УДК 316.334.2
Бойцова Светлана Владимировна
кандидат педагогических наук Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова
boyzo va_s@mail. ш
МЕХАНИЗМЫ СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ БЕЗРАБОТНОЙ МОЛОДЕЖИ
В статье рассматриваются основные аспекты содействия занятости и трудоустройства молодежи, вопросы профилактики безработицы, особенности социальной работы с данной категорией граждан. Дана характеристика ключевых направлений по повышению эффективности деятельности в системе занятости.
Ключевые слова: содействие занятости, трудоустройство, безработная молодежь, социальная защита.
Социально-экономическое положение в стране и мире определило в качестве ключевых проблему включения профессионально активных граждан в трудовую деятельность. Складывающаяся ситуация на рынке труда во многом влияет на социальное и экономическое благополучие в государстве и обществе. Особым сегментом на рынке труда выступает молодежь как кадровый резерв (учащиеся профессиональных учебных заведений) и работающие в экономике граждане в возрасте до 30 лет. Под рынком труда данной категории граждан понимается социальнодемографический сегмент экономики, подчиняющийся собственным закономерностям, которые необходимо учитывать в государственной политике занятости.
Специалисты выделяют в качестве основных характеристик молодежи, влияющих на профессиональную компетентность, следующие: неустойчивость жизненных установок, отсутствие производственного стажа и опыта работы, низкая конкурентоспособность на локальном рынке труда. В то же время, в отличие от других социально-уязвимых групп населения (инвалиды, женщины, граждане предпенсионнного возраста и др.), молодежь является наиболее перспективной категорией рабочей силы. Для данной категории граждан характерны профессиональная мобильность, активность, готовность включаться в инновационные преобразования. Все это необходимо учитывать при организации социальной работы с безработными гражданами в возрасте от 14 до 30 лет.
Основным нормативно-правовым актом, направленным на решение вопроса содействия занятости молодежи, является Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 года № 1032-1. Данный документ определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики занятости, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав молодых граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы.
В законе под занятостью понимается деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации
и приносящая им, как правило, заработок, трудовой доход. Документ характеризует понятие «безработица» как сложное социально-экономическое явление, при котором часть экономически активного населения, в частности молодые люди, желающая работать на условиях найма или создания собственного дела, не могут реализовать (применить) свою рабочую силу из-за отсутствия подходящих рабочих мест (предложений) и лишаются, вследствие этого, основного дохода (заработной платы) [7, с. 1].
К безработным в нашей стране, в соответствии с имеющимся законодательством, относят трудоспособных граждан, не имеющих работы и заработка (трудового дохода), проживающих на территории России, зарегистрированных в органах службы занятости по месту жительства в целях поиска подходящей работы, ищущих ее и готовых приступить к ней. На основании российского законодательства безработными не могут быть признаны граждане, не достигшие 16-летнего возраста, и трудоспособные граждане, проходящие очный курс профессионального обучения [7, с. 2].
Безработица среди молодежи - это неотъемлемая часть локального рынка труда, она имеет как позитивные, так и негативные последствия, которые выражаются в социальных и экономических аспектах. В целом в стране происходит снижение объемов производства, как следствие - сокращение налогов. Для конкретного человека незанятость влечет за собой потерю регулярного дохода, необходимого для его жизнедеятельности, и, как следствие, целый комплекс экономических, социальных и психологических проблем. При этом безработица является одним из важнейших условий эффективного функционирования рыночной экономики.
Содействие занятости молодежи - сложная, многоплановая проблема, носящая межведомственный характер. Она находится на стыке интересов целого ряда структур - системы социальной защиты населения, образования, культуры, спорта и др. Заинтересованными в активном включении молодежи в профессиональную деятельность являются и работодатели.
Для создания эффективных условий обеспечения занятости населения, решение адресных проблем безработного и членов его семьи в 1991 году
162
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 5, 2013
© Бойцова С.В., 2013
были созданы государственные службы занятости, осуществляющие комплексное регулирование вопросов трудовой сферы. На локальном рынке труда вопросы содействия в трудоустройстве населения решают региональные центры занятости. Для эффективной работы в системе занятости во многих регионах были открыты специализированные, направленные на содействие занятости молодежи центры занятости. Молодежная биржа труда (МБТ), агентства, центры трудоустройства и информации (МЦТИ) оказывают услуги по профессиональной ориентации, содействию в поиске работы и в трудоустройстве гражданам в возрасте от 14 до 30 лет. Основной целью деятельности данных учреждений является создание благоприятных условий для интеграции молодежи на рынке труда, адаптации ее к современным требованиям профессиональной подготовки и квалификации, снижение социальной напряженности на локальном рынке труда. К особым категориям, на которые направлена деятельность данных учреждений, относят: несовершеннолетних в возрасте от 14 лет; учащихся и выпускников профессиональных учебных заведений; молодых женщин, воспитывающих малолетних детей, и др.
Эффективным средством социальной защиты молодежи являются реализация определенных государством гарантий по страхованию от безработицы и социальная поддержка в случае наступления вынужденной незанятости.
Согласно существующему законодательству государство гарантирует молодым гражданам, имеющим статус безработного: выплату пособия, стипендии в период профессиональной подготовки, повышение квалификации, переподготовку по направлению органов службы занятости, возможность участия в оплачиваемых общественных работах и др.
В системе мер активной политики занятости особое место занимает профессиональная подготовка, переподготовка безработных граждан, основанная на комплексной профессиональной ориентации. Данное направление в деятельности службы занятости направлено на решение следующих задач: повышение конкурентоспособности молодежи на рынке труда; сокращение уровня безработицы среди молодых граждан; изменение профессионально-квалификационного состава трудовых ресурсов в соответствии с потребностями экономики; минимизация финансовых издержек государства.
