Научная статья на тему 'СОЗДАНИЕ БЕЗБАРЬЕРНОЙ СРЕДЫ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ ГОРОДА ВЛАДИВОСТОКА'

СОЗДАНИЕ БЕЗБАРЬЕРНОЙ СРЕДЫ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ ГОРОДА ВЛАДИВОСТОКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
91
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗБАРЬРНАЯ СРЕДА В ВУЗЕ / ИНВАЛИДЫ / ЛИЦА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ОВЗ) / СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ / ИНКЛЮЗИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гильмутдинова Наталия Игоревна, Гвоздков Павел Юрьевич, Рябинина Ульяна Сергеевна

В настоящее время инвалид-колясочник в большинстве случаев может обучаться только дистанционно или, в лучшем случае, заочно. Но, помимо проблемы обучения инвалидов, существует еще и проблема социализации людей с ограниченными возможностями здоровья. Цель исследования - изучить имеющийся опыт и разработать практические рекомендации по формированию без-барьерной среды для инвалидов и маломобильных групп населения в вузах города Владивостока. Поставленная цель определила необходимость решения следующих задач: исследование механизмов проектирования доступной среды для маломобильных граждан в учебных заведениях города и обоснование применения проектной методологии для управления инновационным проектом по внедрению вузами инклюзивной модели образования. Были использованы такие методы как: натурное обследование объектов, метод сравнительного и комплексного анализа. Данное исследование проводилось на базе вузов города. Результат исследования и их обсуждение - предложение создания образовательных и реабилитационных услуг для людей с инвалидностью. Выводы - формирование безбарьерной среды для инвалидов и маломобильных групп населения в вузах Владивостока исключит любую дискриминацию людей, обеспечит равное отношение ко всем и создаст особые условия для людей, имеющих особые образовательные потребности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гильмутдинова Наталия Игоревна, Гвоздков Павел Юрьевич, Рябинина Ульяна Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATION OF A BARRIER-FREE ENVIRONMENT IN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE CITY OF VLADIVOSTOK

Currently, the wheelchair one, user in most cases, can only study remotely or, at best, under the absentia. But, in addition to the problem of teaching disabled people, there is also the problem of socialization of people with disabilities. The purpose of the study is to study the existing experience and develop practical recommendations for the formation of the barrier-free environment for people with disabilities and low-mobility groups of the population in the universities of the city of Vladivostok. This goal determined the need to solve the following tasks: researching the mechanisms for designing the accessible environment for people with limited mobility in educational institutions of the city and justifying the application of the project methodology for managing the innovative project for the introduction of the inclusive education model by universities. There were used such methods as: the field inspection of objects, the method of comparative and complex analysis. This study was conducted on the basis of the city's universities. The result of the research and their discussion is a proposal for the creation of educational and rehabilitation services for people with disabilities. Conclusions - the formation of the barrier-free environment for people with disabilities and low-mobility groups of the population in Vladivostok universities will exclude any discrimination against people, ensure equal treatment for everyone and create special conditions for people with special educational needs.

Текст научной работы на тему «СОЗДАНИЕ БЕЗБАРЬЕРНОЙ СРЕДЫ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ ГОРОДА ВЛАДИВОСТОКА»

организации тренировочного процесса в качестве основных компонентов, обеспечивающих становление и развитие армрестлингера, следует рассматривать общефизическую и специальную скоростно-силовую подготовку, которые создают предпосылки для наращивания мышечной массы и развития скоростно-силовых свойств атлета.

ЛИТЕРАТУРА

1. Айзерман, М.А. Классическая механика / М.А. Айзерман. - Москва : Наука, 1980. - 368 с.

2. Бердичевская, Е.М. Функциональные асимметрии при обеспечении эффективной деятельности в спорте / Е.М. Бердичевская, А.С. Гронская, Я.Е. Бугаец, И.Э. Хачатурова // Асимметрия. - 2007. - Т. 1., № 1. - С. 62-64.

