Научная статья на тему 'Механизмы содействия занятости безработной молодежи'

Механизмы содействия занятости безработной молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
3495
519
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОДЕЙСТВИЕ ЗАНЯТОСТИ / ТРУДОУСТРОЙСТВО / БЕЗРАБОТНАЯ МОЛОДЕЖЬ / СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА. И ПРИНОСЯЩАЯ ИМ / КАК ПРАВИЛО / ЗАРАБОТОК / ТРУДОВОЙ ДОХОД / PROMOTING EMPLOYMENT / EMPLOYMENT / UNEMPLOYED YOUTH / SOCIAL DEFENSE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Бойцова Светлана Владимировна

В статье рассматриваются основные аспекты содействия занятости и трудоустройства молодежи, вопросы профилактики безработицы, особенности социальной работы с данной категорией граждан. Дана характеристика ключевых направлений по повышению эффективности деятельности в системе занятости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mechanisms to facilitate the employment of unemployed youth

Key aspects of promoting employment and employment of youth, the prevention of unemployment, especially social work with young citizens are considered in the article. Description of key areas to enhance efficiency in the employment system is given.

Текст научной работы на тему «Механизмы содействия занятости безработной молодежи»

УДК 316.334.2

Бойцова Светлана Владимировна

кандидат педагогических наук Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

boyzo va_s@mail. ш

МЕХАНИЗМЫ СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ БЕЗРАБОТНОЙ МОЛОДЕЖИ

В статье рассматриваются основные аспекты содействия занятости и трудоустройства молодежи, вопросы профилактики безработицы, особенности социальной работы с данной категорией граждан. Дана характеристика ключевых направлений по повышению эффективности деятельности в системе занятости.

Ключевые слова: содействие занятости, трудоустройство, безработная молодежь, социальная защита.

Социально-экономическое положение в стране и мире определило в качестве ключевых проблему включения профессионально активных граждан в трудовую деятельность. Складывающаяся ситуация на рынке труда во многом влияет на социальное и экономическое благополучие в государстве и обществе. Особым сегментом на рынке труда выступает молодежь как кадровый резерв (учащиеся профессиональных учебных заведений) и работающие в экономике граждане в возрасте до 30 лет. Под рынком труда данной категории граждан понимается социальнодемографический сегмент экономики, подчиняющийся собственным закономерностям, которые необходимо учитывать в государственной политике занятости.

Специалисты выделяют в качестве основных характеристик молодежи, влияющих на профессиональную компетентность, следующие: неустойчивость жизненных установок, отсутствие производственного стажа и опыта работы, низкая конкурентоспособность на локальном рынке труда. В то же время, в отличие от других социально-уязвимых групп населения (инвалиды, женщины, граждане предпенсионнного возраста и др.), молодежь является наиболее перспективной категорией рабочей силы. Для данной категории граждан характерны профессиональная мобильность, активность, готовность включаться в инновационные преобразования. Все это необходимо учитывать при организации социальной работы с безработными гражданами в возрасте от 14 до 30 лет.

Основным нормативно-правовым актом, направленным на решение вопроса содействия занятости молодежи, является Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 года № 1032-1. Данный документ определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики занятости, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав молодых граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы.

В законе под занятостью понимается деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации

и приносящая им, как правило, заработок, трудовой доход. Документ характеризует понятие «безработица» как сложное социально-экономическое явление, при котором часть экономически активного населения, в частности молодые люди, желающая работать на условиях найма или создания собственного дела, не могут реализовать (применить) свою рабочую силу из-за отсутствия подходящих рабочих мест (предложений) и лишаются, вследствие этого, основного дохода (заработной платы) [7, с. 1].

К безработным в нашей стране, в соответствии с имеющимся законодательством, относят трудоспособных граждан, не имеющих работы и заработка (трудового дохода), проживающих на территории России, зарегистрированных в органах службы занятости по месту жительства в целях поиска подходящей работы, ищущих ее и готовых приступить к ней. На основании российского законодательства безработными не могут быть признаны граждане, не достигшие 16-летнего возраста, и трудоспособные граждане, проходящие очный курс профессионального обучения [7, с. 2].

