Научная статья на тему 'О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ И ТРУДОУСТРОЙСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ'

О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ И ТРУДОУСТРОЙСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
276
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАНЯТОСТЬ / ТРУДОУСТРОЙСТВО / EMPLOYMENT / СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА / SOCIAL PROTECTION / РЫНОК ТРУДА / LABOR MARKET / БЕЗРАБОТНЫЕ / UNEMPLOYED / САМОЗАНЯТЫЕ / SELF-EMPLOYED / МОЛОДЕЖЬ / YOUNG PEOPLE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Плешакова И.Н.

Статья посвящена актуальным вопросам содействия занятости и трудоустройства в Российской Федерации и Республике Казахстан. Автором рассматривается понятие «занятость» как правовая категория. Приведен опыт нормативного регулирования вопросов социальной защиты безработных граждан на территории указанных государств. Обозначены проблемные вопросы, возникающие в правоприменительной практике в связи с реализацией основных мероприятий по трудоустройству таких групп населения как молодежь, самозанятые, лица предпенсионного и пенсионного возраста и предложены пути их решения. Сделан вывод о том, что социальная защита безработных является практической реализацией основных направлений социальной политики. Акцентируется внимание на том, что решение вопросов по содействию занятости и трудоустройству на территории Российской Федерации и Республике Казахстан возлагается на регионы, приводятся примеры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT SOME QUESTIONS OF EMPLOYMENT AND EMPLOYMENT IN THE RUSSIAN FEDERATION AND THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN: CONDITION AND PERSPECTIVES OF LEGAL REGULATION

The article is devoted to the promotion of and employment in the Russian Federation and the Republic of Kazakhstan. The author discusses the concept of "employment" as a legal category. The experience of normative regulation of questions of social protection of unemployed citizens on the territory of these States. Marked the problematic issues that arise in law enforcement practice in connection with the implementation of the key action for the employment of such population groups as youth, self-employed, persons of pre-retirement and retirement age and the proposed solutions. It is concluded that the social protection of the unemployed is a practical implementation of the main directions of social policy. Focuses, that the issues of employment promotion and job placement on the territory of the Russian Federation and the Republic of Kazakhstan is vested in the regions, are examples.

Текст научной работы на тему «О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ И ТРУДОУСТРОЙСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ»

УДК 349.2

О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ И ТРУДОУСТРОЙСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ

ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Плешакова И.Н., Уральский государственный юридический университет, г. Екатеринбург, Российская Федерация, lota2002@list.ru

Статья посвящена актуальным вопросам содействия занятости и трудоустройства в Российской Федерации и Республике Казахстан. Автором рассматривается понятие «занятость» как правовая категория. Приведен опыт нормативного регулирования вопросов социальной защиты безработных граждан на территории указанных государств. Обозначены проблемные вопросы, возникающие в правоприменительной практике в связи с реализацией основных мероприятий по трудоустройству таких групп населения как молодежь, самозанятые, лица предпенсионного и пенсионного возраста и предложены пути их решения. Сделан вывод о том, что социальная защита безработных является практической реализацией основных направлений социальной политики. Акцентируется внимание на том, что решение вопросов по содействию занятости и трудоустройству на территории Российской Федерации и Республике Казахстан возлагается на регионы, приводятся примеры.

Ключевые слова: занятость, трудоустройство, социальная защита, рынок труда, безработные, самозанятые, молодежь.

DOI: 10.21779/2224-0241-2017-24-4-124-129 UDC 349.2

ABOUT SOME QUESTIONS OF EMPLOYMENT AND EMPLOYMENT IN THE RUSSIAN FEDERATION AND THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN: CONDITION AND PERSPECTIVES OF LEGAL REGULATION

Pleshakovа I. N., Ural state law University, Yekaterinburg, Russian Federation, lota2002@list.ru

The article is devoted to the promotion of and employment in the Russian Federation and the Republic of Kazakhstan. The author discusses the concept of "employment" as a legal category. The experience of normative regulation of questions of social protection of unemployed citizens on the territory of these States. Marked the problematic issues that arise in law enforcement practice in connection with the implementation of the key action for the employment of such population groups as youth, self-employed, persons of pre-retirement and retirement age and the proposed solutions. It is concluded that the social protection of the unemployed is a practical implementation of the main directions of social policy. Focuses, that the issues of employment promotion and job placement on the territory of the Russian Federation and the Republic of Kazakhstan is vested in the regions, are examples.

