Научная статья на тему 'ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ПАРКОВОЧНЫХ МЕСТ ДЛЯ ЛИЧНОГО АВТОТРАНСПОРТА ИНВАЛИДОВ-КОЛЯСОЧНИКОВ В Г. МОСКВЕ'

ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ПАРКОВОЧНЫХ МЕСТ ДЛЯ ЛИЧНОГО АВТОТРАНСПОРТА ИНВАЛИДОВ-КОЛЯСОЧНИКОВ В Г. МОСКВЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
11
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
парковочные места / инвалиды-колясочники / инвалид / автотранспортное средство / регистрационный знак / parking spaces / wheelchair users / disabled person / motor vehicle / registration plate

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Каменец Ю.В., Мартьянова Г.В.

В статье рассматриваются основные проблемы, с которыми сталкиваются инвалиды-колясочники при предоставлении парковочных мест для личного автотранспорта в г. Москве. Выявленные проблемы демонстрируются и практикой правоприменения, которая взята автором во внимание. Особый акцент делается на формулировании направлений разрешения выявленных проблем, в т.ч. с учетом опыта зарубежных стран.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Каменец Ю.В., Мартьянова Г.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL ASPECTS OF PROVIDING PARKING SPACES FOR PERSONAL VEHICLES OF WHEELCHAIR USERS IN MOSCOW

The article discusses the main problems faced by wheelchair users when providing parking spaces for personal vehicles in Moscow. The identified problems are also demonstrated by the practice of law enforcement, which is taken into account by the author. Special emphasis is placed on the formulation of directions for solving the identified problems, including taking into account the experience of foreign countries.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ПАРКОВОЧНЫХ МЕСТ ДЛЯ ЛИЧНОГО АВТОТРАНСПОРТА ИНВАЛИДОВ-КОЛЯСОЧНИКОВ В Г. МОСКВЕ»

декабря.

2. Об информации, информационных технологиях и о защите информации: Федер. Закон [принят Гос. Думой 08.07.2006] // Собрание законодательства РФ. № 31(ч.1). Ст. 3448.

3. О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации: Федер. Закон [принят Гос. Думой 26.07.2017] // Собрание законодательства РФ. 2017. № 31(ч.1). Ст. 4736.

4. Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации (извлечение): указ Президента РФ от 05.12.2016 № 646 // Собрание законодательства РФ. 2016. № 50. Ст. 7074.

5. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации (извлечение): указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400 // Собрание законодательства РФ. 2021. № 27(ч.2). Ст. 5351.

© Игнатьев Ю.Ю., 2023

УДК 347. 349.3

Каменец Ю.В.,

Студент, Магистр 2 курс факультета юриспруденции ФГБОУ ИВО "Московский государственный гуманитарно-экономический университет",

г. Москва, РФ

Научный руководитель: Мартьянова Г.В.,

к.ю.н., доцент, заведующий кафедрой гражданского права и процесса, ФГБОУ ИВО "Московский

государственный гуманитарно-экономический университет",

г. Москва, РФ

ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ПАРКОВОЧНЫХ МЕСТ ДЛЯ ЛИЧНОГО АВТОТРАНСПОРТА

ИНВАЛИДОВ-КОЛЯСОЧНИКОВ В Г. МОСКВЕ

Аннотация

В статье рассматриваются основные проблемы, с которыми сталкиваются инвалиды-колясочники при предоставлении парковочных мест для личного автотранспорта в г. Москве. Выявленные проблемы демонстрируются и практикой правоприменения, которая взята автором во внимание. Особый акцент делается на формулировании направлений разрешения выявленных проблем, в т.ч. с учетом опыта зарубежных стран.

Ключевые слова:

парковочные места, инвалиды-колясочники, инвалид, автотранспортное средство,

регистрационный знак.