3. Биксултанов, М.Ю. Повышение результативности тренировочных упражнений в армспорте средствами бол-рестлинга / М.Ю. Биксултанов // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. - 2017. - № 1 (39). - С. 86-90.

4. Бодакин, А.В. Основы армрестлинга: учебное пособие / А.В. Бодакин, Е.В. Корнеев, М.П. Рогов. - Москва : Изд-во Моск. гос. ун-т, 2014. - 86 с.

5. Политов, А.В. Методика биомеханического анализа двигательных действий в армрестлинге с использованием современных информационных технологий / А.В. Политов, И.Н. Никулин,

A.В. Посохов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 6 (148). - С. 187-191.

6. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта / Ж.К. Холодов,

B.C. Кузнецов. - Москва : Академия, 2000. - 480 с.

REFERENCES

1. Aizerman, M.A. (1980), Classical mechanics, Nauka, Moscow.

2. Berdichevskaya, E. M., Gronskaya, A. S., Bugayets, Ya. E. and Khachaturova, I. E. (2007), "Functional asymmetries in ensuring effective activity in sports", Asymmetry, Vol. 1, No. 1, pp. 62-64.

3. Biksultanov, M. Yu. (2017), "Improving the effectiveness of training exercises in armsport by means of ball-wrestling", Bulletin of the Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V. P. Astafyev, No. 1(39). - pp. 86-90.

4. Bodakin, A.V., Korneev, E.V. and Rogov M.P. (2014), Fundamentals of wrestling: training. manual, Publishing house of Moscow State University, Moscow.

5. Politov, A.V., Nikulin, I.N. and Posokhov A.V. (2017), "Method on biomechanical analysis of motor actions in arm wrestling using modern information technologies", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol. 148, No. 6, pp. 187-191.

6. Kholodov, Z.K. and Kuznetsov V.S. (2000), Theory and methodology of physical education and sports, textbook, Academia, Moscow.

Контактная информация: letchik45@bk.ru

Статья поступила в редакцию 09.07.2021

УДК 378

СОЗДАНИЕ БЕЗБАРЬЕРНОЙ СРЕДЫ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ

ГОРОДА ВЛАДИВОСТОКА

Наталия Игоревна Гильмутдинова, ассистент, Дальневосточный федеральный университет, Владивосток; Павел Юрьевич Гвоздков, старший преподаватель, Ульяна Сергеевна Рябинина, старший научный сотрудник, Дальневосточный юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, Хабаровск

Аннотация

В настоящее время инвалид-колясочник в большинстве случаев может обучаться только дистанционно или, в лучшем случае, заочно. Но, помимо проблемы обучения инвалидов, существует еще и проблема социализации людей с ограниченными возможностями здоровья. Цель исследования - изучить имеющийся опыт и разработать практические рекомендации по формированию безбарьерной среды для инвалидов и маломобильных групп населения в вузах города Владивостока.

Поставленная цель определила необходимость решения следующих задач: исследование механизмов проектирования доступной среды для маломобильных граждан в учебных заведениях города и обоснование применения проектной методологии для управления инновационным проектом по внедрению вузами инклюзивной модели образования. Были использованы такие методы как: натурное обследование объектов, метод сравнительного и комплексного анализа. Данное исследование проводилось на базе вузов города. Результат исследования и их обсуждение - предложение создания образовательных и реабилитационных услуг для людей с инвалидностью. Выводы - формирование безбарьерной среды для инвалидов и маломобильных групп населения в вузах Владивостока исключит любую дискриминацию людей, обеспечит равное отношение ко всем и создаст особые условия для людей, имеющих особые образовательные потребности.

