Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 6. 2005, вып.1
Е. В. Некрасова
БЕЗРАБОТНАЯ МОЛОДЕЖЬ
КАК ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ
Одной из наиболее острых социально-экономических проблем современной российской молодежи является проблема трудоустройства. На сегодняшний день именно молодежь относится к наиболее незащищенным категориям на рынке труда, образуя многочисленную группу безработных. Отсутствие опыта работы и профессионализма ставит молодое поколение в невыгодные условия по сравнению с более старшими возрастными группами, лишая его конкурентоспособности, стабильного заработка и должного уровня социальной защищенности.
По данным Департамента федеральной государственной службы занятости населения по Санкт-Петербургу, на 1 февраля 2004 г., 20,9% общей численности всех зарегистрированных безработных составляют молодые люди от 16 до 29 лет.1 Уровень молодежной безработицы превышает средние показатели по Российской Федерации, составляющие 8,6% экономически активного населения. Так, для возрастной категории 20-24-летних эта разница исчисляется в 1,7 раза, для молодежи 15-19 лет -3 раза2. Соответственно 14,4 и 27,3% представителей данных категорий молодежи не имеют возможности трудоустройства. Лишь в молодежной подгруппе 25-29-летних уровень безработицы приближается к среднероссийскому и составляет 9% экономически активного населения данной подгруппы.
С экономической точки зрения под безработицей понимается «превышение предложения труда над спросом на труд».3 В связи с этим безработица представляет собой «социально-экономическое явление, состоящее в том, что некоторая часть экономически активного населения страны какое-то время или постоянно не имеет работы и заработка»4. По мнению Р.И. Капелюшникова и Н.Т. Вишневской, характерной чертой безработицы является устойчивая межгрупповая дифференциация, порождающая социальные и экономические проблемы, что «усиливает неравенство в распределении доходов, способствуя концентрации бедности в определенных сегментах общества».5 Можно констатировать, что некоторые социально-демографические группы «обречены» на отсутствие работы либо на низкий уровень заработка, приводящий в конечном итоге к отсутствию средств существования. И молодежь относится именно к таким категориям.
Как отмечает Т.К. Горохова, помимо экономического безработица имеет и «социальный» портрет, характеризующийся ростом аномийных явлений, психологических и психических расстройств, снижением адаптивных свойств человека, ухудшением здоровья, изменением взаимоотношений с окружающими. Продолжительный период безработицы снижает конкурентоспособность личности, лишает ее возможности получить работу. Растет число «хронических» (застойных) безработных, которые воспроизводят сами себя, а значит, в будущем в нашем обществе ожидается появление целого поколения людей, работающих время от времени, случайно появляющихся на рынке труда, находящихся на иждивении общества или перебива-
© Е. В. Некрасова, 2005
ющихся случайными заработками. Возникает особый социум со своей моралью, образом жизни, мотивацией к труду.6 Таким образом, феномен длительной безработицы способен формировать тип личности, для которого труд не является ценностью.
Аксиологический аспект профессиональной занятости особенно актуален в молодежной среде. По свидетельству И.И. Сигова, в настоящее время «приоритет отдается не интенсивному труду с высокой творческой отдачей и профессионализмом работника, а "некоторой деятельности", направленной лишь на получение большой прибыли (любыми средствами, включая незаконные, криминальные действия)».7 Как считает К. Кязимов, «многие молодые люди, и это характерно практически для всех регионов, предпочли неформальную занятость, прежде всего, в сфере торговли».8 В этом случае может иметь место профессиональная деградация молодых «неформалов», работающих «за деньги» в ущерб профессиональному совершенствованию. По мнению В. Гимпельсона, остается неизвестным, продолжает ли молодежь приобретать образование, необходимое для перехода в формальную экономику, лишь временно подрабатывая в неформальном секторе, или находится в своеобразной «ловушке».9 Если верно последнее, то тогда мы имеем дело со своего рода «неформальным гетто», особым сегментом рынка труда. Вовлекая молодых людей, неформальный сектор дает им заработок и специфические навыки, отрезая при этом возможные пути к продолжению образования и затрудняя выход из создавшегося положения. Прививаемая и быстро усваиваемая молодыми людьми культура труда (например, на вещевом или продовольственном рынке) может стать непреодолимым барьером для последующего перехода в формальный сектор.
