УДК 347
ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ПРОЦЕДУРЫ МЕДИАЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ Макаревич Марина Леонидовна, к.и.н., доцент
(e-mail: makarevichm@mail.ru) Овчинникова Анна Станиславовна, студент (e-mail:ovchinnikova.95@list.ru) Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, г.Санкт-Петербург, Россия
В данной статье рассматриваются особенности процедуры медиации в соответствии с законодательством РФ, анализируются ее недостатки и преимущества на отечественном рынке и перспективы дальнейшего развития.
Ключевые слова: процедура медиации, медиатор, Центр медиации и права, альтернативное урегулирование споров.
27 июля 2010 года на территории Российской Федерации вступил в силу федеральный закон №193 «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника». Данное решение было принято во многом ввиду роста обращений в суды общей юрисдикции по первой инстанции: с 2007 по 2009 год количество поступивших гражданских дел по всей стране возросло с 9019,8 тысяч до 13375,8 тысяч [2]. Это влечет за собой значительное увеличение нагрузки на судей, так как их штат увеличивается незначительно в сравнении с ростом потока судебных материалов.
По первоначальной задумке Государственной Думы планировалось путем введения правовых основ несудебных разбирательств конфликтов снизить нагрузку на судебные участки и судей ввиду ежегодного роста востребования судебных разбирательств. Однако статистика показала обратные результаты.
После принятия закона о медиации месячная нагрузка на судебный участок мирового суда Санкт-Петербурга в 2011 году в среднем составила 142,2 дела, тогда как в 2016 году 211,65 дел [4]. Аналогично дело обстоит с районными судами Санкт-Петербурга: в 2011 году нагрузка на участок составляла 41,89 дел, тогда как в 2016 году возросло до 65,11 [3]. При этом штат районных судей за 6 анализируемых лет увеличился лишь на трех человек, что нельзя отнести к радикальному изменению численности судей.
Но, несмотря на приведенную статистику, следует отметить положительное отношение россиян к появлению возможности более свободного метода разрешения конфликтов. Это связано с тем, что судебное разрешение конфликтов влечет за собой большое число негативных последствий с обеих сторон, в числе которых:
- большая длительность судебного разбирательства;
- высокие издержки;
- множественность инстанций и бюрократизация системы юстиций;
- гласность;
- излишняя формальность;
- нарушение репутации участников процесса.
Ввиду перечисленных и иных причин, стороны конфликта изъявляют желание решить разногласия посредством внесудебного разбирательства с участием медиатора, в качестве нейтрального посредника.
Процедура медиации - способ урегулирования споров при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения.
Медиатор, медиаторы - независимое физическое лицо, независимые физические лица, привлекаемые сторонами в качестве посредников в урегулировании спора для содействия в выработке сторонами решения по существу спора [1].
Обращение к медиаторам возможно лишь в случае возникновения споров, основанных на гражданских правоотношениях, либо нарушений связанных с предпринимательской, экономической деятельностью лица или лиц, а также в случаях возникновения трудовых или семейных конфликтов.
К другим условиям, необходимым для обращения к медиации, является наличие соглашения между сторонами о добровольном решении применения данной процедуры. Соглашение о применении процедуры медиации включает в себя данные лиц, вступающих в соглашение, и предмет соглашения. Предмет соглашения содержит в себе описание конкретного правоотношения, условия и рекомендации сторон о процедуре медиации, сроках ее проведения, порядке и медиаторе. Соглашение оформляется в письменной форме и может быть заключено как до обращения в арбитражный или третейский суд, так и после.
Основные принципы процедуры медиации стремятся подчеркнуть положительные отличительные особенности внесудебного решения конфликта от обращения в суд:
- добровольность;
- конфиденциальность;
- сотрудничество сторон;
- равноправие сторон;
- беспристрастность медиатора;
- независимость медиатора;
- прозрачность процесса [1].
Особый интерес вызывает выбор медиатора. Медиатор может быть выбран в единственном числе или с компаньоном, но только по взаимному согласию сторон. Конфликтующие стороны, как правило, обращаются в специальную организацию, занимающуюся подготовкой, рекомендацией и назначением медиаторов в конкретных спорах. Организация, как и стороны конфликта, должна быть немедленно уведомлена в случае возникновения угрозы нарушения принципов проведения процедуры медиации.
К медиаторам предъявляется ряд требований и рекомендаций. В частности, медиатор может быть профессионалом в данном виде деятельности, либо работать на непрофессиональной основе. Однако в таком случае это должно быть дееспособное лицо без судимости для сохранения основных правил медиации.