Ключевые слова: безбарьрная среда в вузе, инвалиды, лица с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), социальная реабилитация, инклюзия.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.7.p63-68

CREATION OF BARRIER-FREE ENVIRONMENT IN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE CITY OF VLADIVOSTOK

Natalia Igorevna Gilmutdinova, the assistant, Far Eastern Federal University, Vladivostok; Pavel Yuryevich Gvozdkov, the senior teacher; Ulyana Sergeevna Ryabinina, the senior research associate, Far Eastern Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Khabarovsk

Abstract

Currently, the wheelchair one, user in most cases, can only study remotely or, at best, under the absentia. But, in addition to the problem of teaching disabled people, there is also the problem of socialization of people with disabilities. The purpose of the study is to study the existing experience and develop practical recommendations for the formation of the barrier-free environment for people with disabilities and low-mobility groups of the population in the universities of the city of Vladivostok. This goal determined the need to solve the following tasks: researching the mechanisms for designing the accessible environment for people with limited mobility in educational institutions of the city and justifying the application of the project methodology for managing the innovative project for the introduction of the inclusive education model by universities. There were used such methods as: the field inspection of objects, the method of comparative and complex analysis. This study was conducted on the basis of the city's universities. The result of the research and their discussion is a proposal for the creation of educational and rehabilitation services for people with disabilities. Conclusions - the formation of the barrier-free environment for people with disabilities and low-mobility groups of the population in Vladivostok universities will exclude any discrimination against people, ensure equal treatment for everyone and create special conditions for people with special educational needs.

Keywords: barrier-free environment at the university, disabled people, persons with disabilities), social rehabilitation, inclusion.

В рамках национального проекта "Образование" 2018-2024 гг. депутаты Приморского края совместно с краевым обществом инвалидов разработали законопроект о доступной среде для маломобильных граждан, в который вошел комплекс мероприятий по поддержке этой категории. Была принята резолюция о необходимости сделать все, чтобы люди с ОВЗ могли свободно передвигаться по улицам, посещать социальные учреждения, магазины, почту и другие организации, получать достойное образование и заниматься спортом.

Сегодня в крае образование на дому получает более двухсот человек с ОВЗ. Тем не менее, дистанционное образование не в полной мере способствует социализации людей в обществе. Они по-прежнему отделены от общения со здоровыми сверстниками, от активной деятельности в коллективах и т.п. Именно поэтому каждый вуз г. Владивостока старается предоставить комфортные условия для проживания и обучения лицам с ограниченными возможностями здоровья. Был произведен анализ состояния вузов Владивостока с точки зрения пригодности для инвалидов и маломобильных групп насе-

ления. По результатам данного исследования выяснилось, что в Дальневосточном федеральном университете для каждого абитуриента - инвалида разрабатывается индивидуальный график вступительных экзаменов и обучения в зависимости от нозологии заболевания.

По информации Департамента развития кампуса ДВФУ, объекты университета на о. Русском строились специально с расчетом на то, что в нем будут обучаться инвалиды. Строители предусмотрели новые технические стандарты при возведении учебных аудиторий. Студенческие классы оборудованы учебными местами с одноместными столами. Пространства для инвалидных колясок также предусмотрены и в конференц-залах ДВФУ

Каждый корпус оборудован специальными пандусами, угол наклона которых позволяет довольно легко подняться по нему в инвалидной коляске, заехать в любую аудиторию, подняться на высокие этажи на эскалаторе или в лифте. Предусмотрены специальные парковки, лифты, санузлы, в аудиториях места для инвалидов-колясочников расположены недалеко от входа. В гостиничных корпусах Северной группы спроектировано 10 номеров для маломобильных студентов.

В тренажерном зале есть специальные тренажеры для людей с ограниченными возможностями. Также ведется оборудование спортивных площадок для игры, сидя в баскетбол и волейбол, а также для проведения занятий по адаптивной физической культуре и соревнований для маломобильных спортсменов.

