Научная статья на тему 'Поисково-познавательная деятельность оперативных служб, осуществляемая в ходе раскрытия преступления'

Поисково-познавательная деятельность оперативных служб, осуществляемая в ходе раскрытия преступления Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
190
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
TRANSPORT POLICE / SEARCH COGNITIVE ACTIVITY / OPERATIONAL DIVISIONS / OPERATIONAL SEARCH ACTIVITY / INTERACTION / DISCLOSURE AND INVESTIGATION OF CRIMES / RAILWAY TRANSPORT / OBJECTS OF TRANSPORT INFRASTRUCTURE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Антонов Алексей Евгеньевич

В статье анализируется поисково-познавательная деятельность оперативных служб, осуществляемая с целью установления обстоятельств события преступления и лиц, его совершивших; выделяются основные источники информации на железнодорожном транспорте и объектах транспортной инфраструктуры, в своей совокупности представляющие оперативно-розыскные данные, имеющие ориентирующее и доказательственное значение в ходе раскрытия и расследования преступлений. Рассматривается внутреннее взаимодействие сотрудников следственных и оперативных подразделений линейных органов внутренних дел и внешнее взаимодействие сотрудников линейных и территориальных органов внутренних дел, а также основные трудности, связанные с его осуществлением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Антонов Алексей Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The search cognitive activity of field services which is carried out during crime detection

The article is devoted to search cognitive activity of field services of which is carried out for the purpose of the establishment of circumstances of of crime and persons who have committed. The main sources of information on railway transport and objects of transport infrastructure in the set submitting the operational search data having the focusing and evidentiary value during disclosure and investigation of crimes are allocated. The internal interaction of staff of investigative and operational divisions of linear law-enforcement bodies and external interaction of staff of linear and territorial authorities of internal affairs and the main difficulties connected with his implementation are considered.

Текст научной работы на тему «Поисково-познавательная деятельность оперативных служб, осуществляемая в ходе раскрытия преступления»

Антонов Алексей Евгеньевич

Поисково-познавательная деятельность оперативных служб, осуществляемая в ходе раскрытия преступления

В статье анализируется поисково-познавательная деятельность оперативных служб, осуществляемая с целью установления обстоятельств события преступления и лиц, его совершивших; выделяются основные источники информации на железнодорожном транспорте и объектах транспортной инфраструктуры, в своей совокупности представляющие оперативно-розыскные данные, имеющие ориентирующее и доказательственное значение в ходе раскрытия и расследования преступлений. Рассматривается внутреннее взаимодействие сотрудников следственных и оперативных подразделений линейных органов внутренних дел и внешнее взаимодействие сотрудников линейных и территориальных органов внутренних дел, а также основные трудности, связанные с его осуществлением.

Ключевые слова: транспортная полиция, поисково-познавательная деятельность, оперативные подразделения, оперативно-розыскная деятельность, взаимодействие, раскрытие и расследование преступлений, железнодорожный транспорт, объекты транспортной инфраструктуры.

The search cognitive activity of field services which is carried out during crime detection

The article is devoted to search cognitive activity of field services of which is carried out for the purpose of the establishment of circumstances of of crime and persons who have committed. The main sources of information on railway transport and objects of transport infrastructure in the set submitting the operational search data having the focusing and evidentiary value during disclosure and investigation of crimes are allocated. The internal interaction of staff of investigative and operational divisions of linear law-enforcement bodies and external interaction of staff of linear and territorial authorities of internal affairs and the main difficulties connected with his implementation are considered.

Key words: transport police, search cognitive activity, operational divisions, operational search activity, interaction, disclosure and investigation of crimes, railway transport, objects of transport infrastructure.

Поисково-познавательная деятельность, связанная с раскрытием преступлений, присуща не только лицам, осуществляющим расследование, но и сотрудникам оперативных подразделений. На эту категорию должностных лиц также возложены задачи, связанные с установлением лиц, причастных к совершению преступления, и их сообщников, поиском криминалистически значимой информации, а также установлением иных обстоятельств расследуемого преступления. К оперативным службам линейных отделов полиции по линии оперативно-розыскной деятельности можно отнести подразделения уголовного розыска по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, а также борьбе с экономическими преступлениями.