На профессиональной основе деятельность медиатора может быть осуществлена лицами старше двадцати пяти лет с высшим образованием в данной области, либо с дополнительным профессиональным образованием, позволяющим участвовать во внесудебном разбирательстве в качестве нейтральной стороны.
Кроме того, медиаторами не вправе выступать лица, находящиеся на государственной службе. Среди других требований следует отметить следующие:
- медиатор не может быть представителем одной из сторон;
- предоставлять одной из сторон информацию или оказывать консалтинговые услуги;
- быть родственником одной из сторон либо быть лично заинтересованным в разрешении спора в пользу одной из сторон;
- осуществлять публичные заявления без ведома или согласия сторон.
Президент Национальной организации медиаторов Цисана Шамлика-
швили дает ряд рекомендаций и практических советов по выбору медиатора. Адвокат может выступать в качестве медиатора только при условии первичного обращения к предмету спора. Следует принять решение о наиболее важных критериях медиатора и в соответствие с поставленной иерархией выбрать подходящего человека, так как некоторые из них могут предоставить дополнительные услуги, например - возмещение ущерба сторонам.
Основным критерием профессионализма медиатора считается удовлетворенность сторон предоставленной услугой по разрешению конфликта. Это связано с тем, что ведение статистики успешно проведенных дел процедуры медиации представляется довольно трудоемким и неточным процессом: одна из сторон может не прийти на финальное соглашение, либо процедура медиации изначально предполагалась как составная часть процесса подготовки дела для судебного разбирательства. Шамликашвили рекомендует основываться не на статистических отчетах о деятельности медиатора, а на его деловой и личной репутации, а также степени доверия клиента к нему [10].
Принятый на территории России Кодекс профессиональной этики медиатора-посредника, основанный на Европейском Кодексе поведения медиаторов, выделяет в деятельности медиатора профессиональную сторону его работы и морально-этические нормы.
Морально-этические нормы, которыми руководствуется медиатор:
- уважение ценностей участников процесса медиации, их религиозных воззрений и политических убеждений;
- соблюдение надлежащих процедур, формальной речи и внешнего вида;
- способствование развитию сообщества медиации в России;
- хранение профессиональной тайны;
- стремление к повышению уровня гуманизма и профессионализма в деловом сообществе.
Принципы профессиональной деятельности руководствуют медиаторов соблюдать основные положения закона об альтернативном поиске решения конфликта, а также находиться в постоянном поиске путей совершенствования собственных профессиональных навыков в области переговорного процесса, а также повышении информационной обеспеченности современного мира. Также медиатор должен справедливо оценивать собственные знания и навыки и соглашаться на процесс лишь в случае уверенности в способности довести его до благоприятного для сторон финала. Медиатор обязан прекратить процедуру, в случае признаков нежелания сторон достичь взаимовыгодного разрешения конфликта [11].
Род деятельности медиатора имеет широкие возможности применения. С момента его назначения на соответствующую должность в конкретном процессе он обеспечивает назначение переговоров, сопровождение их необходимой документацией; проводит процедуры консилиации - «челночные консультации» в процессе подготовки основной процедуры; непосредственно консультирует участников конфликта по всем имеющимся вопросам в равной степени оказания помощи каждой из сторон; приводит спор к благоразумному разрешению благодаря навыкам конфликтологического бизнес-консультирования.
В процессе оказания вышеперечисленных услуг медиатор не должен переходить границы своих полномочий или совершать действия, способные нанести вред его клиентам, репутации его профессии или поставить под угрозу желаемый результат процедуры медиации.
Непосредственно процедура медиации осуществляется на основании соглашения о ее проведении. Закон разрешает установление порядка в соответствие с правилами, принятыми организацией, к которой стороны обратились для проведения процедуры. В таком случае в правилах должна содержаться информация о порядке выбора медиатора, порядке распределения расходов между участниками процесса, правилах осуществления профессиональной деятельности медиатора в соответствии с внутренним кодексом организации, правах и обязанностях сторон и конкретные указания о порядке медиации.
Сроки проведения процедуры могут варьироваться в зависимости от условий соглашения о проведении процедуры медиации, однако все участники процесса должны стремиться к урегулированию спора в течение шестидесяти дней с момента подписания соглашения. В особо сложных случаях, отягченных большим числом внешних обстоятельств, максимальные сроки рассмотрения дела медиатором и поиска консенсуса могут достигать ста восьмидесяти дней.