Студенты с нарушением зрения имеют полный доступ ко всем информационным ресурсам Научной библиотеки. Для этого в читальных залах кампуса оборудованы шесть специализированных рабочих мест. Их главная особенность состоит в программном обеспечении, аналогов которому нет в других вузах Дальнего Востока. Рабочие места оснащены дисплеями и принтерами Брайля. Студентам с ослабленным зрением доступны портативное устройство для чтения плоскопечатных текстов, сканирующая и читающая машины — с их помощью текст книги может быть озвучен на нескольких иностранных языках, а также переведен на азбуку Брайля. Помимо этого, библиотека ДВФУ располагает видеоувеличителем с возможностью регуляции цветовых спектров.

В парках и вокруг корпусов архитекторами были спроектированы пешеходные дорожки и тротуары из бетонной плитки, не допускающей скольжения. Кроме того, на набережной и в прогулочной зоне строители положили специальную плитку, по которой слабовидящие и инвалиды-колясочники могут передвигаться, не опасаясь поскользнуться. Также на территории кампуса ДВФУ разграничены места для парковки личного автотранспорта инвалидов.

По мнению представителей Межрегиональной общественной организации инвалидов «Ковчег», эта территория оборудована и полностью соответствуют требованиям для обучения маломобильных студентов.

При проведении исследования во Владивостокском государственном университете экономики и сервиса (ВГУЭС) выяснилось, что для студентов, имеющих ограничения по состоянию здоровья, в учебном плане предусмотрены дисциплины по выбору, что дает студенту возможность выбирать индивидуальную траекторию обучения. Действует стандарт ВГУЭС «Об обучении студентов по индивидуальным учебным планам и индивидуальным учебным графикам. Свободное посещение занятий».

Занятия обучающихся с ограниченными возможностями здоровья могут быть организованы как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных группах. Центр волонтеров предоставляет для всех студентов равные возможности для участия во всех организуемых мероприятиях.

Для доступности освоения образовательных программ инвалидами по зрению одно рабочее место в читальном зале библиотеки оборудовано портативным устройством для чтения «Pearl», позволяющим преобразовывать любой печатный текст в звук. Разработана альтернативная версия сайта для слабовидящих с доступом в библиотеке и ком-

пьютерных классах. Студентам с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) по заявлению предоставляются специальные технические средства, услуги ассистента (помощника), оказывающего необходимую техническую помощь.

Входы в университет оборудованы пандусами, беспроводной системой вызова помощи. Для передвижения по лестничным пролетам инвалидов-колясочников приобретен мобильный подъемник - ступенькоход, в учебном корпусе оборудована универсальная туалетная комната. Выделены места для парковки автотранспортных средств, работает система оповещения и сигнализации.

Во ВГУЭС существует система электронного обучения, которая позволяет осуществлять прием и передачу информации в доступной адаптированной форме. Студенты с ОВЗ имеют возможности дистанционных консультаций с преподавателями ^куре), участия в вебинарах.

Во ВГУЭС на базе спортивного комплекса (СК) «Чемпион» созданы условия для развития адаптивной физической культуры и спорта инвалидов. Студенты с ОВЗ в зависимости от состояния здоровья и возможностей занимаются физической культурой в группах здоровья.

В отличие от других вузов города, в столовых ВГУЭС имеется специальное диетическое меню. Так, для студентов с сахарным диабетом предлагаются блюда с ограничением углеводов и жиров в вареном и запеченном виде. Ежемесячной традицией в университете стали Дни здорового питания, когда приглашенные специалисты консультируют студентов по вопросам диеты, здорового образа жизни и физических нагрузок.

Во ВГУЭС осуществляется социальное сопровождение обучающихся, которое направлено на социальную поддержку инвалидов, включая содействие в решении бытовых проблем и проживании в общежитии.

В Тихоокеанском государственном медицинском университете (ТГМУ) Минздрава России созданы материально-технические условия, которые обеспечивают беспрепятственный доступ к обучению абитуриентов с ограниченными возможностями здоровья. Так, в новом, недавно принятом эксплуатацию, корпусе в аудиториях стоят одноместные письменные столы, обустроены туалетные комнаты. Также в этом вузе спроектированы расширенные дверные проемы, пандусы у входов и поручни на лестницах.