Безработица среди молодежи - это неотъемлемая часть локального рынка труда, она имеет как позитивные, так и негативные последствия, которые выражаются в социальных и экономических аспектах. В целом в стране происходит снижение объемов производства, как следствие - сокращение налогов. Для конкретного человека незанятость влечет за собой потерю регулярного дохода, необходимого для его жизнедеятельности, и, как следствие, целый комплекс экономических, социальных и психологических проблем. При этом безработица является одним из важнейших условий эффективного функционирования рыночной экономики.

Содействие занятости молодежи - сложная, многоплановая проблема, носящая межведомственный характер. Она находится на стыке интересов целого ряда структур - системы социальной защиты населения, образования, культуры, спорта и др. Заинтересованными в активном включении молодежи в профессиональную деятельность являются и работодатели.

Для создания эффективных условий обеспечения занятости населения, решение адресных проблем безработного и членов его семьи в 1991 году

162

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 5, 2013

© Бойцова С.В., 2013

были созданы государственные службы занятости, осуществляющие комплексное регулирование вопросов трудовой сферы. На локальном рынке труда вопросы содействия в трудоустройстве населения решают региональные центры занятости. Для эффективной работы в системе занятости во многих регионах были открыты специализированные, направленные на содействие занятости молодежи центры занятости. Молодежная биржа труда (МБТ), агентства, центры трудоустройства и информации (МЦТИ) оказывают услуги по профессиональной ориентации, содействию в поиске работы и в трудоустройстве гражданам в возрасте от 14 до 30 лет. Основной целью деятельности данных учреждений является создание благоприятных условий для интеграции молодежи на рынке труда, адаптации ее к современным требованиям профессиональной подготовки и квалификации, снижение социальной напряженности на локальном рынке труда. К особым категориям, на которые направлена деятельность данных учреждений, относят: несовершеннолетних в возрасте от 14 лет; учащихся и выпускников профессиональных учебных заведений; молодых женщин, воспитывающих малолетних детей, и др.

Эффективным средством социальной защиты молодежи являются реализация определенных государством гарантий по страхованию от безработицы и социальная поддержка в случае наступления вынужденной незанятости.

Согласно существующему законодательству государство гарантирует молодым гражданам, имеющим статус безработного: выплату пособия, стипендии в период профессиональной подготовки, повышение квалификации, переподготовку по направлению органов службы занятости, возможность участия в оплачиваемых общественных работах и др.

В системе мер активной политики занятости особое место занимает профессиональная подготовка, переподготовка безработных граждан, основанная на комплексной профессиональной ориентации. Данное направление в деятельности службы занятости направлено на решение следующих задач: повышение конкурентоспособности молодежи на рынке труда; сокращение уровня безработицы среди молодых граждан; изменение профессионально-квалификационного состава трудовых ресурсов в соответствии с потребностями экономики; минимизация финансовых издержек государства.

Приоритетное право на данную форму социальной защиты имеют молодые инвалиды, длительно не работающие граждане (по истечении шестимесячного периода безработицы), уволенные с военной службы, выпускники профессиональных учебных учреждений, граждане, впервые ищущие работу и при этом не имеющие профессии (специальности), и др. Профессиональная пригодность работника с учетом уровня его профессиональной

подготовки определяется в соответствии с документами об образовании, профессиональной квалификации, записями в трудовой книжке.

В практике работы в системе занятости широкое распространение получила включенность молодежи в оплачиваемые общественные работы. Под общественными работами понимается трудовая деятельность, имеющая социально полезную направленность и организуемая в качестве дополнительной социальной поддержки безработных граждан. Участие граждан в общественных работах допускается только с их согласия. При этом учитываются состояние здоровья, возрастные и профессиональные особенности человека. Общественная работа позволяет снизить социальную напряженность, при этом часть молодых безработных обеспечивается рабочими местами с оплатой труда.

Граждане при обращении в службу занятости имеют право на получение консультации, информации по вопросам трудового законодательства, ситуации на рынке труда, имеющимся вакансиям и др. При этом регистрироваться в качестве безработного не нужно.