Key words: employment, social protection, labor market, unemployed, self-employed, young people.

DOI: 10.21779/2224-0241-2017-24-4-124-129

Обеспечение достойной занятости - основа социальной защиты населения, важнейшее условие развития и реализации потенциала человеческих ресурсов, главное средство общественного богатства и повышения качества жизни [1, с. 94]. Такого обеспечения занятости в странах бывшего СССР можно достичь через цели государственной политики, через взаимодействие различных структур общества с использованием механизмов правового регулирования в области содействия занятости и трудоустройства.

На сегодняшний день законодательство о социальной защите безработных граждан находится на стадии своего развития. Это обусловлено не только политикой государства в данной сфере общественных отношений, но и последствиями мирового экономического кризиса [2, с. 287]. Тем не менее, несмотря на самостоятельное развитие национального законодательства в Российской Федерации и Республике Казахстан, оно имеет много общего и нуждается в даль-

нейшем совершенствовании с учетом международных норм. Все сказанное говорит об актуальности выбранной темы научной статьи.

В Законе Российской Федерации от 19.04.1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» понятие занятости раскрывается только с экономической точки зрения, в ч. 1 ст. 1 содержится дефиниция: «занятость - это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных потребностей, не противоречащих законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход». В Законе Республики Казахстан от 06.04.2016 г. № 482^ «О занятости населения» ст. 1 содержит аналогичное понятие.

Рассматривая вышеуказанные нормативные правовые акты, стоит отметить, что понятие занятости нуждается в правовой доработке наукой социального обеспечения. В мире существуют различные подходы к понятию занятости, в основном экономические. Об-

ратим внимание на мнение по этому вопросу Б.А. Жанкубаева, который считает занятость в широком смысле в качестве непременного условия деятельного участия членов общества, где пассивное участие в отношениях распределения относиться не к категории занятости, а к категории социальной помощи, включая социальное обеспечение [3, с. 16].

В нормативных правовых актах рассматриваемых стран целостная задача занятости, при определении понятия не учтена. Целесообразным является устранение этого пробела указанием в основном нормативном акте каждой страны о занятости того, что государство проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость, обеспечивающую достойный уровень жизни.

Такая позиция просматривается в международно-правовых нормах, касающихся государственной политики в области занятости, изложенных в Конвенции МОТ №122 (1967) «О политике в области занятости» [4] и предусматривающих, что политика в области занятости должна создавать такие условия, при которых каждый желающий работать мог бы быть обеспечен продуктивной работой на основе свободы выбора вида занятости.

Согласимся с Т.К. Мироновой в том, что в процессе постоянного реформирования системы социального обеспечения и изменения законодательства появляются новые термины и понятия, которые не всегда учитывают правовую природу отношений по социальному обеспечению, объективную связь между предметом отрасли и ее понятийным аппаратом [5, с. 157].

Законодательство о занятости населения в России основывается на Конституции РФ, где в п. 3 ст. 37 закреплено право на защиту от безработицы. Конституция Российской Федерации, провозглашая Россию социальным государством, определила, что приоритетным направлением ее государственной политики является формирование устойчивой социальной защищенности, благополучия и создание условий для развития каждого человека [6, с. 85]. Возникновение у конкретного гражданина на территории РФ (гражданина РФ, иностранного гражданина и лица без гражданства) права на содействие в поиске подходящей работы, а у работодателя в подборе необходимых работников обусловлено некоторыми условиями - юридическими фактами, которые предусмотрены Законом о занятости (например, ч. 1 ст. 7. 1-1 и ст. 12). Таким образом, гарантией государства является свобода выбора рода деятельности, профессии, вида и характера труда, защита от безработицы, включая трудоустройство при посредничестве службы занятости в России.

В ч. 1 ст. 28 Конституции Республики Казахстан провозглашается, что гражданину Республики Казахстан гарантируется минимальный размер заработной платы и пенсии, социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и по иным законным основаниям.