Вступительные испытания для абитуриентов с ограниченными возможностями здоровья проводятся в отдельной аудитории. При этом допускается присутствие ассистента из числа сотрудников ТГМУ или привлеченных лиц, оказывающих абитуриентам необходимую техническую помощь при передвижении, чтении и оформлении заданий, общении с экзаменаторами. При проведении вступительных испытаний обеспечивается выполнение необходимых требований в зависимости от индивидуальных особенностей, поступающих с ограниченными возможностями здоровья.

Для лиц с тяжелыми нарушениями речи, глухих, слабослышащих вступительные испытания, проводимые в устной форме, проводятся в письменной форме. И наоборот, для лиц с нарушениями двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением или диктуются ассистенту, т.е. вступительные испытания, проводимые в письменной форме, проводятся в устной форме. Таким образом, ТГМУ Минздрава России успешно идет к реализации безбарьерной среды в своем ВУЗе.

В ФГБОУ ВПО «Дальрыбвтуз» ведется активная работа по созданию безбарьерной среды и повышению уровня доступности зданий и сооружений для различных категорий инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Обучение такой категории студентов осуществляется как в общих группах, так и по индивидуальным программам. Создана специальная аудитория со звукоусиливающей аппаратурой, специальными программами, мультимедийными средствами. Студенты с ограниченными возможностями здоровья имеют возможность работы с удаленными ресурсами электронно-библиотечной

систем из любой точки, имеющей подключение к сети Internet, в том числе, и из дома. Но если рассматривать безбарьерную среду Дальрыбвтуза с архитектурной точки зрения, то все ограничивается лишь несколькими пандусами, поэтому существуют значительные затруднения для передвижения лиц с поражением опорно-двигательного аппарата.

В 2015 году общественная организация инвалидов - спинальников "Ковчег" и Морской государственный университет им. Невельского решили объединиться для создания социального проекта "Инвалидам Приморья - бесплатное высшее образование". В рамках проекта любой инвалид Приморского края теперь сможет получить высшее образование по целому ряду специальностей абсолютно бесплатно.

Цель данного проекта - предоставить инвалидам Приморского края возможность получить высшее образование по достаточно востребованным в регионе специальностям абсолютно бесплатно. Но без создания физической среды данный проект не сможет реализовать себя полностью и для всех. Данный вуз нуждается в комплексном переоснащении оборудования и архитектурных сооружений для возможности реализации активной студенческой жизни маломобильных групп населения.

К сожалению, не все вузы Владивостока имеют условия для обучения студентов с инвалидностью. В ходе исследования проводился соцопрос преподавателей и студентов вузов. Выяснилось, что существуют определенные проблемы инклюзивного образования, как психологические и информационные - со стороны субъектов образовательного процесса, так и организационного плана. При этом ситуация гораздо лучше там, где велась целенаправленная работа по развитию инклюзивного образования. Так, ответы респондентов из ДВФУ демонстрируют гораздо более глубокое понимание проблемы и более толерантное отношение к студентам с инвалидностью.

Таким образом, для успешного создания безбарьерной среды необходимо решение следующих задач:

1. Включение студентов с инвалидностью в обычные студенческие потоки.

2. Создание при каждом вузе ресурсного центра, который предполагает, в первую очередь, наличие высококвалифицированных специалистов, которые хорошо ориентируются в методиках обучения лиц с особыми потребностями, консультируют родителей, детей, педагогов, могут организовать курсы повышения квалификации для педагогов, поддержку учащихся с особыми потребностями, мероприятия по обмену опытом и т.д.

3. Создание доступной физической среды. На сегодняшний день оборудование доступной для инвалидов среды производится лишь при капитальном ремонте. Другим вариантом будет законодательное закрепление минимума требований к физической среде и учебному процессу, делающего обучение людей с ОВЗ возможным.