Медиация, как и любой формальный процесс, связанный с неоднозначной позицией сторон, имеет свои недостатки. Это связано с отсутствием большого числа свидетелей и беспристрастных наблюдателей, а также низким контролем над деятельностью и поведением сторон.
Медиатор Морозов Алексей Вячеславович выделяет следующие негативные аспекты своей работы:
- сложность проведения процедуры при большом числе лиц с одной из сторон, что влечет за собой много информации с низким уровнем ценности, а также давление на нейтральную сторону;
- результативность процесса напрямую зависит от личностных данных медиатора, его характера, опыта, авторитета и способности оказывать влияние на людей;
-проблематичность самостоятельного поиска посредника, способного удовлетворить критерии отбора обеих сторон;
- скорость проведения процедуры и уровень удовлетворенности результатом зависит от взаимоотношения между сторонами конфликта и их желания и способности пойти на компромисс;
- в настоящее время малый опыт эксплуатации процедуры медиации в Российской Федерации и особенности менталитета, выраженные в недоверии частным лицам [8].
Кроме перечисленных Морозовым недостатков процедуры медиации можно выделить еще несколько. Один из них связан с неудовлетворительным разрешением конфликта, что в конечном итоге все равно приводит участников процесса в суд. Однако время и деньги на процедуру медиации уже были потрачены, и не все медиаторы и соответствующие организации оказывают услуги по возмещению потраченных средств.
Следующая проблема, которая может возникнуть, это истечение срока давности при обращении к медиатору. А также обеспечение конфиденциальности процесса, нарушение которой способно напрямую навредить благоприятному для сторон исходу дела.
Однако, несмотря на значительное число недостатков, после введения закона о медиации с 2010 года по 2015 на территории России в 58 субъектах зарегистрировалось 77 работающих организаций, оказывающих населению посреднические услуги [7]. Медиация заслуженно пользуется успехом в некоторых обстоятельствах и сферах деятельности за счет ряда своих преимуществ перед альтернативным дорогостоящим путем разрешения конфликта:
- способна обеспечить большую оперативность рассмотрения дела -иногда за 1-3 дня - в сравнении с долгосрочными судебными разбирательствами;
- обладает большей гибкостью и мобильностью в сравнении со стационарными судебными процессами;
- высокая степень самостоятельности участников;
- экономия на уплате государственных пошлин;
- предусматривает оказание помощи и услуг внеправового характера: экономического, финансового, социального.
- медиация не является последней инстанцией;
- высокая вероятность добровольного исполнения обязательств сторонами за счет совместного договорного разбирательства процесса;
- стороны могут при желании приостановить процедуру, прекратить или возобновить без превышения своих правовых полномочий или других нарушений;
- вероятность сохранения партнерских отношений между сторонами благодаря атмосфере психологического комфорта и доверительной обстановки.
Социальный опрос, проведенный от 27 сентября 2016 года площадкой общероссийского гражданского форума «Медиация и профилактика социальных конфликтов», показал, что лишь 20,9% россиян хорошо знакомы с процедурой медиации, тогда как большая часть - 45,1% опрошенных -подтвердили, что имеют представление о процедуре только понаслышке. Кроме того, среди методов, наиболее известных и практикуемых для разрешения конфликтов, 96,1% опрошенных отдало предпочтение переговорам. Судебные разбирательства предпочтительны для 60,1% человек, тогда как медиации отводится третье место среди наиболее распространенных инструментов разрешения споров - 56,9%.
Однако на вопрос о шансах роста популярности медиации в России 64,7% опрошенных ответили, что они «средние и ниже среднего» и только 28,8% назвали их «хорошими или очень хорошими». Екатерина Горшени -на - координатор площадки форума - считает, что развитие и распространение идеологии института возможно только в случае оказания активной поддержки и продвижения со стороны государства.
Также более 51,6% респондентов не знают о центрах медиации или организациях, предоставляющих соответствующие услуги, в своем регионе
[5].
Приведенные результаты опроса свидетельствует о низкой популярности процедуры медиации среди российских граждан. Чаще всего среди юристов и медиаторов называют следующие причины подобной судьбы примирительной процедуры:
- новизна медиации в России;
- отсутствие опыта и профессиональных знаний у потенциальных медиаторов, вызванные малочисленностью центров подготовки специалистов;
- слабое влияние государства в области информирования населения о методах внесудебного решения конфликтов;
- конкуренция со стороны судебных представителей;
- особенности менталитета, проявляющиеся в низком уровне доверия к посредникам, конфликтности личностей и низком уровне правовой информированности общества.
