Научная статья на тему 'ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ МОЛОДЕЖИ'

ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
434
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / ЗАНЯТОСТЬ / ТРУДОУСТРОЙСТВО / КВОТИРОВАНИЕ РАБОЧИХ МЕСТ / РЫНОК ТРУДА / YOUTH / EMPLOYMENT / JOB QUOTAS / LABOR MARKET

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кобылинская Светлана Викторовна

В статье приведен анализ нормативного правового регулирования занятости молодежи. Выделены позиции, указывающие на особое положение молодежи. Приведены доводы о необходимости формирования отдельного правового регулирования в сфере трудоустройства и занятости молодежи. Рассмотрены перспективы занятости молодежи в свете повышения возраста обращения за пенсией. Внесены предложения по оптимизации мер трудоустройства молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal aspects of youth employment promotion

The article provides an analysis of the normative legal regulation of youth employment. The positions indicating the special situation of young people are highlighted. The arguments about the need to form a separate legal regulation in the field of employment and youth employment are given. The prospects of youth employment in the light of increasing the age of applying for pension are considered. Proposals for optimizing measures for youth employment have been made.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ МОЛОДЕЖИ»

Трудовое право и право социального обеспечения

ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ МОЛОДЕЖИ

КОБЫЛИНСКАЯ Светлана Викторовна,

кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского процесса

ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина».

E-mail: angelkolieva@mail.ru

Краткая аннотация. В статье приведен анализ нормативного правового регулирования занятости молодежи. Выделены позиции, указывающие на особое положение молодежи. Приведены доводы о необходимости формирования отдельного правового регулирования в сфере трудоустройства и занятости молодежи. Рассмотрены перспективы занятости молодежи в свете повышения возраста обращения за пенсией. Внесены предложения по оптимизации мер трудоустройства молодежи.

Abstract. The article provides an analysis of the normative legal regulation of youth employment. The positions indicating the special situation of young people are highlighted. The arguments about the need to form a separate legal regulation in the field of employment and youth employment are given. The prospects of youth employment in the light of increasing the age of applying for pension are considered. Proposals for optimizing measures for youth employment have been made.

Ключевые слова: молодежь, занятость, трудоустройство, квотирование рабочих мест, рынок труда

Keywords: youth, employment, employment, job quotas, labor market.

В настоящее время вопрос об отнесении института «Содействия занятости и трудоустройства» к той или иной отрасли права является дискуссионным среди ученых. Одна группа авторов считает, что данный институт входит в предмет права социального обеспечения, другая группа относит данные отношения в предмет трудового права. Так же существует и иной подход, который относит рассматриваемый институт к комплексному законодательству.

По нашему мнению, отношения в сфере трудоустройства молодежи должны рассматриваться с точки зрения права социального обеспечения, так как они складываются по поводу обеспечения граждан социальной защитой.

Конституция РФ в статье 37 закрепляет государственные гарантии реализации гражданами конституционных прав на труд и социальную защиту от безработицы.

Существует объективная необходимость в отдельном правовом регулировании института трудоустройства и занятости молодежи, так как, во-первых, имеется особый субъектный состав (молодое поколение), во-вторых, это одна из самых уязвимых и соци-

ально не защищенных групп. В свете пенсионной реформы 2018 года может нарушиться баланс спроса и предложения рабочей силы (по возрастному признаку). Не отразится ли это отсутствием рабочих мест для молодежи? Ведь старшее поколение будет продолжать трудовую деятельность дольше прежнего и, соответственно, занимая при этом рабочие места. Притом, что за увольнение работников предпенсионного возраста (период до пяти лет, перед назначением лицу страховой пенсии по старости) введена уголовная ответственность (ст. 144.1 УК РФ) [1]. Сторонники реформы утверждают, что рабочие места для молодежи и для людей старшего поколения это абсолютно разные ниши. Например, по квалификации и отраслям занятости. Представляется требующей дополнительного разъяснения эта позиция. Ведь зачастую именно квалификация и продолжительность стажа являются основанием для отказа в трудоустройстве молодежи.

Ученые выделяют критерии, указывающие на особое положение молодежи в сфере труда. А именно: 1) нежелание работодателей вступать в трудовые отношения с лицами, мо-

ложе 24-26 лет без опыта работы, не оценивая при этом их профессиональные качества; 2) трудности, связанные с адаптацией в современных условия, а именно, с профессиональным и социальным самоопределением, а также с трудоустройством; 3) перекос на рынке труда в сторону нехватки специалистов в области точных наук, и, наоборот, переизбыток специалистов в сфере гуманитарных наук; 4) высокая мобильность на рынке труда молодежи; 5) низкая конкурентоспособность в сравнении с другими возрастными группами; 6) достаточно высокий уровень безработицы [2, с. 328].