Государственная политика в сфере социальной защиты населения России в современный период определена в ряде документов политико-правового характера, принятых Президентом и Правительством

РФ [7, с. 179]. В стране принята и действует Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [8], в которой названы направления по совершенствованию социальных институтов и социальной политики, а в частности, вопросы содействия занятости населения, снижение бедности и уменьшение дифференциации населения по уровню доходов и т.д.

В 2013 году в Казахстане была начата полномасштабная реализация Программы «Дорожная карта занятости 2020», которая реализуется по трем направлениям. Каждый гражданин Казахстана может принять участие в одном из направлений по поиску работы: пройти курс обучения, найти работу по специальности либо открыть и расширить свой бизнес [9]. Общий объем бюджетных средств, выделенных на реализацию Программы, составил 99,7 млрд. тенге, из них по состоянию на 1 июля 2013 г. освоено 51,7 млрд. тенге. За этот период 110 тыс. человек изъявили желание участвовать в Программе, а далее подписали социальный контракт.

Дополнительные возможности временной занятости в Казахстане создаются за счет открытия социальных рабочих мест. Для этого на местах были активизированы механизмы социального партнерства, позволившие заключить договоры более чем с 5 тыс. работодателями и трудоустроить около 38 тыс. человек. На субсидирование заработной платы участников Программы, трудоустроенных на социальные рабочие места, израсходовано 2,6 млрд. тенге. При этом средний размер месячной заработной платы трудоустроенных участников Программы составил 46 тыс. тенге [10, с. 636].

Для включения безработных, самозанятых и молодежи «в реальную экономику» определенные меры были приняты в рамках третьего направления Программы - «Повышение мобильности трудовых ресурсов» [11]. В соответствии с Планом мероприятий по совершенствованию системы занятости населения Республики Казахстан по республике численность безработной молодежи составляет 264652 человек, или 9,6%; из них в возрасте 15—24 лет — 183610 человек, или 10,7%; в возрасте 25—29 лет — 81042 человек, или 6,5 % [12].

В России уровень безработицы в больших городах для лиц, получивших высшее образование, но не имеющих возможности трудоустроиться по специальности, высок (особенно это касается молодежи, получившей образование в негосударственных учебных заведениях). Считаем возможным для этой группы увеличить объемы и качество переподготовки с последующим трудоустройством.

Интересным видится решение такой проблемы в отдельных регионах России. Например, в Республике Дагестан создается множество центров, мероприятия которых направлены на то, чтобы мотивировать молодое поколение на работу в производственной сфере и его вовлечение в бизнес. Республиканский молодежный центр занятости «Успех», созданный с целью обеспечения реализации гарантированного государством права граждан, в частности молодежи, на защиту от безработицы. Региональный центр содействия занятости студентов и трудоустрой-

ству выпускников при Дагестанском государственном университете и др. Кроме того, планируется запустить тренинговый центр, в котором молодые люди смогут научиться презентовать себя, правильно составлять резюме, освоят этику делового общения и многое другое, необходимое при устройстве на работу [13, с. 104]. В Свердловской области с 2011 года реализуется проект «Славим человека труда», в рамках которого ежегодно проводятся конкурсы профессионального мастерства среди работников предприятий [14]. Победителей конкурса привлекают в качестве наставников для молодых людей, которые впервые начинают трудовой путь. Заметим, что основной причиной молодежной безработицы в стране является недостаточность профессионального опыта, которая является определяющим критерием при трудоустройстве.

Заслуживает внимания, что в Республике Казахстан реформирование системы социальной защиты граждан в случае потери работы началось в 2001 году принятием Концепции социальной защиты населения Республики Казахстан от 27.06.2001 г. № 886 [15], которая предусматривала внедрение двухуровневой структуры. Первый уровень: социальная защита всех безработных граждан путем содействия в трудоустройстве, профессиональной переподготовке, предоставлении оплачиваемых общественных работ за счет местных бюджетов. Второй уровень: предоставление работникам формального сектора выплат из системы обязательного социального страхования в течение определенного периода времени.

