Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДОСТУПНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ'

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДОСТУПНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
7478
1041
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОСТУПНАЯ СРЕДА ДЛЯ ИНВАЛИДОВ / ИНВАЛИД / ЛИЦО С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / ФОРМИРОВАНИЕ ДОСТУПНОЙ СРЕДЫ / ACCESSIBLE ENVIRONMENT FOR PEOPLE WITH DISABILITIES / DISABLED PERSON / PERSON WITH DISABILITIES / FORMATION OF AN ACCESSIBLE ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Магомедова А. Г.

В статье рассматриваются проблемы формирования доступной среды с целью повышения качества жизни инвалидов в современном российском обществе. Именно такого рода проблемы возникают при реализации Федеральной целевой программы «Доступная среда», целью которой является создание безбарьерной среды для инвалидов. Актуальность темы статьи обусловлена тем, что на сегодняшний день в государстве все еще остается нерешенной задача создания для инвалидов качественной доступной среды, которая бы позволяла им реализовывать свои возможности наравне с другими членами общества. Проанализирован ряд проблем формирования доступной среды для инвалидов, в том числе проблемы трудоустройства инвалидов во многих регионах, которые актуальны для большинства регионов Северного Кавказа, особенно для Республики Дагестан. В статье дается анализ норм законодательства, регулирующих права людей с ограниченными возможностями и маломобильных граждан, а также судебной практики о нарушениях, связанных с беспрепятственным входом в помещение инвалидов, в том числе инвалилов-колясочников, инвалидов с нарушением зрания и др. Особое внимание в статье уделено тем мерам, которые направлены на поддержку данной категории населения во всех сферах. Обосновывается вывод о том, что законодательство должно быть пересмотрено для создания эффективной доступной среды для инвалидов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Магомедова А. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF FORMING AN ACCESSIBLE ENVIRONMENT FOR THE DISABLED

The article discusses the problems of forming an accessible environment in order to improve the quality of life of people with disabilities in modern Russian society. It is these kinds of problems that arise when implementing the Federal Target Program "Accessible Environment", the purpose of which is to create a barrier-free environment for people with disabilities. The relevance of the topic of the article is due to the fact that today the state still has an unresolved task of creating a high-quality accessible environment for people with disabilities, which would allow them to realize their capabilities on an equal basis with other members of society. A number of problems of the formation of an accessible environment for people with disabilities are analyzed, including the problems of employment of people with disabilities in many regions, which are relevant for most regions of the North Caucasus, especially for the Republic of Dagestan. The article provides an analysis of the legal norms governing the rights of people with disabilities and people with limited mobility, as well as judicial practice on violations associated with unhindered entry into the premises of disabled people, including wheelchair users, disabled people with vision impairments, etc. Special attention in the article paid to those measures that are aimed at supporting this category of the population in all areas. The conclusion is substantiated that the legislation should be revised to create an effective accessible environment for people with disabilities.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДОСТУПНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ»

УДК 347

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДОСТУПНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ

Магомедова А.Г., Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, Российская Федерация,

[email protected]

В статье рассматриваются проблемы формирования доступной среды с целью повышения качества жизни инвалидов в современном российском обществе. Именно такого рода проблемы возникают при реализации Федеральной целевой программы «Доступная среда», целью которой является создание безбарьерной среды для инвалидов. Актуальность темы статьи обусловлена тем, что на сегодняшний день в государстве все еще остается нерешенной задача создания для инвалидов качественной доступной среды, которая бы позволяла им реализовывать свои возможности наравне с другими членами общества. Проанализирован ряд проблем формирования доступной среды для инвалидов, в том числе проблемы трудоустройства инвалидов во многих регионах, которые актуальны для большинства регионов Северного Кавказа, особенно для Республики Дагестан. В статье дается анализ норм законодательства, регулирующих права людей с ограниченными возможностями и маломобильных граждан, а также судебной практики о нарушениях, связанных с беспрепятственным входом в помещение инвалидов, в том числе инвали-лов-колясочников, инвалидов с нарушением зрания и др. Особое внимание в статье уделено тем мерам, которые направлены на поддержку данной категории населения во всех сферах. Обосновывается вывод о том, что законодательство должно быть пересмотрено для создания эффективной доступной среды для инвалидов.