Kamenets Y.V.,

Student, Master 2nd year of the Faculty of Jurisprudence Moscow State University of Humanities and Economics,

Moscow, Russia Scientific supervisor: Martyanova G.V., Candidate of Law, Associate Professor, Head of the Department of Civil Law and Procedure, Moscow State University of Humanities and Economics,

Moscow, Russia

LEGAL ASPECTS OF PROVIDING PARKING SPACES FOR PERSONAL VEHICLES OF WHEELCHAIR USERS IN MOSCOW

Annotation

The article discusses the main problems faced by wheelchair users when providing parking spaces for personal vehicles in Moscow. The identified problems are also demonstrated by the practice of law enforcement, which is taken into account by the author. Special emphasis is placed on the formulation of directions for solving the identified problems, including taking into account the experience of foreign countries.

Key words:

parking spaces, wheelchair users, disabled person, motor vehicle, registration plate.

В нынешнее время актуально говорить об увеличении количества лиц, являющихся инвалидами 1 и 2 группы. В частности, это следует из статистики Федерального реестра инвалидов. Так, на апрель 2023 года всего в Российской Федерации зарегистрировано 10 250 841 инвалидов. Тогда как на г. Москва из указанного числа приходится 890 470 человек, из них 98 124 инвалидов 1 группы, а 410 099 инвалидов 2 группы [9]. Соответственно, можно говорить, что преимущественную часть инвалидов в г. Москве составляют лица, относящиеся к 1 и 2 группам инвалидности и это без учета лиц с инвалидностью из Московской области и других регионов, которые также имеют право на парковку в таких местах, когда приезжают в столицу. При этом мы можем говорить о том, что преимущественно именно данные категории инвалидов нуждается в местах для парковки в г. Москве. Однако практическая реализация права инвалидов на предоставление парковочных мест показывает наличие ряда трудностей и пробелов в правовом регулировании данной сферы. Как следствие, актуализируется не только сам анализ имеющихся проблем, но и предложение путей их разрешения.

В рамках настоящего исследования на рассмотрение были подняты следующие проблемы, которые нуждаются в доктринальном осмыслении и законодательном разрешении.

1) Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ, определившим новую систему предоставления мер социальной поддержки, отменена норма законодательства, предусматривавшая обеспечение инвалидов всех категорий автотранспортными средствами за счет средств федерального бюджета. В связи с этим с 01 января 2005 года инвалиды всех категорий утратили право на получение транспортных средств и материальных компенсаций за них из средств федерального бюджета, кроме лиц, которые получили травму на производстве.

Как следствие, транспортное средство не входит в «Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду», утверждённый Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 № 2347-р [6].

Вместе с тем, следует указать, что реализация программы «Доступная среда» идет крайне медленно и не в полной мере. В данной связи проблема «мобильности» таких категорий субъектов, как инвалиды-колясочники, усугубляется. Для того, чтобы иметь возможность равноценно получать образование, заниматься спортом, работать инвалидам-колясочникам необходим личный автотранспорт. Однако, учитывая также размер получаемых ими пенсий и пособий, можно с уверенностью сказать, что купить автотранспортное средство таким категориям лиц крайне сложно.

2) На сегодняшний день особенно явно демонстрируется проблема, связанная с нехваткой инвалидных мест у объектов социальной инфраструктуры.

Указанная проблематика поднимается и в научной среде. Так, например, О.С. Смагина справедливо указывает, что «основной проблемой является дефицит парковочных мест для инвалидов и их распределение» [7, c. 192].

Кроме того, рядом авторов был проведен практический анализ организации парковочных мест для

людей с ОВЗ, который показал, что они сделаны лишь у малой части объектов социальной инфраструктуры. Более того, зачастую площадь специального парковочного места меньше нормативной [1, с 9].

Примером, который демонстрируют данную проблему, будет и Кассационное определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 09.03.2023 № 88а-6334/2023 [2].

3) Достаточно распространенной становится ситуация, при которой владельцы дорогих автомобилей за определенную сумму денежных средств оформляют на людей с инвалидностью свои автотранспортные средства, а в последующем регистрируют их в системе ФРИ. Как следствие, получают возможность парковки на местах для инвалидов и при этом не платить штраф. На наш взгляд, такая система нуждается в усилении контроля, а также с целью профилактики таких незаконных деяний следует установить меры административной и уголовной ответственности.

Определенную проблематику в сфере предоставления парковочных мест для инвалидов-колясочников в г. Москве можно продемонстрировать и примерами из практики правоприменения.