Процедура внедрения новых способов и методов поведения человека в правовой среде практически всегда несет длительный и тяжелый адаптивный характер. Однако на территории Российской Федерации данный фактор усложняется не только особенностями личностного восприятия либеральных идей, но и нелогичностью некоторых формулировок и положений.
Так, Абашева Д.В., судья Пермского краевого суда, ставит под сомнение эффективность отнесения примирения сторон к одной из задач стадии подготовки дела к судебному разбирательству. «Более отвечающим указанной цели будет законодательное закрепление цели - примирение сторон - как принципа гражданского судопроизводства», - комментирует свою позицию Абашева [6].
Подобные некорректные выводы на уровне законодательства вызывают недоверие к процедуре медиации, которая ассоциируется у населения с неофициальным разбирательством конфликта, который не несет под собой устойчивой правовой базы. Изменения и дополнения закона от 1 сентября 2013 года не внесли ясности в спорные моменты и не оправдали существование медиации как альтернативного метода решения конфликта.
Однако, несмотря на все негативные выводы в отношении новой процедуры, институт медиации постепенно развивается и привлекает своей деятельностью все большее число специалистов и клиентов. Наибольшее влияние на процесс внедрения медиации оказывают специализированные центры по подготовке кадров с соответствующей долей профессионализма, оказанию консалтинговых услуг и предоставляющих медиаторов конфликтующим сторонам. В России на данный момент наибольшей популярностью и лояльностью населения пользуются «Лига Медиаторов», «Центр медиации и права» и «Ресурсный центр медиации». Все они ставят перед собой общую цель объединения сообщества профессионалов в области медиации для повышения правовой культуры общества, оказания обратившимся к ним сторонам полноценной услуги по разрешению спора с достижением компромисса и способствованию дальнейшего развития этого рынка в России. Одними из наиболее важных заслуг центров является подготовка кадров по различным направлениям деятельности (медиаторы по гражданским, трудовым и семейным спорам) и разработка отраслевых стандартов и требований к специалистам.
«Лига Медиаторов» на основе своей деятельности 2014 года приводит следующие результаты: за год, при численности штата в 75 медиаторов, было осуществлено 153 судебных и 170 внесудебных медиаций. Наибольшее число из них (104) составляли бракоразводные процессы. Соглашение об урегулировании спора было достигнуто в 157 случаях. Преобладающая стадия начала медиации - стадия конфликта между сторонами [12].
На основе статистических данных «Лиги Медиаторов» можно судить о результативности деятельности работников центра, однако учитывая серьезное преобладание семейных споров над остальными, стоит оговориться,
что эта сфера внесудебного разрешения конфликта наиболее перспективна ввиду небольшой сложности процесса и взаимного желания сторон достигнуть неконфликтной развязки спора.
Таким образом, жизнеспособность и развитие процедуры медиации, законодательно закрепленной в России уже на протяжении 7 лет, подвергаются серьезным испытаниям.
Во-первых, продвижению процедуры в стране препятствует несколько существенных факторов, осложняющих деятельность работников этого института.
Во-вторых, судебная система является слишком крупным и устоявшимся государственным образованием, пользующимся большим доверием населения, поэтому медиация не способна составить ей достойную конкуренцию.
В-третьих, правовая база процедуры альтернативного разрешения споров на данный момент достаточно мала и неспособна ответить на все возникающие вопросы экспертов.
Будет уместно подвести окончательный итог словами управляющего партнера Goltsblat BLP Андрея Гольцблата: «В России не та правовая культура, поэтому этот институт не работает так, как на Западе. Поможет институту медиации придание силы вердикта: если это будет закреплено на законодательном уровне, тогда она будет работать» [9].
