УДК 331.5-053.81(470.620)
Мурзаева Елена Сергеевна
соискатель кафедры государственной политики и государственного управления Кубанского государственного университета 53256@mail.ru
ЗАНЯТОСТЬ МОЛОДЕЖИ В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ: СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ
Исследовано состояние занятости молодежи и проблемы, связанные с их трудоустройством. Раскрыто понятие занятости, основные формы занятости, технологии по обеспечению занятости молодежи, определена эффективность этой деятельности. Проведен анализ программ занятости для молодежи в крае. Выявленные трудности связанны с низкой заработной платой, отсутствием опыта работы, необходимостью совмещать работу с обучением, отсутствием инициативы для участия в программных мероприятиях.
Ключевые слова: занятость, уровень занятости, молодежь, государственная политика содействия занятости, безработица, уровень безработицы, долгосрочные целевые программы.
Трудоустройство молодых специалистов относится к актуальным проблемам современного общества. Молодежь представляет собой большую социально-возрастную группу. Она активна, но в то же время социально не защищена. Молодые люди испытывают множество сложностей при трудоустройстве, связанных как с необходимостью совмещать работу с учебой, так и с отсутствием опыта работы.
У многих из них завышенные требования к будущей работе. На решение проблем занятости молодежи направлена деятельность краевых органов власти, принятие целевых долгосрочных программ.
Разработка и реализация государственной политики в области содействия занятости населения относится к полномочиям федеральных органов государственной власти. Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» определяет занятость как деятельность граждан, связанную с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащую законодательству Российской Федерации и приносящую, как правило, им заработок, трудовой доход [1].
Технологии по обеспечению занятости молодежи реализуются органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Их можно условно разделить на семь групп:
1) контроль за обеспечением государственных гарантий в области занятости молодежи;
2) регистрация молодых граждан в целях
Murzaeva Elena Sergeevna
Postgraduate student of the Department of State Policy and State Management of Kuban State University 53256@mail.ru
YOUTH EMPLOYMENT IN KRASNODAR TERRITORY: CONDITION AND PROBLEMS
The condition of youth employment and the problems connected with it are investigated. The concept of employment, the basic forms of employment, technologies on maintenance of youth employment are revealed; efficiency of this activity is defined. The analysis of programmes for youth employment in the territory is carried out. The revealed difficulties are connected with low salary, absence of experience, necessity to combine work with education, absence of initiative for participation in programmed events.
Key words: employment, occupation level, youth, state policy on employment assistance, unemployment, rate of unemployment, long-term target programmes.
содействия в поиске подходящей работы, а также регистрация молодежи с 16-летнего возраста в качестве безработных;
3) оказание государственных услуг (содействие в поиске подходящей работы; организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест; организация профессиональной ориентации молодежи в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения; психологическая поддержка, профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации молодых граждан; осуществление социальных выплат молодым людям, признанным безработными; проведение оплачиваемых общественных работ; организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые; социальная адаптация на рынке труда; содействие самозанятости);
4) разработка и реализация региональных программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости молодежи;
5) проверка, выдача обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений законодательства о занятости молодежи, привлечение виновных лиц к ответственности;
6) принятие мер по устранению обстоятельств и причин выявленных нарушений зако-
нодательства о занятости, в том числе молодежи;
7) обобщение практики применения и анализ причин нарушений законодательства о занятости молодежи в субъекте Российской Федерации, а также подготовка соответствующих предложений по совершенствованию данного законодательства.
В соответствии с Законом Краснодарского края «О государственной молодежной политике в Краснодарском крае» одним из основных направлений государственной молодежной политики в крае является государственное содействие экономической самостоятельности молодых граждан и реализация их права на труд, которое осуществляется в двух формах: государственное содействие решению проблемы занятости молодежи и государственная поддержка предпринимательской деятельности молодых граждан [2].
Уровень безработицы, зарегистрированный в органах государственной службы занятости, - это отношение численности безработных, зарегистрированных в органах государственной службы занятости, к численности экономически активного населения в рассматриваемом периоде, в процентах. То есть в данном случае учитываются только безработные, зарегистрированные в органах государственной службы занятости.