Как справедливо отмечал В.Т.Лисовский, «отторжение значительного числа представителей подрастающего поколения от учебы и труда, от общественно полезных форм деятельности способствует криминализации поведения. Процесс шоковой коммерциализации разрушает профессиональное становление личности. Спекулятивный рынок во многом искажает трудовую мотивацию и нравственную этику, формирует асоциальный тип личности».10 В современном российском обществе примерно 6-10% молодежи допускают реальную возможность лишить жизни другого человека при условии, что им хорошо за это заплатят." Таким образом, отсутствие труда и нормального заработка не только деформирует ценностные ориентации в трудовой сфере, но и нивелирует саму ценность человеческой жизни, приводя к антигуманному и аморальному поведению.
Безработица может быть фактором неформальной занятости, т.е. официально незарегистрированной трудовой деятельности, которая предполагает отсутствие юридического оформления отношений найма. Это явление рассматривается как определенная совокупность существующих в национальной экономике производственных отношений, которые находятся вне государственного и общественного регулирования и контроля.12 Во-первых, это ведет к фактической ликвидации социальных гарантий и правовой защиты молодых работников. Эксплуатация рабочей силы за счет систематического нарушения работодателями норм трудового права влечет за собой ухудшение здоровья и снижение качества трудового потенциала России, включая психофизиологические, интеллектуальные, социальные, социально-психологические и духовные потенции населения. Во-вторых, неконтролируемость процессов неформальной занятости служит причиной роста ее криминальной составляющей. Одним из видов неформальной занятости становится нелегальная экономическая деятельность, охватывающая те виды производства товаров или услуг, которые запрещены существующим законодательством: наркобизнес, контрабанда (включая тор-
говлю людьми и нелегальную переправку их через границу), торговля оружием, производство и реализация порнографической продукции, проституция, бандитизм и др. Зачастую такого рода занятость носит завуалированный характер, будучи официально «прикрыта» каким-либо вполне легальным видом деятельности. Неконтролируемость процессов в сфере занятости в совокупности с многообразными нарушениями законодательства ведет к криминализации рынка труда. Молодые люди, ищущие работу, могут стать соучастниками либо жертвами криминального бизнеса.
Процессы социальной дезорганизации, кризисы во всех подсистемах общественного организма являются предпосылками возникновения социальной напряженности. Одними из основных факторов социальной напряженности между обществом и молодежными группами могут выступать «ущемление прав, законных интересов молодежи, создание искусственных препятствий на пути ее самореализации в законных формах».13 Социальная напряженность во многом определяется уровнем и формами интеграции общества в целом. Т. Парсонс определял феномен социальной напряженности как тенденцию к нарушению равновесия в балансе обмена между двумя или более компонентами системы. Изучение социальной напряженности предполагает выявление и анализ таких нарушений. Напряжение во взаимоотношениях молодежи и социальных институтов необходимо исследовать исходя из того, что общество и его отдельные институты дают молодому поколению и что, в свою очередь, молодежь возвращает обществу. Социум в лице его различных институтов и организаций призван содействовать молодежи в получении образования, профессионального статуса, обретении семьи, возможности самореализации, в социальной безопасности и др. Если молодежь получает все необходимое, то она, как правило, успешно интегрируется в существующие социальные структуры. В том случае, если отдельные слои молодежи сталкиваются с препятствиями, не позволяющими им интегрироваться в общество, адаптироваться к его институтам, возникает социальное напряжение. Тогда молодежь обращается к девиантным формам поведения, пытается создавать социально-напряженные ситуации.
При анализе социальной напряженности в отношениях молодежи и общества необходимо опираться на следующие принципы:
1) учет специфических для молодежи и ее отдельных подгрупп особенностей сознания и поведения;
2) определение объективного положения молодежи в общественных структурах и вытекающих из этого положения объективных возможностей социализации, адаптации, самореализации и самоутверждения молодежных групп;
3) изучение того, как те или иные общественные институты, организации, группы действуют (или бездействуют) по отношению к молодежи;
4) исследование реакций молодых людей на действия или бездействие тех или иных структур;
5) рассмотрение взаимодействия молодежных групп и работающих (не работающих) с ними общественных структур.