Список литературы
1. Федеральный закон "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" от 27.07.2010 N 193-ФЭ с изм. от 01.09.2013 -ст.2-3
2. Судебный департамент при Верховном суде РФ. - «Рассмотрение судами общей юрисдикции с 2007 по 2012 год»
3. Управление судебного департамента в Санкт-Петербурге. - «Сведения о нагрузке судей районных судов г. Санкт-Петербурга с 2011 по 2016 год»
4. Управление судебного департамента в Санкт-Петербурге. - «Сведения о нагрузке мировых судей г. Санкт-Петербурга с 2011 по 2016 год»
5. Общероссийский гражданский форум 2016. «Профилактика конфликтов». - Результаты опроса от 27.09.2016
6. Абашева Д.В. Проблемы применения положений Федерального закона «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» в гражданском процессе. [Электронный ресурс]//Первый Пермский правовой портал. - 22.05.2013.- Режим доступа: http://territoriaprava.ru/ topics/48456
7. Карпенко А.Д. Современное состояние развития медиации в России. [Электронный ресурс]// Лига Медиаторов.- Режим доступа: http://arbimed.ru/ sovremennoe-sostoyanie-razvitiya-mediacii-v-rossii
8. Морозов А. В. Достоинства и недостатки медиации. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mediator-morozow.narod.ru/index/0-6
9. Чуракова О. Депутаты пытаются исправить институт медиации [Электронный ресурсу/Ведомости. - 07.06.2016. - Режим доступа: http://www.vedomosti.ru/ politics/ articles/2016/06/07/643932-mediatsiyu
10. Шамликашвили Ц. Где и как выбрать медиатора? [Электронный ре-сурс]//ГАРАНТ.РУ.- 13.06.2013.- Режим доступа: http://www.garant.ru/ia/opinion/ shamlikashvili/ 477608/
11. Кодекс профессиональной этики медиатора-посредника некоммерческого партнерства «Лига Медиаторов» [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://arbimed.ru/kodeks_mediatora
12. Лига медиаторов. Статистика НП "ЛИГА МЕДИАТОРОВ" за 2014 г.[Электронный ресурс].- Режим доступа: http://arbimed.ru/statistika-np-liga-mediatorov-za-2014-g
13. Организация деятельности совета директоров в компаниях с государственным участием/ Поздняков К.К., Горохов А.А.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2016. № 7 (17). С. 265-271
14. Интеллектуальная миграция в России/ Серебренникова А.И., Микрюков А.В., Куваева Ю.В., Горохов А.А.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2016. № 7 (17). С. 335-340.
15. Коррупция как одна из проблем социального управления/ Мохоров Д. А., Мака-ревич М.Л.// Пробелы в российском законодательстве. 2014. № 6. С. 27-32.
16. Качество и безопасность пищевых продуктов как необходимые условия обеспечения продовольственной безопасности России/ Макаревич М.Л.// Актуальные проблемы науки и практики. 2015. № 1 (001). С. 28-35.
17. Городская дума г. санкт-петербурга в 1905-1907 гг/ М. Л. Макаревич// Федеральное агентство по образованию, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования Санкт-Петербургский торгово-экономический ин-т. Санкт-Петербург, 2007.
18. Право на труд в современном российском законодательстве/ Макаревич М.Л.// Проблемы экономики и управления в торговле и промышленности. 2014. № 2. С. 118122.
19. Особенности социально-правового регулирования общественных отношений на Руси IX-XIV вв/ Макаревич М.Л., Мохоров Д. А.// Проблемы экономики и управления в торговле и промышленности. 2015. № 3 (11). С. 79-85.
20. Проблемы трудоустройства инвалидов и создания им благоприятных условий труда/ Макаревич М.Л.// Актуальные проблемы науки и практики. 2016. № 1 (002). С. 68-72.
21. Правовые основы бизнеса/ Мохоров Д. А., Демидов В.П., Доровская Ю.В., Комарова О.М., Макаревич М.Л., Мохорова А.Ю., Николаев А.В.// Санкт-Петербург, 2013.
22. Правовые основы бизнеса. наука и практика/ Мохоров Д.А., Демидов В.П., Мохорова А.Ю., Макаревич М.Л., Доровская Ю.В.// Монография / Санкт-Петербург, 2015.
Makarevich Marina Leonidovna, Cand.Hist.Sci., associate professor PetertheGreatSt.PetersburgPolitechnicUniversity, St.Petersburg, Russia (e-mail:makarevichm@mail.ru) Ovchinnikova Anna Stanislavovna, student (e-mail: ovchinnikova.95@list.ru)
PetertheGreatSt.PetersburgPolitechnicUniversity, St.Petersburg, Russia LEGAL ASPECTS OF MEDIATION PROCEDURE IN MODERN RUSSIA
Abstract. This article discusses the features of mediation procedure in line with Russian legislation, analyzes its advantages and disadvantages in the domestic market and the prospects for further development.
Keywords: mediation procedure, the mediator, the Center for Mediation and Law, Alternative Dispute Resolution.