Центры занятости на муниципальном уровне решают не только социальные, экономические, но и психологические проблемы неработающих граждан. Практика социальной деятельности специалиста в системе занятости показывает, что наиболее эффективной представляется упреждающая комплексная психологическая помощь молодым безработным, включающая в себя: консультирование, психодиагностику, коррекцию, психопрофилактику и разного вида психотерапии. Социальная адаптация безработных граждан эффективно осуществляется в ходе группового взаимодействия в «Клубе ищущих работу». Участие в деятельности клуба позволяет молодым людям преодолеть негативные психологические последствия безработицы, активизировать их к самостоятельному поиску работы.

В рамках Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации определяется совокупность приоритетных направлений, ориентированных на молодежь, включающих задачи, связанные с участием молодежи в реализации приоритетных национальных проектов.

Одним из приоритетных направлений данной Стратегии по вопросам занятости и трудоустройства молодых людей является проект «Карьера».

Основными его целями являются:

1) самоопределение молодежи на рынке труда;

2) развитие моделей и форм вовлечения молодежи в трудовую и экономическую деятельность, направленную на решение вопросов самообеспечения молодежи [5, с. 4].

Указанный проект адресован молодым людям от 14 до 30 лет, участникам рынка труда. По видам и сложностям работ, которые может выполнять молодой человек в соответствии с российским за-

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 5, 2013

163

конодательством, аудитория этого проекта может быть условно разделена на следующие группы:

1) от 14 до 18 лет - несовершеннолетние участники, выполняющие временные работы на основе частичной занятости и ответственности;

2) от 18 до 30 лет - совершеннолетние участники, в основном обучающиеся и студенты, занятые на сезонных и временных работах, а также участники, частично занятые во время учебы;

3) молодые люди, получившие профессиональное образование и осуществляющие поиск первого рабочего места.

По отношению к первой группе предусматривается оказание содействия в организации трудовой практики и приобщения молодых людей к труду и решению задач самообеспечения. В отношении второй группы молодежи будут поддержаны мероприятия, направленные на построение эффективных самостоятельных взаимоотношений с участниками рынка труда, стимулирование развития творческой активности молодежи и ее ответственности за свое будущее. Применительно к третьей группе внедряются эффективные формы и механизмы взаимодействия субъектов рынков труда в решении вопросов трудоустройства молодежи.

Содействие занятости молодежи можно организовать по нескольким направлениям, исходя из комплексного решения основных проблем, которые складываются на российском рынке труда:

1. Реализация превентивных мер по профилактике безработицы среди молодежи: образование молодежи, содействие профессиональной подготовке молодёжи, развитие предпринимательской инициативы, самозанятости, создание специальных предприятий и рабочих мест для молодежи, создание средств массовой информации для молодежи по аспектам занятости и трудоустройства, повыше-

ние эффективности правового регулирования молодёжной политики.

2. Содействие занятости безработной молодежи: реализация мер активной политики занятости, изменение порядка приема молодых специалистов на работу, квотирование для них рабочих мест, организация ярмарок вакансий и учебных мест.

Данные направления социальной работы являются дополняющими друг друга, и для наиболее оптимального решения проблемы занятости молодежи целесообразно их совместное комплексное и целенаправленное применение.

Таким образом, под основными механизмами содействия занятости молодежи понимают комплексные меры, направленные на повышение профессиональной компетентности и вовлечения граждан в возрасте от 14 до 30 лет в профессиональную деятельность.

Библиографический список

1. Основы социальной работы: учеб. пособие / под ред. Н.Ф. Басова. - 4-е изд. - М., 2008.

2. Социальная работа / под ред. Н.Ф. Басова. -2-е изд. - М., 2010.

3. Социальная работа с молодежью: учеб. пособие / под ред. Н.Ф. Басова. - 4-е изд. - М., 2012.

4. Социальная работа с различными группами населения: учеб. пособие / под ред. Н.Ф. Басова. -М., 2012.

5. Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации от 18 декабря 2006 г., № 1760-р.

6. Трудовой кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002 года, № 97-ФЗ.

7. Федеральный закон от 19 апреля 1991 г. № 1032 - «О занятости населения в Российской Федерации».

164

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 5, 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.