Только изучая процесс развития отношений молодежи и отдельных общественных структур, можно выявить динамику социальной напряженности, определить причины и условия ее формирования, обозначить мотивы и линии поведения всех субъектов социально-напряженных ситуаций. В частности, нетрудно предположить, что безработная молодежь, не имеющая возможности легального заработка, может избрать преступную линию поведения либо организовать молодежный бунт. Таким образом, ущемление права на труд, неисполнение государством своих обязанностей
перед молодежью ведут к возникновению социальной напряженности и возможности социального взрыва. В силу изложенного наиболее рациональным выходом из сложившейся ситуации является качественная и эффективная государственная молодежная политика, в первую очередь касающаяся непосредственно реализации права молодых людей на труд и защиту от безработицы.
Право на труд, а также на достойное вознаграждение за работу и защиту от безработицы закреплено в международных и российских нормативно-правовых документах. По мнению В.П. Милецкого, данные права занимают особое место в законодательстве наряду с такими как право на социальное обеспечение, отдых, образование и др. «Их осуществление предусматривает активное участие государства в обеспечении и защите этих прав и свобод».'4 Среди международных документов, регламентирующих право на труд, основными служат Всеобщая Декларация прав человека (1948 г.), Международный Пакт ООН об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.), Европейская Социальная Хартия (1961 г.), Конвенции Международной Организации Труда, Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950 г.) и др.
Во Всеобщей Декларации прав человека, принятой 10 декабря 1948 г., было дано «первое зрелое и систематизированное изложение основополагающих и фундаментальных прав».'5 Право на труд и защиту от безработицы содержится в ст. 23 Декларации:
1) каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы;
2) каждый человек, без какой-либо дискриминации, имеет право на равную оплату за равный труд;
3) каждый работающий имеет право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование для него самого и его семьи и дополняемое, при необходимости, другими средствами социального обеспечения.
Согласно ст. 7 Международного Пакта ООН об экономических, социальных и культурных правах, участвующие в настоящем Пакте государства признают права каждого на справедливые и благоприятные условия труда, включая, в частности, вознаграждение, обеспечивающее, как минимум, справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности без какого бы то ни было различия.
Европейская Социальная Хартия, подписанная членами Совета Европы 18 октября 1961 г., содержит положение, согласно которому каждый человек должен иметь возможность зарабатывать себе на жизнь свободно избранным трудом. Договаривающиеся стороны признают в качестве цели своей политики создание условий, обеспечивающих эффективное осуществление данного права (часть I). Согласно части II, ст.1 Хартии, в целях обеспечения эффективного осуществления права на труд договаривающиеся стороны обязуются:
1) признать в качестве одной из основных целей и обязанностей достижение и поддержание как можно более высокого и стабильного уровня занятости, подразумевая достижение полной занятости;
2) обеспечить эффективную защиту права трудящихся зарабатывать себе на жизнь свободно избранным трудом;
3) обеспечить или содействовать соответствующей профессиональной ориентации, подготовке и переподготовке.
Конвенция МОТ № 168, принятая в 1988 г. и вступившая в силу в 1991 г., явля-
ется пересмотренной Конвенцией 1934 г. «О безработице». Согласно ст. 2 действующей Конвенции, «каждое государство, подписавшее данный документ, принимает соответствующие меры для координации своей системы защиты от безработицы и своей политики в области занятости». В ст. 26 раздела VII «Специальные положения для лиц, впервые обращающихся с заявлением о трудоустройстве» указано: государства принимают во внимание тот факт, что имеется много категорий ищущих работу лиц, которые в прошлом не признавались безработными. Согласно предписанным условиям, наряду с другими указанными лицами, ищущими работу, социальные пособия получает молодежь, завершившая:
- профессиональную подготовку;
- образование;
- прохождение обязательной военной службы.
Основным принципом Конвенции МОТ №111 «Дискриминация в области труда и занятий» (1958 г.) является поощрение равенства возможностей в области труда и занятости. Конвенция определяет главную цель - содействовать равенству возможностей путем определения и проведения государствами, ратифицировавшими Конвенцию, национальной политики, направленной на искоренение всякой дискриминации в отношении труда и занятости. В Конвенции № 122 «О политике в области занятости» (1964 г.) отмечается, что в целях ликвидации безработицы и неполной занятости каждое государство осуществляет в качестве главной цели активную политику, направленную на содействие полной, продуктивной и свободной занятости. Данная политика имеет целью обеспечение того, чтобы имелась работа для всех, кто готов приступить к ней.