4. Существенной проблемой является практическая недоступность транспорта, особенно междугороднего. При необорудованных автобусов и поездов нельзя говорить о доступности для человека в инвалидной коляске учебных заведений в других городах.

ВЫВОДЫ

Формирование безбарьерной среды для инвалидов и маломобильных групп населения в вузах Владивостока исключит любую дискриминацию людей, обеспечит равное отношение ко всем и создаст особые условия для людей, имеющих особые образовательные потребности. При этом разработанные в ходе проведенного исследования рекомендации могут быть успешно использованы при обеспечении информационной доступности в вузах города Владивостока, реализации проектов инклюзии, оказании методической помощь педагогам и социальным работникам.

ЛИТЕРАТУРА

1. Айшервуд М.М. Полноценная жизнь инвалида / М.М. Айшервуд. - Москва: Инфра-М, 2010. - 94 с.

2. Ветрова И.Ю. Проблемы социальной адаптации инвалидов / И.Ю. Ветрова - Москва : Просвещение, 2010. - 256 с.

3. Кулагина Е. В. Образование детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья: тенденции и критерии регулирования / Е.В. Кулагина // Социологические исследования. -2015. - № 9. - С. 94-101.

4. Солодянкина О. В. Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе / О. . Солодянкина. - Москва : Юрайт, 2020. - 206 c.

REFERENCES

1. Isherwood, M.M. (2010), A full life of a disabled person, Infra-M, Moscow.

2. Vetrova, I.Yu. (2010), Problems of social adaptation of disabled people, Education, Moscow.

3. Kulagina, E.V. (2015), "Education of disabled children and children with disabilities: trends and regulation criteria", Sociological research, No. 9, pp. 94-101.

4. Solodyankina O.V. (2020), Forecasting, design and modeling in social work, "You write", Moscow.

Контактная информация: lisna09@mail.ru

Статья поступила в редакцию 24.07.2021

УДК 379.84:796.912

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЗАНЯТИЙ ПО ФИГУРНОМУ КАТАНИЮ РЕКРЕАЦИОННО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В ФОРМАТЕ СЕМЕЙНОГО ДОСУГА

Юрий Эдуардович Гудков, кандидат педагогических наук, доцент, Наталия Вадимовна Мазитова, кандидат педагогических наук, доцент, Галина Ивановна Высовень, кандидат педагогических наук, Тамара Михайловна Дьяконова, кандидат педагогических наук, Екатерина Андреевна Мунирова, кандидат педагогических наук, Владивостокский государственный университет экономики и сервиса

Аннотация

В статье представлены результаты пилотного исследования по проблеме применения средств фигурного катания для решения рекреационно-оздоровительных задач в структуре семейного отдыха. Новизной исследования явилось содержание разработанных групп игровых заданий, направленных на получение рекреационного эффекта у разновозрастного контингента занимающихся мужского и женского пола. В качестве ключевых аспектов разработанных упражнений отметим образовательную направленность, использование анимационных средств и музыкального сопровождения, рекреационно-состязательные компоненты, поддерживающую коммуникацию между участниками рекреационно-оздоровительного процесса. Подтверждением перспективности дальнейшего исследования по данной проблеме явились получение и сравнение показателей эмоционального состояния членов семей, занимающихся в контрольной и экспериментальной группах, до и после пилотного эксперимента.

Ключевые слова: рекреационно-оздоровительная деятельность, семейный досуг, средства фигурного катания.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.7.p68-73

CONTENT FEATURES OF FIGURE RIDING CLASSES OF RECREATIONAL AND HEALTHY DIRECTION IN THE FORMAT OF FAMILY LEISURE TIME

Yury Eduardovich Gudkov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Natalia Vadimovna Mazitova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Galina Ivanovna Vysoven, the candidate of pedagogical sciences, Tamara Mikhailovna Dyakonova, the candidate of pedagogical sciences, Ekaterina Andreevna Munirova, the candidate of pedagogical sciences, Vladivostok State University of Economics and Service

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.