Ключевые слова: доступная среда для инвалидов, инвалид, лицо с ограниченными возможностями здоровья, формирование доступной среды.

DOI: 10.21779/2224-0241-2020-36-4-117-122

UDC 347

PROBLEMS OF FORMING AN ACCESSIBLE ENVIRONMENT FOR THE DISABLED Magomedova A.G., Dagestan State University, Makhachkala, Russian Federation, [email protected]

The article discusses the problems of forming an accessible environment in order to improve the quality of life of people with disabilities in modern Russian society. It is these kinds of problems that arise when implementing the Federal Target Program "Accessible Environment", the purpose of which is to create a barrier-free environment for people with disabilities. The relevance of the topic of the article is due to the fact that today the state still has an unresolved task of creating a high-quality accessible environment for people with disabilities, which would allow them to realize their capabilities on an equal basis with other members of society. A number of problems of the formation of an accessible environment for people with disabilities are analyzed, including the problems of employment of people with disabilities in many regions, which are relevant for most regions of the North Caucasus, especially for the Republic of Dagestan. The article provides an analysis of the legal norms governing the rights of people with disabilities and people with limited mobility, as well as judicial practice on violations associated with unhindered entry into the premises of disabled people, including wheelchair users, disabled people with vision impairments, etc. Special attention in the article paid to those measures that are aimed at supporting this category of the population in all areas. The conclusion is substantiated that the legislation should be revised to create an effective accessible environment for people with disabilities.

Key words: accessible environment for people with disabilities, disabled person, person with disabilities, formation of an accessible environment.

DOI: 10.21779/2224-0241-2020-36-4-117-122

Основополагающим международным актом, отражающим отношение мирового сообщества к инвалидам как определенной социальной группе, является принятая 13.12.2006 г. Генеральной Ассамблеей ООН Конвенция о правах инвалидов. Россией она была подписана в 2008 г., ратифици-

рована - в 2012 г. Однако в Российской Федерации данный вопрос приобрел особую значимость только в последние десятилетия. Это связано с тем, что большинство инвалидов в России испытывают в настоящее время значительные затруднения, осложняющие их жизнедеятельность и адаптацию.

Задача государства и общества состоит в выявлении и устранении такого рода затруднений. По мнению И.Е. Шарамыгиной, с которой следует согласиться, для полноценной жизни инвалидов необходимо удовлетворение таких потребностей, как беспрепятственное передвижение, общение и социализация в обществе; свободный доступ к социально-бытовым, культурным и прочим объектам; возможность получения образования, включая и высшее; трудоустройство [1, с. 144].

Для создания безбарьерной среды Постановлением Правительства РФ от 01.12.2012 г. №1297 (в ред. от 31 марта 2017 г. №371) была принята Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда», рассчитанная на период с 2011 г. по 2020 г., целью которой является создание правовых, экономических и институциональных условий для интеграции инвалидов в общество и повышению уровня их жизни. В феврале 2017 года срок действия программы «Доступная среда» был продлен до 2025 года. Как подчеркивают М.Р. Макарова и Д.В. Шутов, «к этому сроку в России должны сформироваться условия для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к транспорту, информации и связи, объектам и услугам» [2, с. 28].

Что же представляет собой Федеральная целевая программа «Доступная среда»? Это - программный документ, в котором отражены основные пути и условия формирования не только беспрепятственного доступа инвалидов и маломобильных граждан к средствам транспорта, информации и связи, другим объектам и услугам в России, но также повышение их качества жизни и интеграции в общество. Как пишет В.А. Кузова, «доступная или безбарьерная среда в широком смысле - это среда, которая создаёт лёгкие и безопасные условия для наибольшего числа людей» [3, с. 184]. По мнению профессора М.Х. Гатиятуллина: «Доступная среда» - это такая организация окружающего пространства, при которой любой человек, независимо от своего состояния, физических возможностей и других ограничений, имеет возможность беспрепятственного доступа к любым объектам социальной, общественной, транспортной и иной инфраструктуры, а также может свободно передвигаться по любому выбранному маршруту» [4].