Согласно ст. 37 Конституции Российской Федерации, труд свободен, и каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. На основании ст.1 Закона «О занятости населения в РФ» гражданам принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к производительному и творческому труду. Согласно п. 2 ст. 5 Закона, государственная политика в области занятости населения направлена на обеспечение равных возможностей всем гражданам в реализации права на труд и свободный выбор занятости; поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, содействие развитию их способностей к производительному и творческому труду.
Главные направления и приоритеты деятельности органов государственной власти по осуществлению государственной политики в области занятости населения содержатся в Концепции действий на рынке труда на 2003-2005 гг., принятой 6 мая 2003 г. Правительством РФ. В ней отмечено, что политика в сфере занятости должна быть направлена на повышение гибкости рынка труда, развитие эффективной занятости населения, совершенствование системы управления занятостью, создание условий для снижения уровня безработицы и обеспечения социальной поддержки безработных граждан. На основании анализа и прогноза социально-экономической сферы в концепции уточняются факторы, которые будут оказывать влияние на развитие российского рынка труда в 2003-2005 гг. Среди них можно выделить следующие:
1) увеличение численности населения трудоспособного возраста, что обусловлено вступлением в трудоспособный возраст значительной части граждан, родившихся в 1980-е годы;
2) сохранение тенденции превышения предложения рабочей силы над спросом;
3) проблема прогноза потребности рынка труда в специалистах определенных
профессий и квалификации и связанных с ним программ подготовки специалистов в системе профессионального образования;
4) сохранение высокого уровня неэффективной занятости;
5) рост напряженности на рынке труда в сельской местности, обусловленный ростом численности трудоспособного населения и увеличением общей и регистрируемой безработицы;
6) сохранение значительной дифференциации в сфере занятости и напряженной ситуации на рынке труда в субъектах Российской Федерации;
7) наличие нелегальной миграции, осложняющей ситуацию с нелегальными видами занятости;
8) сохранение низкой конкурентоспособности на рынке труда отдельных категорий граждан, обусловленной ужесточением требований работодателей. К таким категориям, согласно Концепции, в первую очередь относится молодежь без практического опыта работы.
Ключевые задачи действий органов государственной власти на рынке труда -разработка и реализация комплекса мер в социально-трудовой сфере, которые позволят в последующем в качественно новых экономических условиях повысить эффективность занятости населения. Приоритетными направлениями действий на рынке труда, непосредственно касающимися занятости молодежи, являются:
1) обеспечение социальных гарантий гражданам, потерявшим работу, и усиление социальной защиты неконкурентоспособных на рынке труда групп населения (в том числе молодежи);
2) повышение конкурентоспособности рабочей силы на основе ее адекватного соответствия требованиям рынка труда посредством развития системы непрерывного профессионального образования, включающего базовое и дополнительное образование, а также профессиональную подготовку;
3) разработка механизма определения потребности организаций в выпускниках учреждений профессионального образования всех уровней, а также определение критериев оценки эффективности вложения бюджетных средств в профессиональное образование молодежи;
4) создание системы контроля качества образования, позволяющей осуществить структурную перестройку профессионального образования всех уровней с учетом потребностей рынка труда;
5) развитие профессиональной ориентации школьников, повышение их мотивации к трудовой деятельности по профессиям, специальностям, востребованным на рынке труда;
6) улучшение профессиональной ориентации и психологической поддержки населения;
7) разработка системы профессиональных стандартов, которая заложит требования к профессиональному уровню работников с учетом обеспечения качества и производительности выполняемых работ;
8) совершенствование профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан в целях повышения их конкурентоспособности на рынке труда и возможности скорейшего трудоустройства;
9) внедрение эффективных механизмов профилирования безработных граждан, предусматривающих разделение категорий зарегистрированных безработных на группы: половозрастные; социально-профессиональные; различающиеся по степени активности и методам поиска работы;
10) реализация принципа адресности в работе служб занятости, ориентированного на слабозащищенные категории населения;
11) создание экономических и социальных условий для ликвидации факторов, обусловливающих наличие элементов дискриминации на рынке труда по половозрастному, национальному и иным признакам;
12) обеспечение для социально незащищенных категорий граждан (в частности, некоторых категорий молодежи) возможности получения в полном объеме предоставляемых органами службы занятости услуг по повышению их конкурентоспособности на рынке труда;
13) разработка и реализация специальных программ трудоустройства, профессиональной ориентации и профессионального обучения; внедрение новых социально ориентированных технологий, современных форм обучения (таких как дистанционное и модульное); развитие специальной инфраструктуры органов службы занятости.