В отдельных нормативных правовых актах по вопросам молодежного трудоустройства приведен порядок оценки эффективности их действия. Так, согласно стратегии государственной молодежной политики в РФ для развития моделей и форм вовлечения молодежи в трудовую и экономическую деятельность предусмотрен проект «Карьера». В качестве основного критерия оценки эффективности данного проекта будет рассматриваться влияние предпринимаемых мер на улучшение положения молодежи в российском обществе, на динамику и качество ее общественной и социально-экономической активности. Предполагается разработка системы измерителей, позволяющих сопоставить качественное улучшение положения молодежи с общими показателями развития ситуации в стране. Источником исходной информации станут данные мониторингов положения занятости молодежи в России [3].
В Краснодарском крае оценка эффективности реализации долгосрочных краевых целевых программ осуществляется по единой методике [4]. Она включает в себя прогноз социальных и экономических результатов с указанием их динамики по годам, совокупного бюджетного эффекта от реализации целевой программы и вклада целевой программы в развитие Краснодарского края, технико-экономическое обоснование целевой программы. Система критериев, используемая для оценки эффективности про-
грамм, основана на расчете трех компонентов: достижение целевых индикаторов и показателей эффективности программы (^0, обеспечение финансирования программных мероприятий (^) и степень выполнения запланированных мероприятий (К3).
По данным Росстата, уровень занятости населения в целом по Российской Федерации в феврале 2011 г. составил 62,7%. Молодежи до 25 лет среди безработных насчитывается 25,9%, в том числе в возрасте 15-19 лет - 4,4%, 20-24 лет - 21,6%. Высокий уровень безработицы отмечается в возрастной группе 15-19 лет (30,3%) и 20-24 лет (16,3%). 26,5% безработных не имеют опыта трудовой деятельности. В феврале 2011 г. их численность составила 1,5 млн чел. Данная группа безработных формируется преимущественно из числа молодежи (12,8% -за счет молодежи до 20 лет, 47,9% - от 20 до 24 лет, 20,6% - 25-29 лет).
Самый низкий уровень безработицы, соответствующей критериям МОТ, отмечается в Центральном федеральном округе (4,6%), самый высокий - в Северо-Кавказском федеральном округе (16,9%). В Южном федеральном округе уровень безработицы составляет 8,4% [5].
Для решения проблемы занятости и трудоустройства несовершеннолетних в каникулярный период с 2004 г. реализуется система занятости несовершеннолетних граждан через организацию работы подростков в составе подростковых трудовых бригад в муниципальных образованиях края по ремонту и восстановлению детских дворовых площадок и клубов по месту жительства в рамках краевых программ.
За время работы подростковых трудовых бригад временно трудоустроены 2 588 подростков группы «социального риска» в возрасте от 14 до 18 лет, созданы условия для самореализации личности работающих подростков, произведен ремонт и восстановлено 789 детских дворовых площадок и 77 клубов по месту жительства в муниципальных образованиях края [6].
При формировании краевых программ занятости населения учитывается специфика трудоустройства молодых граждан и предусматриваются специальные разделы (подпрограммы), отражающие государственную политику в области занятости молодежи. Так, разработана и действует Ведомственная целевая программа реализации государственной молодежной политики в Краснодарском крае «Молодежь Кубани» на 2011 - 2013 гг. [7]. Можно выделить два приоритетных направления в сфере занятости молодежи:
1) мероприятия, направленные на содействие экономической самостоятельности молодых граждан, социальное обслуживание молодежи, организация трудового воспитания, профессионального самоопределения и занятости молодежи (организация и проведение акций,
фестивалей, конкурсов, слетов, поддержка студенческих трудовых отрядов, развитие волонтерского движения, участие в международных, всероссийских и межрегиональных мероприятиях и др.);
2) мероприятия, направленные на вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность (организация и проведение конкурсов, теле-, радиопрограмм, акций, круглых столов, семинаров, размещение информации в СМИ, сети Интернет, создание центра развития молодежного предпринимательства и др.).