Однако, несмотря на то, что в Российской Федерации государственная программа «Доступная среда» призвана улучшить положение инвалидов, условия для ее реализации не созданы. К примеру, не решена проблема трудоустройства инвалидов. Так, М.А. Бахтина, с которой следует согласиться, отмечает, что «ситуация с трудоустройством инвалидов все еще нестабильна и требует контроля за соблюдением уже существующих законов, а также их доработок для создания условий жизни инвалидам в соответствии с правами, отраженными в Конституции РФ» [5, с. 37]. Такого же мнения придерживается В. В. Барсуков, подчеркивая, что, несмот-

ря на принятые меры по осуществлению контроля за соблюдением законодательства о социальной защите инвалидов, «сложившаяся ситуация показывает, что этих мер явно недостаточно» [6, с. 9].

В законодательстве об инвалидах содержится ряд норм предусматривающих меры, направленные на поддержку данной категории населения во всех сферах. Однако в процессе анализа российской законодательной базы по созданию доступной среды было выявлено не только несовершенство нормативного регулирования, но и неэффективность взаимодействия между разными органами власти [8, с. 41].

Подчеркнем, что в России до сих пор не создан устойчивый механизм формирования доступной среды для инвалидов, который мог бы обеспечить реализацию их прав и свобод и в полном объеме, формировал бы условия для их адаптации к нормальной жизнедеятельности. Как полагает И.Е. Шарамыгина, для инвалидов «наиболее распространенными и препятствующими полноценной жизни потребностями являются следующие: в беспрепятственном передвижении; в общении и социализации в обществе; в свободном доступе к объектам социально-бытовой, культурной и др. сферы; в возможности получать образование (в том числе и высшее); в трудоустройстве»

[1, с. 144]. И.Р. Руйгаи и М.В. Ефремова пишут, что «формирование доступной среды для инвалидов, несмотря на существующую правовую основу, соответствующую нормам международного права, в Российской Федерации находится на недостаточном уровне» [9, с. 74].

Одной из наиболее актуальных проблем является проблема получения образования инвалидами в современной России. Однако в ходе проверок надзирающими органами выявляются нарушения, связанные с обеспечением помещений для получения образования различного рода приспособлениями для беспрепятственного пользования инвалидами. При этом надо учитывать, что наличие инвалидности предполагает, в том числе, поражение органов зрения. Приведем пример. Усть-Ишимскимо районным судом Омской области было рассмотрено дело по административному исковому заявлению и.о. прокурора в интересах неопределенного круга лиц. Муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Малоби-чинская средняя общеобразовательная школа» об обязании обеспечить инвалидам условия для беспрепятственного доступа. Суд установил, что в ходе проверки были выявлены следующие нарушения: у здания школы для инвалидов по зрению не установлена информационная тактильная или тактильно-звуковая мнемосхема, отображающая информацию о помещениях в здании, не мешающая основному потоку посетителей, не обустроены направляющие тактильно-контрастные указатели. Суд признал убедительными доводы прокурора и внес представление об устранении нарушений, ко-

торые не были устранены по причине отсутствия финансирования. На основании изложенного суд решил исковые требования и.о. прокурора удовлетворить и возложить на Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Малобичинская средняя общеобразовательная школа» обязанность установить в здании школы информационную мнемосхему (тактильную схему движений), отображающую информацию о помещениях в здании [10].

Как было сказано выше, одной из важнейших проблем, требующих решения, является проблема занятости и трудоустройства граждан с ограниченными возможностями здоровья [11].

Несмотря на существующую правовую основу, вопросы занятости и трудоустройства инвалидов остаются недостаточно проработанными во многих регионах. Основными проблемами трудоустройства инвалидов в России и ее регионах являются следующие: слабо отработанные законодательные механизмы, обеспечивающие взаимодействие государства и бизнеса по созданию специализированных рабочих мест для инвалидов; отсутствие заинтересованности государственных структур в обеспечении правовой и экономической поддержки работодателей, трудоустраивающих инвалидов; недостаточный контроль со стороны государственных органов за квотированием рабочих мест для инвалидов; низкий уровень мотивации государственных и муниципальных служащих, занимающихся вопросами помощи инвалидам, к качественному выполнению своих обязанностей и др.