Специфическим оперативным подразделением железнодорожной транспортной инфраструктуры являются отделения по борьбе с незаконным посягательством на грузы. Эти подразделения выполняют задачи в ситуациях незаконного посягательства на грузы, перевозимые железнодорожным транспортом.

Поисково-познавательная деятельность сотрудников оперативных подразделений на транспорте строится на положениях Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», который возлагает на них задачи по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений на железнодорожном транспорте и объектах транспортной инфраструктуры, а также выявлению и установлению лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших.

Во взглядах на роль оперативно-розыскных мер в процессе расследования преступлений в целом и на транспорте в частности в юридической литературе не наблюдается серьезных противоречий. Оперативно-розыскные меры не являются составной частью процесса доказывания, однако споры вызывает сама природа оперативно-розыскных данных, получаемых посредством поисково-познавательной деятельности.

На основе анализа рассматриваемого понятия под результатами поисково-познавательной оперативно-розыскной деятельности мы

66

предлагаем понимать фактические данные, полученные органом дознания в процессе осуществления оперативно-розыскных мероприятий, т.е. сведения, на основе которых может быть установлено наличие или отсутствие обстоятельств, имеющих значение для раскрытия и расследования преступления, совершенного на железнодорожном транспорте и объектах транспортной инфраструктуры.

Практика расследования преступлений, в том числе на железнодорожном транспорте и объектах транспортной инфраструктуры, свидетельствует о том, что до настоящего времени отсутствует четкое определение и разграничение фактических данных оперативно-розыскного характера, которые, с одной стороны, могут быть непосредственно приобщены к материалам расследования в качестве доказательств, а с другой - носить вспомогательный, ориентирующий характер, что вызывает определенные сложности в их дальнейшей легализации в рамках отдельно взятого расследования.

На наш взгляд, решающую роль в вопросах использования оперативно-розыскных данных как результата поисково-познавательной оперативно-розыскной деятельности играют источники их получения, которые можно подразделить на несколько групп:

1. Граждане, к которым отнесены лица, подозреваемые в совершении преступлений, потерпевшие и свидетели.

Информация, поступающая от лиц указанных категорий, является самой значительной с количественной точки зрения и наиболее значимой для раскрытия и расследования преступлений группой оперативно-розыскных данных.

2. Заключения, акты, справки специалистов и судебных экспертов. Эти источники информации наиболее актуальны для раскрытия и расследования преступлений на объектах транспортной инфраструктуры, так как способствуют получению криминалистически значимой ориентирующей или доказательственной информации еще до возбуждения уголовного дела, что достаточно часто позволяет определить основные элементы криминального характера, выдвинуть следственные версии, в соответствии с которыми продолжить доследственную проверку или принять решение о возбуждении уголовного дела и начать полноценное расследование.

3. Материальные объекты, которые в дальнейшем могут служить вещественными доказательствами. К этой группе можно отнести предметы и документы, полученные оперативными сотрудниками в процессе проведения оперативной проверки и оперативно-розыскных мероприятий, а также материальные объекты, являющиеся средствами совершения престу-

пления либо сохранившие на себе его следы.

В свою очередь, рассматриваемые источники можно разделить на две подгруппы:

а) предметы и документы, которые в большинстве случаев не существуют до начала проведения оперативной проверки и являются результатами документирования преступных действий;

б) предметы и документы, которые возникают и формируются в процессе преступной деятельности, осуществляемой на железнодорожном транспорте и объектах транспортной инфраструктуры.

4. Документы и протоколы, отражающие ход и результаты проведения оперативно-розыскных мероприятий, в том числе применение фото- и видеосъемки, аудиозаписи, а также использование иных технических средств.