Право гражданина Казахстана на получение выплаты из системы социального страхования возникает в случае, если гражданин в установленном законодательством порядке признан безработным и занят активным поиском работы, а также при наличии определенного вклада в систему. Размер выплаты зависит от уровня заработной платы и продолжительности страховых отчислений.

Отметим, что в экономически развитых странах заработная плата вместе с обязательным резервом на все виды социального страхования составляет, как правило, 55-65% от валового внутреннего продукта. Доля заработной платы от ВВП в нашей стране в 1,71,8 раз меньше чем на Западе [16, с. 115].

Внедрение системы обязательного страхования от безработицы в Казахстане значительно улучшило и расширило систему обеспечения граждан в период потери работы. В целях информационной поддержки безработных граждан создана централизованная база данных спроса и предложения на рынке труда в разрезе специальностей и регионов, такой опыт был бы полезным и в России.

Ищущих работу граждан на территории России и Казахстана достаточно большая группа населения, которая находится в зоне социального риска. Риск в отношении как самого человека, потерявшего работу, ищущего работу, так и членов его семьи, находящихся на иждивении. Отметим, что до сих пор действенные меры в сфере социального обеспечения безработных не выработаны ни на уровне законодательства РФ, ни Республики Казахстан, о чем говорит низкий размер пособия по безработице, установленный в этих странах. Согласимся с М.Ю. Федоровой в

том, что важным звеном в защите от социальных рисков выступает индивидуальная ответственность гражданина (конечно, имеются в виду трудоспособные граждане) [17, с. 51]. В этой связи решением данного вопроса является желание гражданина найти работу, обратиться в органы службы занятости, включая частные агентства занятости, за помощью в трудоустройстве.

Особого внимания заслуживает проблема занятости населения в сельской местности, где найти работу значительно сложнее, список вакансий ограничен. Решить вопрос самозанятости возможно с привлечением благотворительных организации, разработкой программ местного значения (например, оказание помощи в организации подсобного хозяйства, обучению традиционным промыслам и т.д.). В Российской Федерации решение этого вопроса стало возможным через заключение социального контракта.

В Республике Казахстан, где самозанятыми, согласно статистическим данным, явилось в 2013 году 2,7 млн. человек, которые заняты малопроизводительным трудом, не приносящим значительного для жизненного уровня дохода. Государство для решения данного вопроса уже с 2014 года начало привлекать такое население в индустриальные проекты, тем самым решая вопрос с рабочими кадрами, трудоустроив более 250 тыс. человек. К 2016 году долю самозанятого населения увеличили до 64,5 % [18, с.70]. В сельском хозяйстве занята большая часть населения, проживающего, в сельской местности, что является особенностью менталитета.

Таким образом, повышение занятости населения и снижение безработицы является приоритетным направлением государственной политики в России и в Республике Казахстан, которая в этих странах разрабатывается по двум основным направлениям: содействие в трудоустройстве незанятого населения и оказание помощи в профподготовке и переподготовке. В связи с эффективной политикой государств наблюдаются позитивные изменения в системе занятости. Заметим, что сохраняются и нерешенные проблемы. Прежде всего, это дисбаланс между спросом и предложением рабочей силы на рынке труда, особенно в категории молодежи, сельского населения, а также лиц, длительное время не работающих, и лиц предпенсионного возраста. Основной объем количества безработных возрастает с 50-59 лет на 7,3 %, что связано с сокращением рабочих мест, а также выходом на пенсию [19]. На 2014 год по данным Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан, 190 тыс. пенсионеров в стране, включая 137 тыс. женщин, продолжали работать после выхода на пенсию [20]. В России же действует правило информированности граждан пенсионного и предпенсионного возраста о возможности трудоустройства через органы службы занятости, которые ведут общероссийский и региональный банк вакансий, которые размещены на официальном портале Роструда «Работа в России».

В целях обеспечения занятости отдельных категорий населения в указанных странах необходимо разработать законодательные механизмы правового регулирования по стимулированию работодателей по

сохранению действующих и созданию новых рабочих мест.