Наиболее актуальной данная проблема является для многих регионов Северного Кавказа, в том числе для Республики Дагестан, в которой инвалидов значительно больше, чем в других регионах Российской Федерации. Правительством Республики Дагестан было принято Постановление «Об утверждении государственной программы Республики Дагестан "Доступная среда". Но, несмотря на то, что имеется правовая основа, проблемы формирования доступной среды и трудоустройства для инвалидов в Дагестане до сих пор не решены. Как отмечают З.З. Абдулаева и П.И. Магомедова, это «порождает высокую социальную зависимость, вынужденную изоляцию инвалидов, низкий уровень их жизни и другие проблемы» [12, с. 152].

Зачастую в республике работодатели под разным предлогом не берут инвалидов на работу, ограничивая их права, акцентируя внимание на недоступности для них некоторых видов деятельности ввиду их физической неприспособленности. Важной проблемой является трудоустройство специалистов с ограниченными по состоянию здоровья возможностями, являющихся выпускниками вузов. В силу сказанного в Республике Дагестан трудоустройство инвалидов и интеграция их в общество, как представляется, должны стать приори-

тетным направлением в деятельности органов исполнительной власти.

Следовательно, можно сказать, что решение проблемы трудоустройства инвалидов будет способствовать не только максимальному использованию их потенциала, но и их адаптации к жизни в обществе и их жизнеобеспечению.

Законодательство РФ обязывает власти формировать и реализовывать районные и городские программы по обеспечению доступности объектов городской инфраструктуры. Данная норма закреплена Федеральным законом № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» [7]. Для реализации данной нормы существуют технические регламенты для проектирования зданий, которые закреплены в Федеральном законе «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» от 30.12.2009 г. № 384-ФЗ (п. 7 ст. 30). Например, в Своде правил по проектированию и строительству зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения, доступность определяется как свойство здания, помещения, места обслуживания, позволяющее беспрепятственно достичь места и воспользоваться услугой.

Как было сказано выше, наличие инвалидности предполагает, в том числе, поражение органов зрения. В этом случае здания должны быть оснащены тактильными схемами движения. Рассмотрим пример такого нарушения. Так, прокурор Первомайского района г. Ростова-на-Дону обратился в Кировский районный суд г. Ростова-на-Дону в интересах неопределенного круга лиц с настоящим иском. В результате прокурорской проверки было установлено, что при входе в аптеку для инвалидов по зрению не установлена информационная мнемосхема, отображающая информацию о помещениях в здании, что не соответствует п.7.1.8 Свода правил и нарушает требования ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. №181-ФЗ. В результате чего суд принял решение установить при входе в помещение аптеки информационную мнемосхему для инвалидов по зрению [13].

Большой проблемой является наличие нарушений, связанных с беспрепятственным входом в помещение инвалидов-колясочников, в связи с отсутствием у входа в здание пандуса. Приведем пример. Инзенский районный суд Ульяновской области, рассмотрев административное дело по иску Инзенского межрайонного прокурора Ульяновской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования о возложении обязанности организовать приведение в соответствии с требованиями СНиП РФ 59.13330.2016 вход в здание. Судом было установлено, что администрацией МО «Базарносызганский район» не обеспечены условия для беспрепятственного доступа инвалидов, использующих кресла-коляски, в административное здание, вход в

здание средствами для беспрепятственного доступа не оборудован, пандуса не имеется. В целях устранения вышеуказанных нарушений закона прокурором было вынесено представление. Поскольку условия для беспрепятственного посещения здания маломобильными группами населения не были созданы, суд решил исковые требования прокурора удовлетворить и обязать Администрацию муниципального образования привести административное здание в соответствие с требованиями СНиП РФ 59.13330.2016 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденные приказом Минстроя России [14].

Следует также отметить, что прокурорами выявляются нарушения на дорогах общего пользования, что препятствует передвижению инвалидов, ограничивает их доступ к объектам городской инфраструктуры.

