников ОВД. Поэтому существует объективная необходимость совершенствования данного механизма взаимодействия, в особенности между оперативными подразделениями ведомств.

В части раскрытия и расследования преступлений прошлых лет не всегда используется потенциал взаимодействия с Федеральной службой исполнения наказания России (далее - ФСИН России). При этом, по мнению А.С. Нефедьева, «. именно грамотное взаимодействие с оперативными подразделениями ФСИН России может быть значительным резервом повышения эффективности работы по раскрытию преступлений» [12, с. 46]. Достоверно об этом свидетельствует и правоприменительная практика, так как практически в каждом случае взаимодействие с оперативными подразделениями ФСИН России приносит в достаточной степени высокие результаты.

Чтобы такое взаимодействие было эффективным оно должно осуществляться путем разрешения следующих различных задач, которые формулируются в процессе проверки в рамках следующих двух выдвигаемых наиболее обоснованных версий:

1) преступник, совершивший преступление, которое осталось нераскрытым, отбывает наказание за иное преступление. Достаточно часто в практике имеют место ситуации, когда лица, совершившие более тяжкое преступление, дают признательные показания по преступлениям менее тяжким, в целях быть осужденными за них и отбывания наказания в исправительных учреждениях;

2) когда имеются достоверные сведения о том, что конкретный преступник, который совершил нераскрытое преступление, отбывает наказание в исправительных учреждениях.

Также оставляет желать лучшего и взаимодействие с работниками различных подразделений Министерства транспорта Российской Федерации, другим органами исполнительной власти, хозяйствующими субъектами транспорта, и их службами безопасности. Так, только 5,1% респондентов осуществляют взаимодействие с указанными субъектами. Следует признать, что именно такое взаимодействие должно стать одним из приоритетных направлений в организации расследовании нераскрытых преступлений прошлых лет, совершенных на транспорте.

Особенно это актуально в связи с внедрением и повсеместным применением линейными подразделениями ОВД на транспорте современных информационно-аппаратных комплексов контроля и фиксации оперативной обстановки на объектах транспортной инфраструктуры, о которых мы уже ранее отмечали. Их применение позволяет сотрудникам ОВД не только согласовывать совместные действия с работниками транспортной инфраструктуры, но и реализовывать тактические операции, направленные на расследование нераскрытых преступлений прошлых лет.

Завершая исследования особенностей взаимодействия при расследовании нераскрытых преступлений прошлых лет, совершенных на транспорте, считаем необходимым отметить, что также нельзя недооценивать вклад и иных служб и подразделений ОВД на транспорте, а также других правоохранительных органов и иных ведомств, о которых нами не было сказано в исследовании.

В целом раскрытие и расследование нераскрытых преступлений прошлых лет, совершенных на транспорте, в существенной степени обусловлено максимально слаженной консолидацией возможностей всех взаимодействующих субъектов, основной задачей которых является охрана прав и свобод человека.

Исходя из этого, следует констатировать, что решение задач по раскрытию и расследованию нераскрытых преступлений прошлых лет, совершенных на транспорте, путем повышения эффективности взаимодействия может быть достигнуто, в том числе путем изменения существующих подходов к организации данной деятельности на межведомственном уровне. В этой

связи, в настоящее время считаем актуальным направлением совершенствование правового регулирования организационных аспектов.

В этих целях необходимо разработать и принять межведомственную инструкцию, регламентирующую особенности взаимодействия, как это было сделано в случае реализации предложений по совершенствованию порядка предоставления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд [13].

Данная инструкция должна содержать положения, регламентирующие не только организационные аспекты взаимодействия между указанными субъектами, но и следующие, на наш взгляд, наиболее важные положения:

1) одними из главных положений, которые должны найти свое отражение в указанном межведомственном акте, обязаны стать тактические особенности взаимодействия между субъектами, а также особенности закрепления и передачи информации;

2) следующим важным должно стать закрепление положений, регламентирующих особенности контроля за указанной деятельностью, а также формы отчетности, демонстрирующие наглядно ее эффективность по направлениям, и особенности оценки.

Однако принятие данного межведомственного нормативного акта не будет являться панацеей в совершенствовании деятельности по взаимодействию при раскрытии и расследовании нераскрытых преступлений прошлых лет, совершенных на транспорте. В этой связи, раскрывая особенности взаимодействия ОВД на транспорте с различными подразделениями территориальных ОВД, а также с различными субъектами иных правоохранительных структур и ведомств, следует учитывать следующее обстоятельство. Таким обстоятельством является тот закономерный факт, что высокой эффективности такого взаимодействия способствуют личные контакты сотрудников, а также длительность их знакомства, продолжительность, и характер сотрудничества, в том числе в рамках профессиональной деятельности. Некоторые исследователи считают это приоритетом среди других особенностей взаимодействия [14, с. 30].