Все приведенные доводы говорят о необходимости отдельного правового регулирования в сфере трудоустройства и занятости молодежи. Данный вывод подтверждается в международных актах, таких как Резолюция Международной организации труда от 16 июня 1998 года «О занятости молодежи» [3], где прямо акцентируется внимание необходимости в особом правовом закреплении института занятости молодежи.

В соответствии с последними данными федеральной службы государственной статистики в декабре 2017 доля безработных в возрасте до 25 составляет 23,8% , в том числе в возрасте 15-19 лет - 4,7%, 20-24 лет - 19,1%. Высокий уровень безработицы отмечался в возрастной группе 15-19 лет (35,4%) и 20-24 лет (14,1%) [4]. По мнению Адриановской Т.Л. «рост безработицы среди молодых кадров ведет не только к ухудшению уровня жизни семьи молодого человека, но и к серьезным экономическим потерям» [5, с. 64-68].

Основополагающим документом в регулировании отношений, связанных с трудоустройством, является Закон РФ от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» [6], который определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики в области занятости населения. Данный закон закрепляет основные полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, а также участие органов местного самоуправления в области содействия занятости населения. Среди полномочий органов государственной власти субъ-

ектов РФ содержится норма, регулирующая организацию временного трудоустройства безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет, имеющих среднее профессиональное образование и ищущих работу впервые, а органы местного самоуправления имеют право участвовать организации и финансировании временного трудоустройства безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет, имеющих среднее профессиональное образование и ищущих работу впервые.

Необходимо отметить, что в данном законе нет обособленных норм, регулирующих трудоустройство и занятость молодежи. В нашей стране предпринимались попытки в регулировании вопросов занятости молодежи посредством внесения проектов федеральных законов, например, Проект Федерального закона от 8 мая 2007 года № 428343-4 «О государственной молодежной политике в Российской Федерации» [7], где одним из приоритетных направлений является создание условий для более полного включения молодежи в социально-экономическую, политическую и культурную жизнь государства и общества. Постановлением ГД ФС РФ от 07.03.2017 № 1070-7 ГД "О проекте федерального закона № 428343-4 «О государственной молодежной политике в Российской Федерации» он был отклонен. Были приняты Правительством РФ распоряжения, а именно, распоряжение Правительства РФ от 18 декабря 2006 года № 1760-р «Об утверждении Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации» [8], которое содержало проект «Карьера», где закреплялись основные цели и мероприятия, проводимые для достижения поставленных целей.

В ранее действовавшем законодательстве, например, статья 181 Кодекса законов о труде Российской Федерации от 9 декабря 1971 года [9], пункт 22 статьи 50 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» [10], предусматривались нормы об обязательном квотировании рабочих мест для трудоустройства молодежи. Современное законодательство не закрепляет подобного рода нормы, за исключением постановления Верховного Совета Российской Федерации от 3 июня 1993 года № 5090-1 «Об основных направле-

ниях государственной молодежной политики в Российской Федерации», где для всех предприятий, учреждений и организаций предусматривается установление обязательных квот для приема на работу молодых граждан.

На сегодняшний день законодатели внесли на рассмотрение проект Федерального закона 4 марта 2015 года № 736673-6 «О квотировании рабочих мест» [11], в котором содержится статья о категориях людей, для которых вводится квотирование, а именно, для молодежи (лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет, выпускники учреждений начального и среднего профессионального образования в возрасте от 18 до 24 лет, высшего профессионального образования в возрасте от 21 года до 26 лет, ищущих работу впервые). Уже 6 апреля 2015 он был снят с рассмотрения [12].

Ряд специалистов в области вопросов занятости и трудоустройства указывают на то обстоятельство, что «как и Закон о занятости населения в РФ, так и другие акты на уровне федерации направлены на ограничение защиты в области трудоустройства группы лиц, испытывающие трудности в поиске работы, для которых ранее существовало квотирование рабочих мест» [13, с. 45], что, с точки зрения права социального обеспечения, не является верным.

Данная проблема во многом решается за счет принятия региональных нормативных актов, которые закрепляют и регулируют институт квотирования рабочих мест для молодежи. Например, Закон Краснодарского края от 8 февраля 2000 года № 231-КЗ «О квотировании рабочих мест в Краснодарском крае», устанавливается квота для несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет, имеющих среднее профессиональное образование и ищущих работу впервые [14], Закон Московской области от 25 апреля 2008 года № 53/2008-ОЗ «О квотировании рабочих мест» устанавливает квоту для несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, выпускников профессиональных образовательных организаций в возрасте до 20 лет, ищущих работу впервые [15].