Приведем следующий пример. Октябрьский районный суд г. Ростова-на-Дону, рассмотрев исковое заявление прокурора Ленинского района в интересах неопределенного круга лиц к МКУ «Дирекция по строительству объектов транспортной инфраструктуры г. Ростова-на-Дону», третье лицо: МКУ «Управление благоустройства Ленинского района г. Ростова-на-Дону» об обязании обустроить участок тротуара бордюрным пандусом, установил следующее. На участке дороги общего пользования выявлены следующие нарушения: отсутствуют бордюрные съезды, перепад высот между нижней гранью съезда и проезжей частью составляет 9 см, т. е. превышает нормы, что не соответствует требованиям «СП 59.13330 «СНиП 35-012001. Неприведение указанного участка тротуара в соответствие с требованиями законодательства о социальной защите инвалидов влечет нарушение прав инвалидов и маломобильных групп населения на создание им равных условий с другими гражданами, возможностей участия в жизни общества, что также может причинить вред их здоровью. На основании вышеизложенного прокурор Ленинского района г. Ростова-на-Дону просил суд обязать МКУ «Дирекция по строительству объектов транспортной инфраструктуры г. Ростова-на-Дону» обустроить съезд с тротуара на проезжую часть под бордюрным пандусом в соответствии с требованиями СНИП. Согласно законодательству обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры является одной из важнейших задач федеральной целевой программы «Доступная среда». Учитывая вышеизложенное, суд посчитал, что предъявленные требования прокурора законны и обоснованы и обязал МКУ «Дирекция по строительству объектов транспортной инфраструктуры г. Ростова-на-Дону» обустроить съезд с тротуара на проезжую часть под бордюрным пандусом в соответствии требованиями [15].

Кроме пандусов, объекты социальной инфраструктуры должны иметь места для парковки

лиц с инвалидностью, которые управляют транспортными средствами. Приведем пример. Городской прокурор обратился в Лужский городской суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Б. об обязании оборудовать вход в здание магазина пандусом и специальным устройством-кнопкой вызова персонала, а также оборудовать перед входом в здание магазина место для парковки машин инвалидов. Суд пришел к выводу об отсутствии в магазине технических приспособлений для беспрепятственного доступа инвалидов, а также парко-вочных мест для них, хотя согласно законодательству у каждого объекта социальной инфраструктуры должно быть не менее 10 парковок для водителей-инвалидов. Иск судом был удовлетворен [16].

Таким образом, при реализации создания доступной среды для инвалидов зачастую выявляется формальный подход, тогда как в реальности им не предоставляется возможность пользоваться вспомогательным устройствами из-за их неисправности, физической недоступности или иных причин.

В заключение можно сделать следующие выводы.

При формировании доступной среды существуют определенные проблемы, требующие решения. Для разрешения данных проблем в России необходимо решить ряд задач: внести существенные корректировки в российское законодательство, в том числе и в законодательство Республики Дагестан с целью создания механизма оценки эффективности формирования доступной среды.

Несмотря на то, что Федеральная программа «Доступная среда» стартовала достаточно давно, судебная практика свидетельствует о том, что в ходе проверок надзирающими органами выявляются нарушения, связанные с обеспечением помещений различного рода приспособлениями для беспрепятственного пользования инвалидами. При этом надо учесть, что наличие инвалидности предполагает самые разнообразные поражения организма, что должно учитываться при строительстве объектов инфраструктуры.

Одной из важных проблем является проблема трудоустройства инвалидов, для решения которой необходимо, прежде всего, совершенствовать нормативную правовую базу, создать для них доступную среду, обеспечить доступ к образованию, повышать их квалификацию. Представляется важным для лиц с инвалидностью создавать возможности для их временной занятости, выполнения оплачиваемых общественных работ. Поэтому требуется принять системные меры на всех уровнях -начиная с федеральных органов государственной власти и заканчивая органами местного самоуправления и частными фирмами.

Литература

1. Шарамыгина И.Е. Право инвалидов на доступную среду: опыт, проблемы и пути их решения // Реализация Конвенции ООН о правах инвалидов: опыт, проблемы, пути их решения: сб. науч. ст., материалов междунар. науч.-практ. конф. Кемерово: Кемеровский государственный университет. 2017. С.143-146.

2. МакароваМ.Р., Шутов Д.В. Доступная домашняя среда как форма перспективного развития и жизни маломобильных групп населения // Вестник Всероссийского общества специалистов по медико-социальной экспертизе, реабилитации и реабилитационной индустрии. 2018. №2. С. 28-37.

3. Кузова В.А. Проблемы создания доступной среды для маломобильных групп населения в Приморском крае // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2016. № 1. С. 183-189.