Механизм реализации Концепции предполагает разработку и осуществление мероприятий по созданию правовых, финансово-экономических и организационно-методических условий для развития рынка труда и содействия занятости населения.
Данные направления, изложенные в Концепции, относятся к мероприятиям по трудоустройству в области государственной молодежной политики, которая является частью единой политики государства,16 «молодежным срезом» государственной (национальной, региональной, муниципальной) социально-экономической политики и представляет собой систему мер по установлению и поддержанию определенного социального статуса молодежи.'7 «Можно утверждать, что государственная молодежная политика-это интегрирование отдельных программ и проектов, касающихся молодежи, в единое целое при усилении регулирующей роли современного государства».18
Государственная молодежная политика включает в себя молодежную политику всех структур государства, государственных органов федерального и регионального уровней, законодательной и исполнительной ветвей власти. В деятельности одних структурных частей государственного управления государственная молодежная политика представлена многоаспектно (органы образования, здравоохранения, культуры); в других - вопросы жизнедеятельности молодежи являются частью общей политики, но с конкретизацией, дифференциацией в отношении молодежи (органы занятости населения, социального обеспечения). Государственная молодежная политика входит в уставы, конституции субъектов Федерации, в установочные документы органов местного самоуправления, т.е. конституируется как важное направление государственной деятельности. Эффективность государственной молодежной политики выражается в качестве жизни подрастающего поколения, в его соответствии существующим в стране (регионе) социально-экономическим условиям. Данное качество обеспечивается комплексом мер правового, социально-экономического, духовно-нравственного, психологического, организационного характера, что создает условия для самовыражения молодежи и социальной защиты таких ее категорий, как молодые безработные, подростки, инвалиды, студенты, беженцы и т.д. 19
В России молодежная политика выделилась в самостоятельную сферу государственной деятельности относительно недавно. Сам термин вошел в отечественную юридическую систему в 1991 г. с принятием Закона «Об общих началах государственной молодежной политики в СССР».20 Если обратиться к истории молодежной политики в советский период, то можно увидеть, что государство являлось един-
ственным монопольным работодателем. До начала 1991 г. (пока не был принят Закон «О занятости населения в Российской Федерации») действовал законодательно закрепленный принцип всеобщей занятости. Для каждого предприятия регламентировался численный и профессионально-квалификационный состав работников (в том числе и по возрастному признаку), уровень оплаты труда; их руководители обладали конкретными полномочиями по найму и увольнению кадрового состава; сфера занятости была лишена гибкости. На большинстве предприятий имелись излишки рабочей силы, но, несмотря на данное обстоятельство, администрации все равно предписывалось нанимать рабочую силу. Условия выхода молодежи на рынок труда были жестко регламентированы. Приток молодых кадров происходил двумя путями: для выпускников школ и лиц, закончивших профессионально-технические училища и решивших идти на производство, осуществлялось бронирование рабочих мест; выпускники других учебных заведений распределялись с учетом вакансий с обязательным условием работы на данном месте в течение нескольких лет. Действовала четко отлаженная система распределения выпускников. Формирование комплекса рыночных отношений в сфере занятости началось с изменения приоритетов государственной политики, выражающегося в отказе от требования обязательности труда и сохранения за государством лишь функции содействия трудоустройству граждан. Данное обстоятельство в совокупности с расширением прав руководителей в вопросах найма и увольнения работников привело к социальной незащищенности многих категорий граждан, и в первую очередь молодежи. В создавшихся условиях государственная политика в отношении молодого поколения приобретает большое значение. В рамках молодежной политики особое внимание следует уделить проблеме трудоустройства.
В Санкт-Петербурге молодежная политика нашла выражение в таких нормативных правовых документах, как: Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 24 февраля 2004 г. «О Программе содействия занятости населения Санкт-Пе-тербурга на 2004 год»; Закон Санкт-Петербурга «О молодежи и молодежной политике» от 16 февраля 2004 г.; Закон Санкт-Петербурга «О квотировании рабочих мест для трудоустройства молодежи» от 28 ноября 2003 г.