5. Иные документы, составляющие еще одну группу источников оперативно-розыскных данных как результата поисково-познавательной оперативно-розыскной деятельности, осуществляемой оперативными сотрудниками на железнодорожном транспорте и объектах транспортной инфраструктуры. Это документы, получаемые оперативными сотрудниками в процессе проведения оперативной проверки или комплекса оперативно-розыскных мероприятий. К этой группе источников относятся официальные документы, полученные от уполномоченных на их составление органов транспортной инфраструктуры, соответствующих организаций и должностных лиц, содержащие информацию, важную для раскрытия и расследования преступления (акты документальной ревизии, аудиторские проверки, проведенные до возбуждения уголовного дела, другие документы, отражающие интересующие оперативного сотрудника вопросы).

Поисково-познавательная деятельность оперативных служб по установлению обстоятельств события преступления и лиц, его совершивших, реализуется на всех этапах досудебного производства.

Так, на стадии возбуждения уголовного дела оперативные службы органов внутренних дел на транспорте связывают свою деятельность с установлением обстоятельств и факта преступления, чтобы способствовать органам предварительного расследования в отыскании оснований к возбуждению уголовного дела.

На стадии предварительного расследования преступления использование оперативно-розыскных данных, добытых посредством поисково-познавательной деятельности оперативно-розыскного характера, связано с двумя направлениями: использованием данных фактического характера и реализацией данных информационного характера.

67

Для того чтобы оперативно-розыскные данные фактического характера могли быть признаны материалами расследования, они должны иметь свой источник. Наиболее распространенной формой введения в дело такой информации является рапорт сотрудника, проводившего оперативное мероприятие по криминальным фактам, имевшим место на железнодорожном транспорте и объектах транспортной инфраструктуры. Этот рапорт направляется следователю с письмом руководителя органа дознания, к нему прикладываются оперативные материалы: документы-протоколы, акты, объяснения, а также материальные носители информации (аудио- и видеоносители информации, изъятые предметы, документы и т.п.).

При решении вопроса о приобщении к расследованию поступивших результатов оперативно-розыскной деятельности в виде материальных объектов и использовании их в последующем в качестве доказательств также проводится проверка, которая предполагает: выяснение законности проведения оперативного мероприятия, в результате которого они получены, а также придание имеющейся информации уголовно-процессуальной формы и подтверждение ее достоверности.

Поисково-познавательная деятельность оперативных служб линейных отделов внутренних дел по установлению обстоятельств события преступления и лиц, его совершивших, может осуществляться в процессе отработки пассажиропотока на территории вокзальных комплексов, на платформах и станциях, в ходе сопровождения поездов дальнего следования и электропоездов пригородного сообщения, а также оперативной отработки территорий объектов транспортной инфраструктуры.

Отработка пассажиропотока на территории вокзальных комплексов и сопровождение подвижного пассажирского состава осуществляются сотрудниками оперативных подразделений с целью выявления лиц, совершающих преступления, лиц, находящихся в розыске, и т.п. Цели отработки территории объектов транспортной инфраструктуры заключаются, прежде всего, в установлении лиц, совершающих хищения товарно-материальных ценностей, хранящихся на территории этих объектов.

Оперативные подразделения полиции, в том числе отделения по борьбе с незаконными посягательствами на грузы, осуществляют свою деятельность как самостоятельно, так и посредством взаимодействия со следственными подразделениями. Эта деятельность связана в первую очередь с раскрытием преступлений, установлением лиц, их совершивших, местонахождением лиц, скрывшихся от органов предварительного расследования.

С.А. Данильян утверждает, что «совершенствование взаимодействия систем и участников уголовного судопроизводства на разных стадиях досудебного производства при расследовании преступлений является одной из основных целей управления. Грамотное управление позволяет правильно организовывать взаимодействие, выбирать необходимые формы его осуществления и реализовывать в полной мере с участием возможностей участников уголовного судопроизводства» [1, с. 18].

Рассматривая систему взаимодействия правоохранительных органов в расследовании преступлений, необходимо обратить внимание на то, что эта проблема достаточно хорошо разработана в криминалистике. Однако понятие взаимодействия толкуется не всеми криминалистами однозначно, каждый выделяет тот или иной доминирующий признак.