4. Гатиятуллин М.Х., Валиуллина В.Р. Создание безбарьерной среды // Техника и технология транспорта. 2020. № 2 (17). С. 5. URL: http://transport-kgasu.ru/files/N17-05BDD220.pdf (дата обращения: 24.11.2020).

5. Бахтина М.А. Особенности положения инвалидов на российском рынке труда // Энергия -XXI век. 2019. №1-2 (105-106). С. 36-42.

6. Барсуков В.В. Контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о социальной защите инвалидов // Гуманитарные научные исследования. 2019. № 3 (91). 9 с. [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2019/03/25723 (дата обращения: 20.11.2020).

7. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: федер. закон Рос. Федерации от 24 нояб. 1995 г. № 181-ФЗ: в ред. от 24 апр. .2020 г., с изм. и доп., вступ. в силу с июля 2020 г. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

8. Фридман Т.С. Влияние законодательства на создание доступной среды для маломобильных групп населения // Наука и бизнес: пути развития. 2017. № 11 (77). С. 40-43.

9. Руйга И.Р., Ефремова М.В. Проблемы формирования доступной среды для маломобильных групп населения на региональном уровне: нормативно-правовой аспект // Государственное и муниципальное управление в XXI веке: теория, методология, практика. 2015. № 18. С. 74-81.

10. Решение Усть-Ишимского районного суда Омской области по делу № 2-64/2020 от 30 мая 2020 г. URL: https://sudact.ru/regular/doc/4KWQReGfLRUN/ (дата обращения: 24.11.2020).

11. Кравчук А. А. Проблемы трудоустройства инвалидов. URL: http://www.scienceforum.ru/2013/170/5315 (дата обращения: 20.11.2020).

12. Абдулаева З.З., Магомедова П.И. Проблемы и тенденции трудоустройства инвалидов как специфического сегмента регионального рынка труда // Региональные проблемы преобразования экономики. 2019. № 8 (106). С. 151-158.

13. Решение Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону (Ростовская область) № 2-7215/2016 2-7215/2016~М-6512/2016 М-6512/2016 от 5 сент. 2016 г. по делу № 2-7215/2016. URL: https://sudact.ru/regular/doc/qI9SzzOnW1H5/?regular-txt= (дата обращения: 25.11.2020).

14. Решение Инзенскогой районного суда Ульяновской области №а-2-72/2020 от 26 мая 2020 года. URL: https://sudact.ru/regular/doc/JS4HAg60zMgq/(дата обращения 20.11.2020).

15. Решение Октябрьского районного суда г. Ростова-на-Дону (Ростовская область) № 24458/2017 2-445 8/2017~М-3838/2017 М-3838/2017 от 16 авг. 2017 г. по делу № 2-4458/2017. URL: https://sudact.ru/regular/doc/qavWlS8gOeYn/ (дата обращения: 20.11.2020).

16. Решение Лужского городского суда Ленинградской области № 2-1350/2019 2-1350/2019~М-1008/2019 М-1008/2019 от 12 сент. 2019 г. по делу №2-1350/2019. URL: https://sudact.ru/regular/doc/HPe4xMTTlS1t/?page=3&regular-court=&regular-date_from=&regular-case (дата обращения: 25.11.2020).

References

1. Sharamygina I.E. Pravo invalidov na dostupnuyu sredu: opyt, problemy i puti ikh resheniya // Reali-zatsiya Konventsii OON o pravakh invalidov: opyt, problemy, puti ikh resheniya: sb. nauch. st., materialov mezhdunar. nauch.-prakt. konf. Kemerovo: Kemerovskii gosudarstvennyi universitet. 2017. S. 143-146.

2. Makarova M.R., Shutov D.V. Dostupnaya domashnyaya sreda kak forma perspektivnogo razvitiya i zhizni malomobil'nykh grupp naseleniya // Vestnik Vserossiiskogo obshchestva spetsialistov po mediko-sotsial'noi ekspertize, reabilitatsii i reabilitatsionnoi industrii. 2018. №2. S. 28-37.

3. Kuzova V.A. Problemy sozdaniya dostupnoi sredy dlya malomobil'nykh grupp naseleniya v Primor-skom krae // Territoriya novykh vozmozhnostei. Vestnik Vladivostokskogo gosudarstvennogo universiteta ekonomiki i servisa. 2016. № 1. S. 183-189.