Основной целью Программы содействия занятости населения является максимальное содействие реализации прав граждан на труд при осуществлении эффективной занятости. Для достижения указанной цели предусмотрено выполнение следующих приоритетных задач:
1) совершенствование правовой базы в сфере занятости населения;
2) повышение уровня эффективности занятости населения с достойным уровнем оплаты труда;
3) усиление социальной защиты неконкурентоспособных на рынке труда групп населения, развитие системы общественных работ;
4) предоставление профориентационных услуг и обеспечение психологической поддержки населения;
5) повышение конкурентоспособности рабочей силы на основе ее адекватного соответствия требованиям рынка труда путем развития системы профессионального образования, повышения квалификации и переподготовки безработных граждан, незанятого и работающего населения, включая расширение возможностей для непрерывного образования;
6) снижение деформаций на рынке труда: скрытой безработицы, теневой занятости, несвоевременной выплаты заработной платы, необоснованных различий в размере оплаты труда по видам деятельности и др.
К мероприятиям Программы, касающимся трудоустройства молодежи, относятся:
1) содействие в трудоустройстве молодежи (16-29 лет), обратившейся за помощью в поиске работы;
2) содействие в организации временного трудоустройства молодежи, в том числе несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет (включая детей-сирот, детей-инвалидов, детей, состоящих на учете в органах внутренних дел);
3) содействие в организации временного трудоустройства безработных граждан в возрасте 18-20 лет из числа выпускников начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые;
4) квотирование рабочих мест для трудоустройства молодежи;
5) организация работы городского Центра профориентации и трудоустройства молодежи «Выбор»;
6) подготовка и проведение Дня карьеры для выпускников образовательных учреждений высшего профессионального образования;
7) подготовка и проведение гарантированных собеседований работодателей со студентами старших курсов и выпускниками образовательных учреждений профессионального образования;
8) проведение специализированных межрайонных ярмарок вакансий и учебных рабочих мест для молодежи;
9) обеспечение организационно-методической поддержки указанных мероприятий.
Законом Санкт-Петербурга «О молодежи и молодежной политике» определяются гарантии занятости молодежи, которые должны обеспечиваться посредством:
1) создания дополнительных рабочих мест, специализированных ученических мест для несовершеннолетних, а также установления организациям в соответствии с федеральным законодательством квот приема на работу выпускников учреждений .среднего профессионального образования и лиц моложе 18 лет, особо нуждающихся в социальной защите;
2) развития городской системы профессиональной ориентации молодежи;
3) поддержки деятельности негосударственных организаций, содействующих занятости молодежи в городе;
4) содействия деятельности центров социально-трудовой реабилитации инвалидов из числа молодежи, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
5) поддержки организаций, обеспечивающих вторичную занятость учащихся дневной формы обучения;
6) проведения временных, сезонных и общественных работ для молодежи.
Законом «О квотировании рабочих мест для трудоустройства молодежи», действующим в Санкт-Петербурге с 8 октября 1997 г., определяются размер квоты и категории лиц, имеющих право на трудоустройство в рамках квоты. Согласно ст. 6, ежегодно в бюджете города предусматриваются средства для выплат работодателям за организацию квотируемых рабочих мест. С 2004 г. выплата работодателям за организацию одного квотируемого рабочего места не может превышать 1100 рублей в месяц и производится в течение календарного года со дня трудоустройства. В ст. 1 данного Закона указаны категории лиц, особо нуждающиеся в социальной защите и направляемые органами Федеральной государственной службы занятости населения, исполнительными органами государственной власти и органами внутренних дел в порядке трудоустройства. К ним относятся:
1)лица, обучающиеся в образовательных учреждениях высшего профессионального образования по очно-заочной (вечерней), заочной формам обучения;
2) выпускники общеобразовательных учреждений, учреждений начального, среднего, высшего профессионального образования, прошедшие итоговую аттестацию (вне зависимости от ее результатов) с получением соответствующего документа об образовании (справки, свидетельства, диплома) и желающие устроиться на работу в течение календарного года после окончания соответствующего учебного заведе-
3) граждане, уволенные с военной службы по призыву в течение года со дня увольнения из Вооруженных Сил Российской Федерации;
4) граждане, освободившиеся из мест лишения свободы в течение года со дня освобождения;
5) граждане, прошедшие курс лечения и реабилитации от наркомании;
6) лица моложе 18 лет, испытывающие трудности в поиске работы.