Первое определение понятия взаимодействия было дано А.Р. Ратиновым, который понимал под ним «основанную на законе согласованную деятельность независимых друг от друга в административном отношении органов следствия и дознания, направленную на раскрытие и расследование конкретного преступления путем наиболее целесообразного сочетания методов и средств, присущих этим органам» [2, с. 87].

В криминалистике выделяют две формы взаимодействия: процессуальную и непроцессуальную.

Традиционное процессуальное взаимодействие в транспортной полиции так же, как и в территориальных органах внутренних дел, традиционно осуществляется посредством направления подразделениями, осуществляющими расследование преступлений, отдельных поручений для производства оперативно-розыскных мероприятий в подразделения органов дознания.

Непроцессуальное взаимодействие основывается на совместных совещаниях относительно плана расследования, формирования версий и обсуждения иных вопросов, связанных с проведением следственных и оперативно-розыскных мероприятий, определением существующей возможности использования тех или иных тактических приемов и средств.

Указанные виды взаимодействия тесно взаимосвязаны, с их помощью происходит оптимизация процесса поисково-познавательной деятельности как самого следователя, так и оперативного сотрудника, что позволяет улучшить качество расследования. Взаимодействие в рамках расследуемого преступления позволяет определить цели и задачи, улучшает качество информированности по всем обстоятельствам совершенного преступления.

68

В ходе осуществления процессуального взаимодействия как в территориальных органах внутренних дел, так и в подразделениях транспортной полиции возникают проблемные моменты, связанные с деятельностью оперативных сотрудников, а также сотрудников, осуществляющих расследование. В первую очередь это связано с формальным подходом к исполнению отдельных поручений со стороны сотрудников оперативных подразделений. Подобную проблему освещает О.П. Грибунов, справедливо отмечая, что «поручения, направляемые следователем (дознавателем) по уголовным делам, выполняются формально, сотрудники оперативных подразделений ограничиваются написанием рапортов о проведении ОРМ, которые не привели к положительным результатам, с их стороны отсутствуют какие-либо предложения, подлежащие внесению в планы расследования» [3, с. 294].

Кроме формального подхода, установлены и иные причины возникновения трудностей в процессе взаимодействия. Так, имеют место факты, когда в отдельных поручениях следователь необоснованно перекладывает на оперативного сотрудника свои обязанности по производству следственных действий, нарушая тем самым нормы уголовно-процессуального законодательства.

Кроме того, следователь не всегда в полной мере отражает в отдельном поручении информацию, что не позволяет оперативному сотруднику установить все интересующие его обстоятельства либо выполнить необходимые действия и оперативно-розыскные мероприятия в полном объеме. Направляя отдельное поручение, сотрудники следственных подразделений часто не указывают интересующие следствие вопросы, не отражают достаточно сведений об источниках информации, фактическом местонахождении тех или иных лиц, несмотря на то, что такие сведения ранее были установлены, и т.п.

Повысить качество исполнения отдельных поручений и эффективного взаимодействия следственных и оперативных подразделений в пределах линейных отделов полиции, на наш взгляд, возможно, усилив контроль со стороны их руководителей и изменив критерии в отчетности о результатах оперативно-розыскной и следственной деятельности сотрудников как оперативных и следственных, так и иных подразделений органов дознания.

В настоящее время для сотрудников оперативных служб положительным результатом оперативно-служебной деятельности является установление лица, совершившего преступление на железнодорожном транспорте и объектах транспортной инфраструктуры, и дача

им признательных показаний, а дальнейшее развитие расследования и ход следствия им малоинтересен. В связи с этим с целью повышения качества расследования, прежде всего, необходимо обеспечить оперативное сопровождение расследуемого преступления (в частности, закрепив за сотрудником оперативного подразделения расследуемый факт), а в качестве положительного результата его работы, а также работы должностного лица, производящего расследование, считать вынесение обвинительного приговора по делу. Следует заметить, что подобная форма взаимодействия возможна не только между следственными и оперативными подразделениями, но и между иными подразделениями органов дознания по направлениям осуществляемой деятельности.