4. Gatiyatullin M.Kh., Valiullina V.R. Sozdanie bezbar'ernoi sredy // Tekhnika i tekhnologiya transports 2020. № 2 (17). S. 5. URL: http://transport-kgasu.ru/files/N17-05BDD220.pdf (data obrashcheniya: 24.11.2020).

5. Bakhtina M.A. Osobennosti polozheniya invalidov na rossiiskom rynke truda // Energiya - XXI vek. 2019. №1-2 (105-106). S. 36-42.

6. Barsukov V.V. Kontrol' za soblyudeniem zakonodatel'stva Rossiiskoi Federatsii o sotsial'noi zashchite invalidov // Gumanitarnye nauchnye issledovaniya. 2019. № 3 (91). 9 s. [Elektronnyi resurs]. URL: http://human.snauka.ru/2019/03/25723 (data obrashcheniya: 20.11.2020).

7. O sotsial'noi zashchite invalidov v Rossiiskoi Federatsii: feder. zakon Ros. Federatsii ot 24 noyab. 1995 g. № 181-FZ: v red. ot 24 apr. 2020 g., s izm. i dop., vstup. v silu s iyulya 2020 g. Dostup iz sprav.-pravovoi sistemy «Konsul'tantPlyus».

8. Fridman T.S. Vliyanie zakonodatel'stva na sozdanie dostupnoi sredy dlya malomobil'nykh grupp na-seleniya // Nauka i biznes: puti razvitiya. 2017. № 11 (77). S. 40-43.

9. Ruiga I.R., Efremova M.V. Problemy formirovaniya dostupnoi sredy dlya malomobil'nykh grupp na-seleniya na regional'nom urovne: normativno-pravovoi aspekt // Gosudarstvennoe i munitsipal'noe upravlenie v XXI veke: teoriya, metodologiya, praktika. 2015. № 18. S. 74-81.

10. Reshenie Ust'-Ishimskogo raionnogo suda Omskoi oblasti po delu № 2-64/2020 ot 30 maya 2020 g. URL: https://sudact.ru/regular/doc/4KWQReGfLRUN/ (data obrashcheniya: 24.11.2020).

11. Kravchuk A. A. Problemy trudoustroistva invalidov. URL: http://www.scienceforum.ru/2013/170/5315 (data obrashcheniya: 20.11.2020).

12. Abdulaeva Z.Z., Magomedova P.I. Problemy i tendentsii trudoustroistva invalidov kak spetsifich-eskogo segmenta regional'nogo rynka truda // Regional'nye problemy preobrazovaniya ekonomiki. 2019. № 8 (106). S. 151-158.

13. Reshenie Kirovskogo raionnogo suda g. Rostova-na-Donu (Rostovskaya oblast') № 2-7215/2016 2-7215/2016~M-6512/2016 M-6512/2016 ot 5 sent. 2016 g. po delu № 2-7215/2016. URL: https://sudact.ru/regular/doc/qI9SzzOnW1H5/?regular-txt= (data obrashcheniya: 25.11.2020).

14. Reshenie Inzenskogoi raionnogo suda Ul'yanovskoi oblasti №a-2-72/2020 ot 26 maya 2020 goda. URL: https://sudact.ru/regular/doc/JS4HAg60zMgq/(data obrashcheniya 20.11.2020).

15. Reshenie Oktyabr'skogo raionnogo suda g. Rostova-na-Donu (Rostovskaya oblast') № 2-4458/2017 2-445 8/2017~M-3 83 8/2017 M-3838/2017 ot 16 avg. 2017 g. po delu № 2-4458/2017. URL: https://sudact.ru/regular/doc/qavWlS8gOeYn/ (data obrashcheniya: 20.11.2020).

16. Reshenie Luzhskogo gorodskogo suda Leningradskoi oblasti № 2-1350/2019 2-1350/2019~M-1008/2019 M-1008/2019 ot 12 sent. 2019 g. po delu №2-1350/2019. URL: https://sudact.ru/regular/doc/HPe4xMTTlS1t/?page=3&regular-court=&regular-date_from=&regular-case (data obrashcheniya: 25.11.2020).

Поступила в редакцию 21 ноября 2020 г.

Received 21 November, 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.