В России вопрос о трудоустройстве граждан РФ за пределами территории РФ начал решатся с января 2016 г., когда начали действовать изменения, внесенные в нормативные акты, в частности, в ст. 18 Закона «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 г. № 1032-11, где деятельность по трудоустройству граждан за рубежом осуществляются российскими юридическими лицами на основании соответствующих лицензий.

Федеральным законом от 5 мая 2014 г. № 116 «О внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации», согласно ему, государственная политика в области содействия занятости населения должна, помимо всего прочего, способствовать созданию условий для развития негосударственных организаций, осуществляющих деятельность по содействию в трудоустройстве граждан и (или) подбору работников, включая частные агентства занятости, а также взаимодействию и сотрудничеству таких организаций с органами службы занятости. Согласимся, что в России агентство в типичных отношениях по оказанию посреднической услуги не выступает от имени работодателя или работника, не является представителем одного из сторон [21].

Отметим, что в Законе Республики Казахстан от 06.04.2016 г. № 482^ «О занятости населения» в ст. 30 содержится норма, что трудовое посредничество по поиску работы оказывается частными агентствами занятости, при этом выезд рабочей силы за пределы Казахстана осуществляется частными агентствами занятости. Согласимся, что позитивные тенденции развития системы современного российского законодательства связаны с ее обновлением в соответствии с потребностями и достаточно быстрыми темпами общественного развития [22, с. 43]. Это утверждение будет справедливым и в отношении развития законодательства Казахстана. В перспективе дальнейшего развития законодательства о содействии занятости и трудоустройства возникнет необходимость, например, ратификации Конвенции МОТ №181 (1997) «О частных агентствах занятости» [23] Россией и Казахстаном.

Высокого уровня благосостояния населения в любой стране невозможно достичь, не учитывая международный опыт. Российская Федерация и Республика Казахстан, как страны, участвующие в межгосударственном сотрудничестве, устанавливают собственные стандарты социального обеспечения с учетом национальных особенностей, включая вопросы развития правового регулирования содействия занятости и трудоустройства.

С учетом вышеизложенного, хотелось бы отметить следующее.

Проблемы, возникающие в сфере занятости и трудоустройства населения, относятся к числу актуальных в России и в Казахстане, анализ действующего законодательства в этих странах не позволяет сделать вывод о существовании эффективного механизма правового регулирования в данной сфере. Проблемы касаются дисбаланса между спросом и предложением рабочей силы, особенно таких категорий, как молодежь, жители сельской местности, а также лица, пенсионного и предпенсионного возраста.

Реформирование законодательства о занятости населения и трудоустройстве еще далеко от завершения. В исследуемых странах отсутствует общая стратегия проведения реформы социального законодательства. В Республике Казахстан в 2016 году был принят новый закон, регулирующий отношения по занятости и трудоустройству, однако многие нормы носят частный характер, они не имеют принципиального значения для улучшения положения граждан на рынке труда. В России же назрел вопрос о принятии нового нормативного акта давно.

Для реализации любого нормативного правового акта необходимы средства. Вопрос о финансировании государственной политики занятости сегодня остается наиболее острым. Поддержка активных программ по содействию занятости населения ложится на плечи местных бюджетов, что при нынешнем состоянии большинства региональных бюджетов делает это практически неосуществимым. Ситуация по трудоустройству при таком подходе вряд ли улучшится, поэтому необходимо разработать четкий механизм распределения денежных средств, поступающих в бюджет и расходуемых на мероприятия, связанные с занятостью и последующим трудоустройством.

Литература

1. Копылова О.В. Рынок труда и проблемы занятости в Республике Казахстан// в сборнике: Социально-экономические проблемы и перспективы развития трудовых отношений в инновационной экономике: материалы междунар. науч.-практ. конф. 2016. С. 96-101.

2. Медведев А.В., Плешакова И.Н. О некоторых вопросах социальной защиты безработных граждан // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2015. № 4. С. 12-22.

3. Жанкубаев Б.А. Понятийный аппарат занятости и ее дальнейшее развитие//Правовая информатика. 2015. № 2. С. 287-292.

4. Конвенция № 122 Международной организации труда «О политике в области занятости» [рус., англ.] (Заключена в г. Женеве 09.07.1964) // Ведомости ВС СССР. 1967. № 45, ст. 608.