Так, истице отказано в предоставлении государственной услуги по внесению записи в реестр парковочных разрешений инвалидов г. Москвы, поскольку ранее предоставлена аналогичная государственная услуга в отношении транспортного средства. Истица ссылается на то, что Постановление Правительства г. Москвы от 17.05.2013 № 289-ПП не исключает возможности выдачи парковочного разрешения инвалида на два транспортных средства, зарегистрированного на инвалида и на лицо, перевозящее инвалида [4].

В другом примере истец, являясь инвалидом, предъявил справку об инвалидности и припарковал автомобиль на специальное бесплатное место. Истец ссылается на то, что сотрудник ответчика потребовал оплатить парковку и препятствовал выезду автомобиля истца. При этом суд признал такие деяния незаконными [5].

С учетом выявленных проблем представляется актуальным сформулировать следующие пути их разрешения:

1) На наш взгляд, видится необходимым восстановить практику обеспечения инвалидов всех категорий автотранспортными средствами за счет средств федерального бюджета, которая существовала до 2005 года. Соответственно, предлагаем выделять инвалидам автотранспортные средства, как это уже было ранее в отечественной практике. Вторым вариантом разрешения проблемы является компенсация из государственного бюджета определенной части денежных средств, затраченных на определенное автомобильное средство. Третьим вариантом разрешения проблемы является привлечение частных инвесторов в указанных целях.

2) Представляется необходимым увеличить количество инвалидных мест у объектов социальной инфраструктуры с 10% до 15-20%.

3) Необходимо на государственном уровне создать специальный реестр, который будет учитывать количество, а также непосредственно персонифицировать субъектов, которые являются инвалидами-колясочниками, а также лиц, которые их перевозят. Главным образом это связано с тем, что именно для таких категорий имеется необходимость в установлении широких парковочных мест (6м на 3.5м) для того, чтобы иметь возможность широко открыть дверь и подвезти инвалидную коляску или ее выгрузить инвалиду самостоятельно.

4) Представляется, что на местах для инвалидов должны иметь возможность парковаться только инвалиды 1 и 2 группы с проблемами в передвижения. На данный момент действующее законодательство предусматривает такую возможность и для инвалидов 3 группы, которые практически не имеют ограничений в передвижения, что, на наш взгляд, является не в полной мере обоснованным с учетом дефицита парковочных мест для инвалидов.

5) Необходимо дополнить положения Кодекса Российской Федерации об административных

правонарушениях (далее - КоАП РФ [3]) в части установления штрафа за парковку на местах для инвалидов. А именно предлагаем ужесточить ответственность в данной сфере и повысить размер штрафа, что будет способствовать профилактике таких правонарушений.

6) Следует дополнить положения КоАП РФ статьей, которая будет предусматривать административную ответственность за однократно совершенное такое деяние, а в Уголовном кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ [8]) возможно установить ответственность за повторное совершение действий, направленных на подложное оформление на людей с инвалидностью автотранспортных средств и последующей регистрации их в системе ФРИ.

Главным образом установление таких мер ответственности обусловлено тем, что только инвалиды и те, кто их перевозит, должны иметь возможность оформлять такие разрешения на парковочные места.

7) Необходимо делать более выразительной разметку мест для инвалидов, поскольку зачастую обычные граждане не обращают внимание, что место предназначено для лиц с ОВЗ.

В качестве предложений по совершенствованию практики реализации предоставления парковочных мест для инвалидов-колясочников представляется возможным позаимствовать и опыт зарубежных стран в данном вопросе. Так, например, в отдельных странах широко распространен опыт нравоучительных табличек, со следующим содержанием: «Если вы встали на моё место, то и заберите мою инвалидность».

Кроме того, в некоторых странах предусмотрена возможность оформления специальных регистрационных знаков на автомобильные средства со знаком инвалидной коляски в углу и получить эти знаки могут только инвалиды у кого есть сложности в передвижении.

Представляется, что отдельные положительные аспекты зарубежных стран по исследуемому вопросу могут быть учтены и в отечественной практике, что скажется и на доступности парковочных мест для инвалидов-колясочников.