На реализацию первого направления предусмотрено финансирование в размере 19 350 тыс. р. Результатом реализации мероприятий должно стать трудоустройство 15 тыс. молодых граждан ежегодно с 2011 по 2013 гг. При этом в студенческих трудовых отрядах планируется задействовать от 28 до 30 чел.;
На реализацию второго направления планируется выделить 6 300 тыс. р. Результатом реализации мероприятий должно стать создание новых рабочих мест: в 2011 г. - 125, в
2012 г. - 130 , в 2013 г. -135.
В краевой целевой программе содействия занятости населения Краснодарского края на 2011-2013 гг. выделены основные направления по обеспечению занятости молодежи:
1) оказание помощи молодежи в их самоопределении путем проведения профессиональной диагностики и профконсультаций при помощи мобильных центров занятости населения в целях недопущения роста молодежной безработицы;
2) организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время;
3) организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих ра-
боту впервые;
4) организация и проведение акции «Новые тимуровцы» для несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в рамках временного трудоустройства в свободное от учебы время с выплатой материальной поддержки [8].
Социально-экономический эффект от реализации программы выражается в следующем:
По первому направлению планируется задействовать не менее 5 тыс. чел. ежегодно. Источником финансирования установлен краевой бюджет в форме субвенций из федерального бюджета.
По второму направлению планируется трудоустроить не менее 40 тыс. чел. ежегодно. Предусмотрены средства краевого бюджета, всего 47 160 тыс. руб.
По третьему направлению предусматривается трудоустройство не менее 700 чел. ежегодно за счет средств краевого бюджета, всего 4 180 тыс. р.
По четвертому направлению планируется привлечь не менее 10 тыс. чел. ежегодно. Источники финансирования - краевой бюджет в форме субвенций из федерального бюджета.
Таким образом, основная работа по решению проблем занятости молодежи возложена на краевые, местные органы власти. Эффективность их деятельности зависит не только от финансирования мероприятий по занятости молодежи, эффективной работы центров занятости, но и от стремления молодежи к труду, к участию в реализации программ. В настоящее время важная проблема трудоустройства молодежи - это низкая зарплата для молодых специалистов. Центры занятости, конечно, не могут обеспечить работой всю кубанскую молодежь. Однако обратившимся оказывается реальная помощь. А оценка эффективности программ к
2013 г. в сравнении с показателями за предыдущие периоды покажет динамику изменений.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. О занятости населения в Российской Федерации: Закон РФ от 19.04.91 № 1032-1 // СЗ РФ. 1996. № 17. Ст. 1915.
2. О государственной молодежной политике в Краснодарском крае: Закон Краснодарского края от 04.03.98 № 123-КЗ // Информационный бюллетень ЗС Краснодарского края. 1998. № 27.
3. Об утверждении Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации: Распоряжение Правительства РФ от 18.12. 06. № 1760-р // СЗ РФ. 2006. № 52 (ч. 3). Ст. 5622.
4. Об утверждении порядка разработки и реализации долгосрочных краевых целевых программ: Постановление главы администрации Краснодарского края от 03.09.07 № 763 // Кубанские новости. 2009. № 135.
5. Сайт Росстата URL: http://www.gks.ru (дата обращения 19.07.2011).
6. О программе социально-экономического развития Краснодарского края до 2012 года: Закон Краснодарского края от 03.02.2009 № 1692-КЗ // Кубанские новости. 2009. № 17.
7. Об утверждении ведомственной целевой программы реализации государственной молодежной политики в Краснодарском крае «Молодежь Кубани» на 2011-2013 годы: Постановление главы администрации Краснодарского края от 23.11.10 № 1040 // Кубанские новости. 2010. № 212.
8. Об утверждении долгосрочной краевой целевой программы «Содействие занятости населения Краснодарского края на 2011-2013 годы»: Постановление главы администрации Краснодарского края от 10.11.10 № 981 // Кубанские новости. 2010. № 199.