Таким образом, на основании изложенного можно сделать вывод, что оперативное сопровождение расследования в рамках линейных подразделений полиции, или внутреннее взаимодействие, представляет собой комплекс следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, проводимых на основе процессуального и непроцессуального взаимодействия следственных подразделений и подразделений органов дознания, направленных на полное установление обстоятельств события преступления и привлечение к ответственности виновных в совершении преступления лиц.

Не менее важную роль в раскрытии и расследовании преступлений играет взаимодействие транспортных и территориальных органов внутренних дел. Необходимость такого взаимодействия обусловлена тем, что эти органы относятся к единой системе МВД России и выполняют одни и те же функции, направленные на борьбу с преступностью и укрепление правопорядка. Территориальные и линейные подразделения полиции для достижения поставленных перед ними задач используют одни и те же методы, применяют схожие силы и средства.

На первый взгляд, улучшить их взаимодействие возможно путем их объединения, однако этому мешают специфические особенности функционирования железнодорожного транспорта и объектов транспортной инфраструктуры. Мы полагаем, что более эффективно взаимодействие линейных и территориальных органов внутренних дел при расследовании и предупреждении преступлений, розыске скрывшихся преступников и без вести пропавших лиц, установлении личности как живых лиц, так и неопознанных трупов, раскрытии и расследовании других преступлений на железнодорожном транспорте и объектах транспортной инфраструктуры может осущест-

69

вляться лишь в случае изменения принципов территориального обслуживания линейных подразделений.

В настоящее время для транспортной полиции характерен линейный принцип работы, т.е. территория обслуживания одного линейного отдела охватывает несколько субъектов, в связи с чем возникает необходимость взаимодействия сразу с несколькими субъектными территориальными органами внутренних дел. Это приводит к низкой деятельностной координации и в конечном итоге низкой эффективности результатов взаимодействия. Изменение линейного принципа работы на принцип обслуживания объектов транспорта в пределах отдельного субъекта Российской Федерации позволит осуществлять взаимодействие с территориальными органами внутренних дел в рамках одного субъекта, тем самым повысить качество взаимодействия и, соответственно,

1. Данильян С.А. Взаимодействие органов правоохранительной системы. Краснодар, 2016.

2. Практика применения нового уголовно-процессуального законодательства. М., 1962.

3. Грибунов О. П. Теоретические основы и прикладные аспекты раскрытия, расследования и предупреждения преступлений против собственности, совершаемых на транспорте: дис.... д-ра юрид. наук. Ростов н/Д, 2016.

улучшить раскрываемость преступлений и обеспечить их объективное расследование. Повышение качества раскрываемости и иных показателей оперативно-служебной деятельности в таких случаях будет связано с усилением оперативных позиций сотрудников оперативных служб линейных подразделений за счет концентрации взаимодействия в рамках одного территориального органа внутренних дел.

В заключение следует отметить, что правильно организованное как внутреннее взаимодействие сотрудников следственных и оперативных подразделений линейных органов внутренних дел, так и внешнее взаимодействие сотрудников линейных и территориальных органов внутренних дел является важным элементом системы борьбы с преступлениями на железнодорожном транспорте и объектах транспортной инфраструктуры.

1. Danilyan S.A. Interaction of bodies of law-enforcement system. Krasnodar, 2016.

2. Practice of application of the new criminal procedure legislation. Moscow, 1962.

3. Gribunov O.P. Theoretical bases and applied aspects of disclosure, investigation and prevention of the property offenses committed on transport: diss.... Dr of Law. Rostov-on-Don, 2016.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Антонов Алексей Евгеньевич, адъюнкт Белгородского юридического института МВД России им. И.Д. Путилина; e-mail: [email protected]

INFORMATION ABOUT AUTHOR

A.E. Antonov, Adjunct of the I.D. Putilin Belgorod Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: [email protected]

70

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.