Данные законодательные инициативы при условии их эффективной реализации могут стать хорошей базой для осуществления молодежью своего права на труд и защиту от безработицы.
Обобщая вышеизложенное, можно заключить, во-первых, что современная экономическая ситуация на российском рынке труда, выражающаяся в отсутствии равновесия между спросом на рабочую силу и ее предложением при явном превышении последнего, наиболее характерна для молодежи как одной из наименее конкурентоспособных категорий населения. Таким образом, молодежь образует одну из самых многочисленных групп безработных.
Во-вторых, сам феномен безработицы характеризуется наличием целого ряда негативных последствий как для личности молодого человека, так и для общества в целом. Потеря ценностных ориентиров, ухудшение здоровья, увеличение степени вовлеченности молодежи в криминальный бизнес, социальная напряженность, рост аномийных явлений - вот те отрицательные явления, одной из причин которых выступает невозможность трудоустройства.
В-третьих, в сложившейся ситуации особенно актуальным оказывается поиск эффективных путей выхода из кризиса, включающих разработку и осуществление программ социально-правовой защиты безработной молодежи, комплексных адаптирующих мероприятий, направленных на обеспечение интеграции молодежи в сферу труда. Необходимость формирования поведенческих установок и ценностных ориентации актуализирует реализацию новых технологий социально-психологической поддержки и сопровождения профессиональной карьеры молодежи.
Право на труд, на защиту от безработицы, закрепленное в международных и отечественных нормативных правовых документах, являющееся основой реализации государственной молодежной политики в сфере занятости, не находит своего воплощения в действительности. Одних лишь деклараций недостаточно, необходимы конкретные меры с опорой на международные законодательные стандарты и зарубежный опыт, с достаточным уровнем финансирования и направленностью на все категории молодежи.
'См.: Официальный сайт Департамента федеральной государственной службы занятости населения по Санкт-Петербургу: www.rspb.ru/jobmarket/ toda.html
2Горисов С. Масштабы и структура неформальной занятости // Вопросы экономики. 2004. № 3. С.125.
3Гальперин В.М., Гребенников П.И. и др. Макроэкономика. СПб., 1994. С. 132. 4 Ромашов О.В. Социология труда. М., 2003. С. 75.
5См.:Электронная версия бюллетеня «Население и общество»: www.demoscope.ru/weekly/2003/0109/ analitO 1 .php
6Социология молодежи / Отв. ред. В.Т. Лисовский. СПб., 1996. С. 193.
'Основы ювенологии: опыт комплексного междисциплинарного исследования / Под ред. Е.Г. Слуцкого. СПб., 2001. С.212.
*Кязимов К. Политика занятости и профессиональные ресурсы // Человек и труд. 2003. № 7. С. 35. ,;См.:Электронная версия бюллетеня «Население и общество»: http://www.demoscope.ru/weekly/2003/ 0109/tema02.php
10Лисовский В.Т. Трансформация ценностных ориентации молодежи // Молодежная политика XXI века: стратегия выбора. Всероссийская ювенологическая научно-практическая конференция. 1-3 ноября 1999 г. Тезисы докладов и выступлений. СПб.. ¡999. С. 27. 11 Основы ювенологии ... С.212.
12Яковлев A.B. Занятость в теневой экономике: Автореф. канд. дис. Саратов. 1998.
13 Иванов О.И Социальные проблемы молодежи и ювенологические исследования (введение в социологию социальных проблем). СПб.. 2001. С. 79.
14 Милеикий В.П. Введение в социологию права. СПб.. 2003. С. 43.
15 Там же. С. 42.
16 Слуцкий Е.Г. Молодежная политика. История. Проблемы. Перспективы. СПб., 1999. С. 45. "Ювенологический словарь / Под общ. ред. Е.Г. Слуцкого. СПб., 2002. С. 14.
18 Социология молодежи. С. 414. "Ювенологический словарь. С. 14-15.
211 Слуцкий Е.Г. Молодежная политика на рубеже веков. СПб.. 1999. С. 52.
Статья поступила в редакцию 29 сентября 2004 г.