В заключение следует отметить, что эффективное взаимодействие ОВД на транспорте с различными подразделениями территориальных ОВД и с иными субъектами, как правоохранительной деятельности, так и транспортной инфраструктуры, а также между самими подразделениями ОВД на транспорте, является залогом успешного раскрытия и расследования нераскрытых преступлений прошлых лет, совершенных на транспорте.

Список литературы

1. Морозов А.В. Актуальные проблемы формирования и пути повышения эффективности использования экспертно-криминалистических учетов в раскрытии и расследовании преступлений прошлых лет // Судебная экспертиза. 2012. № 2. С. 137-144.

2. Акулов В. А. Организация взаимодействия транспортных и территориальных органов внутренних дел (по материалам Северо-Восточного УВД на транспорте МВД России): дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2006. 288 с.

3. Кривенко А.И. Теория и практика взаимодействия следователя с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность. М.: Юрлитинформ, 2008. 240 с.

4. Нечаев А. А. Оптимизация взаимодействия по уголовным делам о нераскрытых преступлениях // Публичное и частное право. М.: МПСИ, 2011. -№ II (X). С. 153-157.

5. Чиненов Е.В., Щукин В.И. Экономические преступления, совершаемые на железнодорожном транспорте, как объект криминалистического научного анализа // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. 2018. № 1. С. 90-103.

6. Пономаренко Д.В., Ковалев С.А. Информационно-технические системы в деятельности ОВД на транспорте // Технико-криминалистическое обеспечение раскрытия и расследования преступлений: сборник научных трудов. Волгоград: ВА МВД России, 2013. С. 163-165.

7. Кузнецов А.В. Проблемные вопросы организации ОРД по борьбе с наркотизмом на транспорте // Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. Материалы четвертой международной научно-практической конференции, 27 апреля 2006 г. Барнаул: Изд-во Барнаул. юрид. ин-та МВД России, 2006. С. 47-48.

8. Абузяров Д. Оперативно-профилактические мероприятия транспортной полиции по противодействию преступности в поездах // Профессионал: популярно-правовой альманах МВД России. 2014. № 6. С. 37-39.

9. Цуканова О.В. Особенности взаимодействия следователя с органами дознания при расследовании преступлений, совершенных на объектах железнодорожного транспорта // Российский следователь. 2015. № 19. С. 8-11.

10. Шарутенко В.Н., Пелюх Е.И. Некоторые вопросы взаимодействия оперативных подразделений ОВД с оперативными подразделениями других правоохранительных органов в процессе противодействия терроризму // Вестник Уфимского юридического института МВД России. 2014. № 2. С. 58-62.

11. О транспортной безопасности: федеральный закон от 09.02.2007 г. № 16-ФЗ (ред. от 03.08.2018) // Собрание законодательства РФ, 12.02.2007, № 7, ст. 837.

12. Нефедьев А.С. Организационно-правовые проблемы раскрытия убийств прошлых лет // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России: научно-теоретический журнал. -2014. № 2(36). С. 45-47.

13. Инструкция о порядке предоставления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд: Приказ МВД РФ, МО РФ, ФСБ РФ, ФСО РФ, ФТС РФ, СВР РФ, ФСИН РФ, ФСКН РФ, СК РФ от 27 сентября 2013 г. № 776/703/509/507/1820/42/535/398/68 // Российская газета. 2013. 13 декабря. № 282.

14. Селиверстов Ю.Г. Взаимодействие ОВД на транспорте с территориальными органами по предупреждению и пресечению преступлений (по материалам Западно-Сибирской железной дороги) // Научный вестник Омской академии МВД России. 2011. № 4. С. 30-34.

Грибунов Олег Павлович, д-р юрид. наук, доц., заместитель начальника по научной работе, [email protected], Россия, Иркутск, Восточно-Сибирский институт МВД России.

Кравцова Ирина Алексеевна, следователь, [email protected], Россия, Сургут, СО Сургутского ЛО МВД России на транспорте

FEATURES OF THE INTERACTION BETWEEN THE SUBJECTS OF LAW ENFORCEMENT IN

THE INVESTIGATION OF UNSOLVED CRIMES OF PAST YEARS, COMMITTED IN

TRANSPORT

O.P. Gribunov, I.A. Kravtsova

The need to improve the detection and investigation of crimes of past years committed in transport is not in any doubt. At the same time, the key to successful disclosure and investigation of this category of crimes is to improve the quality of interaction between the bodies of internal affairs in transport and other subjects of law enforcement. The authors have identified the main directions of improving the efficiency of interaction between the internal affairs agencies in transport with various departments of the territorial internal affairs agencies and with other entities, such as law enforcement and the transport infrastructure, as well as between the departments of the internal affairs agencies in the transport sector.

Key words: crimes on transport, crimes of past years, forensic support, interaction, disclosure, investigation, law enforcement agents .

Gribunov Oleg Pavlovich, doctor of law. Assoc. Prof., Deputy Head for Research, [email protected], Russia, Irkutsk, East-Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

Kravtsova Irina Alekseevna, Investigator, [email protected], Russia, Surgut, Siberian Branch of the Surgut Transport Ministry of the Interior of Russia

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.