Приоритетное право на данную форму социальной защиты имеют молодые инвалиды, длительно не работающие граждане (по истечении шестимесячного периода безработицы), уволенные с военной службы, выпускники профессиональных учебных учреждений, граждане, впервые ищущие работу и при этом не имеющие профессии (специальности), и др. Профессиональная пригодность работника с учетом уровня его профессиональной
подготовки определяется в соответствии с документами об образовании, профессиональной квалификации, записями в трудовой книжке.
В практике работы в системе занятости широкое распространение получила включенность молодежи в оплачиваемые общественные работы. Под общественными работами понимается трудовая деятельность, имеющая социально полезную направленность и организуемая в качестве дополнительной социальной поддержки безработных граждан. Участие граждан в общественных работах допускается только с их согласия. При этом учитываются состояние здоровья, возрастные и профессиональные особенности человека. Общественная работа позволяет снизить социальную напряженность, при этом часть молодых безработных обеспечивается рабочими местами с оплатой труда.
Граждане при обращении в службу занятости имеют право на получение консультации, информации по вопросам трудового законодательства, ситуации на рынке труда, имеющимся вакансиям и др. При этом регистрироваться в качестве безработного не нужно.
Центры занятости на муниципальном уровне решают не только социальные, экономические, но и психологические проблемы неработающих граждан. Практика социальной деятельности специалиста в системе занятости показывает, что наиболее эффективной представляется упреждающая комплексная психологическая помощь молодым безработным, включающая в себя: консультирование, психодиагностику, коррекцию, психопрофилактику и разного вида психотерапии. Социальная адаптация безработных граждан эффективно осуществляется в ходе группового взаимодействия в «Клубе ищущих работу». Участие в деятельности клуба позволяет молодым людям преодолеть негативные психологические последствия безработицы, активизировать их к самостоятельному поиску работы.
В рамках Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации определяется совокупность приоритетных направлений, ориентированных на молодежь, включающих задачи, связанные с участием молодежи в реализации приоритетных национальных проектов.
Одним из приоритетных направлений данной Стратегии по вопросам занятости и трудоустройства молодых людей является проект «Карьера».
Основными его целями являются:
1) самоопределение молодежи на рынке труда;
2) развитие моделей и форм вовлечения молодежи в трудовую и экономическую деятельность, направленную на решение вопросов самообеспечения молодежи [5, с. 4].
Указанный проект адресован молодым людям от 14 до 30 лет, участникам рынка труда. По видам и сложностям работ, которые может выполнять молодой человек в соответствии с российским за-
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 5, 2013
163
конодательством, аудитория этого проекта может быть условно разделена на следующие группы:
1) от 14 до 18 лет - несовершеннолетние участники, выполняющие временные работы на основе частичной занятости и ответственности;
2) от 18 до 30 лет - совершеннолетние участники, в основном обучающиеся и студенты, занятые на сезонных и временных работах, а также участники, частично занятые во время учебы;
3) молодые люди, получившие профессиональное образование и осуществляющие поиск первого рабочего места.
По отношению к первой группе предусматривается оказание содействия в организации трудовой практики и приобщения молодых людей к труду и решению задач самообеспечения. В отношении второй группы молодежи будут поддержаны мероприятия, направленные на построение эффективных самостоятельных взаимоотношений с участниками рынка труда, стимулирование развития творческой активности молодежи и ее ответственности за свое будущее. Применительно к третьей группе внедряются эффективные формы и механизмы взаимодействия субъектов рынков труда в решении вопросов трудоустройства молодежи.
Содействие занятости молодежи можно организовать по нескольким направлениям, исходя из комплексного решения основных проблем, которые складываются на российском рынке труда:
1. Реализация превентивных мер по профилактике безработицы среди молодежи: образование молодежи, содействие профессиональной подготовке молодёжи, развитие предпринимательской инициативы, самозанятости, создание специальных предприятий и рабочих мест для молодежи, создание средств массовой информации для молодежи по аспектам занятости и трудоустройства, повыше-
ние эффективности правового регулирования молодёжной политики.
2. Содействие занятости безработной молодежи: реализация мер активной политики занятости, изменение порядка приема молодых специалистов на работу, квотирование для них рабочих мест, организация ярмарок вакансий и учебных мест.
Данные направления социальной работы являются дополняющими друг друга, и для наиболее оптимального решения проблемы занятости молодежи целесообразно их совместное комплексное и целенаправленное применение.
Таким образом, под основными механизмами содействия занятости молодежи понимают комплексные меры, направленные на повышение профессиональной компетентности и вовлечения граждан в возрасте от 14 до 30 лет в профессиональную деятельность.
Библиографический список
1. Основы социальной работы: учеб. пособие / под ред. Н.Ф. Басова. - 4-е изд. - М., 2008.
2. Социальная работа / под ред. Н.Ф. Басова. -2-е изд. - М., 2010.
3. Социальная работа с молодежью: учеб. пособие / под ред. Н.Ф. Басова. - 4-е изд. - М., 2012.
4. Социальная работа с различными группами населения: учеб. пособие / под ред. Н.Ф. Басова. -М., 2012.
5. Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации от 18 декабря 2006 г., № 1760-р.
6. Трудовой кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002 года, № 97-ФЗ.
7. Федеральный закон от 19 апреля 1991 г. № 1032 - «О занятости населения в Российской Федерации».
164
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 5, 2013