На практике встречаются случаи оспаривания данных законов субъектов РФ, кон-

кретным подтверждением чего является Решение Московского областного Суда от 21.02.2012 г. № 3-22/2012. В указанном деле ООО «Арал Плюс» обратился в Московский Областной суд с заявлением о признании недействующим Закона Московской области от 25 апреля 2008 года № 53/2008-ОЗ «О квотировании рабочих мест». Суд отказал в удовлетворении требований, ссылаясь на то, что оспариваемый закон не противоречит федеральному законодательству, а также принят Московской областной Думой в пределах полномочий, предоставленных ей федеральным законом [16].

Примером государственной политики в области содействия занятости безработных на территории субъектов РФ могут служить такие акты как: постановление Главы Администрации (Губернатора) Краснодарского края от 16 ноября 2015 года № 1036 «Об утверждении государственной программы Краснодарского края «Содействие занятости населения» и о признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов глава администрации (губернатора) Краснодарского края» [17], постановление Правительства Ставропольского края от 28 декабря 2012 года № 554-п «Об утверждении государственной программы Ставропольского края «Развитие сфере труда и занятости населения» [18].

Данные документы закрепляют основные направления политики на рынке труда, а именно, создание условий, способствующие эффективному развитию трудоустройства социально незащищенных категорий граждан, в том числе и молодежи, а также реализация всех намеченных подпрограмм, которые позволят сохранить стабильную ситуацию на рынке труда.

В Краснодарском крае действует государственное казенное учреждение «Молодежный кадровый центр», главной целью которого является трудоустройство молодежи и развитие студенческого трудового движения. Данный центр предоставляет уникальную возможность найти работу с помощью проведения ежеквартальных ярмарок, а также образование и продвижение студенческих отрядов как форму занятости молодежи.

В нашей стране в настоящий момент активно развивается такая форма занятости как молодежное предпринимательство. В распоря-

жении Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 года № 2403-р «Об утверждении Основ государственной молодежной политики в Российской Федерации на период до 2025 года» содержится легальное определение «молодежного предпринимательства», под которым понимается предпринимательская деятельность граждан в возрасте до 30 лет, а также юридических лиц (субъектов малого и среднего предпринимательства), средний возраст штатных работников которых, а также возраст руководителя не превышает 30 лет либо в уставном (складочном) капитале которых доля вкладов лиц не старше 30 лет превышает 75 процентов.

Такое развитие не случайно, так как главной целью в обществе является воспитание самостоятельной и независимой личности. Реализация вышеупомянутой цели происходит через государственную поддержку молодежного предпринимательства (помощь в составлении бизнес-планов; оказание материальной поддержки; обучение, направленное на формирование у молодых людей навыков бизнес планирования и т.п.) [19, с. 5].

В качестве положительного примера реализации на практике региональной молодежной политики в сфере трудоустройства может служить созданное в Краснодарском крае государственное бюджетное учреждение Краснодарского края «Молодежный центр «Инвен-тум», которое ведет свою работу по направлениям: 1) вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность; 2) вовлечение молодежи в инновационную деятельность; 3) координация деятельности молодежных многофункциональных центров «Навигатор» и т.д.

Следует сказать также об органах местного самоуправления, которые в соответствии со статьей 7.2 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» принимают участие в решении вопросов трудоустройства, в том числе и путем принятия и исполнения правовых актов на территории соответствующего муниципального образования, специально регулирующих вопросы трудоустройства молодежи.

Таким образом, исследовав основные

аспекты вопроса трудоустройства и занятости молодежи, можно сделать выводы:

1) необходимо отдельное правовое регулирование института трудоустройства и занятости молодежи, так как имеется особый субъектный состав (молодое поколение), и это самая уязвимая и социально незащищенная группа и иные причины, рассмотренные ранее;

2) основным нормативным правовым актом, регулирующий занятость и трудоустройство молодежи, является Закон РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», который закрепляет как компетенцию органов государственной власти и органов местного самоуправления, так и определяет основы эффективного решения проблем трудоустройства отдельных возрастных молодых людей. Но все же данный закон требует некоторых корректировок, а именно, внесение статей, посвященных регулированию занятости молодежи, вне зависимости от возраста, а также введение норм о квотировании рабочих мест и т.п.;

3) более эффективно и продуктивно решаются вопросы трудоустройства молодежи на региональном уровне, на котором создаются и успешно осуществляют свою деятельность различные молодежные ресурсные центры, а также центры по развитию молодежного предпринимательства, которые оказывают различного рода помощь молодым людям;

4) органы местного самоуправления способствуют активному развитию и решению проблем трудоустройства молодежи непосредственно на местах путем проведения различных мероприятий и реализации муниципальных программ за счет средств местного бюджета.