Таким образом, проведенное исследование позволило выявить достаточно большой спектр проблем, с которыми сталкиваются инвалиды-колясочники в рамках реализации своего права на предоставление парковочного места в г. Москве. С учетом выявленных проблем, нами были предложены пути их разрешения, которые главным образом должны найти отражение в рамках положений действующего законодательства. При этом отдельное внимание российскому законодателю следует акцентировать на успешном опыте зарубежных стран в аспекте разрешения таких проблем, а также развивать и совершенствовать доступную среду транспортной инфраструктуры, чтобы человек с инвалидностью мог без проблем воспользоваться и общественным транспортом. Представляется, что реализация сформулированных в рамках настоящего исследования мероприятий позволит разрешить проблему доступности парковочных мест для инвалидов-колясочников.

Список использованной литературы:

1. Алимпиева, А. В. Оценка доступности государственных и муниципальных учреждений культуры для людей с ограниченными возможностями здоровья / А. В. Алимпиева, В. Б. Бартфельд, Е. Д. Токмакова // Современное образование в области культуры и искусства: традиции, инновации, опыт. - Калининград, 2018. - С. 5-20.

2. Кассационное определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 09.03.2023 № 88а-6334/2023 [Электронный ресурс]. - URL: https://www.consultant.ru/ (дата обращения: 26.05.2023).

3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 28.04.2023, с изм. от 17.05.2023) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.

4. Определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 23.12.2020 № 88-24210/2020 по делу № 2-416/2020 [Электронный ресурс]. - URL: https://www.consultant.ru/ (дата обращения: 26.05.2023).

5. Определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 10.09.2020 № 88-16026/2020 по делу № 2-199/2019 [Электронный ресурс]. - URL: https://www.consultant.ru/ (дата обращения: 26.05.2023).

6. Распоряжение Правительства РФ от 30.12.2005 № 2347-р (ред. от 16.01.2023) «О федеральном перечне реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду» // Собрание законодательства РФ. 2006. № 4. Ст. 453.

7. Смагина, О. С. Особенности правового регулирования парковочных мест многоквартирных домов и специальных парковочных мест для инвалидов / О. С. Смагина, А. А. Смагин // Проблемы экономики и юридической практики. - 2018. - № 3. - С. 189-192.

8. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 28.04.2023) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.

9. Численность инвалидов [Электронный ресурс]. - URL: https://sfri.ru/analitika/chislennost/chislennost/ chislennost-po-gruppam (дата обращения: 27.05.2023).

© Каменец Ю.В., 2023

УДК 34

Коржова Е.А.,

Преподаватели

ОГАПОУ «Белгородский индустриальный колледж»,

Бондаренко О.Н.

ОГАПОУ «Белгородский педагогический колледж»

г. Белгород, РФ

МЕРЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ СТОРОН ПРИ ИСПОЛНЕНИИ ДОГОВОРА ЗАЙМА

Аннотация

В статье рассматриваются особенности применения мер ответственности сторон при заключении и исполнении условий договора займа.

Ключевые слова

Займ, ответственность, платеж, банковский процент, неустойка, гражданский оборот.

Проблемы, возникающие у сторон при заключении и исполнении договоров займа, среди которых можно назвать применение норм ГК РФ о процентах как за пользование займом, так и начисляемых в порядке ответственности заемщика за неисполнение условий договора займа, создают сложности для субъектов гражданского оборота и требуют внимания со стороны как законодателя, так и органов судебной власти.

При заключении займовой сделки стороны согласовывают ее условия, правомочия, обязательства друг друга и предполагают их исполнение контрагентами. В случае неисполнения обязанностей и условий договора к нарушителю применяются меры ответственности гражданско-правового и иного характера, направленные на возмещение понесенного пострадавшей стороной ущерба и восстановления ее прав.

Меры ответственности, применяемые к нарушителю договорных условий, могут быть установлены законодательством или определены в соглашении. К таким мерам можно отнести: взыскание основной займовой суммы; взыскание неустойки или штрафов; взыскание процентов за пользование чужими денежными средствами; досрочное прекращение договорных отношений при существенном нарушении условий сделки. Взыскание производится через суд с применением досудебного претензионного порядка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.