5. Миронова Т.К. Новации в понятийном аппарате права социального обеспечения и их влияние на предмет отрасли // Актуальные проблемы российского права. 2017. № 9. С. 153-162.

6. Гайбатова К.Д., Орцханова М.А. Юридическое значение инвалидности в российском законодательстве // Юридический вестник ДГУ. 2017. № 3. С.83-87.

7. Шайхатдинов В.Ш. Совершенствование правового механизма реализации государственной политики в сфере социальной защиты населения // Российский юридический журнал. 2016. № 3. С. 179-186.

B. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: утв. распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 200B г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 200B. № 47, ст. 34B9.

9. http://egov.kz/wps/portal/Content?contentPath=/egovcontent/employment/employment_job_search/article /zanyatost_2020&lang=ru (дата обращения: B.11.2017).

10. Право социального обеспечения: учеб. для бакалавров / под ред. В.Ш. Шайхатдинова. М., 2014.

11. http://www.enbek.gov.kz/node/25B4BB (дата обращения: B.11.2017).

12. Современная демографическая политика: Казахстан и зарубежный опыт (информационно-аналитическая записка). URL: http://www.ipd.kz/index.php?Itemid=31&catid=79%3A200B-09-06-10 0445&id=233%3A200B-09-24-06-2953&lang=ru&option=com_content&showall=1&view=article (дата обращения: 0B.11.2017).

13. Гусейнов К.М. Некоторые проблемы трудоустройства в Российской Федерации (на примере Республики Дагестан) // Юридический вестник ДГУ. 2015. № 2. С. 102-106.

14. Проект Свердловской области «Славим человека труда!» // Обл. газ. 2017. 19 нояб.

15. http://www.pavlodar.com/zakon/?dok=01001&uro=060006 (дата обращения: 0B.11.2017).

16. Магомедова А.Г. К вопросу об эффективности современной пенсионной системы России // Юридический вестник ДГУ. 2016. № 3.

17. Федорова М.Ю. Феномен социального риска в структуре предмета юридической науки // Российский юридический журнал. Екатеринбург. 2017. №1. С. 4B-53.

1B. Хамзин Р.Н. Социальное обеспечение в Республике Казахстан в 2014 году: итоги и дальнейшие перспективы // Пенсия. 2015. № 5. С. 70.

19. http://cyberleninka.ru/article/n/upravlenie-zanyatostyu-naseleniya-kak-osnova-ekonomicheskogo-rosta (дата обращения: 0B.11.2017).

20. РомановА.А. Модернизация пенсионной системы в Казахстане // Пенсия. 2014. № 3. С. 47.

21. Зайцева Л.В. Развитие посредничества в сфере трудоустройства в России // Российский юридический журнал. Екатеринбург. 2016. № 4. С. 1B1-192.

22. Рагимов А.Т., Исамагомедов А.М. Проблемы совершенствования законодательства Российской Федерации // Юридический вестник ДГУ. 2016. № 3.

23. О частных агентствах занятости. Конвенция МОТ № 1B1 1997 г. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».

References

1. Kopylova O.V. Rynok truda i problemy zanyatosti v Respublike Kazakhstan// v sbornike: Sotsial'no-ekonomicheskie problemy i perspektivy razvitiya trudovykh otnoshenii v innovatsionnoi ekonomike: materialy mezhdunar. nauch.-prakt. konf. 2016. S. 96-101.

2. Medvedev A.V., Pleshakova I.N. O nekotorykh voprosakh sotsial'noi zashchity bezrabotnykh grazhdan // Biznes. Obrazovanie. Pravo. Vestnik Volgogradskogo instituta biznesa. 2015. № 4. S. 12-22.

3. Zhankubaev B.A. Ponyatiinyi apparat zanyatosti i ee dal'neishee razvitie//Pravovaya informatika. 2015. № 2. S. 2B7-292.

4. Konventsiya № 122 Mezhdunarodnoi organizatsii truda «O politike v oblasti zanyatosti» [rus., angl.] (Zaklyuchena v g. Zheneve 09.07.1964) // Vedomosti VS SSSR. 1967. № 45, st. 60B.