На основе проведенного анализа нормативных правовых актов разного уровня, следует внести предложения, касающиеся правового регулирования трудоустройства и занятости молодых людей, а именно:

1) создать на базе учреждений профессионального образования службу по содействию в трудоустройстве выпускников;

2) закрепить социальные гарантии и льготы для молодых специалистов (например, льготный проезд на общественном транспорте, компенсация оплаты коммунальных услуг, льгот-

ные условия при предоставлении кредита на развитие индивидуального предпринимательства молодыми людьми т.д.);

3) предоставлять льготы по налогам и сборам работодателям при принятии на работу молодых людей;

Библиография:

4) возмещать расходы в связи с самостоятельным переездом в другую местность для трудоустройства по предложению службы занятости;

5) квотировать рабочие места для молодежи.

1. Постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации о Федеральном законе «О внесении изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации» от 3 октября 2018 года № 411-СФ // Справочная правовая система «Гарант»: Правовая компьютерная программа «Платформа F 1».

2. Басов Н.Ф. Социальная работа с молодежью. - М., 2015. - С. 328.

3. О занятости молодежи: Резолюция Международной организации труда от 16 июня 1998 года // Справочная правовая система «Гарант»: Правовая компьютерная программа «Платформа F 1».

4. Официальный сайт федеральной службы статистики: Режим доступа: http://www.gks.ru/

5. Степанов А., Адриановская Т.Л. Проблема трудоустройства среди молодежи // Очерки новейшей камералистики. -2015. - № 1. - С. 64-68.

6. О занятости населения в Российской Федерации: Закон РФ от 19 апреля 1991 года № 1032-1 с изм. и доп. от 3 июля 2018 года // СЗ РФ. 1996. № 17. Ст. 1915.

7. О Государственной молодежной политике в Российской Федерации: Проект Федерального закона от 8 мая 2007 года № 428343-4 // Справочная правовая система «Гарант»: Правовая компьютерная программа «Платформа F 1».

8. О Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации: Распоряжение Правительства РФ от 18 декабря 2006 № 1760-р (утратило силу на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 года № 2403-р) // СЗ РФ. 2006. № 52 (ч. III). Ст. 5622.

9. Кодекс законов о труде Российской Федерации: утв. ВС РСФСР 9 декабря 1971 года (утратил силу 24.01.2002 г.) // Ведомости ВС РСФСР. 197. № 50. Ст. 1007.

10. Об образовании: Закон РФ от 10 июля 1992 года №3266-1 (утратил силу с 1 сентября 2013 года в связи с принятием Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ) // СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 150.

11. О квотировании рабочих мест: Проект Федерального закона от 4 марта 2015 года № 736673-6 // Справочная правовая система «Гарант»: Правовая компьютерная программа «Платформа F 1».

12. Выписка из протокола заседания Совета ГД ФС РФ от 6 апреля 2015 года № 232 «О проекте Федерального закона N 736673-6 «О квотировании рабочих мест» // Справочная правовая система «Гарант»: Правовая компьютерная программа «Платформа F 1».

13. Серегина Л. В. Квотирование рабочих мест для граждан, испытывающих трудности в поиске работы // Журнал Трудовое право. - 2007. - № 3. - С. 45.

14. О квотировании рабочих мест в Краснодарском крае: Закон Краснодарского края от 8 февраля 2000 года № 231-КЗ с изм. и доп. от 25 декабря 2015 года // Кубанские новости. 200. № 37.

15. О квотировании рабочих мест: Закон города Москвы от 22 декабря 2004 года № 90 с изм. и доп. от 30 апреля 2014 года // Вестник Мэра и Правительства Москвы. 2005. № 3.

16. Решение Московского областного суда Московской области от 21 февраля 2012 года № 3-22/2012 / 2015 // Архив Московского областного суда за 2012 год.

17. Об утверждении государственной программы Краснодарского края «Содействие занятости населения» и о признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов глава администрации (губернатора) Краснодарского края: Постановление Главы Администрации (Губернатора) Краснодарского края от 16 ноября 2015 года № 1036 // Справочная правовая система «Гарант»: Правовая компьютерная программа «Платформа F 1».

18. О некоторых мерах по реализации Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации»: Постановление Правительства Ставропольского края от 13 апреля 2012 года № 134-п с изм. и доп. от 23 сентября 2015 года // Ставропольская правда. 2012. № 97-98.

19. Миронова Л. К. Современные подходы в управлении занятости молодежи // Вестник Саратовского государственного технического университета. - 2009. - № 1. - С. 5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.