5. Mironova T.K. Novatsii v ponyatiinom apparate prava sotsial'nogo obespecheniya i ikh vliyanie na pred-met otrasli // Aktual'nye problemy rossiiskogo prava. 2017. № 9. S. 153-162.

6. Gaibatova K.D., Ortskhanova M.A. Yuridicheskoe znachenie invalidnosti v rossiiskom zakonodatel'stve // Yuridicheskii vestnik DGU. 2017. № 3. S.B3-B7.

7. Shaikhatdinov V.Sh. Sovershenstvovanie pravovogo mekhanizma realizatsii gosudarstvennoi politiki v sfere sotsial'noi zashchity naseleniya // Rossiiskii yuridicheskii zhurnal. 2016. № 3. S. 179-1B6.

B. Kontseptsiya dolgosrochnogo sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Rossiiskoi Federatsii na period do 2020 goda: utv. rasporyazheniem Pravitel'stva RF ot 17 noyabrya 200B g. // Sobr. zakonodatel'stva Ros. Federatsii. 200B. № 47, st. 34B9.

9.http://egov.kz/wps/portal/Content?contentPath=/egovcontent/employment/employment_job_search/article/za nyatost_2020&lang=ru (data obrashcheniya: B.11.2017).

10. Pravo sotsial'nogo obespecheniya: ucheb. dlya bakalavrov / pod red. V.Sh. Shaikhatdinova. M., 2014.

11. http://www.enbek.gov.kz/node/25B4BB (data obrashcheniya: B. 11.2017).

12. Sovremennaya demograficheskaya politika: Kazakhstan i zarubezhnyi opyt (informatsionno-analiticheskaya zapiska). URL: http://www.ipd.kz/index.php?Itemid=31&catid=79%3A200B-09-06-10 0445&id=233%3A200B-09-24-06-2953&lang=ru&option=com_content&showall=1&view=article (data obrashcheni-ya: 0B.11.2017).

13. Guseinov K.M. Nekotorye problemy trudoustroistva v Rossiiskoi Federatsii (na primere Respubliki Dagestan) // Yuridicheskii vestnik DGU. 2015. № 2. S. 102-106.

14. Proekt Sverdlovskoi oblasti «Slavim cheloveka truda!» // Obl. gaz. 2017. 19 noyab.

15. http://www.pavlodar.com/zakon/?dok=01001&uro=060006 (data obrashcheniya: 0B.11.2017).

16. Magomedova A.G. K voprosu ob effektivnosti sovremennoi pensionnoi sistemy Rossii // Yuridicheskii vestnik DGU. 2016. №3.

17. Fedorova M.Yu. Fenomen sotsial'nogo riska v strukture predmeta yuridicheskoi nauki // Rossiiskii yuridicheskii zhurnal. Ekaterinburg. 2017. №1. S. 48-53.

18. Khamzin R.N. Sotsial'noe obespechenie v Respublike Kazakhstan v 2014 godu: itogi i dal'neishie per-spektivy // Pensiya. 2015. № 5. S. 70.

19. http://cyberleninka.ru/article/n/upravlenie-zanyatostyu-naseleniya-kak-osnova-ekonomicheskogo-rosta (data obrashcheniya: 08.11.2017).

20. Romanov A.A. Modernizatsiya pensionnoi sistemy v Kazakhstane // Pensiya. 2014. № 3. S. 47.

21. Zaitseva L.V. Razvitie posrednichestva v sfere trudoustroistva v Rossii // Rossiiskii yuridicheskii zhurnal. Ekaterinburg. 2016. № 4. S. 181-192.

22. RagimovA.T., IsamagomedovA.M. Problemy sovershenstvovaniya zakonodatel'stva Rossiiskoi Federatsii // Yuridicheskii vestnik DGU. 2016. № 3.

23. O chastnykh agentstvakh zanyatosti. Konventsiya MOT № 181 1997 g. Dostup iz sprav.-pravovoi sistemy «Konsul'tant Plyus».

Поступила в редакцию 4 декабря 2017 г.

Received 4 Desember, 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.